Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 12. Вып. 2 • 2016
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 2 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 12, Ausgb. 2
Мнение
Post scriptum: переводы, рецензии, мнения
Post scriptum: Translations, Reviews, Opinions / Post scriptum: Übersetzungen, Rezensionen, Meinungen
Opinion / Meinung
УДК 1(091)(043)Кант
Белов В.Н.
Кант: трансцендентальное обоснование принципов права
(по следам одной диссертации)
Белов Владимир Николаевич, доктор философских наук, профессор Сочинского института Российского университета дружбы народов, член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ
ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-0296-9347
E-mail: vladimir-n-belov@j-spacetime.com; belovvn@rambler.ru
Концепция права И. Канта остается непроясненной. Сегодня многие крупнейшие современные философы, в том числе занимающиеся философией политики и права, такие как Р. Дворкин, Дж. Роулз, Ю. Хабермас, Р. Нозик, О. Хёффе, обратились к анализу философии права Канта. В настоящей сстатье представлен краткий критический анализ вопроса (дискутировавшегося на защите кандидатской диссертации, 2015 г.) о том, может ли и на каких основаниях право претендовать на статус практически действительного в трансцендентальной философии Канта.
Ключевые слова: практическая философия Канта; Коген; этика; философия права; диссертационное исследование.
23 июня 2015 года в Диссертационном совете Высшей Школы Экономики состоялась защита диссертации Аронсона Даниила Олеговича «Кант: трансцендентальное обоснование принципов права», представленной на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.03 история философии. Защита вызвала оживленную дискуссию. В частности, руководитель диссертанта профессор А.К. Судаков указал на то, что в процессе подготовки диссертационной работы у него возникали вопросы, и к окончательному варианту они не исчезли. Так, он полагает, что не учение о праве, как у диссертанта, а учение о религии претендует и единственно может претендовать у Канта на статус науки о практически действительном в полноте и чистоте определения этого последнего. Однако, как считает научный руководитель, данные концептуальные различия могут восприниматься как продуктивные и полезные в деле прояснения характера практической философии Канта.
Сразу хотелось бы сделать несколько общих замечаний по характеру представленной работы. Впечатляет содержательно-профессиональная насыщенность текста. Он — «плотный», в нем нет, как говорится, воды. Нет пространных историко-философских экскурсов, подводящих к существу вопросов. Автор с первых строк сразу приступает к рассмотрению проблем по существу.
Второй момент общего впечатления связан с темой диссертации. Она — о теоретической философии И. Канта. Уже только это должно вызывать уважение к соискателю и его руководителю. Но,ведь, и это не все. Предложена тема, которая у самого Канта не нашла законченного выражения, а потому требующая от того, кто за нее берется не просто аналитических усилий по прояснению мысли великого немецкого философа, что уже само по себе чрезвычайно непростое занятие ввиду «многослойности» (термин известного отечественного кантоведа В.А. Жучкова) текстов Канта. Она требует усилий синтетических, то есть не только проясняющих, но и развивающих идеи великого кенигсбержца. А это уже не только работа в букве кантовского учения, но и работа в духе трансцендентальной философии. То есть не столько работа канто-
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 2 Post scriptum / Translations, Reviews, Opinions
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 12, Ausgb. 2 Post scriptum / Übersetzungen, Rezensionen, Meinungen
Мнение
Белов В.Н. Кант: трансцендентальное обоснование принципов права (по следам одной диссертации)
веда, сколько неокантианца. Собственно и основной тезис, о котором заявляет сам соискатель, звучит по-неокантианстки — методологическая реконструкция кантовского учения о праве:
«Пожалуй, основной новаторский тезис данной диссертации состоит в том, что деление кантовской практической философии на право, моральную антропологию и учение о добродетели следует интерпретировать сквозь призму деления категорий модальности. Такой подход позволяет не только сориентироваться в наиболее трудных местах «Метафизики нравов», не только решить многие спорные вопросы, связанные с обоснованием учения о праве, но и показывает, какие именно особенности кантовской философии нравов способствуют возникновению затруднений» [Арансон 2015, с. 8].
И далее, когда автор объявляет о необходимости реконструировать путь Канта в его построениях практической философии, он прямо пишет и о необходимости отойти от «буквы» кантовского учения:
«... я попробую как бы вместе с Кантом пройти путь создания его практической философии от учения об антиномиях до «Метафизики нравов» и посмотреть, не отыщется ли на этом пути места для учения о праве. Чтобы найти это место, мне придется в какой-то момент отойти от буквы сказанного Кантом, но я надеюсь, что это не помешает мне следовать логике сказанного им» [Арансон 2015, с. 36].
Â
Аропсон Даниил Олегович
КАНТ: ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВА
Специальность 09.00.03 - История философии
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва 2015
Обложка автореферата диссертации Д.О. Арансона «Кант: трансцендентальное обоснование принципов права» (Москва, 2015).
В работе содержится несколько сюжетов, каждый из которых может претендовать на отдельное исследование в философских построениях Канта: выявлено отношение нравственности и права, проанализирована концепция свободы, осуществлена дедукция основоположений практического разума, уточнено отношение категорического императива и права, представлена авторская позиция по вопросам естественного, частного и публичного права, уточнена кантовская концепция общественного договора. В западной философии каждый из перечисленных сюжетов уже становится предметом скрупулезного профессионального анализа.
Следует согласиться с главным, инициирующим работу соискателя, тезисом, что кантовскому учению о праве в исследовательской литературе не повезло. Здесь, наверное, есть свои объективные основания — непростая в целом философия Канта, которая накладывается в данном случае на непроясненность его концепции права. И хотя во всех учебниках по философии права, по истории государства и права мы находим раздел или как минимум большой абзац, посвященные рассмотрению позиции Канта в этом вопросе, серьезных отечественных исследований, в отличие от западных, на которые ссылается наш теперь уже кандидат философских наук — К. Риттер (Ritter 1971), Г. Штольц (Stolz 1972), П. Рили (Riley 1983), Ф. Каульбах (Kaulbach 1982), В. Буш (Busch 1979), Б. Людвиг (Ludwig 1988), В. Керстинг (Kersting 1984), О. Хёффе (Hoeffe 2002), Б. Бирд (Sharon Byrd, Hruschka 2010), Г. Гайзман (Geismann 2010), А. Рипштайн (Ripstein 2009), Х. Оберер (Oberer 1997, 2006) и Б. Буттерман (Buttermann 2010), — непростительно мало. Среди членов этой небольшой когорты, конечно, должен быть назван научный руководитель А.К. Судаков и Э.Ю. Соловьев. Очень надеюсь, что теперь к ним присоединится наш недавний соискатель.
Поэтому актуальность предложенной работы трудно переоценить. Это одна из загадок жизни великих философских систем. Их различные части, стороны, нюансы могут становиться насущными, так сказать, вызревать в разное время. Сегодня, без преувеличения можно утверждать, что наступило время философии права Канта. Многие крупнейшие современные философы, в том числе занимающиеся философией политики и права, такие как Р. Дворкин, Дж. Роулз, Ю. Хабермас, Р. Нозик, О. Хёффе, обратились к Канту.
Мнение
Белов В.Н. Кант: трансцендентальное обоснование принципов права
(по следам одной диссертации)
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 2 Post scriptum / Translations, Reviews, Opinions
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 12, Ausgb. 2 Post scriptum / Übersetzungen, Rezensionen, Meinungen
Мнение
Белов В.Н. Кант: трансцендентальное обоснование принципов права (по следам одной диссертации)
WT <
etttttn-ifluna
и*
» яшармш
)' bct (Sitte«
i t)0lt
i' Зимние! it « я t.
!
9t i â Й/
6ei) 3»И»П StfctM« 4««.tltt»4
t?t S.
Титульный лист труда И. Канта «Основы метафизики нравственности» (Grundlegung zur Metaphysik der Sitten. Riga: Bey Johann Friedrich Hartknoch, 1785)
Титульный лист первого тома «Метафизики нравов» И. Канта — «Метафизические первоначала учения о праве» (Die Metaphysik der Sitten Bd. 1: Metaphysische Anfangsgründe der Rechtslehre. Königsberg: Nicolovius, 1797)
Титульный лист трактата И. Канта
«К вечному миру» (Zum ewigen Frieden. Ein philosophischer Entwurf. Königsberg: Nicolovius, 1795)
Чрезвычайно актуальны — и в этом тоже трудно не согласиться с Д.О. Арансоном — сегодня и размышления Канта по поводу характера международных отношений. Проводятся конференции, симпозиумы, посвященные трактату «О вечном мире».
Причем интерес к этике Канта проявляют даже те направления, которые обращаются к нему только в своей традиционно-критической части. Я имею ввиду англо-саксонскую традицию аналитической философии. Именно это философское направление, одно из самых популярных по самым разным причинам, испытывает недостаток в своей этической части, как когда-то русские религиозные философы (Бердяев, Булгаков, Франк, Струве и др.), бывшие марксистами, в социальных построениях Гегеля-Маркса обнаружили такие же неудовлетворительные этические построения и обратились к Канту.
Автор диссертационного исследования умело использует разработки и наработки отечественных и западных авторов, что позволяет ему сделать продуманная собственная позиция, причем выстроенная от начала и до конца. Особенно впечатляет критическое включение в философскую дискуссию с тремя основными подходами к оценке отношения нравственности и права в кантовской системе философии. Автор выделяет здесь позицию немецкого исследователя Керстинга, заявляя о том, что его «собственная реконструкция кантовского обоснования значимости права крайне близка к этой версии» [Арансон 2015, с. 32]. В итоге же получается, что все эти подходы (независимый, телеологический и официальный) имеют в своем арсенале положительные моменты, которые Д.О. Арансон преобразует в собственную концепцию, вполне обоснованную, логичную, проведенную от априорных принципов и первоначального обоснования права до характера их взаимосвязи с публичным правом.
Фундаментальности авторской позиции, определившейся по ряду спорных принципиальных моментов в современных дискуссиях по поводу кантовской философии права, несомненно добавляет и тот факт, что кроме всевозможных реконструкций и интерпретаций, которых даже более, чем достаточно для кандидатской диссертации, автор проводит и лингво-философский анализ с исправлением и уточнением перевода на русский язык ряда кантовских терминов. В частности, термин Nötigung переведен не как «принуждение» или вообще «необходимление», а как «понуждение» в отличие от Zwang — «принуждения», также термин Factum Аронсон предлагает переводить не как «факт», но как «фактум».
Прежде, чем перейти к критической части своего анализа, которая также не может быть традиционной ввиду цельности предлагаемой позиции автора диссертационной работы, выскажу два сомнения по поводу основополагающих тезисов этой работы.
Отождествление негативного понятия свободы с внешней свободой, которое утверждается автором, на мой взгляд, имеет свои ограничения, связанные с тем, что наряду со смыслом произвола, который имеет косвенное отношение к субъективному праву, негативное понятие свободы имеет еще и смысл независимости воли от определяющих ее извне оснований.
Также трудно объяснить без противоречивости тезис соискателя о независимости высшего правового закона от категорического императива и его же утверждение о том, что «доказательство значимости категорического императива было вместе с тем (заблаговременным) обоснованием всеобщего принципа права и естественного права вообще» [Арансон 2015, с. 13].
Философские проблемы неслучайно называют вечными, они не имеют окончательного решения. И в то же время данный факт не приводит философа в уныние и не превращает его труд в Сизифов. У Пауля Наторпа есть такое выражение этого бесконечного, но не бессмысленного процесса научного познания, как fiery, фиерия, праздник, постоянное творческое интеллектуальное напряжение, к которому неизбежно присоединяется и вера сердца в небессмысленность. Религия
Мнение
Белов В.Н. Кант: трансцендентальное обоснование принципов права
(по следам одной диссертации)
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 2 Post scriptum / Translations, Reviews, Opinions
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 12, Ausgb. 2 Post scriptum / Übersetzungen, Rezensionen, Meinungen
Мнение
Белов В.Н. Кант: трансцендентальное обоснование принципов права (по следам одной диссертации)
стремиться догматами успокоить разум и основные усилия сосредотачивает на неустанной работе сердца. Философия, напротив, полагает ведущим звеном разум и необходимость его совершенствования для более точных и движений сердца. Во всяком случае, так можно проинтерпретировать дух кантианской традиции, продолженной как в неокантианстве, так и во всей посткантовской традиции трансцендентальной философии.
Поэтому смело можно утверждать о том, что концепция Д.О. Аронсона при всей своей стройности и цельности, конечно же, не может претендовать на последнее слово и окончательную разгадку вечной философской проблемы взаимоотношения нравственности и права в целом, и в кантовском варианте в частности.
Критикуя работу, следует вести речь не о недостатках и просчетах автора, а о тех рисках, которые усиливаются или проявляются, если встать на точку зрения нашего соискателя. Прежде всего, обращает на себя внимание очевидный дуализм в трактовке трансцендентальной свободы, которая в своем метафизическом преломлении становится обоснованной двумя автономными первоисточниками: автономией нравственного закона и фактумом разума. Если продолжить данную логику рассуждения, то придем к тому, что право, в большей мере, имплицитно природе человека, нравственность — его свободе, право есть проекция человека феноменального, нравственность — ноуменального. При всех оговорках автора, направленных на несправедливость дизъюнктивного подхода к отношению нравственного и правового закона, вырисовывается именно такая дуалистическая картина, которая продолжает и укрепляет дуализм теоретического и практического разума уже в пространстве разума практического. Хотел ли этого сам Кант, предполагал ли он именно такой результат своей практической философии — большой вопрос. Во всяком случае, один из известных отечественных кантоведов Л.А. Калинников считает, что дуализм кантовской философской системы — никакой не вызов для его последователей, но сама суть его философии [Калинников 2010, с. 56—66]. В такую позицию интерпретация Д.О. Аронсона прекрасно встраивается. Более того, она ее усиливает и утверждает. Однако в этом вопросе следует обратить внимание на усилия тех философов, которые настроены и предполагают не углублять дуализм кантовской системы, но преодолевать его как через разрешение проблемы взаимоотношения нравственности и права, так и через более выверенные характеристики связи теоретического и практического разума. В данном случае важно, что дуалистический подход в большей степени опирается на аналитические начала интерпретационной деятельности, монистический, соответственно, на синтетические начала таковой.
Нельзя не сослаться здесь на Германа Когена и нельзя не привести его оригинального, можно сказать, элегантного решения этой двуединой задачи. Собственно, в этом подходе он всецело руководствуется установкой Канта относительно «челночного» взаимодействия научных методов анализа и синтеза. По мнению Канта, они не должны противопоставляться или редуцироваться один к другому, но должны взаимодополнять и усиливать друг друга. Однако, согласно немецкому философу, нельзя игнорировать и последовательность применения этих методов, оно не произвольно, а вытекает из самой природы человеческого познания. А оно начинает с разложения целого на части и познания целого через познание его частей. Вторым необходимым этапом является постижение идеи целого, чтобы более точно познать взаимосвязь этих частей из этой идеи.
вднтв
BEÛÉ'VDÛTÎO IllfS тик
!■■■ nilininl»,
I HUF.
■ CU ■-•--...............■-■ ■ ■
ЯП
KANTS
THEORIE DER ERFAHRUNG
TOS
BERLIN,
FE KD. DÜMMLE&'S VERLAGSBUCHHANDLUNG
BIRKWITZ РЯИ GOSSIIAN N
1871.
Герман Коген (Hermann Cohen, 1842—1918), Титульный лист работ Г. Когена «Основания этики Канта» (Kants
философ-идеалист, глава Марбургской школы Begründung der Ethik. Berlin, 1877) (слева) и «Теория опыта Канта» (Kants неокантианства Theorie der Erfahrung. Berlin, 1871) (справа)
В сравнении с этической концепцией Канта, в этике Когена имеются существенные изменения. Он выделяет в науках специфическую природу наук о человеке, ядром которых определяет науку о праве. Кант же отказался признать науку о праве для этики аналогом математики для логики предположительно потому, что на него повлияло ошибочное понятие
МНЕНИЕ
белов В.Н. Кант: трансцендентальное обоснование принципов права
(по следам одной диссертации)
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 2 Post scriptum / Translations, Reviews, Opinions
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 12, Ausgb. 2 Post scriptum / Übersetzungen, Rezensionen, Meinungen
Мнение
Белов В.Н. Кант: трансцендентальное обоснование принципов права (по следам одной диссертации)
законности, связанное с его представлениями о религии, главным образом иудейской, происхождение которых надо искать в противоречии между свободой и законом.
«Это предубеждение относительно закона, — замечает известный итальянский исследователь творчества Г. Ко-гена А. Пома, — вводит парадокс в кантовскую этику, потому что в то время как, с одной стороны, она находится в центре понятия закона, с другой стороны, как раз это данное понятие является отличительным признаком, определяющим вытеснение права как сферы законности из этики как основания нравственности» [Пома 2012, с.153].
Изменения, которые происходят с человеком в процессе рассмотрения его в качестве юридического лица, по мнению Когена, очевидны и связаны они с тем, что «в праве человек фигурирует не как физиологический организм, врастающий всеми своими тканями в природу и определяемый в своих проявлениях ее воздействиями, он не есть также психологический субъект, движимый аффектами и эмоциями или же в сфере социально-экономической руководящийся своими интересами. Как юридическое лицо, он есть лишь субъект прав и обязанностей, и в своих деяниях он определяется положениями обязательными — нормами или законами» [Рубинштейн 1994, с. 247—248].
Поскольку юридическая личность становится, таким образом, независимой от чувственных предрассудков человеческой индивидуальности и делает возможной возникновение идеальной всеобщей воли как абстрактного единства правового субъекта, она одновременно становится моделью производства нравственной личности.
Второй основной риск концепции, изложенной в диссертации, связан с авторской интерпретацией понятия «фактума разума», как первоисточника права.
«Предлагаю читать утверждение Канта, — замечает Д.О. Аронсон, — о том, что сознание морального закона есть фактум разума, следующим образом: некие практические принципы объективно необходимы» [Арансон 2015, с. 53].
И далее путем долгих рассуждений и согласований разноречивых и противоречивых высказываний самого Канта автор диссертационного исследования приходит к своей дефиниции права как моральной возможности. Причем верно утверждая, что Кант сам интеллектуального движения в сторону дальнейшего определения фактума разума не сделал. Представляется, что наделять факт разума только ввиду возможности отнесения немецкого понятия Factum к его смыслу в латинском языке, является слишком сильной попыткой наделить субъективные формы объективным содержанием.
Наконец, третий риск связан с возможностью, согласно Д.О. Арансону, помыслить свободу — пусть и только негативную свободу — без автономии. Такой интерпретации противоречит замечание самого Канта:
«Автономия воли есть единственный принцип всех моральных законов и соответствующих им обязанностей...»
[Кант 1997, с. 355].
Каким образом вообще тогда негативная свобода может называться все же свободой, а не произволом или провиденциализмом, если она не сопрягается с автономией? Каким тогда образом свобода может быть сопряжена с законом как таковым, если не через принцип автономии? Поэтому полагание возможности помыслить свободу без автономии следует считать слишком смелым шагом, грозящим разрушить сами устои кантовской практической философии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аронсон Д.О. Кант: трансцендентальное обоснование принципов права. Дисс. ... к.филос.н. М., 2015.
2. Асмус В. Этика Канта / / Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4. Ч. 1. М.: Мысль, 1965. С. 5-65.
3. Калинников Л.А. О необходимости переоценки неокантианства в свете современной интерпретации систе-
мы И. Канта / / Неокантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры
/ под ред. И.Н. Грифцовой, Н.А. Дмитриевой. М.: РОССПЭН, 2010. С. 56-66.
4. Кант И. Критика практического разума / / Кант И. Соч. в 4 т. на нем. и рус. языках. Подготовлены к изда-
нию Н. Мотрошиловой и Б. Тушлингом. Т. III. Подготовлены к изданию Э. Соловьевым и А. Судаковым, Б. Тушлингом и у. Фогелем. М.: Московский философский фонд, 1997.
5. Коген Г. Теория опыта Канта / Пер. с нем. В.Н. Белова. М.: Академический проект, 2012.
6. Наторп П. Кант и Марбургская школа / / Наторп П. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2006.
C. 119-145.
7. Пома А. Критическая философия Германа Когена / Пер. с ит. О.А. Поповой. М.: Академический проект, 2012.
8. Рубинштейн С.Л. О философской системе Г. Когена / / Историко-философский ежегодник 92. М.: Наука,
1994. С. 230-259.
Мнение
Белов В.Н. Кант: трансцендентальное обоснование принципов права
(по следам одной диссертации)
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 2 Post scriptum / Translations, Reviews, Opinions
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 12, Ausgb. 2 Post scriptum / Übersetzungen, Rezensionen, Meinungen
Мнение
Белов В.Н. Кант: трансцендентальное обоснование принципов права (по следам одной диссертации)
9. Савальский В.А. Основы философии права в научном идеализме. Марбургская школа философии. Коген,
Наторп, Штаммлер и др. Т. 1. М., 1909. (Ученые записки Московского Императорского университета, юрид. ф-та. Вып. 33).
10. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М.: Наука, 1992.
11. Трубецкой Е., кн. Панметодизм в этике (К характеристике учения Когена) / / Вопросы философии и
психологии. 1909. № 97. С. 121-165.
12. Штейнберг А.З. Герман Коген как воспитатель (1842 — 1918) // Штейнберг А.З. Философские сочинения.
СПб.: Мир, 2011. С. 284 — 309.
13. Cassirer E. "Hermann Cohen und die Erneuerung der Kantischen Philosophie." Kant-Studien. Berlin, 1912, Bd. 17,
S. 252 — 273.
14. Cohen H. Ethik des reinen Willens. Berlin: Bruno Cassirer, 1907.
15. Cohen H. Kants Begründung der Ethik. Hildesheim: Georg Olms Verlag, 2001.
16. Cohen H. Religion der Vernunft aus den Quellen des Judentums. Köln: J. Melzer, 1959.
Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:
Белов, В. Н. Кант: трансцендентальное обоснование принципов права (по следам одной диссертации) [Электронный ресурс] / В.Н. Белов // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2016. — Т. 12. — Вып. 2. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast12-2.2016.81.
IMMANUEL KANT: TRANSCENDENTAL SUBSTANTIATION OF PRINCIPLES OF LAW (IN THE FOOTSTEPS OF ONE PH.D. THESIS)
Vladimir N. Belov, D.Phil., Professor at Sochi Institute of Peoples' Friendship University of Russia, member of Expert Council for State Religious Expertise under Russian Ministry of Justice
ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-0296-9347
E-mail: vladimir-n-belov@j-spacetime.com; belovvn@rambler.ru
This article is devoted to discussion during the protection of Daniil O. Aronson's Ph.D. thesis on whether and on what grounds the right to claim to be a practical reality in Immanuel Kant's transcendental philosophy.
D. Aronson's thesis contains several plots, each of which can claim to be a separate study in the philosophical constructs Kant revealed the attitude of morality and law, analyzed the concept of freedom realized deduction fundamental principle of practical reason, to clarify the attitude of the categorical imperative and the right, presents the author's position on the natural, private and public law, refined Kantian concept of the social contract.
Background research is caused by the difficult overall philosophy of Kant is applied in this case, the lack of clarity of its concept of law. We can safely say that the theme of the research is, as they say, the most popular trend in philosophical themes Many major modern philosophers dealing with philosophy, politics and law, such as R. Dworkin, J. Rawls, J. Habermas, R. Nozick, O. Höffe, applied to the analysis of Kant's philosophy of law.
I points out the danger in the event of Aronson's concept of the research form the final dualism of Kant's transcendental philosophy. First of all, attention is drawn to the obvious duality in the interpretation of transcendental freedom, which in its metaphysical refraction becomes valid two autonomous primary sources: the autonomy of the moral law of reason and factum. If we'll continue this logic reasoning, we'll come to the fact that right, to a greater extent, it is the implicit to human nature, while morality is such in respect of its freedom; right is a projection of phenomenal human, while morality is such projection of the noumenal one. In addition, based on his own interpretation of Kant's concept of 'factum of mind', D. Aronson argues its definition as 'possibility of moral law'. Nevertheless (and Aronson mentioned this fact in his thedid) Kant himself did not took an intellectual step towards further definition facto reason. It seems, to assign concept 'factum of reason' specific meaning only because of the possibility of referring German concept of 'Factum' to its meaning in Latin, is an attempt to give too much subjective forms of the objective content. I suppose, an opportunity, according to Aronson's thesis, to conceive freedom, albeit only a negative one, without autonomy is also problematic.
Keywords: Kant's practical philosophy; Herman Cohen; ethics; philosophy of law; Ph.D. thesis.
Мнение
Белов В.Н. Кант: трансцендентальное обоснование принципов права
(по следам одной диссертации)
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 2 Post scriptum / Translations, Reviews, Opinions
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 12, Ausgb. 2 Post scriptum / Übersetzungen, Rezensionen, Meinungen
Мнение
Белов В.Н. Кант: трансцендентальное обоснование принципов права (по следам одной диссертации)
References:
1. Aronson D.O. Immanuel Kant: Transcendental Justification of Principles of Law. Ph.D. diss. Moscow, 2015. (In Russian).
2. Asmus B. "Kant's Ethics." Kant's Writings. Moscow: Mysl Publisher, 1965, volume 4, part 1, pp. 5—65. (In Russian).
3. Kalinnikov L.A. "The Need for Réévaluation of Neo-Kantianism in the Light of Modern Interpretation of Kant."
German and Russian Neo-Kantianism: Between Theory of Knowledge and Criticism of Culture. Eds. I.N. Griftsova and N.A. Dmitrieva. Moscow: ROSSPEN Publisher, 2010, pp. 56 — 66. (In Russian).
4. Kant I. "Critique of Practical Reason." Works. Eds. N. Motroshilova, E. Solovyov, A. Sudakov, U. Vogel and
B. Tuschling. Moscow: Moscow Philosophical Foundation Publisher, 1997, volume 3. (In Russian).
5. Cohen H. Kant's Theory of Experience. Moscow: Akademichesky proekt Publisher, 2012. (In Russian).
6. Natorp P. "Kant and Marburger School." Selected Writings. Moscow: Territoriya budushcheo Publisher, 2006, pp.
119 — 145. (In Russian).
7. Poma A. he Critical Philosophy of Hermann Cohen. Moscow: Akademichesky proekt Publisher, 2012. (In Russian).
8. Rubinstein S.L. "About Herman Cohen's Philosophical System." Historic-Philosophical Annuel'92. Moscow: Nauka
Publisher, 1994, pp. 230 — 259. (In Russian).
9. Savalsky V.A. Fundamentals of Philosophy of Right in Scientific Idealism. Marburger School of Philosophy. Cohen, Natorp,
Stammler et al. Moscow, 1909, volume 1. (Transaction of Moscow Imperial University, Juridical Faculty, issue 33). (In Russian).
10. Solovyov E.Yu. Immanuel Kant: Complementarity of Morality and Law. Moscow: Nauka Publisher, 1992. (In Russian).
11. Trubetskoi E. "Panmethodism in Ethics (Towards Characteristic of Cohen's Doctrine)." Problems of Philosophy and
Psychology 97 (1909): 121 — 165. (In Russian).
12. Shteyinberg A.Z. "Hermann Cohen as the Teacher (1842 — 1918)." Philosophical Works. St. Petersburg: Mir Publisher,
2011, pp. 284 — 309. (In Russian).
13. Cassirer E. "Hermann Cohen und die Erneuerung der Kantischen Philosophie." Kant-Studien. Berlin, 1912, Bd. 17,
S. 252 — 273.
14. Cohen H. Ethik des reinen Willens. Berlin: Bruno Cassirer, 1907.
15. Cohen H. Kants Begründung der Ethik. Hildesheim: Georg Olms Verlag, 2001.
16. Cohen H. Religion der Vernunft aus den Quellen des Judentums. Köln: J. Melzer, 1959.
Cite MLA 7:
Belov, V. N. "Immanuel Kant: Transcendental Substantiation of Principles of Law (In the Footsteps of One Ph.D. Thesis)." Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time 12.2 (2016). Web. <2227-9490e-aprovr_e-astl2-2.2016.81>. (In Russian).
МНЕНИЕ
Белов В.Н. Кант: трансцендентальное обоснование принципов права
(по следам одной диссертации)