Какой быть Стратегии экологической безопасности Российской Федерации?
РУСИН Сергей Николаевич, доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического и земельного права юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
Российская Федерация, 119991, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1
В России начата разработка Стратегии экологической безопасности. Автор статьи полагает, что она может быть успешной при условии предварительной разработки концепции Стратегии на основе широкого обсуждения с участием заинтересованных лиц: органов государственной власти, специалистов в области национальной безопасности, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе юристов. Предлагаются к обсуждению предложения по статусу и содержанию разрабатываемого документа, по классификации угроз экологической безопасности и правовых мерах по противодействию им. По мнению автора, изложенные подходы позволят на научной основе определить место Стратегии в документах государственного стратегического планирования, обеспечить экологическую безопасность как элемент национальной безопасности, отграничив ее от охраны окружающей среды.
Ключевые слова: стратегия, национальная безопасность, экологическая безопасность, угрозы, охрана окружающей среды, государственное управление.
What the Environmental Security Strategy of the Russian Federation Should Be?
S. N. Rusin, PhD in Law, Associate Professor
Lomonosov Moscow State University
1, Leninskie Gory, GSP-1, Moscow, 119991, Russia
E-mail: [email protected]
According to the Security Council's decision Environmental Security Strategy has been started to develop in Russia. The author thinks that the Strategy can be successful only if we have previously developed the concept of it. The Strategy's concept should be based on extensive discussions with public authorities, experts in the field of national security, environmental protection and ecological safety, including lawyers. The article offers to discuss several proposals of the Strategy status and content. First, due to the variety of documents with the name of «strategy», is proposed to develop strategies to consider as a comprehensive plan to prevent threats to environmental security. Second, the strategy should be a comprehensive plan for the implementation of the National Security Strategy and the Concept of Sustainable Development, Environment doctrine, Principles of state policy in the field of environmental development in the part in which these documents are aimed at ensuring environmental safety as an element integral part of national Security. Third, under the threat of environmental safety are invited to understand the factors of the environment, have a negative impact on human society and the state (their physical, spiritual, cultural and other values). Source of threat is the state of the environment, changes in economic and other human activities, as well as natural hazards. Additionally, this article contains proposals for the classification of threats of environmental safety and legal measures to counter such threats. According to the author, stated approaches allow science-based strategies to determine the place in the documents of the state strategic planning, ensure environmental security as an element of national security, to separate it from the environment.
Keywords: strategy, national security, environmental security, threat, environmental protection, public administration.
DOI: 10.12737/4822
20 ноября 2013 г. состоялось заседание Совета Безопасности РФ, итогом которого стало поручение Президента России подготовить Стратегию экологической безопасности Российской Федерации (далее — Стратегия). Президент РФ заявил, что «она должна содержать оценки внешних и внутренних угроз в этой сфере, а также пороговые показатели безопасности»1.
Секретарь Совета безопасности Н. П. Патрушев проинформировал, что Стратегия будет разработана на период до 2025 г. и принята в 2014 г., в ней «будут обозначены угрозы — как внутренние, так и внешние, будут обозначены приоритеты обеспечения экологической безопасности, меры, которые необходимо осуществить, и показатели, которые будут характеризовать экологическую без-опасность»2.
В связи с имеющейся в теории и практике государственного управления неопределенностью в понимании соотношения понятий «охрана окружающей среды», «экологическая безопасность», «обеспечение экологической безопасности» перед всеми, кому небезразлично развитие нашего государства, а особенно перед разработчиками Стратегии, встает вопрос о ее содержании.
С учетом того что проблема разработки Стратегии поставлена на заседании Совета Безопасности РФ, следует предположить, что Президент РФ, высшее руководство страны рассматривают Стратегию как документ, развивающий Стратегию национальной безопасности Российской Федерации на период до
1 Вступительное слово Президента РФ на заседании Совета безопасности РФ 20 ноября 2013 г. URL: http://news.kremlin.ru/ news/19655 (дата обращения: 15.01.2014).
2 Патрушев Н. Стратегия экологической безопасности будет разработана до 2025 г. 2013. 20 нояб. URL: http://www.rbc.ru/fnews. open/20131120165906.shtml (дата обращения: 15.01.2014).
2020 года3, т. е. направленный прежде всего на обеспечение национальной безопасности.
Считаем такой подход верным, поскольку иное понимание экологической безопасности не позволяет разграничить ее обеспечение и охрану окружающей среды.
Для разработки Стратегии, которая должна установить место экологической безопасности в системе национальной безопасности и охране окружающей среды, необходимы скоординированные усилия научного сообщества, органов законодательной и исполнительной власти.
Системный подход к подготовке этого документа подразумевает разработку его концепции с последующим ее обсуждением. Изложенные в настоящей статье подходы к пониманию важнейших положений Стратегии могут быть основой для дискуссии и выработки концепции Стратегии.
Во-первых, считаем необходимым определиться с видовой принадлежностью разрабатываемого документа.
Проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании» содержит упоминание о нескольких документах, называющихся «стратегия». На федеральном уровне это: долгосрочная бюджетная стратегия РФ; стратегии социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий. На региональном уровне — это стратегия социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочную перспективу4.
Таким образом, принятые в настоящее время стратегии не включены напрямую в перечень документов государственного стратегического планирования. Между тем они продолжают разрабатываться
3 Утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.
4 URL: http://w ww.lerc.ru/npar t = articles&art=12&page=9 (дата обращения:
15.01.2014).
и, по-видимому, будут приняты. За последние годы введены в действие несколько стратегий, в том числе Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
В действующем Федеральном законе от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» упоминание о стратегии как документе государственного планирования отсутствует. Это обусловливает возможность для разработчиков стратегий определять цель и содержание документов исходя из собственных представлений о них.
Так, п. 3 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. устанавливает, что она является официально признанной системой стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.
Пункт 1 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.5 определяет ее как систему современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики Российской Федерации.
Таким образом, стратегии занимают в настоящее время неопределенное положение среди документов государственного стратегического планирования. С одной стороны, они широко применяются, с другой — их место среди иных документов не определено, правовой статус остается неясным, соотношение с иными планирующими документами не установлено.
Полагаем, что подобная неопределенность должна быть устранена и широко применяемый на практи-
5 Утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666.
ке документ государственного планирования должен занять соответствующее место среди иных государственных планов. В этом случае может быть выстроена логически обоснованная и понятная система государственного планирования.
Между тем вполне обоснованным является понимание стратегии прежде всего как всестороннего комплексного плана, предназначенного для того, чтобы обеспечить осуществление миссии государства для достижения сформулированных и понятных целей6.
Итак, мы получаем первый вывод, который должен быть учтен при разработке концепции Стратегии экологической безопасности РФ: стратегия — это комплексный план.
Следующая задача — установить место этого плана в системе государственных планов по охране природной среды и обеспечению экологической безопасности. Среди таких документов необходимо назвать: Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому разви-тию7, Экологическую доктрину Российской Федерации8, Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г.9 и соответствующий План действий по реализации Ос-нов10, Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., а также Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.11, Прогноз социаль-
6 См.: Никчемная Е. А. Право как средство государственного стратегического планирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 7—8.
7 Утв. Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440.
8 Утв. распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р.
9 Утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 г.
10 Утв. распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2012 г. № 2423-р.
11 Утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
но-экономического развития Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. и иные планы, в которых решаются задачи охраны природы и обеспечения экологической безопасности.
Уяснение содержания названных документов позволяет сделать несколько заключений. Во-первых, все документы имеют различное название, что подразумевает и их различное содержание, т. е. круг вопросов, которые они должны решать, и перечень мер, которые ими могут предусматриваться. Однако указанные концепции, стратегии, основы, прогнозы по своему содержанию мало чем отличаются друг от друга и направлены в основном на решение одних и тех же задач.
Во-вторых, они не связаны друг с другом: последующие документы не содержат анализа исполнения предыдущих, не основываются на них. Многие проблемы постулируются как совершенно новые, только что возникшие, решение которых предлагается начинать «с нуля».
В-третьих, только один документ — Экологическая доктрина Российской Федерации разделяет понятия «охрана природы» и «обеспечение экологической безопасности». Делается это, правда, не вполне научно. Выделяются основные направления государственной политики в области экологии (разд. 3) и приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности (разд. 4). Меры по охране природы включены в разд. 3.
Полагаем, вполне допустимо определять единую государственную политику в области экологического развития, в случае если речь идет именно о политике, а не о конкретных мерах по ее реализации. Вышеназванные Основы между тем содержат не только политическую оценку и меры политического характера в экологической сфере, но и механизмы реализации государственной политики. А вот здесь уже сле-
довало бы определить и механизмы охраны природной среды, и механизмы обеспечения экологической безопасности.
Таким образом, следующий необходимый вывод — Стратегия должна быть комплексным планом по реализации Стратегии национальной безопасности, а также Концепции устойчивого развития, Экологической доктрины, Основ государственной политики в области экологического развития в той части, в которой указанные документы нацелены на обеспечение экологической безопасности как элемента, составной части национальной безопасности.
Понимание экологической безопасности как элемента, составной части национальной безопасности требует дополнительного обоснования. Уже упоминалось об отсутствии в науке и практике государственного управления разграничения между деятельностью по охране природы и по обеспечению экологической безопасности. Исследования и научные дискуссии о содержании термина «обеспечение экологической безопасности», его соотношении с терминами «охрана окружающей среды», «экологическая безопасность» и «национальная (государственная) безопасность» ведутся с момента введения его в оборот12. Наиболее точно современное состояние пред-
12 См., например: Бринчук М. М. Охранять окружающую среду или обеспечивать экологическую безопасность? // Государство и право. 1994. № 8, 9; Злотникова Т. В. Проект Конвенции об экологической безопасности // Зеленый мир. 1998. № 30. С. 12; Го-личенков А. К. Экологическое право России: словарь юридических терминов: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М., 2012. С. 426; Вишняков В. Г., Андриченко Л. В., Боголюбов С. А. и др. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. № 2; Платонов Ю. Н. Экологическая компонента национальной безопасности России // Журнал российского права. 2011. № 8. С. 26—33.
ставлений об экологической безопасности с позиции правовой науки выразил один из самых авторитетных исследователей этой проблемы М. М. Бринчук: «Обратим внимание на отсутствие единого понимания, единой позиции, выраженных как в законодательных актах, так и в научных трудах по юридическому содержанию понятия "экологическая безопасность", преодолевающих его "расплывчатость", "различное толкование"...»13.
Разделяет такую позицию и С. А. Боголюбов, справедливо указывая на то, что, несмотря на закрепление рассматриваемого понятия в законах, использование его во многих нормативных актах экологического и иных отраслей законодательства, большое количество защищенных на эту тему диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук, рассмотрение данного вопроса в докторских диссертациях, в учебной и научной литературе, научные дискуссии по поводу понимания экологической безопасности не прекращаются до сих пор14.
Наиболее распространенной в настоящее время является позиция, в соответствии с которой понятие «обеспечение экологической безопасности» употребляется в основном как синоним15 охраны окру-
13 Бринчук М. М. Обеспечение экологической безопасности как правовая категория // Государство и право. 2008. № 9. С. 30—42.
14 См.: Боголюбов С. А. Правотворчество в сфере экологии. М., 2010. С. 46.
15 Так, М. М. Бринчук в статье «Роль го-
сударства в обеспечении экологической безопасности» отмечает: «Под обеспечением экологической безопасности автор понимает деятельность по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, отвечающую интересам сохранения благоприятного состояния окружающей среды, а также по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц» (Экологическая безопасность: проблемы, поиск, решения: сб. ст. М., 2001. С. 106).
жающей среды, обеспечения рационального природопользования и защиты экологических прав, так как соответствующая деятельность направлена на сохранение или восстановление благоприятного состояния окружающей среды. А состояние, соответствующее благоприятной окружающей среде, есть показатель экологической безопасности.
А. К. Голиченков определяет экологическую безопасность человека и других объектов (общества, государства) как состояние защищенности социальных, экономических, экологических прав и законных интересов граждан, материальных, культурных и иных ценностей общества и государства; экономических и иных интересов предприятий, организаций, учреждений и предпринимателей от вредного воздействия неблагоприятных факторов окружающей природной среды, вызванных антропогенным воздействием на нее, а также от последствий экологических аварий и катастроф. К сожалению, эта позиция не нашла развития ни в теоретических исследованиях, ни в практике государственного управления.
Как уже отмечалось, существующая неопределенность в терминах ведет к смешению и подмене одного понятия другим, необоснованному размыванию содержания деятельности по охране окружающей среды, невозможности найти в системе законодательства и практической деятельности государства надлежащее место для экологической безопасности.
Разброс мнений о соотношении понятий «охрана природы» и «обеспечение экологической безопасности» обусловлен и Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ), который определил экологическую безопасность как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и
иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
В Законе № 7-ФЗ используется понятие не законодательства об охране окружающей среды, а законодательства о безопасности: экологическая безопасность — «состояние защищенности»16. Тем самым предопределяется междисциплинарное содержание обеспечения экологической безопасности, возможность понимания ее как направления деятельности, целью которой является не столько охрана окружающей среды, сколько обеспечение национальной безопасности.
В связи с этим указанное определение содержит как минимум две системные неточности, которые обусловили многообразие подходов как ученых, так и органов государственной власти к использованию этих терминов. Первая заключается в том, что объектом обеспечения экологической безопасности названа природная среда. Если экологическая безопасность — элемент национальной безопасности, то объект установлен не верно. Вторая проблема определения состоит в том, что объектами обеспечения экологической безопасности указан только человек и не указаны общество и государство, их экологические интересы.
Таким образом, экологическая безопасность не может рассматриваться лишь как направление деятельности по охране окружающей среды и, не обеспечивая защиту экологических интересов общества и государства, в полной мере не может пониматься как иные виды безопасности, перечень которых содержится в Федеральном законе «О безопасности» и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 г.
16 См. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
В то же время стоит устранить эту неопределенность Закона № 7-ФЗ, как все встает на свои места. Экологическая безопасность — состояние защищенности человека, общества и государства от экологических угроз. Обеспечение экологической безопасности — деятельность по предотвращению экологических угроз.
Основным содержанием деятельности по охране окружающей среды является: сохранение и восстановление природной среды; рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов; предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (ст. 1 Закона № 7-ФЗ).
Основным содержанием деятельности по обеспечению экологической безопасности является предотвращение негативного воздействия окружающей природной среды на жизненно важные интересы человека, общества и государства17. Следует подчеркнуть, что речь идет о негативном воздействии природной среды, претерпевшей неблагоприятные для человека изменения в результате хозяйственной или иной деятельности, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Таким образом, объектами обеспечения экологической безопасности выступают человек с его интересами и потребностями в благоприятных природных условиях, а через человека — общество и государство.
К пониманию экологической безопасности как элемента национальной безопасности есть и необходимые правовые предпосылки. Статья 18 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает, что Правительство РФ обеспечивает прове-
17 См.: Русин С. Н. Концептуальные проблемы экологической безопасности и государственная экологическая политика (правовой аспект) // Экологическое право. 2010. № 5.
дение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия. Таким образом, названный Закон, с одной стороны, определяет необходимость единой государственной политики, в то же время выделяя обеспечение экологической безопасности в качестве ее самостоятельного аспекта, а с другой — отграничивает права граждан на благоприятную окружающую среду от их прав на обеспечение экологической безопасности.
Статья 1 Федерального закона «О безопасности», определяя предмет правового регулирования Закона, среди иных видов безопасности называет экологическую безопасность, указывая, что далее в Законе эти виды безопасности будут описываться терминами «безопасность», «национальная безопасность».
Такой подход реализуется и в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., о чем свидетельствует, как уже указывалось, решение Совета Безопасности РФ о разработке Стратегии экологической безопасности Российской Федерации.
Итак , следующим выводом, который может быть положен в основу концепции Стратегии, является вывод о ее разработке как комплексного плана, направленного на обеспечение национальной безопасности.
Понимание Стратегии как документа, развивающего Стратегию национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 г., обусловливает необходимость определения в ее концепции угроз национальной безопасности в экологической сфере, их источников и формирования направлений деятельности государства по устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления. В свою очередь, правильно
определить угрозы можно лишь в том случае, если верно будут определены объекты обеспечения безопасности. Еще раз подчеркнем, что объектами экологической безопасности являются человек, общество и государство, состояние защищенности которых и будет составлять экологическая безопасность.
Угрозами экологической безопасности являются факторы окружающей природной среды, оказывающие негативное воздействие на человека, общество и государство (их материальные, духовные, культурные и иные ценности). Источником угроз будет состояние природной среды, измененное в результате хозяйственной и иной деятельности человека, а также опасных природных явлений. Причем как сами угрозы, так и их источники должны пониматься достаточно широко. Под состоянием природной среды следует понимать не только ее физические свойства — химический состав атмосферного воздуха, вод или почв, не только наличие в элементах природной среды привнесенных человеческой деятельностью веществ и энергии, но и наличие необходимых человеку, обществу и государству природных ресурсов.
В этом случае действие угроз будет проявляться в следующем.
1. Для человека, его жизненно важных интересов:
в риске изменения природной среды до степени, когда будет невозможно существование человека как биологического вида;
возникновении заболеваний, обусловленных воздействием факторов окружающей среды;
снижении ресурсного потенциала природной среды, являющегося источником удовлетворения материальных, духовных, культурных и иных потребностей человека.
2. Для общества, его материальных, культурных и иных ценностей:
в риске изменения природной среды до степени, когда будет невозможно существование человека как
биологического вида, а значит и общества;
возникновении заболеваний человека, обусловленных воздействием факторов окружающей среды, а значит и невозможности существования гармоничного общества;
снижении ресурсного потенциала природной среды, являющегося источником удовлетворения материальных, духовных, культурных и иных потребностей человека и общества.
3. Для государства, его материальных, культурных и иных ценностей: в риске изменения природной среды до степени, когда будет невозможно существование человека как биологического вида, а значит и государства;
возникновении заболеваний человека, обусловленных воздействием факторов окружающей среды, а значит и невозможности достижения экономической и политической стабильности государства;
снижении ресурсного потенциала природной среды, являющегося источником удовлетворения материальных, духовных, культурных и иных потребностей человека, общества и государства;
риске утраты ресурсного потенциала в результате отторжения территории, лишения государства права на использование ресурсов морских и иных не находящихся под национальной юрисдикцией пространств.
Такое понимание угроз экологической безопасности в большей своей части соответствует перечню угроз национальной безопасности в экологической сфере, содержащемуся в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 г. (п. 86): истощение мировых запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, наличие в Российской Федерации экологически неблагополучных регионов, сохранение на территории страны значительного количества опасных про-
изводств, а также перечню, содержащемуся в Экологической доктрине Российской Федерации.
Вместе с тем формирование в Стратегии научно обоснованного перечня угроз экологической безопасности позволит уточнить их и в иных документах.
Для противодействия угрозам экологической безопасности необходимы выработка и использование совокупности мер (мер, обеспечивающих экологическую безопасность), которые можно объединить в две группы:
первая группа — меры, направленные на предотвращение негативных изменений в природной среде, уменьшения пространственных пределов территории государства, лишения государства права на использование ресурсов морских и иных не находящихся под национальной юрисдикцией пространств, создающих угрозу экологической безопасности человека, общества и государства;
вторая группа — меры, с помощью которых человек, общество и государство защищаются от уже существующих, действующих угроз (негативные для человека, общества и государства факторы окружающей среды).
К мерам первой группы относятся меры, направленные на охрану окружающей среды, обеспечение рационального использования природных ресурсов, а также на обеспечение обладания Российской Федерацией соответствующими территориями и ресурсами, на обеспечение безопасности опасных производственных объектов в смысле их технологической, антитеррористической защищенности, устойчивости к средствам поражения, которые могут быть применены в войне или вооруженном конфликте, на запрещение военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду и т. д.
К мерам второй группы относятся меры по обеспечению сохранения
жизни и здоровья человека с использованием медицинских и санитарных способов; технические, инженерные меры: создание и использование укрытий, защитной одежды, устройств для фильтрации воздуха, обеззараживания воды и т. д.; организационные меры: отселение людей из экологически неблагополучных территорий, запреты на ведение в их пределах сельскохозяйственного производства, использование живых ресурсов, представляющих угрозу для жизни и здоровья человека; меры политического, военного характера: возвращение утраченных территорий, прав на использование ресурсов морских и иных не находящихся под национальной юрисдикцией пространств.
Таковы, на наш взгляд, основные теоретико-методологические основания для разработки концепции, а затем и Стратегии экологической безопасности Российской Федерации как комплексного плана, содержащего предложения и по созданию институциальной системы, и по обеспечению экологической безопасности как вида, элемента национальной безопасности.
Следует заметить, что в этом случае Стратегия может занять свое понятное место не только в системе государственных мер по реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, но и в системе мер, обеспечивающих реализацию Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, Экологической доктрины Российской Федера-
ции и Основ государственной политики в области экологического развития России.
Библиографический список
Боголюбов С. А. Правотворчество в сфере экологии. М., 2010.
Бринчук М. М. Обеспечение экологической безопасности как правовая категория // Государство и право. 2008. № 9.
Бринчук М. М. Охранять окружающую среду или обеспечивать экологическую безопасность? // Государство и право. 1994. № 8, 9.
Вишняков В. Г., Андриченко Л. В., Боголюбов С. А. и др. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. № 2.
Голиченков А. К. Экологическое право России: словарь юридических терминов: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М., 2012.
Злотникова Т. В. Проект Конвенции об экологической безопасности // Зеленый мир. 1998. № 30.
Никчемная Е. А. Право как средство государственного стратегического планирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
Патрушев Н. Стратегия экологической безопасности будет разработана до 2025 г. 2013. 20 нояб. URL: http://www.rbc.ru/fnews. open/20131120165906.shtml (дата обращения: 15.01.2014).
Платонов Ю. Н. Экологическая компонента национальной безопасности России // Журнал российского права. 2011. № 8.
Русин С. Н. Концептуальные проблемы экологической безопасности и государственная экологическая политика (правовой аспект) // Экологическое право. 2010. № 5.
Экологическая безопасность: проблемы, поиск, решения: сб. ст. М., 2001.