дальний восток:
новые стратегии и модели развития
дискуссионная площадка
DOI 10.22394/1818-4049-2017-78-1-8-20 УДК
Диску
club "How to live and manage in the the next meeting with the agenda: «Th
- the new growth model of the Far East Far-Eastern institute of management - branch of Russian Federation. The reports made: V.K Zausaev, Shishmakov, Doctor of Economics, professor; V.F. docent. Representatives of the scientific pub Far-Eastern region participated in this meeting. In the
24, 2017
on the basis of the the President of the V.T.
Candidate of Economics, and public institutions of the . of reports took part: N.M. Baikov, Doctor of Sociology, professor; Y.A. Chaika, Vice-chairman of the Government of the Khabarovsk territory; Z.G. Mirzehanova, Candidate of Biology, docent; S.V. Stepanov, CEO of LLC SK "Lunny svet"; V.N. Shiyan, Candidate ofEconomics, docent.
Ключе№ые слова m-eppmupoprni ного федерального округа,
Keywords: territory of social and economic development, subjects . studies, development models, indicators.
, модели развития, показатели.
. District,
Терр
ФАУ «ДальНИИрынка»
позволили сделать основной вывод, что него механизм ТОСЭР в действ в полной мере обеспечива
цем виде не пути его с повышение развития:
Заусаев Вадим Константинович - д-р экон. «ДальНИИрынка» при Минвостокразвития РФ (г.
В этой связи
проф., научный Тел.:
и условия
I 21 12
1. Обоснование пРи создании
(доминирующих? лидирующих) ] водств, выполняющих геостратега* функции (закрепление населения).
2. Формирование вер добавленной стоимости, в центре функционируют рентные ные) производства, максимально
зующие естественную ОснОву
водства территориального хозяйства.
3. Внедрение кумулятивной
налоговых льгот и преференций, воспроизводство
мых природн^1х ресурсов и развитие : боких переделов.
4. Проведение противозатратной литики в отраслях естественных мо полий.
5. ^^ормирование необходимой альной и производственной ] туры на основе тартаерсгаа.
6. Повышение качества ( реЗИДеHTОB, Особенно, в части оценки их
глттиа А ттилй ^»^ГЬРТ/Т^ТЛЭТТЛ-
иицисишпи акипимит.с^л.ии ^ШШС-п. 1 иопи
сти.
7. Распространение режимов ТОСЭР на действующие производства с вве-
нивелировать за счет соответ-
постановка вопроса о создании на локальных пространствах Востока особых режимов ния исходит из предыдущего опыта его освоения. Даже при плановой экономике не было возможности для повсеместного и равномерного развития региона. формировались опорн^1е получившие название производственных комплексов. В
виях рыночного хозяйства ственная дифференциация еще
усилилась. Поэтому обострилась димость
дающих импульс не только ным районам, но и всей социально-экономической системе.
Анализ показал, что подобные туты роста получили достаточно кое распространение за рубтм вая положительное влияние не только на социально-экономическую обстановку, но и превращая: эти лок^гае территории в
уровне 2 - 3 последних лет.
8. Реализация пилотного ТОСЭР «Комсомольск» с
на
нием его механизма районы и выплатой надбавок занятому населению из рального бюджета.
9. Принятие системы тактически
по соверше
дания и фу
эр
ТОСЭР.
: для вывода и : явилось следующее:
При этом , ния
1.
ния ТОСЭР
Экономика рального округа (далее затратна. Поэтому в преобразований ускоренное развитие : лучили сырьевые (рентные) отрасли дукция вторых: конъюнктуру и востребована ными государствами. Высокие
освоения. Их нелезя устранить, можно
2. Количественные оценки : ные особенности
В субъектах Российской входящих в состав ДФО (далее ты РФ в ДФО) сформировано 13 (на 01.12.2016 г.), каждая из имеет свою уникальную отраслевую на-К анализу были приняты 96 юридических ли^ получивших статус рездеота.
Анализ структуры по инвестициям и
выручке производственн^1х видов экономической деятельности показывает, что
производства. Это говорит о стремлении предпринимателей: строить предприятия с повышенной добавленной
На втором месте, с большим
находится сельское хозяйство^ '
и лесное хозяйство.
Наибольшее число реализуемых дентами проектов в рамках ТОР дится на Приморский (25) : (20) края. Несколько уступают им
чатский край (17), Республика Саха тия) (10) и Чукотский автономный (10). Магаданская область не участие в создании и развитии ТОР скольку на ее территории де^вует бая экономическая зона. 3. Эффективность Расчеты рентаб зидентов ТОСЭР в субъектах при общем и особом (льготном) налогообложения показали, что при-ее незначительный и колеблется от п.п. в Хабаровском крае до 9,0 п.п. в Чукотском автономном округе. Объясняется это структурой производств. Так
обрабатывающие производства >фф
вают меньшую
ет внимание более высокий рост
бельности прода^К резидентов
субъектов макрорегиона.
Основная экономия приходится на налог на прибыль: от 53 до 80%. Но в условиях неустойчивой экономики и низкой конкурентоспособ: восточной продукции статочно проблематично. высоких переделов и промзводств будет способствовать ро сту заработной платы. Поэтому льготного норматива по страховым сам, обнуление налогов на имущество и землю являются наиболее стабильными инструментами снижения затратности бизнеса резидентов.
В условиях продолжающейся рецессии
достаточно сложном положении. но это касается южных регионов. дание ТОСЭР со своими особыми
мами хозяйствования призваны себестои^^ость ПрOИЗBOДCTBа,
ровать инфраструКтурное территории? упростить взаимодействие
бизнеса и власти, что, в конечном повысит конкурентоспособность восточной экономики и ность ее для инвесторов. Но знать масштабы и отраслевые сти их влияния.
В методологическом плане мы акцент на наиболее узких местах ционирования экономики ] трудовые ресурсы и инвестиции. делялись показатели
водства: производительность труда и : вестиционная отдача
Проведены укрупненные р^еты по видам экономической деятельности, заявленным резидентами проектов. полагалось, если вид деятельности реЗиДента имеет тивность выше средней по субъекту, то имеется потенциальная возмо^кность
улучшить динамику развития региона. В
противном случае, воздействие резидентов ТОСЭР будет обратное.
Расчеты показали, что наихудшие показатели в обрабатыва
в
ствах. По по всем средних значений. отдаче и сальдиров!
труда они макрорегиона ниже
По инвестиционной финансовому
»льдированному положение несколько лучше. субъектам РФ в ДФО менее приятн^1е потенциальные
улучшить динамику основн^1х
казателей за счет резидентов ТОР :
крае. прирост как ) так и относительных значений дится на Амурскую область. это размещением здесь
приятия ОАО
На втором месте Приморский край. Здесь «погоду
«Дальневосточный завод большие по размеру «Кангалассы» в дают наименьший прирост стоимости.
Таким образом, формирование терр!
Г ' Т Г Г ГГ
торий опережающего развития — Это пе] вый шаг зарождения новой экономики ДФО, базирующейся не только на ресу] содобывающих отраслях, но и на боле высоких переделах.
4. Действенность Уже в условиях плановой было доказано, что себестоимость невосточной продукции выше пр°изведенных в других регионах ны, в 1,3 - 1,7 раза. на заготовку
крае в 1987 г. были выше, чем сбумпрому СССР
по минлесбумпрому СССР в клееную фанеру - в 1,4, целлюлозу ' ную - в 1,6. То есть, чем глубже тем большее удорожание.
В настоящее время, по некоторым по-вышаювдим фaкTорaм, картина лась. Так, по заработной плате
уменьшилась. Если еще в 1995 г.
среднероссийскую в 1,7 раза, то в 2016 - в 1,2 раза, а по некоторым ]
вариант чивающий постепенное
что минимальная бавка здесь составляет ный бизнес в целях
60%. ДО«
сти экономит на заработной плате работников.
В то же : влияние '
тарифов. Учитывая северность многих территорий и удалетаость от рынков, они существенн^1м °браз°м зываются на себ^ Так, к примеру, в строительной удорожание составляет 1,8 раза, а по отдельным видам продукции - до 2,8 раза. По величине прожиточного минимума превышение в макрорегионе против среднероссийского значения в 2016 г. составляло 1,5 раза.
Проведенные расчеты
экономия по альным платежам субъектам РФ в в Амурской области до 6,1% в Чукотском автономном округе. Если учесть по налогу на прибыль, то экономия высится: от 6,8% в ХаГ до 11,4% в Республике Саха (Якутия). Но прибыль еще необходимо получить. Поэтому, в соизмерении с удорожанием производства в димые льготы не обеспечивают
ции. Необходимы более
низмов развития ходимо определиться моделью развития 5. Модели развития
новой .требует
ш видения развития макрорегиона. лектив «ДальНИИрынка», исходя из мирующихся в макрорегионе и геостратегических задач, имеющихся знаний и опыта работы в регионе, видит три модели развития.
Первая модель - «проб и ошибок» - формируется в условиях, когда от-
развития макрорегина, и нет ответа вопрос о роли Дальнего Востока в
Востока
модели
Он
деятельность.
бах развитие получат с пр
показали, что и соци-ТОСЭР по колеблется от 1,6%
деского и кадрового
Вторая модель - «бросок в глоба зацию» - имеет либерально-сырье] основу с усилением логистического превления, посре(дство^л которого к
России мику АТР.
лучат концессионные отношения. коснутся наиболее масштабных рождений нефти, газа, железной угля и др. Крупнейшие иностранные корпорадии станут главной движущей силой развития регаога.
Реализация этой модели базируется на усилении трензитной роли регионе,
стязтй т Японцы, кнд>р,с) ес
Корея и др.). Осуществятся ные транспортные проекты - АТР (Япония)», а также нефтегазовые «Дальний Восток - АТР». выступит Сахалин с
эрожными мостами на материк и о. Хоккайдо (Япония), энергомостом «Сахалин-Япония».
Социальная политика сведется ] мизации гарантий для местного ния. Усилится экономическая , циация населения по доходам и жизни. Отток населения приобретет мас-
совый
ВозрастУт
Вместе с
потери ,
из соотношения
Третья модель - Дальний Восток , вер российской экономики в 21 веке. Она
в пресной воде, пространстве для
чительных вложений в качественную мо-дернизадию экономики, роста
на принципах устойчивого зования. Это потребует
ции воспроизводства природных реCурCOB,
б!
трaнсфертa»,
:ур
продукДии на внешних рынках Концес-
Ф
интересы
МежДуНародН^1М
том должно стать комплексное
ресурсов Охотского моря. | виду не только традиционные биологические и нефтегазовые ресурсы, но и использование энергии приливов, минеральных ресурсов шельфа (^келезно— конкреции) и др.
ние ства.
потенциала нового его на
благоприятные по условиям
теРритории возра-стает как места размещения селитебных центров.
Потребуется новая модель номического
. региона и малых
исторический южной части ные проекты, ее базе сопряжения
-отрудничества
опыт Японии Сахалина
в настоящее время. полагает развитие _ _ переделов, то есть производства ции с более высокой добавленной ( стью, рас^^иренное восп 1ро^!звод^ство BOЗ обновляем^1Х прироДн^1Х ресурсов.
Исходя из нашего опыта изучения
значимости для будущего России, акцент
как эффект от неё наступит только в долгосрочном периоде, то важным . ся реализация тактических
тактически популярн^1ми
эффект действий уже сейчас. нствование механизма
ер
и :
6. Совершенств. ТОСЭР
Начинать процесс механизма следует с ональных проблем. фундаментальные факторы экономики, усугубляют общ _
блемы: отсутствие «дЛинн^1х»
неразвитость производственной и с альной инфраструктуры, дефицит
вая также дефицитность и региональных бюджетов тельно, ограниченность поддержки, необходимы четко ные приоритеты в развитии ТОСЭР. К примеру: ставить в центр
водства, содержащие ренту.
Рас-
в этом направлении сделан через « ты в обмен на инфраструктуру». пространив же налоговые льготы кумулятивную систему, можно совать ресурсодобы _
в развитии высоких переделов. Смысл кумулятивной системы ■ минимальных льгот собственно добывающим реаден^ разр^тьт^щему проект в
реCурCОПОЛЬЗОBаHИИ, установитЬ пони
женную ставку налога на прибыль, а также налогу по добыче полезных мых. Если он начинает потребляемый им ресурс и ведет горазведку те^ то ему : льгота по арендной плате. Когда ретает перер
и строит ДОК или ГОК, то на этот передел обнуляются также налоги на прибыль, на земельный. дальнейшем развитии транспорт-
соблюдении принципов экологической
настоящих целей оборудование и риалы, а также освобождается от
выпадение доходов бюджета не ходит. Подобный механизм можно зовать также в
инвестиционных проектах и др.
Серьезную критику вызывают бизнес-планы проектов. Они выполнены на невысоком уровне. Вряд ли под них можно получить кредиты банков. Вызывает сомнения заявленная высокая ность проектов. Некоторые в 10 раз и более превышают среднеот-оценки. Корпорации развития Востока следует активнее привлекать региональных экспертов. В свою очередь, и региональные органы власти должны участвовать в этом процессе, соотнося направления деятельности потенциальных резидентов, их эффективность со стратегическими приоритетами и це-
левыми установками своего региона.
Наконец, необходимо распространить особый режим хозяйствования не только на новые, но и действующие тия. Дефицит «длинных денег» и кий процент -
бизнесу ее решить или, в
Но,
Слагаемую базу ]
ще, используя залога, не снизить :
нального и местного бюджетов, ввести «планку отсечения», приняв
за
основу налоговые и социальные платежи на уровне 2 - 3 последних лет.
В целях реализации одной из основных задач - закрепление населения и повышение качества жизни - предлагается установить выплату дальневосточных и стажевых надбавок из федерального бюджета. Учитывая, что дополнительные выплаты коснутся только работающих в реальном секторе экономики, с потерь социальных платежей, они вят порядка 40 млрд. руб. Это нагрузка на бюджет, и задачу надо решать поэтапно. Но будет и компенсация в виде выхода из тени части бизнеса, роста НДФЛ, активизации малого и среднего предпринимательства.
Что касается тактических действий, то необходимо:
1) на региональном уровне тать концепцию создания и каждого ТОСЭР;
2) утвердить для резидентов
банков страны; увеличить срок предоставления на-лошвых льгот по федеральным ^гам для резидентов ТОСЭР, реализующих крупные инвестиционные проекты;
4) обеспечить адресное сопровождение крупных резидентов, особенно якорных зарубежных инвесторов;
5) внести изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации по
ТОСЭР;
6) упростить порядок получения кредитов под проекты резидентов от профильных институтов развития;
7) изыскать возможность вания
на строительство инфраструктурн^1х объектов в ТОСЭР за счет средств развития Дальнего Востока и ского региона.
потенциал субъекта ДФО - это совокупность характеристик и условий, ф
(внешних и внутренних),
так и субъективных факторов, ляющих его эффективность. Комплексная оценка содиельно-экономического потендиале субъекта предусматривает детальный анализ, основанный на расчетах системы количествен] телей и на еPГУменTИровенн ях специалистов, знакомых с состоянием дел и перспективами его развития.
Несмотря на имеющиеся ния до сих пор не предложена для практического использования система показателей и методика комплексной оценки социально-экономического потенциала субъекта региона.
Формирование ТОСЭР - это новый подход в развитии экономики субъектов ДФО, который имеет свою особую отрас-
ресурсно-добывающих отраслях и более высоких технологиях.
бор механизма развития ТОСЭРявляюъ-ся результаты комплексной индикативной оценки социально-экономического потенциала региона, на которой он будет формироваться. Очень сложно выбрать эффективную модель развития ТОСЭР с минимальным риском, если субъект региона дотационный, а социально-экономический потенциал слабый. Если социально-экономический потенциал региона достаточно высокий, то имеется
реальная возможность значительно повысить эффективной деятельности ТОСЭР, что, в свою очередь, даст реальные возможности ускорить темпы развития социально-экономического потенциала этого субъекта.
Таким подходом и объясняется успешная реализация таких программ как ТОСЭР за рубежом.
Авторы ^е^ш^т к ознакомлению рмр^ота^ю методику комплексной оценки социально-экономического потенциала субъекта. По мнению авторов, методика наглядна и проста в [ оценке
или органами исполнительной власти.
Основываясь на известных ранее
группах фекTоров, формирующих потенциал региона, и принимая во внимание системные принципы группировки
показателей, авторы разработали систему показателей и методику комплексной оценки социально-экономического потенциала региона и апробировали ее на субъектах ДФО [2, 3].
В состав предложенной системы показателей введены 20 частных показателей, которые рассчитываются на основе статистической информации. В неё входят 4 обобщающих показателя, ртаующих состояние каждой ной группы фекTоров, xеректеризуюяих природно-гeогрефический потенциел, экономический потенциал, инновационный потенциал и социальный потенциал субъекта.
На базе этих обобщающих показателей определяется интегральный по-
Шишмаков Владимир Трофимович - д-р экон. наук, проф., Д
государственный университет путей сообщения (г. Хабаровск). Тел.: (4212) 72-90-36.
Шишмаков Станислав Владимирович - канд. экон. наук, , государственный университет путей сообщения (г. Хабаровск). Е-mail:,
оценка социально-
данной методике, может ваться с использованием ванных систем расчета и обработки , ных, может осуществляться с программы Microsoft Excel. Это делает ее простой и удобной в Методика позволяет в оперативном режиме проводить мониторинг динамики
потенциала любого субъекта ДФО (3).
В 2014 - 2015 гг. система показателей и методика оценки социально-экономического потенциала была в субъектах ДФО. В
результатов апробации методики в баровском крае.
Результаты расчетов частных, щающих и интегральных
баровского края, показал, что темпы их роста незначительные и составили, соответственно: +7%, -17%, +14%, и -4% (табл. 1., гр. 10).
Анализ динамики частных показателей социально-экономического потен-
за 2014 г. 2013 г. (табл. 1., гр. 9) показал, что допущено значительное снижение по таким направлениям, как «институ-
(К2.2) на -12%; (К3.1) на
-17%; «технологические ресурсы» (К3.2)
(К3.3) на -12%ч
Анализ показал также, что по 8 част-
логистический ^фактор (К1.4.);
возможности (К2.5); ное развитие, (К4.1);
возможности (К4.4); состояние
Ф
5ризу]
и
(К4.5)
по- тенциала Хабаровского края, в т.ч. по бл°кам, характеризующих прир°дн°-гeогрaфический, жгаодэтэдга^ инно-
приведены в таблице1.
В таблице показана динамика грального показателя и объем ций в основной капитал Хабаровского края за период с 2010 по 2014 гг.
также и причины этого явления.
Полученная информация позволяет выполнить анализ динамики всех частных показателей за 5 лет (Табл. 1, Гр. 10), что позволит специалистам тельной власти края определить
повышению социально-экономического потенциала края на перспективу. Если по мере :
зующего
тенциал Хабаровского края.
(Ки) в 2014 е. иротив 2010 о. на 2% : вело к снижению объема инвестиц основной капитал края на 25%, а странных инвестиций - на 41%.
Анализ динамики зателей по блокам за 5 лет,
в
(К3) и
(К4) потенциалы
дополнительная субъективная оценка
края, то такая оценка может быть проведена авторами по методике экспертных оценок, изложенной в алгоритме " оценки инвестиционного [4, 5].
Предлагаемая авторами система показателей и методика оценки социально-экономического потенциала края по-
оперативного и стратегического ления инвестиционными процессами и
прогнозировать их темпЫ на перспективу по выбранному сценарию социально-
б
Таблица 1
Динамика показателей социально-экономического потенциала
Хабаровского края
Индикаторы Обозн. Вес. коэф. Годы Прирост, %
2010 2011 2012 2013 2014 гр. 8/ гр.7 За 5 лет
1 2 3 4 5 6 7 9 10
Промышленные ресурсы К1.1 0.284 0,1988 0,1816 0,2006 0,1998 0,2133 +5 +5
Сельскохозяйственные ресурсы К1.2 0.156 0,1081 0,0878 0,0892 0,0827 0,0818 0 -27
Инфраструктура региона К,3 0.199 0,2994 0,2870 0,3115 0,3469 0,3815 +8 +27
Логистический фактор К14 0.267 0,2504 0,2493 0,2481 0,2516 0,2528 0 0
Экологический фактор К15 0.094 0,0880 0,0922 0,0928 0,0771 0,0828 +3 0
Природно-географический обобщенный индикатор К1 0,219 0,2069 0,1966 0,2063 0,2098 0,2217 +5 +7
Финансовые ресурсы К2.1 0.200 0,1687 0,1675 0,1617 0,1336 0,1749 +30 +5
Институциональная структура К2.2 0.170 0,2034 0,1813 0,1884 0,1729 0,1546 -12 -20
Конъюнктурные колебания К2.3 0.145 0,1445 0,1420 0,1036 0,1361 0,1479 +7 0
Трудовые ресурсы К2.4 0.266 0,2904 0,2935 0,2801 0,2815 0,2866 0 0
Производственные возможности К2.5 0.219 0,0368 0,0257 0,0311 0,0273 0,0283 0 -25
Экономический обобщенный индикатор К2 0,375 0,3164 0,3037 0,3093 0,2818 0,2628 -7 -17
Инновационная активность Ки 0.140 0,0288 0,0272 0,0397 0,0301 0,0247 -17 0
Технологические ресурсы Ки 0.231 0,1711 0,1883 0,4349 0,3413 0,2669 -20 +58
Научно-технические ресурсы К33 0.201 0,1127 0,1145 0,1676 0,1646 0,1349 -12 +27
Информационные ресурсы К34 0.157 0,1697 0,1620 0,1603 0,1567 0,1680 +6 0
Человеческий капитал К,5 0.271 0,2759 0,2792 0,2700 0,2683 0,2761 +4 0
Инновационный обобщенный индикатор К3 0,256 0,1941 0.1974 0,2745 0,2460 0,2229 -10 +14
Интеллектуальное развитие К41 0.147 0,2042 0,2041 0,1713 0,1614 0,1618 0 -20
Общественная безопасность К4.2 0.211 0,2098 0,2102 0,2102 0,2097 0,2095 0 0
Законодательная защита К4.3 0.253 0,2466 0,2484 0,2344 0,2352 0,2474 +4 0
Потребительские возможности К4 4 0.276 0,2653 0,2662 0,2649 0,2707 0,2698 0 0
Состояние здоровья населения К4.5 0.113 0,1067 0,1038 0,1039 0,1019 0,0987 0 -9
Социальный обобщенный индикатор К4 0,15 0,1549 0,1549 0,1477 0,1469 0,1481 0 -4
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ Ки Ки 0,8723 0,8527 0,9379 0,8845 0,8554 -3 -2
Инвестиции в основной капитал (млн. руб.) Q 156439 180508 179907 150078 117887 -25
Иностранные инвестиции (млн. долл.) 419 118 171 276 248 -41
Таблица 2
Динамика
п/п Субъекты ДФО Интеграль(кынг^оказатель Прирост в %
2010 г. 2014 г.
1 Хабаровский край 0,87 0,85 - 2
2 Приморский край 0,85 0,80 - 5
3 Амурская область 0,93 0,95 2
4 Камчатский край 0,63 0,58 - 5
5 Якутия 0,12 0,12 0
ДФО в целом 0,88 0,83 - 2
работкой эфф
развития края с раз-тивных мероприятий с
последуюшим их мониторингом.
Оценка и анализ динамики лей характеризующих социально-экономический потенциал других субъектов ДФО в период с 2010 по 2014 гг., приведены в таблице 2.
Анализ динамики интегральных показателей социально-экономического потенциала субъектов ДФО показал, что за 5 лет он снизился на 2%. Это
потенциал» (К2) и «со-
на -17% и на -4%; в Пр на -10% и на -4%; в на -14% и на 0%; в К 15% и на 0%; в на -14% и на 0% По р
эрмирование тосэр в ДФО, имеющих невысокий
социально-
' докладе ■
источники информации:
№ 10. 2016.
2. Указ Президента России 28.12.2012 № 1688 «Об оценке тивности деятельности органов нительной власти субъектов РФ» тронный ресурс]. URL:
от
на
к его снижению, связано со ными рисками и может привести к их
и ущ
№ 1. 2014.
5.Шишмаков В.Т Ком
1 климата;
фф
2015.
доцент,
Ефременко
анд. экон. наук, центра,
сточный институт ал РАНХиГС.
Системный анализ «Территорий социально-экономического радга-гиш
Применим метод системного анализа
для PессмоTPeния ПPоблeм, обозначенных в основном докладе. Система есть особая организация спeциелизир0вен-
ных элементов, объединенных в единое целое для решения конкретной задачи. Работа элементов системы подчинена глобальной Цели, преследуемой системой и составляющей ее ] ная цель системы ТОСЭР < на в Федеральном законе № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», ст. 2.3. ТОСЭР создается «в целях формирования ^ш-тарга-ш^ условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания
комфортнЫх условий для обеспечения жизнедеятельности населения».
Предполагается триединство целей: инвестиции, со^^иально-эконо^лическое развитие; население. На практике, как показывает анализ основных номических показателей ного ^д^^^ш округа РФ за период с 2000 по 2014 гг., при десятикратном росте объемов инвестиций в основной капитал и производство валового регионального продукта, численность проживающего в дальневосточном регионе постоянного населения сократилась на 10%. Наблюдается отрицательная корреляция экономических и социально-демографических показателей.
системы определяется за-ТОСЭР, как искусственно созданная система, должна состоять из специфичных элементов, работа которых направлена исключительно на достижение главной цели (части системы, не участвующие в достижении основной цели прeкрещают свое сущeствовениe). С другой стороны, ТОСЭР, как система,
функционирует в определенной среде и
взаимодействует с другими системами через установленные связи. Отметим, что предприятия, ставшие
ми ТОСЭР, зачастую не устойчивых связей с рег
дой и другими предприя'
А это порождает риски:
[>иями региона. изменений целевых установок контрегeнтов (прежде едставителей рынков сбыта); из-физических условий перемещения ТО^ртгх финансов^1х и трудовых ресурсов между субъектами; внезапно
наступивших и непредвиденн^1х изменений окружающей субъект сред^1.
Возможное решение проблемы ин-вестиционн^1х рисков содержится в нормы Ст. 33.1 ФЗ № 473: социально-Вос-
пр] «В
целях
€р
э
развития
ток:^ привле ние новых и
в
Ф^ад^ имеющихся х предприятий разра-щщдеега догрвдде
производственн
бат^хвается и принимаете развития инвестиционной и нимательской деятельности для каждого субъекта Российской Федерации, щего в состав Дальневосточного рального округа».
Применение программно-целевого метода позволяет перераспределять риски
и проводить специальные по их снижению. Для такой программой грамма развития PиTоPиельног° Kлестeре
CУД0CTP0eния, к^гор^, уже на
логическом уровнe, ПPeДП0ЛегеeT тесное взаимодействие с программами инновационного развития крупных отраслевых компаний с государственным (ПИР), согласно тельства РФ № 2227-рот 08.12.2011 г. и № 467-р от 29 марта 2013 г.
Ю.А. Чайка - первый Председателя Правительства ского края по вопросам инвестиций и
Со времени принятия решения о сш-дании ТОРов, а сейчас ТОСЭРов прошло не так и много времени. Это произошло в 2013 году и, учитывая, что для нас это было делом новым, в начале основные усилия были
зр
и
чены на соз-нормативно-
дании 0ргенизади0нн^Ix правовых заделов. Да, не Более того, в ходе работы появляются и новые проблемы, которые приходится решать «на ходу». Хотел бы обратить вни-
мание что, не смотря на это, есть и положительные примеры, это относится, прежде всего к предприятиям которые уже имели определённый задел. Назову одно из таких предприятий - Технониколь, на котором производительность труда на порядок выше, чем на подобных предприятиях. Однако в целом надеяться на
скорую отдачу от ТОСЭРов нельзя. Для их «раскрутки» мы принимаем целый комплекс мер. Например, в налоговой сфере мы установили для резидентов -такую схему: первая пятилетка
третья - полн^1й режим ния. Для Комсомольска-на-Амуре - разработана программа развития ТОСЭР по 10 направлениям. Мы изучили 45 паний, имеющих желание стать резидентами, из них 20 мы поддержали и 7 находятся в стадии рассмотрения. Есть замечание к докладчикам - не совсем корректно сравнивать ТОСЭРы в раз-
нызщсю напргшленность в своём тии, находятся в разных климатических и природно-географических условиях.
З.Г. Мирзеханова - канд. биол. наук:, зав. лабораторией Института < проблем ДВО РАН.
основным показателем остаётся рост :
при разработке таких масштабных ектов как ТОСЭРы не учитывать гическую составляющую - это
в
и планы по развитию ТОСЭРов так на-
защите окружающей сред^1. Исходя из вышеизложен
вносим
(ДоминируЮщих, лид]
водств, выполняющих геостратегические функции (закрепление населения).
2. Формировать вертикальные цепочки добавленной стоимости, в центре
нотеорЬ(ых1д^о1ходньк1ционир
, рент-производства,
максимально использующие
ную основу воспроизводства ального хозяйства.
3. Внедрить кумулятивную систему налоговых льгот и преференций,
ляем^1х природн^1х ресурсов и развитие глубоких переделов.
литику в отраслях естественных
в ТОСЭР
5. Формировать
мую социальную : фраструктуру на основе государственно-
частного партнерства.
э^ф^фективности.
7. Распространить режимы ТОСЭР на действующие производства с введением «планки отсечения» налогов на уровне 2 - 3 последних лет.
8. Реализовать пилотный проект ТОСЭР «Комсомольск» с распространением его механизма на сопредельные районы и с выплатой дальневосточных надбавок занятому населению из федерального бюджета.
9. Принять систему тактических мер по совершенствованию организации сш-дания и функционирования ТОСЭР:
• на региональном уровне разр^-
тать концепцию развития каждого ТОР;
• утвердить для резидентов
ты бизнес-планов, идентичные
ниям ведущих банков стран^1;
• увеличить срок предоставления
налоговых льгот по федеральным налогам для резидентов ТОР, реализующих крупные инвестиционные проекты;
ние крупн^^х резидент°в, особенно . тк зарубежн^1х :
следующие предложения по ствованию механизмов ТОСЭР:
1. Обосновать приоритеты развития при создании ТОСЭР на основе якорных
ор
: в :
декс Российской Федерации по
1редпр:
ТОР;
• упростить порядок получения ] дитов под проекты резидентов от ]
фильных институтов развития;
• изыскать возможность рования проектно-сметной
ции на строительство ИнфреструкTУPH^Ix объектов в ТОР за счет средств Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
С учётом обсуждения заявленных докладов участники заседания пришли к следующим выводам:
Государственная политика ускоренного развития Дальнего Востока России на основе новой модели - создание территорий опережающего то^^то-
экономического развития (ТОСЭР) - является C0врeмeнн0й, пр0грессивн0й
формой территориального развития ма-использующей положитель-зарубежный и отечественный опыт и способной в ближайшей перспективе дать ему мощный импульс для дальнейшего роста.
Между тем, как следует из анализа состояния дел в ТОСЭР в субъектах ДФО, достичь этого в полной мере пока не удалось в силу ^д^атотаот глубокой научной проработки механизма их создания и функци0нир0вения. ставляется необходимым усилить жения, касающиеся законодательной и иной нормативно-правовой поддержки ТОСЭР, их административного, мического, управленческого ционного сопровождения в з
от
и пр<
размещения.
В связи с этим, участники заседания считают необходимым:
1. Поддержать предложения, ботанные ]
механизма создания и ния ТОСЭР в ДФО.
2. Направить материалы заседания
«круглого стола» и предложения Даль-
НИИрынка при Минвостокразвития России по <
ф:
создания орган^1 : власти ДФО, фун
механизма ТОСЭР в : исполнительной за создание
ТОСЭР.
необходимость
и
и функциониров
3. Учитывая шенствования базы по созданию ТОСЭР на ф
и местном уровнях, обратиться парламентскую ассоциедию Востока с просьбой рассмотреть на своём заседании ситуацию, сложившуюся в ТОСЭР.
4. Рекомендовать Минвостокразви-тию России продолжать мониторинг влияния новых механизмов хозяйствования (ТОСЭР, СПВ, РИП и др.) на социально-экономическое развитие Дальнего Вос-
Юмическое развитие
тока.
5. Опубликовать материалы ния «круглого стола» в средствах массовой информации и научном журнале «Власть и управление на Востоке России».