КОММУНИКОЛОГИЯ - соммымсоюсу
■ ■ ■ КАПИТАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НА ОСНОВЕ КОММУНИКАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Автор: АЛЕКСЕЕВ Ю.В.
АЛЕКСЕЕВ Юрий Валерьевич - заместитель председателя редакционного совета журнала «Коммуникология», Президент НП «Межрегиональный центр содействия развитию трудовых ресурсов и территорий «ОПТИМА ПРОЕКТ», руководитель Научно-исследовательского центра национального человеческого капитала, общественных структур и коммуникаций Института государственной службы и управления персоналом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат психологических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН.
Россия, Москва. Тел.: +7 (985) 210-65-25, +7 (800) 777-4-777. E-mail: [email protected].
Аннотация. В данной статье автор представляет инновационную технологию организации коммуникационного управления развитием человеческого капитала. Этот процесс рассматривается как современный институт развития, фактор роста национальной экономики, осуществляемый на основе изменений макромоделей коммуникации в современном обществе. В публикации предлагается модель системы управления социально-экономическим развитием территорий на условиях партнерства общества, власти и бизнеса при капитализации национальной экономики.
Ключевые слова: человеческий потенциал, человеческий капитал, человеческие ресурсы, трудовые ресурсы, капитализация человеческого потенциала, акционерный человеческий капитал, кадровая логистика, государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, национальное конкурентное преимущество.
Социальная и экономическая жизнь современного общества находится в постоянном движении, которое проявляется во множестве количественных и качественных её изменений. Мы живем в мире, который характеризуется быстрыми переменами, стремительными потоками информации и глобальной конкуренцией. Находясь в начале очередного исторического этапа мирового экономического развития, мы становимся свидетелями возникновения новой глобальной мегаэкономической системы, основой которой является экономика инноваций и знаний - экономические процессы протекают в ней с необычайной быстротой, а ключевую роль приобретает человеческий капитал как основной фактор развития производства [15, С. 40]. В центре новой экономики - человек, являющийся главным коммуникатором в экономической системе, генератором идей и источником капитала. Это основная парадигма новой мировой экономики. В настоящее время глобальные мировые игроки еще не начали завоевывать появившуюся нишу и активно разрабатывать тему капитализации человеческого потенциала. В силу этого ключевые позиции в новой экономике пока остаются не разработанными и у нашей страны появилась реальная возможность не только избежать отставания навсегда от мировых лидеров в экономике, но и возглавить мировой процесс капитализации человеческого потенциала. Знания и непрерывное образование стали сегодня важнейшими факторами успеха и доминирующей компонентой в создании добавленной стоимости [4, С. 140-142]. Возникает необходимость формирования нового общественного института коммуникационного управления инвестициями в человеческий капитал. Такой механизм управления
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ И ВЛАСТЬ
может быть эффективно построен посредством построения макрокоммуникационных моделей социально-экономического партнёрства власти, бизнеса и общества [2].
Динамика изменения условий товарного рынка диктует соответствующие требования к профессиональной подготовке кадров в целях формирования их коммуникационной компетентности и мобильности. Важно, что при этом объективно меняются пропорции в ответственности за качество подготовки трудовых ресурсов: ведущую роль начинают играть коммуникационные модели социально-ответственного государственно-частного партнерства [5, С. 82-89].
В традиционной экономике импульсом развития был бизнес, который привлекал людей, предоставляя им рабочие места. Требования к квалификации трудовых ресурсов ограничивались конкретными профессиональными знаниями и навыками. Новой экономике нужны не трудовые ресурсы вообще, и даже не просто квалифицированные трудовые ресурсы, а интеллектуальные ресурсы, способные создавать инновации в любых сферах, внедрять наиболее эффективные модели коммуникации. Качество трудовых ресурсов определяет возможности роста бизнеса и развития территорий: сегодня серьёзный бизнес приходит туда, где есть развитый человеческий капитал.
Повышение эффективности человеческого капитала территорий становится сегодня главной задачей государства и общества. Повышение профессиональных коммуникационных возможностей работников увеличивает их вклад в конечную стоимость продукта, определяя его конкурентное преимущество. А значит, есть объективная необходимость выделять из этой стоимости дополнительные средства на обучение, образование, рост качества и уровня жизни работников. Однако, в существующей модели управления производством не происходит возврата инвестиций в не материальную сферу в должном объёме.
Территории и компании не могут обеспечить «удержание талантов». Для решения этой проблемы нужна новая, эффективная система инвестирования в человеческий капитал. В современном состоянии экономики как отечественной, так и зарубежной существует перекос: размер инвестиций в нематериальную сферу (человеческий капитал) значительно ниже размеров инвестиций в материальную сферу. По мнению экспертов, их соотношение равно один к девяти. Для новой общественно-сбалансированной экономики необходимо активизировать процессы инвестирования в нематериальную сферу в новом балансе с инвестированием материальной сферы. Сегодня в России критическая ситуация сложилась в отношении категорий работников нестратегических (вспомогательных, обслуживающих) профессий, специальностей. При этом они составляют сегодня значительную часть работоспособного населения - в среднем порядка 10 и более тысяч человек на территории каждого из более 24 тысяч муниципальных образований нашей страны.
Решение задач развития этой части трудовых ресурсов в условиях быстро меняющегося информационно-коммуникационного общества не под силу в отдельности ни государству, ни бизнесу. Требуется новая степень свободы для партнёрских отношений взаимодействующих сторон: свобода для саморазвития бизнеса (заказчика трудовых ресурсов) и для саморазвития трудовых ресурсов. Кроме того, необходим новый общественный институт развития, заинтересованный и ответственный за обеспечение развития трудовых ресурсов на территории. Ещё в 1970-х годах Питер Друкер, основатель и классик теории менеджмента XX века, один из основателей концепции информационного общества, сделал заключение о неизбежном выводе за штат работников вышепе-
коммуникология - соммимсоюоу
речисленных категорий (более 40 % от общей численности). Новый общественный институт должен стать для таких работников заинтересованным работодателем и профильным логистическим центром, предоставляющим им большую свободу для выбора работы и карьерного роста, образовательного и личностного развития за счёт использования всех доступных для современного бизнеса финансовых инструментов. Взаимный эффект капитализации будет иметь значительный положительный тренд как для бизнеса, так и для территориального кадрового логистического центра.
Общепринято считать, что теорию «человеческого капитала» разработал Теодор Шульц [18], а его последователь - Гэри Беккер [17] развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал. При росте капитализации за счёт финансово-биржевых инструментов появляется залоговое обеспечение для получения долгосрочных дешёвых ресурсов (кредитов) на развитие. В первую очередь - на развитие человеческого капитала. Как следствие, при использовании современных финансовых инструментов и дешёвых кредитов для инвестиций в человеческий капитал повышается потенциал роста национального конкурентного преимущества. Кроме того, при капитализации человеческого потенциала интенсивно развивается новая экономика знаний, повышается стабильность и безопасность общества[10, С. 126-129].
Группа компаний «ОПТИМА ПРОЕКТ» предлагает использовать технологии проектного управления в целях проведения назревших экономических преобразований в России, становления инновационной экономики, обеспечения доступа к глобальным финансовым ресурсам. На этой основе государство может проводить современную инвестиционную политику, направленную, в первую очередь, на формирование во всех регионах России конкурентоспособного трудового ресурса, пригодного для работы в условиях новой экономики. А также на создание новых рабочих мест в отраслях, определяющих развитие территорий, в том числе, на создание современного рынка социальных услуг. На основе критического анализа зарубежного и отечественного опыта и собственной практической деятельности Группа компаний «ОПТИМА ПРОЕКТ» разработала инновационный Проект «Человеческий капитал: благополучие и общественное согласие, повышение привлекательности территории для инвестиций» [9, С. 68-76].
Ведущая роль в этом проекте отводится территориям. Для их социально-экономического развития предусмотрено создание сети территориальных логистических центров с участием в уставном капитале этих центров уполномоченных структур федеральной, региональной и муниципальной власти [7, С. 40,41]. Генеральная функция этих центров - осуществление развития и капитализации человеческого потенциала, объектов интеллектуальной собственности и других активов нематериальной сферы. Кроме того, на эти Центры возложено решение следующих задач: выполнение кадрово-логистических функций управления коллективами работников, предоставляемых в бизнес-структуры на условиях субподряда (аутсорсинга); оказание работникам комплексных социальных услуг (образовательных, юридических, медицинских, страховых и т. п.), а также услуг по управлению карьерой по программам непрерывного личного развития. Финансирование последних возможно также и за счёт добровольных агентских вознаграждений, отчисляемых работниками. Центр должен сформировать стройную систему коммуникации с территориальными социальными учреждениями, муниципальной и региональной властью на условиях самоуправления и самофинансирования.
В Проекте также предложен механизм формирования и развития акционерного человеческого капитала. Проектно-коммуникационное управление обеспечивает выравни-
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ И ВЛАСТЬ
вание размеров инвестиций в социальную и производственную сферу, их разумный баланс, создаёт предпосылки и условия для перехода к новой, общественно-сбалансированной, экономике. Проект также предусматривает применение прогрессивной модели коммуникации между работодателями и работниками: либо через различные формы свободного, не наёмного труда (по агентскому договору, в потребительской кооперации, в статусе индивидуального предпринимателя и др.), либо через привлечение для оказания услуг по предоставлению персонала субподрядных территориальных некоммерческих организаций, работники которых могут быть наёмными. Предлагаемая модель даёт возможность аккумулировать и, в последующем, осуществлять публичную биржевую оценку нового вида капитала: акционерного человеческого капитала. Его собственником является публичное государственно-частное или муниципально-частное предприятие. Такая социально-управленческая технология позволяет вновь созданную публичную финансовую собственность выражать в виде стоимости ценных бумаг, обращаемых на бирже. Уровень котировок ценных бумаг на бирже должен стать одним из главных индикаторов эффективности социально-экономической политики региона. А значит - определять инвестиционную привлекательность территории и способствовать функционированию предложенного саморегулируемого процесса.
Таким образом, с возникновение акционерного человеческого капитала в системе проектно-коммуникационного управления образуется два важных элемента: национальная сетевая система управления человеческим потенциалом и новый биржевой актив в виде капитализированных нематериальных активов территорий России. Экономика знаний предполагает естественный переход от наёмного труда с его ограничениями и издержками к новым смешанным формам свободного труда [3, С. 61-64]. Деятельность Центра при капитализации нематериальных активов территории по проекту является этому ярким подтверждением. В области развития и капитализации человеческого потенциала, (развития образования, культуры, медицины, спорта и т. д.) формируется система, при которой сеть муниципально-частных компаний выступает инициатором и заказчиком социальных услуг, стратегических инноваций в социальной сфере, поддерживает баланс интересов в обществе. Социальный заёмный труд, осуществляемый в рамках муниципально-частного партнерства совместно с некоммерческими организациями, способен стать основой для зарождения новой отрасли экономики в России, которая позволит развить и капитализировать человеческий потенциал, сделать экономику страны гуманной, общественно-сбалансированной. На международных финансовых, биржевых рынках появляется продукт новой экономики - ценные бумаги территориальных Центров капитализации (открытых акционерных обществ). Формирование финансово-биржевого капитала происходит за счёт высоколиквидной операционной деятельности таких центров по оказанию субподрядных услуг.
Необходимо признать, что в нашей стране недостаточно внимания уделяется реализации стратегии инновационного развития с опорой на одно из наших главных конкурентных преимуществ — использование человеческого потенциала путём его коммерционализации и капитализации. В этой стратегии равную меру ответственности и участия несут территория, инвестор, региональный бизнес и работники. Предлагаемый проект мобилизует ресурсы развития территорий, поэтому активный интерес к нему проявляют представители муниципальных образований и субъектов Российской Федерации. Территориальные тройственные комиссии (ТТК), создаваемые в рамках нового общественного института управления инвестициями в человеческий капитал - социаль-
коммуникология - соммимсоюоу
ного партнёрства власти, бизнеса и общества (при ведущей роли НКО), обеспечивают на местах публичность и высокий уровень эффективности управления реинвестированием капитализированных активов в социальную сферу, выраженную интегральным показателем капитализации. Именно этот показатель может быть использован в целях текущего анализа эффективности социально-экономических преобразований на местах.
Проект получил положительные оценки в научных и деловых кругах, как России, так и Европы, США. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [1] предусмотрено увеличение инвестиций в человеческий капитал [16, С. 11-17]. Этому было посвящено заседание Президиума Правительства Российской Федерации 12 января 2012 года. Предлагаемый Проект находится в русле этих решений, позволяет адресно инвестировать ресурсы в человеческий капитал, причем он прозрачен, в нем нет условий для коррупции. При соответствующей поддержке Проекта государством и бизнес элитой, значение и масштабы решаемых им в России задач будут сопоставимы с известным Планом ГОЭЛРО. Только вместо электроэнергии - энергия финансовых ресурсов - для каждого региона, для каждого предпринимателя, для каждого жителя два очень важных момента, связанных с пониманием и реальной оценкой значимости задачи развития человеческого капитала в России.
Нельзя не признавать, что любая инновация встречает сопротивление - любая система в силу своей инертности трудно принимает нововведения. Нужны сверх усилия, чтобы что-то изменить, внедрить, заставить поверить в необходимость инноваций. Предлагаемый Проект содержит всё необходимое для решения сложных задач. Как неоднократно отмечал президент России В. В. Путин, «единственной реальной альтернативой является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ - на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом». Однако недостаточно лишь наличие политической воли высшего руководства страны, нужна высокопрофессиональная самоотверженная работа множества специалистов. Такие специалисты в стране есть. Главное - стимулировать их деятельность и нацелить на тот результат, который нужен нашей стране, нашему обществу.
Список литературы
1. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
2. Алексеев Ю. В. Модель социального партнерства.//Культура здоровой жизни. 2005. № 5.
3. Алексеев Ю. В. Заемный труд - инновационные технологии устойчивого развития России.//Соци-альная Экспертиза. 2008. № 2. С. 61-64.
4. Алексеев Ю. В., Андрущак Е. Н. Человеческий капитал и вопросы преодоления глобального кри-зиса.//Человеческий капитал. 2009. №3 (11). С. 138-147.
5. Алексеев Ю. В. Практика развития человеческого потенциала и его капитализации.// Человеческий капитал. 2009. № 4( 12). С. 82-89.
6. Алексеев Ю. В., Голубев В. С. Человеческий капитал как потенциал развития и качества жизни: мир и Россия.//Человеческий капитал. 2010. №5 (17). С. 78-87.
7. Алексеев Ю. В. Человеческий капитал: практика создания личного и национального богатства. Система управления развитием и капитализацией человеческого потенциала страны.//Человеческий капитал. 2010. № 8. С. 38-45.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ И ВЛАСТЬ
8. Алексеев Ю. В., Токарев В. В., Плаксин В. А. Заемный труд: столкновение мнений.//Профсоюзы и экономика. 2011. № 3. С. 49-57.
9. Алексеев Ю. В., Бобков В. Н., Простов А. Ф., Плаксин В. А. Человеческий капитал: пути повышения уровня жизни населения.//Уровень жизни населения регионов России. 2011. № 6. С. 68-76.
10. Алексеев Ю. В. Путь роста национальной экономики. Национальная конкурентоспособность на современных международных финансово-биржевых рынках.//Человеческий капитал. 2012. № 6 (42). С. 126129.
11. Алексеев Ю. В. Человеческий потенциал - основа переходного процесса к общественно-сбалансированной экономике./Человеческий капитал. 2012. №3 (39). С. 4-8.
12. АлексеевЮ. В. Межнациональное согласие - основа преодоления экстремизма и терроризма.//Инфор-мационно-аналитический ежемесячник «Федеральный Патриотический Вестник». 2012. № 01. С. 24-5.
13. Ложко В. В. Формирование человеческого капитала - главный ресурс инновационного и социально-экономического развития России.//Инновации. 2008. № 10. С. 30-5.
14. Клочков В. В. Человеческий капитал и его развитие. В книге: Экономическая теория. Трансформирующая экономика./Под ред.Николаевой И. П. М.: Юнити, 2004. С. 417.
15. Корчагин Ю. А. Модернизация экономики России должна начинаться с модернизации человеческого капитала / Ю.А.Корчагин. Воронеж: ЦИРЭ, 2009. 40 с.
16. Филиппова И. А. Необходимость инвестирования человеческого капитала как экономического ресурса постиндустриального общества. // Нац. интересы: приоритеты и безопасность, 2011. № 7, С. 11-7.
17. Becker, Gary S. Human Capital. N. Y.: Columbia University Press, 1964.
18. Shultz T. Investment in Human Capital. N. Y., London, 1971, p. 26-8.
Author: ALEKSEEV YU.V.
ALEKSEEV Yuriy Valer'evich - deputy chairman of the Editorial Board of the journal «Communi-cology», the candidate of psychological sciences, the professor, the Chairman of board of directors of Non-profit partnership - «The interregional centre of assistance to development to workforce and territories «Optima-project». Moscow, Russia, Tel:.+7 (985) 210-65-25, +7 (800) 777-4-777. E-mail: [email protected].
Annotation. In the article, the author presents the innovation technology for the communication based organization of human capital development management . This process is considered as modern development institution, the factor in growth for the national economy, based on changes in macro models of communication in modern society. The project proposes a model of the system of socio-economic development of territories at partnership between society, government and business during the process of capitalization of the national economy.
Keywords: human potential, the human capital, human resources, manpower, market capitalization of human potential, the joint stock human capital, personnel logistics, state-private partnership, municipal-private partnership, a national competitive advantage.
1. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoy Federatsii na perion do 2020 goda, utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 17 noyabrya 2008 g. № 1662-r. [Conception of the long-term social-economic development of the Russian Federation until 2020, approved by the Federal Government on the 17th of November in 2008, no. 1662-r]
■ ■ ■ CAPITALIZATION OF HUMAN POTENTIAL
BASED ON THE COMMUNICATION RESOURCES OF NEW ECONOMY
References
KOMMyHMKO^OrMfl - COMMUNICOLOGY
2. Alekseev Yu.V. Model' sotsial'nogo partnerstva. // Kultura zdorovoy zhizni, 2005. № 5. [Alekseev, Yu.V. (2005) 'Model of a social partnership', Culture of a healthful life, no. 5].
3. Alekseev Yu.V. Zaemniy trud - innovatsionnie tekhnologii ustoychivogo razvitiya Rossii. // Sotsial'naya ekspertiza, 2008. № 2, S. 61-64. [Alekseev, Yu.V. (2008) 'Contingent labor - innovative technologies for sustainable development of Russia', Social Expertise, no. 2, pp. 61-64].
4. Alekseev Yu.V., Andruschak E.N. Chelovecheskiy kapital i voprosi preodoleniya global'nogo krizisa. // Ch-elovecheskiy capital, 2009. №3 (11), S. 138-147. [Alekseev, Yu.V. and Andruschak, E.N. (2009) 'Human capital and ways to overcome the global crisis', Human capital, no. 3 (11), pp. 138-147].
5. Alekseev Yu.V. Praktika razvitiya chelovecheskogo potentsiala i ego kapitalizatsii. // Chelovecheskiy capital, 2009. № 4(12), S. 82-89. [Alekseev, Yu.V. (2009) 'The practice of human development and capitalization', Human capital, no. 4 (12), pp. 82-89].
6. Alekseev Yu.V., Golubev V.S. Chelovecheskiy kapital kak potentsial razvitiya i kachestva zhizni: mir i Rossiya. // Chelovecheskiy capital. 2010. №5 (17), S. 78-87. [Alekseev, Yu.V. and Golubev, V.S. (2010) 'Human capital as a development potential and quality of life: the world and Russia', Human capital, no. 5 (17), pp. 78-87].
7. Alekseev Yu.V. Chelovecheskiy kapital: praktika sozdaniya lichnogo i natsional'nogo bogatstva. Sistema upravleniya razvitiem i kapitalizatsiey chelovecheskogo potentsiala strany. // Chelovecheskiy capital, 2010. № 8, S. 38-45. [Alekseev, Yu.V. (2010) 'Human capital: the practice of creating personal and national wealth.The control system development and capitalization of the human potential of the country', Human capital, no. 8, pp. 38-45].
8. Alekseev Yu.V., Tokarev V.V., Plaksin V.A. Zaemniy trud: stolknovenie mneniy. // Profsoyuzy i ekonomika, 2011. № 3, S. 49-57. [Alekseev, Yu.V., Tokarev, V.V. and Plaksin, V.A. (2011) 'Contingent labor: clash of opinions', Trade unions and the economy, no. 3, pp. 49-57].
9. Alekseev Yu.V., Bobkov V.N., ProstovA.F., Plaksin V.A. Chelovecheskiy kapital: puti povisheniya urovnya zhizni naseleniya. // Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii, 2011. № 6, S. 68-76. [Alekseev, Yu.V., Bobkov, V.N., Prostov, A.F. and Plaksin, V.A. (2011) 'Human capital: ways to improve the standard of living of the population', The standard of living of the population of regions of Russia, no. 6, pp. 68-76].
10. Alekseev Yu.V. Put' rosta natsional'noy ekonomiki. Natsional'naya konkurentosposobnost' na sovremennih mezhdunarodnih finansovo-birzhevih rynkah. // Chelovecheskiy capital, 2012. № 6 (42), S. 126-129. [Alekseev, Yu.V. (2012) 'The path of growth of the national economy. National competitiveness in the current international financial and equity markets', Human Capital, no. 6 (42), pp. 126-129].
11. Alekseev Yu.V. Chelovecheskiy potentsial - osnova perehodnogo protsessa k obschestvenno-sbalan-sirovannoy ekonomike. // Chelovecheskiy capital, 2012. №3 (39), S. 4-8. [Alekseev, Yu.V. (2012) 'Human potential - the basis of the transition process to the public and a balanced economy', Human Capital, no. 3 (39), pp. 4-8].
12. Alekseev Yu.V. Mezhnatsional'noe soglasie - osnova preodoleniya ekstremizma i terrorizma. // Informat-sionno-analiticheskiy ezhemesyachnik «Federalniy Patrioticheskiy Vestnik», 2012. № 01, S. 24-5. [Alekseev, Yu.V. (2012) 'Inter-ethnic accord - a basis to overcome extremism and terrorism', Information-analytical monthly "Federal Patriotic Bulletin", no. 01, pp. 24-5].
13. Lozhko V.V. Formirovanie chelovecheskogo kapitala - glavniy resurs innovatsionnogo i sotsialno-eko-nomicheskogo razvitiya Rossii. // Innovatsii, 2008. № 10, S. 30-5. [Lozhko, V.V. (2008) 'Human capital formation - the main resource of innovation and socio-economic development of Russia', Innovations, no.10, pp. 30-5].
14. Klochkov V.V. Chelovecheskiy kapital i ego razvitie. V knige: Ekonomicheskaya teoriya. Trans-formiruyuschaya ekonomika. / Pod red. NikolaevoyI.P. M., 2004. 417 str. [Klochkov, V.V. (2004) 'Human capital and its development', in Nikolaeva, I.P. (ed.) Economic Theory. Transforming the economy, Moscow].
15. Korchagin Yu.A. Modernizatsiya ekonomiki Rossii dolzhna nachinat'sya s modernizatsii chelovecheskogo kapitala. Voronezh, 2009. 40 str. [Korchagin, Yu. A. (2009), The modernization of the Russian economy should start with upgrading the human capital, Voronezh].
16. Filippova I.A. Neobhodimost' investirovaniya chelovecheskogo kapitala kak ekonomicheskogo resursa postindustrial'nogo obschestva. // Nats. interesy: prioritety i bezopasnost', 2011. № 7, S. 11-7. [Filippova, I.A. (2011) 'The need for investment of human capital as an economic resource of the post industrial society', National interests: priorities and security, no. 7, pp. 11-7].
17. Becker, Gary S (1964) Human Capital, N. Y.
18. Shultz, T. (1971) Investment in Human Capital, N. Y. - London, pp. 26-8.