КАНОН ВЕЛИКОГО спокойствия
ЧАСТЬ ПОД ЗНАКОМ ЦЗЯ (неразделенные свитки 1-17) *
<...>
Глупый поглощает аромат цветения, прошедший толщу боится глубины.
<...>
Небо позволяет мудрецу спрашивать, чтобы открыть потомкам.
Тот, кто постигает это, сейчас же узнает правильное; уходя от лжи, достигает истины.
Я желал бы не говорить.
Боюсь, что Небо рассердится, взволнуется, расстроится неустойчивое равновесие
Занимаясь спокойным сидением, тот, кто следует по пути мудреца, действует с пониманием и не имеет сомнений.
Прежние Небо и Земля, как и нынешние Небо и Земля, имеют начало и имеют конец, в этом они одинаковы.
Изначальное добро впоследствии — зло, в промежутке — расцвет и упадок, на один успех — одна неудача.
<...>
Небо и Земля разрушаются, люди терпят убытки; лишь тот, кто приумножает доброе, устраняет это, ибо главным считает взращивание народа. Взращивание народа — премудрость, но даже и ее недостаточно.
Без уподобления целое едино, требуются наставники и государи.
Государь свят, наставник мудр.
Учиться, изменяться, не умирать.
Накопление и закалка достигают святости — это и называется взращиванием народа.
Взращивание народа подразделяется на воспитание добродетели и продление жизни.
* Пер. фрагментов А. Ю. Ионова.
<...>
Из святости в святость — в этом одном его путь.
Высшее — подняться в тронный зал Высочайшего Чистого, среднее — плыть к дворцу Великого Предела, низшее — править Небом десяти Сторон, простирать ладонь над множеством простолюдинов, проверять и осматривать все небесные моря и реки, земные истоки гор и лесов, относиться без превосходства.
<...>
Сохраняя молчание, устанавливает образцы, по которым проводится в жизнь взращивание народа.
Не может человек со способностями не управлять людьми.
В нынешние [времена] Небо и Земля открыли зазор.
Простонародные нравы все дальше.
Спокойствие дыхания ци предков скрыто.
Вредоносные [деяния] становятся образцом для подражания.
После Высочайшего Предка проходит от 3 до 5 [лет], наступают войны, эпидемии, наводнения и пожары.
Процветает взаимное соперничество, все следуют ста миллионам предзнаменований.
Сердце лживо, а форма фальшива.
Изнашиваются и портятся пять добродетелей, идет борьба за признание шестого чувства.
Злые [люди] от произвола бравируют жестокостью, пытаются еще больше отнять друг у друга, уважают подлость и взращивают немногое.
Дорогое и дешевое хаотично уходит.
Посылают по два подарка и нарушают порядок церемоний.
Семь светил нарушают каноны, три сокровища изменяются чудесным образом, разврат и обман происходят непрерывно.
Духи и бесы совместно наносят порчу, люди пренебрегают трауром. Одержимые и несчастные дают советы, не понимают и не делают выводов. Десять тысяч ядов произвольно действуют, невозможно все это перечислить.
Существует четыре Великих Зла: войны, болезни, наводнения и пожары.
<...>
Прежде, чем поднимутся на возвышенность, не отвечают на донесения, а после рекогносцировки их содержание уже никуда не годится.
Простые приказы забываются.
Создавай лагеря для обороны и укрытия.
<...>
Бедствия бывают тяжелые и легкие, преступное богатство — в большой бухгалтерии.
Урожайные земли уже сосчитаны, развиваются неодинаково.
В центре — человек средних способностей, полагаясь на время, сам достигает. Срединное высокое и низкое может подниматься и опускаться, высокое и низкое продвигается вперед и идет вспять, подъем и снижение являются неопределенными.
Для зла правило — побуждение, для добра правило — отсрочка.
Едва ли возможно предприимчивому [человеку] дойти [до понимания] , невозможно постичь Путь.
<...>
Войны, болезни, а также пожары считаются бедствиями.
Без больших наводнений паводки неожиданны, урожайных земель немного больше.
<...>
Добрыми людьми считаются взращивающие народ, злым народом считаются изгои.
Без определения часа сонм чудовищ потворствует сексуальным желаниям, эпидемии, отравления неожиданно возрастают, войны и пожары накручиваются внизу, половодье начинается в неустановленных местах, злые из-за этого тонут.
В течение 15 лет, а в дальнейшем до 30 лет, годы бедствий драматичны, добродетельные и святые скрываются.
Одухотворенные люди Великого Пути отправляются к старшинам истинных бессмертных, издают каноны и способствуют переменам, поступаются своими интересами и дают советы, увещевают вверху и работают внизу.
Кто с ними, считаются сеятелями, не с ними — тонут, утопающие становятся злодеями, все злые искореняются в первую очередь.
Взращивание народа — высшее благо, десяток делит один-един-ственный.
<...>
Скрупулезно изучая, может достичь бессмертия, не может глубоко изучить Канон Великого Спокойствия, не может быстро осуществить дело Великого Спокойствия.
<...>
Способный управлять жизненностью направляет силы на зеленые записи, тот, кто не может управлять записями, заучивает черные тексты. Чернокнижник умирает, живописец рождается.
Имена новорожденных и умерших учтены в зале Небесного Света.
Небесный Путь не близок, доброму человеку — друг.
Добрыми являются люди, которые исправляют движение к Великому Спокойствию и достигают его.
<...>
Тот, кто избирает доброжелательное [отношение], считается семенем народа. Тот, кто способен к обучению, считается бессмертным чиновником.
Создает знание и устанавливает образцы, награждает добром за общественное зло, дамбой укрощает корень преступлений, надзирает за людьми в производстве богатства.
Не ленится, и дело идет.
Достигает духовной истины, дает императору соответствие добродетели.
Тот, кто нерадив, отступает, погружается во зло.
Дурные манеры — из досужих книг; тот, кто наполнен ими, впоследствии становится назойливым дураком.
Настоящий мыслитель — возвышенный воин.
Мудрый [человек] проницателен, понятно без сомнений.
Усердно прибавляет — дело идет.
Занимаясь сохранением императорских законов, напоминает со-ветников-министров великих государей-небожителей.
Никто не смеет предать его забвению.
Святой Государь ясно советует, чудесный чиновник помогает людям.
Сам достигаешь бессмертия, вечным считаешься в народе.
<...>
Советники старые и молодые.
Уважающий подобен отцу, поддерживающий достигает способностей, обобщает приказы для назиданий.
Обязанности различаются, слева — советники, справа — помощники.
Сначала — неразрешенные дела, потом — признание.
Преемник произносит слово и продвигает дело, вступает в наследование, утверждает и распространяет, поэтому является канцлером.
Первый советник с пристрастием относится к размышлениям без необходимости, просвещает, как достичь понимания, поэтому является толкователем.
Помощники с необходимостью колеблются в нерешительности, поэтому являются блюстителями.
Поддерживая государя, следуют наставнику, по очереди вступают на Путь, поэтому являются смотрителями.
После 4-5 гаданий все известное может прийти в упадок, одобряй возвышенность правильных трансформаций.
Собирая указания, советуй наставникам.
В периоды праздной жизни, прежде всего — имей сомнение; вопрошая — истолковывай.
После того, как опасения уходят, продолжай задавать вопросы.
<...>
Надежде предшествует истолкование, достаточно высказывать то, что интересно для обсуждения.
<...>
Тайно учишь — возникают мудрецы с сердцем.
Над всеми подвластными народами — министры.
Невозможно рассказать об этом.
Но, бережно храня его многое, сам исследуй его малое.
<...>
— Прекрасно!
Тот, кто мудрец, считается глупцом.
Тот, кто заблудился, не верит Пути.
Учение не незыблемо — выступление неуместно.
Низкое падение [чревато] горечью от [осознания] ничтожества, не потому ли старательно задаешь вопросы?
Сказанное сейчас — для мудреца.
Муж пришел к безначальному центру, накапливал очень долго.
На одно добро — одно зло.
Невозможно все объяснить, изреченное бесполезно.
<...>
Господин Пути Великого Спокойствия ладит со своим левым и правым. Живет внутри золотого цветения, в хижине нефрита спокойствия, в тронном зале пещерной истины, на яшмовой подставке Великой Пустоты.
Принимает множество женщин, [обладает] проницательностью 50 ООО человек.
Ядовитый дракон и молниеносный тигр, небесные погони и силки, ловушки и яды создают поведение, готовят ворота и захватывают заставу.
От тысячи преследований [твоих] гигантских накоплений защищайся в цитадели.
[Подобен] летящему дракону мчащийся воробей.
Невиданная птица Пэн чудеснее [других] птиц.
[Способность] вонзать отважно когти не годится к обширному двору.
Небо являет мощь блеска славы, потоки сверкают восемью журчаниями, ветер вздымает сокровенное знамя, последний боевой танец превосходит [все остальные].
Нефритовая роща возбуждает звуки, обилие ветвей само по себе [звучит] свирелью.
Многие узнают чудесную песню, крик феникса скрывает расцвет.
<...>
Предел самости — вера в Путь, добро становится всем, проявленное удостаиваешь отказом.
Не веришь [ничему], [ничему] не следуешь.
Не знаешь, не видишь.
Сам являешься чем-то тусклым.
Вечность и Путь использовать, мазать сажей зло [есть] яд.
Хлопотно постишься, влача жалкое существование.
<...>
Воин, имеющий волю, заранее просчитывает, не принимает сиюминутные суждения.
<...>