Научная статья на тему 'Калининградский авиахаб и его роль в российских пассажирских перевозках'

Калининградский авиахаб и его роль в российских пассажирских перевозках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАХАБ / АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ / КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / AVIATION HUB / AIR TRANSPORT / KALININGRAD REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гинзбург Е. С.

С 2007 г. авиакомпания «КД авиа» использует в своей деятельности принцип авиахаба. В статье рассматриваются его особенности и перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kaliningrad's avia hub and its role in passanger air transportation

The air company «KD Avia» the owner of Kaliningrad's airport «Hrabrovo» has been functioning as HUB since 2007. The article explores the specific features and perspectives of HUB.

Текст научной работы на тему «Калининградский авиахаб и его роль в российских пассажирских перевозках»

122

УДК 911.3 (470.26)

Е. С. Гинзбург

КАЛИНИНГРАДСКИЙ АВИАХАБ И ЕГО РОЛЬ В РОССИЙСКИХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗКАХ

С 2007 г. авиакомпания «КД авиа» использует в своей деятельности принцип авиахаба. В статье рассматриваются его особенности и перспективы развития.

The air company «KD Avia» - the owner of Kaliningrad's airport «Hrabrovo» has been functioning as HUB since 2007. The article explores the specific features and perspectives of HUB.

Ключевые слова: Авиахаб, авиационный транспорт, Калининградская область.

По объему пассажирских перевозок российский авиационный транспорт значительно уступает многим странам мира (каждый их двух крупнейших аэропортов мира, расположенных в Атланте и Чикаго, обслуживает больше пассажиров, чем все российские аэропорты вместе взятые). Лидирующие в России московские аэропорты Домодедово и Шереметьево-2 замыкают сотню самых крупных аэропортов мира.

Количество перевезенных в России за 2007 г. пассажиров в три раза уступало показателям 1990 г. Однако по темпам роста пассажиропере-возок Россия находится в числе мировых лидеров: рост числа отправок из аэропортов за 2006 г. превысил 10 % (рис. 1).

105J0 95J0 6SJ0

R «У0

V 95J0

Щ «¡0

S 35J0 2SJ0 1SJ0

гНгНгНгНгНгНгНгНгН rH<N<N<N<N М М СЧ

2,7

V

О гправк а пассажиров из а эро пор гов

м лн чел шве iK

V і

S УІ0С

\ 34, 0

«Л Ю.5 HJ

-wSik. *4 Я 31 й Ц5 ав яр

№ О Н (N П '•О

G^G^G^G^^G^G^G^G^ ^ОООО О© О

^іОООО ОО О

Рис. 1. Динамика изменения отправок пассажиров из аэропортов Российской Федерации

Источник: ЦГКЬ: http://www.favt.ru

Российскими авиакомпаниями в 2006 г. было перевезено 38,02 млн пассажиров (прирост за год составил 8,3 %). Более быстрыми темпами

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 1. С. 122—126.

Калининградскии авиахаб и его роль в российских пассажирских перевозках у—^

------------------------------------------------------------^

росли международные перевозки, которые составили 17,26 млн пассажиров (прирост 10,9 %), объем внутренних перевозок достиг 20,76 млн пассажиров (прирост 8 %).

Аэропорт Храброво относится к числу 68 международных российских аэропортов (всего в России, согласно данным Федерального агентства воздушного транспорта на 25.08.2008, 330 аэропортов гражданской авиации). Его взлетно-посадочная полоса позволяет принимать самолеты Ан-24, Ту-134, Ту-154, Як-40, Як-42, Боинг-737 максимальным взлетным весом 100 тонн.

Храброво — один из наиболее динамично развивающихся в последние годы российских аэропортов. Число обслуженных им пассажиров возросло за 2003 — 2007 гг. со 115 тыс. до 1098 тыс. человек (рис. 2). После ввода в августе 2007 г. в эксплуатацию первой очереди нового аэровокзального комплекса пропускной способностью 3 млн пассажиров в год число прибытий и отправок пассажиров стало расти особенно быстро, превысив в 2007 г. 1 млн человек.

Рис. 2. Динамика числа обслуженных пассажиров в аэропорту Храброво,

2002-2007 гг.

Источник: ЦКЬ: http://ru.wikipedia.org

В аэропорту по состоянию на октябрь 2008 г. работают следующие российские авиакомпании: «КД авиа» (на которую приходится наибольшее количество рейсов, в том числе подавляющая часть международных), «Аэрофлот», «Россия», «БкуБхрге88», «Шаіг», а также обслуживающие часть международных линий компании «Белавиа» и «Го-мельавиа» (Беларусь), «АігЬаШс» (Латвия).

Особенностью развития Храброво является то, что здесь с середины 2007 г. компания «КД авиа» использует принцип авиахаба («ИиЬ&Броке»). Этот принцип широко применяется на Западе и начинает декларироваться в ряде российских аэропортов (в городах Красноярске, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге).

Модель «ИиЬ&Броке» (в переводе с английского — «ступица и спица») напоминает колесо велосипеда со спицами, где центр колеса — это

123

124

транспортный узел, центральный аэропорт (такие аэропорты получили название «хабы»), а спицы, проходящие через центр, — это направления к другим аэропортам.

Центральное место в системе «ИиЬ&Броке» отводится узловому аэропорту — хабу. По специализации они могут быть пассажирскими, грузовыми и смешанными (пассажирско-грузовые трансферы).

Данная модель обладает рядом преимуществ. Сокращенное число маршрутов приводит к более эффективному использованию имеющихся (часто недостаточных) транспортных средств авиакомпании. Например, самолет будет иметь большую загрузку, а пассажирских рейсов в данный пункт назначения будет несколько в день. Сложные операции, такие, как сортировка и упаковка багажа или грузов, могут быть объединены в одном месте — транспортном узле, а не проводиться в разных точках.

Структура данной модели достаточно проста и удобна, новые «спицы» (маршруты) могут подсоединяться достаточно быстро. Для пассажиров данная модель также удобна.

Самый серьезный недостаток такой модели — ее централизация, при которой повседневные операции могут обладать относительно низкой гибкостью. Незапланированные изменения в центре авиахаба или даже на отдельном маршруте могут привести к непредвиденным последствиям во всей сети хаба. Очень сложно справляться с периодами, когда две ветки хаба пользуются повышенным спросом у пассажиров. Кроме того, более сложным для оператора сети становится планирование маршрута.

В аэропорту, работающем по принципу «хаб», запланирована волна прибывающих пассажиров в установленный: час, и в течение этого же дня волна отбывающих за такой же короткий период времени. Это позволяет пассажирам сделать пересадку.

При такой системе и пассажиры, и авиакомпания имеют свои выгоды. Пассажиры получают намного больший выбор направлений, куда можно добраться из своего города по более дешевым тарифам. Авиакомпании выигрывают в том, что их самолеты летят с большей загрузкой, чем на прямых рейсах, так как они могут привлечь больше пассажиров вследствие увеличения числа маршрутов, которые они могут предложить.

Одно из важнейших преимуществ калининградского аэропорта Храброво — его расположение на пересечении воздушных путей между Россией и Европой. Основная цель проекта создания здесь авиахаба

— организация наиболее удобной транспортной связи между регионами России и зарубежными, преимущественно европейскими, странами.

Хабовая система, действующая в аэропорту Храброво, состоит из двух основных частей: 1) утренний хаб; 2) вечерний хаб. Утренний хаб

— это прилет самолетов из российских аэропортов в аэропорт Храброво и вылет на Европу. Вечерний — прилет самолетов из европейских аэропортов в Храброво и вылет на Россию.

Хабовый маршрут состоит из двух участков (рейсов), при этом один рейс относится к категории МВЛ (международные воздушные линии), а второй к ВВЛ (внутренние воздушные линии) (рис. 3).

Калининградский авиахаб и его роль в российских пассажирских перевозках у—^ ------------------------------------------------------------------------^

Условные обозначения:

;н-1и'..1 ... V I : .111,1 « КД авиа» Ка .ш. и.и ;1.| а:

-----в другие регионы РФ и ближнее зарубежье:

----- в дальнее зарубежье.

Рейсы других авиакомпаний:

-----в другие регионы РФ и ближнее зарубежье;

— - в дальнее зарубежье.

Рис. 3. Калининградский авиахаб по состоянию на середину 2008 г.

В соответствии с этим существуют две разные технологии принятия пассажиров в аэропорту Храброво, так как очередность прохождения пограничного и таможенного контроля пассажирами, прилетевшими из Европы, и пассажирами из России разная.

Введение подобной системы потребовало от «КД авиа» крупных инвестиций. Помимо строительства современного транзитного пассажирского терминала произошло обновление самолетного парка. В 2005 г. авиакомпания полностью перевооружила свой парк самолетов, перейдя с Ту-134 и Ту-154 на «Боинг 737 — 300». На середину 2008 г. парк воздушных судов авиакомпании состоял из 16 «Боингов».

После начала функционирования в аэропорту Храброво системы «ИиЬ&Броке» пассажиропоток, обслуживаемый компанией «КД авиа», возрос с 439 тыс. человек в 2006 г. до 771 тыс. в 2007 г. (на 76 %). «КД

126

авиа» планирует увеличить парк самолетов (приобретаемых на условиях лизинга) к 2012 г. до 60 единиц, а также продолжить наращивание пропускной способности взлетно-посадочной полосы. Полагаем также, что следует усилить кооперацию «КД авиа» с другими российскими и зарубежными авиакомпаниями в организации деятельности хаба. Все это даст возможность, во-первых, значительно расширить географию авиамаршрутов. По нашему мнению, целесообразно будет наладить рейсы, связывающие Калининград, с одной стороны, с рядом новых городов России и ближнего зарубежья, а с другой — с крупными западноевропейскими аэропортами и теми курортными центрами Средиземноморья, куда сейчас организуются преимущественно чартерные авиарейсы. И, во-вторых, станет возможным увеличение количества рейсов по наиболее популярным маршрутам (выполненные автором конкретные расчеты перспективного расписания прибытий и отправлений воздушных судов показали техническую возможность планируемого увеличения количества линий, связываемых хабом). В результате указанных выше мер, по мнению руководства компании, число обслуживаемых пассажиров может увеличиться до 9 млн человек в год.

Формирование крупного международного транспортного узла в аэропорту Храброво, функционирующего по принципу «ИиЪ&Броке», позволит Калининградскому региону стать настоящими воротами в Европу для россиян и для европейцев в Россию. Транспортное сообщение будет осуществляться максимально быстро и комфортно. То есть авиахаб позволит Калининградской области интегрироваться как в европейскую, так и в мировую авиатранспортную систему, а накапливаемый в ходе его организации опыт может быть с успехом использован другими аэропортами страны.

Об авторе

Е. С. Гинзбург — асп., РГУ им. И. Канта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.