«Карельский вопрос» в российско-финских отношениях: происхождение и современное
состояние
"The Karelian question" in the Russian-Finnish relations: origin and current state
Аллаяров Рустамбек Алишер угли
Студент Северного Арктического Федерального Университета имени М. В. Ломоносова, Россия, город Архангельск e-mail: [email protected]
Allayarov Rustambek Alisher ugli
Nothern Arctic Federal University named after M. V. Lomonosov
Russia, Arkhangelsk e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной статье раскрывается суть «Карельского Вопроса» с момента его образования в 1920 году. Описываются предпосылки появления данного явления, процессы решения, а также перспективы на ближайшее будущее. Статья иллюстрирует намеренья Финляндии, в отношении уступленных территорий: Петсамо, Карельский перешеек, Салла — Куусамо и отдалённые острова Финского залива (Большой Тютерс, Гогланд, Мощный и Сескар). Подробно рассматривается деятельность правительств относительно этого вопроса на протяжении сперва советско-финского, а позже и финско-российского двустороннего сотрудничества. Кроме того, статья описывает современное положение дел, в данном ключе в большей степени рассказывается о деятельности Карельского Союза, образованного в 1989 году.
Это объединение осуществляет свою деятельность на территории Республики Карелия и поддерживает контакты с культурными объединениями карелов, проживающих на территории России и за рубежом.
Annotation.
This article reveals the essence of the "Karelian Question" since its inception in 1920. The prerequisites for the appearance of this phenomenon, the decision processes, as well as the prospects for the near future are described. The article illustrates the intentions of Finland regarding the ceded territories: Petsamo, Karelian Isthmus, Salla-Kuusamo and remote islands of the Gulf of Finland (Bolshoy Tyuters, Gogland, Powerful and Seskar). The activities of the governments regarding this issue are considered in detail during the first Soviet-Finnish, and later the Finnish-Russian bilateral cooperation. In addition, the article describes the current state of affairs, in this vein is more about the activities of the Karelian Union, formed in 1989.
This association carries out its activities on the territory of the Republic of Karelia and maintains contacts with cultural associations of the Karelians living in Russia and abroad.
Ключевые слова: Карельский вопрос, российско-финские отношения, карельские спорные территории.
Key words: Karelian issue, Russian-Finnish relations, Karelian disputed territories,
Карельский вопрос - термин, который возник после заключения Тартуского мирного договора между Финляндией и РСФСР в 1920 году, согласно которому спорная территория была закреплена за Финляндией, затем, в результате двух войн 1939—1940 и 1941—1944, указанная территория перешла под контроль СССР. Карело-финское население (около 422 тысяч) было эвакуировано в Финляндию [1].
Территориальные приобретения СССР были закреплены Московским в (1940) и Парижским (1947) мирными договорами. В частности, за Советским Союзом закреплялись: Петсамо, Карельский перешеек, Салла — Куусамо и отдалённые острова Финского залива (Большой Тютерс, Гогланд, Мощный и Сескар). Приобретенные СССР земли Западной Карелии вошли в состав Карело-Финской Советской Социалистической Республики. В 1944 году Карельский перешеек вошёл в состав Ленинградской области. Карело-Финская ССР была преобразована в автономию в составе РСФСР в 1956 году, позже из названия которой было удалено слово «финская» [2].
Карельский вопрос не является главной темой в европейской повестке дня и не является актуальным в нынешних российско-финляндских отношениях. Десятилетиями она была бездействующей, она ожила в начале 1990-х годов, с развалом Советского Союза, воссоединением Германии и восстановлением независимости прибалтийских республик. Несколько лет вокруг этого вопроса велась интенсивная дискуссия, но теперь она, похоже, уходит в прошлое, поскольку государства неохотно участвуют в переговорах о реституции тех частей, которые Карелия передала Советскому Союзу в Парижском мирном договоре 1947 года.
Вопрос остается в основном интересным для финского гражданского общества, по крайней мере, если судить по традиционным соображениям. Реальных прорывов не видно, и поэтому вопрос относится в более широкой перспективе к «неизвестной глуши между Санкт-Петербургом и Кольским полуостровом» [3]. На международном уровне этот вопрос вызвал небольшой интерес и не был известен широкой общественности.
После русско-финской войны, закончившейся в 1944 году, уступленная территория была впервые включена в Финско-Карельскую Советскую Республику. Сразу после присоединения, начался активный процесс русификации, происходили изменения названий различных мест и городов в регионе.
Поскольку довоенное население в целом оставило присоединенные части Финской Карелии, люди из разных частей Советского Союза, особенно из Белоруссии и Украины, а также из других регионов, наиболее пострадавших от войны, переселились в этот район в конце 1940-х и 1950-х годов. Однако регион оставался малонаселенным и периферийным для Советского Союза. Из общей численности населения, а это около 800 000 жителей, во всей Республике Карелия только одна десятая часть сейчас относится к карельскому или финскому роду [3].
С советской стороны причины аннексии были прежде всего ориентированы на безопасность, но отражали также русскую традицию централизма, а также страх перед иностранным влиянием в приграничных районах. Опыт военного времени интерпретировался как разговор о большей промежуточной зоне и необходимость добавления расстояния между чувствительным и уязвимым регионом Ленинграда от Финляндии, Скандинавии, а также Запада в целом. В частности, граничащие с Финляндией районы стали военными буферными зонами и оставались в значительной степени незаселенными [4,7,8,9,10]. Следовательно,
новая, послевоенная граница, протяженностью около 700 километров между Финляндией и Советским Союзом, была очень статичной и ориентированной на безопасность.
Признаки перемен
На протяжении десятилетий бывшая финская Карелия, разделенная между Карельской Республикой и Ленинградской областью, оставалась довольно изолированной и в основном выполняла роль форпоста против внешних угроз. Город Выборг, расположенный недалеко от Ленинграда и являющийся транзитным городом для движения в Финляндию и из Финляндии, был в некоторой степени исключением, но даже там контакты оставались скромными. Финляндия действительно не заинтересована в изменении этого положения вещей. Хотя и торговля между Финляндией с Советским Союзом была обширной, на восточной границе не было контакта с соседними регионами. Взаимодействие было ограничено финскими закупками древесины для целлюлозно-бумажной промышленности, расположенной в восточной части Финляндии, и строительством шахтерского города Костамус финскими предпринимателями [5].
Такое положение дел несколько изменилось в годы перестройки и гласности в 80-е годы. В начале 80-х годов Выборг был открыт для туризма, а в конце 80-х годов были разрешены даже посещения сельской местности Республики Карелия, что значительно увеличило число посетителей, особенно финнов. Местные субъекты, такие как финский приграничный город Лаппеенранта, несколько активизировались в трансграничных отношениях. Планы возникли на советской стороне для особых экономических зон, и одним из кандидатов был выбран Выборгский регион. Если их реализовать в более широком масштабе, такие идеи существенно изменили бы характер границы и пограничного региона. Однако реализация оказалась проблематичной, а также отнимающей много времени, и до сих пор конкретные последствия сводились к очень малому. Эти идеи показались сомнительными для советской власти, и было трудно договориться о распределении выгод между местными игроками и центральными властями и финны решили переключить внимание на другие, технологически развитые регионы, такие как Санкт-Петербург и Мурманск.
Конец холодной войны, в частности, повлек за собой прекращение многих факторов периферийности Карельской республики в советской политике. Республика, пониженная и переименованная в 1956 году в Автономную Республику Карелию, объявила суверенитет в ноябре 1991 года. Таким образом, она следовала аналогичным актам некоторых других автономных областей, направленных на улучшение своего положения и укрепление своей позиции по отношению к центру. Преимущества суверенитета остаются скромными, хотя специальный статус был предоставлен уже в 1991 году. Понятие суверенитета лишено каких-либо глубоких диссидентских или сепаратистских признаков и в основном подразумевает усиленное влияние на принятие решений, касающихся использования природных ресурсов, налогообложение, валютные доходы и экологические проблемы. Кроме того, Карельская республика получила права заключать договоры с третьими державами, если это не противоречило российскому законодательству. Таким образом, Республика укрепила свои позиции в отношении политики, самобытности и в определенной степени автономии.
В 1992 году Финляндия и Россия заключили соглашение о соседстве, которое, помимо обязательств по сотрудничеству в сфере обороны, содержащихся в предыдущем договоре с Советским Союзом, также определило статус границы. На предыдущих переговорах (тогда еще между Финляндией и Советским Союзом) по новому основному соглашению советская сторона попыталась сформулировать заявление об окончательности на общей границе. Финская сторона не хотела иметь отдельного заявления о границах. Был
достигнут компромисс, поскольку Финляндия хотела воздержаться от впечатления о том, что в будущем у нее есть какие-то планы вернуться к этому вопросу, и в результате соглашение включает статью о границах, но делает это довольно неопределенно.
Современное положение дел
- В 2000 году президент Финляндии Тарья Халонен приехала в Москву с официальным визитом и впервые встретилась с Владимиром Путиным. Путин во время пресс-конференции после переговоров отвечая на вопрос журналиста сказал: «Территориальный вопрос для нас решён и закрыт окончательно» — так он впервые обозначил свою позицию.
- В сентябре 2001 года Владимир Путин приехал с официальным визитом в Финляндию. Будучи в Финляндии, российский президент заметил группу митингующих, требующих возврата территорий, и в конце визита сказал: «Мы говорили с президентом Халонен о том, что таких людей нельзя не замечать». Он отметил, что единственным верным способ разрешения данного вопроса заключается в развитии интеграции и межгосударственного сотрудничества.
- В Финляндии, по данным последних опросов общественного мнения, от 26 до 38 % респондентов выступают за возвращение утраченных территорий, от 52 до 62 % — против. Сторонники возвращения Карелии считают, что Московский (1940) и Парижский (1947) договоры носили вынужденный характер и только Тартуский мирный договор является легитимным, поскольку никогда не был отменён. По данным опроса, проведённого газетой ШЫп^п Sanomat, 52 % противников воссоединения также полагают, что цена возвращения этих территорий может быть неприемлемой. В ходе опроса, проведенного ассоциацией карельских переселенцев «Карельский Союз», только 5 % респондентов (2,1 % из них — этнические финны) высказалось за возвращение утраченных территорий даже ценой войны, а 83 % против [1].
- В 2006 году министр иностранных дел Финляндии Эркки Туомиоя в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» сказал, что территориальных споров Финляндии с Россией не существует. Он добавил, что «юридических оснований» для требований депортантов из Карелии вернуть им утраченную собственность не существует. «Все перемещённые лица получили от финского правительства компенсации за потери», — пояснил министр.
- Карельский вопрос снова был затронут в Финляндии в январе 2011 года после того как, президент РФ Дмитрий Медведев утвердил перечень приграничных территорий РФ, которые были запрещены для продажи иностранцам. Так в этот перечень попали бывшие территории Финляндии (Выборгский район Ленинградской области, несколько районов Республики Карелия).
- Официальные власти Финляндии признают, отсутствие территориального вопроса между Финляндией и Россией. Однако это решение оспаривают принудительно перемещённые жители Карелии и их потомки, требуя разбирательств по поводу их возвращения домой, отдельно от «территориального вопроса между Финляндией и Россией».
Анализируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод: Что переговоры вокруг карельского вопроса с начала 2000х годов прекратились, и мало кто с обеих сторон с интересом возвращается к этой проблеме с точки зрения изменения границы. Россия остается сдержанной в отношении данного вопроса, и, как следствие он блокируется с точки зрения реституции, поскольку Финляндия обязалась не предпринимать никаких шагов без согласия России.
На сегодняшний день «Карельским вопросом» в большей степени занимается организация Карельский Союз, чья деятельность в большей степени направлена на социально-гуманитарную поддержку карелов насильно эвакуированных с территории СССР. Карельский Союз стремится повлиять на то, чтобы внешнеполитическое руководство Финляндии создало предпосылки для сотрудничества на отошедших территориях в соответствии с Карельской программой, и в частности, с целью охраны кладбищ и памятников на отошедших территориях и для заключения по ним государственного соглашения.
Список источников литературы:
1. Россия и Финляндия в XVIII-XX вв. Специфика границы. СПб., №29 1999.
2. Таннер В. Зимняя война. Дипломатическое противостояние Советского Союза и Финляндии, 1939-1940. М., 2003
3. Indigenous Development in Vyborg. Working Papers, series W, no. 89, Helsinki School of Economics, Helsinki 1994. Kuittinen, Arja, Neuvostoliiton hajoaminen kaynnisti vilkkaan Karjala - keskustelun lehdistossa. Keskustelua Karjalasta. Karjalan Liitto 1993, Helsinki, pp. 22-26. Laine, Antti, Karelia between Two Socio-Cultural Systems.
4. Ishiwatari, Toshiyasu, the Northern Territories. Forsberg, Tuomas (Ed.), Contested Territory. Border Disputes at the Edge of the Former Soviet Empire. Studies in Communism in Transition. Elgar: Aldershot 1995, pp. 224-243. Joenniemi, Pertti, Kohtaamispaikkana Karjala (Karelia as a Meeting-place).
5. Administration. In Eskelinen, Heikki, Jukka Oksa and Daniel Austin, Russian Karelia in Search of a New Role. Karelian Institute, University of Joensuu. Joensuu 1994, pp. 57-70.
6. Голдин В. И., Зайков К. С., Тамицкий А. М. Саамы в истории российско-норвежской границы: фактор напряжённости или региональной интеграции?//Былые годы. Российский исторический журнал, 2015. Vol.
37. No. 3. URL: http://bg.sutr.ru/iournals n/1442664611. pdf (дата обращения: 01.04.2017)
7. Зайков К. С., Тамицкий А. М. Финский фактор в истории Северного Фронтира Российской империи 18091855 гг.//Былые годы. Российский исторический журнал, 2016. Vol. 41. No. 3. URL: http://bg.sutr.ru/iournals n/1442664611. pdf (дата обращения: 01.04.2017)
8. Goldin V.I., Zaikov K.S., Tamitskii A.M. The Role of the XVIII Century Maps and the Population of the Higher North of Russia and Norway in the Construction of the Borders of the Internal Sovereignty.//Bylye Gody. 2015. T.
38. № 4. pp. 849-864
9. Зайков К.С. Пространственные границы Российской империи на Мурманском побережье в начале XIX в.//Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. 2010. №1(9). URL: http://www.hcpncr.com/iourn910/iourn910zaykov.html (дата обращения: 03.04.2017)