Научная статья на тему 'Карантин растений: история правового регулирования; современная практика'

Карантин растений: история правового регулирования; современная практика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1131
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАРАНТИН / РАСТЕНИЯ / КАРАНТИННЫЙ ФИТОСАНИТАРНЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) / PLANT QUARANTINE PHYTOSANITARY CONTROL (SUPERVISION) / РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / RUSSIAN AGRICULTURAL SURVEILLANCE (ROSSELKHOZNADZOR) / QUARANTINE / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронин Б. А., Тухбатов И. А., Воронина Я. В.

Карантинные объекты это вредные организмы, отсутствующие или ограниченно распространенные на территории Российской Федерации. В целях своевременного выявления карантинных объектов, определения границ их очагов, подкарантинные объекты подлежат систематическому карантинному фитосанитарному обследованию. При выявлении очагов карантинных объектов на соответствующих территориях устанавливается карантинный фитосанитарный режим. Современный уровень знаний в области биологии и экологии вредных организмов позволил организовать карантин на научной основе, сделать его более действенным, целенаправленным и менее обременительным. Теперь многие страны мира участвуют в разработке международных соглашений по карантину растений, которые помогают обеспечить санитарную охрану границ, своевременную информацию о возникших где-либо очагах инфекции. Карантин растений, как правовой режим, который предусматривает систему мер по охране растений, устанавливается согласно ФЗ «О карантине растений», специально уполномоченным государственным органом Российской Федерации по обеспечению карантина растений. Этим органом в современной России является федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воронин Б. А., Тухбатов И. А., Воронина Я. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANT QUARANTINE: HISTORY OF LEGAL REGULATION; MODERN PRACTICE

Quarantine objects is harmful organisms are absent or limited distribution in the territory of the Russian Federation. In order to timely identify quarantine objects, define the boundaries of their sources under quarantine facilities shall be subject to systematic quarantine phytosanitary inspection. In identifying foci of quarantine facilities in their respective territories established quarantine phytosanitary mode. Current state of knowledge in the field of biology and ecology of pests allowed organizing quarantine on a scientific basis, to make it more effective, focused and less burdensome. Now many countries are involved in the development of international agreements on plant quarantine, which help ensure sanitary protection of borders, timely information about the problems elsewhere foci of infection. Plant quarantine is a legal regime that provides for a system of measures for the protection of plants; installed according to the Federal Law “On Plant Quarantine” specially authorized state body of the Russian Federation for plant quarantine. That authority in modern Russia is the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance (Rosselkhoznadzor).

Текст научной работы на тему «Карантин растений: история правового регулирования; современная практика»

333^»- Аграрный вестник Урала № 12 (130), 2014 г. - < ^^

Экономика

щ

УДК 338

КАРАНТИН РАСТЕНИЙ: ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ; СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА

Б. А. ВОРОНИН,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, И. А. ТУХБАТОВ,

кандидат сельскохозяйственных наук, руководитель, Управление Россельхознадзора по Свердловской области

(620027, г. Екатеринбург, ул. Грузчиков, д. 4),

Я. В. ВОРОНИНА,

старший преподаватель, Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343) 371-33-63)

Ключевые слова: карантин, растения, карантинный фитосанитарный контроль (надзор), Россельхознадзор, законодательство.

Карантинные объекты — это вредные организмы, отсутствующие или ограниченно распространенные на территории Российской Федерации. В целях своевременного выявления карантинных объектов, определения границ их очагов, подкарантинные объекты подлежат систематическому карантинному фитосанитарному обследованию. При выявлении очагов карантинных объектов на соответствующих территориях устанавливается карантинный фитосанитарный режим. Современный уровень знаний в области биологии и экологии вредных организмов позволил организовать карантин на научной основе, сделать его более действенным, целенаправленным и менее обременительным. Теперь многие страны мира участвуют в разработке международных соглашений по карантину растений, которые помогают обеспечить санитарную охрану границ, своевременную информацию о возникших где-либо очагах инфекции. Карантин растений, как правовой режим, который предусматривает систему мер по охране растений, устанавливается согласно ФЗ «О карантине растений», специально уполномоченным государственным органом Российской Федерации по обеспечению карантина растений. Этим органом в современной России является федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

PLANT QUARANTINE: HISTORYOFLEGALREGULATION; MODERN PRACTICE

B. A. VORONIN,

doctor of law, professor, head of department, I. A. TUHBATOV,

candidate of agricultural sciences, acting chief,

Office of Russian Agricultural Supervision for the Sverdlovsk Region

(4 Gruzchikov Str., 620027, Ekaterinburg),

YA. V. VORONINA,

senior lecturer, Ural State Agricultural University

(42 K. Libknehta Str., 620075, Ekaterinburg; tel: +7 (343) 371-33-63)

Keywords: quarantine, plant quarantine phytosanitary control (supervision), Russian Agricultural Surveillance (Rosselk-hoznadzor), legislation.

Quarantine objects is harmful organisms are absent or limited distribution in the territory of the Russian Federation. In order to timely identify quarantine objects, define the boundaries of their sources under quarantine facilities shall be subject to systematic quarantine phytosanitary inspection. In identifying foci of quarantine facilities in their respective territories established quarantine phytosanitary mode. Current state of knowledge in the field of biology and ecology of pests allowed organizing quarantine on a scientific basis, to make it more effective, focused and less burdensome. Now many countries are involved in the development of international agreements on plant quarantine, which help ensure sanitary protection of borders, timely information about the problems elsewhere foci of infection. Plant quarantine is a legal regime that provides for a system of measures for the protection of plants; installed according to the Federal Law "On Plant Quarantine" specially authorized state body of the Russian Federation for plant quarantine. That authority in modern Russia is the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance (Rosselkhoznadzor).

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой Уральской государственной юридической академии.

Экономика

Термин «карантин», если обратиться к этимологии этого слова, происходит от итальянских слов — «quarante giorni» (сокращенно guarantine), обозначавших 40-дневный срок, в течение которого выдерживались на отдаленном рейде корабли, прибывающие в портовые города Италии из восточных стран. Это правило было установлено из-за опасности завоза «черной смерти» — чумы [1].

Впервые термин «карантин», как и сам принцип длительной изоляции кораблей, законодательно был оформлен в 1374 г.

Так более многих столетий назад родилось слово «карантин». Его быстро усвоили во всех станах. В средние века карантин носил характер запрета въезда в страну при подозрении завоза заболевания — чумы, а в случае возникновения эпидемии заразных болезней — полной изоляции городов и сел.

Распространение вредных организмов в течение тысячелетий шло параллельно с расселением человека. Резкий скачек в этом процессе связан с открытием Америки, морского пути в Индию и широкой колонизаторской деятельностью европейских народов в XVI-XVIII вв., сопровождавшейся массовыми перевозками сельскохозяйственной продукции, посадочного и семенного материала из Европы в колонии и из колоний в Европу. Эти перевозки способствовали распространению многих вредоносных организмов.

Начальной датой карантинного законодательства в дореволюционной России можно считать 6 апреля 1873 г., когда был издан указ о запрете ввоза в Россию виноградной лозы. Проект приказа был разработан известным ученым-энтомологом Н. Я. Данилевским. Цель указа — предупредить завоз в Россию вместе с посадочным материалом вредителя винограда филлоксеры. Но царское правительство опоздало: до 1872 г. филлоксера уже была завезена на территорию России — в Крым, на Кавказ и в Бесарабию с «око-рененным посадочным материалом» полученным из Эрфурта (Германия) [2].

Аналогичная картина наблюдалась и по другим карантинным объектам. Так, в 1875 г. царское правительство издало указ о запрете завоза из Америки клубней картофеля и его ботвы. Указ был вызван угрозой проникновения на территорию России колорадского картофельного жука и необходимостью охраны страны от этого опасного вредителя. Но должный контроль за соблюдением этого мероприятия не был осуществлен.

Необходимость хлопкового карантина в дореволюционной России возникла в 1913-1914 гг. В конце 1913 г. ряд частных фирм сделали в Египте заказ на покупку и ввоз в Россию семян хлопчатника. В связи с этим большое значение приобрела охрана хлопководства от завоза с семенами хлопковой моли (розового червя) — вредителя, наносящего огромный ущерб экономике всех стран мира.

Единая служба карантина была создана в Советском Союзе в 1931 г. В системе Всесоюзного объединения по борьбе с вредителями и болезнями сельского хозяйства. С этого момента начинается переход от разрозненных, зачастую случайных мер, направленных против проникновения и расселения отдельных вредителей и болезней, к систематическим карантинным мероприятиям, охватывающим не только

отдельные сельскохозяйственные культуры, но и их комплекс.

Вскоре были разработаны и введены в жизнь специальные положения против карантинных видов вредителей и болезней растений: о виноградном карантине против филлоксеры, о карантине против возбудителей и болезней хлопчатника, о картофельном карантине, о карантине против возбудителей и болезней плодово-ягодных культур, о карантине по сорнякам, о внешнем карантине растений, о Всесоюзной государственной службе внешнего и внутреннего карантина в СССР.

В начале 1932 г. были утверждены Правила карантинного досмотра грузов на таможнях и в портах, введена единая форма сертификата — свидетельства о карантинном состоянии растительных грузов. Этот документ давал право на пропуск в СССР импортных подкарантинных грузов, вывоз отечественных подкарантинных грузов из карантинных зон СССР, перевозку грузов внутри страны.

В это же время утверждается Положение о карантинном контроле над ввозом в СССР из-за границы сельскохозяйственной продукции и живых растений.

Первый перечень вредителей и болезней растений внешнего карантина был утвержден Нарком-земом СССР в 1935 г. В него были включены 135 видов главнейших вредителей и болезней сельскохозяйственных растений, на которые распространялись карантинные мероприятия. Первый перечень карантинных объектов внутреннего карантина был утвержден в 1937 г.

Объектами внутреннего карантина, требующими специальных карантинных мер против их распространения на территории страны, а также распространение локализации очагов, были признаны 37 видов вредителей более 10 видов болезней.

С течением времени, в связи с изменяющимися условиями производился пересмотр прежних перечней по карантинным сорнякам.

Среди современных законодательных и иных нормативных правовых актов в области карантина растений необходимо отметить: Положение о государственной службе по карантину растений в Российской Федерации утвержденное постановлением Правительства РФ № 208 от 23.04.1992 г., федеральный закон № 99-ФЗ от 15 июля 2000 г. «О карантине растений» [3].

Перечень вредителей и болезней растений, для борьбы с которыми осуществляются карантинные мероприятия, утвержденный Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Данный перечень подразделяет карантинные сорные растения по распространению: на карантинные отсутствующие на территории РФ; карантинные ограниченно распространенные на территории РФ [4].

21 июля 2014 г. принят федеральный закон № 206-ФЗ «О карантине растений» [5].

Целями настоящего федерального закона являются обеспечение охраны растений и территории Российской Федерации от проникновения на нее и распространения по ней карантинных объектов, предотвращение ущерба от распространения карантинных объектов.

Настоящий федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования в области каранти-

Экономика

на растений, определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также основные права и обязанности физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (включая иностранных граждан и лиц без гражданства, должностных лиц), российских юридических лиц, иностранных организаций (далее — граждане, юридические лица) в области карантина растений.

Федеральный закон № 260-ФЗ от 21.07.2014 г. содержит 6 глав и 34 статьи. Обратим внимание на наименования глав этого закона:

Глава I. Общие положения.

Глава II. Государственный карантинный фитоса-нитарный контроль (надзор).

Глава III. Мониторинг карантинного фитосани-тарного состояния на территории Российской Федерации.

Глава IV. Обеспечение карантинной фитосанитар-ной безопасности.

Глава V. Международное сотрудничество Российской Федерации в области карантина растений и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области карантина растений.

Глава VI. Заключительные положения.

Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

Пункт 3 части 1 и часть 2 статьи 6, статья 21 части 1, 9 и 10 статьи 26, часть 9 статьи 27 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2018 г.

Положения настоящего федерального закона, касающиеся создания и функционирования федеральных государственных информационных систем в области карантина растений, применяются с 1 января 2018 г.

Лабораторные исследования в области карантина растений, предусмотренные пунктами 4-8 части 3 статьи 26 настоящего федерального закона, проводятся уполномоченными и подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в области карантина растений, организациями до 1 января 2018 г. С 1 января 2018 г. лабораторные исследования в области карантина растений предусмотренные пунктами 4-8 части 3 статьи 26 настоящего федерального закона, проводятся аккредитованными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Лабораторные исследования в области карантина растений, предусмотренные частью 4 статьи 27 настоящего федерального закона, до 1 января 2018 г. проводятся за счет средств собственников подкаран-тинной продукции.

Работы по карантинному фитосанитарному обеззараживанию в соответствии с частью 1 статьи 27 настоящего федерального закона проводятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, до 1 января 2018 г. С 1 января 2018 г. работы по карантинному фитосанитарному обеззараживанию в соответствии с частью 1 статьи 27 настоящего федерального закона проводятся юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на право проведения соответствующих работ.

Как на практике реализуются нормы законодательства «О карантине растений» рассмотрим на примере деятельности Управления Россельхознадзо-ра по Свердловской области (9 месяцев 2014 г.).

Государственный карантинный фитосанитарный контроль в пункте пропуска. В пункте пропуска ФКП «Аэропорт «Кольцово» за 9 месяцев 2014 г. проведен карантинный фитосанитарный контроль импортной подкарантинной продукции в количестве 108 т срезов цветов, декоративной зелени и горшечных растений — 37354 тыс. шт.

Досмотрено 5738 самолетов, проконтролирован ввоз 846684 мест багажа и ручной клади пассажиров.

При досмотре импортных подкарантинных грузов, багажа и ручной клади пассажирок в пункте пропуска выявлено 4 вида карантинных вредных организмов в 191 случае (зерновки рода Callosobruchus, западный цветочный трипс, восточная плодожорка, повилика полевая), в том числе:

— продовольственное зерно (фасоль, маш) — 4 случая, 6,3 кг;

— срезы цветов и горшечные растения — 185 случаев, 56214 шт.;

— плодоовощная продукция 2 случая, 2,5 кг.

При досмотре багажа и ручной клади предотвращен ввоз подкарантинной продукции, не отвечающей карантинным фитосанитарным требованиям Российской Федерации в 34 случаях.

Всего запрещено к ввозу подкарантинной продукции — 15,7 кг, 56572 шт. (ввоз зараженном продукции, ввоз семенного, посадочного материала без фитосанитарного сертификата, ввоз посадочного материала с почвой). Задержанная подкарантинная продукция была изъята и уничтожена.

Кроме того, согласно указанию Россельхознадзо-ра от 13.04.2012 г. № ФС-АС-3/4807 предотвращен ввоз подкарантинной продукции в багаже и ручной клади 4173 пассажиров, следующих из Узбекистана, Азербайджана, Таджикистана и Грузии в количестве 7,2 т, в том числе из Таджикистана — 5,4 т, из Узбекистана — 1,7 т, из Азербайджана — 0,064 т, из Грузии — 0,030 т.

Импорт. За отчетный период на территорию области поступила продукция происхождением из 50 стран. Всего проведено вторичного досмотра импортной продукции у 30830 т, 42243 тыс. шт., 16966 пакетов подкарантинных грузов, это на 38 % больше, чем в 2013 г. (за 9 месяцев 2013 г. — 28843 т), в том числе 345,37 т семенного материала, 30494 т продовольственных грузов.

Кроме того 37355 тыс. шт. посадочного материала, м3, 38114 тыс. шт. срезов цветов и горшечных растений (за 9 мес. 2013 г. срезов цветов и горшечных растений — 60721 тыс. шт.).

За 9 месяцев 2014 г. проведен карантинный фитосанитарный контроль свежих овощей 3501 т, свежих плодов — 12432 т, что на 40 % больше этого же периода 2013 г. (за 9 месяцев 2013 г. овощей — 1676 т, фруктов — 9720 т).

За 9 месяцев 2014 г. на ввезенную импортную продукцию выдано 1938 Актов государственного карантинного фитосанитарного контроля.

Экспорт. За 9 месяцев 2014 г. на экспорт отправлена подкарантинная продукция в 26 стран мира, отгружено 392,038 т (картофель семенной, фуражные

Экономика

грузы), 4444 пакетов семян овощных и цветочных культур, 49045 упаковок груша торфяного, 4947 шт. посадочного материала (за 9 мес. 2013 г. — 451,7 т, 26535 пакетов семенного материала).

Кроме того, на экспорт отгружено 771350 м3 древесины и лесоматериалов, что на 21 % больше этого же периода 2013 г., в том числе деловой древесины 154994 м3, пиломатериалов — 616296 м3, прочих лесоматериалов — 60 м3 (за 9 мес. 2013 г. — 636105 м3). Выдано 7830 фитосанитарных сертификатов.

При ввозе на территорию области продукции растительного происхождения и других регионов России специалистами отдела карантина растений досмотрено 388429,598 т (за 9 мес. 2013 г. — 300154,5 т), в том числе 2583,394 т и 10483587 пакетов семенного материала, 3318662 шт. посадочного материала, 233982 т продовольственных грузов, 133910 т зерновых культур, 121461 т фуражных грузов.

Вывоз подкарантинной продукции. В другие регионы России из области отправлено сертифицированной продукции 9687,8 т (за 9 месяцев 2013 гола отгружено 12945 т), в том числе 3329,4 т семенного материала, из них 3099 т семенного картофеля, 60,375 т семян многолетних и однолетних трав, также 853,66 т продовольственных грузов, в том числе отправлено 376 т продовольственного картофеля.

Отгружено из области 127439 м3 деловой древесины и пиломатериалов, что на 30 % меньше этого же периода 2013 г. (за 9 мес. 2013 г. — 107744 м3). Выдано 2979 карантинных сертификатов.

За 9 месяцев 2014 г. осуществлен государственный карантинный фитосанитарный контроль лесо-продукции, сертифицированной для внутрироссий-ских перевозок и для экспорта, — 898789 м3, что составляет по сравнению с 2013 г. 107 %

Рекламации на отгруженную продукцию не поступило.

Обнаружение карантинных объектов. За отчетный период при осуществлении карантинного фитосани-тарного контроля выявлено 13 видов карантинных вредных организмов в 438 случаях ввоза зараженной карантинными объектами подкарантинной продукции, из них 191 случай — в пункте пропуска «Аэропорт Кольцове». 2 случая — в импортной продукции на складах СВХ. 100 случаев — в подкарантинной продукции, поступившей из карантинных фитоса-нитарных зон Российской Федерации. 145 случаев — при проведении карантинных фитосанитарных обследований.

Карантинные объекты обнаружены:

— в семенном материале — выявлены семена карантинных сорняков 35 случаях (37110 пакетов, 60,4 кг), из них уничтожено — 14300 пакетов, 44,8 кг; возвращено поставщикам — 22720 пакетов, 15 кг; перебрано — 0,6 кг;

— в срезах цветов, декоративной зелени и горшечных растениях — выявлен западный цветочный трипс в 229 случаях, в том числе во ввезенной продукции — 203 случая (56735 шт.);

— при обследовании теплиц — 26 случаев из них: уничтожено — 56367 шт.; возвращено поставщикам — 368 шт.;

— в посадочном материале в саженцах абрикоса — 50 шт., происхождением Челябинская область, выявлена золотистая картофельная нематода при досмотре — 6 случаев;

— в продовольственных грузах — выявлены карантинные виды зерновок в 4 случаях (фасоль, маш — 6,3 кг), карантинные виды сорняков в кориандре молотом — 3 случая — 1,425 т;

— в свежих плодах — 2 случая выявления повилики и восточной плодожорки;

— в фуражных грузах — выявлены семена карантинных сорняков в случаях (шрот соевый, кукуруза фуражная — 8994,95 т);

— при досмотре и при обследовании лесопродук-ции — в 80 случаях выявлены личинки черного соснового усача, малого черного елового усача, большого черного елового усача;

— при лабораторном исследовании и экспертизе феромонных ловушек выявлены имаго непарного и сибирского шелкопрядов;

— при обследовании земельных участков и при внутрироссийских перевозках выявлена золотистая картофельная нематода в 46 случаях, при проведении контрольных карантинных фитосанитарных обследованиях территорий муниципальных образований Красноуфимского района подтверждено заражение повиликой полевой в 2 случаях.

Вся продукция с наличием карантинных объектов под контролем должностных лиц Управления подвергнута специальной переработке с применением технологий, обеспечивающих лишение семян жизнеспособности и использованию под контролем должностных лиц Управления, а также очистке, обеззараживанию, возврату поставщику или уничтожению.

Контрольные карантинные фитосанитарные обследования. В соответствии с Приказом Минсель-хоза от 22 апреля 2009 г. № 160 «Об утверждении Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований» сельскохозяйственные предприятия составили планы обследований, в течение вегетационного периода провели систематические обследования на выявление карантинных организмов под контролем Управления и предоставили результаты в Управление Россельхознадзора.

В соответствии с планом обследований за 9 месяцев 2014 г. проведено 145 контрольных карантинных фитосанитарных обследований, из них обследовано:

— на карантинные сорняки — 39 хозяйств на площади 7528,6 га. В 2014 г. подтверждено заражение в 3 карантинных фитосанитарных зонах карантинным сорняком повиликой в 2 районах (Ачитский и Красноуфимский) на площади 414 га. Проведены мероприятия по локализации и ликвидации очагов карантинного сорняка — амброзии трехраздельной на территории предприятия ООО «Кедровский крупяной завод» на площади 2 га;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— на рак картофеля — 14 хозяйств на площади 46 га;

— на бурую бактериальную гниль — 7 хозяйств на площади 34 га;

— на комплекс вредителей и болезней плодовых насаждений — 3 хозяйства на площади 23,49 га, использовано 60 феромонных ловушек на выявление калифорнийской щитовки;

— на капрового жука — 114 складских помещений, 50 предприятий и организаций с объемом складских помещений 645261,5 м3, использовано 98 пищевых приманок;

Экономика

— на западного цветочного трипса — 18 тепличных хозяйств на площади 25,90 га. В 3 хозяйствах на площади 6 га подтверждено заражение западным цветочным трипсом. Выявлены очаги западного (калифорнийского) цветочного трипса в теплицах ЗАО Сельхозпредприятие «Цветы Екатеринбурга — 2003» и ООО «Уральская линия». Приказами Управления Россельхознадзора по Свердловской области от 08.09.2014 г. № 159 и от 02.07.2014 г. № 113 установлены карантинные фитосанитарные зоны и карантинный фитосанитарный режим на площади 0,25 га;

— на золотистую картофельную нематоду — проведен отбор почвенных проб в 22 хозяйствах на площади 127 га, проведено обследование 87 приусадебных участков на площади 8,21 га. Специалистами отдела и силами хозяйств отобрано 7514 почвенных проб. При проведении лабораторного анализа и экспертизы отобранных почвенных проб выявлены очаги золотистой картофельной нематоды на земельных угодьях личных подсобных хозяйств: с. Ошкуково Тугулымского городского округа на площади 48 га; с. Бруснятское Белоярского района на площади 167 га; с. Малая Тавра Артинского района на площади 76 га;

— на карантинных вредителей леса — проведены обследования территорий 48 лесничеств, нижних и верхних складов лесозаготовительных и лесоперерабатывающих, предприятий с применением 600 фе-ромонных ловушек, в том числе на выявление непарного шелкопряда — 100 шт., на выявление сибирского шелкопряда — 500 шт. В результате обследований подтверждено заражение лесного фонда Свердловской области карантинными вредителями леса.

Современный период характеризуется существенными изменениями на агропродовольственном рынке, связанными с вхождением России в ВТО и, особенно, в связи с санкциями, что актуализировало проблему импортозамещения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Происходит процесс переориентации от бывших партнеров в Европе, США и других стран-соучастников санкций к новым поставщикам, прежде всего, из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Южной Америки и других.

В связи с этими обстоятельствами появляются и новые задачи перед российскими контрольно-надзорными органами в аграрной сфере, в том числе и в области карантина растений.

Литература

1. Васютин А. С., Сметник А. И. Карантин растений в Российской Федерации. М. ; Колос, 2001. 376 с.

2. Поспелов С. М., Шестиперова З. И., Долженко И. К. Основы карантина сельскохозяйственных растений. М. i Агро-промиздат, 1985. 183 с.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. M., 2000. № 29. Ст. 3008.

4. Перечень вредителей растений, возбудителей болезней растений, растений (сорняков), имеющих карантинное значение для Российской Федерации i утв. 31 марта 2003 г. M. i БНА, 2003.

5. Собрание законодательства Российской Федерации. M., 2014. П. 30. Ч. I. Ст. 4207.

6. Воронин Б. А., Тухбатов И. А. Государственный карантинный фитосанитарный контроль (на примере Свердловской области) // Аграрный вестник Урала. 2014. № 2. С. 74-79.

7. Воронин Б. А. Проблемы государственного контроля (надзора) за качеством и безопасностью пищевых продуктов // Аграрный вестник Урала. 2010. № 7. С. 10-14.

8. Воронин Б. А. Управление и государственный контроль в аграрной сфере Российской Федерации i научное и нормативно-правовое пособие. Екатеринбург, 2000. 283 с.

References

1. Vasjutin A. S., Smetnik A. I. Quarantine of plants in the Russian Federation. M. i Kolos, 2001. 376 p.

2. Pospelov S. M., Shestiperova Z. I., Dolzhenko I. K. Basics quarantine of agricultural plants. M. i Agropromizdat, 1985. 183 p.

3. Collection of Laws of the Russian Federation. M., 2000. № 29. Art. 3008.

4. A list of plant pests, plant pathogens, plants (weeds) of quarantine significance for the Russian Federation i approved March 31, 2003. M. i SUA, 2003.

5. Collection of Laws of the Russian Federation. M., 2014. Vol. 30. P. I. Art. 4207.

6. Voronin B. A., Tuhbatov I. A. State quarantine phytosanitary control (for example, Sverdlovsk region) // Agrarian bulletin of the Urals. 2014. № 2. P. 74-79.

7. Voronin B. A. Problems of state control (supervision) over the quality and safety of food products // Agrarian bulletin of the Urals. 2010. № 7. P. 10-14.

8. Voronin B. A. Management and state control in the agricultural sector of the Russian Federation i the scientific and legal aid. Ekaterinburg, 2000. 283 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.