122
УДК 911.3 (470.26)
Е. С. Гинзбург
КАЛИНИНГРАДСКИЙ АВИАХАБ И ЕГО РОЛЬ В РОССИЙСКИХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗКАХ
С 2007 г. авиакомпания «КД авиа» использует в своей деятельности принцип авиахаба. В статье рассматриваются его особенности и перспективы развития.
The air company «KD Avia» - the owner of Kaliningrad's airport «Hrabrovo» has been functioning as HUB since 2007. The article explores the specific features and perspectives of HUB.
Ключевые слова: Авиахаб, авиационный транспорт, Калининградская область.
По объему пассажирских перевозок российский авиационный транспорт значительно уступает многим странам мира (каждый их двух крупнейших аэропортов мира, расположенных в Атланте и Чикаго, обслуживает больше пассажиров, чем все российские аэропорты вместе взятые). Лидирующие в России московские аэропорты Домодедово и Шереметьево-2 замыкают сотню самых крупных аэропортов мира.
Количество перевезенных в России за 2007 г. пассажиров в три раза уступало показателям 1990 г. Однако по темпам роста пассажиропере-возок Россия находится в числе мировых лидеров: рост числа отправок из аэропортов за 2006 г. превысил 10 % (рис. 1).
105J0 95J0 6SJ0
'А
R «У0
V 95J0
Щ «¡0
S 35J0 2SJ0 1SJ0
гНгНгНгНгНгНгНгНгН rH<N<N<N<N М М СЧ
2,7
V
О гправк а пассажиров из а эро пор гов
м лн чел шве iK
V і
S УІ0С
\ 34, 0
«Л Ю.5 HJ
-wSik. *4 Я 31 й Ц5 ав яр
№ О Н (N П '•О
G^G^G^G^^G^G^G^G^ ^ОООО О© О
^іОООО ОО О
Рис. 1. Динамика изменения отправок пассажиров из аэропортов Российской Федерации
Источник: ЦГКЬ: http://www.favt.ru
Российскими авиакомпаниями в 2006 г. было перевезено 38,02 млн пассажиров (прирост за год составил 8,3 %). Более быстрыми темпами
Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 1. С. 122—126.
Калининградскии авиахаб и его роль в российских пассажирских перевозках у—^
------------------------------------------------------------^
росли международные перевозки, которые составили 17,26 млн пассажиров (прирост 10,9 %), объем внутренних перевозок достиг 20,76 млн пассажиров (прирост 8 %).
Аэропорт Храброво относится к числу 68 международных российских аэропортов (всего в России, согласно данным Федерального агентства воздушного транспорта на 25.08.2008, 330 аэропортов гражданской авиации). Его взлетно-посадочная полоса позволяет принимать самолеты Ан-24, Ту-134, Ту-154, Як-40, Як-42, Боинг-737 максимальным взлетным весом 100 тонн.
Храброво — один из наиболее динамично развивающихся в последние годы российских аэропортов. Число обслуженных им пассажиров возросло за 2003 — 2007 гг. со 115 тыс. до 1098 тыс. человек (рис. 2). После ввода в августе 2007 г. в эксплуатацию первой очереди нового аэровокзального комплекса пропускной способностью 3 млн пассажиров в год число прибытий и отправок пассажиров стало расти особенно быстро, превысив в 2007 г. 1 млн человек.
Рис. 2. Динамика числа обслуженных пассажиров в аэропорту Храброво,
2002-2007 гг.
Источник: ЦКЬ: http://ru.wikipedia.org
В аэропорту по состоянию на октябрь 2008 г. работают следующие российские авиакомпании: «КД авиа» (на которую приходится наибольшее количество рейсов, в том числе подавляющая часть международных), «Аэрофлот», «Россия», «БкуБхрге88», «Шаіг», а также обслуживающие часть международных линий компании «Белавиа» и «Го-мельавиа» (Беларусь), «АігЬаШс» (Латвия).
Особенностью развития Храброво является то, что здесь с середины 2007 г. компания «КД авиа» использует принцип авиахаба («ИиЬ&Броке»). Этот принцип широко применяется на Западе и начинает декларироваться в ряде российских аэропортов (в городах Красноярске, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге).
Модель «ИиЬ&Броке» (в переводе с английского — «ступица и спица») напоминает колесо велосипеда со спицами, где центр колеса — это
123
124
транспортный узел, центральный аэропорт (такие аэропорты получили название «хабы»), а спицы, проходящие через центр, — это направления к другим аэропортам.
Центральное место в системе «ИиЬ&Броке» отводится узловому аэропорту — хабу. По специализации они могут быть пассажирскими, грузовыми и смешанными (пассажирско-грузовые трансферы).
Данная модель обладает рядом преимуществ. Сокращенное число маршрутов приводит к более эффективному использованию имеющихся (часто недостаточных) транспортных средств авиакомпании. Например, самолет будет иметь большую загрузку, а пассажирских рейсов в данный пункт назначения будет несколько в день. Сложные операции, такие, как сортировка и упаковка багажа или грузов, могут быть объединены в одном месте — транспортном узле, а не проводиться в разных точках.
Структура данной модели достаточно проста и удобна, новые «спицы» (маршруты) могут подсоединяться достаточно быстро. Для пассажиров данная модель также удобна.
Самый серьезный недостаток такой модели — ее централизация, при которой повседневные операции могут обладать относительно низкой гибкостью. Незапланированные изменения в центре авиахаба или даже на отдельном маршруте могут привести к непредвиденным последствиям во всей сети хаба. Очень сложно справляться с периодами, когда две ветки хаба пользуются повышенным спросом у пассажиров. Кроме того, более сложным для оператора сети становится планирование маршрута.
В аэропорту, работающем по принципу «хаб», запланирована волна прибывающих пассажиров в установленный: час, и в течение этого же дня волна отбывающих за такой же короткий период времени. Это позволяет пассажирам сделать пересадку.
При такой системе и пассажиры, и авиакомпания имеют свои выгоды. Пассажиры получают намного больший выбор направлений, куда можно добраться из своего города по более дешевым тарифам. Авиакомпании выигрывают в том, что их самолеты летят с большей загрузкой, чем на прямых рейсах, так как они могут привлечь больше пассажиров вследствие увеличения числа маршрутов, которые они могут предложить.
Одно из важнейших преимуществ калининградского аэропорта Храброво — его расположение на пересечении воздушных путей между Россией и Европой. Основная цель проекта создания здесь авиахаба
— организация наиболее удобной транспортной связи между регионами России и зарубежными, преимущественно европейскими, странами.
Хабовая система, действующая в аэропорту Храброво, состоит из двух основных частей: 1) утренний хаб; 2) вечерний хаб. Утренний хаб
— это прилет самолетов из российских аэропортов в аэропорт Храброво и вылет на Европу. Вечерний — прилет самолетов из европейских аэропортов в Храброво и вылет на Россию.
Хабовый маршрут состоит из двух участков (рейсов), при этом один рейс относится к категории МВЛ (международные воздушные линии), а второй к ВВЛ (внутренние воздушные линии) (рис. 3).
Калининградский авиахаб и его роль в российских пассажирских перевозках у—^ ------------------------------------------------------------------------^
Условные обозначения:
;н-1и'..1 ... V I : .111,1 « КД авиа» Ка .ш. и.и ;1.| а:
-----в другие регионы РФ и ближнее зарубежье:
----- в дальнее зарубежье.
Рейсы других авиакомпаний:
-----в другие регионы РФ и ближнее зарубежье;
— - в дальнее зарубежье.
Рис. 3. Калининградский авиахаб по состоянию на середину 2008 г.
В соответствии с этим существуют две разные технологии принятия пассажиров в аэропорту Храброво, так как очередность прохождения пограничного и таможенного контроля пассажирами, прилетевшими из Европы, и пассажирами из России разная.
Введение подобной системы потребовало от «КД авиа» крупных инвестиций. Помимо строительства современного транзитного пассажирского терминала произошло обновление самолетного парка. В 2005 г. авиакомпания полностью перевооружила свой парк самолетов, перейдя с Ту-134 и Ту-154 на «Боинг 737 — 300». На середину 2008 г. парк воздушных судов авиакомпании состоял из 16 «Боингов».
После начала функционирования в аэропорту Храброво системы «ИиЬ&Броке» пассажиропоток, обслуживаемый компанией «КД авиа», возрос с 439 тыс. человек в 2006 г. до 771 тыс. в 2007 г. (на 76 %). «КД
126
авиа» планирует увеличить парк самолетов (приобретаемых на условиях лизинга) к 2012 г. до 60 единиц, а также продолжить наращивание пропускной способности взлетно-посадочной полосы. Полагаем также, что следует усилить кооперацию «КД авиа» с другими российскими и зарубежными авиакомпаниями в организации деятельности хаба. Все это даст возможность, во-первых, значительно расширить географию авиамаршрутов. По нашему мнению, целесообразно будет наладить рейсы, связывающие Калининград, с одной стороны, с рядом новых городов России и ближнего зарубежья, а с другой — с крупными западноевропейскими аэропортами и теми курортными центрами Средиземноморья, куда сейчас организуются преимущественно чартерные авиарейсы. И, во-вторых, станет возможным увеличение количества рейсов по наиболее популярным маршрутам (выполненные автором конкретные расчеты перспективного расписания прибытий и отправлений воздушных судов показали техническую возможность планируемого увеличения количества линий, связываемых хабом). В результате указанных выше мер, по мнению руководства компании, число обслуживаемых пассажиров может увеличиться до 9 млн человек в год.
Формирование крупного международного транспортного узла в аэропорту Храброво, функционирующего по принципу «ИиЪ&Броке», позволит Калининградскому региону стать настоящими воротами в Европу для россиян и для европейцев в Россию. Транспортное сообщение будет осуществляться максимально быстро и комфортно. То есть авиахаб позволит Калининградской области интегрироваться как в европейскую, так и в мировую авиатранспортную систему, а накапливаемый в ходе его организации опыт может быть с успехом использован другими аэропортами страны.
Об авторе
Е. С. Гинзбург — асп., РГУ им. И. Канта.