Научная статья на тему 'Календарь как феномен культуры'

Календарь как феномен культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1369
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛЕНДАРЬ / ЛУННЫЙ ГОД / СОЛНЕЧНЫЙ ГОД / МЕСЯЦЫ / РЕФОРМЫ КАЛЕНДАРЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мягченко Галина Юрьевна

В статье рассматриваются календари и их изменения в процессе развития человеческой цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Календарь как феномен культуры»

УДК 008.001

МЯГЧЕНКО Г.Ю.

КАЛЕНДАРЬ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Мягченко Галина Юрьевна - к.филос.н., доц. ТГУ им. Г.Р. Державина

Аннотация: в статье рассматриваются календари и их изменения в процессе развития человеческой цивилизации.

Ключевые слова: календарь, лунный год, солнечный год, месяцы, реформы календаря.

Точных сведений о времени зарождения римского календаря нет, но известно, что около середины У111 века до н.э. римляне пользовались календарем, в котором год состоял из десяти месяцев и содержал 304 дня. Первоначально месяцы обозначались порядковыми номерами, и год начинался с первого числа того месяца, на который приходилось начало весны.

Год завершался тогда десятой луны исполненьем,

Это было число в высшей у древних чести

В знак ли перстов десяти, привычного счета порядка...- писал Публий Овидий Назон в "Метаморфозах" (кон.!в. до н.э.) Потом дни просто не считали. Когда наступит новый год, а с ним придет календарный счет дням, знали только жрецы-понтифики. С появлением молодой луны объявляли о начале месяца - календах ( лат. caleo - провозглашать) и начале года.

В У11 В. до н.э. к десяти месяцам были добавлены еще два -Януариус и Фебруариус. Теперь год римского календаря с общей продолжительностью в 355 дней состоял из 12 месяцев с таким распределением дней в них:

Мартиус (Martius) 31 Априлис (Aprilis) 29 Майус (Magus) 31 Юниус (Gunius) 29 Квинтилис (Quintilis) 31 Секстилис (Sextilis) 29 Септембер ( September) 29 Октобер (October) 31 Новембер (November) 29 Децембер (December) 29 Януариус (Ganuarius) 29 Фебруариус ( Februarius) 28

Все месяцы древнеримского календаря за исключением одного, имели нечетное количество дней. Это объясняется суеверными представлениями древних римлян, будто нечетные числа счастливые , тогда как четные приносят несчастья.

Год начинался с первого числа марта. Это был месяц возрождения сил природы, победы тепла и весны, а значит, от этих явлений и следовало отсчитывать начало года. Месяц был назван Мартиусом в честь Марса, которого первоначально почитали как бога земледелия и скотоводства, а позже как бога войны, призванного защищать мирный труд. Второй месяц получил название Априлис от латинского арепге - "раскрывать", "показывать", "обнаруживать", так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях, появляются всходы и рождается молодняк у скота, или от слова арпсш - "согреваемый Солнцем". Он был посвящен богине красоты Венере. Третий месяц посвящался богине плодородия и покровительнице женщин Майе. Четвертый месяц Юниус - богине неба Юноне, покровительнице женщин, супруге Юпитера , "царице богов и людей".

Названия шести дальнейших месяцев были связаны с их положением в календаре: Квинтилис - пятый, Секстилис - шестой, Септембер - седьмой, Октобер - восьмой, Новембер - девятый, Децембер - десятый.

Название Януариуса - предпоследнего месяца древнеримского календаря - происходит от слова - Оапиа - "вход" , "дверь". Месяц был посвящен богу Янусу, двуликому богу входов и выходов. Римляне изображали его с двумя лицами: одним, обращенным вперед, видящим будущее, вторым , обращенным назад, созерцающим прошедшее.

Последний, двенадцатый месяц был посвящен богу подземного царства мертвых Фебруусу, - печальный месяц, который потому и сделали самым коротким, 28-дневным.

Продолжительность года в 355 дней на 10,242 суток короче тропического. Чтобы начало года держалось вблизи одного и того же сезона и не передвигались праздники в честь богов, каждые два года между 23 и 24 Фебруариуса вставлялся добавочный месяц Марцедониус ( агсеге -увядать), содержавший то 22, то 23 дня. В итоге средняя продолжительность года получалась равной 366,25 суток - на одни сутки больше истинной. Поэтому временами Марцедониус то уменьшали, то снова увеличивали. Ведали этим жрецы, которые могли удлинять и укорачивать год по своему произволу.

Как отмечает Д.Лебедев, римский календарь был "не лунный и не солнечный, а псевдолунный и псевдосолнечный. Обладая всеми недостатками лунного года, он не имел ни одного из его достоинств, и в точно таком же отношении стоял он и к солнечному году". Он не совпадал ни с движением Солнца, ни с фазами Луны, а "скорее полностью блуждал наугад".

Жрецы часто злоупотребляли своей властью, удлиняя или укорачивая сроки дополнительного месяца. В начале каждого года

проводилась уплата долгов и налогов и с помощью календаря жрецы управляли хозяйственной и политической жизнью.

Со временем календарь был так запутан, что праздник жатвы приходилось отмечать зимой. Неразбериху и хаос, господствовавшие в римском календаре того времени, лучше всех охарактеризовал французский философ Вольтер словами: "Римские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой день это случалось..."

Хаотичность римского календаря создавала большие неудобства, и его неотложная реформа превратилась в острую социальную проблему.

Реформу календаря провел в 46 г. до н.э. римский государственный деятель и полководец Гай Юлий Цезарь (100 - 44 г. до н.э.). К этому времени он побывал в Египте, центре древней науки и культуры и познакомился с особенностями календаря египтян. По его распоряжению разработку нового календаря осуществила группа александрийских астрономов во главе с известным египетским астрономом Созигеном.

В основу календаря, получившего позже название юлианского, положен солнечный год, продолжительность которого была принята равной 365,25 суток. Но в календарном году может быть лишь целое число суток. Поэтому предписывалось считать так: три года по 365 дней ( а должно быть 365, 25) Из этих четвертушек за 4 года нарастают целые сутки, их решено было прибавлять к каждому четвертому году (366 дней).

Этот добавочный день, как и прежде месяц Марцедоний, решили "упрятать" между 24 и 25 Фебруариуса.

Счет дней в Древнем Риме был обратный: римляне называли количество дней, оставшееся до некоторых определенных дней месяца, и сами эти дни тоже включались в счет. День 24 февраля был пятым днем от конца февраля плюс мартовские календы - итого "шестой день до мартовских календ ". По-латыни шесть - sex. Добавочный день вставляли перед этим днем и называли его bis sextum Kal. Mart ("биссектум календэ март") -"дважды шестой до мартовских календ", а год в дальнейшем получил название annus bissextum ( "аннус биссектус"). В русский язык слово пришло через греков, которые вместо "б" говорили "в": биссектусный год мы называем високосным.

В новом календаре год делился на 12 месяцев, за которыми сохранились их старые названия. Месяц Марцедониус был исключен из календаря.

Было упорядочено также число дней в месяцах по такому принципу: нечетный месяц имеет 31 день, четный - 30 дней. Февраль же в простом году должен был иметь 29, в високосном - 30 дней.

К моменту реформы календарь ушел вперед от смены года на 90 дней, так что 1 января календарного года должно было выпасть на 3 октября. Стремясь добиться совпадения всех праздников с соответствующими им временами года, решили прибавить к календарному году ( старого календаря), кроме месяца Марцедониуса, состоявшего из 23 дней, еще два

безымянных месяца - один в 33 дня, а другой в 34. Ода эти месяца были помещены между Новембером и Децембером. Таким образом составился год в 445 дней, известный в истории как "год путаницы", "год замешательства".

В Децембере римляне прздновали сатурналии - праздник в честь Сатурна, считавшегося богом посевов и плодородия. Конец праздника и был совмещен с днем зимнего солнцестояния. Юлий Цезарь решил начать счет дней в году с новолуния, которое пришлось на 1 января 45 г. до н.э. Это -единственный момент в юлианском календаре, имеющий связь с лунными фазами. В дальнейшем о привязке начала года к новолунию уже не заботились. Также 1 января начинался служебный римский год (еще до Юлия Цезаря), когда распределялись армии между консулами на предстоящие весенние походы.

В связи с переносом начала года с Мартиуса на Януариус названия месяцев с Квинтилиса по Децембер потеряли свой первоначальный смысл.

В благодарность за реформу, а также учитывая военные заслуги Юлия Цезаря (который был убит спустя два года после реформы 15 марта 44 г . до н.э.), римский сенат переименовал месяц Квинтилис ( в этом месяце Цезарь родился) в Юлиус.

Члены высшей жреческой коллегии - понтифики, которым было поручено следить за правильностью счисления времени, или не поняли сущности реформы, которая состояла в том, что в каждом четвертом году добавлялся 366 день, или с целью скомпрометировать календарь вновь запутали его, объявляя высокосным каждый третий год календаря (вероятнее всего, они пользовались методом "включительного счета"). В итоге с 44 до 9 гг. до н.э. было введено 12 високосных годов вместо 9.

Эту ошибку обнаружили только в 8 г. до н.э. в правление императора Октавиана Августа (27 г. до н.э. - 14 г. до н.э.). По его приказанию на протяжении 16 лет с 8 г. до н.э. по 8 г. до н.э. высокосных годов не было.

Таким образом, юлианский календарь начал нормально функционировать только с 1 марта 4 г. до н.э. В связи с этим сенат, учитывая большие военные победы и в благодарность за исправление календаря, переименовал месяц Секстилис в месяц Августус.

Но продолжительность этого месяца была установлена Юлием Цезарем в 30 дней. Сенат посчитал неудобным оставить в месяце, посвященном Августу, меньше дней, чем в месяце, посвященном Юлию Цезарю, тем более, что число 30 , как четное , считалось несчастливым. Поэтому к Августусу добавили еще один день, отняв его у Фебруариуса. Чтобы три месяца подряд - Юлиус, Августус и Септембер - не имели подряд по 31 дню, то от Септембера один день был перенесен на Октобер, а от Новембера один день на Децембер.

Тем самым было нарушено введенное Цезарем правильное чередование долгих и коротких месяцев, а первое полугодие в простом году оказалось на 4 дня короче второго.

Юлианская система имеет для нас большое значение прежде всего потому, что в ней была совершенно оставлена первоначальная система лунно-солнечного счисления: юлианский календарь, как и египетский, есть чисто солнечный - его задача держать определенные, фиксированные в календарном году моменты (народные праздненства, служебно-политические сроки) всегда на одних и тех же временах года; он вовсе не имеет назначение держать первые числа каждого месяца около той или другой фазы луны; его месяц с лунным месяцем не имеет ничего общего.

Новый календарь сравнительно точно разрешал проблему соотношения тропического (или астрономического) года и солнечных суток. Юлианский год только на 11 минут 14сек длиннее атрономического года.

Однако юлианский календарь не сразу вошел в употребление -первоначально он применялся только в Риме. В 325 г. первый "вселенский Никейский собор признал юлианский календарь обязательным для христиан. В дальнейшем все народы, принявшие христианство, очень долго пользовались этим календарем.

При реформе календаря Цезарь руководствовался обусловленной целью - восстановление государства после потрясений гражданской войны.

Реформа календаря была вызвана прежде всего неотложными текущими нуждами управления. Время и объективные условия дальнейшего развития показали, что "злободневно" возникшая реформа приобрела в ходе истории объективную ценность и огромное значение для культуры различных народов.

Список использованной литературы

1. Гатальская СМ Философия культуры - К, 2005

2. Гончарук ТВ Культурология - Тернополь, 2004

3. Гуревич ПС Культурология - М, 2002

4. История мировой культуры - Ростов-на-Дону, 2000

5. Кармин АС, Новикова ЕС Культурология - СПб, 2004

6. Неретин С, Огурцов А Время культуры - СПб, 2000\

7. Ромах О.В. Культурология. Теория культуры. М., 2006

8. Философское понимание человека // материалы советских ученых к 18 Всемирному философскому конгрессу "". Великобритания, Брайтон, 21 -27 августа 1988г.) \ Отв. ред. Орлова Э.А. - М., 88).

9. Шендрик АИ Теория культуры: Учебное пособие для вузов - М, 2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.