)УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кутвфина (МГЮА)
Кабышев С. В.
Канада — лидер конституционного мейнстрима?
КАНАДА — ЛИДЕР КОНСТИТУЦИОННОГО
МЕЙНСТРИМА?
В статье рассматриваются современные тенденции глобального сравнительного конституционализма, а также основные направления конституционализации правовой системы Канады. Делается вывод о последовательной конституционно-правовой политике государства по воплощению конституционных ценностей в жизнь канадцев, которая позволяет Канаде быть идеальной моделью сравнительного права. Ключевые слова: правовая система Канады, Хартия прав и свобод Канады, конституционализация, конституционно-правовая политика.
S. V. KABYSHEV,
PhD in Law, Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSLA)
IS CANADA THE LEADER OF THE CONSTITUTIONAL MAINSTREAM?
This article presents the contemporary tendencies of global comparative constitutionalism, as well as the principal directions of constitutionalization of the Canadian legal system. The conclusion is made about the consistent constitutional and legal government policy on implementation of constitutional values into the Canadians lives, which allows Canada to be the ideal model of comparative law. Keywords: Canadian legal system, Canadian Charter of Rights and Freedoms, constitutionalization, constitutional and legal policy.
Сергей
Владимирович КАБЫШЕВ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
В 2012 г. американские ученые Дэвид Лоу из Университета Вашингтона в Сент-Луисе и Мила Верстег из Университета Вирджинии опубликовали результаты своего сравнительного исследования конституционных реформ в более чем 80 странах мира последних трех десятилетий. По их мнению, Конституция США, которая была принята 17 сентября 1787 г. и 200 лет являлась образцом при разработке конституций большинства стран, становится все более далекой от «конституционного мейнстрима», а титул идеальной модели сравнительного конституционализма переходит к Канаде1.
В качестве возможных причин такой ситуации авторы называют:
1. Появление более привлекательных конституционных систем, в которых закреплены национальные ценности и традиции, а не скопированы универсальные нормы о правах человека.
2. Общее снижение американской гегемонии в мире.
Law D. S., Versteeg M. The Declining Influence of the United States Constitution // New York University Law Review. 2012. Vol. 87. № 3. P. 762—858.
Ш m
Л
4 □
"0
5 "0
£ m
наук1
© С. В. Кабышев, 2015
>
92 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ /^З^ерситета
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
3. Судебное местничество.
4. Конституционное устаревание.
5. Эффект усталости от «американской исключительности»2.
Вполне естественно, что этот сенсационный вывод вызвал бурную научную дискуссию в США и Канаде3.
Даже член Верховного суда США Рут Бейдер Гинзбург, которая давала клятву « поддерживать и защищать Конституцию Соединенных Штатов Америки от всех врагов»4, заявила об утрате ее влияния в мире и рекомендовала обращаться к более современным конституционным документам Южной Африки и Канады, где, по ее мнению, удалось добиться прогресса в реальной защите прав граждан5.
Выдвижение Канады на роль лидера конституционного мейнстрима — это откровение6. Тем более что доминируют представления о правовой системе Канады как о слепке с английского образца, модифицированного под влиянием США7. Отражают ли они реальную картину? По мнению Д. Лоу и М. Верстег — нет.
Конституционная история Канады началась в 1867 г., когда английским парламентом был принят Акт о Британской Северной Америке. Правовая система Канады была основана на английском общем праве, в провинции Квебек применялось французское гражданское право, при этом сильное влияние оказывали американские правовые доктрины. Невозможно было игнорировать и традиции коренных народов Канады и обычаи, привнесенные многочисленными иммигрантами. Элементы правовой системы Канады представляли собой различные культуры и традиции, нередко они находились в состоянии конфликта.
Когда же в 1982 г. произошла «патриация»8 Конституции Канады, наступила новая эра в развитии Канады, цель которой Пьер Эллиот Трюдо, на тот момент премьер-министр Канады, сформулировал так: «создание общества, в котором все люди разделяют две главных ценности — свободу и равенство: где все равны между собой и имеют оди-
Law D. S., Versteeg M. Op. cit.
Choudhry S. Method in Comparative Constitutional Law: a Comment on Law and Versteeg // New York University Law Review. 2012. Vol. 87. № 6. P. 2078—2087 ; Elkins Z., Ginsburg T., Melton J. Comments on Law and Versteeg's the Declining Influence of the United States Constitution // Ibid. P. 2088—2101 ; Jackson V. C. Comment on Law and Versteeg // Ibid. P. 2102—2117 ; Dodek A. The Canadian Constitution. Toronto : Dundurn Press, 2013 ; Geddes J. Is Canada's Charter Better than the US Constitution? // Globalpost.com. URL: http://www.globalpost.com/dispatches/ globalpost-blogs/commentary/canadas-charter-better-the-us-constitution (дата обращения: 16.01.2015)..
Текст присяги члена Верховного Суда США // Supremecourt.gov. URL: http://www.supreme-court.gov/about/oath/textoftheoathsofoffice2009.aspx (дата обращения: 16.01.2015)..
Supreme Court justice: U.S. Constitution inferior // Wnd.com. URL: http://www.wnd.com/2012/02/ supreme-court-justice-u-s-constitution-inferior/#4FWajU3VPxB5FcG5.99 (дата обращения: 16.01.2015)..
Под конституционным мейнстримом авторы понимают преобладающее направление развития современного конституционализма.
Цвайгерт К., Кётц Х. Сравнительное частное право. М., 2011. С. 227—228.
Patriation (букв. — «возвращение на родину») означало принятие новой формулы изменения Конституции Канады, ликвидировавшей зависимость от Великобритании (даже символическую), в соответствии с которой канадцы обладают всей полнотой власти изменять Конституцию Канады. Конституционный Акт 1982 г. в ст. 2 устанавливает, что никакой акт английского парламента, принятый после 1982 г., не будет распространяться на Канаду и являться частью ее внутреннего права.
4
в
ЕСТНИК Кабышев С. В.
УНИВЕРСИТЕТА Канада — лидер конституционного мейнстрима?
93
имени O.E. Кутвфина (МГЮА)
наковые права, вытекающие из свободы»9. Включение Хартии прав и свобод (далее — Хартия) в Конституционный акт 1982 г.10, по мнению французского профессора Раймона Леже, конституционализировало основные права канадцев11.
Хартия заменила ранее действовавший Билль о правах 1960 г, не имевший силы конституционного закона. Она придала закрепленным в ней правам и свободам высшую юридическую силу по сравнению с другими правами и свободами, в ней не указанными. Несомненным достоинством Хартии явилось закрепление равенства всех перед законом и запрещение дискриминации по признакам расы, национального или этнического происхождения, цвета кожи, религии, пола, возраста, умственных и физических недостатков (ст. 15). Хартия провозгласила официальными английский и французский языки, придав им равный статус.
Феномен «конституционализации», олицетворяющий процессы реализации конституционных прав и свобод, внедрение их в жизнь общества12, является, по нашему мнению, тем ключевым фактором, который объясняет роль Канады на конституционной карте мира .
Конституционализация проявляется в национально-ориентированной внутренней и внешней политике Канады.
Хартия изменила работу правительственных чиновников: основным содержанием их деятельности является осуществление конституционной политики во всех сферах жизни общества. Под «конституционной политикой» в Канаде понимают курс действий государственных и общественных институтов по обеспечению равных возможностей для всех канадцев, реализации ценностей Хартии и прогрессивного развития страны13.
С принятием Хартии начался процесс гармонизации канадской правовой системы в целях отражения особенностей различных источников права в федеральном законодательстве. В 1985 г. были приняты законы о ревизии и консолидации действующего канадского законодательства и правилах его толкования14. В 1988 г. принят Закон об официальных языках Канады15, и федеральное правительство начало разработку своих законопроектов одновременно с двумя разработчиками — франкоязычным юристом (обычно специалистом по континентальному праву) и англоязычным юристом (специалистом по общему праву), чтобы конечный результат учитывал обе системы права. В 1993 г. Министерство юстиции Канады одобрило концепцию применения Гражданского кодекса Квебека в деятельности федерального правительства, в 1995 г. — руководство по разработке законодательных актов (его основная цель — обеспечить максимально полное отражение в каждой языковой версии закона и подзаконного акта обеих систем
Trudeau P. E. Memoirs. Toronto : McClelland & Stewart, 1993.
The Constitution Act. 19В2. Schedule B to the Canada Act 19В2 (UK), 19В2. С. 11 // Canlii.org. URL: https://www.canlii.org/en/ca/laws/stat/schedule-b-to-the-canada-act-19B2-uk-19B2-c-11/ latest/schedule-b-to-the-canada-act-1982-uk-1982-c-11.html (дата обращения: 16.01.2015)..
Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход. М.,
ш
m
2009. С. 117—122. а
12 Graglia L. A. The Legacy of Justice Brennan: Constitutionalization of the Left-Liberal Political ^ Agenda // Washington University Law Review. 1999. Vol. 77. Issue 1. P. 183—192 ; ShmitterP. C. g An Excursus on Constitutionalization // Constitutionalism Web-papers. 2000. № 3. URL: http:/les1. ^ man.ac.uk/con.web ; ВитрукН. В. Верность Конституции. М., 2008. ä
S
13 James P. Constitutional Politics in Canada after the Charter: Liberalism, Communitarianism, and x Systemism. University of British Columbia Press, 2010. P. 174. п
14 Legislation Revision and Consolidation Act, 1985; Interpretation Act, 1985. о
15 Official Languages Act, 1988. наук1 5/2015
9
10
11
94 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ /^З^ерситета
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
права). В 2001 г. в Канаде был принят первый федеральный закон «О гармонизации гражданского законодательства», в 2004 г. — второй и в 2011-м третий16.
По существу, Хартия произвела революцию в Канаде17, она изменила содержание всей правовой системы общества. Появились новые категории, понятия, конструкции, которые отражали объективные закономерности и логику правового развития Канады. Все источники права (прецеденты, доктрины англо-американского права, законы Великобритании и Франции и т.п.), которые раньше применялись в Канаде, подлежали пересмотру на предмет их соответствия канадской Хартии. Хартия прав и свобод, по утверждению Родерика А. Макдональда, который долгие годы был руководителем Федеральной комиссии по правовой реформе, была в основе их подхода к работе по консолидации нормативных актов. Комиссия рекомендовала генерал-губернатору исключать из нормативных актов устаревшие положения, принимая их в новой редакции и объединяя в сводных актах по отраслевому принципу, что также институционализировало законодательство Канады18.
Необходимость решения отмеченных задач вызвала и институциональные изменения в системе органов государственной власти, участвующих в законотворческом процессе.
В 1985 г. был принят закон, регулирующий деятельность Министерства юстиции Канады, которым закреплена его особая роль в подготовке законопроектов19.
Министерство юстиции Канады обладает своеобразной монополией в правительстве на разработку законопроектов. Все инициативы, которые исходят от исполнительной власти любого уровня, оформляются в виде текста законопроекта сотрудниками Министерства юстиции. В Министерстве юстиции создан отдел разработчиков законопроектов (около 100 человек), которые вместе с юристами, работающими в отраслевых министерствах, осуществляют подготовку законопроектов. Разработчики законопроектов — вне политики, они профессионалы и должны составлять документы на основе правил юридической техники, содержащихся в разработанных Министерством юстиции Канады руководствах по составлению законопроектов и актов делегированного законодательства. Самым первым и обязательным элементом процесса разработки законопроекта в Канаде является оценка его основных положений на соответствие Хартии, являющейся составной частью канадской Конституции. Каждый участник законотворческого процесса заполняет специальную таблицу, в которой отмечает свое мнение по вопросам законопроекта. Если есть несоответствие Хартии, все другие позиции таблицы могут не заполняться, пока не снимутся конституционные противоречия. Обращение к конституционным актам — необходимое условие «эмоциональной настройки» на конституционный порядок. Таким образом обеспечивается качество подготовки проекта акта, основанное на объективности, единообразии понимания, с учетом двуязычия, являющегося одной из основных ценностей Хартии. Затем проект поступает замести-
18
Federal Law — dvil Law Harmonization Act.
StrayerB. L. Canada's Constitutional Revolution. University of Alberta Press, 2013. P. 360 ; Kelly J. B, Manfredi C. P. Contested Constitutionalism: Reflections on the Canadian Charter of Rights and Freedoms. University of British Columbia Press, 2009. P. 336 ; Harding M. S, Knopff R. Constitutionalizing Everything: The Role of «Charter Values» // Review of Constitutional Studies. Vol.
18. № 2. URL: http://ualawccsprod.srv.ualberta.ca/ccs/index.php/journals/review-of-constitutional-studies (дата обращения: 16.01.2015)._
Macdonald R. A. Three Centuries of Constitution-Making in Canada: Will There Be a Fourth? // University of British Columbia Lаw Review. 1996. Vol. 30. P. 211—234.
Department of Justice Act, s. 4 (R.S.C., 1985, c. J-2) // Laws-lois.justice.gc.ca. URL: http://laws-lois. justice.gc.ca/eng/acts/J-2/ (дата обращения: 16.01.2015)..
16
17
в
ЕСТНИК Кабышев С. В.
УНИВЕРСИТЕТА Канада — лидер конституционного мейнстрима?
ииаииПГ ^urarhuun /МГ1ПА1 1 11 1 ~ J 1
95
имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)
телю министра юстиции, который должен сделать свой вывод о его соответствии Хартии, подписав специальный сертификат. Тем самым осуществляется предварительный конституционный нормоконтроль20
Хартия конституционализировала и правосознание канадцев. «Хартия изменила работу юристов и сделала ее намного сложнее, — пишет профессор Монреальского университета Жан Леклер. — Главным критерием для них теперь является обеспечение прав и свобод. Это новый способ мышления, позволяющий для обоснования конституционности выводить из Хартии даже неписаные принципы»21. В Хартии содержится требование толковать ее с учетом целей сохранения и приумножения многокультурного наследия канадцев (ст. 27).
Канада стала первым государством, которое утвердило мультикультурализм в качестве основы конституционного строя общества. По результатам переписи населения 2011 г. в Канаде проживают представители 223 национальностей (этнических групп), которые разговаривают более чем на 200 языках22. Мультикультурализм (т.е. постоянная практика компромисса и толерантности) считается основополагающей чертой канадского общества, канадской сущностью, основой канадской самобытности. И даже общеканадской идентичности, т.к. концепция культурной мозаики объединяет канадские сообщества в единую нацию23. В 1988 г. был принят специальный закон о сохранении и развитии мультикультурализма в Канаде24. В основе канадского подхода лежит идея сохранения иммигрантами своей культурной идентичности, в отличие от американского подхода, делающего ставку на их ассимиляцию.
Основными принципами канадского мультикультурализма являются:
— позитивное отношение к этнокультурным различиям. Признание того факта, что культурное многообразие обогащает данное общество, делает его более жизнеспособным;
— право на культурное отличие. Все члены и группы сообщества имеют право на сохранение и поддержание своих культурных особенностей;
— культурная равноценность и взаимная толерантность;
— иерархически структурированная двойная (множественная) идентичность. Каждый индивид по своему выбору может одновременно быть частью нескольких множеств, что делает их пересекающимися. Идентификация себя с государством (гражданская идентификация) является первичной, с той или иной группой — вторичной;
— единство во множественности. Культурная автономия той или иной группы признается в той мере, в какой она не противоречит общим базисным ценностям большинства, с которым идентифицирует себя государство (селективное сохранение культур);
— право на равные шансы. Культурные различия дополняются принципом недискриминации и равенства в социальной сфере25.
Кабышев С. В. Министерство юстиции Канады: позитивный опыт для России // Юридический щ
мир. 2014. № 5. С. 54—57.
m
Л
21 Leclair J. Canada's Unfathomable Unwritten Constitutional Principles // Queen's Law Journal, 2002. Vol. 27. P. 389—443. ^
s
22 Statistics Canada // Statcan.gc.ca. URL: http://www12.statcan.gc.ca/census-recensement/index- ^ eng.cfm?HPA (дата обращения: 16.01.2015). e
23 Russell P. H. Constitutional Odyssey: Can Canadians Become a Sovereign People? University of x Toronto Press, 2004. P. 190—201. к
24 Act for the preservation and enhancement of multiculturalism in Canada, 1988. о
25 Tierney S. Multiculturalism and the Canadian Constitution. UBC Press, 2007. P. 27—35. наук1 5/2015
20
96 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕПКОЙ НАУКИ П5)тт ерситета
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
В целях реализации политики мультикультурализма были приняты серьезные меры: введены федеральные законы об иммиграции и защите беженцев, о вещании (согласно которому периодические издания в стране выходят на 60 языках)26, провинциальные законы27, обеспечено финансирование и создана система государственных органов федерального и провинциального уровней, отвечающих за ее проведение28.
Конечно же, провал идеи мультикультурализма в Европе, о чем официально заявили политические лидеры Англии, Германии и Франции в 2012 г., во многом был обусловлен непоследовательной государственной политикой в этих странах. Но является ли государственная политика залогом устойчивой неконфликтной интеграции этнокультурных и этноконфессиональных сообществ в едином государстве? По мнению Д. Лоу и М. Верстег, конституционализм в большинстве стран связан не с универсальными нормами в области прав человека, а с национальными, культурными, религиозными и социальными ценностями, которые и закреплены в конституциях29. То есть государственная политика должна быть основана на национальных конституционных ценностях?
Статья 52 канадского Конституционного акта 1982 г. устанавливает, что любой закон, который не соответствует Хартии (или иным положениям Конституции Канады, которая включает в себя также Акт о Британской Северной Америке 1867 г. и все дополнения к нему), не имеет юридической силы. А в ст. 1 и 7 Хартии закреплено, что законодательные ограничения гарантируемых ею прав и свобод должны быть разумными и оправданными в свободном и демократическом обществе, и только суд может признать закон, не соответствующий положениям Конституции, недействительным.
В 1985 г. был принят новый закон о Верховном суде Канады30, укрепляющий его статус высшей судебной инстанции в стране. В соответствии с ним Верховный суд не только остался главным апелляционным судом Канады, но и был наделен полномочиями по проверке конституционности федеральных и провинциальных законов, подзаконных актов, полномочий парламента Канады, законодательных собраний провинций и их правительств. Суд рассматривает дела на основе ценностей, закрепленных в Хартии. Он выступает советником федерального правительства, рассматривая по его запросу вопросы о толковании Конституции. Суд обеспечивает единство, согласованность понимания конституционных принципов во всей правовой системе Канады31.
За 30 лет, прошедших после принятия Хартии, Верховный суд Канады рассмотрел около 500 конституционных дел, из них в 40 % требования истцов были удовлетворены32.
27
28
Broadcasting Act, 1991.
Например: The Manitoba Multiculturalism Act, 1992.
Министерство наследия Канады и Министерство иммиграции и мультикультурных связей провинции Онтарио // URL: http://canadianheritage.gc.ca/ (дата обращения: 16.01.2015)..
Law D. S., Versteeg M. Op. cit. P. 762—858.
Supreme Court Act (R. S. C., 1985, c. S-26) // Laws-lois.justice.gc.ca/ URL: http://laws-lois.justice. gc.ca/eng/acts/S-26/ (дата обращения: 16.01.2015).
Allard F. The Supreme Court of Canada and Its Impact on the Expression of Bijuralism. Department of Justice, 2001 // Justice.gc.ca. URL: http://www.justice.gc.ca/eng/rp-pr/csj-sjc/harmonization/ hfl-hlf/b3-f3/bf3a.pdf (дата обращения: 16.01.2015) ; L'Heureux-Dube C. Bijuralism: A Supreme Court of Canada Justice's Perspective // Louisiana Law Review. Vol. 62. № 2. Winter 2002. P. 450—465.
McLachlin B. The Canadian Charter of Rights and Freedoms. First 30 Years: A Good Beginning // Supreme Court Law Review. 2013. Vol. 61. P. 25.
26
2S
30
31
в
ЕСТНИК Кабышев С. В.
УНИВЕРСИТЕТА Канада — лидер конституционного мейнстрима?
UUSÜU П Г t'uroibuji /МГ1ПА1 1 11 1 ~ J 1
97
имени O.E. Кутвфина (МГЮА)
Канадские ученые подчеркивают, что сама процедура подготовки и рассмотрения дел Верховным судом Канады подверглась конституционализации33. Это выразилось в концепции прогрессивного «конституционного» и целенаправленного толкования правовых норм, с помощью которого: уточняется нормативное содержание статьи закона; преодолеваются коллизии между нормами путем поиска баланса содержащихся в них конкурирующих конституционных ценностей; выявляются системные, иерархические связи между отдельными нормами правовых институтов защиты прав и свобод; придается новое, современное содержание норме «доконституционного» закона. В отношении Хартии Суд признал, что он поддерживает «широкое толкование, без того, что называется "аскетизм упорядоченного формализма", направленное на предоставление гражданам в полной мере упомянутых фундаментальных прав и свобод»34.
Верховный суд Канады интерпретирует Конституцию таким образом, что в Канаде не может быть конкуренции правовых систем, поскольку они являются отражением разнообразия и мультикультурности канадской нации. Различия должны разрешаться на основе баланса, учитывающего взаимные уступки, но никак не в режиме конфликта. Необходимо искать пути смягчения, разрешения возможных коллизий.
Для этого Верховным судом были выработаны правовые позиции, которыми должны руководствоваться все при создании и применении законов. Среди них:
— обеспечивать такое соотношение между различными правовыми традициями, при котором соблюдаются конституционные принципы и учитывается контекст применения правовой нормы;
— принимать во внимание, что юридическая норма может опираться на несколько институтов, относящихся к различным правовым традициям, и применяться по-разному в зависимости от места ее применения, с учетом соотношений между федеральным законом и законами провинций;
— всегда тщательно проверять, насколько необходима унификация законодательных норм;
— иметь двойной взгляд на разработку концепции и подходить с различных точек зрения на выработку юридического языка;
— упрощать тексты законов и делать их более нейтральными;
— всегда учитывать и прогнозировать последствия, к которым могут привести новые законы35.
Такой подход обеспечивал конституционализацию как общего, так и гражданского права в Канаде36.
33
Morgan E. Constitutionalizing Procedure // Special Lectures 2001 : Constitutional and Administrative Law / Law Society of Upper Canada, ed. Irwin Law. December, 2002. P. 1—26.
MillerB. W. Beguiled by Metaphors: The 'Living Tree' and Originalist Constitutional Interpretation in Canada // The Canadian Journal of Law and Jurisprudence. 2009. Vol. 22. P. 331 ; Randal N. M. Graham Right Theory Wrong Reasons: Dynamic Interpretation, the Charter and «Fundamental Laws» ffi // Supreme Court Law Review. 2006. Vol. 34. P. 169—226 ; Huscroft G. A Constitutional «Work in 7; Progress»? The Charter and the Limits of Progressive Interpretation // Supreme Court Law Review. □ 2004. Vol. 23. №. 2. R 413—438.
Bastarache M. The Harmonization of Federal Legislation with the Civil Law of the Province of Que- n
bec and Canadian Bijuralism. Ottawa, 2001. P. 19—26. Ä
Kaplan S. C. "Grab Bag of Principles" or Principled Grab Bag? The Constitutionalization of Com- X
mon Law // South Carolina Law Review. 1998. Vol. 49. P. 463—525 ; Roach K. Constitutional and □
Common Law Dialogues Between the Supreme Court and Canadian Legislatures // Canadian Bar □
Review. 2001. Vol. 80. P. 481—533 ; KernerA. In Purist of Equality: Rethinking the Constitutional- 5
ization of Labour Rights after Frazer // Law Review University of Victoria. 2013. Vol. 18. P. 81—103. hayki
34
35
36
98 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ /^З^ерситета
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
Прав В. И. Лафитский, отметивший существование такого универсального закона развития права, как сохранение многообразия жизни природы и права. Какой бы силой ни обладали процессы глобализации, право сохраняет разнообразие и определенный баланс своих традиционных форм37.
Так, в странах исламского права складывается форма светского теократического конституционализма38. Если она обеспечивает баланс различных форм регуляции в обществе, значит, она конституционна?
В решении от 28 февраля 1986 г. по делу Р. V. ОаквБ39 Верховный суд Канады постановил, что гарантируемые Хартией права могут быть ограничены только законом и только эти ограничения могут быть открыто обоснованы в свободном и демократическом обществе. Такая канадская модель обоснования неконституционности стала основной при рассмотрении дел не только в Верховном суде Канады40, но и в судах Австралии, Гонконга, Ирландии, Израиля41, Ямайки, Намибии, Зимбабве и др.42
Верховный суд Канады, по мнению американских ученых, стал образцом в поддержании баланса конституционных ценностей, тогда как Верховный суд США полностью утратил эту роль, после того как республиканцы и демократы превратили его в орудие идеологической битвы43.
В рамках статьи мы лишь фрагментарно обозначили основные направления и содержание процессов конституционализации правовой системы Канады. Есть там свои проблемы. Но тот факт, что Канада последние 20 лет занимает первые места в авторитетных международных рейтингах самых благополучных стран по качеству жизни44 и верховенству права45, требует глубокого изучения. Не происходит ли это благодаря последовательной конституционно-правовой политике государства по воплощению конституционных ценностей в жизнь канадцев? Что привлекает многих граждан различных стран мира в отношении переезда в Канаду на постоянное место жительства?46
Полагаем, исследователям стоит обратить внимание на изучение канадского конституционализма для поиска новых ценностных критериев модернизации национальных правовых систем.
40
41
Лафитский В. И. Универсальные законы развития права // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2014. № 5. С. 827—831.
BackerL. Theocratic Constitutionalism: An Introduction to a New Global Legal Ordering // Indiana Journal of Global Legal Studies. 2009. Vol. 16. № 1. Р. 85—169.
R. v. Oakes. 1986.1 SCR 103.
Sullivan R. Statutory Interpretation. Oxford, 2007. P. 201—234.
Weinrib L. The Canadian Charter as a Model for Israel's Basic Laws // Constitutional Forum. 1993. Vol. 4. P. 85.
42 Choudhry S. So What is the Real Legacy of Oakes? Two Decades of Proportionality Analysis Under the Canadian Charter's Section 1 // Supreme Court Law Review. 2006. Vol. 34. № 2. P. 501—525.
43 Constitutional Politics in Canada and the United States / by Stephen L. Newman (Editor). State Univ. of New York Pr. 2004. P. 282 ; Ibbitson J. The Charter Proves to be Canada's Gift to World // The Globe and Mail Published Sunday, Apr. 15 2012. URL: http://www.theglobeandmail.com/ news/politics/the-charter-proves-to-be-canadas-gift-to-world/article4100561/ (дата обращения: 16.01.2015).
44 URL: http://www.oecdbetterlifeindex.org/ (дата обращения: 16.01.2015).
45 URL: http://worldjusticeproject.org/ (дата обращения: 16.01.2015).
46 Темпы роста населения Канады за счет иммигрантов являются самыми высокими в мире, наряду с Австралией, Новой Зеландией и Швейцарией // Statcan.gc.ca. URL: http://www.statcan. gc.ca/daily-quotidien/140926/dq140926b-eng.htm?HPA (дата обращения: 16.01.2015).
37
38
39