2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль.— Москва: АСТ, Харвест, 2014.- 736 с.
3. Истомин П.И. Организация массового самодеятельного туризма: Учеб. пос. / П.И. Истомин, В.И. Симаков. - Москва: ЦРИБ Турист, 1986. - 56 с.
4. Кручинина А.А. Проблемы образования в сфере туризма / А.А. Кручинина. - Москва: Просвещение, 2011. - 67 с.
5. Титова, Е.А. Туристическое образование в России: проблемы и перспективы / Е.А. Титова // Межвузовский сборник научных трудов. - Москва, 2004. - 120 с.
6. Полчиковский В.Ю. Организация и проведение туристических походов / В.Ю. Полчиковский. - Москва: Профиздат, 1987. - 224 с.
7. Куликов, В.М. Школьный туризм Концепция с критическими оценками современного состояния / В.М. Куликов // Вестник детско-юношеского туризма в России - 1997.- № 3. -С. 16-24.
8. Тымко Н.В. Содержание и особенности подготовки педагога дополнительного образования к процессу социализации ребенка в туристско-краеведческом походе / Н.В. Тымко // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, серия психологические науки Акмеология образования. - Т. 15. - 2009. - №1. - С.162-165.
9. Коменский, Я.А. [Электронный ресурс] // Википедия. - Режим доступа: http://щ.wikipedia.org/wiki/Коменский,Ян Амос (дата обращения: 20.04.2017).
10. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/ (дата обращения: 20.04.2017).
Пидлубный Роман Анатольевич
старший преподаватель ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 79+16
КАПОЭЙРА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА
CAPOEIRA AS A METHOD OF COMPREHENSIVE DEVELOPMENT OF
THE CHILD
Данная статья посвящена боевому искусству капоэйре как одному из неклассических методов воспитания и всестороннего развития ребенка. В ней рассмотрены история, теория и методология использования капоэйры как средства развития способностей и талантов детей во всех сферах личности.
Ключевые слова: Капоэйра, методология, всестороннее развитие, воспитание, боевое искусство
This article is devoted to the martial art of Capoeira as one of non-classical method of education and comprehensive development of the child. The history, theory and methodology of Capoeira using as the feature of children's abilities and talents development in all spheres of personality are examined.
Key words: Capoeira, methodology, comprehensive development, education, martial art
История развития боевых искусств насчитывает столько же, сколько и история человечества. На этом пути были взлеты и падения, периоды апогея и упадка. В разные времена боевые искусства выступали в разных качествах, в зависимости от того, к чему больше стремились люди, которые их практиковали - то ли в качестве оружия для уничтожения врагов, то ли способом для того, чтобы стать наилучшем в своей сфере, а иногда и средством для продвижения по ступеням социальной лестницы. Но всегда, не смотря ни на что, Боевые Искусства были, в первую очередь, методом усовершенствования человека.
Эта работа и посвящена тому чтобы показать, что боевые искусства, -один из самых лучших методов развития, которое знает человечество. Метод проверенный временем, многими поколениями разных людей, в разных странах Мира. Метод, позволяющий развивать человека всесторонне, и более того - гармонично, исключая перекосы во время развития в ту или иную сторону.
Основу для данной работы представляли идеи многих исследователей феномена боевых искусств, а также собственные исследования и разработки автора.
Предметом данной работы является роль боевых искусств и, в частности капоэйры, как неклассического (хотя должно быть наоборот) метода обучения и усовершенствование человека. Объектом же, в свою очередь, выступает роль капоэйры, как одного из средств позволяющих, уже в довольно раннем возрасте, развивать ребенка во всех сферах -интеллектуально, физически и духовно.
Актуальность данной работы, на наш взгляд, заключается в том, что, феномен капоэйры является еще недостаточно изученным, особенно под таким углом. Рассмотрение данной проблематики позволит поставить капоэйру в один ряд с такими системами, хорошо себя зарекомендовавшими на ниве развития человека, как японское каратэ, китайское ушу, индийская йога и прочие. Или даже и впереди их, потому что капоэйра содержит в себе много такого, чего вышеупомянутые системы не имеют.
Новизна же данной работы заключается в том, что, кажется, еще никто не изучал капоэйру как средство и метод всестороннего развития ребенка.
Целью данной работы есть исследования капоэйры как средства всестороннего развития ребенка. Отсюда органически вытекают задачи:
Показать сущность и значащие моменты боевых искусств как парадигмы развития человека;
показать особенности практики капоэйры как одной из форм парадигмы развития человека;
определить основы методологии развития ребенка при помощи капоэйры в интеллектуальной, физической, и духовной сферах;
Методологической основой данной работы есть феноменологический метод, с помощью которого автор попробовал подойти к феномену капоэйры именно под углом усовершенствования человека. Также автором
применялись общенаучные (исторический метод, метод сравнения), и кросскультурный метод.
Историография проблемы, обзор литературы и источников.
История изучения военного дела имеет давние традиции в гуманитарных науках. Но вопрос, который мы рассматриваем, относится не к некоей одной науки, а лежит, скорее, в плоскости пересечения нескольких наук - воинского дела, психологии, педагогики, физкультуры. Также и проблема, рассматриваемая нами, является довольно уникальной. Поэтому автору было довольно сложно подобрать соответствующую литературу. То же касается и источников - их просто нет. В данном случае источником для автора есть собственная практическая работа и опыт.
Относительно литературы и источников по капоэйре можно сказать следующее. На сегодняшний момент русскоязычных книг по капоэйре существует всего четыре. Но круг нашего вопроса полностью не рассматривается ни в одной из нижеприведенных работ, за исключением отдельных вопросов. В этой плоскости хотелось бы отметить две работы -первая принадлежит перу двух авторов - Эдуарда Лозару и Руслана Теймозу[2]. Вторая - Антонио Мачаду[4]. Обе называются одинаково -«Капоэйра». Другие книги, которые вышли в свет, - вариации, а то и прямые копии этих книг [3].
Что же касается источников по капоэйре, то с ними дело обстоит одновременно и проще, и сложнее. С одной стороны - источников по истории, философии и практике капоэйры достаточно. Но, во-первых, они все представлены, в основном, на португальском и английском языках, а во-вторых, в открытом доступе их не очень много.
Все-таки хотелось бы отметить следующие источники: книги Angelo A. Decânio Filho «A herança de mestre Bimba. Filosofía e lógica africanas da capoeira» (Наследие Местре Бимбы. Африканская философия и логика капоэйры.)[10] и «A Herança de Pastinha»(«Наследие Местре Паштинья»)[11]. В них рассмотрены многие стороны феномена капоэйры. Причем автору удалось воедино совместить философско-мифологические аспекты и одновременно научный подход. Для понимания внутренней сущности предмета - а именно, каким образом капоэйра из оружия разрушения, стала орудием созидания, очень много дала книга Marselino dos Santos «Capoeira e mandingas» Марселино душ Сантуш (Местре Кобринья Верде «Капоэйра и Манджинга» [12]. А для понимания музыкальной сущности этого явления -книга «Berimbao de Barriga» (Беримбау - путь к сердцу) [13].
Из англоязычной литературы хотелось бы отметить две книги -исследование доктора философии(PhD) Matthias Rohrig Assunçâo «Capoeira The History of an Afro-Brazilian Martial Art» (Капоэйра - история афро-бразильского боевого искуства ) [14]. Материал, изложенный в книге, является частью докторской диссертации и был собран автором в архивах г.Мараньяо и г.Рио-де-Жанейро в течении 14 лет.
А практическая сторона представлена книгой Местре Nestor Capoeira «A little capoeira book» («Маленькая книга капоэйры») [15]. Книга настолько прекрасна в практическом плане, что некоторые русскоязычные книги по капоэйре являются ее переводом (конечно же, без указания автора) Из всего вышеупомянутого можем сделать следующие выводы:
- Русскоязычной историографии данной проблемы фактически не существует, поэтому о ней, по крайней мере, пока что, речь не идет;
- литература из данной проблематики представлена не очень широко из-за проблемы перевода и проблемы открытого доступа. Та же литература, что есть, довольно отличается по качеству и использованию определенного материала;
- источником работы является собственный опыт автора, который оставляет большое пространство для исследования и практики.
Боевое искусство как неклассическая форма воспитания и обучения человека.
«Основной интерес представляет не то, что с помощью какого-либо искусства можно сделать с кем-то другим — важнее то, что это искусство за время занятий сделает с тобой»
Сенчуков Ю.Ю.
«Идея отправлять детей в некое богоугодное заведение, где их будут учить посторонние люди по программам, составленным политиками и высоколобыми теоретиками, самая по себя столь несуразна и оторвана от реальных потребностей ребенка, что остается только удивляться, как она ухитрилась воплотиться в жизнь»
Стивен Харрисон, «Счастливый ребенок» Классическая форма образования и развития
Прежде чем перейти к рассматриванию феномена боевых искусств как неклассической формы образования и развития, несколько слов хотелось бы заметить относительно классической формы, то есть относительно классно-урочной формы образования и развития.
«Основной формой обучения на сегодня является классно-урочная система, единицей которой является урок - более или менее законченный отрезок учебного процесса, в котором представленные такие педагогические элементы, как цель, содержание, методы, средства, то есть его дидактические звенья» [1,137]
Преимущества классно-урочной системы как формы обучения: четкая упорядоченность учебного процесса, эмоциональное влияние личности преподавателя на обучаемых, своеобразное соревнование умов при коллективном получении знаний, относительно непрерывное руководство учебной деятельностью студентов, соединение преподавания нового материала с самостоятельной работой.
Недостатки же урока как организационной формы обучения -невозможность сообщать ученикам одновременно разное содержание, уравнение на среднего ученика, затрудненность индивидуального подхода,
ограниченные возможности для установки обратной связи, опасность универсализации отдельных типов урока и ориентация сугубо на две модальности восприятия информации - зрительную и слуховую.
«К уроку как форме организации обучения предъявляются дидактические, воспитательное и организационное требования...»
Но это в теории. На практике значит, что более-менее выполняются лишь организационные требования, а на дидактические и воспитательные смотрят лишь бы как. Поэтому на первый ряд выходят именно недостатки классно-урочной системы, а некоторые преимущества тоже становятся недостатками: эмоциональное влияние личности преподавателя на ученика превращается в жесткое управление преподавателем процессом образования, более того, преподаватель становится единственно правильным образцом и источником образования; соревнование умов сводится к шаблонному воспроизведению одного и того же и т.д. Но самый большой недостаток в том, что классно-урочная система рассчитана преимущественно на людей с превосходящей аудиальной модальностью психики - то есть тех, кто лучше всего воспринимает информацию через ее прослушивание. На это указывает превосходящее количество именно аудиальных методов преподавания.
И таких примеров много. В таких условиях образование нивелируется до процесса получения знаний и привычек, а развитие и воспитания принимают довольно обезображенные формы. Выходом из этой проблемы есть использование неклассической формы образования.
Основы функционирования системы развития человека Ни для кого не секрет, что главнейшей составляющей человека является мозг. Развивая мозг, мы будем развиваться во всех сферах нашего естества. Но мозг сам по себе ничто, он есть лишь материальный носитель сущности человека. Идеальную составляющую же определил еще Декарт в своем «Cogitro ergo sum» («Мыслю - следовательно, существую!»)
Мышление - это процесс переработки информации, которая поступает в мозг через органы чувств (зрение, слух, кинестетические ощущения, нюх), а также изнутри организма. В результате переработки поступающей информации наш биокомпьютер (центральная нервная система) «выдает» команды в виде импульсов, которые бегут по нервной сети, и руководят всеми нашими движениями, действиями, поступками.
Выделяют следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное абстрактно-логическое (дискурсивное), эмпирическое, практическое, интуитивное мышление.
Наглядно-действенное и наглядно-образное мышления представляют животную стадию развитие людской психики. Но в то же время, именно эти два вида мышления наиболее существенны для боевого искусства. Отвлеченно-логическая его разновидность в бою скорее препятствие. Но и интуитивное мышление также приобретает особую значимость в сложных ситуациях деятельности (сложность обстановки, дефицит времени, необходимость учета противодействующих сил, высокая ответственность за
каждое решение) каковые и являются полем деятельности боевых искусств. Но это в практической плоскости, в вопросе же развития человека все указанные виды мышления выступают в единстве. В этой связи рассмотрим вопрос о функциональной асимметричности головного мозга человека [6,26].
Установлено, что психические функции распределены между левым и правым полушариями. "Функцией левого является оперирование словесно-знаковой информацией, а также чтение и счет. Функцией правого — оперирование образами, ориентация в пространстве, координация движений распознавание сложных объектов (например, лиц, фигур, цвета) и т.д. При этом различия между полушариями определяются не тем, какой материал они получают из органов чувств, а тем, как они его используют (перерабатывают). Левое полушарие «заведует» абстрактно-логическими образами переработки, правое — наглядно-образными и наглядно-действенными. Левое работает прерывисто (дискретно) и последовательно (поэтапно). Правое перерабатывает информацию одновременно (симультанно) и синтетически, мгновенно «схватывая» многочисленные свойства объектов восприятия в их целостности, нерасчлененности" [7,533].
Для понимания возможностей целенаправленного развития человека необходимо знать, что "функциональная асимметрия заложена в человеке только как предпосылка, а окончательно формируется и корректируется конкретными условиями жизни, обучения, воспитания". [7,533]
Из этого можно сделать вывод: для наиболее успешного развития человеку надо активизировать (усилить) функции правого полушария и ослабить, «притормозить» деятельность левого. Автор еще раз напомнит: правое полушарие отвечает за положения тела в пространстве и ориентацию в нем, за координацию и скорость движений. Переживание любой ситуации в развертывании ее пространственно-временных характеристик тоже осуществляется правым полушарием, работа которого позволяет человеку ощущать себя «здесь» и «сейчас», в конкретной данности времени, которое происходит в текущий момент.
Поэтому усиление активности правого полушария, его доминирование над левым как бы раздвигает рамки ощущения времени, «продолжает миг». Извне это выражается в ускорении соответствующих реакций тела. На отвлеченно-логическом (словесном) уровне мышления мозг успевает переработать не больше 100 единиц информации в секунду, тогда как на образном и сенсомоторном (двигательном) уровнях - до десяти миллионов единиц! Благодаря этому, «ум тела», освобожденный от «цепей ума», практически мгновенно запускает нужную реакцию.
Однако выбор тех или иных реакций наш биокомпьютер может осуществлять лишь из числа тех, которые «закодированы» в психике. Чтобы «загнать» их туда, нужное многоразовое повторение (не менее 5 тысяч раз на каждый прием, мастера подчеркивают даже на больших цифрах - десятки, сотни тысяч раз) и продолжительное упражнение, то есть отрабатывание в
похожих, но все-таки в различных ситуациях. Другими словами, автоматизм действий требует предыдущей наработки определенных «клише» (матриц) движений. Такие клише тренированный человек может «выдавать» практически мгновенно после общих узнаваний характера ситуации.
Установлено, что "на опознание ситуации, осуществляемое правым полушарием, требуется всего лишь 60 миллисекунд, тогда как ее поэлементный анализ (работа левого полушария) занимает 320 миллисекунд" [6,27]. Но если, например, два удара идут один за другим с интервалом меньше этой величины, то человек физически не способен адекватно прореагировать на второй с них. Поэтому каждый раз, когда старается понять ситуацию в деталях, опоздание с ответом неизбежно. И наоборот, воспринимая ситуацию в целом (не думая), на основе прежде отработанных и «закодированных" в подсознании схем (клише, матриц), боец успевает выдать соответствующую реакцию в кратчайший промежуток времени. Это и есть безпонятийное, автоматическое, интуитивное мышление мастера рукопашного боя.
Доминирование правого полушария также снижает чувствительность к боли, ослабляет критичность в оценке окружающей действительности. Соответственно, снижается выразительность реакций на реальную опасность, вплоть до полного пренебрежения ею. Если подобное состояние накладывается на безразличное отношение к смерти, на готовность бороться до конца (что должно обеспечиваться самопрограммированием), то рождается удивительное бесстрашие. Человек перестает тогда обращать внимание на что бы то было, кроме того, что имеет прямое, самое непосредственное отношение к действиям противника. Зато все, что идет от врага, даже самые слабые сигналы (выражение глаз, мимика, микродвижения конечностей и тела, интонации голоса), воспринимается необычайно остро.
Из всего вышеупомянутого должны сделать следующий вывод: если мы ставим перед собой задача развития человека в какой-то одной плоскости, то нам нужно развивать то или другое полушарие нашего мозга соответствующими методами, формами и приемами. Но если мы ставим перед собой задачу всесторонне развивать человека, создать из нее личность, то мы должны гармонично развивать оба полушария, с помощью форм и методов, с которых на первое место выходят боевые искусства, как наиболее апробированные во времени со всех существующих на сегодняшний день.
Формы развития опосредствованы практикой боевых искусств Знание некоторых принципов избавляет от необходимости знания множества фактов
Ф. Ларошфуко
Боевое искусство - не более чем один из образов войти в единую систему практического знания о мире. Таким же входом для кого-то есть акупунктура, массаж, экстрасенсорика, астрология, - как и физика, и математика, и поэзия. Мы привыкли видеть в них совсем разные вещи, и
изучаем их раздельно, тратя на это огромное количество времени, которое потом уже никто не сможет нам возвратить.
Владея едиными принципами построения системы, мы способны выполнить практически любой прием, решить любую задачу, самостоятельно и целеустремленно разработав все необходимые компоненты. Такой подход называется дедуктивный, и он более всего апробирован в практике боевых искусств. А сейчас с постоянным осложнением и углублением системы знаний человечества, с постоянно возрастающей скоростью накопления новых знаний вообще выходит на первый план.
Принципы едины - значит, можно выучить любую науку, овладеть любыми привычками, поскольку под разнообразием окружающего мира мы будем способны различить единую сущность. Возможность для этого дают законы изменений. Один из путей к их постижению таких законов дает практика боевого искусства.
Сущность боевых систем не в их национальной принадлежности, а в эффективности их психологического тренинга как искусства жить среди людей, жить без напряжения, но в постоянной готовности к контролю над любой ситуацией.
Человеческое восприятие сложилось не за один миллион лет эволюции и устроено так, что большая часть информации - около 80% -усваивается через зрение. При этом восприятие почти на 80% ПОДСОЗНАТЕЛЬНО. То есть, информация практически прямо «впечатывается» в мозг, минуя всякие психологические условные барьеры и табу. Эта программа предназначена для тех ситуаций, когда думать просто никогда, и идет из тех времен, когда думать было просто не чем.
Этот механизм работает сейчас также, но, получая впечатление в основном из кино- и видеофильмов, практически гипнотизирует нас, навязывая нам шаблоны оценки ситуаций и поведения в них. Защиты же от этого практически не существует - мы просто не успели его создать.
Слуховое восприятие тоже подсознательно, но в намного меньшей степени: сообщения поступают уже в виде слов, мозг самостоятельно конструирует соответствующий образ, и уже тот влияет на сознание слушателя.
Так много тысяч лет старики рассказывали молодым случаи из своей жизни, передавая и накапливая из поколения в поколение свой опыт. Здесь сложилась система защиты в виде интерпретаций и отбрасывания маловажных деталей в процессе пересказа. К устному слову мы привыкли относиться критически. К книге - записи слов - уже нет, начинается «зрительный гипноз», увеличенный психологической установкой на доверие печатному слову.
Насколько пренебрежительно современный человек относится к такой важной области своего сознания, как тело, - количество слов, которые определяют его строение, составные части и движения в повседневном языке, резко сократилось в сравнимые даже с прошлым столетием. Так,
например, слово «суставы» мы применяем довольно широко, а вот слово «члены», необходимое для описания движений в этих самых суставах, сегодня практически вышло из обихода.
Но тело же - наиболее наглядная область сознания. Какими же словами пользоваться при описании энергии или ума?
Правильный подбор слов очень важен при обучении, и особенно -при обучении движению, которое является основной функцией нашего тела. Движение - основа всего: 92% клеток мозга заняты именно его обеспечением.
Итак, развивая свои двигательно-координационные возможности, мы развиваем свой мозг и его способность мыслить и создавать.
Наше тело, язык и ум тесно связанны между собой и по своей структуре не отличаются друг от друга. Тело хочет есть, ум хочет новых впечатлений; язык, как эквивалент энергии, поддерживает постоянный обмен эмоциями и настроениями, интерпретируя и превращая информацию. Тело выделяет отходы - ум забывает то, что перестает быть актуальным - и язык меняется согласно новым требованиям: старые слова уходят, новые приходят. Как правило, наиболее подвижным элементом этой триады есть ум.
Тело человека, его энергия и ум неразрывно связаны между собой и обязательно принимают участие в любой его деятельности. Мы часто говорим: «Ум, сознание», привыкая под этим рассматривать отдельно ум и тело, сознание и тело. На самом деле это не всегда необходимо. Такой подход иллюзорен - подобно делению блюд на первое, второму и третье, хотя в желудке они одинаково перемешиваются.
Ум и сознание далеко не одно и тоже. Сознание человека кажется правильнее будет считать способностью создавать, контролировать, использовать и видоизменять любые феномены как внешнего, так и внутреннего мира, четкую граница между которыми тяжело определить.
Аналитический и синтетический ум (ведь слово «уметь» и происходит от слова ум - то есть практическое мышление) являются инструментами сознания, так же, как и двигательные возможности, органы чувств и возможности их использования, то есть чувствительность, реакция, наблюдательность, координация и, конечно же, интуиция.
Сознание людей развивается далеко не одинаково. Много из людей не в состоянии как надо пользоваться памятью, другие не знают всех своих двигательных возможностей, третьи не представляют себе, как строить свои взаимоотношения с людьми, в них недостаточно выявленые эти аспекты сознания.
Как правило, человек компенсирует недостатки развития одних аспектов своего сознания за счет переразвития некоторых других его аспектов. Во многих людей такой перекос давно уже стал нормой.
Сознание человека постоянно ищет возможность действовать так, чтобы избегать ситуаций, в котором его возможности контроля падают,
компенсировать свои недостатки за счет некоторых других возможностей. Таким образом, наше сознание простирается намного шире тех рамок, которые обозначают его как собрание мыслеобразов, которые обычно приняты называть этим словом. Исходя из этого - основным смыслом жизни и деятельности любого человека есть расширения сферы деятельности своего сознания к максимально возможной величине.
Теперь, опять-таки, вернемся к началу. Три основы, на которые мы опираемся в «завоевании мира» - тело, энергия, ум. Ум воспринимает и обрабатывает информацию, энергия структурирует и направляет наши действия. Если мы будем развивать наше тело, не развивая ум, то ни о каком индивидуальном техническом прогрессе, ни о каком мастерстве вообще не может идти и речи.
Если мы развиваем внутреннюю энергию, при этом оставляя без внимания физическую подготовку, то попытка изменить свои привычки будет обречена на неудачу неспособностью тела пропустить через себя такой поток энергии. Поэтому в процессе развития необходимо совмещать все три аспекта нашего сознания, отбирая наиболее универсальные, живые упражнения, лишенные автоматического однообразия.
В силу вышеупомянутых причин тренировочный процесс состоит из трех составляющих аспектов - «ТРЕХ ОПОР». Их называют так, потому что только «опираясь» на них в процессе развития человек и может стать гармонической личностью - как раз согласно выражению Чехова о человеке, в котором все должно быть прекрасно.
Хоть и начинаются - «устанавливаются» - они последовательно, но тренировки с ними длятся совместно, поддерживая друг друга, ведь методы и принципы работы в них одинаковые. Такая методика позволяет, отрабатывая новое, не забывать о старом, а углублять и расширять базовые привычки, делать их все больше универсальными.
Первый аспект имеет своей целью общую координацию движений конечностей и развитие в основном ног, тазового пояса и торса.
Начинать восхождение к вершинам контроля необходимо прежде всего из овладения движениями собственного тела и их осознание. На первом этапе физической тренировки мы должны овладеть искусство управления взаимозависимыми движениями разных частей собственного тела. Это довольно нелегкая задача, хотя человек не способен сделать никакого движения, не присущею строению тела, большинство своих естественных движений человек никогда не делает сознательно.
Сложность не в самых движениях, а в правильности их соединения. Основу здесь составляют круговые и петлеобразные движения конечностями и телом. Причем нарабатывать это надо таким образом, чтобы бы движения были сложными, и сознание должно удерживать несколько центров внимания. Прибавляя, таким образом, все новые и новые центры внимания, шаг за шагом человек учится чувствовать все свое тело как единую сложную структуру. Выполняя подобные координационные упражнения, человек
постепенно найдет индивидуальный, единственно верный образ управления своим телом. Этот этап обязательный и необходимый, без него мало кто способный более или менее правильно повторить что-то даже за учителем, не говоря уже о том, чтобы выполнить его, смотря на рисунки в книге.
Второй важной составной частью развития есть манипуляция с предметами (в классической форме - с оружием).
Здесь человек учится искусству управления движением какого-нибудь довольно трудного предмета, который, в отличие от ее руки или ноги, не хочет «помогать» ей; владеть довольно сильно вынесенным центром веса и в разных своих аспектах - булава, меч, сабля, нож, копье - как бы подчеркивает некоторые специфические особенности движений, выполняемых руками.
В процессе управления оружием всесторонне развивается плечевой пояс, а также привычки управления «чужой» инерцией, необходимый в дальнейшем при выполнении инерционных бросков.
Работа с оружием строится на тех же универсальных петлеобразных и круговых движениях, прививает привычку работы с вынесенным центром тяжести и дает опыт управления движением на сверхскоростях, необходимый для нанесения сильного удара, а также учит правильно перемещаться, активно нанося и парируя удары.
Третьим аспектом подготовки есть бросково-ударные наработки по развитию привычек комбинаторики, где боец учится управлять не только своим центром веса или каким-нибудь инертным предметом, а «предметом», что опирается, что постоянно хочет выйти из-под контроля и даже самому перехватить контроль над ситуацией.
Здесь не только ваше, но и тело самого противника становится вашим оружием. Этот аспект подготовки дает возможность соединения техник, выполняемых руками и ногами в процессе боя. Здесь стирается грань между увлечением и ударом, между броском и перемещением, а священное для многих понятия «прием» вообще перестает иметь смысл. Остается просто Движение.
Нет такого человека, который смог бы овладеть даже простейшей техникой, если предварительно не проведена комплексная работа со своим сознанием, в противном случае то, что вы понимаете умом, будет крайне медленно и неохотно усваиваться телом, которое постоянно хочет вернуться на тропы обычных старых стереотипов.
То есть на первое место, о чем было сказано во второй главе, выходит работа с собственным сознанием. Но прежде всего, это будет комплексная работа, основанная на принципе «трех опор», «трех сфер»
Капоэйра как средство всестороннего развития детей.
В предыдущей главе мы заметили, что дедуктивный подход боевых искусств к познанию мира есть их преимуществом над классическим методом воспитания и развития человека. Всеобщность подходов и принцип
«трех опор» требуют рассматривать процесс развития ребенка также обобщенно, не дифференцированно.
Исходя из этого каждый из разновидностей деятельности в капоэйре, которая является формой существования боевого искусства, вовлеченный сразу в нескольких сферах развития ребенка. Но прежде чем перейти к рассмотрению этот вопроса, мы должны определить, что такое капоэйра.
Капоэйра - краткий историко-технический экскурс
Это боевое искусство было создано в XVII-XVIII столетиях на территориях Бразилии в самых бедных ее социальных кругах. В создании капоэйры принимали участие как чернокожие рабы, вывезенные из Африки для подневольной работы на бразильских плантациях, так и местные индейцы, а также пришлое белое население. Самое слово "капоэйра" не имеет однозначного перевода. Как правило, сам термин выводят из слова «caapooeira» языка индейцев тупи-гуарани - это слово, переводится как «низкая растительность", «место со скошенной травой».
Большинство рабов в Бразилию отправлялись из территории современных Анголы и Мозамбика. В Мозамбике зулусское племя шангаан практикует боевой танец гийя, отдаленно напоминающий капоэйру, а других возможных источников этого единоборства мы не находим. Тем более что данная теория стала популярной среди адептов капоэйры уже во второй половине ХХ века. Более историчной, с точки зрения автора является теория зарождения капоэйры под влиянием других боевых систем, таких как, французский сават, китайское ушу, японское каратэ и других. При этом нужно учитывать, что на первом месте это было влияние именно оружейных техник. Но история формирования капоэйры еще не закончена, и данная система активно развивается и поныне.
Для капоэйры характерно очень низкое положение тела, основанное не на продольном, а на поперечном шпагате, когда ноги широко расставлены, а руки почти касаются земли. Бойцы перемещаются при помощи маятникообразного движения, называемого жинга (jinga), держась на дистанции. Удары и подсечки делаются одной или обеими ногами, а техника ног превалирует над техникой рук. Удары наносятся пяткой или другой частью стопы. Руки также часто в настоящее время употребляются для опоры. Существует оригинальная техника бросков ногами.
Роль формальных упражнений в капоэйре выполняют карнавальные танцы, которые демонстрируют потенциальные возможности этого единоборства, редко применяемые в реальном поединке. И в карнавальной, и в боевой капоэйре существуют две основные зоны атаки: на нижнем уровне -подсечки, зацепы и подбивы ног противника, на верхнем - удары в голову. Кроме того, в контактном поединке довольно часто наносятся удары по корпусу. Защита осуществляется за счет поворотов и уклонов, основанных на вращении, но иногда применяются и блоки, которые отводят удар противника.
Танцевальные элементы изначально присущи капоэйре, потому что прежде тренировки маскировались под танцы, чтобы не привлекать внимание хозяев и надсмотрщиков. Техника капоэйры содержит в себе умение падать, отскакивать, перекатываться и мгновенно выпрыгивать из лежачего положения, хорошо разработаны ложные выпады и обманные движения.
Очень сильно развита в капоэйре акробатика. Она представлена как в показательном, так и в боевом разделе.
Работа с оружием для современной капоэйры не присуща, вместо этого тренирующиеся занимаются родственным боевым искусством макулеле, в котором основной акцент делается на овладении двумя палками или мачете.
Спарринги всегда проходят под живую музыку, которая соединяет бойцов и зрителей в единое целое. Для этого существует целый оркестр батерия(bateria). И для этого же капоэйристы овладевают игрой на традиционных музыкальных инструментах.
С 30-х лет ХХ столетие капоэйра постепенно превращаться в спорт и в 1937 году была официально признана Национальной конфедерацией бразильского спорта. Спортивные поединки в капоэйре проводятся в полный контакт. В боевом разделе капоейры изучаются такие противостояния, как "один против нескольких", "безоружный против вооруженного" и "связанный против свободного".
За границы Бразилии капоэйра выходит в 50-х годах, попадая в США и Европу. Последовательное ее развитие там начинается в 80-х годах 20 столетия.
В Украину же капоэйра попала в основном во второй половине 90- х годов 20 столетия. Хотя вполне возможно были попытки изучения капоэйры и раньше с помощью занятий с иностранными студентами - носителями стиля, но они не имели систематического характера.
В Донецке до войны существовало 5 школ, которые обучались под руководством бразильских мастеров. На сегодняшний момент осталось только 3. Да и количество занимающихся несопоставимо. По сравнению с Россией это очень мало. В ней капоэйра давно (еще в 2003 году) уже обрела статус федерального вида спорта. А уж количество школ исчисляется десятками!
Сущность капоэйры как средства развития ребенка.
Здесь мы рассмотрим сущность сферы развития ребенка. Принцип «трех опор» выделяет следующие три сферы развития - физическое развитие, интеллектуальное развитие, и духовное развитие. Как уже было сказано все «три опоры» неразрывно связаны между собой, поэтому каждая из сфер оказывает влияние друг на друга. Поэтому, изучая каждую грань капоэйры, ребенок параллельно развивается во всех трех сферах. Этот процесс представлен в таблице ниже:
Постижение капоэйры, занятие этим боевым искусством ради радости и наслаждения - это благо, в котором как в зеркале отображенные настроение, жизненные интересы ребенка.
Выводы: во вступлении автором был очерчен круг вопросов, на которые надо было ответить. В ходе исследования автором были сделаны следующие выводы:
1. историографии данной проблемы фактически не существует, поэтому о ней, по крайней мере, пока что, речь не идет. Литература по данной проблематике представленная не очень широко из-за проблемы перевода, качества использования материала, поэтому источником работы является собственный опыт автора, который оставляет большое пространство для исследования и практики.
2. Современное образование во многом нивелируется до процесса получения знаний и привычек, а развитие и воспитание принимают довольно обезображенные формы. Выходом из этой проблемы есть использования неклассической формы образования.
3. При постановке задачи всестороннего развития человека (ребенка), создания личности, Человека с большой буквы, педагог должен гармонично (целостно) развивать оба полушария мозга с помощью форм и методов, из которых на первое место выходят боевые искусства, как наиболее апробированные во времени из всех существующих на сегодняшний день методов.
4. дедуктивный подход боевых искусств к познанию мира является преимуществом над классическим методом воспитания и развития человека (ребенка).
5. Основным принципом развития человека с помощью боевых искусств есть принцип «трех опор», «трех сфер». Согласно этому принципу развитие человека (ребенка) в одной сфере, будет идти лучше и быстрее, если оно сопровождается параллельно развитием в других сферах (физической, духовной, интеллектуальной)
Если говорить о практическом применении полученных данных, то важно заметить следующее: во-первых, полученные данные могут быть применены сугубо теоретически - в дальнейшей разработке отдельного методико-практического курса «Капоэйра как метод всестороннего развития ребенка», скажем, в сфере дополнительного образования;
во-вторых, полученные выводы и могут быть применены каждым человеком для детерминации своего развития и саморазвития, и на каждый день, для общего усовершенствования всех своих начал - телесного, духовного интеллектуального.
В данной работе недостаточно четко были показанные современные сугубо технические средства, с помощью которых будет проходить развитие ребенка. Но, во-первых, такая цель автором и не ставилась, а во-вторых это может стать темой отдельного рассмотрения (например, «Капоэйра как технология всестороннего развития ребенка»).
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондарук Е.И. Основы психологии и педагогики: курс лекций. - 3-е изд., стереотип. / Е.И. Бондарук, Л.И. Бондарук. - К.: МАУП, 2002. - 168 с. ил.
2. Лозаро Э. Капоэйра. - Серия «Мир боевых искусств» / Э. Лозаро, Р. Теймозу. - М.: ИНБИ, 2002.
3. Ляхова К.А. Техника боя капоэйра: Искусство боя для настоящих мужчин / К.А. Ляхова. - М.: РИПОЛ классик, 2005. - 192с.: ил. - (Боевые искусства).
4. Мачадо А. Капоэйра. Серия «Мастер боевых искусств» / А. Мачадо. - Ростов-Н/Д: «Феникс», 2003. - 160 с.
5. Мутян В.С. Стратегия, технико-тактическая и психологическая подготовка. Стратегия преодоления страха / В.С. Мутян. - Харьков: Хагафк, 2001. - 76с.
6. Психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд. испр и доп. - М.,1990. - 494 с.
7. Сенчуков Ю.Ю. Да-Цзе-Шу - искусство пресечения боя: Книга первая: Общие принципы и традиционные секреты восточных боевых систем. - 2-е изд. - Мн.: "Современное слово", 2000. - 352 с.
8. Тарас А.Е. Боевая машина: Руководство по самозащите / А.Е. Тарас. - Минск: Харвест, 1997. - 592 с.
9. Левчук Л.Т. Эстетика: Учеб. пособие / Л.Т. Левчук, Д.Ю. Кучерюк. В.И. Панченко, М.Ю.Русин. - К.: Высшая школа, 1991. - 302 с.
10. Angelo A. Decanio Filho «A hernia de mestre Bimba. Filosofía e lógica africanas da capoeira».
11. Angelo A. Decanio Filho «A Heran9a de Pastinha».
12. Berimbao de Barriga.
13. Marselino dos Santos «Capoeira e mandingas».
14. Matthias Rohrig Assun9ao Capoeira The History of an Afro-Brazilian Martial Art First published 2005 by Routledge, an imprint of Taylor & Francis 2 Park Square, Milton Park, Abingdon, Oxon OX14 4RN
15. Nestor Capoeira A Little Capoeira book, North Atlantic Books, Berkeley. - California, 2003.