‘ .JSftYv А
R ыгтпрГо м
Dl_ Illr^lvJ IV!..
V v ^ ■ . . * • 1 ‘
УДК618.214:618.714-007.16 (045)
КАРЛ ЛЮДВИГОВИЧ МЮФКЕ (1868-1933) -ХУДОЖНИК-АРХИТЕКТОР И СТРОИТЕЛЬ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
П.В. Глыбочко, С .А. Степанов
Саратовский государственный медицинский университет
Карл Людвигович Мюфке (1868-1933) - архитектор-художник и строитель корпусов Саратовского медицинского университета и зданий клинического городка. Их появлению и реализации выдающегося проекта - великолепного архитектурного ансамбля, украшающего город, - саратовцы обязаны его таланту и художественному вкусу. В 1903годуК.Л. Мюфке сделал проект и возглавил работы по возведению анатомического института в Казани. Ктому времени он уже был знаменитым, маститым художником- архитектором, который, окончив Высшую художественную школу, был направлен в Санкт-Петербургскую академию художеств.
KARL LYUDVIGOVICH MYUPHKE (1868-1933) - ARCHITECT-PAINTER AND CONSTRUCTOR OF SARATOV UNIVERSITY
P.V. Glybochko, S.A. Stepanov
Saratov State Medical University
Karl Lyudvigovich Myuphke (1868-1933) - architect-painterand constructor of Saratov medical university educational blocks and clinical center buildings. Appearance and realization of outstanding project- excellent architectural ensemble, thatbeautify center of City, Saratov’s citizens obliged to his talentand artistic flair. In 1903K.L. Myuphke, make projects and estimate of anatomical institute in Kazan. By that time he has already been important, certificated architect-painter, thatgraduated High Painter College, attached to St. Petersburg Academy of Arts.
Карл Людвигович Мюфке, талантливый зодчий, подарил Саратову два прекрасных архитектурных ансамбля: комплекс зданий университета, украшающий центр города, и клинический городок (ныне Клиническая больница № 3 Саратовского государственного медицинского университета). Хотя эти ансамбли не в одинаковой степени выразительны и по-разному выполняют свою архитектурно-художественную функцию, каждый из них является зрелым творческим произведением и бесспорным памятником архитектуры и градостроительства. Рождением и воплощением в жизнь замечательного проекта целостного ансамбля корпусов, отличающегося единством замысла и высоким качеством исполнения и одобренного первым ректором проф. В.И. Разумовским, саратовцы обязаны художественному вкусу и таланту К.Л. Мюфке.
К.Л. Мюфке родился в Воронеже 30 января (11 февраля) 1868 года в небогатой семье аптекаря-провизора. Учился в местной гимназии, после чего, проявив склонность к точным дисциплинам, поступил в Петербургскую академию художеств на архитектурное отделение. Успешно осваивая свою будущую специальность, он получает отличные академические отметки - Малую и Большую серебряные медали. В 1893 году, после реформирования Академии художеств, К.Л. Мюфке был переведен слушателем высшего художественного училища, организованного при академии. В 1896 году 27-летний юноша окончил училище, получив звание и диплом архитектора-художника. Диплом, в частности, свидетельствовал: «Дано сие из Императорской академии художеств бывшему ученику Высшего художественного училища при академии Карлу Мюфке в том, что он определением
академии, 30 октября 1896 года состоявшимся, за отличные познания в искусстве и науках, доказанные им во время пребывания в архитектурном отделении училища, удостоен звания художника-архитектора с присвоением оному, на основании § 65 Высочайше утвержденного 15 октября 1893 года временного устава Имперской академии художеств, право на чин X класса при поступлении на государственную службу и с представлением производить постройки, в чем канцелярия Имперской академии художеств свидетельствует».
В качестве награды за отличное окончание училища архитектор получает возможность заграничной поездки в Италию, Францию, Германию и Австрию для осмотра и изучения классическихархитектурных памятников. Пребывание Мюфке в этих странах обогащает его творческий багаж и архитектурную палитру. Он обмеряет и зарисовывает лучшие архитектурные сооружения. Изучение классической архитектуры Рима способствует формированию архитектора и художника. По возвращению в Россию в 1897 году Мюфке получает назначение на государственную службу в Казанскую художественную школу, бывшую в ведении Академии художеств.
С 1897 по 1910 год художник постоянно живет в Казани, настойчиво совершенствуя свои познания в архитектурном деле, в котором обретает довольно большую известность и популярность. Заведуя архитектурным отделением Казанской художественной школы, он проводит активную преподавательскую работу по разнообразным предметам, в частности, по истории архитектуры, теории перспективы и теней строительного искусства, архитектурному проектированию, черчению,рисованию и живописи. Период, связанный с педагогической деятельностью К.Л. Мюфке, был одним из лучших в истории Казанской художественной школы. Из творческих работ Мюфке в Казани следует указать на проект здания Казанской художественной школы, осуществленный под его руководством в 1903 году.
Одновременно с 1901 по 1909 год Мюфке состоял архитектором-строителем Казанского университета, главное здание которого было спроектировано и построено П.Г. Пятницким (1825). К главному зданию университета по проекту и под руководством Мюфке в последующие годы возведен западный ризалитдля аудитории и выполнены некоторые переделки основного здания. Все это было сделано с большим тактом по отношению к существующей архитектуре университета. Кроме того, им были составлены проекты «восточного» пристроя к тому же главному зданию для анатомического, физического, химического и гигиенического институтов, неосуществленные в связи с начавшейся в 1904 году русско-японской войной. Проекты были выполнены в стиле русского классицизма и также представляются весьма удачными. Находясь на службе в качестве архитектора-строителя Казанского университета, Мюфке проявил себя ревностным хранителем здания классической архитектуры и тем самым сохранил выдающийся памятник русского классицизма для потомков. По своим стилевым качествам и архитектурно-художественным формам здание Казанского университета находится в ряду лучших произведений .
Характеризуя архитектурно-художественную деятельность К.Л. Мюфке в Казани, следует сказать, что с его участием были осуществлены следующие постройки: собственный особняк(ул. Кирпичнозаводская, 28, сейчас детский сад; 1896), здание художественной школы (ул. К. Маркса, 70; 1900-1903), дом Ушаковой (ул. Кремлевская, 33, ныне здание библиотеки; 1904-1908) и дом Сандалецкого (ул. К. Маркса, 4, ныне музей ИЗО; 1904). Последний приезд К. Мюфке в Казань датируется 1931 годом с целью продажи городу своего особняка на Кирпичнозаводской улице.
Деятельность К.Л. Мюфке в Саратове началась в 1909 году с открытием Саратовского Императорского университета. Во исполнении Высочайшей реляции «Быть сему», гласящей «учредить в Саратове Императорский университет и открыть действие такового в 1909 году в составе медицинского факультета» и подписанной лично государем-императором Николаем II, 23 сентября 1909 года в городе на Волге во временных помещениях начали обучение 106 студентов-первокурсников. Одновременно осуществлялась подготовка проекта университетского городка, выполнить которую было поручено архитектору на основании конкурсного отбора. Первый ректор Саратовского университета, профессор В.И. Разумовский, перебирая в памяти все известные ему кандидатуры на постархитектора-строителя, неслучайно остановил свой выбор именно на К.Л. Мюфке. В 1909 году Мюфке принимал участие в конкурсе на проект Саратовского университета, который единогласно был принят строительной комиссией. Таким образом, на основании конкурсного отбора строительная комиссия, в которую входили профессора В.И. Разумовский, И .А. Чуевский и В.В. Вормс, поручила директору Казанской художественной школы Карлу Людовиговичу Мюфке проектирование и строительство университетского комплекса.
К. Мюфке воплотил замыслы строительной комиссии, работавшей с 27 июля 1909 по 15 декабря 1910 года, впервые в истории Саратова создал блестящие целостные ансамбли, отличающиеся единством замысла и высоким качеством исполнения. Весной 1910 года начались строительные работы. Строительная комиссия во главе с первым ректором университета профессором-хирургом В.И. Разумовским и главным архитектором проекта К.Л. Мюфке энергично взялась за дело. В последующие годы председателем строительной комиссии был назначен профессор П.П. За-болотнов - ректор, заведующий кафедрой патологической анатомии. Проектируя здания университета, К.Л. Мюфке добивался эстетической выразительности их облика, стремился к выполнению основной задачи - сделать корпуса не только красивыми, но и функционально осмысленными для педагогического процесса и научной работы, - создавая тем самым собственную творческую систему построек. Однако на пути творческих поисков архитектора возникали помехи - замена территории застройки и нехватка средств, сильно тормозившие завершение начатых дел, что, несомненно, негативно влияло и на само творчество.
Первоначально для размещения всех зданий университета намечалась Московская площадь, хотя она имела одну особенность, затруднявшую проектирование: ее прорезала Московская улица (тракт) и делила
на две части - правую и левую. Когда вопрос о выделении этой территории был почти решен, Мюфке приступил к проектированию комплекса и выбрал наиболее оптимальный вариант использования обеих половин площади, сообразуясь с идеей создания стилистического и композиционного единства архитектурного ансамбля. Главные здания университета зодчий намечал расположить на левой (по направлению от Волги) половине площади, а все здания клиники и другие строения - на правой. Но уже само разделение площади магистральной улицей вызвало осложнение в объемно- пространственной организации зданий этих двух частей. Примирившись с такой ситуацией, Мюфке продолжал творчески решать эту задачу, рассматривая левую часть площади как место строительства первой очереди, правую же часть - второй очереди. Затянувшееся строительство на правой половине площади вызвало ряд осложнений в реализации единого плана строительства зданий. Вскоре у строительной комиссии возникло еще одно неожиданное препятствие: городская дума отменила свое решение о выделении университету всей площади и предоставила только ее левую половину. Началась новая фаза проектирования и новые трудности. Зодчему пришлось отказаться от многого ранее задуманного, так как изъятие правой половины площади изменили характер и размах планировки и застройки. Новый тур проектирования продолжался около десяти лет. За это время было завершено строительство зданий левой половины Московской площади и застройка отведенной позднее территории под клинический городок. В течение длительного времени - до конца 20-х годов -Мюфке неотрывно занимался проектированием как зодчий и практической деятельностью как строитель. Если учесть, что он имел в качестве помощников одного лишь архитектора - петербургского студента- стажера, а по строительству - одного техника гражданских сооружений, то легко себе представить огромную трудовую и творческую нагрузку, выпавшую на долю зодчего.
Городская дума, состоящая из 60 гласных, среди которых более половины были купцы, заботилась о культурном развитии Саратова. На устройство Саратовского университета она выделила 1 млн. 200 тыс. рублей. Это были главным образом купеческие деньги (В.Н. Семенов, Н.В. Семенов, 1995).
Корпуса первой очереди были предназначены для анатомического института, два корпуса - для института экспериментальной медицины, а четвертый корпус -для физического института. Открытый парадный двор-курдонер дал архитектору возможность расположить два корпуса института экспериментальной медицины фронтально по ул. Московской. Такое расположение корпусов воспринимается как нечто грандиозное, парадное и торжественное. Оно позволило К.Л. Мюфке создать гармоничный перспективный вид и обусловило единство архитектурного ансамбля университетских зданий.
Для второй очереди строительства архитектор наметил химический корпус и здание фундаментальной библиотеки. Однако к 1916 году вместо семи запланированных зданий было окончено строительство только четырех в связи с тем, что министерством просвещения выделялись скудные средства, и рабочие порой не получали зарплату.
Мюфке применил четкую схему аллей и дорог, расположив их с учетом всестороннего визуального охвата зданий как с внешней, так и с внутренней сторон, включая территорию курдонеров. Четвертый корпус - физический институт - в планировочном отношении оказался более самостоятельным, что связано с необходимостью его ориентирования на Университетскую улицу. Однако и он не выпадает из общей позиции, отлично вписывается в общую планировочную схему и как бы ее завершает.
Из истории строительства Императорского Николаевского Саратовского университета известно, что в IV корпусе, где размещались анатомический институт и морг, была устроена часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая, небесного покровителя Императора Николая II, указом которого был создан Саратовский университет и который оказал серьезную финансовую поддержку строящемуся вузу, выкупив землю на свои собственные средства и покрыв часть расходов на строительство. При строительстве часовни изначально предполагалась возможность совершения в ней чина погребения умерших. Поскольку сама часовня была невелика, к ней с двух сторон были сделаны крыльца, сохранившиеся до сих пор, с которых выносили усопших для отпевания. В годы Советской власти (в 1918 г.) часовня была упразднена после декрета большевистского правительства об упразднении домовых храмов при высших учебных заведениях. В наши дни, после разделении в 1930 году Саратовского университета и Саратовского государственного медицинского института (ныне СГМУ), в помещении бывшей часовни размещается бухгалтерия СГМУ.
Два здания, построенных на территории университетского городка сравнительно недавно (корпус по Астраханской улице и библиотека), расположились строго там, где это было намечено еще К.Л. Мюфке, но их архитектурная трактовка несколько выпадает из общей панорамы и из общего стиля всего ансамбля университетского городка, поскольку чувствуется отсутствие руки Мастера. Таким образом, к середине 1914 года были построены 4 корпуса, сооруженные в классическом стиле, в оригинальной современной трактовке образовавшие единый архитектурный комплекс и ставшие по праву примечательностью Саратова.
В ансамбль Мюфке на современной территории университетского городка удовлетворительно вписались более поздние сооружения - V корпус (1952 г., архитектор Н.К. Усов) и корпус научной библиотеки (1957 г., архитектор Ю.В. Истомин). Что же касается еще двух зданий по Б. Казачьей улице (VIII и IX корпуса СГУ), вплотную прилегающих к зданиям классической архитектуры, то резкий контраст - классического и стандартного советского стилей - подчеркнули безликость типовых коробок, нарушивших ансамбль и снизивших ценность памятника архитектуры начала XX века.
Градостроительная ситуация и стилистика существующей застройки определили облик недавно построенного X корпуса СГУ. Здание располагается на пересечении двух крупных городских магистралей -улиц Астраханской и Московской - и соответствует масштабу раскрывающейся передним площади. Его композицию составляют два протяженных вдоль улиц
объема, которые на углу объединяются полукруглым третьим, увенчанным куполом со шпилем и создающим градостроительную доминанту. Авторами (главный архитектор Е.О. Бурмистров) использовалисьтра-диционные для старых корпусов элементы классицизма (карниз, обрамление окон, детали совмещения с кровлей и др.), хотя в целом постройка выглядит вполне современно (крупные проемы с витражом и т. п.).
Фасады нового здания покрыты декоративной штукатуркой, имитирующей камень. Настоящим украшением стала кирпичная кладка, выполненная как дань архитектурной традиции из ординарного кирпича. Цоколь и ступени облицованы гранитом, колонны у входа - мрамором. Конструкции окон и витражи изготовлены из анодированного алюминия, купол -из штампованного алюминия. Это единственное в Саратове здание с подобным покрытием.
К. Мюфке одновременно со строительством учебных корпусов на Московской площади начал проектировать и строить на окраине Саратова, в Агафонов-ском поселке, здания клиникуниверситета. Для строительства лечебной базы были отведены каменистые безлесные пустыни на северо-западных склонах между Лысой и Алтынской горами.
Над проектом зданий для университетских клиник - хирургической; болезней уха, горла и носа (имени академика Н.П. Симановского) и терапевтической (недостроенной вследствие начавшейся Первой мировой войны) - К. Мюфке работал в течение трех лет (1909-1911). Построенные позже здания в настоящее время принадлежат Третьей клинической больнице Саратовского государственного медицинского университета.
Ансамбль клинического городка, в который вошли хирургические корпус, корпус нервных болезней и корпус болезней уха, горла и носа, отличается некоторыми нарушениями стилевого единства, что связано с настоятельным требованием заказчиков сделать проект более модернистским и менее дорогим. Однако талантливый архитектор смог удовлетворить требованиям заказчиков, сумев сохранить при этом классическую основу в архитектурном образе зданий. У всех трех корпусов разные фасады, но их архитектурный строй характеризуется симметричной системой, с подчеркиванием особенностей русской классики, благодаря чему архитектура зданий воспринимается сквозь призму хороших пропорций, гармоничности частей и целого, простоты форм рисунка и монументальности основных фрагментов.
Здание хирургической клиники компактное, стройное, по фасаду удачно расчлененное на три композиционные оси. В стилевом отношении его можно отнести к типу зданий, имеющих заметный налет модерна на классической основе. Это здание, направленное фасадом к входу на территорию и хорошо сориентированное по сторонам света, является одним из существенных компонентов, сформировавших ансамбль клинического городка.
Здание клиники нервных болезней по величине почти равно хирургическому корпусу, расположено на одной линии с ним и также расчленено на три композиционные оси. В архитектурном плане это здание отличается большим количеством элементов модерна,
однако и здесь четко прослеживается классическая основа.
Здание клиники уха, горла и носа отличается от предыдущих объемом, общей трактовкой фасадов и плановым решением, однако в нем повторяется архитектоника и архитектурный почерк зданий других клиник.
К. Мюфке не только лично руководил строительством корпусов, но и добивался эстетической выразительности архитектурного облика зданий. Тем самым он показал себя незаурядным знатоком технологии строительства и его организатором. Таким образом, формируя основы собственной творческой системы, К.Л. Мюфке создал комплекс зданий университета, украшающий центр Саратова - бесспорный памятник архитектурного градостроительства. На зданиях университета и клиник установлены мемориальные доски с указанием авторства К.Л. Мюфке.
В книге «Архитектурный ансамбль К.Л. Мюфке в Саратове» А.П. Осятинский писал: «Здания расположены в здоровой местности, с далеким горизонтом и видом на Волгу, на участке четырнадцати десятин, построены, как и основные здания университета, по планам и под руководством архитектора-художника К.Л. Мюфке». Все, что построил Карл Людвигович Мюфке, сохранилось до сих пор и при правильной эксплуатации будет служить века. Саратов может по праву гордиться творениями рук великого архитектора, строителя, мастера.
Талант художника обусловлен его феноменальной трудоспособностью. Помимо творческой работы и руководства строительством, не прекращавшихся на протяжении более чем двадцати лет ни на один день, К .Л. Мюфке занимался педагогической деятельностью. В 1920 году он был избран по конкурсу во вновь открывшемся Саратовском политехническом институте профессором гражданской архитектуры и архитектурных форм. Он читал лекции и руководил практическими занятиями до 1923 года, то есть до закрытия института, оставаясь в то же время на службе в университете. В 1920 году зодчий был также приглашен профессором архитектуры и архитектурного проектирования в Саратовский инженерно- практический институт, где трудился до 1 июля 1924 года. С 1924 по 1930 год Мюфке работал только в Саратовском университете, где он восстановил и достроил три здания в клиническом городке. В 1923 году им был составлен проект достройки и перестройки здания бывшей Мариинской церкви под фундаментальную библиотеку университета, а в 1929 году -проект нового здания библиотеки, для которой было отведено место, занятое ныне зданием научной библиотеки СГУ. В 1930 году Мюфке составил проект дома для экспериментальных животных университета. Проект был утвержден, но строить по нему не удалось. Дальнейшая работа архитектора заключалась в контроле за эксплуатацией зданий университета. В наши дни здания университетского городка приобрели первозданную красоту и величие благодаря проведенному капитальному ремонту и реставрации.
Последние годы своей жизни Мюфке работал над проектом главного здания Саратовского научно-исследовательского института «Микроб». В конце 1930 года здоровье архитектора резко пошатнулось, и он вынужден был оставить работу в университете. Умер
К.Л. Мюфке 13 февраля 1933 года и похоронен на саратовском Воскресенском кладбище.
По решению Саратовского губисполкома в дни празднования 25-летнего юбилея университета в 1934 году на корпусах зданий университета были установлены мемориальные доски, увековечивающие память архитектора-художника К.Л. Мюфке, строителя зданий Саратовского университета. Так завершился жизненный путь талантливого зодчего, оставившего городу два прекрасных архитектурных ансамбля - комплекс зданий университета, украшающий и поныне центр Саратова, и клинический городок 3-й городской больницы СГМУ, резко выделяющийся своим архитектурным строем из всей прилегающей застройки. Эти два ансамбля хотя не в одинаковой степени выразительны и по-разному выполняют архитектурно-художественную функцию, но оба являются зрелыми творческими произведениями, украшающими город. Это бесспорные памятники архитектуры и градостроительства.
Для Саратова приезд на постоянное местожительство К. Мюфке, дипломированного архитектора-художника, окончившего высшее художественное училище
при Петербургской академии художеств, имел особое значение. Столичные архитекторы приезжали в город в связи со строительством отдельных зданий, большей частью особняков. К. Мюфке впервые в истории Саратова создал целостные ансамбли, отличающиеся единством замысла и высоким качеством исполнения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Архив СГМУ.
2.Виртуальный фотоальбом СГМУ.
3. История Саратовского края (с древнейших времен до 1917 года): Учебное пособие для 7-9-х классов школ всех типов / Под ред. В.П. Тотфалушина. - Саратов: Детская книга, 1996. - 408 с.
4. Малинин Г.А. Памятники и памятные места Саратовской области. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1979.
5.Осятинский А. П. Архитектурный ансамбль К.Л. Мюфке в Саратове. - Саратов, 1984.
6.Разумовский В.И. Строительство Саратовского университета (1909-1917). - Саратов, 1999.
7.Семенов В.А. Императорский Николаевский Саратовский университет. - Саратов, 1923. - С. 11, 16.
8.Семенов В.Н, Семенов Н.В. Саратов купеческий. -Саратов: Изд.-во журнала «Волга», 1995.
9.ЬіИ:р://8ага1оу.8ди.ги