КАНАЛЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, ИХ УРОВНИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Т.А. Азимов, студент Л.Ю. Безнощук, студент
Дальневосточный федеральный университет (Россия, г. Владивосток)
Аннотация: Важной задачей руководителей любого хозяйствующего субъекта, является задача правильного подбора канала распределения для сбыта продукции. Посредством каналов распределения осуществляется доведение готовой продукции от производителя непосредственно до конечного потребителя. В современном мире чаще всего встречаются три вида уровней каналов распределения: одноуровневый, двухуровневый и трехуровневые каналы распределения. От количества посредников напрямую зависит образование цены на продукт. Поэтому, для удовлетворения потребностей производителя и покупателя, необходимо выбирать наиболее рациональные каналы распределения, с наименьшими издержками, подходящими для каждого хозяйствующего субъекта.
Ключевые слова: хозяйствующий субъект, посредники, продукт, каналы распределения, конечный потребитель.
К числу сложнейших вопросов, стоящих перед руководителями хозяйствующего субъекта, относится задача, связанная с выбором каналов распределения. Путем использования того или иного канала осуществляется сбыт, т.е. доведение готовой продукции до потребителя, который является завершающим этапом в деятельности хозяйствующего субъекта. А не налаженная должным образом сбытовая система может привести к таким последствиям, как убытки предприятия, потеря постоянных и потенциальных клиентов. От того, на каких дилеров пал выбор организации - крупных или средних, зависит ценовая политика. Помимо этого, выбор тех или иных каналов распределения подразумевает создание долгосрочных обязательств других предприятий. И, если вдруг произойдут какие-либо изменения во внешней среде фирмы, она не сможет оперативно заменить один распределительный канал на другой. В связи с этим, руководители должны выбирать распределительные каналы не только на текущий период, но и рассматривать их в долгосрочной перспективе.
Большинство предприятий, которые занимаются производством товаров, осуществляют их доведение до рынка при помощи посредников. И любая фирма, производящая товары, нацелена на создание собственного распределительного канала.
Распределительный канал представляет собой систему, включающую юридические и физические лица, которые оказывают помощь в передаче кому-либо права собственности на определенный вид продукции, на период их движения из точки их происхождения до точки потребления, либо берут его на себя.
Как правило, долговременные разрывы в периодах и пунктах доставки, а также правах на продукцию являются теми факторами, которые разделяют продукцию и лиц, которые желают их использовать. Распределительные каналы оказывают помощь в снижении влияния перечисленных факторов, либо их полного устранения.
Все элементы, которые входят в состав каналов распределения, являются весьма значимыми, так как они осуществляют ряд важных операций. Одной из них является осуществление деятельности в области исследований, то есть производится сбор данных, используемых в процессе планирования. Также они стимулируют сбыт, распространяя информацию о продукции путем проведения различных рекламных мероприятий. Наряду с этим, они налаживают и поддерживают связи с покупателями, а также адаптируют продукцию в соответствии с их требованиями. А все риски и ответственность за нормальную «работу» канала берут на себя. Еще одной немаловажной функцией является образование
товародвижения, которая включает в себя складирование продукции и ее транспортировку.
Появление маркетинговых каналов связано с тем, что их применение является целесообразным с экономической точки зрения как для производителя, так и для потребителя. Увеличение количества организаций и физических лиц, которые тем или иным образом причастны к распределению продукции, то есть посредников, как раз и отвечают интересам двух приведенных выше сторон. Используя свои связи, практический опыт, специализацию именно на этом конкретном виде деятельности и ее масштабе, посредники могут предложить фирме-производителю гораздо больший спектр возможностей сбыта, чем она могла добиться бы самостоятельно.
Существует несколько основных параметров, характеризующих каналы распределения. Это и длина каналов, и ширина, а также их пропускная способность. Но все же основной его характеристикой является количество входящих в него уровней, то есть посредников, осуществляющих те или иные операции, связанные с доставкой, либо приближением продукции потребителю. Фирмы-производители и потребители продукции, выполняя определенные функции, также являются частью распределительного канала. Количество уровней, являющихся независимыми друг от друга, и определяют длину и ширину распределительного канала.
Простейшим распределительным каналом является канал нулевого уровня. Также его называют каналом прямого маркетинга, так как здесь отсутствуют посредники и товар от фирмы-производителя сразу поступает его конечному потребителю. Данный вид зачастую используется, когда предприятие имеет сравнительно небольшую долю рынка.
В том случае, если фирма-производитель выпускает довольно большой товарный ассортимент и осуществляет сбытовую деятельность на достаточно большом количестве рынков экономически целесообразно применение распределительных каналов более сложных по со-
ставу и более эффективных применительно к данной ситуации.
Канал первого уровня или одноуровневый - это такой распределительный канал, в состав которого входит только один посредник. Иными словами, между производителем и потребителем находится розничный торговец. В двухуровневом распределительном канале добавляется еще одно звено - оптовый торговец. Структура трехуровневого канала состоит уже из трех посредников, то есть сначала идет оптовый торговец, затем - мелкооптовый торговец, а потом - розничный.
Также существуют каналы с большим числом уровней-посредников, но встречаются они достаточно редко. Да, при использовании нескольких посредников эффективно выполняются специализированные функции, производятся низкие затраты на реализацию, отсутствует необходимости исследования и прогнозирования рынка и решения вопросов логистики. Но со стороны фирмы-производителя, чем длиннее канал, тем тяжелее управлять его функционированием. Также к недостаткам многоуровневых каналов относятся большая отдаленность от конечного потребителя, что приводит к недостаточному количеству информации, доводящейся до сведения производителя. Возникает необходимость установления более тесных связей с посредниками.
Устаревание распределительных каналов — вполне нормальное явление. Ведь время не стоит на месте. Все вокруг развивается, постоянно меняется, в таких условиях существует необходимость отслеживать все эти события и явления. В том случае, если применение тех или иных распределительных каналов начинает терять свою актуальность, нужно их изменять. Толчком в развитии каналов распределения стало появление горизонтальных, вертикальных, а также многоканальных маркетинговых систем, которые пришли на смену традиционным.
В прошлом, работая только на одном рынке, компания применяла только один канал распределения. В настоящее время рынок включает несколько сегментов, поэтому все больше компаний внедряют сис-
темы многоканального маркетинга, то есть используют два и более каналов распределения. В случае горизонтальной маркетинговой системы две или более независимых компаний объединяют свои ресурсы для осуществления таких рыночных возможностей, которые по отдельности каждая их них выполнить не в силе. Вертикальная маркетинговая система состоит из фирмы-производителя и торговцев, которые осуществляют свою деятельность в целостной системе. Один из членов канала, как правило, устанавливает деятельность других и контролирует ее.
В настоящее время как с одного конца канала распределения, так с другого, заметно стремление к уменьшению количества посредников. Крупные розничные торговцы вкладывают большие средства для того, чтобы построить собственные распределительные центры. Иными словами, здесь довольно незначительную роль играет оптовые посредники, так как производители могут производить поставки непосредственно в сеть. Это приводит к тому, что снижаются торговые наценки, а фирмы-производители в большей степени могут контролировать цены.
Улучшение транспортной системы является еще одной тенденцией развития каналов распределения. В последствии это
а также сроков реализации товаров, уменьшению количества работников, увеличению дохода производителя и качества информации о товародвижении. Поставки день-в-день или на следующее утро превращаются в норму для снабженцев.
Также новой тенденцией стали изменения ритмов жизни людей. В современном мире экономия времени становится такой же важной, как и экономия денежных средств. В связи с этим, супер- и гипер-маркеты становятся более популярными, ведь в целях экономии времени современному потребителю предпочтительнее делать закупки в одном торговом пространстве.
Еще одной и очень важной тенденцией является увеличение ширины распределительных каналов при одновременном уменьшении их глубины. Процесс снижения глубины осуществляется путем сокращения промежуточных элементов, а расширение каналов дает возможность приумножения сбыта от использования новых каналов.
Для того, чтобы организация могла функционировать и достигать поставленных целей, ей также необходимо постоянно быть в курсе данных тенденций, чтобы не ошибиться при выборе того или иного канала распределения.
приводит к сокращению сроков хранения,
Библиографический список
1. Силаева Л.П. Методические основы формирования и развития распределительной системы регионального рынка картофеля // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. №3. С. 90-101.
2. Омарова Н.Ю. Экономическая диагностика предпринимательских структур на потребительском рынке // Успехи современного естествознания. 2007. № 11. С. 85-88.
3. Севодин М.А., Семенова О.И. Об оптимальном распределении благ при ценовых ограничениях в экономиках растущего типа // Альманах современной науки и образования. 2012. №5. С. 120-124.
4. Басанова К.Л. Современные проблемы распределения потоков иностранных инвестиций в экономику России // В сборнике: Молодежь и научно-технический прогресс Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. 2014. С. 67-71.
5. Филь Е.А. Распределение доходов в рыночной экономике // В сборнике: Современные технологии управления и инновационная экономика туристско-рекреационных территорий материалы IV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 226229.
CHANNELS OF DISTRIBUTION, THEIR LEVELS AND TRENDS OF DEVELOPMENT
T.A. Azimov, student L.Yu. Bezshchishk, student Far Eastern federal university (Russia, Vladivostok)
Abstract. An important task of managers of any economic entity is the correct selection of the distribution channel for the sale ofproducts. Through distribution channels, the finished product is brought from the manufacturer directly to the end user. In the modern world, there are three types of distribution channel levels: single-level, two-level and three-level distribution channels. The formation of the product price depends on the number of intermediaries. Therefore, in order to meet the needs of the producer and the buyer, it is necessary to choose the most rational distribution channels, with the lowest costs, suitable for each business entity.
Keywords: economic entity, intermediaries, product, distribution channels, end user.