Канадский ежегодник
Выпуск 18 - 2014
УДК 339.542.22 327.3
КАНАДСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ В ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ: ВНУТРИКАНАДСКИЕ ТОРГОВЫЕ БЛОКИ
© 2014 г. К.В. Минкова
ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет,
г. Санкт-Петербург. Российская Федерация
В статье рассматриваются Канадское соглашение о внутренней торговле и четыре межпровинциальных торговых соглашения -NWPTA, TCA, PARE и APA. Основные принципы этих соглашений анализируются в сравнении с принципами и нормами ВТО в контексте их эффективности, результативности и воздействия на внутреннюю и внешнюю торговлю Канады.
Ключевые слова: Канада, торговля, торговые соглашения, ВТО, NWPTA, TCA, PARE, APA
Abstract: This article analyses the Canadian Agreement on Internal Trade as well as four inter-provincial trade agreements - NWPTA, TCA, PARE and APA. Their basic principles are considered in comparison with those of WTO in terms of their effectiveness, efficiency and impact on Canadian internal and international trade.
Key words: Canada; trade, trade relations, WTO, NWPTA, TCA, PARE, APA
Идея свободной торговли между провинциями заложена в саму идею Канады как государства ad mare usque ad mare* 1. Между тем, на уровне провинций внутриканадская торговля сегодня сталкивается с куда более высокими торговыми барьерами, чем на международном уровне.
Внутреннюю торговлю Канады регулируют одно национальное соглашение о торговле и несколько межпровинциальных. Первое -Соглашение о внутренней торговле (AIT) - было принято в 1995 г. С тех пор в него регулярно вносятся поправки, последние из них
Минкова Кристина Владимировна - кандидат исторических наук, докторант, ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург. Российская Федерация
1 Ad mare usque ad mare (лат.) - от моря до моря.
103
Канадский федерализм в торговых отношениях
относятся к декабрю 2012 г. Межпровинциальные торговые соглашения включают Торговое соглашение о новом партнерстве между западными провинциями (NWPTA) 2010 г. между Альбертой, Британской Колумбией и Саскачеваном; Соглашение о торговле и сотрудничестве между Онтарио и Квебеком (TCA) и Партнерское соглашение о регулировании и экономике (PARE) между Нью-Брансуиком и Новой Шотландией - оба 2009 года; Соглашение о закупках между Атлантическими провинциями (APA) 2008 г.
Соглашение о внутренней торговле основывается на шести основных принципах, которые должны стимулировать провинциальные правительства к снижению торговых барьеров и не допускать возникновения новых. Это:
1. отсутствие дискриминации в отношении всех канадцев, товаров, услуг и инвестиций;
2. право въезда и выезда - запрещение мер, ограничивающих движение людей, товаров, услуг или инвестиций через границы провинций и территорий Канады;
3. отсутствие препятствий - недопущение такой политики провинциальных и территориальных правительств, которая создавала бы препятствия торговле;
4. законные цели - недопущение того, чтобы несвязанные с торговлей интересы, из-за которых указанные выше принципы могут выполняться не полностью, имели серьезное воздействие на межпровинциальную торговлю;
5. согласованность - создание основы для устранения торговых барьеров, вызванных различием стандартов и регламентов в разных провинциях Канады;
6. прозрачность - обеспечение компаниям, отдельным лицам и правительствам свободного доступа к интересующей их информации [6].
AIT охватывает одиннадцать сфер экономики Канады: государственные закупки; инвестиции; передвижение рабочей силы; меры и стандарты, касающиеся непосредственно потребителей; продукты питания и сельское хозяйство; торговлю алкогольными напитками; переработку природных ресурсов; энергетику, коммуникации, транспорт, охрану окружающей среды.
104
Канадский ежегодник
Выпуск 18 - 2014
Несмотря на то, что AIT оказало положительное влияние на увеличение объемов межпровинциальной торговли в Канаде благодаря некоторому снижению барьеров, что незамедлительно привело к некоторому снижению объемов канадской внешней торговли [2, 156], его принципы во многом остаются нереализованными. Так, на практике часто встречаются случаи дискриминации работников из других провинций - в частности, им сложнее получить работу, если на искомую позицию претендует коренной житель данной провинции [4, 4].
Принципы NWPTA практически не отличаются от тех, что заявлены в AIT. Это торговое пространство представляет собой самый крупный провинциальный торговый блок - его ВВП превышает 585 млрд. долларов [9]. Однако в свете того, что унификации подлежат стандарты и регулирования лишь трех, а не всех канадских провинций и территорий, соглашение пока работает более успешно, чем AIT.
TCA между Квебеком и Онтарио содержит все те же принципы отсутствия дискриминации, прозрачности и мобильности, которые прописаны в соглашении очень подробно. Впрочем, как и другие канадские торговые соглашения, TCA допускает наличие протекционистских лазеек. Кроме того, критики утверждают, что такое соглашение между Онтарио и Квебеком в принципе не имеет смысла, поскольку между этими провинциями и так не существует серьезных торговых барьеров, а существующие, скорее всего, невозможно будет ликвидировать с помощью TCA [8, 2].
Что касается PARE, то первоначально оно представляло собой достаточно амбициозный проект с планом действий на несколько лет [5]. После первого года его существования был выпущен ежегодный отчет, в котором утверждалось, что Нью-Брансуику и Новой Шотландии удалось достичь больших успехов на пути к созданию общего рынка. Однако после этого отчета никакой дальнейшей деятельности, как видно, не предпринималось, поскольку на веб-странице соглашения последние новости датируются августом 2010 года [7].
APA относится только к одной сфере торговых отношений - государственным закупкам, поэтому не имеет той функциональной важности - пусть и номинальной - каковой обладают остальные перечисленные выше соглашения.
105
Канадский федерализм в торговых отношениях
Между всеми рассмотренными соглашениями существует значительное сходство, однако есть и различия. В некоторых случаях более поздние региональные соглашения больше отвечают реалиям быстро меняющегося мира, чем общеканадское AIT. Это позволяет говорить о том, что внутриканадский торговый режим развивается и эволюционирует. Региональные соглашения дополняют и усиливают действие AIT и в ряде областей расширяют его спектр. Однако они не могут эффективно решить проблему «отставания» внутриканадского торгового рынка от тех международных правил и норм, в соответствии с которыми большинство стран мира, включая и Канаду, ведет свою международную торговлю. В первую очередь, это относится к проблеме мобильности рабочей силы (например, рабочему из одной провинции чрезвычайно сложно подтвердить свою квалификацию в другой провинции), хотя, безусловно, и в ряде других сфер внутриканадской торговли присутствует сильная дискриминация, противоречащая как принципам канадских торговых соглашений, так и принципам международного торгового права. С момента подписания AIT Канада заключила торговые соглашения более чем с 40 странами и торговыми блоками, среди которых Европейский союз и Южная Корея, и - в отличие от торговли между провинциями - ведет с этими государствами торговлю, основанную на значительно более либеральных установках [10, 2].
Некоторые аспекты, например, государственные закупки в канадских международных соглашениях решены лучше, чем во внутренних, и это сильно осложняет работу многим канадским компаниям. Складывается парадоксальная ситуация, в которой канадский бизнес стремится как можно скорее выйти на международный рынок, чтобы работать со своими партнерами по принципам международных торговых соглашений, в ущерб развитию внутриканадского рынка. Это не в последнюю очередь связано с тем, что на международном рынке уже давно были созданы единые правила игры, существенно облегчающие техническую сторону осуществления торговых отношений. В частности это относится и к различного рода стандартам, требованиям и правилам, регламентирующим торговлю. В Канаде же на данный момент в каждой провинции существуют свои стандарты, которые, в основном, и создают упомянутые выше торговые барьеры. Например, заказать доставку вина из одной провинции в другую достаточно непросто: согласно AIT некоторые провинции «оставили за собой» право изменить стоимость ввозимого алкогольного напит-
106
Канадский ежегодник
Выпуск 18 - 2014
ка, сохранять дифференцированную шкалу оплаты сервисных издержек и т.п. [8, 3].
Данная ситуация подрывает основы канадского федерализма не меньше, чем сепаратистские тенденции или экономическое неравенство: если промышленное лобби каждой провинции не заинтересовано в межпровинциальном сотрудничестве, оно будет поддерживать эволюцию канадского федерализма в направлении все большей децентрализации. То же самое относится и к региональным внутриканадским торговым блокам. И с точки зрения федерализма, и с точки зрения полезности для внешней торговли Канады они не имеют функционального значения, а иногда и несут потенциальную опасность.
Сегодняшняя Канада переживает уникальную ситуацию. С одной стороны, формально тарифных барьеров между провинциями не существует [1, 2], однако нетарифные ограничения настолько высоки и зачастую так сильно лоббируются провинциальным промышленным лобби, что они оказываются куда большим препятствием для развития торговли, чем тот усредненный преференциальный тариф, по которому Канада торгует промышленными товарами в рамках ВТО -5,4% [10, 2].
Эта ситуация нашла отражение и в отчете ВТО о торговой политике Канады (Trade Policy Review) за 2011 г. В частности, в нем говорится: «Внутренний рынок остается разобщенным, кроме прочего, из-за барьеров во внутренней торговле и сложности регулирования, несмотря на реализацию Соглашения о внутренней торговли между федеральным и провинциальными правительствами» [10, 1].
После того, как на выборах 2014 года квебекские федералисты серьезно укрепили свои позиции, надежды на ускорение либерали-зационных процессов внутри Канады существенно возросли. Так, например, министр промышленности Квебека Жак Дауст заявил о необходимости строительства более крепкого экономического союза [3]. Разумеется, пока у власти в Квебеке находилось националистское правительство Маруа, сама идея ведения таких переговоров была бы абсолютно безрезультатной. Впрочем, следует заметить, что подобная ситуация сложилась и в других канадских провинциях: противниками более крепкого торгового союза провинций были как бывший премьер-министр Новой Шотландии Даррелл Декстер, так и бывший премьер Британской Колумбии Эйдриан Дикс.
107
Канадский федерализм в торговых отношениях
Разумеется, с уверенностью говорить о близком заключении нового соглашения пока рано, хотя по результатам предварительного опроса, проведенного заместителем министра промышленности федерального правительства Джоном Набли, правительства всех канадских провинций осознают важность и необходимость внесения срочных изменений во внутриканадский торговый порядок.
Проблема заключается в том, что в каждой провинции есть свои «чувствительные» места - в основном это «священные» отрасли промышленности, которые обязуется защищать вновь избираемые правительства. Однако, по выражению ряда высокопоставленных чиновников, осознающих важность создания общеканадского рынка: «Это амбициозный проект, за который следует уцепиться» [3].
Необходимость заключения нового соглашения о внутренней торговле сегодня осознают как в провинциях, так и в федеральном центре. В мае 2014 году канадский министр промышленности Джеймс Мур заявил, что основным приоритетом его политической деятельности является «разработка и подписание нового общеканадского соглашения о внутренней торговле с целью снижения торговых барьеров, которые обходятся Оттаве в 50 млрд. долларов ежегодно» [3].
СПИСОК цитируемой литературы
1. Coulibali A. L. Does the Agreement on Internal Trade Do Enough to Liberalize Canada’s Domestic Trade in Agri-food Products? // Library of Parliament Background Paper. Ottawa, 2010, August 26 URL: http://www.parl.gc.ca/Content/LOP/ResearchPublications/2010-25-e.pdf (дата обращения: 27.07.2014)
2. Daumal M. Federalism, Separatism, and International Trade: the Canadian Case // Europe, Canada and the Comprehensive Economic and Trade Agreement / Ed. by K. Huebner. Taylor & Francis, 2011. - P. 151-161.
3. Ivison J. Harper government aims for deal to end provincial trade barriers, which cost Canadian economy $50B annually // National Post. -2014, May 29.
4. Кukucha C. Internal Trade Agreements in Canada: Best Practices Related to Negotiated Technical Language // A Paper Prepared for the Internal Trade Secretariat and the Public Policy Forum’s A Symposium on Internal Trade, Ottawa, Ontario, June 13th, 2013.
108
Канадский ежегодник
Выпуск 18 - 2014
5. New Brunswick - Nova Scotia Partnership Agreement on Regulation
and the Economy (PARE) URL: http://pare-eper.ca/pdf/NB-
NSagreement-e.pdf (дата обращения: 25.07.2014)
6. Overview of the Agreement on Internal Trade URL: http://www.ait-aci.ca/index_en/ait.htm (дата обращения: 25.07.2014)
7. PARE News Releases URL: http://pare-eper.ca/news.htm (дата обращения: 25.07.2014)
8. Shrybman S. An Assessment of the Trade and Cooperation Agreement between the Ontario and Quebec (September 11, 2009) URL:
http://www.cupe.on.ca/aux_bin.php?auxid=2405 (дата обращения:
25.07.2014)
9. The New West Partnership Trade Agreement URL: http://www.newwestpartnershiptrade.ca/the_agreement_benefits.asp (дата обращения: 28.07.2014)
10. WTO Trade Policy Review, Canada - 2011. Executive Summary.
Информация об авторе
Ф.И.О. Минкова Кристина Владимировна / Minkova Kristina Vladimirovna
Место работы: ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург. Российская Федерация / St Petersburg State University, St Petersburg. Russian Federation
Подразделение: факультет международных отношений кафедра американских исследований
Должность: докторант
Ученая степень: кандидат исторических наук
Электронная почта: [email protected]
Почтовый адрес: Россия, 196240, Санкт-Петербург, 5 Предпортовый проезд, 8-4-96
Название статьи: Канадский федерализм в торговых отношениях: внутриканадские торговые блоки / Canadian Federalism in Trade Relations: Intra-Canadian Trade Blocs
109