М. С. Сидорова
Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого
КАРИКАТУРА XXI ВЕКА - ПАРОДИЯ НА ИСКУССТВО (ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)
Данная статья посвящена изменению значения жанра карикатуры в современном мире. Перемене смыслового содержания карикатуры и влияния ее на отношения между людьми. Особенную актуальность это приобрело в последние 3-4 года, когда жанр карикатуры перешел через моральную грань, предоставляя на общее обозрение не обличающие, а оскорбляющие картинки. На основе проведенного анализа литературы и СМИ автором делается вывод о перемене функционального значения карикатуры из обличительных картинок (XVI-XVIII вв.) в картинки аморального содержания с преимуществом «черного юмора».
Ключевые слова: карикатура, лубок, черный юмор, информационные технологии, СМИ.
M. S. Sidorova
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia)
CARICATURE OF THE XXI CENTURY - A PARODY ON THE ART
(ETHICAL ASPECTS)
This article deals with the changing values of the genre of cartoons in the modern world. Change the semantic content of the cartoons and the impact of it on the relationships between people. The actuality of it acquired in the last 3-4 years, when caricatures crossed a moral line by providing to the public not denouncing and insulting picture. On the basis of the analysis of the literature and the MASS MEDIA the author concludes that changing the functional value of the caricatures from incriminating pictures (XVI-XVIII centuries) in pictures of immoral content with the advantage of «black humor».
Keywords: cartoon, splint, black humor, information technology, media.
Карикатура - это серьезная мысль, облаченная в шутливую форму.
С. Нечаев
Каждая эпоха, каждое время привносит в культуру и искусство что-то новое. Однако, новое еще не значит положительное. Изначально карикатура служила «голосом народа». Карикатуристы передавали через свои рисунки проблемы простого народа, обличая ошибки и дурные поступки власть имущих. Сейчас же карикатура предстает перед нами в образе «яблока раздора», порождая на свет нелепые картинки сомнительного содержания.
В наше время карикатура остается самым массовым видом искусства. Определить это не сложно, достаточно купить в любом киоске любую газету и на ее страницах мы увидим статьи на самые злободневные темы дня с иллюстрациями довольно «ядовитых» картинок. Особенностью карикатуры можно назвать многократное усиление журналистской мысли, ее заострение.
Появление первых карикатур связывают с Крестьянской войной 1524-26 в Германии, Реформацией, первыми буржуазными революциями ХУ1-ХУШ вв. в Нидерландах, Англии, Франции. А, как правило, расцвет карикатуры происходит в периоды крупных общественных конфликтов. В России карикатуры появляется в XVII веке, ее зарождение начинается с лубочных картинок.
Карикатура обладает удивительным свойством выражать мнение не только автора, но и читателя. В карикатурах используются разные техники и жанры исполнения (графика, иллюстрация, коллаж, монтаж, фотография, плакат, живопись, реклама, анимация, скульптура и объемные изображения, архитектура, инсталляция, перформанс, актинг), позволяющие целенаправленно преувеличивать и подчеркивать отрицательные стороны жизни общества или отдельных личностей.
Карикатура является удивительным жанром, который можно сравнить с королевским шутом, единственным кто может говорить в лицо правду своему хозяину. Через карикатуру можно рассказывать о любых вещах - страшных, смешных, горестных, пугающих. Карикатура представляет собой специфическое проявление комического в изобразительном искусстве, сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных общественно-политических, бытовых явлений.
«Карикатура - это произведение или отдельный художественный образ, в котором в юмористической или сатирической форме преувеличиваются характерные особенности, чаще отрицательные, а иногда и положительные как у отдельного человека, так и у общества или явления с целью их осмеяния или возвеличивания» [2, с. 6].
Б. Р. Виппер в своей книге «Введение в историческое изучение искусства» подчеркивает три основных средства карикатуры:
1. В карикатуре, прежде всего, должно присутствовать одностороннее преувеличение или подчеркивание: обязательно в сторону уродства, безобразия, низости, и непременно с насмешкой. Если будет присутствовать всестороннее преувеличение, как физическое, так и духовное, и если не наблюдается противоречия между отдельными элементами, то в конечном результате мы будем видеть повышенную экспрессию, трагичность, в отдельных случаях героизм.
2. Карикатуре необходимо отклонение от нормы, нарушение естественности, но с соблюдением границ. В карикатуре должно в равных пропорциях сочетаться реальное и иррациональное. Если в увиденном «творении» вообще не существует норм и изображение представляет собой полное отрицание действительности, то это уже не карикатура, а гротеск. Карикатура же требует отдаленного сходства с натурой, хотя бы небольшого сходства с реальностью (так, например, невозможно себе представить карикатуру черта).
3. В любой карикатуре должно быть сходство с человеком, даже если художник не намерен изображать именно человека (например, у Брейгеля есть
карикатуры домой, деревьев, но у них у всех присутствует какая-то связь с человеком - руки, ноги, морды и т.д.) [1, с. 48].
Так же Б. З. Виппер выделяет три задачи карикатуры:
1. Первой задачей карикатуры Б. З. Виппер считает ее комичность -карикатура должна высмеивать и осуждать. Таким образом, Б. З. Виппер не соглашается с мнением известного историка карикатуры Фукса, который утверждает, что карикатура может быть позитивной. В этом утверждении речь идет не о намерениях и задумках художника (они могут быть самыми положительными), а о самом содержании карикатуры - оно обязательно должно быть негативными, а иначе пропадает все острие комизма, насмешки. Даже всякое добродушное преувеличение мы может отнести только к юмору, а не к карикатуре. Содержание карикатуры всегда рождается из неудовлетворенности, и содержат в себе критику.
2. В карикатуре всегда идет обращение против личности, факта или конкретного явления.
3. От шаржа или пародии карикатуру отличает острая тенденция, обязательно в защиту какого-нибудь идеала: она может поучать, воспитывать, агитировать, бороться. Карикатура всегда должна быть актуальной, помогать за что-то бороться, против чего-то протестовать [1, с. 50].
«Карикатура - рисунок или скульптурное произведение, имеющее целью осмеять кого-нибудь или какое-нибудь деяние, общественное событие, общественный строй и т.п. Чтобы обратить внимание на известное лицо, усиливают его физические недостатки и особенности в рисунке, что составляет собственно шарж (charge), первую степень комического, тогда как юмор в карикатуре представляет вторую, а сатира - третью и высшую степень, наиболее содержательное комическое произведение» [3, с. 494].
«Карикатура - (итал. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать), способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания отрицательных сторон жизненных явлений или лиц; сатирическое или юмористическое изображение, дающее критическую оценку каким-либо определённым общественно-политическим и бытовым явлениям или конкретным лицам и событиям. В карикатуре, составляющей специфическую область проявления комического в изобразительном искусстве, сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных, общественно-политических, бытовых явлений. В широком смысле слова под карикатурой понимают всякое изображение, где сознательно создаётся комический эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления. Карикатура в этом значении обладает широчайшим диапазоном тем. Истоки такой карикатуры восходят к античной художественной культуре; позднее её можно видеть в средневековом искусстве, народном творчестве, особенно в лубке. Методы
карикатуры могут быть использованы в различных видах и жанрах искусства (например, в плакате, газетной или журнальной графике)» [4, с. 311].
Задача карикатуриста показать нам нас самих и наш окружающий мир с неожиданной точки зрения. Причем степень остроумия зависит от духовной культуры любого народа, общества и эпохи. «Карикатура - это образ мыслей, это рисунок времени, который может создаваться лишь развитым умом, ведь над собой способны смеяться лишь духовно здоровые и сильные человек и общество» [2, с. 7].
Любые виды карикатуры можно считать равноценными, будь то бытовая изошутка, шарж, театральная, политическая и т.д. Художественная ценность рисунка зависит только от таланта художника. Многие карикатуры предстают перед нами без привычных надписей, это своего рода карикатуры «без слов», в которых проявляется профессионализм художника, поскольку рисунок должен говорить сам за себя.
С другой стороны, карикатура - это сложная закодированная система, которая зависит от времени и эпохи создания. Карикатура может показаться нам как злой, так и доброй, она может обличать сатирой и согревать юмором. Чтобы понимать и воспринимать карикатуры, осознавая, что хотел донести до нас художник, необходимо иметь хотя бы каплю чувства юмора, быть готовым улыбаться и смеяться не только над открывающими, но и над самим собой.
Карикатуру можно сравнить с жанром басни в литературе. В каждой басне имеется кроме сатирического начала, начало философское. В конце каждой басни мы находим слова «мораль сей басни такова...», и высказывается истинное содержание текста. Отличие карикатуры лишь в том, что печатный текст заменен изображением, графическим рисунком, и по этому рисунку зритель догадывается, что хотел донести до него автор.
Однако, карикатура в XXI веке потеряла изначальную цель своего создания - обличение и высмеивание пороков, и в большинстве своем превратилась в нелепые, а порой и аморальные, картинки с надписями. В большей степени данное перевоплощение можно отнести к влиянию времени. Меняется эпоха, с ней меняются принципы, правила приличия, стереотипы, отражаясь на разных областях человеческой деятельности, - экономике, политике, образовании, здравоохранении и т.д. И, конечно же, все это накладывает свой отпечаток на культуру и искусство в целом.
Конечно, нельзя отрицать, что первые карикатуры не были настолько гуманного содержания, но в любом случае они придерживались изначально заданному направлению - обличение пороков через смех. Сейчас же на первый план выходит «черный юмор». Вместо обличения мы видим надсмеяние не только над пороками, но и над бедами людей, верованием и различными религиями.
Многие журналы, специализирующиеся на карикатурах, переступают ту тонкую грань дозволенности, когда вместо незначительной шутки или язвительного обличения перед нами предстает издевательство над чьим-то горем, потерей. Они, отбросив все моральные принципы, переступили через
черту дозволенного, глумясь над чужой верой, над горем людей, не гнушаясь даже журналистской этикой и чувством сотоварищества и здравого смысла.
Перевернув понятие «свобода слова» карикатурное направление перешло к вседозволенности, позволив себе вторгаться в те области, в которые не имеют права, потому что эти области и отношения являются занятием дипломатов и политиков, и решаются на международном уровне.
Сейчас, в век информационных технологий, карикатура может стать довольно серьезным оружием, которое может навредить и привести к агрессивным действиям (не только к точечным террористическим ударам, но и к военным действиям).
Таким образом, карикатура является отражением действительности, через карикатуру художники пытаются донести до окружающих проблемы современного мира. Однако, не всегда это получается «корректно», иногда карикатуры выступают провокатором негативного отношения к самому жанру - карикатура. Нам нужно не забыть про то что, всегда и везде имеются рамки приличия, за которые не следует переступать, поскольку это может привести к непредсказуемым последствиям.
Литература
1. Виппер, Б. Р. Введение в историческое изучение искусства [Текст] / Б. Р. Виппер. М. : АСТ-Пресс книга, 2004. 366 с.
2. Москин, Д. Н. Краткая энциклопедия карикатуры. Из истории юмора и сатиры в графике [Текст] / Д. Н. Москин. Петрозаводск : ИД «Петропресс»,
2000. 208 с.
3. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. М. : Терра, 2001. 40 726 с.
4. Популярная художественная энциклопедия [Текст] / под ред. В. М. Полевого. М. : Советская энциклопедия, 1986. 447 с.
5. Серегина, О. Словарь художника [Электронный ресурс] // Шедевры Омска: портал для творческих людей / О. Серегина. 2011-2016. Загл. с экрана. URL: http://shedevrs.ru/materiali.html (дата обращения: 01.02.2016)
Bibliography
1. Vipper, B. R. Vvedeniye v istoricheskoye izucheniye iskusstva [Introduction to the historical study of art] [Text] / B. R.Vipper. Moscow: AST-Press kniga, 2004. 366 p.
2. Moskin, D. N. Kratkaya entsiklopediya karikatury. Iz istorii yumora i satiry v grafike [Short encyclopedia of caricature. From the history of humor and satire in graphics] [Text] / D. N. Moskin. Petrozavodsk: ID 'Petropress', 2000. 208 p.
3. Entsiklopedicheskiy slovar' Brokgauza i Yefrona v 82 tt. i 4 dop. tt. [The Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary in 86 volumes] [Text] Moscow: Terra,
2001. 40726 p.
ryMaHurapHbie BeflOMOCTM Trny mm. fl. H. ToncToro
№ 1(17), ^eBpanb 2016 r.
4. Populyarnaya khudozhestvennaya entsiklopediya [Popular art encyclopedia] [Text] / ed. by V.M. Polevoy. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1986. 447 p.
5. Seregina, O. Slovar' khudozhnika [The artist's dictionary] [Electronic resource] // Shedevry Omska: portal dlya tvorcheskikh lyudey [Masterpieces of Omsk: the portal for creative people] / O. Seregina. 2011-2016. Screen title. URL: http://shedevrs.ru/materiali.html (accessed date: 01.02.2016)