СОЦИОЛОГИЯ
УДК 316
КАКИЕ ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СТАВИТ ПЕРЕД МОЛОДЕЖЬЮ,
И КАК ИХ ПРЕОДОЛЕВАТЬ
Н.А. Ореховская
Аннотация. Автор, анализируя такие взаимозависимости как общая экологическая угроза, проблема планетарной безопасности, глобальное информационное поле, объединение экономических и коммуникационных сфер, политическое и культурное влияние приходит к выводу о том, что эти факторы являются основными чертами глобализации. Кроме того, в статье представлены разные подходы к определению понятия «глобализация». Цель статьи состоит в социологическом анализе процессов глобализации и их влияния на молодежь. Опираясь на авторские социологические исследования: фокус-группы и глубинные интервью студентов ВУЗов Москвы, а также на данные Фонда «Общественное Мнение» автор демонстрирует влияние глобализации на сознание молодежи. Итогом работы стали предложения по преодолению вызовов, являющихся следствием глобализации.
Ключевые слова: глобализация, культурная глобализация, пути преодоления глобализации, молодежь, Интернет.
WHAT CHALLENGES GLOBALIZATION POSES TO YOUNG PEOPLE
AND HOW TO OVERCOME THEM
N. Orekhovskaya
Abstract. the Author analyzes such interdependencies as the General environmental threat, the problem of planetary security, the global information field, the Union of economic and communication spheres, political and cultural influence and concludes that these factors are the main features of globalization. In addition, the article presents different approaches to the definition of "globalization". The purpose of the article is to analyze the sociological processes of globalization and their impact on young people. Based on the author's sociological research: focus groups and in-depth interviews with students of Moscow Universities, as well as on the data of the public Opinion Foundation, the author demonstrates the impact of globalization on the consciousness of young people. The outcome of the work was proposals to address the challenges posed by globalization.
Keywords: globalization, cultural globalization, ways to overcome globalization, youth, Internet
Динамизм и ускорение, мобильность и нарастающий поток информации - вот характеристики современной жизни. Эти черты проникают и связывают не только нашу повседневность, но и жизнь целых государств. Мы без труда можем переместиться в любую точку мира, а потеря мобильного телефона вызывает у нас панику, мы способны, не зная языка, передавать эмоции, используя смайлики - и эти примеры можно продолжать и продолжать. В наш научный и бытовой обиход все увереннее входит понятие «глобализация».
Учеными предлагается несколько вариантов толкования этого определения. Например, немецкий социолог У. Бек трактует его, как невозможность отгораживания одной державы либо конгломерата стран друг от друга. В связи с этим происходит столкновение различных экономических, политических и культурных форм взаимодействия [2].
Британский исследователь Э. Гидденс считает глобализацию многогранным процессом, сложно сочетающим в себе целый ряд факторов, развитие которых протекает с противоречиями и порой в противоположных направлениях. Большинством людей данный процесс воспринимается как
безапелляционный перехват полномочий и влияний у местных сообществ и государств с переносом их на планетарный уровень. В реалии же - это лишь один из результатов глобализации. Конечно, некоторые
экономические полномочия суверенными государствами утрачиваются, однако с глобализацией связан и противоположный эффект [3, с.30]. Российским социологом Л.Е. Грининым он определяется как расширение зависимости и связанности мира и всех его социальных явлений от всех и со всеми его субъектами [5].
Экономическая, политическая и культурная глобализация неоднозначна в
своих социальных последствиях, поэтому у нее есть и сторонники, и яростные противники. Один из тех, кто выступает против - П.С. Гуревич. Его точка зрения такова: та форма, в которой глобализация реализуется сегодня, таит в себе мощный разрушительный потенциал и несет огромную опасность для существования и социального самочувствия всех слоев социума, приводя его к состоянию аномии [6].
Не вызывает сомнения, что аномия является неизбежным следствием глобальной трансформации процессов и в российском обществе. Изменения претерпевают базисные нормы, ценностные установки и ориентиры молодежи. Теряется опора, которую способны обеспечить лишь глубокие социально-культурные взаимосвязи [10].
Можно утверждать, что такие взаимозависимости как общая экологическая угроза, проблема планетарной безопасности, глобальное информационное поле,
объединение экономических и
коммуникационных сфер, политическое и культурное влияние являются основными чертами глобализации. По мнению У. Бека: разрастание мирового рынка ведет к далеко идущим последствиям и найдет свое отражение в культурах, идентичностях и стилях жизни. Он подчеркивает, что главной проблемой культурной глобализации является отсутствие единого видения того, приведет она к формированию общей культуры или возникнут новые различия.
Есть группа исследователей, считающих, что сегодня начинает доминировать западный стиль с экономической рациональностью. Они отмечают американизацию и европеизацию в культуре. Данный аспект связывается с культурной экспансией, грозящей утратой национальной самобытности в большинстве государств. Результат этого процесса -формирование космополитического
мировоззрения во всем мире, и у молодежи оно проявляется активней, нежели у представителей иных демографических групп.
В жарких спорах родился вопрос: а как сами молодые люди оценивают глобализацию, каково их мнение о ней? Для получения предельно объективно ответа автор применил две методики. Для фокус-группы было использовано групповое интервью (N-3), а студенты московских ВУЗов прошли глубинное интервьюирование (N-17). В исследовании приняли участие юноши и девушки в возрасте от 17 до 23 лет.
Прежде всего, у респондентов возникли трудности с дачей четкого определения понятию «глобализация». Типичные варианты ответов выглядели примерно так: «Расширение и стирание границ. Тесное переплетение экономических связей. Общность системы расчетов». Отвечая на вопрос, в чем они видят наиболее яркие проявления глобализации, основная масса опрошенных выделила: информационные технологии и продвижение английского языка в качестве средства международного общения. Причем 90% участников опроса признались, что владеют английским более или менее хорошо, 43% сказали, что могут общаться на нем свободно, а 17% заявили о знании двух иностранных языков. Все респонденты занимаются совершенствованием свих основных иностранных языков. Около половины из них пользуются английским ежедневно, общаясь в социальных сетях или подыскивая информацию через интернет, чтобы подготовить учебное задание.
Данные по активности пользования интернетом соотносятся с еженедельными результатами Фонда «Общественное Мнение». На вопрос, пользовались ли вы веб-сетью в последние сутки, на этой неделе, за текущий месяц положительно ответили,
соответственно, 60%, 67% и 70% взрослых россиян (сведения на конец лета) [1]. А социологические исследования Е.В. Реутова и Т.В. Трошиной говорят, что ежедневно в интернет выходят порядка 90,8% наших сограждан в возрасте от 15 до 24 лет и 73,8% 25-39-летних россиян. По мнению авторов исследования: 48% пользователей веб-сети считают, что она снабжает их наиболее полной и объективной информацией о событиях в обществе и мире [9, с. 142].
Налицо тотальное увлечение интернетом среди молодежи. Для молодых людей его проникновение в повседневность и профессиональную деятельность выглядит вполне естественным. Интернет популярен еще и потому, что открывает широкие возможности для ухода от реальности и построения собственной виртуальной картины мира, где можно все, что ни пожелаешь. Молодежное сознание подвижно и подвержено манипулированию, поэтому у молодых людей складывается картина искаженного мира, лишенного критического отношения к информации, поступающей извне.
С аналогичными выводами мы сталкиваемся и в работах И. С. Шаповаловой. Она также считает, что интернет для молодежи
трансформируется из важного
информационного источника в
альтернативную реальность. И, если судить по контенту, которым чаще всего пользуются молодые люди, эта реальность зачастую антагонистична и неуправляема. Мощь, которую имеет виртуальная синергия, коммуникативная беспредельность и доступность любой, нередко компенсаторной, самореализации создают иллюзию всепроникающих преимуществ
несуществующей Вселенной над настоящей. Возникает жизненная необходимость в следовании ее законам и лозунгам» [10, ^150-151].
Большинство опрошенных не пугает угроза потерять национальную идентичность. Некоторые из них не боятся перестать чувствовать себя русскими. Для них ценней отсутствие границ и ограничений. Многие обосновывают свою позицию стиранием границ между музыкальными субкультурами и исчезновением неприязни к тем, кто любит другие музыкальные стили.
Отсюда возникает вопрос о факторе, объединяющем молодых людей. И чаще всего молодежь говорит о возможности противостоять, лишившемуся доверия и авторитетности, старшему поколению. Юноши и девушки убеждены, что взрослых не интересует их мнение, они только учат и навязывают свою позицию и отношение к жизни. Это толкает их к уходу в интернет. Там они находят возможность высказаться и найти взаимопонимание без назидательных речей.
Ответы на вопросы о патриотизме вызывают особую тревогу. Молодежь считает, что в современной отечественной истории нет фактов, заслуживающих гордости. А прошлые успехи - покорение космоса, победа в войне 1941-1945 годов - это достояние далекого прошлого. Респонденты, в подавляющем большинстве, участвовали в школьных мероприятиях, приуроченных Дню Великой Победы, однако в глубине души не ощущали внутреннего убеждения, что это для них важно. Сегодняшние молодые люди ориентируются на тех, кто сумел воплотить собственные идеи и заработать на этом, а не на героях, жертвовавших собой во имя общих идеалов.
Главным вызовом глобализации является изменение сознания молодежи России. Проявление данной тенденции заметны в трансформации общества. Происходит подмена базовых ценностных ориентиров и установок в умах и душах молодых россиян.
Под давлением глобализации формируются обновленные, приобретшие
интернациональный характер, маячки, на которые держит курс современная молодежь (например, в направлении образования).
Глобализация бросила вызов всем странам. Сегодня практически весь мир вовлечен в этот процесс. Теперь пути преодоления глобализации необходимо искать всем и сообща.
Социолог У. Бек видит спасение в обращении к образовательной системе, чтобы дать гражданам возможность овладеть ориентирами и способностями, которые позволят им разобраться в противоречиях, возникающих в мировом сообществе, и транснациональных ландшафтах. Ученый видит «великий политический ответ на глобализацию» в том, чтобы создать и совершенствовать общество образованных и знающих индивидуумов. Он считает, что нужно не сокращать, а увеличивать время на получение образования, и полагает, что следует ослабить либо ликвидировать привязку учебы к конкретным профессиям и рабочим местам, сориентировав процесс подготовки профессионалов на базисные квалификации, которые находят максимально широкое применение. Это не просто гибкость и пожизненность обучения, но и умение не бояться конфликтов и функционировать в команде, социальная компетентность, многоуровневое мышление, понимание культуры, готовность преодолевать
неуверенность и сталкиваться парадоксом второго модерна [2].
Это один из наиболее удачных на сегодняшний день путей преодоления вызова глобализации. Выстраивание отношений с молодежью с позиции «учитель-ученик» на современном этапе развития общества обречено на провал. Молодым людям нужны чуткие и понимающие наставники-партнеры. Респонденты признались, что от старших и преподавателей ждут честных оценок, уважения к их точке зрения, даже если она ошибочна. Учитель не должен стесняться перенимать знания у своих учеников. Молодежь, например, быстрее осваивает компьютерные технологии. Процесс обоюдного обучения только поспособствует восстановлению доверия к старшим.
Гибкое усвоение предписанных норм для молодежи в эпоху индивидуализации уже не является достаточным уровнем, именно так считает видный философ и социолог И.М. Ильинский.
Сегодня необходимо сформировать собственное «Я» в качестве деятельного ориентирующего центра. Нужно научить молодого человека жить, опираясь лишь на самого себя и с расчетом только на собственные силы» [8]. Актуальность
воспитания нового сотрудничать, общечеловеческих преодолевающего
поколения, способного основываясь на
ценностях, и
вызовы глобализации,
обращая их на личную выгоду и пользу российскому государству, неоспорима.
Литература:
1. База данных Фонда «Общественное Мнение» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fom.ru/search#q=%D0%BC%D0%BE%D0%BB% Б0%ВЕ%00%В4%00%В5%00%В6%01%8С+%00 %B8+%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80 %D0%BD%D0%B5%D1%82&írom=&to=
2. Бек У. Что такое глобализация? Пер. с нем. А. Григорьева, В. Седельника; Общ. ред. и послесл. А. Филиппова - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 304 с.
3. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Издательство «Весь Мир», 2004. - 120 с.
4. Глобализация. Общество. Личность. Монография под общ.ред. Ершовой И.В.;Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. -Архангельск.: иД САФУ, 2014. - 194 с.
5. Гринин Л.Е. На грани веков: новые процессы // История и современность. - 2005. - №1. - С. 6-31.
6. Гуревич П.С. Имидж России в процессе глобализации // Век глобализации. - 2009. - № 2. -С. 178-191.
7. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Р. Дарендорф. Перевод с немецкого Л.Ю. Пантиной. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. - 208 с.
8. Ильинский И.М. Образовательная революция. М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии, 2002. - 592 с.
9. Реутов Е.В., Трошина Т.В. Интернет-практики и информационные предпочтения населения // Социологические исследования. - 2015. - № 4. - С. 140-148.
10. Шаповалова И.С. Влияние интернет-коммуникаций на поведение и интеллектуальное развитие молодежи // Социологические исследования. - 2015. - № 4.- С. 148-151.
Сведения об авторе:
Ореховская Наталья Анатольевна (г. Москва, Россия), доктор философских наук, доцент, профессор департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: [email protected]
Data about the author:
N. Orekhovskaya (Moscow, Russia), doctor of philosophical sciences, associate professor, Department of Sociology Financial University under the Government of the Russian Federation, e-mail: [email protected]