Научная статья на тему 'Как, выиграв сражение, не проиграть войну?'

Как, выиграв сражение, не проиграть войну? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
124
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
Д. КЭМЕРОН / РЕФЕРЕНДУМ О ЧЛЕНСТВЕ БРИТАНИИ В ЕС / ДОНАЛЬД ТУСК / ЕС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ананьева Елена Владимировна

В статье поднимается тема вступивших в решающую стадию переговоров Британии с ЕС об изменении условий её членства в Евросоюзе. Рассматривается письмо премьер-министра Британии Д. Кэмерона председателю Европейского совета Д. Туску с предложениями об условиях членства страны в ЕС. Автор отмечает, что недовольство Британии свои положением в ЕС накладывается и на противоречия внутри ЕС между “старой” и “новой” Европой, между национальным руководством стран-членов и евробюрократией в Брюсселе, между богатым Севером и бедным Югом Европы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как, выиграв сражение, не проиграть войну?»

УДК 327: 342.8 Елена АНАНЬЕВА

КАК, ВЫИГРАВ СРАЖЕНИЕ, НЕ ПРОИГРАТЬ ВОЙНУ?1

Аннотация. В статье поднимается тема вступивших в решающую стадию переговоров Британии с ЕС об изменении условий её членства в Евросоюзе. Рассматривается письмо премьер-министра Британии Д. Кэмерона председателю Европейского совета Д. Туску с предложениями об условиях членства страны в ЕС. Автор отмечает, что недовольство Британии свои положением в ЕС накладывается и на противоречия внутри ЕС - между "старой" и "новой" Европой, между национальным руководством стран-членов и евробюрокра-тией в Брюсселе, между богатым Севером и бедным Югом Европы.

Ключевые слова: Д. Кэмерон, референдум о членстве Британии в ЕС, Дональд Туск,

ЕС.

Переговоры Британии с ЕС об изменении условий её членства в интеграционной группировке вступили в решающую стадию: Д. Кэмерон направил официальное письмо с изложением предложений Соединённого Королевства председателю Европейского совета Д. Туску [Gov.UK, 2015] и обосновал свою позицию публично, выступив в Королевском институте международных отношений (Chatham House) [Cameron, 2015].

Отправные пункты Британии на переговорах сводятся к следующему:

1. В ЕС должны признать права стран, не входящих в зону евро, и не дискриминировать их (то есть допустить к принятию решений в еврозоне и страны, в неё не входящие);

2. Предоставить больше полномочий национальным парламентам (то есть ужесточить существующую процедуру "жёлтой карточки" - вето);

3. Освободить Британию от обязательства продвигаться к "более тесной интеграции" (ever closer union) (то есть к европейскому "супергосударству", для чего изменить Лиссабонский договор, хотя это нереализуемо, во всяком случае, до2017 г.);

4. Предоставить право Британии ограничить социальные права (на выплату пособий) приезжим из других стран ЕС.

Если Кэмерон в качестве первоочередных выдвинул вопросы финансовые (интересы лондонского Сити) и парламентского суверенитета (кто правит?), то британцев больше волнуют проблемы иммиграции. Мнения британцев относительно

1 Аналитическая записка№27, 2015 (№27).

© Ананьева Елена Владимировна - кандидат философских наук, руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: e-ananieva@yandex.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope2201697101

места и роли Соединённого Королевства в ЕС искажены. Так, рядовые граждане полагают, что взнос страны в бюджет ЕС примерно в четыре раза выше, чем на самом деле [Raines, 2015]. Они также полагают, что недавних иммигрантов в стране вдвое больше в общем населении страны, чем в реальности - 24,4% вместо 13% [Яковенко, 2015]. По большей части британцы желали бы сохранить доступ к европейским рынкам, но не участвовать в политическом союзе (требования 3 и 4 в письме Кэмерона) [Ipsos-MORI, 2015]. Их мнение также может зависеть от популярности правительства на момент референдума и, как видим, от стереотипного представления о ЕС, а не от знания фактов.

Основной аргумент Д. Кэмерона для внутренней аудитории: членство Британии в ЕС - это вопрос не только экономической, но и национальной безопасности страны; Британия не должна попасть в положение подчиняющегося правилам других (подобно Норвегии по отношению к ЕС - rule-taker), вместо того чтобы самой их устанавливать (rule-maker). Следовательно, Британия должна остаться в ЕС.

Выиграть сражение

Напомним, ещё будучи лидером оппозиции, Д. Кэмерон занимал весьма жёсткую позицию по отношению к ЕС. Став премьер-министром коалиционного правительства в 2010 г., он изменил точку зрения и перешёл в ряды сторонников членства Британии в Евросоюзе. Однако ему пришлось пойти на уступки из-за активной деятельности евроскептиков-тори, что было чревато расколом в его собственной партии. Более того, Кэмерон опасался, что часть избирателей консерваторов может отдать голоса Партии независимости Соединённого Королевства (UKIP) на предстоявших парламентских выборах 2015 г. По этим основным причинам Д. Кэмерон вынужден был обещать (январь 2013 г.) референдум о членстве Британии в ЕС. Обещание было обставлено несколькими условиями: победа тори на выборах и переговоры с ЕС. Отсюда и появилась дата референдума - до31 декабря 2017 г.

Дать обещание было сравнительно легко. Дело в том, что референдум невозможно было провести, пока правительство носило коалиционный характер (то есть до выборов в мае 2015 г.), поскольку в него входила "проевропейски" настроенная Партия либеральных демократов. К тому же задолго до выборов все опросы общественного мнения указывали на то, что по их итогам будет сформирован "подвешенный парламент" (hung parliament). Отсюда следовало: правительство снова будет коалиционным (с консерваторами или без), что освобождало бы Кэмерона от обещания. Однако Кэмерон выиграл "битву" - решил задачи узкопартийные: тори получили большинство в парламенте (ПНСК завоевала лишь один мандат). В результате ему предстояла "война" - решение более сложной, стратегической и судьбоносной для страны задачи.

Так же было и с референдумом о независимости Шотландии. Д. Кэмерон отказался внести в бюллетень для голосования второй вопрос (о расширении полномочий региона - "деволюция-макс"), полагаясь на многолетние опросы, которые свидетельствовали о существенном доминировании противников независимости. Однако доля сторонников независимости незадолго до референдума поползла вверх, превысив 50%. В результате, чтобы не проиграть "войну", ему пришлось обещать "деволюцию-макс" накануне референдума. Шотландия проголосовала против независимости, но государственное устройство и политическая система Соединённого Королевства ныне подвергаются серьёзным испытаниям.

Одно из проявлений укрепившихся позиций Шотландии - позиция по отношениям с ЕС. Ставки для Д. Кэмерона повышаются: Шотландия намерена провести повторный референдум о независимости в случае негативного исхода референдума по ЕС, поскольку регион настроен в пользу членства в Евросоюзе.

И премьер уже однопартийного правительства превратился в заложника собственных маневров для решения тактических задач, причем поле для них всё сужается.

Как не проиграть войну?

Внутри страны евроскептики в парламенте нанесли поражение правительству, добившись поправок в правительственный законопроект о референдуме. Они изменили вопрос в бюллетене на более сбалансированный (то есть в ущерб правительству1, и главное - обязали правительство объявить о дате референдума за четыре месяца, а не за четыре недели, как желал премьер. Таким образом, он лишился возможности использовать момент, когда общественное мнение будет благосклонно к ЕС. Проблема в том, что оно волатильно: лишь 20% граждан твёрдо убеждены, что Британия должна выйти из ЕС, и 30% - остаться [Haughton, 2015]. Данные последних опросов носят разнонаправленный характер [ComRes, Dahlgreen, 2015]. Ситуация в Евросоюзе существенно влияет на настроения граждан, и какими они будут на момент референдума, неизвестно.

По этой причине в Британии разгорелась острая внутриполитическая борьба, и в ход идут запрещённые приёмы. Например, достоянием гласности стала просьба президента Конфедерации британской промышленности (CEI) к правительству не "заигрываться" с переговорной позицией, не выставлять чрезмерно амбициозные требования и не провоцировать разлад с Брюсселем [Hall, 2015]. Скандальность ситуации заключается в том, что КБП должна была бы высказать своё мнение после завершения переговоров с ЕС.

Евроскептики на требования Британии в письме Д. Туску откликнулись, естественно, скептически: "И это всё?" (Is that it?) [EEC, 2015a]. Кэмероном недовольны и сторонники ЕС (завышенные требования), и его противники (слишком малы).

Полемика давно выплеснулась и во внешнеполитическую сферу. Недовольство Британии свои положением в ЕС накладывается и на противоречия внутри ЕС -между "старой" и "новой" (про-американской) Европой, между национальным руководством стран-членов и евробюрократией в Брюсселе, между богатым Севером и бедным Югом Европы. Противоречия обострились в связи с греческим долгом, миграционным кризисом на фоне укрепления позиций евроскептиков по всему ЕС.

Не обошлось и без вмешательства США. Так, Вашингтон предупреждал Лондон, что отношения США с ЕС как институтом укрепляются и что "сильный голос Британии в ЕС - в американских интересах" [EEC, 2015b]. Чем ближе референдум, тем тон США резче: как откровенную попытку повлиять на исход референдума расценили в Британии заявление главы Торгового представительства США М. Фромана, что США не станут подписывать с Британией отдельное соглашение о ЗСТ в случае её выхода из ЕС [Clements, 2015b, 2015a]. Возмущение в Британии Фроман вызвал по той причине, что прежде работал в структуре ЕС по оценке степени евроинтеграции, что свидетельствует о конфликте интересов. Учитывая пози-

1 Формулировка правительства: "Должна ли Британия остаться в ЕС?". Формулировка, предложенная парламентом: "Должна ли Британия остаться в ЕС или выйти из ЕС?".

цию США, возникает вопрос, как быть при заключении соглашения о Трансатлантическом партнёрстве (TTIP) между США и ЕС, если Британия выйдет из Евросоюза: переводить в трёхсторонний формат, включив Британию, что весьма замедлит процесс?

Председатель Европейского совета Д. Туск ответил на письмо британского премьера: достичь соглашения будет "очень, очень трудно", а по срокам (к 17 декабря - саммиту ЕС) - "никаких гарантий'

Британии шансы договориться? Какова позиция отдельных стран? Германия в принципе прислушивается к Соединённому Королевству, понимая, что Европа стала "разноскоростной"; Франция выступает против "Европы на заказ", где каждая страна выдвигает свои условия. К союзникам Британии можно отнести Данию, Швецию, Нидерланды. Между тем Испания и Бельгия серьёзно возражают против стремления Британии отказаться от движения к "более тесному союзу". Страны Восточной Европы - против ограничений свободы передвижения рабочей силы, поскольку 1,3 млн человек из стран "Новой Европы" проживают в Британии. Отметим, более половины (688 тыс.) - из Польши (508 тыс. работают). Поляки стали вторыми по численности после выходцев из Индии (бывшей британской колонии) среди рождённых за рубежом. Согласно данным последней переписи населения (2011 г.), польский становится вторым "основным" языком в стране после английского и валлийского [Day, 2015]. Отношения Польши с Британией по вопросу свободы передвижения рабочей силы в ЕС ухудшились. Недаром переговоры Британии с ЕС были отложены в связи с выборами в Польше в октябре 2015 г.

Выводы

Между тем с референдумом надо спешить: неопределённость негативно влияет на экономику Британии, а в 2017 г. предстоят выборы президента Франции и выборы в бундестаг Германии. По всей видимости, референдум может состояться в 2016 г. Не обернутся ли тактические победы Кэмерона стратегическим поражением? Удастся ли Кэмерону не допустить затяжных переговоров, представить британцам любой исход переговоров как успех, предотвратить раскол в Консервативной партии, убедить Британию проголосовать "за" и сохранить Шотландию в составе королевства? Удастся ли ему выиграть "войну"? Эти вопросы пока остаются без ответа.

Список литературы

Яковенко A.B. Европейская дилемма Британии II Россия в глобальной политике. [Электронный ресурс]. URL: http://www.globalaffairs.ru/diplomacy/Evropeiskaya-dilemma-Velikobritanii-17400 (Обращение 16 ноября 2015).

References

Jakovenko A.V. Evropejskaja dilemma Britanii // Rossija v global'noj politike. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.globalaffairs.ru/diplomacy/Evropeiskaya-dilemma-Velikobritanii-17400 (Accessed 1б November 2015).

BBC (2015a). Donald Tusk: Deal on UK's EU renegotiation 'very tough'. 12.11.2015. , [Online], available at: URL: http://www.bbc.com/news/uk-politics-34803222 (Accessed 16 November 2015).

BBC (2015b). UK risks 'turning inwards' over EU referendum - US official, [Online], available at: URL: http://www.bbc.co.uk/news/uk-politics-20961651 (Accessed 16 November 2015).

Cameron D. (2015) The Future of Britain's Relationship with the EU. 10 Nov. 2015. URL: https://www.chathamhouse.org/sites/files/chathamhouse/events/special/20151110DavidCameron%20%28NE W%29.pdf (Accessed 16 November 2015).

1 Действительно, переговоры затянутся до февраля 2016 г.

Clements L. (2015b) US claims it WON'T sign a trade deal with UK if Britain leaves European Union. 31.10.201, [Online], available at: URL:

http://www.express.co.uk/finance/city/615829/US-trade-UK-Brexit-EU-trade-deal (Accessed 16 November 2015)

Clements L. (2015a) Outrage as US rep who made Brexit trade threats used to work for the European Commission, [Online], available at: URL: http://www.express.co.uk/finance/city/616730/US-trade-rep-Michael-Froman-Brexit-trade-threats-used-to-work-for-European-Commission?_ga=1.138919667.1314561513.1444991091.

04.11.2015 (Accessed 16 November 2015).

ComRes (2015). October EU Referendum Poll. "REMAIN" LEADS BY 19 POINTS IN EU REFERENDUM POLL, [Online], available at: URL: http://www.comres.co.uk/polls/october-eu-referendum-poll/ (Accessed 16 November 2015).

Dahlgreen W. (2015) EU referendum: Brexit ahead by 2, [Online], available at: URL: https://yougov.co.uk/news/2015/09/28/eu-referendum-brexit-leads-2/ (Accessed 16 November 2015).

Day M. (2015) Polish workers in UK consider strike over anti-immigrant rhetoric. 04.08.2015, [Online], available at: URL:

http://www.telegraph.co.uk/news/uknews/immigration/11783297/Polish-workers-in-UK-consider-strike-over-anti-immigrant-rhetoric.html (Accessed 16 November 2015).

Gov.UK. (2015) EU reform: PM's letter to President of the European Council Donald Tusk. 10 Nov 2015, [Online], available at: URL: URL: https://www.gov.uk/government/publications/eu-reform-pms-letter-to-president-of-the-european-council-donald-tusk; [Online], available at:

https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/475679/Donald_Tusk_letter.pd f (Accessed 12 November 2015).

Hall M. (2015) CBI's secret pro-EU push revealed, [Online], available at: URL: http://www.express.co.uk/news/uk/616792/CBI-s-secret-pro-EU-push-revealed - 3.11.2015. (Accessed 16 November 2015).

Haughton T. (2014) Farewell Britannia? "Issue Capture" and the Politics of Cameron's EU Referendum Pledge' (with Nathaniel Copsey), Journal of Common Market Studies, 52 (s1), (2014), pp. 74-89.

Hewitt G. Sizing up Britain's EU renegotiation, [Online], available at: URL: http://www.bbc.com/news/uk-politics-35350414 (Accessed 22 December 2016).

Ipsos-MORI (2015). Preferences for Britain's future role in Europe, [Online], available at: URL:

https://www.ipsos-mori.com/researchpublications/researcharchive/3381/Preferences-for-Britains-future-role-in-Europe.aspx. Published: 26 October 2015 (Accessed 16 November 2015).

Raines Th. (2015) Research paper. Internationalism or Isolationism? The Chatham House-YouGov Survey, Europe programme. January 2015. [Online], available at: URL: http://www.chathamhouse.org/publication/internationalism-or-isolationism-chatham-house-yougov-survey (Accessed 16 November 2015).

How, winning the battle, not to lose the war?

Author. Ananieva E.V., Candidate of Sciences, director of the Center of Britain Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11/3, Mokhovaya Street, Moscow, Russia, 125009. E-mail: e-ananieva@yandex.ru

Abstract. The talks between Great Britain and the European Union on revised conditions of the UK membership have been completed. Officially they started when David Cameron sent a letter to the President of the European Council setting out the areas where he was seeking reforms. He also made his position public at Chatham House (the Royal Institute of International Affairs). The author points out that the discontent of Britain by it's position in the EU overlaps with contradictions between new and old Europe, national leadership and Brussel's bureaucracy, rich North and poor South of Europe.

Key words: David Cameron, Donald Tusk, UK's EU referendum, EU.

Дата выпуска 18 ноября 2015 года.

Материал доступен для скачивания по адресу: www.instituteofeurope.ru/publications/analytics

Английская версия статьи доступна для скачивания по адресу: http://www.strategic-culture.org/news/2015/11/17/to-win-battle-without-losing-war.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.