УДК 32.019.51
Социологические науки
Пономарев Николай Филиппович, кандидат филологических наук, доцент, кафедра журналистики и массовых коммуникаций, Пермский государственный национальный исследовательский университет
КАМПАНИЯ ЗАПУГИВАНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АМПЛИФИКАЦИЯ
Аннотация: В статье выявляется и анализируется паттерн стандартной кампании запугивания в транскоммуникации, в частности, механизмы медиахайпа и новостных волн, роль антрепренёров страха и функция фобического нарратива. Особое внимание уделяется целям и результатам социальной амплификации рисков в контексте медиафрейминга ситуации и конструирования медиа-образа Враг Народа.
Ключевые слова: кампания запугивания, антрепренёры страха, медиахайп, социальная амплификация, медиафрейминг, онлайн-буря, новостные волны, политическое фиаско.
Abstract: The article identifies and analyzes the pattern of a standard scare campaign in transcommunication, in particular, the mechanisms of the media hype and news waves, the role of fear entrepreneurs and the function of the phobic narrative. Particular attention is paid to the goals and results of social amplification of risks in the context of media framing the situation and constructing the media image of the Enemy of the People.
Keywords: scare campaign, fear entrepreneurs, media hype, social amplification, media framing, online firestorm, news waves, political fiasco.
Страх стал преобладающей эмоцией в современных обществах, в частности, благодаря регулярным кампаниям запугивания [17], которые организуются влиятельными политическими, экономическими, религиозными и
культурными акторами в своих собственных интересах: «Страх не возникает просто так, он социально конструируется, а затем его используют те, кто стремится извлечь выгоду» [1].
Антрепренёры страха [6] в обязательном порядке привлекаются к разработке информационных войн, пропагандистских и инновационных кампаний: «Группа профессиональных антрепренеров страха работает сверхурочно.. , чтобы раздуть угрозы, с которыми мы сталкиваемся, и превратить относительно нормальные риски в потенциальную катастрофу» [5, с. 33].
Эффективность запугивания зависит не столько от измеримых материальных факторов, сколько от оценки потенциальной жертвой вероятности риска, значимости негативных последствий для жертвы, эффективности существующих контрмер и способности жертвы уберечь себя [14]. Всё эти социально-психологические предпосылки формируется с помощью медийных фобических нарративов [12]), которые задают правила чувствования [5]: «Страх все меньше переживается на собственном опыте и всё больше переживается на дискурсивном и абстрактном уровне... Произошел общий сдвиг от ужасной жизни к жизни с устрашающими новостными медиа» [8, с. 43].
Власть часто инициирует запугивающие дискурсы для отвлечения внимания граждан от управленческих провалов и технологических неудач (политическое фиаско [3]): «В значительной степени раздутые и необоснованные страхи в новостных медиа и политических кампаниях вместе с непомерными усилиями по их парированию позволяют людям игнорировать, избегать или притворяться не замечать другие, до боли близкие страхи» [7, с. 301].
Обозначим стандартный сценарий запугивающей кампании как кризисного компонента информационной политики власти.
Яркое событие-триггер, воспринимаемое в обществе как очередное подтверждение некомпетентности власти, используется (назначенными?)
моральными антрепренёрами и экспертами для запуска в кооперации с мейнстримными новостными медиа-истории Происки Врага Народа вплоть до перерастания в медиахайп [15]: «При запусках космических кораблей 'окно' предоставляет благоприятную возможность для старта. Контрольные планеты правильно выстроились, но не останутся в таком положении надолго. Таким образом, старт должен произойти, когда 'окно' открыто, чтобы не упустить возможность. Однажды потерянная, эта возможность может повториться, но астронавты и инженеры должны ждать до тех пор, пока оно снова не откроется» [11, с. 174].
Медиахайп как резкий взлет и скоротечное пребывание темы на высших позициях в медиаповестке дня разгоняет новостные волны [4], и одновременно побуждает вовлеченных или причастных акторов к поспешным действиям, которые провоцируют новые медиа-истории, которые привлекают общественное внимание, которое подгоняет медиа-агентов, и так вплоть до локальных онлайн-штормов [13].
С одной стороны, медиахайп и новостные волны раскручивают спираль социальной амплификации риска [10], вследствие чего первоначальный эпизодический фрейм события-триггера замещается адвокатским тематическим фреймом кризисной ситуации: «Медиахайпы создают симбиоз, в котором политики, так сказать, презентуют старое вино в новых бутылках, а медиа расставляют эти бутылки на полках» [16, с. 161]).
С другой стороны, медиахайп и новостные волны выносят из социосферы в медиасферу преимущественно зловредные действия и результаты уже назначенного Врага Народа, а также акцентируются исключительно на негативных оценках лидерами общественного мнения.
Враги Народа конструируются из оппозиционных акторов или протестных групп в роли актуальных воплощений и персонификаций смертельной угрозы: «Связывание якобы девиантных действий в разных сферах с атипическими акторами... закручивает 'спираль означивания', которая не только детализирует и усиливает УГРОЗУ, но и продвигает на первый план не
только ее, но и тех, кто ее воплощает.., чтобы легитимировать [жесткий] социальный контроль» [3, с. 122]. Более того: «'Спираль означивания' вторгается в общественное сознание и оркестрирует общественное согласие, возбуждая и распространяя обеспокоенность общественности из-за якобы ускоряющегося краха социального и морального порядка» [9, с. 458-459].
Стратегия публичного запугивания может осуществляться и без Врагов Народа как одушевленных носителей Зла, но и за счет персонификации любых природных или техногенных факторов как агентов, включая коронавирус COVID-19.
Библиографический список:
1. Altheide D.L. Creating fear: News and the construction of crisis. N.Y.: Aldine de Gruyter, 2002.
2. Bovens M.A.P., 't Hart P., Dekker S., Verheuvel G. The politics of blame avoidance: Defensive tactics in a Dutch crime-fighting fiasco // When things go wrong: Organizational failures and breakdowns / ed. H.K. Anheier. Thousand Oaks: SAGE Publications, 1999. P. 123-147.
3. DeYoung M. Folk devils reconsidered // Moral panics and the politics of anxiety / ed. S. Hier. N.Y.: Routledge, 2011. P. 118-133.
4. Fishman M. Manufacturing the news. Austin: University of Texas Press,
1980.
5. Furedi F. How fear works. Culture of fear in the 21st century. London: Bloomsbury Continuum. 2018.
6. Furedi F. The only thing we have to fear is the 'culture of fear itself // American journal of sociology. 2007. Vol. 32. P. 231-234.
7. Glassner B. The construction of fear // Qualitative sociology. 1999. Vol. 22 (4). P. 301-309.
8. Grupp S. The political implications of a discourse of fear // Master Thesis. New York University, 2002.
9. Ingraham C., Reeves J. New media, new panics // Critical studies in
media communication. 2016. Vol. 33 (5). P. 455-467.
10. Kasperson R.E., Renn O., Slovic P., Brown H.S., Emel J., Goble R., Kasperson J.X., Ratick S. The social amplification of risk: A conceptual framework // Risk analysis. 1987. Vol. 8 (2). P. 177-187.
11. Kingdon J.W. Agendas, alternatives and public policies. N.Y.: Harper Collins Publishers, 1984.
12. Morris M. White panic of Mad Max and the sublime // Trajectories: Inter-Asian cultural studies / ed. C. Kuan-Hsing. London: Routledge, 1998. P. 80104.
13. Pfeffer J., Zorbach T., Carley K. Understanding online firestorms: Negative word-of-mouth dynamics in social media networks // Journal of marketing communications. 2014. Vol. 20 (1-2). P. 117-128.
14. Rogers R.W. Cognitive and physiological processes in attitude change: A revised theory of protection motivation // Social psychophysiology / ed. J. Cacioppo, R. Petty. N.Y.: Guildford Press, 1983. P. 153-176.
15. Vasterman P.L. Media-hype: Self-reinforcing news waves, journalistic standards and the construction of social problems // European journal of communication. 2005. Vol. 20 (4). P. 508-530.
16. Wien C. Much ado about nothing. Five media hypes in a comparative perspective // From media hype to twitter storm. news explosions and their impact on issues, crises and public opinion / ed. P. Vasterman. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2018. P. 149-165.
17. Witte K., Allen M. A meta-analysis of fear appeals: Implications for effective public health campaigns // Health education and behavior. 2000. Vol. 27 (5). P. 591-615.