Научная статья УДК 7.072:78.072.2
КАРЕЛИНА ЕКАТЕРИНА КОНСТАНТИНОВНА: КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ВКЛАД В ИСКУССТВО И НАУКУ ТУВЫ (К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Ульяна О. Донорова
Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, канд.филол.н., научный сотрудник, Кызыл, Республика Тыва, Россия, [email protected]
Марьятта М. Бадыргы
Международная академия «Хоомей», канд. культ., заместитель директора, Кызыл, Республика Тыва, Россия, [email protected]
Белекмаа В. Мунге
Национальный архив Республики Тыва, канд. культ., директор, Кызыл, Республика Тыва, Россия, [email protected]
Аннотация: В статье описан научно-педагогический путь и представлены результаты деятельности в форме биографического очерка доктора искусствоведения, педагога, заслуженного деятеля искусств Республики Тыва, члена Союза композиторов России Карелиной Екатерины Константиновны. Биографические факты, охватывающие школьные и студенческие годы раскрывают природные задатки одарённого человека, воспитанного в советском обществе. А также период работы в Кызылском училище искусств им. А.Б. Чыргал-оола, Тувинском государственном университете, Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки стали этапами становления организатора, лидера и наставника многочисленных учеников (молодых учёных, композиторов, музыкантов и педагогов) в формировании
фундамента её научной школы по проблемам истории культуры и искусства в Туве с начала 1990-х гг. и по настоящее время. Подчеркивается вклад Е. К. Карелиной в науку, образование, просвещение, культуру и искусство в Туве.
Ключевые слова: Екатерина Константиновна Карелина; учёный; историческая личность; научная школа; педагог; наставник; искусствоведение; музыковедение; культурология; история культуры Тувы; тувинская национальная композиторская школа
Для цитирования: Донорова У. О., Бадыргы М. М., Мунге Б. В. «Карелина Екатерина Константиновна: культурно-просветительская деятельность, вклад в искусство и науку Тувы (к 60-летию со дня рождения)» // Азиатские исследования: история и современность». 2024. №1-2 (9-10). С. 108-135. DOI: 10.24412/2782-6139-2024-9-10-108-135.
KARELINA EKATERINA KONSTANTINOVNA: CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES, CONTRIBUTION TO THE ART AND SCIENCE OF TUVA (TO THE 60TH BIRTHDAY)
Ulyana O. Donorova
Tuvan Institute of Humanitarian and Applied Social and Economic Research under the Government of the Republic of Tuva, Cand. of Sci. (Philology), Researcher Fellow, Folklore Department, Kyzyl, the Republic of Tuva, Russia, ochur-ool@mail.
Maryatta M. Badyrgy
International Academy "Xoomef ", Cand. of Sci. (Cultural Studies), Deputy Director, Kyzyl, the Republic of Tuva, Russia, [email protected]
Belekmaa V. Munge
National Archives of the Republic of Tuva, Director, Cand. of Sci. (Cultural Studies), Deputy Director, Kyzyl, the Republic of Tuva, Russia, [email protected]
Abstract. The article presents the scientific and pedagogical path and the results of the activities of Ekaterina Konstantinovna Karelina, Doctor of Art History, educator, Honored Artist of the Republic of Tuva, and member of the Union of Composers of Russia, in the form of a biographical sketch. The biographical data, covering her school and university years, reveal the innate talents and abilities of this gifted individual, nurtured in Soviet society.
Her periods of work at the Kyzyl College of Arts named after A. B. Chyrgal-ool, the Tuvan State University, and the Novosibirsk State Conservatory named after M.
I. Glinka became important stages in Karelina's development as an organizer, leader, and mentor to many students, including young scientists, composers, musicians, and educators. These stages also contributed to the formation of her scientific school, dedicated to the study of the history of culture and art in Tuva from the early 1990s to the present day.
Special attention is given to Karelina's contributions to science, education, enlightenment, culture, and the arts in Tuva.
Keywords: Ekaterina Konstantinovna Karelina; historical figure; scientific school; history of culture and art of Tuva; Tuvan national school of composition
For citation: Donorova, U. O., Badyrgy, M. M., Munge, B. V. (2024) "Ekaterina Konstantinovna Karelina: cultural and educational activities, contribution to the art and science of Tuva (to the 60th birthday)" // Asian Studies: History and Modemity, no. 1-2 (9-10), p. 108-135, DOI: 10.24412/2782-6139-2024-9-10-108-135.
Введение
Статья посвящена творческому пути и деятельности Карелиной Екатерины Константиновны (19 октября 1964 г. рождения), доктора искусствоведения, доцента, заслуженного деятеля искусств Республики Тыва, члена Союза композиторов России, члена Международного совета по традиционной музыке и танцу (ICTMD).
Карелина Е. К. внесла значительный вклад в формирование таких научных направлений в регионе, как историческое музыковедение, этномузыкология и культурология, а также воспитала целую плеяду теоретиков-композиторов, музыкантов и кандидатов наук. Авторы являются учениками Екатерины Константиновны Карелиной, которые «осмелились» осветить в её юбилейный год лишь небольшую часть масштабной деятельности своего Учителя, сыгравшего ключевую роль в развитии культуры и искусства Тувы.
Таким образом, целью статьи является описание и анализ результатов научно-педагогической деятельности доктора искусствоведения Карелиной Е. К., а также её вклада в формирование и развитие региональной музыкально-культурологической научной школы. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать факторы, оказавшие влияние на личность, составить хронологию ключевых событий её жизненного пути;
2) обозначить роль Е. К. Карелиной в истории современной культуры Тувы.
Методология раскрытия жизненного пути выдающейся и творческой личности, а также учёного, была разработана такими отечественными исследователями, как В. В. Бушуева, А. Н. Лощилин, Е. А. Тихомирова [Бушуева, Лощилин, Тихомирова 2020], И. В. Голубович [Голубович 2012], Н. В. Розенберг [Розенберг 2007], А. Б. Петрина [Петрина 2016], Т. Н. Попова [Попова 2017], Э. Ю. Соловьев [Соловьев 1991], Г. Ю. Мошкова [Мошкова 2003], Ю. В. Дунаева et а1. [Историческая биография 2011] и другими.
Соответствие критериям выдающихся личностей, предложенным философом Н. В. Розенбергом: «интеллект, творческая активность, индивидуализация, стремление к познавательной деятельности» [Розенберг 2007], а также характерным для творческой личности чертам, такими, как любознательность, оригинальность, нестандартность мышления, умение увязывать в единое несопоставимые факты, находчивость, гибкость. [Бушуева, Лощилин, Тихомирова 2020, с. 76], позволяет отнести личность «героя» нашей статьи к категории выдающихся и творческих личностей.
В написании данной статьи, также был учтён науковедческий аспект исследований О. Ю. Грезневой [Грезнева 2004], В. К. Криворучко [Криворучко 2008], Г. В. Федорова, Д. В. Щербакова [Федорова, Щербаков 2009]. Также статья коллектива авторов об одном из известных научных деятелей Саяно-Алтайского региона - Валентине Николаевне Тугужековой [Мамышева, Степанов, Харунова, Харунов 2024].
Источниковой базой для составления портрета исторической личности послужили результаты научной деятельности, научные статьи и творческое наследие Е. К. Карелиной, материалы интервью её учеников, коллег.
Авторы выражают особую благодарность заслуженному работнику культуры Республики Тыва, члену союза композиторов России, музыковеду Зинаиде Константиновне Казанцевой, которая, как наставник, рассказала воспоминание о детстве и раскрыла многие моменты ключевых событий в творческой биографии Е. К. Карелиной.
Е. К. Карелина. Новосибирск, 2020.
Биографическая справка
Екатерина Карелина родилась в г. Кызыле. Её отец, Карелин Константин Александрович (1939-1967), родился на острове Русский на Дальнем Востоке, жил в Красноярске. Мать, Карелина (в девичестве Бузыкаева) Любовь Леонидовна в 1937 г., родилась в Тодже, росла в Кызыле и закончила 1-й Московский медицинский институт. Работала врачом-инфекционистом, была заместителем главного врача Республиканской больницы. Заслуженный врач Тувы, отличник здравоохранения СССР, ветеран труда1. В 1970 г. Екатерина Карелина начала учёбу в 1-м классе школы № 1 г. Кызыла. В возрасте 7 лет, помимо общеобразовательной школы, она поступила в Детскую музыкальную школу по классу фортепиано, где её педагогм была Т. П. Шананина. В годы учебы в музыкальной школе Екатерина посещала занятия по музыкальному сочинению З. К. Казанцевой, которая сыграла главную роль в её профессиональной жизни. Под её чутким руководством Екатерина создала свои первые музыкальные произведения: песенки «Тритон», «Дельфинёнок», а также инструментальные произведения - вальс и марш, которые сама записывала и исполняла с фактурой (сопровождением) или без него. Вслед за ними осваивались более серьёзные жанры.
"Я не могла налюбоваться новой ученицей и её музыкой! На первом уроке она показала (исполнила) свою песенку «Тритон». Слова и музыка Кати Карелиной <...> Песенка-шутка, но как изящно, грациозно, даже кокетливо звучит песенка! С реверансами и поклонами чопорного света <...> Катя писала ноты быстро и уверенно. Мне не приходилось её учить в обычном смысле. Только изредка нуждалась в уточнениях, деталях. Эта девочка, казалось, всё знает сама"2. Композиторский талант Екатерины, а именно природную одарённость отметил Владислав
1 Бабушка по материнской линии - Бузыкаева (Конгарова) Клавдия Константиновна, хакаска, крестьянская женщина, работала кассиром в аптеке. Дедушка - Бузыкаев Леонид Романович (в паспорте ТНР его имя записано как Салчак Буян-Олзей Кужажик), знал тувинский, алтайский, хакасский языки, старославянскую и старомонгольскую письменность, служил в органах внутренних дел ТНР (МВД, ЧК), (Если ЧК, то это не в ТНР. Может быть УГВПО?) работал в системе потребкооперации, в конце жизни преподавал специальные дисциплины в кооперативном училище, также переводил закрытые документы архива КГБ со старомонгольского на тувинский и с тувинского на русский язык. Прадед - Бузыкаев Роман Тимофеевич - соавтор одного из первых тувинских букварей (1927, на основе алтайского опыта), работал в Минфине ТНР, был выслан из Тувы по требованию СССР (из-за какого-то родственника-белогвардейца), умер в Минусинске.
2 Из интервью У. О. Доноровой с З. К. Казанцевой (г. Кызыл, ул. Красноармейская, д.232 от 01.06.2024 г.).
Игоревич Казенин, председатель Союза композиторов РСФСР, который приехал в Туву на фестиваль «Музыкальное лето в Туве» в 1978 г.
После окончания 8-го класса и Детской музыкальной школы в 1979 г. Екатерина поступила на отделение теории музыки Новосибирского областного музыкального училища. Огромную роль в её профессиональном развитии сыграла Наталья Александровна Неверова, педагог по специальным дисциплинам (сольфеджио, теория музыки, гармония), выпускница Саратовской консерватории. В студенческие годы Екатерина училась композиции у Юрия Павловича Юкечева (ныне один из ведущих композиторов Сибири, профессор Новосибирской консерватории), написала на последнем курсе цикл романсов на слова китайских поэтов. Музыкальное училище Екатерина закончила с отличием в 1983 г., получив квалификацию «Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин и общего фортепиано». На последнем курсе училища параллельно преподавала музыкально-теоретические дисциплины в ДМШ п. Горный Тогучинского района Новосибирской области, тем самым начав свою трудовую деятельность в 18 лет.
Е. К. Карелина со своим школьным учителем, музыковедом З. К. Казанцевой в колледже искусств. Кызыл, 2010
Выбор ВУЗа для дальнейшего образования пал на Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, куда Екатерина поступила в 1983 г. Учёба на теоретико-композиторском факультете у ведущих музыковедов страны (среди которых: Т. Э. Цытович, Н. С. Николаева, Г. В. Крауклис, И. В. Нестьев,
Е. М. Царева, Е. И. Кандинский, Е. М. Левашов, Е. В. Назайкинский, В. В. Медушевский, В. В. Протопопов, Н. А. Симакова, Ю. Н. Холопов, К. С. Хачатурян и другие) заложила основу для дальнейшей научной деятельности. Она успешно завершила консерваторию в 1989 г., получив квалификацию «Музыковед, преподаватель», и вернулась в Туву. Однако через два года вновь вернулась в Москву для продолжения учёбы в аспирантуре (1991-1994).
Основная деятельность Е. К. Карелиной была связана с Кызылским училищем искусств, которому она посвятила значительную часть своих сил и времени (с 1989 по 2014 гг.). За годы работы преподавателем музыкально-теоретических дисциплин и заведующей теоретико-композиторским отделением (1995-2002), заместителем директора по научно-методической работе (2003-2012) и директором данного учреждения (2012-2014), она воспитала не одно поколение выпускников теоретиков-композиторов, музыкантов разных специальностей, которые впоследствии составили базу специалистов для таких творческих коллективов, как Тувинский национальный оркестр Минкультуры Республики Тыва, Духовой оркестр Правительства Республики Тыва. Под её руководством дипломные работы по курсу музыкальной литературы написали четыре студента отделения «Теория музыки» Кызылского колледжа искусств имени А. Б. Чыргал-оола (2006-2011).
Студенты и педагоги колледжа вспоминают её с большой теплотой: «Екатерина Константиновна имела индивидуальный подход к каждому студенту, несмотря на то, что это были групповые занятия. Она пользовалась большим уважением среди студентов - на её уроки никто не опаздывал, и не пропускал занятия. Выпускники колледжа искусств часто вспоминают её лекции, наполненные любовью к своему предмету и радостью познания»3. Другие отмечают: «Е. К. Карелина - великолепный лектор. Её занятия отличались увлекательностью, информативной насыщенностью, познавательностью. Она обладает феноменальной памятью, постоянно совершенствует свои навыки в освоении новых технологий»4.
Приход Екатерины Константиновны в Кызылское училище искусств способствовал созданию атмосферы активного взаимодействия коллег, увлечённости краеведческой тематикой и росту числа педагогов послевузовского образования. Это привело к значительному
3 Из интервью М. М. Бадыргы с А. В. Дулуш, бывшей ученицей и коллегой Е. К. Карелиной (г. Кызыл, ул. Ленина, д. 7 от 6.06.2024 г.).
4 Из интервью М. М. Бадыргы с А. Х. Кан-оол, бывшей ученицей и коллегой Е. К. Карелиной (г. Кызыл, ул. Ленина, д.7 от 1.06.2024 г.).
подъёму научно-исследовательской работы как в данном учебном заведении, так и в других учреждениях культуры. Коллега Екатерины Константиновны, И. В. Подик, вспоминает: «В период её руководства у нас очень активно начала продвигаться научная деятельность: У. О. Монгуш, И. О. Ондар защитили диссертации; многие начинали писать и интересоваться наукой; колледж организовывал и проводил на высоком уровне научно-практические конференции, <...> студенческие конференции, которые объявлялись как конкурс, появились какие-то соревновательные моменты, что стимулировало научные исследования. Мы поднимали столько много тем, собрали значительное количество материалов, историческую информацию. Постоянно были какие-то эксперименты, какие-то новшества. <...> Среди её талантов я бы выделила организаторские способности. В тандеме вместе с ней удалось возобновить выездные практики наших дизайнеров, специалистов социокультурной деятельности, хореографов. Мы даже побывали в Пекине. Мы стремились сделать практику полезной, чтобы будущие специалисты могли погрузиться в свою профессию. Осуществлялись социокультурные мероприятия с концертами, посвящёнными Новому году, Шагаа и Масленице, в детских садах и школах»5.
Е. К. Карелина в разные годы работала в ряде образовательных учреждений, сочетая трудовую деятельность с учёбой в аспирантуре или основной работой по совместительству: Московское областное музыкальное училище (1992), Музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (1992-1993), Республиканская школа искусств (1999-2001), Тувинский филиал Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства (1997-2005), Тувинский государственный университет (1995-1996, 2001-2015, 2016-2018).
С 2014 года Екатерина Константиновна трудится в качестве доцента (2016-2021) и профессора (2021-2023) кафедры музыкального образованияипросвещения ФГБОУВО«Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки».
С 2024 года она занимает должность главного научного сотрудника Международной Академии «Хоомей», является главным редактором периодического печатного издания, научного журнала «Хоомей и
культурное наследие народов Центральной Азии». Учреждения в
5 Из интервью У. О. Доноровой с И. В. Подик (г. Кызыл ул. Ленина, д. 5 от 5.06.2024 г.). На материале беседы опубликована статья в СМИ «Воин с мягким сердцем» (к 60-летию Е. К. Карелиной) / Тувинская правда №1168, 7 сентября 2024 г. С.5.
сфере культуры и искусства (Министерство культуры РТ, Кызылский колледж искусств им. А. Б. Чыргал-оола, Тувинский национальный оркестр, Тувинская государственная филармония им. В. М. Халилова) часто приглашают Е. К. Карелину к участию в тех или иных проектах, как эксперта. Таким образом, она считается востребованным профессиональным предводителем в наши дни.
Научные интересы
Е. К. Карелина является автором многочисленных научных публикаций, включая монографию по истории тувинской музыки, более 160 статей, десятка учебно-методических статей по проблемам музыкального искусства, культуры, образования и редактором около 20 изданий (академические нотные издания, монографии, словари, сборники, учебные пособия). Исследования Е. К. Карелиной охватывают досоветскую, советскую и постсоветскую музыкальные эпохи Тувы, отражая её активную деятельность как исследователя, научного редактора и составителя книг, сборников статей и многотомных изданий. Также активно участвует в конференциях различного уровня и в грантовых проектах, продолжая вносить значительный вклад в развитие музыкальной науки и образования.
Е. К. Карелина с участниками Международной научной конференции «Музыка народов мира: проблемы изучения» (в кресле - профессор В. Н. Юнусова).
Москва, 2011.
В 1997 г. она защитила диссертацию на соискание степени кандидата искусствоведения на тему «Камерные ансамбли Р. Шумана в контексте авторского стиля» (научный руководитель - профессор
Е. М. Царева, в классе которой до этого была выполнена дипломная работа по концертным сочинениям Р. Шумана6).
Е. К. Карелина с профессором Е. М. Царевой возле консерватории. Москва, 2009.
Монография [Карелина 2009] и защищённая на её основе в 2010 году докторская диссертация (научный консультант - профессор В. Н. Юнусова) посвящены истории тувинской музыки, в котором раскрываются процессы становления и развития авторского творчества, различные направления тувинской музыкальной культуры, образования, коллективов (духового и тувинского национального оркестров), творчество современных фольклорных групп и молодых композиторов Тувы в контексте культурно-исторических преобразований и событий периода с 1910-х до 2000-х гг. Монография включает анализ множества ранее неизвестных произведений и представляет ценность как справочный материал по персоналиям. Особое внимание уделяется авторской концепции «кочевого звука», основанной на горловом пении тувинцев. Суть концепции заключается в рассмотрении жанровой системы тувинской традиционной и авторской музыки через призму «юрточной модели» мышления. Хоомей рассматривается, как центральный элемент круговой конструкции в системах традиционных и новоевропейских жанров тувинской музыки. Впервые автор также представляет анализ композиторского наследия Тувинской АССР и основных жанров: хоровых и кантатно-ораториальных, симфонических, камерно-инструментальных, песенных, оперы и балета.
Музыковед А. А. Алябьева справедливо называет это исследование энциклопедией тувинского музыкального фольклора и авторского творчества: "тщательность, основательность и вдумчивость
6 О школе, полученной в классе Е. М. Царевой, см. в статье [Карелина 2024].
- вот основные принципы работы автора с уникальным предметом исследования. <.. .> Включение в текст интервью, биографий, архивных документов, пояснений и комментариев создает полифоническую фактуру текста, где каждая смысловая линия, будучи, с одной стороны, самодостаточной, с другой — дополняет остальные, что придает работе в целом многомерность, объем и глубину" [Алябьева 2011, с. 185].
На базе Кызылского колледжа искусств по инициативе Е. К. Карелиной были организованы и проведены научно-практические конференции: «Культура Тувы: прошлое и настоящее» (2004-2006, 2010-2012), «Культура, искусство и образование в регионах Сибири» (межрегиональная, 2007), «Профессиональное художественное образование в Туве: прошлое и настоящее» (2009), «Культурное наследие и молодежь XXI века» (2008-2012), «Культура и искусство в контексте современного образования» (межрегиональные, с международным участием: 2012, 2013), по результатам которых вышли в печати пять сборников материалов конференций, опубликовано более двухсот статей. Все эти организованные ею мероприятия, безусловно, являются признаками сформовавшейся научной школы музыковедения и культурологии в Туве.
Её весомый авторитет в научном сообществе подтверждается членством в редакционных советах и коллегиях престижных журналов: «Музыка. Искусство, наука, практика», «Вестник музыкальной науки», «Вестник Тувинского государственного университета», «Музыкальное искусство Евразии. Традиции и современность». С 2024 года является членом диссертационных советов при Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки (2013-2022) и при Сибирском федеральном университете (с 2015 г.).
Педагогическая и организационная деятельность
Будучи доцентом кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Тувинского государственного университета (2000-2017), Е. К. Карелина руководила дипломными работами более двадцати студентов по вопросам музыкальной педагогики. В 2008 г. стала победителем республиканского конкурса среди руководящих работников учреждений среднего специального образования в рамках Нацпроекта «Образование». Также под её руководством защитили дипломные работы (НИР и ВКР) пятнадцать студентов специалитета, четыре бакалавра, два магистранта теоретико-композиторского факультета и один ассистент-стажёр оркестрового
факультета Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки (2016-2022 годы). Её дипломники многократно становились победителями различных конкурсах исследовательских работ: внутривузовские конкурсы НГК на лучшую студенческую работу по музыкальной педагогике (2017, 2019-2021 годы), международные конкурсы научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства Российской академии музыки имени Гнесиных (2020, 2021 годы).
Под научным руководством Е. К. Карелиной защитили кандидатские диссертации культурологи И. О. Ондар «Генезис и трансформация тувинского танца в культуре Тувы» [Ондар 2016], М. М. Бадыргы «Тувинское горловое пение хоомей как объект культурной политики» [Бадыргы 2022], Б. В. Мунге «Архивы в истории культуры Тувы» [Мунге 2022], также она является научным консультантом кандидатской диссертации филолога У. О. Монгуш (Доноровой) [Донорова 2016] по теме «Музыкальная терминология в тувинском языке». В стадии завершения находится ещё одна диссертация, тема которой связана с музыкальной культурой Забайкалья. Высокая оценка и наличие большого количества рецензий и отзывов на эти диссертации подтверждают признание научных результатов руководителя и её репутацию.
Её педагогическое мастерство и талант заключаются в тщательном подборе тем, соответствующих потенциалу подопечного, искренней заинтересованности в достижении результата, глубоком изучении материала и уважении к позиции диссертанта.
О характеристиках научной школы, теоретическом значении работ, научной репутации, признании, уровне исследований и оригинальности работ Е. К. Карелиной и её подопечных можно судить по публикациям отечественных специалистов, таких, как А. Г. Алябьева [Алябьева 2011, Алябьева 2012], В. Н. Юнусова [Юнусова 2014, Юнусова 2016, Юнусова 2018], И. С. Тарбастаева [Тарбастаева 2024], а также казахских филологов Ж. К. Туймебаева и М. А. Бурибаевой [Турмебаев, Бурибаева 2024], и других.
Будучи преподавателем, а также коллегой по работе, неоценимую практическую помощь и поддержку Е. К. Карелина оказывала другим учёным Тувы, среди которых: библиограф И. В. Подик, музыковеды А. Д-Б. Монгуш, А. Х. Кан-оол. В судьбе каждого подопечного она оставляет глубокий и вдохновляющий след, способствуя их творческой самореализации.
«Для меня Екатерина Константиновна является высоким идеалом для подражания, Учёным с большой буквы. Она с легкостью принимает инновации и новые веяния в науке. Как и все гениальные личности, опережает время. Взгляды всегда устремлены вперед, это и научная прогностика, глубокая интуиция, прочный анализ, собственные методологические навыки, высокие интеллектуальные и духовные ценности. Прежде - служение делу, а личное она оставляет в тени. Её природная скромность выходит естественным образом из семейного воспитания. Она знает свои корни, будучи продолжателем этих людей с сильным характером. Новые знания ей легко даются, потому что легка на подъём. Человек Слова, идеи подаёт через себя. Очень тонко разбирает понятия Восток и Запад. Верит в добро, в людей, то есть в хороший потенциал любого человека» - так оценивает Е. К. Карелину друг семьи, канд. филос.н., дочь известного тувинского ученого-фольклориста О. К-Ч. Дарыма - Чечек Ондаровна Адыгбай7.
Наряду с педагогической и научной деятельностью Е. К. Карелина ведет активную общественно-организационную работу. Так, в 1993 г. она была Учёным секретарем только что созданного Международного научного центра «Хоомей», с 2004-2006 годы -Учёный секретарь Союза учёных РТ «Эртем», в 2004-2006 годы - член того же Союза учёных, в 2013-2014 годы -член Учёного совета Национального музея имени Алдан-Маадыр РТ.
С 2000-2014 гг. Е. К. Карелина возглавляла Тувинское региональное отделение Союза композиторов России. В этот период возродила профессиональный Союз композиторов Республики Тыва, собрав в нём представителей старшего и молодого поколений. Приложила усилия для установления тесных связей с Правлением Союза композиторов России и других ре-
С участниками фестиваля «Музыкальное лето в Туве» -
певцом В. С. Алиевым, композитором Л. А. Лядовой и председателем Союза композиторов России В. И. Казениным. Кызыл, 2003.
7 Из интервью У. О. Доноровой с Ч. О. Адыгбай (г. Кызыл 04.05.2024 г.).
гионов. Так, под её руководством прошли Х-Х11 пленумы Союза композиторов Тувы, фестивали композиторского творчества «Музыкальное лето в Туве» (2003, 2011 годы) с участием представителей Союза композиторов России (В. И. Казенина, Л. А. Лядовой, В. В. Пономарева, Л. Н. Санжиевой и другие), концерт из произведений тувинских композиторов в рамках «Дней культуры Тувы в городе Москве» (2001) и множество других значимых мероприятий.
С композиторами А. Манджиевым, Я. Судзиловским и Л. Санжиевой на съезде Союза композиторов России. Москва, 2010.
Как пишет музыковед А. Д-Б. Баранмаа: «Под руководством Е. К. Карелиной были воспитаны новые представители тувинской композиторской школы и молодые музыковеды» [Баранмаа 2024, с. 79]. Композитор, педагог по музыкально-теоретическим дисциплинам Урана Болат-ооловна Хомушку, выпускница теоретико-композиторского отделения Кызылского училища искусств, одна из подопечной, высказала теплые слова благодарности: "Занималась по композиции у Екатерины Константиновны. На курсе нас было 5 человек (для теоретиков это много) <...> нам очень нравились ежегодные отчётные концерты по классу композиции. Наши сочинения звучали в исполнении студентов и преподавателей, хора училища. Занятия с Екатериной Константиновной были всегда интересными, увлекательными. Мы получали очень много нового из её уроков, ещё она ввела новые дисциплины, которых в училище до этого времени не было: «Современная гармония», «Музыка
ХХ века». Меня всегда восхищала её доброта, ум и искренность. Она меня подготовила к поступлению в ВУЗ на композиторский факультет8.
Под её кураторством в 2004 году была написана первая тувинская опера «Монге аялга» («Вечная мелодия») коллектива авторов (Б.-М. Тулуш, У Хомушку, Ч. Комбу, Н. Лопсан, А. Монгуш) на либретто Н. Куулара.
Многогранный талант Е. К. Карелиной проявляется также и в собственном творчестве - ею написан ряд камерных произведений (вокальный цикл на стихи китайских поэтов Средневековья, цикл мадригалов на стихи перуанских поэтов XX века, инструментальные ансамбли). Также она является автором стихов.
Ключевые события в постсоветской культуре Тувы, которые Екатерина Константиновна считает примерами «эко-экзо-этнокультурного синтеза», происходят с её участием. Она активно участвовала в реализации масштабных проектов в тувинской культуре, таких как создание и деятельность Тувинского национального оркестра Министерства культуры Тувы и Духового оркестра Правительства Республики Тыва. Эти факты свидетельствуют о влиянии Карелиной на общественно-творческие процессы и её значении для истории науки и общественной мысли.
С бывшими учениками (композиторами Ч. В. Комбу-Самдан и У Б. Хомушку, музыковедами С. С. Хертек и А. Д.-Б. Баранмаа) в колледже искусств. Кызыл, 2014.
В 2022 г. под руководством Е. К. Карелиной был завершён учебник Тувинской музыкальной литературы, ставший первым образцом по
8 Из интервью У. О. Доноровой с композитором У. Б. Хомушку (г. Кызыл от 17.06.2024 г.).
Е. К. Карелина с коллегами-музыковедами из Казахской национальной консерватории имени Курмангазы после конференции.
Алматы, 2018.
региональному музыкознанию [Тувинская музыкальная литература (ТМЛ) 2022]. Кроме того, параллельно Е. К. Карелина ведёт работу по популяризации творчества тувинских композиторов, в том числе музыковедческому сопровождению нотных изданий, анализу наследия - А. Б. Чыргал-оола [Чыргал-оол 2010], В. С. Тока [Тока 2021], Р. Д. Кенденбиля [Кенденбиль 2022], Х. К. Дамба [Дамба 2023], С. М. Бюрбе [Карелина, Монгуш 2020; Карелина 2024]. Вносит свою лепту в пропаганду и освещение музыки тувинских композиторов старшего и молодого поколений. Предисловие к репертуарному сборнику Тувинского национального оркестра, написанное Е. К. Карелиной, содержит анализ репертуара оркестра и историю его создания [Тувинский национальный оркестр 2023].
За вклад в развитие культуры и науки, а также за подготовку научных и научно-педагогических кадров республики Тыва Е. К. Карелина награждена: Почётными грамотами Министерства культуры Республики Тыва (2000), Министерства культуры Российской Федерации (2010), Министерства по делам молодежи и спорта Республики Тыва (2012), Союза композиторов России (2018), Посла России во Франции (2018); государственной наградой «Заслуженный деятель искусств Республики Тыва» (2002), Юбилейными медалями ЦК КПРФ к 110-летию со дня рождения С.К. Тока (2014) и Правительства Республики Тыва в честь 100-летия образования Тувинской Народной Республики (2021) и в
честь 100-летия тувинского композитора А.Б. Чыргал-оола (2024); Знаками Почёта Увс аймака Монголии (2014) и «Отличник культуры» Министерства культуры Республики Тыва (2022).
Заключение
Основная заслуга Е. К. Карелиной заключается в том, что она стала соединительным звеном между поколением советских педагогов, заложивших основы музыкального образования в Туве, и современной молодёжью. Вдохновлённая и обученная такими выдающимися педагогами, как профессор Е. М. Царева (представитель отечественной школы исторического музыкознания) и В. Н. Юнусова (специалист по музыкальному востоковедению), Е. К. Карелина успешно развивала традиции этих научных школ в родной Туве.
Её вклад в развитие тувинской музыкальной культуры и музыковедения значителен. Она не только создала собственную научную школу, но и воспитала целое поколение молодых исследователей, которые продолжают работу и передают накопленные знания следующим поколениям. Как отмечает А. Алябьева: «Тува — один из немногих регионов России, музыкальная культура которого удостоилась столь многоаспектного в истории отечественного музыкознания специального фундаментального исследования» [Алябьева 2012, с. 184].
Её ученики, защитившие успешно дипломные, диссертационные работы в свою очередь, начинают консультировать молодых исследователей, обеспечивая тем самым преемственность поколений.
Выступление Е. К. Карелиной на презентации нотного издания Тувинского национального оркестра в Национальном музее Республики Тыва. Кызыл, 2023.
Планы по подготовке будущих учёных свидетельствуют о перспективах дальнейшего развития научной школы.
Изданные под руководством и редакцией Е. К. Карелиной монографии и учебники нашли широкое применение как в тувиноведении, так и в изучении культуры и искусства родственных этносов. Эти достижения свидетельствуют о формировании в Туве полноценной научной школы в области культурологии и музыкознания.
Изречения академика Д. С. Лихачева приемлемы как девиз: «Долг учёного - иметь преемников. Ум учёного - давать творческую свободу своим преемникам. Доброта учёного - не иметь секретов от своих преемников» [Лихачёв 2006, с.117]. Эти принципы наглядно воплощены в деятельности Е. К. Карелиной, которая, оставаясь открытой и отзывчивой, продолжает вдохновлять и поддерживать своих учеников, создавая тем самым устойчивую научную музыкально-культурологическую школу в современной Туве.
Литература:
1. Абульханова-Славская 1980 - Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
2. Алябьева 2011 - Алябьева А. Г. Единство в многообразии (рецензия на монографию Е. Карелиной «История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней») // Музыкальная академия. 2011. № 3. С. 103-104.
3. Алябьева 2012 - Алябьева А. Г. Единство в многообразии (рецензия на монографию Е. Карелиной «История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней») // Новые исследования Тувы (электронный журнал), 2012. № 1.
4. Ананьев 1968 - Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та., 1968. 336 с.
1. Бадыргы 2022 - Бадыргы М. М. Тувинское горловое пение хоомей как объект культурной политики. Дисс. ... канд. культ. Красноярск: СФУ, 2022. 142 с.
5. Бадыргы 2022 - Бадыргы М. М. Тувинское горловое пение хоомей как объект культурной политики. Дисс. ... канд. культ. Красноярск: СФУ, 2022. 142 с.
6. Баранмаа 2024 - Баранмаа А. Д.-Б. Карелина Екатерина Константиновна // Люди и события Тувы: календарь-хронограф / сост. Е. М. Ак-кыс, Ч. Э. Монгуш. Кызыл, 2024. 94 с.
7. Бушуева, Лощилин, Тихомирова 2020 - Бушуева В. В., Лощилин А. Н., Тихомирова Е. А. Некоторые особенности творческой личности // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки, 2020. Вып. 4 (837).
С. 71-79. URL: http://www.vestnik-mslu.ru/Vest/4_837_E.pdf (дата обращения 03.03. 2024 г.).
8. Голубович 2012 - Голубович И. В. Биография: методология анализа в гуманитарном знании // Эпистемология и Философия науки. М.: Институт философии РАН, 2012. Т. 33. № 3. 250 с. С. 84-97.
9. Грезнева 2004 - Грезнева О. Ю. Научные школы: принципы классификации // Высшее образование в России, 2004. № 5. 178 с. С. 42-43.
10. Донорова 2015 - Монгуш (Донорова) У. О. Музыкальная терминология в тувинском языке. Дисс. ... канд. филол. наук. М.: Институт Языкознания РАН, 2015. 239 с.
11. Историческая биография 2011 - Историческая биография. Современные подходы и методы исследования: сборник обзоров и рефератов /сост. Ю. В. Дунаева [et al.]. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2011. 172 с. URL: https://www.iprbookshop.ru/22482.html
12. Историческая психология 2004 - Историческая психология: предмет, структура и методы / отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2004. 165 с.
13. Карелина 2009 - Карелина Е. К. История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней. М.: Композитор, 2009. 552 с.
14. Карелина 2011 - Карелина Е. К. Алексей Чыргал-оол в Казанской консерватории (рождение классика тувинской национальной музыки) // Назиб Жиганов и музыкальная культура современности: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Казань, 20 апреля 2011 г. / сост., отв. ред. Л. А. Федотова. Казань: Казанская гос. консерватория (академия) им. Н. Г. Жиганова, 2011. 167 с. С. 89-101.
15. Карелина 2021 - Карелина Е. К. Владимир Тока: особенности авторского стиля композитора (электронный ресурс) // Сайт «Композитор Владимир Салчакович Тока» (проект «Музыкальное наследие. "Енисейская акварель" Владимира Тока») / Президентский фонд культурных инициатив; Красноярская краевая филармония. URL: https://vladimir-toka.ru/avtorskiy-stil (дата обращения 12.03.2024 г.).
16. Карелина 2021 - Карелина Е. К. Музыка Владимира Тока: аналитические очерки (электронный ресурс) // Сайт «Композитор Владимир Салчакович Тока» (проект «Музыкальное наследие. "Енисейская акварель" Владимира Тока») / Президентский фонд культурных инициатив; Красноярская краевая филармония. URL: https://vladimir-toka.ru/ochrki (дата обращения 12.03.2024 г.).
17. Карелина 2022 - Карелина Е. К. Симфоническая музыка Р.Д. Кенденбиля (электронный ресурс) // Сайт «Выдающиеся композиторы Тувы» (проект «Музыкальное наследие "Симфония Эне-Сая"») / Президентский фонд культурных инициатив; Красноярская краевая филармония. URL: https://tuva-kompozitory.ru/symphonic_music_kendenbil (дата обращения
12.03.2024 г.).
18. Карелина 2022 - Карелина Е. К. Творчество Ростислава Кенденбиля (электронный ресурс) // Сайт «Выдающиеся композиторы Тувы» (проект «Музыкальное наследие "Симфония Эне-Сая"») / Президентский фонд культурных инициатив; Красноярская краевая филармония. URL: https:// tuva-kompozitory.ru/tvorchestvo_kendenbil (дата обращения 12.03.2024 г.).
19. Карелина 2023 - Карелина Е. К. Симфоническая музыка Х. К. Дамба (электронный ресурс) // Сайт «Выдающиеся композиторы Тувы» (проект «Музыкальное наследие "Симфония Эне-Сая"») / Президентский фонд культурных инициатив; Красноярская краевая филармония. URL: https:// tuva-kompozitory.ru/symphonic_music_damba (дата обращения 12.03.2024 г.).
20. Карелина 2023 - Карелина Е. К. Творчество Хуреш-оола Дамба (электронный ресурс) // Сайт «Выдающиеся композиторы Тувы» (проект «Музыкальное наследие "Симфония Эне-Сая"») / Президентский фонд культурных инициатив; Красноярская краевая филармония. URL: https:// tuva-kompozitory.ru/tvorchestvo_damba (дата обращения 12.03.2024 г.).
21. Карелина 2024 - Карелина Е. К. Воспитание музыковеда в классе профессора Е. М. Царевой // Институциональная история музыкального образования: феномен российских консерваторий: материалы Всероссийского науч. симпозиума IX сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования / ред.-сост.: В. И. Адищев, К. В. Зенкин. М.: Изд-во ПНИПУ, 2024. 303 с. С.248-256.
Карелина 2024 - Карелина Е. К. Он был среди первых: Саая Бюрбе (к проблеме изучения творческого наследия композитора) / Е. К. Карелина // Культура Тувы: прошлое и настоящее: материалы межрегион. науч.-практ. конф. 2023-2024 годы, г. Кызыл / ред.-сост. Е. К. Карелина. - Кызыл: Типография «ПрофЛидер», 2024. Вып. 5. С.11-14.
22. Карелина, Монгуш 2020 - Карелина Е. К., Монгуш У. О. Личный фонд Саая Бюрбе в Национальном архиве Республики Тыва / Е. К. Карелина, У. О. Монгуш // Новые исследования Тувы, 2020, № 2. С. 165-174.
Колесник 2012 - Колесник Т. О. Психолого-историческое исследование жизненного пути личности: методологический анализ // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. / отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. М.: Институт психологии РАН, 2012. 696 с. С. 92-95.
23. Криворучко 2008 - Криворучко В. К. Научные школы важнейший фактор развития современной науки, 2008. 37 с.
24. Лесовиченко 2023 - Лесовиченко А. М. Тувинская музыка: и древняя, и современная. Рецензия на учебное пособие «Тувинская музыкальная литература» // Музыкальное искусство Евразии. Традиции и современность: сетевое научное издание, 2023. № 4 (13). С. 92-95. https://doi.org/10.26176/ МАЕТАМ.2023.13.4.005
25. Лихачёв 2006 - Лихачёв Д. С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре. М., «Российский фонд культуры», 2006. 335 с.
Мамышева, Степанов, Харунова, Харунов 2024 - Мамышева Е. П., Степанов М. Г., Харунова М. М.-Б., Харунов Р. Ш. Валентина Николаевна Тугужекова - организатор научной школы в Хакасии и Туве // Новые исследования Тувы. 2024, No 1. С. 291-311. DOI: https://doi. org/10.25178/nit.2024.1.19.
26. Мошкова 2003 - Мошкова Г. Ю. Научное исследование в контексте жизненного пути ученого // Философия науки. Вып. 9. М.: ИФ РАН, 2003. 308 с. С. 244-286.
27. Мунге 2022 - Мунге Б. В. Архивы в истории культуры Тувы. Дисс. ... канд. культ. Красноярск: СФУ, 2022. 180 с.
28. Ондар 2016 - Ондар И. О. Генезис и трансформация тувинского танца в культуре Тувы. Дисс. ... канд. культ. Красноярск: СФУ, 2016. 205 с.
29. Петрина 2016 - Петрина А. Б. Научная биография в российской культурной и интеллектуальной традиции: поиск новой модели ... Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Омск: 2016, 34 с.
30. Попова 2017 - Попова Т. Н. Жизнеописание ученого-историка на перекрестке историографических традиций: теория, методология, практика / Т. Н. Попова. Одесса: [б. и.], 2017. 455 с.
31. Розенберг 2007 - Розенберг Н. В. Выдающиеся личности, критериальный аппарат // Аналитика культурологии. Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина. 2007. № 1 (34). С. 258-262.
32. Рубинштейн 2000 - Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Изд-во: Питер, 2000. 720 с.
33. Соловьев 1991 - Соловьев Э. Ю. Биографический анализ как вид историко-философского исследования // Э. Ю. Соловьев. Прошлое толкует нас. М. : 1991. С. 19-66;
Тарбастаева 2024 - Тарбастаева И. С. Рецензия на монографию М. М. Бадыргы «Тувинский хоомей как объект культурной политики» // Хоомей и культурное наследие народов Центральной Азии. 2024. № 1(1). С.134-139.
34. Тувинская музыкальная литература 2022 - Тувинская музыкальная литература: учебник / Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола; коллектив авт.; под ред. Е.К. Карелиной. Кызыл, 2022. 288 с.
35. Тувинский национальный оркестр 2023 - Тувинский национальный оркестр. Сборник партитур. Том I / гл. ред. и сост. Ш. А. Салчак; предисл. Е. К. Карелиной. Кызыл, 2023. 352 с.: нот.
36. Турмебаев, Бурибаева 2024 - Турмебаев Ж. К., Бурибаева М. А. Хоомей как голос природы тувинцев: возможна ли гармония пения и культурной политик? // Turkic Studies Journal, 2024. Т. 6. № 1. С. 179-191. DOI: http:// doi.org/10.32523/2664-5157-2024-1-181-193 (дата обращения 25.04.2024 г.).
37. Федорова, Щербаков 2009 - Федорова Г. В., Щербаков Д. В. К истории вопроса о научных школах / Бюллетень сибирской медицины, 2009. №4. С. 86-91. DOI: https://doi.org/10.20538/1682-0363-2009-4-86-91 (дата обращения 25.04. 2024 г.).
38. Хоомей (горловое пение) - феномен культуры народов Центральной Азии: научные доклады УШ-го Международного этномузыкологического симпозиума (7-9 июня 2023 г., г. Кызыл) / Международная Академия «Хоомей»; отв. ред. док. иск. Е. К. Карелина. Кызыл, 2023. 230 с.
39. Хоомей и культурное наследие народов Центральной Азии: Академический журнал, № 1(1) / Международная Академия «Хоомей»; главный ред. док. иск. Е. К. Карелина. Кызыл, 2024. 139 с.
40. Чыргал-оол 2010 - Чыргал-оол А. Б. Собрание сочинений [Ноты]. В 3 томах / Мин-во культуры и туризма Республики Тыва; Тув. регион. отд-е Союза композиторов России; Кызылский колледж искусств имени А. Б. Чыргал-оола; науч. ред. серии док. иск. Е. К. Карелина. Москва: Композитор, 2010; Чыргал-оол А. Б. Собрание сочинений. Т. III. Фортепианные сочинения. Клавиры симфонических произведений. Детская музыка / нот. ред.: Е. К. Карелина, У. О. Монгуш. Москва: Композитор, 2010. 176 с.: нот.
41. Юнусова 2014 - Юнусова В. Н. Российское музыкальное востоковедение: становление и перспективы // Восток (ORIENTS). ИВРАН, 2014. № 3. С. 67-76.
42. Юнусова 2016 - Юнусова В. Н. К проблеме взаимодействия исторического музыкознания и российского музыкального востоковедения // Научный вестник Московской консерватории, 2016. № 1(24). С. 144-155.
43. Юнусова 2018 - Юнусова В. Н. Развитие музыкального востоковедения на кафедре истории зарубежной музыки Московской консерватории // Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем: сб. ст. по материалам Междунар. науч. конф. к 150-летию Московской консерватории / ред.-сост. К. В. Зенкин, Н. О. Власова, Г. А. Моисеев. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2018. С. 275-281.
References:
1. Abulkhanova-Slavskaya, K. A. (1980). "Deyatel'nost' i psikhologiya lichnosti"[Activity and Personality Psychology], Moscow, Nauka, 335 p. (In Russ).
2. Aljab'eva, A.G. (2011) "Edinstvo v mnogoobrazii (retsenziya na monografiyu E. Karelinoy «Istoriya tuvinskoy muziki ot padeniyu dinastii Tsin i do nashikh dney»" [Unity in Diversity (Review of the Monograph by E. Karelina "The History of Tuvan Music from the Fall of the Qing Dynasty to the Present Day"], Muzykal'naya akademiya, no. 3, p. 103-104. (In Russ.).
3. Aljab'eva, A.G. (2012) "Edinstvo v mnogoobrazii (retsenziya na monografiyu E. Karelinoy «Istoriya tuvinskoy muziki ot padeniyu dinastii Tsin i do nashikh
dney»" [Unity in Diversity (Review of the Monograph by E. Karelina "The History of Tuvan Music from the Fall of the Qing Dynasty to the Present Day"], Novye issledovaniya Tuvy (elektronnyy zhurnal), no. 1. (In Russ.).
4. Anan'ev, B. G. (1968) "Chelovek kak predmet poznanija" [Man as an Object of Knowledge], Leningrad, Izd-vo Leningr. un-ta, 336 p. (In Russ.).
5. Badyrgy M. M. (2022) "Tuvinskoe gorlovoe peniye khoomey kak ob'ekt kul'turnoy politiki" [Tuvan Throat Singing Khoomei as an Object of Cultural Policy], Diss. ... kand. kult, Krasnoyarsk, SFU, 142 p. (In Russ.).
6. Baranmaa, A. D.-B. (2024) "Karelina Ekaterina Konstantinovna» Lyudi i sobytiya Tuvy: kalendar'-khronograf" [Karelin Ekaterina Konstantinovna: People and Events of Tuva: Chronograph calendar], sost. E. M. Ak-kys, Ch. E. Mongush, Lyudi i sobytiya Tuvy: kalendari-khronograf, Kyzyl, 79-81 p. (In Russ.).
7. Bushueva, V. V., Loshhilin, A. N., Tihomirova, E. A. (2020) "Nekotorye osobennosti tvorcheskoj lichnosti" [Some Features of a Creative Personality], Vestnik MGLU, Obrazovanie i pedagogicheskie nauki, no 4 (837), p. 71-79. (In Russ).
8. Golubovich, I. V. (2012) "Biography: Methodology of Analysis in the Humanities Epistemologiya i Filosofiya nauki", Moscow, Institut filosofii RAN, no 3, Volume 33, p. 84-97. (In Russ.).
9. Grezneva, O. Yu. (2004) "Scientific Schools: Principles of Classification", Vysshee obrazovanie v Rossii, Moscow, no 5, p. 42-43. (In Russ.).
10. Donorova, (2015) "Muzykal'naya terminologiya v tuvinskom yazyke" [Musical Terminology in the Tuvan language.], Diss. ... kand. filol. nauk, Moscow, Institut Yazykoznaniya RAN, 239 p. (In Russ.).
11. "Istoricheskaya biografiya. Sovremennye podkhody i metody issledovaniya: sbornik obzorov i referatov" (2011), [Historical Biography. Modern Approaches and Research Methods: a Collection of Reviews and Abstracts], Moscow, Institut nauchnoy informatsii po obshchestvennym naukam RAN, 172 p. (In Russ.).
12. "Istoricheskaya psikhologiya: predmet, struktura i metody" (2004), [Historical Psychology: Subject, Structure and Methods], Moscow, Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. 165 p. (In Russ.).
13. Karelina, E. K. (2009) "Istoriya tuvinskoy muzyki ot padeniya dinastii Tsin i do nashikh dney" [The History of Tuvan Music from the Fall of the Qing Dynasty to the Present Day], Moscow, Kompozitor, 552 p. (In Russ.).
14. Karelina, E. K. (2011) "Aleksej Chyrgal-ool v Kazanskoj konservatorii (rozhdenie klassika tuvinskoj nacional'noj muzyki)" [Alexey Chyrgal-ool at the Kazan Conservatory (the birth of the classic of Tuvan national music], Nazib Zhiganov i muzykal'naya kul'tura sovremennosti, Kazan, Kazanskaya gos. konservatoriya (akademiya) im. N. G. Zhiganova, p. 89-101. (In Russ.).
15. Karelina, E. K. (2021) "Vladimir Toka: osobennosti avtorskoho stilya kompozitora" [Vladimir Toka: Features of the Composer's Author's Style], Kompozitor Vladimir Salchakovich Toka (proyekt «Muzykal'noe nasledie. Yeniseiskaya akvarel Vladimira Toka»), Prezident'skiy fond kul'turnykh initsiativ; Krasnoyarskaya krayeva filarmoniya. URL: https://vladimir-toka.ru/ ochrki (requested 12.03.2024 r.). (In Russ.).
16. Karelina, E. K. (2021) "Muzyka Vladimira Toka: analiticheskie ocherki" [Vladimir Tok's Music: Analytical Essays], Kompozitor Vladimir Salchakovich Toka (proyekt «Muzykal'noe nasledie. Yeniseiskaya akvarel Vladimira Toka»), Prezident'skiy fond kul'turnykh initsiativ; Krasnoyarskaya krayeva filarmoniya. URL: https://vladimir-toka.ru/ochrki (requested 12.03.2024 r.). (In Russ.).
17. Karelina, E. K. (2022) "Simfonicheskaya muzyka R.D. Kendenbilya" [Symphonic Music by R. D. Kendenbil], Vydaiushchiesia kompozitory Tuvy (proyekt «Muzykal'noe nasledie "Simfoniya Ene-Saya"»), Prezident'skiy fond kul'turnykh initsiativ, Krasnoyarskaya krayeva filarmoniya. URL: https://tuva-kompozitory.ru/symphonic_music_damba (requsted 12.03.2024 r.). (In Russ.).
18. Karelina, E. K (2022) "Tvorchestvo Rostislava Kendenbilya" [The Works of Rostislav Kendenbil], Vydaiushchiesia kompozitory Tuvy (proyekt «Muzykal'noe nasledie "Simfoniya Ene-Saya"»), Prezident'skiy fond kul'turnykh initsiativ; Krasnoyarskaya krayeva filarmoniya. URL: https://tuva-kompozitory.ru/tvorchestvo_kendenbil (requested 12.03.2024 r.). (In Russ.).
19. Karelina, E. K. (2023) "Simfonicheskaya muzyka Kh. K. Damba" [Symphonic Music by H. K. Damba], Vydaiushchiesia kompozitory Tuvy» (proyekt «Muzykal'noe nasledie "Simfoniya Ene-Saya"»), Prezident'skiy fond kul'turnykh initsiativ, Krasnoyarskaya krayeva filarmoniya. URL: https://tuva-kompozitory.ru/symphonic_music_damba (requested 12.03.2024 r.). (In Russ.).
20. Karelina, E. K. (2023) "Tvorchestvo Khuresh-oola Damba" [The Works of Khuresh-oola Damba], Vydaiushchiesia kompozitory Tuvy (proyekt «Muzykal'noe nasledie "Simfoniya Ene-Saya"»), Prezident'skiy fond kul'turnykh initsiativ, Krasnoyarskaya krayeva filarmoniya. URL: https://tuva-kompozitory.ru/tvorchestvo_damba (requested 12.03.2024 r.). (In Russ.).
21. Karelina, E. K. (2024) "Vospitanie muzykoveda v klasse professora E. M. Carevoj" [Education of a Musicologist in the Class of Professor E. M. Tsareva»], Institutsional'naya istoriya muzykal'nogo obrazovaniya: fenomen rossiyskikh konservatori, Moscow, Izd-vo PNIPU, p. 248-256. (In Russ.).
22. Karelina, E. K. (2024) "On byl sredi pervyh: Saaya Byurbe (k probleme izucheniya tvorcheskogo naslediya kompozitora)" [He was among the First: Saaya Byurbe (on the Problem of Studying the Composer's Creative Heritage], Kul'tura Tuvy: proshloe i nastoyashchee, Kyzyl, Tipografiya «ProfLider», Vol. 5, p. 11-14. (In Russ.).
23. Karelina, E. K., Mongush, U. O. (2020) "Lichnyy fond Saaya Byurbe v
Natsional'nom arkhive Respubliki Tyva" [The Personal Fund of Saai Byurbe in the National Archive of the Republic of Tuva], Novye issledovaniya Tuvy, no. 2, p. 165-174. (In Russ.).
24. Kolesnik, T. O. (2012) "Psihologo-istoricheskoe issledovanie zhiznennogo puti lichnosti: metodologicheskij analiz", [Psychological and Historical Research of a Person's Life Path: a Methodological Analysis], Razvitie psikhologii v sisteme kompleksnogo chelovekoznaniya, Moscow, Institut psikhologii RAN, p. 92-95. (In Russ.).
25. Krivoruchko, V. K. (2008) "Nauchnye shkoly vazhneyshiy faktor razvitiya sovremennoy nauki" [Scientific Schools Are the Most Important Factor in the Development of Modern Science], Moscow, 37 p. (In Russ.).
26. Lesovichenko, A. M. (2023) "Tuvinskaya muzyka: i drevnyaya, i sovremennaya", [Tuvan Music: both Ancient and Modern. Review of the Textbook "Tuvan Musical Literature], Muzykal'noe iskusstvo Evrazii. Traditsii i sovremennost', no. 4 (13), p. 92-95. (In Russ.).
27. Likhachev, D. S. (2006) "Izbrannoe: mysli o zhizni, istorii, kul'ture" [Favorites:Thoughts about Life, History, Culture], Moscow, «Rossiyskiy fond kul'tury», 335 c. (In Russ.).
28. Mamysheva, E. P., Stepanov, M. G., Kharunova, M. M.-B., Kharunov, R. Sh. (2024) "Valentina Nikolaevna Tuguzhekova - organizator nauchnoj shkoly v Hakasii i Tuve", [Valentina Nikolaevna Tuguzhekova - an Organizer of the Scientific School in Khakassia and Tuva], Novye issledovaniya Tuvy, no 1, p. 291-311. (In Russ.).
29. Moshkova, G. Yu. (2003) "Nauchnoe issledovanie v kontekste zhiznennogo puti uchenogo", [Scientific research in the context of a scientist's life path» Filosofiya nauki], vol. 9, Moscow, IF RAN, p. 244-286. (In Russ.).
30. Munge, B. V. (2022) "Arkhivy v istorii kul'tury Tuvy" [Archives in the History of Culture of Tuva], diss. ... kand. kult., Krasnoyarsk, SFU, 180 p. (In Russ.).
31. Ondar, I. O. (2016) "Genezis i transformatsiya tuvinskogo tantsa v kulture Tuvy" [Genesis and Transformation of Tuvan Dance in the Culture of Tuva], diss. . kand. kult., Krasnoyarsk, SFU, 205 p. (In Russ.).
32. Petrina,A. B. (2016) "Nauchnaya biografiya v rossijskoj kul'turnoj i intellektual'noj tradicii: poisk novoj modeli", [Scientific Biography in the Russian Cultural and Intellectual Tradition: Search for a New Model], avtorefereat diss. ... candidata istoricheskih nauk, Omsk, (In Russ.).
33. Popova, T. N. (2017) "Zhizneopisanie uchenogo-istorika na perekrestke istoriograficheskikh traditsiy: teoriya, metodologiya, praktika" [The Biography of a Scientist-Historian at the Crossroads of Historiographical Traditions: Theory, Methodology, Practice], Odessa, 455 p. (In Russ.).
34. Rozenberg, N. V. (2007) "Vydaiushchiesya lichnosti, kriterial'nyy apparat" [Outstanding Personalities, Criteria Apparatus], Analitika kul'turologii,
Tambovskiy gosudarstvennyy universitet imeni G. R. Derzhavina, no 1 (34), p. 258-262. (In Russ.).
35. Rubinshteyn, S. L. (2000) "Osnovy obshchey psikhologii" [Fundamentals of General Psychology], Saint-Petersburg, izd-vo "Piter", 720 p. (In Russ.).
36. Solov'ev, E. Yu. (1991) "Biograficheskiy analiz kak vid istoriko-filosofskogo issledovaniya" [Biographical Analysis as a Type of Historical and Philosophical Research], Moscow, p. 19-66. (In Russ.).
37. Tarbastaeva, I. S. (2024) "Retsenziya na monografiyu M. M. Badyrgy "Tuvinskij hoomej kak ob"ekt kul'turnoj politiki" [Review of M. M. Badyrgy's Monograph "Tuvan Khoomei as an Object of Cultural Policy], Khoomey i kul'turnoe nasledie narodov Tsentral'noy Azii, no. 1 (1), p. 134-139. (In Russ.).
38. "Tuvinskaya muzykal'naya literatura: uchebnik" (2022) [Tuvan Musical Literature: Textbook], Kyzyl'skiy kolledzh iskusstv im. A.B. Chygal-oola, kollektiv avt., pod red. E. K. Karelinoy, Kyzyl, 288 p. (In Russ.).
39. "Tuvinskiy natsional'nyy orkestr. Sbornik partitur. Tom I" (2023), [Tuvan National Orchestra. A collection of Scores. Vol. I, gl. red. i sost. Sh. A. Salchak, predisl. E. K. Karelinoi, Kyzyl, 352 p. (Sheet Music). (In Russ.).
40. Turmebaev, Zh. K., Buribaeva, M. A. (2024) "Hoomej kak golos prirody tuvincev: vozmozhna li garmonija penija i kul'turnoj politik?" [Khoomei as the Voice of Tuvan Nature: is Harmony of Singing and Cultural Politics Possible?], Turkic Studies Journal, vol. 6, no.1, p. 179-191. (In Russ.).
41. Fedorova, G. V., Shcherbakov, D. V. (2009) "K istorii voprosa o nauchnyh shkolah" [On the History of the Issue of Scientific Schools], Byulleten' sibirskoy meditsiny, no. 4, p. 86-91. (In Russ.).
42. "Khoomey (gorlovoe penie) - fenomen kul'tury narodov Tsentral'noy Azii: nauchnye doklady VIII-go Mezhdunarodnogo etnomuzykologicheskogo simpoziuma" (2023), [Khoomei (Throat Singing) - a Cultural Phenomenon of the Peoples of Central Asia: Scientific Reports of the VIII International Ethnomusicological Symposium], Kyzyl, 139 p. (In Russ.).
43. "Khoomey i kul'turnoe nasledie narodov Tsentral'noy Azii: Akademicheskiy zhurnal" (2024), [Khoomei and the Cultural Heritage of the Peoples of Central Asia: Academic Journal], no. 1(1), Kyzyl, (In Russ.).
44. Chyrgal-ool, A. B. (2010) "Sobranie sochineniy [Noty]. V 3 t." [Collected Works [Sheet Music]. In 3 volumes], Min-vo kul'tury i turizma Respubliki Tyva, Tuv. regional'noye otd-e Soyuza kompozitorov Rossii, Kyzyl'skiy kolledzh iskusstv imeni A. B. Chyrgal-oola, nauch. red. serii dok. iskus. E. K. Karelina, Moscow, Kompozitor, 176 p. (In Russ.).
45. Yunusova, V. N. (2014) "Rossijskoe muzykal'noe vostokovedenie: stanovlenie i perspektivy" [Russian Musical Oriental Studies: Formation and Prospects], Vostok (Orients), IVRAN, no 3, p. 67-76. (In Russ.)
46. Yunusova, V. N. (2016) "K probleme vzaimodejstvija istoricheskogo muzykoznanija i rossijskogo muzykal'nogo vostokovedenija" [On the Problem
of Interaction between Historical Musicology and Russian Musical Oriental Studies], Nauchnyy vestnik Moskovskoy konservatorii, no. 1 (24), p. 144-155. (In Russ.).
47. Yunusova, V. N. (2018) "Razvitie muzykal'nogo vostokovedenija na kafedre istorii zarubezhnoj muzyki Moskovskoj konservatorii" [The Development of Musical Oriental Studies at the Department of the History of Foreign Music of the Moscow Conservatory], Moskovskaya konservatoriya v proshlom, nastoyashchem i budushchem: sb. st. po materialam Mezhdunar. nauch. konf. k 150-letiyu Moskovskoy konservatorii, Moscow, Moskovskaya konservatoriya, p. 275-281. (In Russ.).
48.
Информация об авторах:
Ульяна О. Донорова, кандидат филологических наук, научный сотрудник, Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, г. Кызыл, Россия, Республика Тыва, 667000, ул. Кочетова, д.4. E-mail: [email protected] Author ID РИНЦ: 1067294
Марьятта М. Бадыргы, кандидат культурологии, заместитель директора Международной академии «Хоомей», г. Кызыл, Россия, Республика Тыва, 667007, г. Кызыл, ул. Ленина, д. 7. [email protected] Author ID РИНЦ: 1189191
Белекмаа В. Мунге, кандидат культурологии, директор, Национальный архив Республики Тыва, г. Кызыл, Россия, Республика Тыва, 667003, г. Кызыл, ул. Кечил-оола, д. 91. Тел.раб.: +7 (394-22) 5-63-15. E-mail: [email protected] Author ID РИНЦ: 1093778
Information about the authors:
Ulyana О. Donorova, Cand. of Sci. (Philology), Researcher, Folklore Department, Tuvan Institute of Humanitareian and Applied Social and Economic Research under the Government of the Republic of Tuva, Kyzyl, the Republic of Tuva, Russia; 4 Kochetov str., Kyzyl, 667000, the Republic of Tuva, Russia.
Email: [email protected]
Maryatta M. Badyrgy, Cand.of Sci. (Cultural Studies), International Academy "Xoomei", Deputy Director, Kyzyl, Russia; 7 Lenina str., Kyzyl, 667000, Republic of Tuva, Russia. E-mail: [email protected]
Belekmaa V Munge, Cand.of Sci. (Cultural Studies), Director, National Archives of the Republic of Tuva, Director, Kyzyl, Russia; 91 Kechil-oola str.; Kyzyl, 667003, the Republic of Tuva, Russia. E-mail: [email protected]
@ Донорова У. О., Бадыргы М. М., Мунге Б. В., 2024