Научная статья на тему 'Капитальный труд о литературной ойкумене пермских народов'

Капитальный труд о литературной ойкумене пермских народов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Закирова Наталия Николаевна

Рец. на книгу: Пермские литературы в контексте финно-угорской культуры и русской словесности: коллективная монография. Екатеринбург-Ижевск-Сыктывкар, 2014. 556 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Закирова Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MONUMENTAL WORK ON LITERARY OYKUMENA OF THE РERM PEOPLE

Review of: «The Perm literatures in the context of Finno-Ugric culture and Russian literature». Yekaterinburg Izhevsk Syktyvkar, 2014. 556 p.

Текст научной работы на тему «Капитальный труд о литературной ойкумене пермских народов»

Р Е Ц Е Н 3 И И

УДК 82.09(=511.1)(049.32)

Н. Н.Закирова

капитальный труд о литературной ойкумене пермских народов

Рец. на книгу: Пермские литературы в контексте финно-угорской культуры и русской словесности: коллективная монография. - Екатеринбург-Ижевск-Сыктывкар, 2014. 556 с.

Серьезным вкладом в современное финно-угроведение стал выход в свет новой монографии «Пермские литературы в контексте финно-угорской культуры и русской словесности». Это коллективный труд авторитетных ученых-уральцев, коми и представителей удмуртской научной школы. Монография подготовлена в течение пяти лет рабочей группой исследователей УИИЯЛ, Института языка, литературы и истории Коми НЦ, Института истории и археологии УрО РАН в рамках комплексного интеграционного проекта Президиума УрО РАН «Литературные стратегии и индивидуально-художественные практики пермских литератур в общероссийском социокультурном контексте XIX - первой половины ХХ века».

Новый труд межрегионального авторского коллектива ученых выдержан в рамках отечественной компаративистики: он содержит описание и сравнительно-исторический анализ художественных традиций пермских народов.

Бытовавший в советской науке вульгарно-социологический подход искажал суть историко-литературного процесса: не изучались тексты религиозного содержания, письменные памятники XVIII в., первые книги для чтения на родном языке и народоведческая русскоязычная проза XIX в. Этот богатейший «замалчиваемый» пласт теперь поднят, как целина, открыт и возвращен в научный оборот.

Цель работы четко определена в развернутом Предисловии: это «исследование феномена российской литературы как уникального явления, синтезировавшего в себе философский и нравственный опыт, художественное слово многих народов», «системное изучение промежуточных межлитературных общностей, их внутренних свойств и взаимных отношений» (с. 4).

В соответствии с концепцией Жирмунского-Веселовского «основной предпосылкой сравнительной истории литературы являются единство и закономерность общего процесса социально-исторического развития человечества». Как форма

_Н. Н. Закирова

образного познания и освоения действительности культура и художественная литература коми-зырян, коми-пермяков и удмуртов, не нивелируясь, несет в себе типологические аналогии. Особое значение при этом имеет объективный и позитивный по результатам процесс взаимосвязи с русской культурой, который анализируется как факт взаимовлияния в синхронии и диахронии.

В основе работы хронологический принцип расположения материала, охватывающего трехвековой период: формирование литературных традиций прослеживается с начальных этапов кон. XVIII в. в процессе их развития до сер. ХХ столетия.

В арсенале исследователей литературного творчества - и жанрологический подход: в поле их зрения жанры фольклора и литературы (эпос, лирика, документалистика, публицистика).

Общая концепция работы (науч. редакторы - д. филол. н. Т. А. Снигирёва и Е. К. Созина) отражена в логически выстроенной композиции и взаимосвязи между собой всех ее разделов. У книги - трехчастная структура. Каждый из разделов состоит из пропорционального числа параграфов-глав, отражающих различные ипостаси истории возникновения, развития и взаимопроникновения письменности, фольклора и литературы коми-зырян, коми-пермяков и удмуртов «внутри русского культурного мира».

В первом разделе диалог культур прослеживается на материале истории становления и развития национальной словесности.

Проявления взаимосвязей удмуртского фольклора и литературы обстоятельно проанализированы д. филол. н. Т. Г. Владыкиной, известным в Удмуртии фольклористом, исследующим эту проблему не изолированно, а в контексте закономерностей литературно-фольклорных взаимопроникновений в удмуртской культуре. Научное и художественное наследие Г. Е. Верещагина и К. П. Чайни-кова (Кузебая Герда) осмысливается в компаративистском ключе и в категориях теории автора на жанровом, сюжетном, языковом и стилевом уровнях. Особую актуальность этому материалу придают полемические моменты, например о степени национальной идентичности писателей или об авторстве колыбельной песни «Чагыр, чагыр дыдыке», доказательства верещагинской первоосновы которой автор обнаружил в Финляндии, в библиотеке Ко1:ш-а.

Удмуртским исследователем, д. историч. н. А. Е. Загребиным в первом разделе представлен научный очерк об «этнографическом письме» в эпоху Просвещения, в частности об открытии и оригинальном освещении учеными-путешественниками Г. Ф. Миллером и И. Г. Георги «экзотической ойкумены» в пермском локусе.

А исследование проф. В. М. Ванюшева о значении российского просветительства для публикационной судьбы первых опытов удмуртской поэзии (перевод, расшифровка и анализ панегириков Екатерине Второй и др. текстов) вводит в научный оборот малоизвестные ранние поэтические опыты непрофессиональных «стихотворцев». Справедливо замечание автора: «Социокультурная полифункциональность ранних произведений требует, в свою очередь, дальнейшей разработки новых методов и форм анализа синкретического протолитературного материала и включения его в историю литературы» (с. 8). Ценность работ д. филол. н., члена Союза писателей РФ В. М. Ванюшева всегда определяется богатой источнико-

Капитальный труд о литературной ойкумене пермских народов_

ведческой базой, включающей, помимо фольклорных и литературных текстов и специальной литературы, архивные источники, материалы экспедиций, впечатления от личного общения с писателями и учеными. Роль его, как одного из авторов Предисловия и ряда статей, в составе научного коллектива явно лидирующая.

С удмуртским вектором в первом и последующих разделах книги гармонично сочетается коми составляющая. Так, д. филол. н. Г. В. Федюнёва комплексно представила историю формирования письменности и основные вехи становления коми литературной традиции. Канд. пед. н. В. А. Лимерова, анализируя характерные для коми словесности травелоги и местнографические сочинения, обращает внимание читателя к анализу истоков коми литературной эпики. Обзор коми-пермяцкого дискурса в российской периодике XIX-XX вв. принадлежит канд. филол. н. Е. Г. Власовой, а встроенность зырянского мира в пространство русской литературы осветила д. филол. н. Е. К. Созина. Уникален материал д. филол. н. Е. В. Прокуратовой, посвященный рукописной традиции XVШ-XX вв. у верхневычегдских крестьян-старообрядцев.

Второй раздел «Художественные стратегии пермских литератур» открывается обоснованием канд. филол. н. А. В. Камитовой функций и роли в формировании литературных практик на объемном разновременном переводческом материале русскоязычных сочинений на удмуртский язык.

Вслед за этим авторы монографии соотносят в целом картины мира в удмуртской и коми поэзии пер. пол. XX в. (д. филол. н. И. Е. Васильев), исследуя частные стороны поэтики, жанровых систем в каждой из литератур. Например, проявления преемственности и индивидуальной творческой оригинальности в цветовой символике в фольклоре и колористике в поэзии Удмуртии первых десятилетий прошлого века (канд. филол. н. А. А. Арзамазов). Анализ жанрового репертуара удмуртской поэзии 1920-х гг. в представлении канд. филол. н. и поэта В. Л. Шибанова органично соседствует с осмыслением канд. филол. н. Е. В. Остаповой процесса поисков национальной стихотворной формы в коми лирике этого же периода. А завершается раздел обзором новеллистики в коми литературе 1920-1930-х гг. (канд. филол. н. Г. К. Лисовская) и презентацией пары двуязычных коми журналов («Комi Му - Зырянский край» и «Арт / Лад») с сопоставительным их анализом д. филол. н. Т. А. Снигиревой

Этот капитальный труд опирается на ряд принципов, четко прописанных и последовательно выполненных в ходе изложения материала: «следование принципу историзма в анализе литературной географии региона и его литературного процесса; реализация принципа взаимодействия литератур и учета культурной автономии каждого народа, его разнообразных идентичностей, находящих выражение в художественных, документальных и публицистических текстах; учет системного единства анализа литературного развития региона с опорой на основополагающие типы культур пермских народов, в контакте с общероссийской, а в иных случаях - с мировой литературой; максимально объективное сочетание полноты и детальности исследования с опорой на принцип представительности того или иного деятеля литературы для культуры региона» (с. 11).

Заключительный, третий раздел монографии «Становление национальной классики: творческие индивидуальности» выдержан в авторском ключе.

_Н. Н. Закирова

С использованием новых фактических данных и теоретических подходов здесь объектом исследования для каждого из членов авторского коллектива (П. Ф. Лимеров, В. А. Лимерова, Л. Е. Сурнина, В. М. Ванюшев, Е. К. Созина, Л. В. Бусыгина, И. Е. Васильев, А. В. Камитова, Е. В. Ельцова, С. Т. Арекеева, М. А. Литовская, М. В. Серова и Л. П. Фёдорова) «выдвинулся образ творца-писателя как синкретической личности, совмещающей в себе востребованные эпохой качества политика, идеолога, просветителя, художника» (с. 11). В их числе такие персоналии коми литературы, как И. А. Куратов и В. Т. Чисталев. Особой философской глубиной отмечена глава Е. К. Созиной о «Художественном мире К. Ф. Жакова». Удмуртский локус представлен именами Г. Верещагина, Кузебая Герда, Кедра Митрея и Ашальчи Оки.

Принцип сравнительно-типологического, концептуального и контекстуального видов анализа значительного по объему и разнообразного по составу литературного материала обеспечил в монографии глубину и обстоятельность анализа отдельных текстов, творчества конкретных авторов, определенных национальных литератур со своим лицом и местом в пермской межлитературной общности. А неисчерпаемость и перспективность научного вектора этого исследования осознается его авторами в необходимости его продолжения на путях «вписывания» «пермской межлитературной общности» в контекст ее вхождения в общность литератур Урала, России и в мировую литературу в целом.

Поступила в редакцию 04.04.2017

Закирова Наталия Николаевна,

кандидат филологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт

им. В. Г. Короленко» 427621, Россия, г. Глазов, Первомайская ул., 25 е-таП: [email protected]

N. N. Zakirova

A monumental work on literary oykumena of the rerm people

Review of: «The Perm literatures in the context of Finno-Ugric culture and Russian literature». Yekaterinburg - Izhevsk - Syktyvkar, 2014. 556 p.

Citation: Yearbook of Finno-Ugric Studies, 2017, vol. 11, issue 2, pp. 187-190. In Russian.

Received 04.04.2017

Zakirova Natalia Nikolaevna,

Candidate of Sciences (Philology), Professor, Glazov State Pedagogical Institute named after V. G. Korolenko 25, ul. Pervomayskaya, Glazov, 427621, Russian Federation

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.