Научная статья на тему ' КАЛМЫКИ: ВОЗВРАЩЕНИЕ (к 75-летию со дня депортации калмыков)'

КАЛМЫКИ: ВОЗВРАЩЕНИЕ (к 75-летию со дня депортации калмыков) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
470
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему « КАЛМЫКИ: ВОЗВРАЩЕНИЕ (к 75-летию со дня депортации калмыков)»

НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

DOI: 10.24411/2071-7830-2018-10025 ЛИДЖИ-ГОРЯЕВА С. Э.

КАЛМЫКИ: ВОЗВРАЩЕНИЕ (к 75-летию со дня депортации калмыков)

28 декабря 2018 года исполнилась печальная памятная дата - 75-летие со дня депортации калмыков.

Только в XX веке в судьбе калмыцкого народа происходило немало трагических событий: Гражданская война, Великая Отечественная война, Широклаг (ещё один преступный акт, осуществлённый руководством страны в 1944-1945 годах по отношению только к калмыцкому народу). И без того немногочисленный народ понёс большие потери. Но, пожалуй, самым чёрным днём в истории и судьбе нашего народа можно назвать 28 декабря 1943 года. Этот день разделил жизнь нескольких поколений калмыков на «до» и «после».

Самый разгар Великой Отечественной войны... Тысячи воинов-калмыков, не щадя своей жизни, сражались с ненавистным врагом практически на всех фронтах. Многие из них проявляли примеры небывалого героизма и отваги, присущие их предкам.

А ранним утром 28 декабря 1943 года их отцов и матерей, их жён и детей вооружённые солдаты и офицеры выгоняли из дома, не дав как следует собраться в дальнюю дорогу; грузили, как скот, в «телячьи» вагоны. Десятки железнодорожных эшелонов с калмыками потянулись в Сибирь, оставляя по пути сотни трупов родных и близких. Трагедия коснулась каждой калмыцкой семьи. «И свет для нас потух. » (Д. Кугультинов).

Нечеловеческие испытания выпали на долю калмыков: огромные людские потери, моральные, духовные и душевные потери. Крушение судеб тысяч и тысяч людей.

Я сама являюсь живым свидетелем депортации. Мне было 4 года, когда калмыков выселяли. Я со всеми земляками, родными и близкими пережила все 13 лет сибирской ссылки, выросла там. О выживании в те страшные годы, о боли и страданиях калмыков знаю не понаслышке. Мы, наше поколение, вообще лишились детства.

Но наши мудрые дедушки и бабушки, наши мамы, старшие сестры и братья, оказавшись в одночасье в нечеловеческих условиях обитания (сибирский холод, голод, часто без крыши над головой, без элементарных условий для жизни, без каких-либо средств для существования), сжали в кулак свою волю, стоически выдержали все тяготы, выпавшие на долю каждой семьи, всего народа. Они не сломились, выдержали, выжили.

Через год после окончания института я поехала в Москву. Однажды в троллейбусе на меня стал пристально смотреть один взрослый мужчина лет пятидесяти. Я удивилась. На остановке он вышел вслед за мной и спросил: «Девушка, Вы кто по национальности?». Я говорю: «Калмычка». Он посмотрел на меня изумленным взглядом и спросил: «А что, калмыки живы?». Потом признался, что участвовал в операции «Улусы»: «Мы - 22-23-летние солдаты выполняли своё воинское задание. Я лично 28 декабря 1943 года участвовал в выселении калмыков в городе Элиста. Собирали всех калмыков возле кинотеатра «Родина», грузили в крытые брезентом «студебеккеры». И мы, - добавил мужчина, - были уверены, что никто не выживет. А вы живы». Для него это было удивительно. Он заметил, что у меня ещё и хорошая русская речь. В ответ я сказала, что, между прочим, уже пединститут закончила.

Не только выжили, но и воспряли духом, как только узнали о послаблении режима, особенно когда пришла радостная весть об окончании несправедливой ссылки. Сразу же стали собираться домой. Словно крылья выросли! Вернулись практически все к могилам предков, к дорогой земле.

Но и этот путь обратно, и выживание в новых, тяжелейших условиях, адаптация к ним (особенно у представителей молодого поколения калмыков того периода), и возрождение республики из руин и пепла (годы войны, 13 лет ссылки) - тоже были огромным испытанием на прочность. Надо было снова всё начинать с нуля: жильё, больницы, школы, хозяйство - всё, что нужно для нормальной человеческой жизни.

Но тут сыграл роль важный позитивный фактор. Калмыки вернулись на родину. Они были дома! Перед ними открывались новые горизонты. Теперь они делали всё для себя, для своих детей, будущих внуков, для своей республики. Всё, за что брались, делали с радостью, воодушевлением. Оптимизм зашкаливал у людей того поколения. А трудиться они умели. Люди совершали теперь трудовые, созидательные подвиги. И снова победили!

Прошло 75 лет со дня выселения и более 60-ти лет со времени возвращения калмыков в степную республику.

Но и сегодня, и в будущем мы должны помнить о том, что и как пережили, как выживали, об адских муках, вынесенных поколениями калмыков 40-х-60-х годов прошлого века за мучительные годы насильственной депортации.

Весь 2018 год прошёл в Калмыкии под знаком этой печальной, но памятной даты.

Многие творческие коллективы, образовательные и другие организации, творческие личности готовили различные программы, мероприятия, посвященные 75-летию депортации, чтобы напомнить соотечественникам о страшной, несправедливой народной трагедии, выразить свою благодарность и признание людям старшего поколения, особенно, конечно, живым свидетелям депортации за их силу и несгибаемость в те страшные годы.

Наш коллектив, безусловно, не мог оставаться безучастным. Совет молодых учёных, научные сотрудники отдела социологических исследований подали заявку в первом конкурсе 2018 года Фонда Президентских грантов на создание документального фильма «Калмыки: возвращение». Грант выиграли.

Для методологически и методически выдержанного осуществления проекта нами была разработана программа исследования: определены цель и основные задачи исследования; подготовлены инструментарий, пошаговый план работы на весь период с 30 июня по 31 декабря 2018 года. Основной наш инструментарий - это гайд (бланк или вопросник) формализованного интервью для калмыков-спецпереселенцев, в т.ч. и детей спецпереселенцев, состоящий из 22 вопросов. Дополнительно ещё 8 вопросов для блиц-опроса респондентов.

Главной нашей целью было запечатлеть и показать в этом документальном фильме воспоминания не только живых свидетелей депортации, но и их детей разных возрастов.

Рекрутинг (подбор) участников проекта осуществлялся по нескольким параметрам.

1. Это лица старшего возраста, непосредственно подвергшиеся высылке уже взрослыми людьми - им от 80 лет до 94-95 лет, на чьи плечи и легли все тяготы ссыльного времени.

Это пожилые люди, которые высылались вместе со старшими, будучи детьми разных возрастов - от малышей и подростков до новорождённых, выросших в Сибири, вдали от родины.

Это дети Сибири, то есть те представители калмыков, которые родились уже в местах поселения родителей и практически не имели представления о родине своих дедушек и бабушек, родителей.

2. Статусные группы. Мы решили включить в программу исследования представителей разных сфер деятельности: образования, здравоохранения, науки, журналистики, научно-технической отрасли, строительства, общественной деятельности, рабочих, служащих - не сломившихся в годы ссылки, получивших достойное образование, вернувшихся на родину, добившихся немалых успехов за годы своей трудовой деятельности, внёсших весомый вклад в возрождение нашей республики.

3. Немаловажным было учесть и географию расселения спецпереселенцев. Надо сказать, что в различных регионах СССР, куда доставили подневольных, беспомощных калмыков, встреча, «приём» этих «врагов народа», «людоедов», неожиданно свалившихся им на голову, был неоднозначным как со стороны местных властей, так и местных жителей.

Основной целью исследования было собрать воспоминания представителей этих групп населения о депортации народа, о выживании в суровых условиях, о мужестве и непоколебимости, о любви к родному краю, о периоде возвращения в родные степи. Важно было услышать мнения обо всём представителей разных поколений нашего народа.

В результате достаточно длительной, объёмной, кропотливой работы записали около 40 интервью в г. Элиста и районах республики. Материал собран большой, трудный, но интересный. В документальный фильм, конечно, вошли лишь отдельные кусочки, небольшие фрагменты.

Первоначальный обзор собранного материала позволяет говорить, что воспоминания живых свидетелей депортации, людей, непосредственно переживших все эти мрачные, тягостные годы, более болезненные, более глубокие, проникновенные. Воспоминание придумать невозможно. Они есть и живут в душе человека, пережившего то или иное насилие, страдание, испытание. Вот и наши представители старшего поколения хотели бы забыть про страшные годы ссылки, разлуки с родиной, но им не удаётся. Им тяжело было говорить. Каждый рассказ - это пронзительная, и даже леденящая душу история. Порою они даже не скрывали слёз во время интервью. Эти люди рассказывали о своей доле, и создавалось впечатление, будто они освобождаются от какой-то тяжести, которая жила в их сердцах долгие годы. Слушать это было очень больно.

Люди старшего поколения все без исключения с таким воодушевлением говорили о своей родине, о доме, о том, что все годы ссылки думали о родных краях, о степи, о тюльпанах, даже наша летняя жара вспоминалась ими с теплотой. Они все рвались домой, мечтали об этом. Им больше ничего не нужно

было. Конечно, они испытали неимоверную радость, душевный подъём, как только услышали радостную весть, что калмыкам разрешат выезд на свою родину.

Те, кто оказался спецпереселенцем ребёнком, подростком, сегодня уже люди почтенного возраста. У респондентов этой возрастной категории своя специфика восприятия событий, происшествий, бытия в местах ссылки, о выживании. У них в памяти сохранились картины прошлого, жизни на родине предков, но и сибирский период оставил большой отпечаток в сознании и восприятии того, что происходило в их жизни. У всех у них было трудное детство, юность, были проблемы с получением образования, с трудоустройством и т.д. Все они видели и понимали, как тяжело их родителям, какую боль испытывают старшие, неожиданно лишённые родины. Понимали и старались, как могли, помочь им, поддерживать их.

И, тем не менее, они выросли в Сибири, там настала пора их юности, молодости и к этому тоже особое отношение.

У тех, которые родились в местах ссылки, несколько иное восприятие происходившего. Они говорили о выселении калмыков, о годах ссылки, о периоде возвращения в Калмыкию в основном со слов своих старших. Это уже немного косвенная информация. Но вместе с тем, конечно, у каждого из «детей Сибири» своя судьба, своя история, небезынтересная, порою нелегкая. Этим молодым представителям калмыцкого народа, с момента своего рождения считавшимися спецпереселенцами, тоже приходилось переживать различные непростые моменты в своей жизни, в становлении личности. Возвращение на историческую родину предков, адаптация к кардинально новым условиям среды и жизни преодолевались ими немалыми усилиями.

Когда они рассказывали о Сибири (а это уже их малая родина), было немало тёплых воспоминаний. У каждого из них есть какая-то ностальгическая нота, они вспоминают свои посёлки (большие и совсем малые), города. С теплотой рассказывали о местах, казавшихся им (в большинстве случаев) прекрасными, потому что там прошли их детство, их юность. Да, Сибирь - это красивые горы, леса, цветы, ягоды. Зимой - на санках с горы, на коньках по реке; летом - лапта и «чижик» по селу. Практически у всех всплывает чувство оставленных друзей - детей разных национальностей, с которыми вместе жили, выросли, учились, взрослели.

С особым пиететом вспоминают выросшие в Сибири, родившиеся в местах ссылки и учившиеся в школах или учебных заведениях своих учителей, преподавателей. Практически у каждого есть учитель, которого он/она боготворит, кто является образцом жизни, поведения, на кого они хотели походить. Действительно, было немало педагогов, которые по-доброму, по-родительски внимательно, можно сказать, и заботливо относились к детям-калмыкам. Они, конечно, понимали, что народ, особенно дети, никак не виноваты в том, что с ними случилась большая беда. Учителя никогда не напоминали им, что они дети сосланного народа. И в процессе учебы чем могли помогали им, сочувствовали, поддерживали, даже подкармливали, чтобы ребёнок не пропал. Справедливости ради надо сказать, что большинство детей-калмыков тянулись к знаниям, учились хорошо, отлично, в классах были помощниками учителей.

Тяга к знаниям, судя по воспоминаниям участников нашего проекта, была большая. Несмотря на голод, холод, отсутствие одежды, обуви, простейших школьных принадлежностей, дети, подростки ходили в школу, пусть она была в большом городе, районом центре, в маленьком глухом посёлке или даже в тёмной, самими вырытой землянке. Большинство детей-калмыков учились хорошо или отлично; в учебный процесс втягивались быстро, проявляли истинное желание получить знания, выйти в люди; были в школе активистами, проявляли какие-то свои личностные способности во внеурочной жизни школы или местах проживания.

Конечно, многие из тех калмыцких ребят и девушек, которые заканчивали семилетку или получали среднее образование, оставались в своих поселениях, устраивались на какую-то работу, предложенную им, помогали родителям, продолжали жить. Но были и такие, кто, несмотря на неимоверные запреты: комендантские, по национальному признаку, бытовые (элементарно не было средств выехать на учёбу) - всё же добивались своего, поступали в учебные заведения. Это были, в большинстве случаев, учреждения среднего специального образования: медучилище, педтехникум, ветеринарный техникум, бухгалтерская школа, лесотехнический техникум и некоторые другие. Что касается получения высшего образования, конечно, для калмыков был жёсткий заслон - (национальность) нельзя: калмык или калмычка. Но молодые, выросшие в условиях ссылки калмыцкие юноши и девушки, преодолевали и эту «крепость» и, обходя всяческие препоны начальников разного уровня, терпя всяческие унижения и оскорбления, всё же поступали в высшие учебные заведения. Первоначально калмыкам разрешили поступать только в лесотехнические вузы. Но постепенно наши земляки были среди студентов педагогических, медицинских, технических вузов. И в период возвращения калмыков на родину,

восстановления республики приехало немало молодых специалистов с высшим образованием этих профилей. Все они активно включились в новую жизнь родной республики и внесли весомый вклад в возрождение её из руин и пепла.

Говоря об адаптации калмыцкого этноса к изменяющейся социальной среде, автор этих строк отмечала: «Благодаря великой жизнестойкости, силе духа, жизненной мудрости, калмыцкий народ, ошельмованный и изгнанный с родных мест, в неимоверно суровых сибирских условиях смог выстоять в борьбе со своим жестоким роком» [1]. Это, пожалуй, и есть ответ на вопрос: «А что, калмыки живы?».

Усилиями Совета молодых учёных ИКИАТа, сотрудников и специалистов института, всех участников исследования проект осуществлён и завершён своевременно и, на наш взгляд, успешно. Документальный фильм «Калмыки: возвращение» создан. 21 декабря 2018 года состоялась презентация фильма для участников проекта, общественных организаций и всех желающих. Наша работа была принята всеми присутствующими очень тепло и с благодарностью. Каждый наш респондент получил копии и фильма, и своего интервью. Копии фильма на электронном носителе переданы всем госучреждениям, школам, учебным заведениям республики.

28 декабря 2018 года, в день 75-летия со дня депортации калмыков, фильм «Калмыки: возвращение» был показан в кинотеатрах «Родина» (откуда калмыков отправляли в Сибирь) и «В Дружбе»; он размещён также в соцсетях. Надеемся, что многие неравнодушные люди увидят его, и пусть горькая, но правда, и память о трагической странице в истории и судьбе нашего народа будет жива.

Это фильм-напоминание: пережитое нашими старшими поколениями нельзя забывать никогда.

Это фильм-назидание: все участники проекта обращаются к молодёжи: «Любите свою малую родину, все силы и знания отдавайте родной республике, как старшие поколения. Сохраняйте Калмыкию, берегите, развивайте её!».

Работа продолжается. На основе собранного материала готовится к изданию одноимённая книга.

1. Лиджи-Горяева, С.Э. К вопросу об адаптации калмыцкого этноса к изменяющейся социальной среде. Национальная политика Советского государства: репрессии против народов и проблемы их возрождения. Элиста. 2003. С. 81.

DOI: 10.24411/2071-7830-2018-10026 КУКЕЕВ А.Г., ОКОНОВ Б.А.

ПОДГОТОВКА МИССИОНЕРОВ И ИЗУЧЕНИЕ БУДДИЗМА В КАЗАНСКОЙ

ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ*

Аннотация: Статья посвящена истории формирования Казанской духовной академии, на базе которой было положено начало изучению истории и культуры народов буддийской цивилизации. Как оказалось, миссионерская деятельность, направленная на христианизацию буддистов- калмыков, встречалась с огромным сопротивлением и большими трудностями, поскольку затрагивала фундаментальные основы культуры калмыцкого народа. Борьба велась за каждого человека, об этом свидетельствует статистика, публикуемая в отчетах различных «епархиальных ведомостях». Поэтому в Казанской духовной семинарии, впоследствии ставшей академией, семинаристы и студенты изучали и языки и культуру нехристианских народов.

Ключевые слова: миссионерство, Казанская духовная академия, христианизация инородцев.

Миссионерство является одной из основных форм служения Русской Православной Церкви, которая в течение тысячелетия обращала в православие народы Российской империи и действовала как внутри, так и за ее пределами, накопила огромный опыт в деле миссионерской деятельности. Начало миссионерства на Руси связано с деятельностью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в деле просвещения славян, которое заключалось в переводе Священного Писания и богослужения на местных языках, отсутствии насилия, личном примере миссионеров, основании местной Церкви с местным духовенством.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта № 1701-00327 «Русская православная церковь: миссионерская деятельность и культура калмыков».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.