А.Г. Резунков, О.П. Резункова
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ КАЛЕНДАРЬ БУДУЩЕГО,
ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК ДЫШАЛ В ЛАД С ПЛАНЕТОЙ?
Федеральный Центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А.Алмазова,
Санкт-Петербург, Россия
Одним из основных элементов управления обществом является календарь. Каким образом календарь - система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел, способ деления года на удобные периодические интервалы времени и счисления дней в году (определение из БЭС) может управлять обществом? Почему существует множество календарей? Почему человечество не может (или не хочет) прийти к единой системе календарного счёта?
Возможно, ответ можно найти в церковной практике? Церковный или литургический календарь представлен как систематический указатель дат переходящих и непереходящих церковных праздников и постов, исчисляемых на основе суточного круга, лунных месяцев, времён года и солнечного годичного цикла, т.е. календарь - это закон смены праздников и будней (в самом названии противопоставляются будни - дни быта, и праздники - празные дни), т.о. в каждом государстве, а вернее, в каждом обществе свой календарь, даже если они построены на общей основе, например, григорианского календаря.
Основой григорианского календаря является непрерывная семидневка, которая накладывается на тропический год, разделённый на 12 примерно одинаковых частей, условно называемых месяцами. Годовые праздники накладываются на фиксированную дату и зачастую так по дате и называются: 23 февраля, 8 марта, 1 мая и т.п. Эти праздничные дни признаны выходными, но бывают и не отмеченные как выходные: День ребёнка, День молодёжи, День героев Отечества.
В календаре отмечены профессиональные праздники, но большинство из них также приурочены к выходным: День шахтёра, День химика, День медицинского работника.
Человечество идёт к глобализации. У него есть только два пути развития: признать себя единым ноосферным сообществом планеты Земля и развиваться как единый с Землёй организм, или исчезнуть с лица Земли полностью или частично. Такой процесс глобализации требует создания единого календаря, который был бы достаточно прост, легко считаем, приемлем для всех стран и народов. Таковым практически является григорианский календарь, выросший из юлианского, который, в свою очередь, стал развитием римско-египетского солнечного календаря.
Следующим шагом по пути унификации солнечного календаря должна стать система, в которой, по образному выражению Энтони Авени “побеждается чудище блуждающей недели” [1]. Такие календари, получившие общее название
«вечные», предлагались, начиная с эпохи Просвещения. В 1937 г. такой проект был одобрен Экономическим и Социальным Советом, но международная обстановка не позволила принять его. В 1954 г. Мировой календарь был одобрен Ватиканом. Штаб-квартира Католической Церкви сочла учёт времени в большей степени делом гражданским, чем религиозным.
Удобно, когда 5 дней работаешь - 2 дня празднуешь в кругу семьи и близких друзей. Раз в 40-45 дней к двум дням праздника прибавляется ещё день-два, и вы отмечаете его с друзьями и знакомыми, а несколько раз в году праздничных дней становится 5-7 (как Рождественские каникулы или Майские праздники, например), и праздник приобретает общенародный характер, когда хочется выйти на улицу, поздравить любого встречного, поучаствовать в общих праздничных действиях. И так - по всей Земле, у всех народов, во всех странах. Исследование праздников и буден в различных этнических традициях с позиций ритмологии показывает, что приблизительно такое соотношение и выполняется. Только дни, приходящиеся на праздники, в разных культурах не совпадают. Это и понятно. Ведь они являются отражением событий, связанных с историей народа, государства, а история у каждого народа своя. Но если праздники приходятся на определённые моменты, связанные с космической ритмикой Земли, такие как солнцевороты и равноденствия, начало весны и уборка урожая, полнолуния и новолуния, то сила их эмоционального воздействия возрастает.
Из ритмологии - науки, изучающей природные биологические ритмы, известно, что существуют четыре циркаритма, периоды которых в естественных условиях не меняются, так как они синхронны с циклами внешней среды. Эти геофизические циклы - приливы, день и ночь, фазы луны и времена года. С ними связаны приливные, суточные, лунные и сезонные ритмы биологических систем («circa-» - вокруг, около, поскольку период свободнотекущего ритма, который сохраняется на протяжении многих циклов без затухания в изоляции от внешнего цикла, не равен в точности, а лишь близок к периоду соответствующего цикла внешней среды). Все четыре циркаритма имеют общие черты, характерные для автоколебаний.
Поэтами и просто чувствительными людьми отмечается особая энергетика, которую несут новолуния и полнолуния, а упрямая статистика отмечает, что в это время повышается количество аварий, сердечно-сосудистых заболеваний, нервных и душевных срывов, преступлений. Дети в период полнолуния становятся неуправляемыми, возбудимыми, плохо спят. В меньшей степени это относится к первой и третьей четвертям луны. Такой пик нестабильности длится двое-трое суток. Видимо поэтому почти все азиатские страны, хотя официально перешли на григорианский календарь, традиционно продолжают отсчитывать время по Луне. Каноническая христианская церковь строго отслеживает лунную ритмику: многие праздники пасхального цикла (Масленица, Вербное воскресение, Красная горка и Вознесение) достаточно чётко совпадают с полнолу-
ниями и новолуниями, а Пасха и Троица - с полулуниями (первой и третьей четвертями). Следует отметить, что промежуток времени между лунными четвертями колеблется от 6 до 9 суток, средняя продолжительность лунной четверти составляет 7,5 суток, что не совпадает с принятой календарной семидневной неделей. Заметим, что слово «неделя» относительно недавно закрепилось за семидневным интервалом, семидневкой, седмицей. Ранее под «неделей» понимали день неделания, день отдыха, выходной день, то, что сейчас принято называть воскресеньем.
Солнцестояния и равноденствия, смены сезонов также считаются «критическим» временем. В традициях многих народов на это время приходятся праздники, длящиеся до 12 дней: Рождество и рождественские каникулы на зимнее солнцестояние, Купальские мистерии - на летнее солнцестояние, Благовещение на весеннее равноденствие у католиков, новый год у евреев на осеннее равноденствие. Между солнцестояниями и равноденствиями выделяются сречи (сре-ча, сретенье, встреча - время, когда происходит встреча двух времён года), которые отстоят от первых на 40-50 дней. Не трудно сосчитать, что 2 из основных праздников России - 1 Мая и 4 Ноября приходятся на сречи.
Обратимся к словарям, чтобы понять, что же такое праздник.
В самом общепризнанном «Толковом словаре» С.И.Ожегова понятие Праздник рассматривается как - 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-чего-н. Первомай - п. весны. 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. 3. Выходной, нерабочий день. 4. День радости и торжества по поводу чего-н. 5. День игр, развлечений [2].
У В.И.Даля выделено: празъ (предлог) или презъ, черезъ, чрезъ, сквозь, насквозь [3]. И.И.Срезневский, основываясь на материалах письменных памятников ІХ-ХУШ веков, пишет, что Праздь - свобода, освобождение, избавление [4]. Макс Фасмер приравнивает слова праздный и порожний [5], а порожний -это не только пустой, но и находящийся на пороге, на переходе. Через порог, сквозь грань миров.
В предисловии к энциклопедии «Русский праздник» И.И.Шангина пишет: “Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу и гибели мира. Праздничных дней в России ХУІІІ-ХІХ вв. было много: сто сорок - сто пятьдесят в году. ... Праздники отмечались обычно всей общиной, в них должны были участвовать все взрослые жители села, деревни, городского квартала или улицы. Игнорирование празднества людьми физически и психически здоровыми рассматривалось как грех, нарушение этических норм и Божьих установлений. ... Общинные праздники длились несколько дней: от одного до двенадцати, в зависимости от значимости праздника. ... Каждый из праздников имел свою отмеченную давней традицией программу. Своеобразие праздничного ритуала зависело от самого события, лежавшего в основе
праздника, его происхождения и значимости для общества.” [6].
Самое конкретное определение праздника даёт С.М.Толстая: “Праздник - одно из главных понятий народного календаря, «сакральное» время, противопоставленное повседневному, «профанному» времени будней. Различаются великие, большие и малые праздники... Праздники могут быть «святыми, светлыми, чистыми, благими», с одной стороны, и «злыми, погаными, вредными, некрещёными, страшными, тяжёлыми, кривыми, пустыми, напрасными, никакими»
- с другой... Само понимание праздника как опасного для людей разрыва границы между «тем» и «этим» миром составляет элемент языческой картины мира. Все праздники, как большие, так и малые, считаются опасными ... ” [7]. Следует отметить, что эти, такие различные по сути, определения не противоречат друг другу. Праздник - это разрыв «мирского» времени, он может заполнять несколько суток, но может укладываться и в несколько минут: молитва, посещение храма, медитация, духовное песнопение. Праздник - это переходное состояние, когда вести себя обычным, будничным образом не рекомендуется, потому что это может быть опасно. Во время праздника люди освобождаются, «опорожняются» от повседневных дел и забот. Праздник - это изменённое состояние сознания: мир открывается с другой стороны, становится сказочным, волшебным, другим. Современные люди во многом утеряли это состояние, но, тем не менее, мы отличаем обычный обед от праздничного застолья.
Для гармонии жизни необходимо, чтобы наше трудовое напряжение совпадало с физиологической активностью, чтобы будни были уравновешены праздниками, а праздники буднями. Возможно ли это сегодня в современных ритмах города? Возможно ли построить глобальный календарь, который одновременно может быть вписан и в космическую ритмику планеты и соответствовать физиологическим ритмам человека и отражать национальные особенности отдельных народов? Попробуем...
1. За основу календаря берем тропический год. Различные солнечные календари по сути являются попытками создать алгоритм расчёта високосных дней, позволяющий приблизить среднегодовое значение к величине тропического года. Если бороться за точность, можно принять систему вычисления новоюлианского календаря, который имеет погрешность в 1 день за 44000 лет (точность григорианского календаря тоже довольно высока - одни сутки за 3280 лет.).
2. Начало года должно приходиться на одну из критических точек (солнцеворот или равноденствие). Для северного полушария было бы естественным начало с зимнего солнцеворота - возрождения солнечного дня.
3. День солнцеворота (Новый год) принимаем за нулевой, все последующие дни
- далее по счёту: первый, второй и т.д. Таким образом, за каждым днём года за-креплёно число, показывающее, насколько этот день удалён от солнцеворота (и день вашего рождения будет чётко соответствовать солнечной космической ритмике).
4. Счётных дней в году - 364. Таким образом, високосный год добавляет ещё
один нулевой день. Один или два нулевых дня объединяются в корочун - самые короткие дни в году и входят в состав зимних праздников.
5. Год разделяется осями-осьминками на 8 равных частей протяжённостью в 4546 дней. Эти осьминки приходятся на макушки (солнцевороты и равноденствия) и сречи (встречи времён года). Осьминки - критические времена года, ко-
15 10 *5 5 л 5: 5 -10 -/5 і : 1 ; 1 Л-
/ \ 1 1
\ ч
\ / ^— 4
/ \
\
\ ) і
ч У
т. ФЄЄВ морг алр. май июнь щель авг. сені ОКТ. нояб ден
/ ...Г^ Месяцы
торые во многих традициях отмечались и отмечаются как большие праздники (их празднуют до 12 дней). В григорианском календаре осьминки приходятся на следующие даты: 20-25 декабря, 4-8 февраля, 18-23 марта, 1-9 мая, 20-25 июня, 1-7 августа, 21-26 сентября, 4-7 ноября.
В астрономии известно уравнение времени, которое показывает, насколько момент кульминации истинного солнца смещён относительно усреднённого значения. На графике уравнения времени видно, что точки максимального отклонения практически совпадают со сречами, а точки перегибов - с макушками.
В России из 8 критических точек на официальные праздники приходятся только
2, а большой зимний праздник вообще смещен на 10 дней, не поэтому ли мы его так плохо переносим.
6. Другой цикл праздников совмещается с синодическим лунным месяцем (от греческого «синодос» - схождение; в новолуние Луна сходится с Солнцем, при этом иногда происходят солнечные затмения), основанным на последовательности фаз Луны. К сожалению, лунный цикл не совпадает рациональным образом с солнечным (именно для удобства счёта во всём мире используются солнечные календари).
7. Начало лунного месяца приходится на новолуние - по аналогии с годом. Месяц разделён на четыре лунные четверти - полулуния. Дни полулуния считаются критическими, т.е. опасными. В эти дни лучше отказаться от тяжёлого труда, и особенно от того, который связан с жизнью людей, поэтому именно на эти дни должны приходиться праздники-выходные. Несколько неудобно то, что между полулуниями от 6 до 9 дней, но зато человечество вписывается в живую ритмику космоса, т.е. счёт дней идёт по солнечному году, а праздники-выходные по Луне.
Космическая ритмика оказывает равновременное воздействие на всех жителей Земли. Всё живое, в том числе и человек, зависит не только от космических ритмов, но и от географического места проживания, которое формирует этнические, национальные особенности. Традиционные народные праздники отслеживают доминантную космическую ритмику с учётом местных особенностей, которые формировались веками и тысячелетиями. Поэтому традиционные календарные праздники у разных народов, как правило, имеют общую временную основу и свои местные, специфические особенности проведения, которые нецелесообразно экспортировать, бездумно передавать, насаждать в другую среду обитания. Мудрость предков должна быть услышана, если мы хотим жить долго и здорово.
Таким образом, все-таки возможно построить глобальный календарь, который одновременно может быть вписан и в космическую ритмику планеты и отражать национальные особенности отдельных народов.
Литература
1. Энтони Авени. Империя времени. Календари, часы и культуры. К.: «София» 1998. с.176.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, «Азъ», М., 1993
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. т.ЫУ СПб., 1880 (М, 1955.)
4. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка, 1-Ш, М.: «Книга», 1989
5. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т.1-4, СПб., «Азбука», 1996
6. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря Иллюстрированная энциклопедия «Искусство-СПб», 2001, стр.5-11
7. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., «Международные отношения», 2002 с.388.
Л. А. Сорокина ОРГАНИЗАЦИЯ КАРДИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В СССР
Санкт-Петербургский государственный университет, медицинский факультет, Россия, [email protected]
Во многих странах, в том числе и в России, болезни сердечно-сосудистой системы традиционно стоят на первом месте в структуре общей картины смертности. Однако именно наша страна имеет успешный опыт решения этой проблемы: по инициативе академика Е. И. Чазова в СССР была создана первая в мире специализированная кардиологическая служба, целая система кардиологиче-