Канада: «мягкая сила» как основа внешней политики державы «среднего ранга»
Е.В. Исраелян, В.И. Соколов
Исраелян Евгения Викторовна — к.и.н., ведущий научный сотрудник Федерального бюджетного научного учреждения Институт США и Канады РАН; Российская Федерация, 123995, Москва, Хлебный пер. 2/3; E-mail: [email protected]
Соколов Василий Иванович — к.э.н., зав. отделом Федерального бюджетного научного учреждения Институт США и Канады РАН; Российская Федерация, 123995, Москва, Хлебный пер. 2/3; E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются концепции, механизмы и практические действия по применению «мягкой силы» в Канаде. Главная особенность этой страны, относящейся к державам «среднего ранга», состоит в том, что инструменты «мягкой силы» стали важнейшими во внешнеполитической деятельности канадского государства. Участие в решении гуманитарных проблем современного мира, миротворчество, содействие международному развитию, — эти и другие шаги, предпринимаемые последовательно сменяющимися канадскими правительствами, позволили стране занять авторитетную «нишу» в современной международной мозаике. Канадские ученые и дипломаты стали основоположниками ряда теорий, ставших основой внешнеполитической деятельности. Среди них теория мультилатерализма, или многосторонней дипломатии, концепция «безопасности личности» и др. Научные разработки и конкретная практика государственного управления позволили создать определенную систему «канадских ценностей», которые ныне продвигаются за рубежами страны, — мультикультурализм, защита прав меньшинств, гендерное равенство, антимилитаризм и т.п. Эта идеология «канадских ценностей» одновременно позволяет цементировать общественные устои многоэтнического общества, принимающего к тому же большое число иммигрантов.
Главную роль в продвижении этих ценностей за рубежи страны играет внешнеполитическое ведомство страны, реализующее ряд программ по оказанию экономической и гуманитарной помощи, развитию торговых и научно-технических связей, работе с академическими кругами в различных странах. Активную роль в этом процессе играют и организации гражданского общества, в том числе созданные по решению парламента страны, — они занимаются образованием на местах, научными проектами, предоставлением медицинских услуг, волонтерской деятельностью и т.д. Особое место в применении «мягкой силы» занимают университеты, развивающие свои связи во многих странах, но главным образом привлекающие для обучения значительное число иностранных студентов. Наконец, в Канаде широко используются возможности для применения «мягкой силы», которые дают иммигрантская среда и этнические сообщества, поддерживающие непосредственные связи со своими бывшими странами. В статье рассмотрены особенности и формы деятельности по указанным направлениям применения «мягкой силы» в Канаде.
Ключевые слова: внешняя политика Канады, «мягкая сила», держава «среднего ранга», международное развитие, международная помощь, канадоведение, политика мультикультурализма
Введение
Канада — одна из немногих стран, где механизмы «мягкой силы» стали важнейшими инструментами во внешнеполитической деятельности. Связано это было как с историческими традициями и разносторонним опытом деятельности в гуманитарной об-
ласти, так и особенно с положением Канады в современной международной мозаике. Относясь к державам «среднего ранга» с относительно небольшим населением (менее 35 млн) и очень небольшими Вооруженными силами (65 тыс.), но средним ВВП на душу населения, превышающим большинство европейских стран, Канада, начиная с послевоенных лет, активно внедряет в свою политику механизмы «мягкой силы». Именно они позволили стране занять особую «нишу» в международном сообществе, обеспечить международный авторитет и оказывать влияние как на международный процесс в целом, так и на растущие двусторонние связи с разными по политическим ориентациям странами. И это происходит на фоне относительно недавней истории страны, которая в 2017 г. будет отмечать 150-летие своего создания. Неслучайно один из ведущих канадских специалистов в области общественной дипломатии и «мягкой силы» из Карлтонского университета в Оттаве Э. Поттер отмечает: «Если мы не будем рассказывать о себе, то имидж страны будет строиться исключительно на представлениях других» [Byers, 2012].
Главная особенность разрабатываемых в Канаде концепций использования «мягкой силы» и конкретных программ реализации состоит в том, что акцент в ее политике делается на решении различного рода гуманитарных проблем, с которыми сталкиваются мировое сообщество и отдельные страны. Достаточно вспомнить, что канадец Дж. Хэмфри был одним из основных разработчиков Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г.
Предложение о создании первых чрезвычайных Вооруженных сил ООН для урегулирования Суэцкого кризиса 1956 г. было выдвинуто знаменитым канадским дипломатом (впоследствии — премьер-министром Канады) Л. Пирсоном, получившим в 1957 г. Нобелевскую премию мира. В работе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1973—1975 гг. Канаде была выделена по распределению обязанностей в НАТО так называемая «третья корзина», где обсуждались права человека и вопросы воссоединения семей. В рамках влиятельных международных и региональных организаций — ООН, «Большой восьмерки», АТЭС — Канада нередко выступала с новаторскими инициативами в гуманитарной области и т.д.
Поэтому и в настоящее время международный имидж страны основывается на созданной настойчивыми усилиями политиков и специалистов международной репутации «миротворца», «посредника», борца за права человека. Канада выступает за продвижение институтов многосторонней дипломатии, за отказ от односторонних и силовых действий, от милитаристских стереотипов в общественном сознании [Ис-раелян, Евтихевич, 2013, с. 5—10]. Значение для укрепления имиджа Канады имеют также многоэтнический состав ее населения, высокий уровень толерантности, в целом успешное регулирование сепаратистских тенденций в стране, открытость для беженцев и иммигрантов. В настоящее время Канада принимает более 250 тыс. переселенцев в год. Из расчета на душу населения это больше, чем любая другая страна.
Канада — это и международный донор с многолетним опытом. Страна была одной из создательниц и активных участниц первых программ помощи, в частности плана Коломбо 1950 г. [CPS, 2013]. В начале нынешнего века Канада оказывала поддержку более чем 150 развивающимся государствам и странам с переходной экономикой [Ibid.].
Механизмы «мягкой силы» стали краеугольным камнем всей внешней политики в период правления Либеральной партии Канады под руководством Ж. Кретьена (1993—2003 гг.) и П. Мартина (2003—2006 гг.). Эта политика была подкреплена серьезными научными изысканиями, о которых пойдет речь ниже. Однако с приходом к власти в 2006 г. консервативной партии во главе со Ст. Харпером, ныне исповедующей
экономический прагматизм, эта политика реформировалась, и был урезан ряд государственных программ использования «мягкой силы». Характерна и новая риторика правящей партии. Так, на встрече с канадскими военнослужащими, участвовавшими в ликвидации последствий землетрясения на Гаити, Ст. Харпер заметил: «Чтобы применять мягкую силу, вам нужна и твердая сила, вам нужен весь спектр возможностей» (Цит. по: [Mayeda, 2010]). Политика «мягкой силы» в Канаде подвергается критике и потому, что страна, несмотря на гуманитарные цели своей внешней политики, все-таки участвовала в боевых действиях в Афганистане и Югославии. Кроме того, Канада является одним из главных в мире производителей урановой руды, сырья для ядерных технологий, а ядерные технологии собственного производства (реакторы «Канду») распространяются по миру1.
Некоторые концептуальные подходы
Научной основой для использования «мягкой силы» в Канаде послужил так называемый либеральный интернационализм, который оформился в Канаде как научное течение после окончания Второй мировой войны и до сих пор остается одним из важных инструментов внешнеполитического анализа. Именно в тот период в канадском Министерстве иностранных дел были разработаны концепции функционализма и державы «среднего ранга». Особую роль в учении либерального интернационализма играет теория мультилатерализма. Основоположниками мультилатерализма были такие известные канадские политики и дипломаты, как Л. Сен-Лоран, Л. Пирсон, Э. Рейд. Они видели в многосторонней дипломатии главный инструмент обеспечения мира и экономического процветания путем переговоров, компромиссов и достижения консенсуса. Мультилатерализм рассматривался ими и как способ демонстрации канадской идентичности, отличий в ее позициях от подходов других стран, прежде всего США и Великобритании. Канадский мультилатерализм имеет и выраженную гуманитарную направленность. Введенное в научный оборот понятие «человеческий интернационализм» (humane internationalism) подразумевало международную деятельность, направленную на защиту прав населения в зонах конфликтов и осуществляемую ненасильственными методами. Такой «человекоцентричный» подход был основан на ценностных ориентирах — неприятии силовых способов решения проблем, толерантности к многообразию, гендерном равенстве.
Канадские либеральные интернационалисты использовали свою методологию для критики концептуального обоснования и практики применения реалистической парадигмы. Модель либерального интернационализма предлагалась в качестве образца успешного поведения на международной арене, в противовес американскому силовому одностороннему подходу. При этом формат многосторонней дипломатии пропагандировался как наилучший для защиты интересов страны «среднего ранга», имеющей сверхдержаву в качестве ближайшего соседа [Kirton, 2007]. Следующей вехой в истории гуманитарной деятельности страны стало пребывание у власти либерального правительства Ж. Кретьена, когда министром иностранных дел был Л. Эксуорзи, один из самых незаурядных канадских политиков. С его именем связана разработка концепции «безопасности личности» и «ответственности по защите» [DFAIT, 2000]. В трактовке термина «безопасность» предлагалось переориентировать внимание с государственной безопасности на безопасность человека. Понятие «безопасность личности» впервые
1 В этом отношении особой критике в канадской прессе подверглась сделка по поставке ядерных реакторов в Индию, ныне являющейся обладателем ядерного оружия.
появилось в основополагающих официальных документах Канады. В опубликованном в 1995 г. правительственном документе «Канада в мире» отмечалось, что «продвижение канадских ценностей и культуры за рубеж является одной из главных международных целей» [DFAIT, 1995]. Перед канадскими идеологами встала сложная и разноплановая задача — предложить такую интерпретацию современных угроз безопасности, которая в случае поддержки международным сообществом позволила бы Канаде максимально повысить свое влияние и авторитет в мире при использовании ненасильственных методов. Канадским внешнеполитическим ведомством было разработано и введено в оборот понятие новой дипломатии как инструмента поддержания безопасности людей. Ее особенность — самое широкое сотрудничество разных участников как внутри страны, так и на международном уровне — многосторонних организаций, неправительственных организаций, доноров, бизнеса, экспертного сообщества [DFAIT, 2005]. Такая установка отразила понимание канадским руководством растущего значения общественной составляющей в формировании современного миропорядка. Таким образом, теория «мягкой силы» американского ученого Дж. Ная получила свое воплощение в конкретной политике канадского государства.
Оценивая масштабный поворот в государственной политике к механизмам «мягкой силы», известный канадский философ и общественный деятель Дж. Соул отмечал: «Наша внешняя политика зависит от проецирования ценностей за рубеж. Мы сильнее зависим от этого фактора, чем более влиятельные партнеры и конкуренты Канады, которые другими средствами создают свою репутацию в мире» [Saul, 2005].
Канадские ценностные ориентиры для «экспорта»
В разработке своих программ применения инструментов «мягкой силы» канадские политики руководствуются следующими основными ориентирами, которые, по их мнению, могут способствовать повышению авторитета страны, доверительности, одновременно отражая ее опыт и успехи в конкретных областях общественного развития [Исраелян, 2011, с. 21—34].
Антимилитаризм как ценностной вектор основан на малочисленности канадской армии, низком уровне военного бюджета, отсутствии обязательной воинской повинности, неядерном статусе страны и активном участии в процессе разоружения, а также на реализации успешных миротворческих инициатив.
Открытость. Показателями открытости, как считают канадские эксперты, являются облегченная, по сравнению с другими странами, процедура предоставления двойного гражданства, всестороннее проникновение иностранного капитала в экономику Канады, льготный режим иммиграции, широкое участие в международном развитии информационных технологий и культурных обменах.
Демократические принципы управления. Добившись значительных успехов в претворении демократических принципов социального развития, Канада пропагандирует свой опыт в этой сфере.
Многокультурность. Канада — страна меньшинств, которые считают себя канадцами и одновременно подчеркивают свою принадлежность к конкретной этнической группе, часто не проявляя стремления к ассимиляции с другими.
Защита прав меньшинств. Защита прав человека, толерантность, признание прав сексуальных и этнических меньшинств, поддержка принципов гендерного равенства закреплены в Конституционном акте страны.
Забота об охране окружающей среды — один из приоритетов политики Канады и признанная ценность для большинства канадцев.
Глобализм, под которым в Канаде понимают сознание единичности в условиях целостности мира. В формировании этого ценностного ориентира сыграли роль представления о глобальной семье, связанные с участием Канады в Британском содружестве и Франкофонии.
Приверженность международным институтам. Канада, будучи одним из основателей и активным участником практически всех международных организаций, активно продвигает идею приверженности международным институтам.
Консенсус при принятии важных общественных решений основан на успешном национальном опыте решения задач различного масштаба при участии всех заинтересованных сторон [ИСКРАН, 2013, с. 38—47].
Ключевые государственные ведомства
Особенность Канады как страны, использующей механизмы «мягкой силы», состоит в том, что все действия по связям с иностранными партнерами носят преимущественно централизованный характер и осуществляются через уполномоченные государственные ведомства. Частный сектор может участвовать в соответствующих программах, но на партнерских основаниях и под государственным контролем. Это связано с традиционным для Канады контролем со стороны государства (на федеральном уровне) внешней деятельности, связанной с расходами национальных ресурсов. Так, например, частные благотворительные или исследовательские фонды, как правило, не осуществляют свою деятельность за рубежом, за редким исключением, преимущественно в сфере образования или, скажем, пострадавшим от бедствий странам. Их основное назначение — подпитка национальных потребителей.
В основе такой формальной политики лежат сугубо экономические соображения. Надо отметить, что и в неформальном плане экономические соображения играют особую роль. Так, при планировании некоторых программ технической помощи преимущество получают программы пребывания в Канаде нуждающихся в помощи для ознакомления с опытом Канады в той или иной сфере. В этом случае часть средств, выделенных на помощь, возвращается в Канаду (из личных встреч с руководителями ведомств).
Наконец, нельзя не упомянуть и о том, что ряд государственных программ из сферы «мягкой силы» были прекращены или преобразованы в 2012—2013 гг. в соответствии с общими задачами правительства по экономии финансовых ресурсов. Это, прежде всего, касается включения в состав нового Министерства иностранных дел, торговли и развития Канадского агентства международного развития (КАМР). На протяжении последних 45 лет КАМР обеспечивало экономическую и техническую помощь многим странам. Одновременно была закрыта многолетняя программа внешнеполитического ведомства Канады по поддержке академических исследований и университетских учебных курсов за рубежом (Canadian Studies Program), Канадская вещательная корпорация прекратила вещание на ряде иностранных языков, в том числе на русском.
Ниже приводятся данные об основных государственных организациях, применяющих «мягкую силу» (табл. 1).
Таблица 1. Основные государственные ведомства Канады, осуществляющие применение «мягкой силы» за рубежом
Ведомства На англ. языке Задачи Примечания
Министерство иностранных дел, торговли и развития, Управление по развитию (в 1968-2013 гг. -Канадское агентство международного развития Foreign Affairs, Trade and Development Canada, Development (Canadian International Development Agency) Содействие международному развитию Средний ежегодный объем расходов — 5 млрд долл.*
Министерство иностранных дел, торговли и развития, Фонд обеспечения мира и безопасности Foreign Affairs, Trade and Development Canada, Global Peace and Security Fund Содействие миротворческим операциям в зонах конфликта Объем расходов за 2006— 2011 гг. — 520 млн долл.
Министерство иностранных дел, торговли и развития, Программа глобального партнерства Foreign Affairs, Trade and Development Canada, Global Partnership Program Международная программа по ликвидации оружия массового уничтожения По решению «Большой восьмерки» в 2002 г. Канада выделила 1 млрд долл. на 10 лет. В 2012 г. было выделено 367 млн долл.
Министерство иностранных дел, торговли и развития, Управление по торговле Foreign Affairs, Trade and Development Canada, Trade Содействие экономическому сотрудничеству и торговле Программы для международного сотрудничества канадских промышленных ассоциаций (до 150 тыс. долл.), инвестиционных проектов (до 300 тыс. долл. при 50% финансировании) и для инновационных проектов
Министерство иностранных дел, торговли и развития, Управление по торговле, Программа сотрудничества в научно-технической области Foreign Affairs, Trade and Development Canada, Trade, International Science and Technology Partnership Program Содействие научнотехническому сотрудничеству Программа для Китая, Индии и Бразилии. Отдельная программа сотрудничества с Израилем. На основе совместного финансирования (доля Канады - 50%)
Министерство иностранных дел, торговли и развития, Отдел международного образования и молодежи (1981-2012 гг.) Foreign Affairs, Trade and Development Canada, International Education and Youth Содействие расширению знаний о Канаде через академические исследования и учебные курсы за рубежом Поддержка исследований Канады и учебных курсов по Канаде в более чем 30 странах, включая РФ. Общий бюджет в среднем 5 млн долл. в год
Министерство иностранных дел, торговли и развития, Отдел международного образования Foreign Affairs, Trade and Development Canada, Canadian Bureau for International Education Привлечение талантливой молодежи в Канаду, обучение канадской молодежи за рубежом Годовые гранты для иностранных аспирантов и молодых ученых, гранты для канадской молодежи для обучения за рубежом
Ведомства На англ. языке Задачи Примечания
Центр исследований по международному развитию (1970 — наст. вр.) International Development Research Centre Способствовать, поддерживать и проводить научные исследования для развивающихся стран, продвигая их научные, технические и экономические возможности Создан по решению парламента, подотчетен Министерству иностранных дел. Ежегодные расходы — 160—280 млн долл., разрешена коммерческая деятельность
Канадская вещательная корпорация Canadian Broadcasting Corporation Расширение знаний о Канаде и канадских ценностных ориентациях Вещание за рубеж; вещание внутри страны на языках диаспор; бесплатное время для сбора пожертвований в пользу страдающих за рубежом
Ассоциация канадских университетов и колледжей Association of Universities and Colleges of Canada Расширение научнообразовательных связей, привлечение иностранных студентов в канадские вузы Формально неправительственная организация, но создана по специальному закону парламента
Национальный исследовательский совет National Research Council Расширение научных связей Ограниченные гранты для совместных проектов
Источник: составлено авторами.
* Здесь и далее канадские доллары.
Как видно из вышеизложенного, главную роль в применении «мягкой силы» играет внешнеполитическое ведомство Канады, основные программы которого выполняет управление, называвшееся до 2013 г. Канадским агентством международного развития. Глава нового Управления по развитию имеет должность федерального министра, в настоящее время его возглавляет Дж. Фантино (Julian Fantino). До перестройки марта 2013 г. КАМР принадлежало около 68% бюджета, выделяемого правительством на оказание экономической и технической помощи. Остальные средства распределялись между МИДом (11%), Министерством финансов (9%), Министерством по делам индейцев и развитию Севера, и некоторыми другими ведомствами.
Оттава предоставляет средства как на двусторонней основе, так и через международные организации, причем доля вклада Канады в международные организации развития выше, чем в среднем по странам ОЭСР. Обращает на себя внимание тот факт, что основными получателями фондов помощи являются все-таки канадские организации и, прежде всего, неправительственные организации, осуществляющие проекты за рубежом (табл. 2).
В 2010 г. в условиях глобального финансово-экономического кризиса было решено снизить число стран-реципиентов до 20 наиболее нуждающихся и заморозить ежегодные государственные ассигнования на помощь развитию на уровне 5 млрд долл. в год. Среди приоритетных в оказании содействия развитию остались следующие страны: в Латинской Америке — Боливия, Гаити, Гондурас, страны Карибского региона, Перу; в Азии — Афганистан, Бангладеш, Вьетнам, Индонезия, Пакистан; в черной Африке —
Гана, Мали, Мозамбик, Судан и Южный Судан, Танзания, Эфиопия, а также сектор Газа на Ближнем Востоке и Украина в Восточной Европе. Таким образом, за исключением Украины, помощь направлена в наиболее отсталые в экономическом плане государства. По объему оказанной помощи в 2010—2011 финансовом году Украина заняла последнее место в группе 20 стран [DFATD, 2011b].
Таблица 2. Распределение прямых средств, выделяемых канадским правительством
на содействие международному развитию (без административных расходов), 2010—2011 финансовый год, млн долл.
Канадские Зарубежные Международные
организации организации организации
Организации гражданского общества 585,0 97,5
Правительственные организации 142,1 367,6
Частный сектор 149,6 14,9
Всего 876,7 480,0 1990,0
Итого 3346,7
Источник: DFATD [2011а].
Одной из особенностей канадских программ является предпочтение, отдаваемое предоставлению «ноу-хау», передаче опыта, разработок, методик и апробированных в Канаде моделей, что, как указывается в документах КАМР, значительно важнее, чем финансовые вливания. Официальные канадские лица постоянно подчеркивают, что главная цель Канады в этих странах — изменение подходов и формирование нового менталитета, отвечающего современным реалиям [ИСКРАН, 2013, с. 277—288].
В основе произошедшей реорганизации лежали претензии к работе ведомства со стороны правительства, но также и экспертного сообщества. Среди них неспособность бывшего руководства КАМР разграничить свою сферу деятельности и других внешнеполитических ведомств, неоправданно большое количество реципиентов помощи; нечетко сформулированные приоритеты агентства, непомерная раздутость аппарата и т.п. Скептицизм вызвали и результаты деятельности агентства в последние десятилетия. По подсчетам канадских аналитиков, иногда около половины выделяемых средств тратились впустую. Успешными были главным образом краткосрочные проекты — строительство школ, больниц и других объектов социальной инфраструктуры. Там же, где речь шла о создании демократических институтов и устойчивом экологически сбалансированном развитии, по мнению канадского экспертного сообщества, поставленные цели достигнуты не были [Исраелян, 2010].
Программы КАМР действовали и в России. Так, о них было официально объявлено в ходе встречи «Большой семерки» в Лондоне в 1991 г. с охватом всех республик Советского Союза. В 1992 г. ее бюджет составил 100 млн долл. на три года, причем около 2/3 суммы было выделено России. В 1993 г. финансирование только российского компонента было увеличено до 150 млн долл. на пять лет. В дальнейшем средний ежегодный бюджет для России составлял около 20 млн долл. [ИСКРАН, 2013, с. 277—288].
Весьма впечатляющих результатов добилась Канадская служба технического содействия (Canadian Executive Service Organization — CESO), охватывавшая Центральную и Восточную Европу. Ее деятельность основывалась на волонтерских принципах:
представители деловых кругов Канады и специалисты, вышедшие на пенсию, на добровольных началах консультировали российские фирмы или организации. Наиболее известной историей успеха CESO было создание сети российских магазинов «Перекресток» с использованием опыта и технологий канадских супермаркетов. В общей сложности служба реализовала в России 820 проектов.
Налаживанию научных и профессиональных связей между Россией и Канадой во многом способствовала региональная программа «Партнерство завтрашнего дня» (Partnership for Tomorrow), выделявшая средства на краткосрочные двусторонние обмены. Показательно, что 75% ее участников отмечали устойчивость сложившихся партнерств и ценность полученных знаний для дальнейшей работы.
Плодотворное взаимодействие в области совершенствования государственного управления в России сложилось между КАМР и Администрацией Президента Российской Федерации. Опыт Канады был использован в учебных курсах повышения квалификации госслужащих, в нормативных и законодательных актах по совершенствованию системы государственной службы, в частности, по внедрению этических стандартов и обеспечению прозрачности и открытости принятия решений. Итоги деятельности были высоко оценены российской стороной: в 2010 г. президент России Д.А. Медведев объявил благодарность ее участникам. Канадская экспертиза и практика ее применения оказались полезными для России и в ряде других областей — судебной реформы, при подготовке молодых управленцев, прошедших стажировку в Канаде, в разработке рекомендаций правительству по финансовым аспектам отношений между центром и регионами и т.д. [Исраелян, 2010].
Однако не всегда реализация программ КАМР в России была эффективной. Так, еще в 2005 г. из перечня целевых установок для России было исключено содействие расширению канадских торговых и инвестиционных связей. В этой сфере успехи были значительно более скромными, чем ожидало руководство КАМР. Проведение реформ в России оказалось значительно более длительным процессом, чем первоначально предполагалось в Канаде. К недостаткам и трудностям реализации программ эксперты относили и проблемы взаимодействия российских и канадских исполнителей проектов. Поэтому в 2010 г. в ходе сокращения своих зарубежных программ КАМР прекратило свою деятельность в России — стране с исключительно богатыми сырьевыми ресурсами, более не нуждающейся в иностранной помощи.
Общественная дипломатия через академические круги
Не имея своих культурно-информационных организаций типа Британского Совета, Французского альянса или Института Гёте, Канада с 1980 г. взяла курс на работу с академическими кругами за рубежом. Для этого был создан специальный отдел во внешнеполитическом ведомстве, названия которого менялись, а в 2000-х годах это был отдел по общественной дипломатии. В задачу отдела входила грантовая поддержка центров изучения Канады и университетских курсов по Канаде. Частью этого процесса была организация месячных стажировок для ученых и преподавателей, отдельная программа действовала для аспирантов и молодых ученых. Для посреднической деятельности в 1981 г. была создана неправительственная международная организация — Международный совет по канадоведению (International Council for Canadian Studies). В фокусе внимания этой организации такие страны, как США, все развитые европейские страны, СССР/Россия, Мексика, Бразилия, Израиль, Япония, Китай, Индия, Австралия. В этих странах канадоведами были созданы свои национальные ассоциации изучения
Канады, позднее к ним присоединились другие страны и ассоциации. Неоднократно ставившийся вопрос о приеме Украины в международный совет отклонялся как «неприоритетный», а ученым и аспирантам с Украины разрешалось участвовать в работе и мероприятиях Центральноевропейской ассоциации, объединяющей малые страны Восточной Европы, но формально Украина никогда не была членом этой ассоциации. Национальные ассоциации и отдельные центры (главным образом в Европе) работали в контакте с посольствами Канады, где была учреждена должность сотрудника по академическим связям для проведения научных конференций и культурных мероприятий различного рода. По оценкам международного совета, в мире насчитывается около 7 тыс. исследователей и преподавателей, интересующихся историческими, лингвистическими, литературными и иными аспектами развития Канады. Их деятельность способствует расширению знаний о стране и в конечном счете — продвижению ее интересов.
В 2012 г. по решению министра иностранных дел программа была прекращена, соответствующие должности в посольствах упразднены, осталась действующей лишь неправительственная организация — Международный совет по канадоведению.
Сфера образования
Образование всегда играло особую роль в применении «мягкой силы». Канада в этом отношении не является исключением. Однако развитие сотрудничества в области образования связано преимущественно с экономической мотивацией. В настоящее время в университетах страны обучается около 200 тыс. иностранных студентов, что в расчете на душу населения гораздо больше, чем даже в соседних США. В отличие от США, в Канаде подавляющее число университетов являются государственными учреждениями. Поэтому привлечение в вузы иностранных студентов здесь стало государственной задачей. Речь идет о том, что высшее образование стало своеобразным «экспортным товаром».
Высшее образование в Канаде, в отличие от ряда европейских стран, платное, поэтому каждый университет самостоятельно решает вопрос о необходимости финансовой поддержки студентов, в том числе иностранных. Имеет место лишь государственная система льгот для лучших студентов и беднейших в случае кредитной задолженности.
В противовес этому в Канаде имеется развернутая система грантов для иностранных, а также и канадских выпускников и молодых ученых, имеющая целью привлечение талантливой молодежи с университетским образованием к исследованиям. Такие гранты обеспечивает правительство, действуя через дипломатические представительства (Banting Postdoctoral Fellowship, Vanier Canada Graduate Scholarship и т.д.), а также и другие ведомства. Среди последних Национальный исследовательский совет, Канадский совет по исследованиям в области естественных и инженерных наук, Центр исследований по международному развитию, Канадские институты в области медицинских исследований и т.д.
Показательно, что система государственных грантов существует и для ученых и преподавателей для временного пребывания в университетах и исследовательских институтах.
Работа с иммигрантами и этническими группами
Основная задача иммиграционной политики Канады состоит в отборе высококвалифицированных и адаптивных переселенцев для улучшения демографической и квалифи-
кационной структуры населения. Ныне Канада принимает более 250 тыс. иммигрантов ежегодно, а каждый пятый канадец родился за рубежом [Government of Canada, 2013].
Вместе с тем ясно и то, что многочисленные иммигранты, поддерживающие непосредственные связи со своими бывшими странами, могут быть и являются проводниками той политики, которая входит в инструментарий «мягкой силы».
Использование тех возможностей для применения «мягкой силы», которые дает иммигрантская среда, осуществляется в Канаде через государственную политику многокультурности. Концепция многокультурности, возникшая в Канаде в 1970-е годы, основана на объективной реальности многообразия и многоликости канадского общества. Неслучайно опросы общественного мнения в стране показывают, что многокультурность рассматривается здесь как одна из главных особенностей Канады и ее реализация, в отличие от Западной Европы, пока не ставится под сомнение. Эта общественная модель предполагает сосуществование многих субкультур и традиций на основе взаимного уважения, взаимодействия и взаимообогащения. Поэтому в Канаде инструменты мультикультурализма остаются важнейшими в реализации политики «мягкой силы». Так, Э. Поттер, специалист в области общественной дипломатии, отмечает: «Культурное разнообразие ныне служит не барьером, а стратегическим ресурсом в нашем глобальном обществе, основанном на знании, для продвижения инноваций, креативности и согласия» [Byers, 2012].
В 1982 г. была принята Хартия прав и свобод как часть Конституции Канады, в которой одно из главных положений касается необходимости сохранения в стране и расширения культурного наследия различных этнических групп. В 1985 г. в Палате общин парламента Канады был создан специальный комитет по вопросам многокультурности канадского общества. В 1988 г. был принят Закон о многокультурности, в котором речь шла не только об индивидуальных, но и о правах этнокультурных сообществ в целом. Закон запрещает расизм и дискриминацию, содействует сохранению своеобразных черт этнических групп, предусматривает обеспечение равного доступа и полноценного участия всех канадцев в социальной, политической и экономической жизни канадского общества [Laws Website, 2013].
Работа в иммигрантской среде осуществляется в самых разных формах — от изучения языков до проведения масштабных этнических праздников и фестивалей с участием зарубежных соплеменников. Например, красочные фольклорные праздники во франкоязычной провинции Квебек (День Жана-Батиста и др.) собирают в зимнее время тысячи туристов из разных стран, включая, безусловно, Францию. Мировой съезд акадийцев собирает каждые пять лет тысячи акадийцев и их потомков со всего мира. Украинский всемирный конгресс также проходит в Канаде. Русские духоборцы широко отмечают даты своего прибытия в Канаду и т.д.
Федеральное правительство финансирует и ряд других программ социокультурной адаптации. Среди них так называемая программа семейного приема (Host Program), по которой волонтеры из канадских семей принимают на определенный период переселенцев для адаптации к местным условиям. Программа обучения языкам — Language Instruction for Newcomers to Canada — включает не только языковую подготовку, но и ознакомление с культурой, традициями и устройством страны и т.д. Наряду с государственными организациями в стране образованы сотни неправительственных организаций, также получающих финансовую поддержку от государства. Их задачей является социальная и культурная адаптация иммигрантов. Показательно, что в составе этих организаций работают многонациональные группы бывших переселенцев, которые помогают адаптироваться, в том числе и на своем опыте.
Государственное вещание на иностранных языках внутри страны имеет целью не только ознакомление с культурой различных этносов, представители которых проживают в Канаде, но и главным образом пропаганду канадского образа жизни. Так, на телевидении, как правило, показываются успешные истории осуществления «мечты иммигранта». Нет сомнения, что эта информация доходит и до определенной части населения в странах — донорах иммиграции.
Каналами распространения знаний о Канаде являются также иммиграционные службы и представительства Канады, которые обязаны не только разъяснять иммиграционные процедуры, но и давать общие сведения о стране, ее особенностях и образе жизни. Достаточно ознакомиться с официальным интернет-сайтом Министерства по делам гражданства и иммиграции (Citizenship and Immigration Canada). Неслучайно при предоставлении гражданства требуются ответы в тестовом режиме на ряд вопросов о Канаде. Среди этих вопросов права и обязанности гражданина, история Канады, современная Канада, система государственного управления в Канаде, федеральные выборы, судебная система Канады, канадские символы и геральдика, канадская экономика, регионы Канады. Все это, так или иначе, способствует расширению знаний о Канаде за рубежом и широкой пропаганде канадского образа жизни.
Наконец, остановимся подробнее на самом важном механизме использования этнических групп и объединений, но уже в пользу стран — доноров иммиграции — на лоббировании в политической системе Канады. Практика лоббирования является составной частью политического процесса в странах Северной Америки, а в Канаде, взявшей курс на многокультурность, учет интересов этнических образований особенно очевиден. Многие внешнеполитические решения принимаются на основании баланса этих интересов. В этом отношении показателен пример украинской диаспоры, имеющей давние корни в Канаде и сложившиеся этнические организации (Канадский украинский конгресс и др.), а следовательно, и представительство в парламенте страны. Этот пример показывает, что внутреннее лоббирование вектора внешних отношений ведет к сближению Украины и Канады, несмотря на то, что очевидных предпосылок для широкого экономического сотрудничества здесь нет. Более того, по ряду других программ «мягкой силы» (например, Canadian Studies Program) Украина, в отличие от важнейших европейских стран, была «неприоритетной», согласно формулировке ее руководителей.
Роль неправительственных организаций
В применении «мягкой силы» в Канаде особую роль играют неправительственные организации. Среди основных организаций «третьего сектора», которые действуют в развивающихся странах, можно назвать как международные, так и национальные организации. Среди них “Canada World Youth”, “Canadian University Service Overseas”, “Engineers Without Borders Canada”, “Crossroads International”, “Youth Challenge International” и ряд других. В фокусе их деятельности, как правило, волонтерство, образовательные и медицинские услуги, отработка профессиональных навыков, маломасштабные проекты, преимущественно в сельском хозяйстве и др. В основном сфера сотрудничества распространена на развивающиеся бедные страны. В качестве примеров можно назвать работу НПО “Desjardins Development International” во Вьетнаме, где осуществляется проект по развитию микробизнеса [Desjardins, 2013], соглашение между правительством Узбекистана и “Foundation for International Training” по предоставлению образовательных услуг [FIT, 2013]. Созданная в 1971 г. по инициативе канадского писателя
Д. Юбера “Canada World Youth” в начале 1990-х годов осуществляла проекты по развитию лидерских качеств у молодежи в странах Восточной и Центральной Европы, ныне она осталась только на Украине.
При оценке деятельности канадских НПО следует иметь в виду то обстоятельство, что основное финансирование их работы осуществляется из государственного бюджета. Проведенный анализ всего сектора НПО страны показал, что около 60% агрегированного бюджета финансируется по государственным программам, 14% — из частного сектора, лишь 5% составляют пожертвования, а остальное зарабатывается самими организациями [Соколов, Пономарева, 2004]. Не являются исключением и упомянутые выше организации, занятые в сфере международной деятельности. Так, бюджет “Crossroads International” в 2012 г. на 45% состоял из гранта Канадского агентства международного развития, а 5% выделило провинциальное правительство Онтарио [Financial Statement, 2013]. Все это говорит о том, что во многом деятельность неправительственного сектора определяется общими задачами действующего правительства. Поэтому планирование деятельности этого сектора, оценка ее результатов соответствуют общегосударственной практике.
Система оценки результативности
В основу ныне действующей в Канаде системы оценки международных проектов «мягкой силы» положены следующие критерии.
Измеримость результатов деятельности — предполагает конкретную отчетность по реализации проекта с фактическими, а не качественными данными, с разбивкой по отдельным компонентам программы или проекта. Измеримость означает приведение конкретных фактов, свидетельствующих об охвате проектом населения, подготовке конкретных документов, принятых к действию, количестве специалистов, получивших новые знания и т.п. Этот принцип является также руководящим для всех государственных организаций при представлении ежегодного отчета о своей деятельности.
Прозрачность — предполагает доступность информации по проекту или программе для любых заинтересованных лиц и широкой общественности, что помимо основной задачи выполняет и задачу «пиара».
Гендерное равенство и новые возможности для женщин — этот критерий ныне является безусловным для любых правительственных проектов в Канаде и тщательно контролируется в целях предотвращения какой-либо дискриминации.
Учет хрупкой ситуации в странах, охваченных конфликтами или потенциально конфликтных, — критерий эффективности работы во взрывоопасных странах, безусловно, необходим для успешной реализации проекта или программы.
Эффективность с точки зрения развития гражданского общества — в рамках общей задачи продвижения демократических основ управления и общественной жизни.
Устойчивость — к внешним воздействиям, т.е. к природным и социальным бедствиям, изменению климата и т.п.
Новые партнерства для сотрудничества — не в последнюю очередь речь идет и о деловом, экономическом сотрудничестве и возможностях, поскольку в Канаде, в отличие от ряда стран, одной из важнейших задач дипломатических представительств является «сопровождение» канадского бизнеса, т.е. поддержка дипломатическими методами деятельности канадских компаний. Не является исключением и политика «мягкой силы» [DFATD, 2013a].
Именно с точки зрения перечисленных критериев дает оценку соответствующим проектам и деятельности в рамках применения «мягкой силы» их главный донор — Министерство иностранных дел, торговли и развития Канады.
Основные формы применения механизмов «мягкой силы»
Конкретные формы применения «мягкой силы», в частности, при содействии развитию, основаны на так называемом Стратегическом плане Министерства иностранных дел, торговли и развития Канады для каждой страны, согласованном с другими международными донорами. В 2011 г. Канада присоединилась к международному соглашению по прозрачности в оказании международной помощи (International Aid Transparency Initiative).
В стратегическом плане рассматриваются следующие компоненты:
— текущая ситуация в стране и эффективность оказания помощи;
— приоритеты в потребностях помощи и ее реальный вклад;
— стратегические направления в оказании содействия;
— региональные, временные и другие параметры программы помощи;
— ожидаемые результаты и возможные риски.
Приводя в качестве примера сотрудничество с Украиной, канадскими специалистами в качестве приоритетов в потребностях были выделены такие основные задачи, как экономический рост и устойчивое (экологически сбалансированное) развитие, демократические принципы управления и развитие человеческого капитала. Это, как отмечается в стратегическом плане, полностью отвечает и трем задачам Европейского союза в этой стране (экономический рост, продовольственная безопасность и помощь молодежи и детям) [CIDA, 2009].
Традиционно канадское содействие осуществляется на основе конкурентного отбора проектов, предлагаемых странами — реципиентами помощи в рамках стратегических направлений. Консультации, мониторинг и оценка результативности проектов осуществляет местное представительство МИДТР. В рамках соглашений предусматривается обязательное участие канадских организаций и экспертов, никакие внешние эксперты не вовлечены в этот процесс, за исключением проектов по линии международных организаций. В качестве примера можно привести проект «Продвижение Украины к глобальной интеграции», который осуществлялся в 2006—2011 гг. между Дипломатической службой Украины и университетом Йорк в Торонто с затратами в 1,7 млн долл. Проект по антикоррупционным программам между Министерствами юстиции Украины и Канады в 2008—2012 гг. обошелся МИДТР в 3 млн долл. Начиная с 2007 г. на Украине было выполнено или выполняется более 40 проектов. Кроме того, Канада за этот период финансировала свыше 20 международных проектов с участием Украины [DFATD, 2013b].
Небольшие программы предусматривают вовлечение канадских волонтеров — в этих случаях в качестве базовой канадской организации выбирается НПО. Так, по программе поддержки молодежи на Украине и в других странах со стороны Канады работает “Canada World Youth”, в задачи волонтеров которой входят образование, помощь в здравоохранении, занятости, упрочении демократии и т.п. Надо также отметить, что в рамках поставленной задачи способствовать развитию гражданского общества канадское агентство активно привлекает к проектам как национальные НПО, так и НПО стран — реципиентов помощи (табл. 2).
Особой сферой применения «мягкой силы», как известно, является сфера культуры и образования. Следует отметить, что деятельность правительственных органов в этой сфере сводится к следующему:
— поддержка и участие во всех культурных мероприятиях, проводимых за рубежом в рамках Содружества и Франкофонии;
— поддержка этнических фестивалей, праздников и культурных мероприятий внутри страны с участием зарубежных гостей;
— поддержка поездок за рубеж выдающихся деятелей культуры и искусства Канады;
— поддержка минимального количества канадских культурно-информационных центров — в Вашингтоне на базе крупнейшего канадского посольства, в Лондоне (Canada House на Трафальгарской площади) и закрытого в 2013 г. центра в Париже;
— поддержка внешней деятельности Канадской ассоциации университетов и колледжей, имеющей ряд представительств за рубежом, а также участвующей в финансировании межуниверситетских проектов;
— поддержка небольших информационных центров по канадскому образованию за рубежом (за счет дипломатических представительств).
Все остальные культурные обмены и услуги в области образования осуществляются на коммерческой основе. Так, в Канаде помимо университетов есть немало организаций, занимающихся обучением языкам (учитывая большой приток иммигрантов). Однако главная задача этих организаций состоит в привлечении зарубежных слушателей на территорию Канады с соответствующей оплатой услуг по обучению.
Тем не менее главным инструментом применения «мягкой силы» в сфере образования являются канадские университеты, которые в настоящее время ведут 2,4 тыс. проектов в разных странах [AUCC, 2013]. В рамках ассоциации канадских университетов действует программа развития партнерства (University Partnership in Cooperation and Development Program), основная задача которой состоит в помощи развивающимся странам. При этом надо сказать, что финансируются эти проекты главным образом МИДТР (соответственно, отражены в статистике ведомства), а также частично из других ведомств — Центр исследований по международному развитию, фонды Национального исследовательского совета. И лишь изредка университеты участвуют в совместном финансировании проектов.
Особенности применения Канадой «мягкой силы»
Для анализа конкретной практики реализации задач «мягкой силы» были отобраны все страны евразийского пространства (за исключением России, Туркмении и Грузии), а также Вьетнам и Бразилия. Хотя при этом небезынтересно отметить, что на евразийском пространстве именно Россия до недавнего времени была главным субъектом применения Канадой «мягкой силы», о чем упоминалось выше. Учитывая, что задачи применения «мягкой силы» тесно связаны с внешнеэкономическими интересами Канады, а также конкурентные преимущества на международном рынке канадских компаний в ряде отраслей (сырьевые и горнорудные), можно ожидать потенциально растущих интересов Канады в таких странах, как Казахстан, Киргизия и Монголия. Особо следует отметить Украину. Вовлечение этой страны в сферу интересов Канады не имеет экономической основы, а диктуется внешнеполитическими мотивами и лоббированием политически активной украинской диаспорой в Канаде. Поэтому на
государственном уровне осуществляемые программы технического и другого рода содействия носят пока ограниченный характер. Вместе с тем можно ожидать дальнейшей активизации взаимодействия Канады с Украиной по неправительственной линии — через университеты, этнические организации и т.д. Рассмотрим основные направления сотрудничества Канады с выбранными для анализа странами.
Ключевым экономическим партнером Канады среди изучаемых стран является Бразилия. В канадских правительственных документах в последние годы эта страна обозначалась как приоритетная для сотрудничества наряду с Китаем и Индией. И действительно, Бразилия занимает 11-е место в списке торговых партнеров Канады. Товарооборот между двумя странами составляет более 6,5 млрд долл., и за последние пять лет увеличился вдвое. Канадские инвестиции в бразильскую экономику превысили 10 млрд долл. Это седьмая страна по объему канадских инвестиций. Ныне около 500 канадских компаний работают в Бразилии. Эта страна получает канадскую помощь для целей развития со времени создания в Канаде агентства по международному развитию. С 1968 г. по 2011 г. Канадой было предоставлено 188 млн долл., однако в 2012 г. Бразилия, как и Россия, не вошла в список приоритетных стран содействия Канадой международному развитию. Впрочем, некоторые международные проекты, охватывающие ряд латиноамериканских стран с участием Бразилии, продолжают получать поддержку Канады. Тематика проектов, реализованных Канадой в Бразилии, отличается большим разнообразием, однако главные задачи сосредоточены в таких областях социальной политики, как здравоохранение, образование и общественные свободы. Немало внимания со стороны канадских доноров, как и во многих других странах, уделяется совершенствованию системы государственного управления.
В настоящее время, в связи с быстрым подъемом бразильской экономики, акцент в применении канадской «мягкой силы» смещается с предоставления помощи к активному научно-техническому сотрудничеству. Между двумя странами заключено рамочное соглашение о сотрудничестве в области науки, технологии и инноваций (2010 г.), отдельные соглашения о сотрудничестве в таких областях, как энергетика, космос и др. В разработке находится и «План действий в области науки и технологий». Новая программа «Наука без границ» предполагает обучение в Канаде и канадскими преподавателями в Бразилии 12 тыс. студентов, аспирантов и молодых ученых. Для этого принят Меморандум об академической мобильности и научном сотрудничестве (2010 г.), а прямые связи бразильские вузы установили с 30 канадскими университетами. Разнообразны и культурные связи, и контакты по линии гражданского общества.
Другим важнейшим субъектом применения «мягкой силы» в «группе десяти» является Вьетнам. Эта страна стала получателем канадской помощи после окончания Вьетнамской войны, и только с 1990 г. Вьетнам получил в качестве содействия международному развитию 770 млн долл. В 2011 г. на эти цели канадским правительством был выделен 51 млн долл., и страна остается в списке приоритетных в получении канадской помощи.
Главные задачи — решение продовольственной проблемы (ныне действующий проект стоимостью более 18 млн долл.) и повышение квалификационного уровня вьетнамской рабочей силы (ныне действующий проект стоимостью 20 млн долл.). Поэтому растут связи и в области образования. С 2007 г. согласована специальная программа в сфере образования, по которой приняты 50 межуниверситетских соглашений. Сейчас в Канаде обучается более 3 тыс. вьетнамских студентов.
В основе сотрудничества лежат, конечно, экономические интересы. Импорт Канады из Вьетнама составляет более 1,3 млрд долл. (экспорт — около 300 млн долл.).
Вместе с тем не следует забывать и о значительной вьетнамской диаспоре в Канаде. Несмотря на то, что Канада не участвовала во Вьетнамской войне, она приняла более 120 тыс. вьетнамских беженцев. Кроме того, разнообразны связи между двумя странами по линии Франкофонии. Поэтому значительное число НПО и волонтеров во Вьетнаме представлено франкоканадцами.
Среди стран евразийского пространства особое место в применении Канадой «мягкой силы» занимает Украина. Как отмечалось выше, это связано не с экономическими причинами (в настоящее время товарооборот между странами составляет только 250 млн долл.), а главным образом с ролью украинской диаспоры в политической системе Канады. Украинские общественные организации весьма разнообразны, среди них можно назвать Ukrainian Canadian Congress, Canada Ukraine Foundation, Ukrainian National Federation, Canadian Foundation of Taras Shevchenko, United Way, Osvita Foundation, Brotherhood of Ukrainian Catholics of Canada и др. Немало представителей украинской диаспоры и в парламенте страны.
Украина остается в списке получателей средств содействия международному развитию. Так, в 2011—2012 финансовом году она получила 25,3 млн долл. на реализацию проектов, в которых важное место занимают сельскохозяйственные задачи. Кроме того, особое место в финансировании Канадой имеют такие задачи, как совершенствование системы государственного управления, региональная и местная экономика, реформа судебной системы и др. Украина получает финансовое содействие и через дипломатическое представительство Канады — в том же году в качестве помощи было выделено 7,2 млн долл.
Между Канадой и Украиной заключено и научно-техническое соглашение, которое дополняется сотрудничеством по линии НАТО. В 2010 г. был подписан Меморандум о мобильности молодежи для обеспечения более активных связей как с украинскими организациями в Канаде, так и по университетской линии. Надо отметить, что региональные университеты Канады со значительным представительством украинской общины инициировали свои программы сотрудничества с Украиной. Речь идет об университетах Альберты, Саскачевана и Манитобы.
В отношении других стран евразийского пространства, как отмечает в своем документе от 2013 г. Управление по международному развитию, МИДТР «не имеет долгосрочных планов» или «не оказывает заметного содействия» международному развитию [DFATD, 2013с]. Тем не менее сотрудничество с этими странами носит эпизодический характер.
В Казахстане наиболее значительны канадские инвестиции в горную промышленность — более 2 млрд долл., хотя товарооборот в недавние годы составлял всего 200—300 млн долл. Эта страна получила канадскую помощь для целей защиты от радиоактивного загрязнения в рамках международной Программы глобального партнерства. Однако регулярное содействие международному развитию составляет незначительную сумму — немногим более 2 млн долл. в 2011—2012 финансовом году. Небольшие проекты научного плана Канада осуществляет в Казахстане через Международный центр по науке и технологиям (Москва). Сейчас в Канаде обучается по специальной программе более 200 студентов из Казахстана, но за счет правительства Казахстана. Программа сотрудничества подписана правительством Казахстана с крупнейшим канадским университетом «МакГилл».
Другая страна с «инвестиционными интересами» Канады — Киргизия, где канадским бизнесом ведется золотодобыча. По линии МИДТР Киргизия получила в 2011— 2012 финансовом году 6,6 млн долл. помощи, однако в основном через международные
организации для урегулирования межэтнических и гражданских конфликтов. Небольшая помощь, как и Казахстану, была выделена на цели защиты от радиоактивного заражения по линии Программы глобального партнерства.
Главные же «инвестиционные интересы» Канады сосредоточены в Монголии. Это второй после Китая инвестор в монгольскую экономику. Интересно отметить, что в Монголии посольство Канады аккредитовано только в этой стране, тогда как другие канадские посольства на евразийском пространстве (кроме Украины) аккредитованы в двух или более странах. Помощь развитию невелика — 3,4 млн долл. в 2011—2012 финансовом году и имеет главным образом гуманитарную направленность — борьба с бедностью и диверсификация хозяйства. Вместе с тем разрабатывается проект по информационным технологиям по линии канадского Центра исследований международного развития. Есть в Монголии и канадские волонтеры, работающие в рамках международных НПО (“Community of Democracies” и др.). Соглашения с правительством Монголии по предоставлению образовательных услуг имеют университеты Саскачевана и Британской Колумбии в Канаде.
В отношении таких стран, как Армения и Азербайджан в Закавказье, Узбекистан и Таджикистан в Центральной Азии, в настоящее время экономическая и техническая помощь Канады осуществляется почти исключительно через международные организации и носит гуманитарный характер (борьба с эпидемиями и болезнями, последствиями стихийных бедствий, бедностью и т.п.). Ежегодный объем помощи каждой из этих стран со стороны Канады составлял до недавнего времени в среднем 2—3 млн долл.
Товарооборот с названными центральноазиатскими странами не превышает и 10 млн долл. в год, с Арменией — менее 50 млн долл. В Азербайджане Канада закупала энергоресурсы, главным образом для выполнения своих международных гуманитарных обязательств, поэтому импорт из Азербайджана превышал 500 млн долл. в год (экспорт — только 20 млн долл.). Однако нынешние тенденции показывают спад в экономических связях двух стран.
Некоторая прямая поддержка организаций гражданского общества через дипломатические представительства Канады осуществлялась в Азербайджане и Таджикистане. В Таджикистане, как и в других центральноазиатских странах, ряд значительных проектов экономического, образовательного и другого характера осуществляется с участием канадских структур Фонда Ага Хана (Aga Khan Foundation). В Узбекистане все контакты, в том числе канадских НПО, осуществляются путем соглашений с правительством Узбекистана. Например, “Foundation for International Training” подписала такое соглашение на предоставление образовательных услуг. Наметились первые межуниверситетские контакты Канады и с Азербайджаном.
Заключение
Использование механизмов «мягкой силы» и участие в решении международных гуманитарных и иных проблем занимает одно из ключевых мест в системе национальных приоритетов Канады. Ее позиции, как и подходы других государств, отражают сложность и неоднозначность гуманитарной проблематики в современном мире, тесную связь с политикой, экономикой, военно-стратегическими вопросами, международным сотрудничеством, духовными ценностями, национальными традициями. Успех в этой области способствует повышению авторитета страны в мире, опровергая аргументы о превращении Канады в маргинального игрока на международной арене. Несмотря на текущие трудности экономического характера, наблюдается определенная преемствен-
ность действующих в Канаде правительств в использовании во внешней политике уже традиционных для Канады механизмов «мягкой силы».
Гуманитарное направление развивается в рамках мультилатералистской традиции и глобального вектора внешней политики Канады, что, однако, не ставит под вопрос приоритетность канадско-американских отношений в ее внешнеполитической повестке дня. Главными субъектами применения этих механизмов в Канаде были и остаются США и другие развитые в экономическом плане страны. Это связано с относительно недавним колониальным прошлым страны, большой экономической зависимостью от южного соседа, трудностями в становлении канадской идентичности и сохранении единства нации. Например, до недавнего времени канадское правительство поддерживало финансово в США свыше двух десятков научных центров по изучению Канады, немногим меньше — в развитых европейских странах, и единично — по другим регионам. В текущей прессе США основными авторами статей по Канаде выступают канадцы, а для распространяемой в Канаде американской прессы установлено требование включения материалов канадского содержания.
Важным инструментом реализации внешнеполитических установок Канады были и остаются программы международного содействия развитию, которые активно реализуются с конца 1960-х годов. Эти программы всегда рассматривались Оттавой в контексте решения разнообразных и многосторонних задач, в том числе для получения экономических дивидендов, повышения политического влияния, противодействия глобальным угрозам. Особое значение имеет возможность использования фактора развивающихся стран для улучшения канадско-американских отношений — Вашингтон ценит помощь Канады в демократизации режимов авторитарных государств. Вместе с тем различные двусторонние отношения в содействии развитию имели и прагматические экономические мотивы в продвижении канадского бизнеса за рубежом, в поисках особой «ниши» для Канады в международном разделении труда. Именно этими обстоятельствами можно объяснить экономическую помощь Кубе в 1980-е годы (строительство аэропорта и другие проекты), а также программы КАМР в России (1992—2010 гг.). Неслучайно с началом последних программ отдельно создается Ассоциация канадского бизнеса в России, объединяющая канадские компании и многие из российских партнеров. Ныне это объединение трансформировано в «Канадскую евразийско-российскую бизнес-ассоциацию» (Canadian Eurasia Russia Business Association), которая ведет не только информационную и координирующую, но и лоббисткую деятельность на евразийском пространстве, главным образом в России.
Содействие международному развитию осуществляется Канадой и через международные организации ООН, а также в рамках Британского содружества и Франкофо-нии, членами которых является Канада.
Канадская модель содействия развитию, отражающая общие тенденции международной политики в данной области, имеет ряд особенностей, обусловленных своеобразием политической культуры и массового сознания канадцев. Смена географических и социальных приоритетов, сужение круга получателей финансирования, ограничение практики «увязок» свидетельствуют об осуществляемой корректировке политики. Она является частью общего пересмотра международным сообществом стратегии устойчивого развития с целью повышения эффективности результатов. Будущее программ помощи также напрямую зависит от состояния мировой экономики и преодоления посткризисных явлений.
Весьма разнообразны и другие механизмы «мягкой силы», которые ныне применяются на государственном уровне. Начиная от продвижения своих спортивных до-
стижений, например, в области хоккея, и заканчивая широкими образовательными возможностями, которые предоставляются потенциальным потребителям за рубежом. Особого внимания заслуживает работа внешнеполитического ведомства Канады с академическими кругами за рубежом, поощряющая изучение Канады. Однако наиболее успешной для повышения международного имиджа страны можно считать активную работу с этническими диаспорами Канады и иммигрантами, включая систему отбора, приема и предоставления гражданства переселенцам.
Как отмечает бывший премьер-министр страны Дж. Кларк, Канада должна «мобилизовать свои возможности в “мягкой силе”, чтобы быть равным партнером с теми, кто обладает “твердой силой”» [Dias, 2013].
И действительно, акцент во внешней политике Канады на инструменты «мягкой силы» обеспечивает этой стране, относящейся к державам «среднего ранга», международный авторитет и место среди ведущих стран мира.
Литература
ИСКРАН (2013) Экономика и политика Канады / под ред. В.И. Соколова. Институт США и Канады РАН. М.: Инфо-Да.
Исраелян Е.В. (2010) Итоги канадской программы технического сотрудничества с Россией // Россия и Америка в XXI веке. Электронный научный журнал. № 2. Режим доступа: http://www.msus. ru/?act=read&id=204 (дата обращения: 12.01.2014).
Исраелян Е.В. (2011) Ценностные ориентиры внешней политики Канады // США — Канада: экономика, политика, культура. № 6. С. 21—34.
Исраелян Е.В., Евтихевич Н.С. (2013) Гуманитарные аспекты внешней политики Канады. М: Инфо-Да.
Соколов В.И., Пономарева Н.С. (2004) Неправительственные организации в Канаде: профиль и деятельность // США — Канада: экономика, политика, культура». № 7. C. 43—52.
AUCC (2013) Association of Universities and Colleges of Canada. International Development. Режим доступа: http://www.aucc.ca/programs-services/international-programs/ (дата обращения: 21.12.2013).
Byers M. (2012) Who do they think we are? Globe and Mail. 23 August.
CIDA (2009) Ukraine country strategy (Effective as of 2009). Режим доступа: http://www.acdi-cida.gc.ca/ INET/IMAGES.NSF/vLUImages/Countries-of-Focus/$file/Ukraine-Country-Strategy-2009.pdf (дата обращения: 13.01.2014).
CPS (2013) Colombo Plan for Cooperative Economic and Social Development in Asia and the Pacific. Режим доступа: http://www.colombo-plan.org/index.php/about-cps/history/ (дата обращения: 12.12.2013).
Desjardins (2013) International development. Режим доступа: http://www.desjardins.com/en/a_propos/pro-fil/histoire/diversification/dev_international.jsp (дата обращения: 25.12.2013).
DFAIT (1995) Canada in the World Government Statement. Department of Foreign Affairs and International Trade. Ottawa.
DFAIT (2000) Freedom from Fear: Canada’s Foreign Policy for Human Security. Department of Foreign Affairs and International Trade Canada. Ottawa.
DFAIT (2005) Canada’s International Policy Statement: A Role of Pride and Influence in the World, Defense. Department of Foreign Affairs and International Trade. Ottawa.
DFATD (2011a) Foreign Affairs, Trade and Development Canada Funding for International Development Projects. Statistical Report on International Assistance 2010—2011. Режим доступа: http://www.acdi-cida. gc.ca/acdi-cida/ACDI-CIDA.nsf/eng/DEN-316134517-NTV (дата обращения: 25.12.2013).
DFATD (2011b) Statistical Report on International Assistance 2010—2011. Режим доступа: http://www.acdi-cida.gc.ca/acdi-cida/ACDI-CIDA.nsf/eng/ANN-321112057-KZN (дата обращения: 17.01.2014).
DFATD (2013a) The Busan Partnership for Effective Development Cooperation. Режим доступа: http:// www.acdi-cida.gc.ca/acdi-cida/acdi-cida.nsf/eng/HEL-1118125514-P23 (дата обращения: 21.12.2013).
DFATD (2013b) Ukraine. Режим доступа: http://www.acdi-cida.gc.ca/ukraine-e (дата обращения: 21.12.2013).
DFATD (2013c) Where we work in International Development. Режим доступа: http://www.acdi-cida.gc.ca/ acdi-cida/acdi-cida.nsf/eng/JUD-121194630-KC5 (дата обращения: 15.01.2014).
Dias K. (2013) Time to mobilize Canada’s soft power capacity // The Centre for International Governance Innovation. May 28. Режим доступа: http://www.cigionline.org/blogs/front-row/time-mobilize-canada%E2%80%99s-soft-power-capacity (дата обращения: 15.01.2014).
Financial Statement (2013) Canadian Crossroads International. 31 March. Toronto.
FIT (2013) Foundation for International Training Projects. Режим доступа: http://ffit.org/index.php/proj-ects (дата обращения: 21.12.2013).
Government of Canada (2013) Annual Report to Parliament on Immigration. Режим доступа: http://www. cic.gc.ca/english/resources/publications/annual-report-2013/index.asp (дата обращения: 19.12.2013).
Kirton J. (2007) Canadian Foreign Policy in a Changing World. First Canadian Edition. Toronto: Nelson and Thomson.
Laws Website (2013) Canadian Multiculturalism Act // Justice Law Website. Режим доступа: http://laws-lois. justice.gc.ca/eng/acts/C-18.7 (дата обращения: 11.01.2014).
Mayeda A. (2010) Hard power’ needed for Haiti: Harper // Canwest News Service. 16 February. Режим доступа: http://www.canada.com/news/Hard+power+needed+Haiti+Harper/2572453/story.html (дата обращения: 27.12.2013).
Saul J. (2005) The Collapse of Globalism and the Rebirth of Nationalism. Toronto: Penguin Books Canada.
Canada: Soft Power as a Basis for Middle Power Foreign Policy
E. Issraelyan, V. Sokolov
Evgenia Issraelyan — PhD in History; Senior Research Fellow of Institute for United States and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences; 2/3 Khlebny per., 123995 Moscow, Russian Federation; E-mail: [email protected]
Vassili Sokolov — PhD in Economics; Head of Department of Institute for United States and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences; 2/3 Khlebny per., 123995 Moscow, Russian Federation; E-mail: [email protected]
Abstract
The article presents the concepts, mechanisms and practical steps undertaken by Canada for its soft power application. As a middle power, Canada uses soft power for foreign policy purposes, engaging frequently in actions humanitarian engagement, peacekeeping and official development assistance. The country occupies a respectable position in the modern international mosaic. Canadian foreign policy has included several theoretical approaches developed by Canadians, such as multilateralism and the concept of human security. Canadian values such as multiculturalism, protection of minority rights, gender equality and peacekeeping, are supported by scientific development and concrete practice and now promoted abroad. Those values include multiculturalism, the protection of minority rights, gender equality and peacekeeping. The ideology of Canadian values remains important for domestic purposes, creating the common ground for a multi-ethnic society that includes many immigrants.
Canada’s Department ofForeign Affairs, Development and Trade is responsible for promoting Canadian values beyond the country’s boundaries, through programs that provide economic and humanitarian assistance, develop commercial and scientific-technical relations, and support academic cooperation in various countries. Civil society organizations, including those created by decisions of the Parliament, play an active role and are engaged in education, research projects, healthcare delivery and volunteering. Universities play a special role in Canadian soft power by developing academic relations in many countries and, importantly, attracting a significant number of foreign students. Finally, immigrant and ethnic communities, maintaining the direct relations with their former countries, are a vital resource for the application of Canadian soft power. The article considers special features and specific forms of soft power characteristic to Canada.
Key words: Canadian foreign policy, Canada, soft power, middle power, international development, education
References
AUCC (2013) Association of Universities and Colleges of Canada. International Development. Available at: http://www.aucc.ca/programs-services/international-programs/ (accessed 21 December 2013).
Byers M. (2012) Who do they think we are? Globe and Mail. 23 August.
CIDA (2009) Ukraine country strategy (Effective as of 2009). Available at: http://www.acdi-cida.gc.ca/INET/ IMAGES.NSF/vLUImages/Countries-of-Focus/$file/Ukraine-Country-Strategy-2009.pdf (accessed 13 January 2014).
CPS (2013) Colombo Plan for Cooperative Economic and Social Development in Asia and the Pacific. Available at: http://www.colombo-plan.org/index.php/about-cps/history/ (accessed 12 December 2013).
Desjardins (2013) International development. Available at: http://www.desjardins.com/en/a_propos/profil/ histoire/diversification/dev_international.jsp (accessed 25 December 2013).
DFAIT (1995) Canada in the World Government Statement. Department of Foreign Affairs and International Trade. Ottawa.
DFAIT (2000) Freedom from Fear: Canada’s Foreign Policy for Human Security. Department of Foreign Affairs and International Trade Canada. Ottawa.
DFAIT (2005) Canada’s International Policy Statement: A Role of Pride and Influence in the World, Defense. Department of Foreign Affairs and International Trade. Ottawa.
DFATD (2011a) Foreign Affairs, Trade and Development Canada Funding for International Development Projects. Statistical Report on International Assistance 2010—2011. Available at: http://www.acdi-cida.gc.ca/acdi-cida/ACDI-CIDA.nsf/eng/DEN-316134517-NTV (accessed 25 December 2013).
DFATD (2011b) Statistical Report on International Assistance 2010—2011. Available at: http://www.acdi-cida. gc.ca/acdi-cida/ACDI-CIDA.nsf/eng/ANN-321112057-KZN (accessed 17 January 2014).
DFATD (2013a) The Busan Partnership for Effective Development Cooperation. Available at: http://www. acdi-cida.gc.ca/acdi-cida/acdi-cida.nsf/eng/HEL-1118125514-P23 (accessed 21 December 2013).
DFATD (2013b) Ukraine. Available at: http://www.acdi-cida.gc.ca/ukraine-e (accessed 21 December 2013).
DFATD (2013c) Where we work in International Development. Available at: http://www.acdi-cida.gc.ca/acdi-cida/acdi-cida.nsf/eng/JUD-121194630-KC5 (accessed 15 January 2014).
Dias K. (2013) Time to mobilize Canada’s soft power capacity. The Centre for International Governance Innovation. 28 May. Available at: http://www.cigionline.org/blogs/front-row/time-mobilize-canada%E2%80%99s-soft-power-capacity (accessed 15 January 2014).
Financial Statement (2013) Canadian Crossroads International. 31 March. Toronto.
FIT (2013) Foundation for International Training Projects. Available at: http://ffit.org/index.php/projects (accessed 21 December 2013).
Government of Canada (2013) Annual Report to Parliament on Immigration. Available at: http://www.cic.gc.ca/ english/resources/publications/annual-report-2013/index.asp (accessed 19 December 2013).
ISKRAN (2013) Ekonomika ipolitika Kanady [Canadian Economy and Politics] (eds. V. I. Sokolov), Moscow: Info-Da.
Issraelyan E.V (2010) Itogi kanadskoi programy tekhnicheskogo sotrudnichestva s Rossiei [Outputs of Canadian Technical Cooperation Program in Russia]. Rossiya IAmerika v XXI veke. Elektronnyi nauchnyi jurnal, no 2. Available at: http://www.rusus.ru/?act=read&id=204 (accessed 12 January 2014).
Issraelyan E.V. (2011) Tsennostnye orientiry vo vneshnei politike Kanady [“Canadian Values” in Canada’s Foreign Policy]. SShA-Kanada: ekonomika, politika, kultura, no 6, pp. 21-34.
Issraelyan E.V., Evtikhevich N.S. (2013) Gumanitarnyeaspekty vneshnei politikiKanady [Humanitarian Aspects of Canadian Foreign Policy]. Moscow: Info-Da.
Kirton J. (2007) Canadian Foreign Policy in a Changing World. First Canadian Edition. Toronto: Nelson and Thomson.
Laws Website (2013) Canadian Multiculturalism Act. Justice Law Website. Available at: http://laws-lois.justice. gc.ca/eng/acts/C-18.7 (accessed 11 January 2014).
Mayeda A. (2010) Hard power’ needed for Haiti: Harper. Canwest News Service. 16 February. Available at: http://www.canada.com/news/Hard+power+needed+Haiti+Harper/2572453/story.html (accessed 27 December 2013).
Saul J. (2005) The Collapse of Globalism and the Rebirth of Nationalism. Toronto: Penguin Books Canada.
Sokolov V.I., Ponomareva N.S. (2004) Nepravitelsvennye organizatsii v Kanade: profil’ I deyatel’nost’ [Nongovernmental Organizations in Canada: Outline and Activities]. SShA-Kanada: ekonomika, politika, kultura, no 7, pp. 43-52.