https://doi.org/10.29013/EJA-20-3-56-61
Zhang Yu,
post-graduate student of the Department of Theory and Music Historyy Kharkiv State Academy of Culture, Kharkiv E-mail: 532444714@qq.com
IN TSYN "CHANNEL" - GREAT CHINESE OPERA: GENRE FEATURES
Abstract. The actual task of the development of the national opera art of China at the beginning of the 21st century was the creation of great Chinese opera based on a historical and legendary plot with the aim of comprehensive artistic coverage of the diverse folk life as a spiritual macrocosm. "The Channel. Ballad of the River". In Tsyn (2012) is the first classical example of great Chinese opera which has been officially recognized by the musical and theater critics of China. The interaction of the plot lines, the coverage of different aspects of life, the synthesis of European and national musical and theatrical traditions have led to the transformation of In Tsyn's opera into a kind of encyclopedia of folk life.
Keywords: great Chinese opera, historical and legendary plot, synthesis of types of opera drama, external and internal dramas, opera ballad, song performance, musical stage encyclopedia of folk life.
Чжан Юй,
аспирантка кафедры теории и истори музыки Харьковской государственной академии культуры, г. Харьков
E-mail: 532444714@qq.com
«КАНАЛ. БАЛЛАДА РЕКИ» ИНЬ ЦИНЬ - БОЛЬШАЯ КИТАЙСКАЯ ОПЕРА: ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Аннотация. Актуальной задачей развития национального оперного искусства Поднебесной в начале XXI столетия явилось создание большой китайской оперы на историко-легендарный сюжет с целью всестороннего художественного освещения многообразной народной жизни как духовного макрокосма. «Канал. Баллада реки» Инь Цинь (2012) - первый официально признанный музыкально-театральной критикой Поднебесной классический образец большой китайской оперы. Взаимодействие сюжетных линий, охват разных сторон бытия, синтез европейских и национальных музыкально-театральных традиций обусловили превращение оперы Инь Цинь в своеобразную энциклопедию народной жизни.
Ключевые слова: большая китайская опера, историко-легендарный сюжет, синтез типов оперной драматургии, внешняя и внутренняя драмы, опера-баллада, песенный спектакль, музыкально-сценическая энциклопедия народной жизни.
Актуальной задачей развития оперного искусства Поднебесной начала XXI столетия, обретшей государственный масштаб, явилось создание большой национальной китайской оперы, которая, полно осветив различные стороны народной жизни, обеспечила бы выход музыкально-театрального искусства страны на мировой уровень. Первая большая китайская опера должна была основываться на известном историко-легендарном сюжете, в музыкально-сценической интерпретации которого лирическая драма взаимодействовала бы с драмой народной, став отражением многомерной, противоречивой жизни страны. Многообразие и поликомпонентность, свойственные жанру большой оперы, должны были способствовать музыкально-сценическому воссозданию национального духовного макрокосма, целостность которого обусловлена противоречивым единством слагаемых.
В качестве сюжета для первой в истории китайского музыкального театра национальной большой оперы либреттистами Хуан Вейруо и Донг Ни была избрана старинная китайская легенда, место действия которой - Большой канал Пекин - Ханьчжоу, время действия - период Ваньли династии Мин. Лирическое действие оперы, проистекающее на фоне прекрасной природы - изменчивой и неизменной, как вечное течение воды, оттенено мнгомерно представленной жизнью народа Китая, зафиксированной в сценах религиозных обрядов и тяжкого труда.
Для осуществления задачи создания большой национальной оперы Поднебесной был избран известный композитор - «китайский Шуберт XXI столетия» - Инь Цинь, который стал создателем первого официально признанного музыкально-театральной критикой Поднебесной классического образца жанра. Несмотря на то, что «Канал. Баллада реки» (2012) - первая в наследии Инь Цинь опера, композитору, чей музыкальный стиль стал выражением вокального искусства Поднебесной начала XXI века, была
доверена миссия родоначальника столь важного для художественной жизни страны жанра. Автор более тысячи песен, прославивших его имя, Инь Цинь воплотил самую сущность нацональной ментальности, отраженной в вокальном стиле как основе китайского оперного искусства.
О том, что созданию первой большой национальной китайской оперы придано общегосударственное значение свидетельствует факт ее постановки в Большом национальном театре (Пекин), более двух лет готовившего ее премьеру, а также активное обсуждение спектакля музыкальной критикой. Сочетание новейших технологий, обеспечивших достижение поражающих воображение сценических эффектов, и традиций национального музыкально-театрального искусства обусловили достижение искомого авторами оперы взаимодйствия зрелищного и рационально-чувственного начал в постановке первой большой китайской оперы.
Создание большой национальной китайской оперы сопровождалось разработкой теоретических положений, главным среди которых следует считать провозглашение отказа от европейских традиций. Выдвижение критерия независимости китайской оперы от европейских традиций свидетельствует о смене жанрово-стилевых парадигм в оперной политике Срединной страны в начале XXI столетия. Если в ХХ веке опора на оперу европейской традиции составляла важнейшую тенденцию в развитии китайского музыкального театра, то ныне разработка оригинальной концепции жанра обрела приоритетное значение.
Однако, как показывает анализ оперы с позиций ее жанрового оформления, абсолютный «разрыв» с еропейским опытом создания «grand opera» в ее китайской версии оказался невоз-можнвым. Европейские традиции «большой оперы» играют в «Канале» Инь Цинь значительную роль, проявляясь как в целом, так и в деталях. Западного влияния здесь невозможно избежать, прежде всего, потому, что самый жанр «большой
оперы» имеет европейское происхождение и европейский путь развития, предопределивший его специфику и тип содержания. Жанр «большой оперы» (возник в 1820-1840-х гг. в творчестве Д. Обера и Дж. Мейербера) характеризуется декоративностью, взаимодействием исторического сюжета и романтической мелодрамы, развитие которой сопровождают народное движение, социальные столкновения. Само либретто оперы «Канал. Баллада реки», основанное на сочетании различных сюжетных линий, соответствует основам европейской большой оперы.
Однако, если европейская «большая опера» основана на частых контрастных сменах местах и времени действия, то «Канал» Инь Цинь характеризует единство таковых. Все действие оперы происходит на плывущем по Большому каналу Пекин - Ханьчжоу корабле; лишь сопровождающий течение воды пейзаж претерпевает изменения в соответствии с природным ландшафтом и изменяющимся временем суток.
Уместно провести параллель между Фенеллой Д. Обера и Гуань Юй Инь Цинь. Главной героине оперы Д. Обера «Немая из Портичи» в некоторой степени соответствует слепая Гуань Юй, покинутая (как и ее французская предшественница) соблазнившим ее «женихом». Принимая Цинь Сяошена за покинувшего ее моряка Ли Сяо Гуа-ня, Гуань Юй спасает опальному ученому жизнь; «ошибка» Гуань Юй обусловливает возникновение «любовного треугольника», предопределяя трагическую развязку лирической драмы большой китайской опреы. Вместе с тем, образ Гуань Юй, скитающейся с младенцем на руках по водным дорогам Китая в поисках обманувшего ее моряка, выходит за пределы лирической драмы, обретая значение метафорой страданий обездоленного народа Поднебесной, погруженного во тьму угнетения и незнания. Формирование концепции оперы Инь Цинь, основанной на претворении идеи перехода «от мрака к свету», находит свое преломление и в развитии образа
слепой героини: из мира окружающей ее тьмы страданий она, благодаря самопожертвованию Шуй Хунлянь, вместе с прозревшим народом, вступает в лучезарный мир добра.
Если европейская большая опера характеризуется пяти-актной структурой, то ее китайский жанровый аналог включает в себя шесть «игр» -этапов раскрытия музыкально-театрального действа. Вместе с тем, очевидна роль европейского пятиактного прообраза в структукрной организации большой китайской оперы. Финалом в развитии любовной драмы является пятая «игра», завершающаяся развернутой моносценой самопожертвования Шуй Хунлянь (в переводе имя героини означает Красный Лотос), сгорающей в пламени любви. Что касается шестой «игры», то она представляет собой эпилог, завершение драмы Цинь Сяошена - борца с коррупцией, некогда процветающей в китайском обществе. Торжество Цинь Сяошена - носителя национальной идеи, осовбодителя народа от рабской зависимости - неотделимо от триумфального финала народной драмы. Монументальный славильный двухорный эпилог как структурный и содержательный элемент большой китайской оперы сопряжен с катарсисом, завершающим течение внешней и внутренней драм.
О преломлении жанровых свойств европейской «большой оперы» в «Канале» Инь Цинь свидетельствуют присущие ей черты постановочной оперы (многочисленные сценические эффекты, массовые хоровые и балетные сцены, декоративность в оформлении музыкального действия). Вместе с тем, обилие постановочных эффектов в «Балладе реки» следует рассматривать и как отражение национальных театральных традиций, характерных, в частности, для пекинской оперы, зарактерное свойство которой - яркая зрелищность. Созерцание сценического действия (режиссер Ляо Сянхун), прекрасно и пышно оформленного,- залог успеха постановки первой большой китайской оперы.
«Балладу реки» как большую китайскую оперу характеризует взаимодействие нескольких драм. Развитие любовной драмы, завязка которой имеет несколько авантюрно-травестийный, а развязка - жертвенный характер, сочетается с народной драмой, представленной сценами религиозно-ритуального и историко-героиче-ского содержания. Трагическое как категория, определяющая содержание большой китайской оперы, не исключает некоторого комизма ситуаций, возникающего на первых этапах развития лирической музыкальной драмы. Наложение нескольких сюжетных линий, протекание которых освящено единством места и времени действия оперы, обусловило взаимодействие реалистического и легендарного, лирико-созерцательного и гражданственного, народно-патриотического и сказочно-эпического начал, социально-бытовой и камерно-лирической драм. Кульминацию в развитии лирической драмы образует моносцена самопожертвования героини (5 «игра»), верующей в продолжение любви в потустороннем мире («вагнеровская» идея!); кульминация в развитии народной драмы сопряжена с грандиозным «вторым финалом» (6 «игра») - эпилогом большой оперы. Основанной на обилии смешанных, женских и мужских хоров ритуального, трудового, триумфального характера, а также многочисленных балетных сценах, народной драме контрастирует камерность монологически-диалогической природы любовной драмы. Подчеркнем, что хоровая драматургия большой китайской оперы характеризуется рядом свойств, среди которых - декоративность, ритуальность, контрастность, арочность, репризность, реф-ренность (хор «дев Канала», окаймляющий оперные сцены, способствует воспроизведению мифологической идеи «вечного возвращения» [3]). Xоровые сцены «дев Канала» (коллективного персонажа эпической драмы), обретшие значение интонационного и сценического лейтмотива, способствуют объединению сюжетных
линий оперы, из сочетания которых формируется музыкально-театральное целое. Величественная двухорная композиция - гимн света - венчает большую китайскую оперу. Развитая хоровая драматургия позволяет усмотреть в большой китайской опере черты ораториальности.
Многоуровневость оформления конфликта в «Балладе реки» наблюдается в сложных переплетениях внутренней и внешней драм. Героем, образ которого объединяет протекание обеих драм, как и многоуравневое проявление конфликта в опере Инь Цинь, является Цинь Сяошен -ученый, смелый борец с чиновничьей коррупцией. Взаимодействие внешней и внутренней драм находит свое отражение и в характерной двойственности оформления катарсического финала.
Синтез различных типов оперной драматургии в «Канале» Инь Цинь сопряжен с оперированием метафорами и символами, характерными для китайской культурной традиции: европейская традиция жанра «большой оперы» обрела своеобразную интерпретацию, обусловленную претворением национальной поэтики. Значение героев-символов обретают персонажи большой китайской оперы: Красный Лотос символизирует испепеляющую жертвенную любовь, Гуань Юй становится воплощением страданий обездоленного китайского народа, лишенного согревающего дущу и озаряющего разум света.
В «Канале» Инь Цинь очевидно взаимодействие тппов оперной драматургии, объединенных жанровой спецификой большой оперы. Романтическая камерная музыкальная драма взаимодействует с драмой народной, жанровые черты лирико-эпической оперы специфизируют-ся посредством жанрового определения опера-легенда. Однако названные жанровые типы не исчерпывают содержательный объем «Канала» Инь Цинь как большой китайской оперы.
Европейские истоки в первом образце жанра большой китайской оперы обрели специфи-зированную национальную трактовку как на
сюжетном, так и интонационно-драматургическом уровнях. Авторское жанровое имя оперы - «баллада реки», зафиксированное в ее названии, обусловлено значительностью хоров «дев канала», в которых раскрывается надвременной образ водной стихии, с которым связана художественная задача раскрытия легендарной, надвре-менной атмосферы оперы. Музыкально-поэтический образ «дев канала» предстает не только как коллективный персонаж, пребывающий «над действием» оперы, но также обладает функциями рассказчика и комментатора событий. Жанровая характеристика опера-баллада придает большой китайской опере национальное своеобразие.
Однако балладность не исчерпывает сущность жанровой специфики оперы Инь Цинь, обусловленной национальными музыкально-театральными традициями. Каждый из вокальных номеров оперы (как сольный, ансамблевый, так и хоровой; как миниатюрный, так и монументальный) имеет общее аторское определение - песня: песенный мелодизм - ключевая черта интонационной драматургии музыкальной драмы Инь Цинь. Данная особенность позволяет определить «Канал» не только как оперу-балладу, но и как песенную оперу. В этой связи следует подчеркнуть, что современная китайская опера гэцюй как «песенный спектакль», ставший «экпериментальной творческой лабораторией, в которой <...> соединились музыкально-театральные традиции Китая и Европы», согласно Сунь Лу, являет собой одну из характерных тенденций развития современной китайской народной оперы [2, С. 3]. Обнаружение в «Балладе реки» Инь Цинь характерных для национального искусства черт песенного спектакля способствует выявлению национальной спецификации жанрового типа большой оперы, созданной на основе китайской легенды.
Кроме того, в «Канале» Инь Цинь наблюдается минимализированное, значительно переосмысленное проявление некоторых из установленных Сунь Лу свойств китайской народной
оперы как «эпико-драматического жанра» [2, С. 12]. Среди них отметим следующие: наличие черт бытового сюжета из народной жизни (проявляется в трудовых сценах, служа фоном драмы любви, играющей ведущую роль); разговорное начало, хотя и трансформировавшееся из развернутых монологов и диалогов в отдельные слова-выкрики (которые порой отсутствуют в клавире оперы) персонажей, выполняющих функцию «распорядителей», регулирующих смену этапов развития театрального действа; «роль пластики - жеста и танца» [там же], играющих важную роль в большой китайской опере, созданной Инь Цинь. Ведущее значение в установлении параллелей «Канала» с китайской народной оперой имеет ее принадлежность к эпи-ко-драматическому жанру, предопределяющего содержание большой китайской оперы.
Широко понимаемое многообразие - свойство, присущее музыкально-театральной традиции Китая. Так, Лю Вэньфэн, отмечает, что свобода и разнообразие - «главные художественные достоинства эры эньчжуань, приближавшие его к народной жизни» [1, С. 13], подчеркивая, что «многообразие - ... важнейшая особенность китайской музыкальной драмы, отличающая ее от театрального искусства другой страны» [1, С. 16]. Поскольку, по Сунь Лу, «жанровый полифонизм» предстает как «характерное свойство современной китайской оперы» [2, С. 20], смешение европейского и национального оперных типов, наблюдаемое в большой китайской опере Инь Цинь, обретает значение черты национальной оперной драматургии.
Выводы. Синтез традиций европейской и китайской музыкальной драмы, взаимодействие сюжетных линий, художественное воссоздание целостности национального космоса, способствуют превращению большой китайской оперы Инь Цинь «Канал. Баллада реки» в своеобразную энциклопедию народной жизни. Энцикло-педичность - свойство музыкальной драмы Инь
Цинь - обусловило успех первого оперного тво- ла» Инь Цинь - «новой главы в оперной истории рения композитора, воплотившего ожидания со- Китая» [4] - важное значение опора на традиции временников. В содержании и структуре «Кана- европейской и национальной оперной культуры.
Список литературы:
1. Лю Вэньфэн. История китайской музыкальной драмы с древнейших времен до современности.-М.: 000 Международная издательская компания «Шанс», 2019.- 631 с.
2. Сунь Лу. Китайская народная опреа: к проблеме станровления и развития жанра. Автореф. дис. кандидата иск: 17.00.03. Ростовская гос. консерватория имени С. В. Рахманинова.- Ростов-на-Дону, 2016.- 29 с.
3. Элиаде М. Миф о вечном возвращении.- М.: Ладомир, 2000.- 414 с.
4. <<ШШ>>Й^ШШШЯ[.1].ЙШМЖ#т,2014.-(4).
5. Чжан Шувэй. Анализ эстетических характеристик «Канала Баллада» [J]. Журнал Qujing Normal University, 2014. 4 c.