КАМЧАТКА В СИСТЕМЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
С.С. Трифонов (КамчатГТУ)
В статье рассмотрены актуальные проблемы Камчатской области как периферийного региона Российской Федерации в геополитическом аспекте национальной безопасности. Работа содержит оценки факторов контроля над данной территорией.
Особое внимание уделено экономическому развитию области и демографическому потенциалу территории, реально определяющим перспективы Камчатской области.
The article represents current problems of Kamchatsky region as periphery of Russian Federation in geopolitical aspect of national security. This work also evaluates the factors of control over this territory.
Special attention is paid to economic development of the region and its demographic potential, which determine the perspectives of Kamchatsky region.
Приоритетным интересом каждого государства является обеспечение его национальной безопасности. Национальная безопасность имеет многофакторную природу: в ее комплекс входят экономический, политический, социальный, экологический, геополитический факторы.
Геополитический фактор отражает реальную потребность (в данном случае потребность общества) контролировать пространство для использования содержащихся в нем ресурсов с целью выживания и развития. В этом заключается геополитическая безопасность каждого государства.
Процессы трансформации геополитического пространства, находящегося под контролем, являются постоянными процессами. Они отражают устойчивость развития или упадок государства во всех направлениях его деятельности. Основами геополитической стратегии государства служат концепции геополитики. В них через набор ключевых понятий отражаются геополитические процессы. Обычно концепции создают дихотомии, определяющие формы контроля над пространством. Одним из таких понятий является противостояние стран Моря и Суши -талассократического и теллурократического блоков. В основе такого деления лежит классификация по наличию выхода к морям и возможности их использовать.
Одной из геополитических теорий была концепция «географической оси истории», созданная британским исследователем Х. Дж. Маккиндером. Он сформулировал учение об осевом регионе, основой которого было евразийское пространство, географически совпадавшее с границами Российской империи, а затем СССР. В своем докладе на заседании Королевского географического общества 25 апреля 1904 г. он отметил: «Разве не является осевым регионом в мировой политике этот обширный район Евразии, недоступный судам, но доступный в древности кочевникам... Здесь существовали и продолжают существовать условия, многообещающие (хотя и ограниченные определенным фактором) для развития военных и промышленных держав» [1, с. 168]. Отмечая роль России, владеющей данным регионом, Маккиндер считал, что
«... Россия заменяет Монгольскую империю. Ее давление на Финляндию, Скандинавию, Польшу, Турцию, Персию, Индию и Китай заменило собой исходившие из одного центра набеги степняков. В этом мире она занимает центральное стратегическое положение, которое в Европе принадлежит Германии» [1, с. 168]. Этот тезис дал ему основание для того, чтобы назвать Евразию «географической осью истории». «На запад, на юг и на восток от этой зоны находятся пограничные регионы, составляющие широкий полумесяц и доступные для мореплавания» [1, с. 166]. Эти регионы Маккиндер назвал «внутренним полумесяцем», подчеркнув, что «за пределами этого осевого района существует большой внутренний полумесяц, составляемый Германией, Австрией, Турцией, Индией и Китаем.» [1, с 169].
В работе «Демократические идеалы и реальность» Маккиндер дал название осевому региону -«сердцевинная земля», или «хартленд», и вывел тезис: «кто контролирует Восточную Европу, тот контролирует хартленд; кто контролирует хартленд, тот контролирует мировой остров; кто контролирует мировой остров, тот контролирует весь мир» [8].
Позднее, в 1943 г., в период Второй мировой войны, Маккиндер доработал теорию. В статье «Круглый мир и завоевание мира» в границы «хартленда» были включены пустыня Сахара, пустыни Центральной Азии, Арктика, субарктические земли Сибири и Северной Америки. Такую модель он назвал «второй географической концепцией». В ней была определена область, простирающаяся от Енисея на восток до побережья Тихого океана. Он назвал ее «Россия
ЬепаїаМ». Это пространство входило в состав «внутреннего полумесяца», т. е. зоны, доступной для контроля морскими государствами. Контроль над районом Lenaland позволяет окружить «хартленд» с востока. Одним из аргументов, подтверждающих возможность получения контроля над этой территорией, была его малая заселенность, а также наличие неиспользуемых природных ресурсов: «Россия Lenaland» имеет 9 миллионов жителей, 5 из которых проживают вдоль трансконтинентальной железной дороги от Иркутска до Владивостока. На остальных территориях проживает менее одного человека на 8 квадратных километров. Природные богатства этой земли -древесина, минералы и т. д. практически не тронуты» [5, с. 15].
Его исследования продолжил другой теоретик геополитики - Н. Спайкман. Он объединил теорию «хартленда» и геополитическую концепцию «морской мощи». Он сделал вывод, что ключевым регионом в контроле над евразийским «хартлендом» является «материковая кайма», или «римленд». В понимании Спайкмана «римленд», т. е. пояс, окаймляющий «хартленд», включает в себя Западную Европу, Средний Восток, Аравийский полуостров, Иран, Турцию, Пакистан, Индию, Юго-Восточную Азию, Китай, Японию и тихоокеанское побережье России [7]. Спайкман сформулировал стратегию для державы, стремящейся к мировому господству: «кто контролирует «римленд», тот контролирует Евразию; кто контролирует Евразию, тот контролирует судьбу мира» [7]. Контроль над этими территориями должен быть
интегрированным, т. е. приобретенным путем непосредственного проникновения.
Следует отметить, что положения теории Спайкмана легли в основу многих внешнеполитических доктрин США и оказали влияние на принятие решения об участии в вооруженных конфликтах в регионах «римленда» - Корейском полуострове, Вьетнаме и других «прибрежных районах» Евразии.
Оба теоретика придерживались точки зрения о приоритете морского блока над континентальными державами, считая, что страны Моря, имеющие большую мобильность, имеют преимущества по сравнению со странами Суши.
Таким образом, в обеих теориях регионы Дальнего Востока и Камчатка имеют важное значение для геополитического контроля над осевым регионом - «хартлендом», поэтому становится понятным стремление стран Моря захватить данные территории. США как лидер талассократического блока в первую очередь стремится к такому контролю, который позволит вывести Россию на уровень государств «второго мира».
В чем проявляется возможность к контролю позиций на тихоокеанском побережье Российской Федерации и, в частности, на Камчатке?
Заинтересованность таких держав в контроле над прибрежными зонами российского Дальнего Востока объясняется фактором доступности со стороны моря. На всем тихоокеанском побережье имеются порты, необходимые военному флоту для создания военно-морских баз. Торговый и рыболовный флот также могут использовать их в качестве перевалочных пунктов при процессах перевозок или добычи. Порты и базы связывают эти сухопутные пространства с морем, делая удобным контроль морских держав, проявляющийся в различных формах. Именно наличие таких зон является приоритетным для морского блока. Камчатка имеет прямой выход к Тихому океану -это Авачинская бухта, в акватории которой может поместиться весь торговый флот мира. На полуострове существуют другие порты, имеющие меньшую акваторию, но их тоже возможно использовать для базирования флота различного тоннажа.
С другой стороны, Камчатка имеет один недостаток по сравнению с материковой территорией Российской Федерации. Географически Камчатка - это полуостров. Его практически неразвитая транспортная инфраструктура, т. е. отсутствие надежной наземной связи с Большой землей, делает регион изолированным. Дальний Восток имеет гораздо большие возможности для перевозки всего необходимого, но он также уступает в развитии транспортных коммуникаций европейской части Российской Федерации. «Приморье и Хабаровский край по сей день не соединены с «метропольной» Россией автомагистралью, а Камчатка, Чукотка, Магаданская область и большая часть Якутии остаются (либо круглый год, либо за исключением краткого сезона «автозимников» и речной навигации) инфраструктурными островами» [4, с. 84].
Тем не менее в этом регионе есть возможности для создания надежной сети воздушных и морских транспортных коммуникаций, что сделало бы полуостров важной перевалочной базой для международных транзитных перевозок. В наши дни в Петропавловский порт заходят суда, идущие из иностранных портов или в них, а аэропорт в г. Елизово в перспективе может быть международным. Возникает насущная необходимость в развитии всестороннего доступа к данному региону в целях возрождения его экономического потенциала.
Современное развитие территории, несомненно, замедлилось, что в свою очередь привело ее к лишению экономической самостоятельности и утрате важнейших позиций в экономической структуре государства. Так, на сегодняшний день отмечается потеря конкурентоспособности на внутреннем рынке: «происходит торговля не продуктами или услугами, а лимитами и квотами, в связи с этим конкуренция - не по поводу добычи и производства, а за лимиты и разрешения ..., т. е. широчайшая сырьевая борьба во внешних сферах» [2, с. 32].
Есть множество причин, которые препятствуют экономическому развитию Камчатки, и одна из них - промысел в территориальных водах Российской Федерации иностранными судами. Этот специфический вид «экспансии» приводит к истощению рыбных запасов. В свою очередь, он является одной из причин развала рыбной промышленности в регионе, который ориентирован на добычу морепродуктов в качестве основного источника экономического развития. Дискуссии о принадлежности спорного участка акватории в Беринговом море ограничивают водное пространство и лимитируют сырьевую базу Российской Федерации в Тихом океане.
Другие источники сырья, которые есть на Камчатке, находятся либо в стадии проектирования разработки, либо начала освоения. При любом исходе на реализацию проектов, способных реально приносить прибыль для полуострова, уйдут годы, за это время экономическая независимость будет потеряна окончательно. Экономический контроль над регионом перейдет в руки государства, способного получить и удержать этот контроль.
Еще один фактор оказывает влияние на уязвимость региона - демографический. Камчатка мало заселена, а процесс миграции усиливается, причем в первую очередь происходит отток трудоспособного населения. По данным переписи населения, в Камчатской области и Корякском автономном округе проживают 358,9 тыс. человек [3, с. 15]. Плотность населения на сегодняшний день составляет 800 человек на 1 000 км2. Если этот процесс не прекратится, то, по прогнозам, к 2006 г. численность населения составит менее 350 тыс. человек. Это создаст своеобразный демографический вакуум, который повлечет за собой ряд достаточно серьезных последствий, в т. ч. снижение демографического контроля, являющегося существенным геополитическим фактором. Этот контроль - качественный и количественный показатель - является чрезвычайно важным для выполнения конкретных задач по обеспечению общего контроля над пространством. С его потерей снизится политический контроль, что может повлечь изменение административнотерриториальных границ, т. е. Камчатская область станет одной из административных единиц другого субъекта Российской Федерации или иностранного государства. Политический контроль над пространством выражается в использовании политической инфраструктуры как комплексного феномена. Область будет управляться из другого центра, мало связанного с решением внутренних проблем региона.
Военный контроль, позволяющий использовать военные средства в случае нападения извне, будет затруднен: некому будет защищать территорию, а имеющиеся на полуострове вооруженные силы не станут оборонять район с малым количеством населения и ресурсов в силу нецелесообразности такой обороны. Подобное уже происходило в XIX в., когда царское правительство в 1855 г. перевело военную базу и порт в Николаевск-на-Амуре в связи с невозможностью оказывать поддержку окраинам и перебросить ресурсы при вооруженном вторжении иностранных государств. К сожалению, сейчас прослеживается та же тенденция: происходит сокращение войск и сил на территории Камчатской области.
Многие американские эксперты всерьез предполагают получить возможность управлять не только Чукоткой, Камчаткой и Дальним Востоком. Они замышляют приобретение Сибири целиком. З. Бжезинский неоднократно высказывал мысль об «образовании на территории нынешней России трех новых государств: Московии, Сибирской республики и Дальневосточной республики» [6]. Этот геополитический проект должен «облегчить положение самой России», не способной при ее теперешнем экономическом положении и демографическом потенциале осваивать такие громадные регионы, как Сибирь и Дальний Восток. Сжатие физического пространства государства до пределов «средней европейской страны» «впишет Россию в Европу» и будет стимулировать ее дальнейший экономический рост. США от реализации этого проекта получат не только выгоду окончательного геополитического ослабления России, но и потенциальную выгоду нейтрализации Китая как геополитического конкурента: Китай будет «взят в клещи»
с одной стороны зависимыми от США новыми республиками Lenaland'а, а с другой -проамериканскими Японией и Тайванем [6]. Американский сенатор У.Р. Мид предлагает США реализовать проект по покупке или аренде Сибири по примеру приобретения Аляски [4].
Проекты З. Бжезинского и У. Мида исходят из того, что из 144 миллионов россиян в Сибири и на Дальнем Востоке живет только около 30 млн. Причем количество некоренных жителей Сибири постоянно сокращается, особенно на Севере, из-за трудных условий жизни. Трудные условия - это суровый климат, постоянные перебои с товарами из-за плохого осуществления северного завоза, задержки и невыплаты зарплат, безработица ввиду прекращения работы многих предприятий [6].
Для того чтобы этого не допустить, необходима правильная политика по защите интересов государства на Дальнем Востоке, ведь ослабление государственных интересов в любом регионе приводит к тому, что интересы других держав к этому региону усиливаются, независимо от того, находится этот регион вне границ или в границах страны.
Государство должно всеми силами удерживать важный регион, на который уже нацелены взгляды других стран. Об этом прямо говорит сенатор У. Мид: «Многие считают, что если Россия будет продолжать нищать, а Китай и Япония крепнуть и богатеть, Москва потеряет восточные земли. Причем, если это случится, местные русские охотнее обратятся к Вашингтону, нежели к Пекину или Токио» [4, с. 86]. Мид полагает, что в Москве думают так: «Если нам суждено что-то потерять, лучше продать это «что-то» за «хорошую цену» [4, с. 86]. Стремясь решить российские проблемы «по-американски», Мид более объективен, чем многие из московских политиков или чиновников, отказывающихся признавать истинное положение вещей и предпринимать шаги по устранению опасности для региона и государства в целом.
Исправить сложившуюся ситуацию можно. С этой целью необходимо принять меры по улучшению экономической ситуации и предоставить экономическую самостоятельность в решении проблем региона, эффективно использовать имеющиеся природные и морские ресурсы, обеспечивать прямые выходы на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, создавать надежную транспортную сеть, связывающую полуостров с материком, увеличивать число коммуникаций с различными регионами внутри страны и за ее пределами, улучшать демографические и социальные процессы на Камчатке, которые позволят снизить остроту демографического кризиса, а затем приведут к восстановлению нормального демографического контроля над географическим, экономическим и другими пространствами полуострова. В качестве сдерживающего фактора необходимо достаточное для обороны военное присутствие в регионе.
Такие меры позволят укрепить положение Камчатки - главного форпоста России на Тихом океане.