Научная статья на тему 'Канадский федерализм в торговых отношениях: внутриканадские торговые блоки'

Канадский федерализм в торговых отношениях: внутриканадские торговые блоки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
514
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНАДА / ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ВТО / CANADA / TRADE / TRADE RELATIONS / WTO / NWPTA / TCA / PARE / APA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минкова К. В.

В статье рассматриваются Канадское соглашение о внутренней торговле и четыре межпровинциальных торговых соглашения NWPTA, TCA, PARE и APA. Основные принципы этих соглашений анализируются в сравнении с принципами и нормами ВТО в контексте их эффективности, результативности и воздействия на внутреннюю и внешнюю торговлю Канады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Canadian Federalism in Trade Relations: Intra-Canadian Trade Blocs

This article analyses the Canadian Agreement on Internal Trade as well as four inter-provincial trade agreements NWPTA, TCA, PARE and APA. Their basic principles are considered in comparison with those of WTO in terms of their effectiveness, efficiency and impact on Canadian internal and international trade.

Текст научной работы на тему «Канадский федерализм в торговых отношениях: внутриканадские торговые блоки»

Канадский ежегодник

Выпуск 18 - 2014

УДК 339.542.22 327.3

КАНАДСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ В ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ: ВНУТРИКАНАДСКИЕ ТОРГОВЫЕ БЛОКИ

© 2014 г. К.В. Минкова

ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет,

г. Санкт-Петербург. Российская Федерация

В статье рассматриваются Канадское соглашение о внутренней торговле и четыре межпровинциальных торговых соглашения -NWPTA, TCA, PARE и APA. Основные принципы этих соглашений анализируются в сравнении с принципами и нормами ВТО в контексте их эффективности, результативности и воздействия на внутреннюю и внешнюю торговлю Канады.

Ключевые слова: Канада, торговля, торговые соглашения, ВТО, NWPTA, TCA, PARE, APA

Abstract: This article analyses the Canadian Agreement on Internal Trade as well as four inter-provincial trade agreements - NWPTA, TCA, PARE and APA. Their basic principles are considered in comparison with those of WTO in terms of their effectiveness, efficiency and impact on Canadian internal and international trade.

Key words: Canada; trade, trade relations, WTO, NWPTA, TCA, PARE, APA

Идея свободной торговли между провинциями заложена в саму идею Канады как государства ad mare usque ad mare* 1. Между тем, на уровне провинций внутриканадская торговля сегодня сталкивается с куда более высокими торговыми барьерами, чем на международном уровне.

Внутреннюю торговлю Канады регулируют одно национальное соглашение о торговле и несколько межпровинциальных. Первое -Соглашение о внутренней торговле (AIT) - было принято в 1995 г. С тех пор в него регулярно вносятся поправки, последние из них

Минкова Кристина Владимировна - кандидат исторических наук, докторант, ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург. Российская Федерация

1 Ad mare usque ad mare (лат.) - от моря до моря.

103

Канадский федерализм в торговых отношениях

относятся к декабрю 2012 г. Межпровинциальные торговые соглашения включают Торговое соглашение о новом партнерстве между западными провинциями (NWPTA) 2010 г. между Альбертой, Британской Колумбией и Саскачеваном; Соглашение о торговле и сотрудничестве между Онтарио и Квебеком (TCA) и Партнерское соглашение о регулировании и экономике (PARE) между Нью-Брансуиком и Новой Шотландией - оба 2009 года; Соглашение о закупках между Атлантическими провинциями (APA) 2008 г.

Соглашение о внутренней торговле основывается на шести основных принципах, которые должны стимулировать провинциальные правительства к снижению торговых барьеров и не допускать возникновения новых. Это:

1. отсутствие дискриминации в отношении всех канадцев, товаров, услуг и инвестиций;

2. право въезда и выезда - запрещение мер, ограничивающих движение людей, товаров, услуг или инвестиций через границы провинций и территорий Канады;

3. отсутствие препятствий - недопущение такой политики провинциальных и территориальных правительств, которая создавала бы препятствия торговле;

4. законные цели - недопущение того, чтобы несвязанные с торговлей интересы, из-за которых указанные выше принципы могут выполняться не полностью, имели серьезное воздействие на межпровинциальную торговлю;

5. согласованность - создание основы для устранения торговых барьеров, вызванных различием стандартов и регламентов в разных провинциях Канады;

6. прозрачность - обеспечение компаниям, отдельным лицам и правительствам свободного доступа к интересующей их информации [6].

AIT охватывает одиннадцать сфер экономики Канады: государственные закупки; инвестиции; передвижение рабочей силы; меры и стандарты, касающиеся непосредственно потребителей; продукты питания и сельское хозяйство; торговлю алкогольными напитками; переработку природных ресурсов; энергетику, коммуникации, транспорт, охрану окружающей среды.

104

Канадский ежегодник

Выпуск 18 - 2014

Несмотря на то, что AIT оказало положительное влияние на увеличение объемов межпровинциальной торговли в Канаде благодаря некоторому снижению барьеров, что незамедлительно привело к некоторому снижению объемов канадской внешней торговли [2, 156], его принципы во многом остаются нереализованными. Так, на практике часто встречаются случаи дискриминации работников из других провинций - в частности, им сложнее получить работу, если на искомую позицию претендует коренной житель данной провинции [4, 4].

Принципы NWPTA практически не отличаются от тех, что заявлены в AIT. Это торговое пространство представляет собой самый крупный провинциальный торговый блок - его ВВП превышает 585 млрд. долларов [9]. Однако в свете того, что унификации подлежат стандарты и регулирования лишь трех, а не всех канадских провинций и территорий, соглашение пока работает более успешно, чем AIT.

TCA между Квебеком и Онтарио содержит все те же принципы отсутствия дискриминации, прозрачности и мобильности, которые прописаны в соглашении очень подробно. Впрочем, как и другие канадские торговые соглашения, TCA допускает наличие протекционистских лазеек. Кроме того, критики утверждают, что такое соглашение между Онтарио и Квебеком в принципе не имеет смысла, поскольку между этими провинциями и так не существует серьезных торговых барьеров, а существующие, скорее всего, невозможно будет ликвидировать с помощью TCA [8, 2].

Что касается PARE, то первоначально оно представляло собой достаточно амбициозный проект с планом действий на несколько лет [5]. После первого года его существования был выпущен ежегодный отчет, в котором утверждалось, что Нью-Брансуику и Новой Шотландии удалось достичь больших успехов на пути к созданию общего рынка. Однако после этого отчета никакой дальнейшей деятельности, как видно, не предпринималось, поскольку на веб-странице соглашения последние новости датируются августом 2010 года [7].

APA относится только к одной сфере торговых отношений - государственным закупкам, поэтому не имеет той функциональной важности - пусть и номинальной - каковой обладают остальные перечисленные выше соглашения.

105

Канадский федерализм в торговых отношениях

Между всеми рассмотренными соглашениями существует значительное сходство, однако есть и различия. В некоторых случаях более поздние региональные соглашения больше отвечают реалиям быстро меняющегося мира, чем общеканадское AIT. Это позволяет говорить о том, что внутриканадский торговый режим развивается и эволюционирует. Региональные соглашения дополняют и усиливают действие AIT и в ряде областей расширяют его спектр. Однако они не могут эффективно решить проблему «отставания» внутриканадского торгового рынка от тех международных правил и норм, в соответствии с которыми большинство стран мира, включая и Канаду, ведет свою международную торговлю. В первую очередь, это относится к проблеме мобильности рабочей силы (например, рабочему из одной провинции чрезвычайно сложно подтвердить свою квалификацию в другой провинции), хотя, безусловно, и в ряде других сфер внутриканадской торговли присутствует сильная дискриминация, противоречащая как принципам канадских торговых соглашений, так и принципам международного торгового права. С момента подписания AIT Канада заключила торговые соглашения более чем с 40 странами и торговыми блоками, среди которых Европейский союз и Южная Корея, и - в отличие от торговли между провинциями - ведет с этими государствами торговлю, основанную на значительно более либеральных установках [10, 2].

Некоторые аспекты, например, государственные закупки в канадских международных соглашениях решены лучше, чем во внутренних, и это сильно осложняет работу многим канадским компаниям. Складывается парадоксальная ситуация, в которой канадский бизнес стремится как можно скорее выйти на международный рынок, чтобы работать со своими партнерами по принципам международных торговых соглашений, в ущерб развитию внутриканадского рынка. Это не в последнюю очередь связано с тем, что на международном рынке уже давно были созданы единые правила игры, существенно облегчающие техническую сторону осуществления торговых отношений. В частности это относится и к различного рода стандартам, требованиям и правилам, регламентирующим торговлю. В Канаде же на данный момент в каждой провинции существуют свои стандарты, которые, в основном, и создают упомянутые выше торговые барьеры. Например, заказать доставку вина из одной провинции в другую достаточно непросто: согласно AIT некоторые провинции «оставили за собой» право изменить стоимость ввозимого алкогольного напит-

106

Канадский ежегодник

Выпуск 18 - 2014

ка, сохранять дифференцированную шкалу оплаты сервисных издержек и т.п. [8, 3].

Данная ситуация подрывает основы канадского федерализма не меньше, чем сепаратистские тенденции или экономическое неравенство: если промышленное лобби каждой провинции не заинтересовано в межпровинциальном сотрудничестве, оно будет поддерживать эволюцию канадского федерализма в направлении все большей децентрализации. То же самое относится и к региональным внутриканадским торговым блокам. И с точки зрения федерализма, и с точки зрения полезности для внешней торговли Канады они не имеют функционального значения, а иногда и несут потенциальную опасность.

Сегодняшняя Канада переживает уникальную ситуацию. С одной стороны, формально тарифных барьеров между провинциями не существует [1, 2], однако нетарифные ограничения настолько высоки и зачастую так сильно лоббируются провинциальным промышленным лобби, что они оказываются куда большим препятствием для развития торговли, чем тот усредненный преференциальный тариф, по которому Канада торгует промышленными товарами в рамках ВТО -5,4% [10, 2].

Эта ситуация нашла отражение и в отчете ВТО о торговой политике Канады (Trade Policy Review) за 2011 г. В частности, в нем говорится: «Внутренний рынок остается разобщенным, кроме прочего, из-за барьеров во внутренней торговле и сложности регулирования, несмотря на реализацию Соглашения о внутренней торговли между федеральным и провинциальными правительствами» [10, 1].

После того, как на выборах 2014 года квебекские федералисты серьезно укрепили свои позиции, надежды на ускорение либерали-зационных процессов внутри Канады существенно возросли. Так, например, министр промышленности Квебека Жак Дауст заявил о необходимости строительства более крепкого экономического союза [3]. Разумеется, пока у власти в Квебеке находилось националистское правительство Маруа, сама идея ведения таких переговоров была бы абсолютно безрезультатной. Впрочем, следует заметить, что подобная ситуация сложилась и в других канадских провинциях: противниками более крепкого торгового союза провинций были как бывший премьер-министр Новой Шотландии Даррелл Декстер, так и бывший премьер Британской Колумбии Эйдриан Дикс.

107

Канадский федерализм в торговых отношениях

Разумеется, с уверенностью говорить о близком заключении нового соглашения пока рано, хотя по результатам предварительного опроса, проведенного заместителем министра промышленности федерального правительства Джоном Набли, правительства всех канадских провинций осознают важность и необходимость внесения срочных изменений во внутриканадский торговый порядок.

Проблема заключается в том, что в каждой провинции есть свои «чувствительные» места - в основном это «священные» отрасли промышленности, которые обязуется защищать вновь избираемые правительства. Однако, по выражению ряда высокопоставленных чиновников, осознающих важность создания общеканадского рынка: «Это амбициозный проект, за который следует уцепиться» [3].

Необходимость заключения нового соглашения о внутренней торговле сегодня осознают как в провинциях, так и в федеральном центре. В мае 2014 году канадский министр промышленности Джеймс Мур заявил, что основным приоритетом его политической деятельности является «разработка и подписание нового общеканадского соглашения о внутренней торговле с целью снижения торговых барьеров, которые обходятся Оттаве в 50 млрд. долларов ежегодно» [3].

СПИСОК цитируемой литературы

1. Coulibali A. L. Does the Agreement on Internal Trade Do Enough to Liberalize Canada’s Domestic Trade in Agri-food Products? // Library of Parliament Background Paper. Ottawa, 2010, August 26 URL: http://www.parl.gc.ca/Content/LOP/ResearchPublications/2010-25-e.pdf (дата обращения: 27.07.2014)

2. Daumal M. Federalism, Separatism, and International Trade: the Canadian Case // Europe, Canada and the Comprehensive Economic and Trade Agreement / Ed. by K. Huebner. Taylor & Francis, 2011. - P. 151-161.

3. Ivison J. Harper government aims for deal to end provincial trade barriers, which cost Canadian economy $50B annually // National Post. -2014, May 29.

4. Кukucha C. Internal Trade Agreements in Canada: Best Practices Related to Negotiated Technical Language // A Paper Prepared for the Internal Trade Secretariat and the Public Policy Forum’s A Symposium on Internal Trade, Ottawa, Ontario, June 13th, 2013.

108

Канадский ежегодник

Выпуск 18 - 2014

5. New Brunswick - Nova Scotia Partnership Agreement on Regulation

and the Economy (PARE) URL: http://pare-eper.ca/pdf/NB-

NSagreement-e.pdf (дата обращения: 25.07.2014)

6. Overview of the Agreement on Internal Trade URL: http://www.ait-aci.ca/index_en/ait.htm (дата обращения: 25.07.2014)

7. PARE News Releases URL: http://pare-eper.ca/news.htm (дата обращения: 25.07.2014)

8. Shrybman S. An Assessment of the Trade and Cooperation Agreement between the Ontario and Quebec (September 11, 2009) URL:

http://www.cupe.on.ca/aux_bin.php?auxid=2405 (дата обращения:

25.07.2014)

9. The New West Partnership Trade Agreement URL: http://www.newwestpartnershiptrade.ca/the_agreement_benefits.asp (дата обращения: 28.07.2014)

10. WTO Trade Policy Review, Canada - 2011. Executive Summary.

Информация об авторе

Ф.И.О. Минкова Кристина Владимировна / Minkova Kristina Vladimirovna

Место работы: ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург. Российская Федерация / St Petersburg State University, St Petersburg. Russian Federation

Подразделение: факультет международных отношений кафедра американских исследований

Должность: докторант

Ученая степень: кандидат исторических наук

Электронная почта: [email protected]

Почтовый адрес: Россия, 196240, Санкт-Петербург, 5 Предпортовый проезд, 8-4-96

Название статьи: Канадский федерализм в торговых отношениях: внутриканадские торговые блоки / Canadian Federalism in Trade Relations: Intra-Canadian Trade Blocs

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.