Научная статья на тему 'Как развивать циклические представления у дошкольников?'

Как развивать циклические представления у дошкольников? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИКЛИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ДИАЛОГ / ЗАДАЧА / ДОШКОЛЬНИКИ / CYCLIC REPRESENTATION / DIALECTICAL MENTAL ACTIONS / DIALOGUE / PROBLEM / PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шиян Ольга Александровна, Крашенинникова Екатерина Викторовна

В статье описаны задачи, направленные на развитие циклических представлений у старших дошкольников. В каждом случае описание дается по единой схеме: формулировка задачи, описание конкретного задания, пример того, как дети справляются с подобной задачей. Предложены задачи на диалектическое действие превращения: дети учатся устанавливать отношения противоположности, обнаруживать превращения объектов и явлений в рамках суточного цикла (при переходе от дня к ночи и обратно). Авторы рассказывают, как строить диалог с ребенком в ходе решения задач, чтобы стимулировать мышление детей. Основная цель создать ситуации, в которых дети смогут открыть для себя циклические структуры в окружающем мире, решая разного рода задачи в ходе обсуждения, проектной деятельности или сочинения историй.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шиян Ольга Александровна, Крашенинникова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to develop cyclic representation of preschoolers?

The article describes the tasks aimed at the development of cyclic representations of the older preschoolers. In each case, the description is given by a single scheme: formulation of the problem, a description of a specific task, an example of how children cope with this task. Objectives for action of dialectical transformation are proposed: children learn to establish relationships between opposites, detect transformation of objects and phenomena within the daily cycle (during the transition from day to night and vice versa). The authors show how to build a dialogue with the child in the course of solving problems and how to stimulate children's thinking. The main goal is to create a situation in which children can discover the cyclic structure in the world, solving all sorts of problems in the course of the discussion, the project activity or writings stories.

Текст научной работы на тему «Как развивать циклические представления у дошкольников?»

О. А. Шиян, Е. В. Крашенинникова

Как развивать циклические представления у дошкольников?

Шиян Ольга Александровна - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО МГПУ, доцент кафедры психологии познания Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ (г. Москва, Россия)

Крашенинникова Екатерина Викторовна - психолог, государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад комбинированного вида №1602 (г. Москва, Россия)

В статье описаны задачи, направленные на развитие циклических представлений у старших дошкольников. В каждом случае описание дается по единой схеме: формулировка задачи, описание конкретного задания, пример того, как дети справляются с подобной задачей. Предложены задачи на диалектическое действие превращения: дети учатся устанавливать отношения противоположности, обнаруживать превращения объектов и явлений в рамках суточного цикла (при переходе от дня к ночи и обратно). Авторы рассказывают, как строить диалог с ребенком в ходе решения задач, чтобы стимулировать мышление детей. Основная цель - создать ситуации, в которых дети смогут открыть для себя циклические структуры в окружающем мире, решая разного рода задачи в ходе обсуждения, проектной деятельности или сочинения историй.

Ключевые слова: циклические представления, диалектические умственные действия, диалог, задача, дошкольники.

How to develop cyclic representation of preschoolers?

Shiyan Olga,

PhD in Pedagogy, Leading Researcher, Laboratory of Child Development Research, Moscow City Teacher's Training University, Assistant Professor of the Cognitive Psychology Chair, Russian State University for the Humanities (Moscow, Russia) Krasheninnikova Ekaterina,

Psychologist, Preschool Establishment #1602 (Moscow, Russia).

The article describes the tasks aimed at the development of cyclic representations of the older preschoolers. In each case, the description is given by a single scheme: formulation of the problem, a description of a specific task, an example of how children cope with this task. Objectives for action of dialectical transformation are proposed: children learn to establish relationships between opposites, detect transformation of objects and phenomena within the daily cycle (during the transition from day to night and vice versa). The authors show how to build a dialogue with the child in the course of solving problems and how to stimulate children's thinking. The main goal is to create a situation in which children can discover the cyclic structure in the world, solving all sorts of problems in the course of the discussion, the project activity or writings stories.

Keywords: cyclic representation, dialectical mental actions, dialogue, problem, preschoolers.

Работа выполнена при поддержке РГНФ Проект п13-06-00669 «Особенности мыслительных диалектических структур в дошкольном и младшем школьном возрасте».

Как работать с детьми

Поскольку главная цель состоит в развитии детского мышления, принципиально важен сам формат взаимодействия с детьми. Этот формат - решение диалектических задач. Диалектические задачи - это такие проблемные ситуации, для решения которых ребенок должен оперировать противоположностями: или устанавливать отношения противоположности там, где оппозиция не очевидна, или обнаруживать сосуществование противоположностей в одном и том же объекте, или искать объект, который объединяет в себе противоположности и пр.

Сходство с другими проблемными ситуациями. Как и любая проблемная ситуация, диалектическая задача содержит ловушку: на поверхности лежит простой и неверный ответ, надо проникнуть глубже, чтобы найти корректное решение. Конструируя задачу, взрослый должен понимать, какого рода ловушку он приготовил детям, чтобы быть готовым возражать им.

Отличие от других проблемных ситуаций. Диалектические задачи являются открытыми, то есть они предполагают множество решений: например, если у нас есть начало истории, то может быть несколько возможных окончаний, при этом все они могут быть противоположны началу.

Дискуссия. Для того чтобы помочь детям решить проблемную ситуацию, но при этом не лишать их интеллектуальной самостоятельности, а стимулировать ее, взрослый должен организовывать дискуссию, обсуждение, но ни в коем случае не предлагать «верный» ответ. В процессе обсуждения дети учатся слушать собеседника, относиться к его высказыванию выражением согласия или несогласия, приводить аргументы для доказательства своих суждений, отвечать на возражения и замечать смену собственной точки зрения. Организация такой дискуссии - принципиальный момент.

Основные правила ведения дискуссии:

• в ходе обсуждения педагог помогает детям увидеть разные ответы на один и тот же вопрос, несовпадения точек зрения;

• помогает организовать дискуссию, только с помощью вопросов и не предлагая варианты решений;

• задает вопросы так, чтобы у детей могла появиться возможность высказать противо-

положные ответы (то есть избегает вопросов: «Все так считают?», «Все согласны?», вместо этого задавая вопросы: «Кто так считает?», «Кто не согласен?»);

• после того, как ребенок дал ответ на вопрос или сформулировал любое суждение, воспитатель спрашивает у других детей, согласны ли они с этим. Воспитатель спрашивает у ребенка, согласны ли с ним дети;

• если два ребенка высказывают противоположные точки зрения, то педагог обращается к другим детям с вопросом: «А они согласны друг с другом или говорят разное?», предлагает определиться, с кем именно они согласны;

• педагог избегает занятия позиции в пользу или против определенного ответа, которая была бы видна детям, не пытается показать, что один ответ правильнее другого, а позволяет группе принять это решение.

Что обсуждать

Во время работы с детьми анализируются циклические изменения, которые происходят в окружающем мире в течение суток, недели, года, жизни человека и пр.

Один из вариантов работы состоит в том, чтобы последовательно «пройти» сначала суточный цикл, потом годовой и пр., и внутри каждого цикла решать задачи, требующие от ребенка совершения действий превращения, сериации, обращения и замыкания.

С детьми можно наблюдать, анализировать развитие в живой природе (рост растений и животных), события разного масштаба из жизни человека: взросление, отдельные события - путешествие, отдельные действия - одевание, строительство или готовка.

Задачи должны быть личностно значимы для детей, поэтому стоит максимально проецировать содержание диалектических задач на жизнь ребенка: чтобы он имел возможность отрефлексировать события, происходящие с ним в течение суток, недели или года.

При этом «задачный» принцип должен распространяться на все виды деятельности: в ходе проектирования дети создают план своих действий, а затем реконструируют события; в ходе исследования - выдвигают гипотезы и фиксируют ход и результаты исследования. Особую функцию выполняют игровые моделирующие ситуации, благодаря которым ребенок имеет возможность в ускоренном виде «прожить» временной цикл - сутки или год.

Зачем нужны наглядные модели?

В исследованиях Л.А. Венгера было доказано, что дети могут работать с наглядными моделями: наглядная модель помогает детям удерживать существенные моменты в ситуации и абстрагироваться от несущественных. В нашем случае помочь детям удержать временную структуру цикла может наглядная пространственная модель циклических отношений.

Мы предлагаем использовать такие наглядные модели:

• Модель превращения: эта модель фиксирует противоположные моменты цикла и представляет собой черный и белый квадраты, соединенные стрелкой-переходом.

• Модель сериации - перехода одной противоположности в другую через опосредующее звено. Эта модель используется при создании историй: представляет собой лист, разделенный на три части (начало, середину и конец), представляющий собой «каркас» для создания историй.

• Модель цикла: круговая модель прямого и обратного переходов, заданных стрелками.

При этом важно отметить несколько моментов. Во-первых, модель должна создаваться, открываться самими детьми в ходе решения задачи, а не предлагаться взрослым в готовом виде. Модель должна рождаться как результат понимания ситуации. Во-вторых, модель может использоваться при решении задач, од-

нако, опять же, она не подсказывает решения, а только помогает ребенку удержать структуру (как в задании сочинить историю).

Примеры диалектических задач

Ниже представлены описания диалектических задач на разные диалектические действия (превращение, опосредствование, сериацию, обращение, замыкание). В каждом случае описание дается по единой схеме:

• сформулирована сама задача;

• дан пример, на основании которого можно придумывать другие задачи;

• обозначено, в чем ловушка (то есть к каким типичным детским ответам должен быть готов педагог);

• описан конкретный случай решения задачи детьми.

Действие превращения

Трудность совершения действия превращения состоит в том, что для ребенка не так очевидны отношения противоположности, так как каждый новый объект в детском мышлении не включается в структуру, а представляется просто еще одним очередным объектом (еще одно дерево, еще один цвет, еще одна фигура). Вот кошка, а вот собака, а вот мышка. Какие же здесь противоположности? Надо подумать, чтобы обнаружить, что мышка и кошка могут быть противоположными по основанию «охотник - жертва», а собака и кошка по принципу «догоняет - убегает». В то же время любой объект или явление (например, день или ночь) обладает множеством характеристик, которые не так легко структурировать как крайние точки, как противоположности: солнце, свет, бодрствование, звуки и луна, звезды, темнота, сон, тишина. В этом состоит основная трудность в выполнении действия «превращение» детьми. Причем, важно, чтобы взрослый не просто научил детей выделять отношения противоположности, а чтобы дети сами их искали и обнаруживали.

Задача 1. Предложить антоним.

Пример. Придумай слово «наоборот».

«Я буду говорить вам слово, а вы отвечайте на него словом наоборот».

Для детей постарше задачу усложнить, предложив аргументировать ответ: «А почему это наоборот?»

Темно - ... (светло).

День - ... (ночь).

Спать - . (бодрствовать, не спать).

Белое - ... (черное).

Включить - . (выключить).

Тишина - . (звуки).

Да - . (нет).

Стоять - . (лежать).

Ловушка. Легче предложить ассоциацию по смежности или по сходству (кошка-мяукает, кошка-молоко, чем кошка - мышка). В объяснениях также могут предлагаться слова, не являющиеся антонимами. Например, в высказывании «Кошка ловит мышку, а мышка убегает от кошки» противоположности зафиксированы, а в высказывании «Кошка большая, а мышка живет в норке» - нет.

Случай из практики

В подготовительной группе при решении этой задачи развернулась дискуссия о том, что противоположно осени - зима или весна. Очевидно, что настаивавший на зиме Петя попал в ловушку: он посчитал противоположным то время года, которое идет следом за осенью. Вася смог привести аргумент: «Весна, потому что осенью листья опадают, а весной появляются». Чтобы решить задачу, ребенку пришлось найти основание для сравнения. После обсуждения детям предложили нарисовать на разделенном пополам листе любые картинки, чтобы их содержание было «наоборот». Интересно, что Петя нарисовал как раз «трудные» для дошкольников промежуточные времена года - весну и осень - с опадающими и распускающимися листьями. Это говорит о том, что он действительно понял предложенное сверстником решение задачи!

Задача 2. Установить отношения противоположности между двумя частями цикла, обозначаемыми антонимами.

Пример. Нарисуй на одной картинке день (лето, весну и т.п.), а на другой - ночь (зиму, осень), чтобы мы могли угадать, где что нарисовано, и поняли, чем они отличаются.

Ловушка. В рисунке и рассказе могут быть отражены разные, но не противоположные отношения.

Случай из практики

В предыдущей статье были приведены такие примеры: рисуя день и ночь, дети часто не изображали превращений, которые происходят с живыми существами и предметами, рисуя только отдельные фрагментарные признаки зимы и лета.

Вот другой пример: на одном из наших занятий был эпизод, когда мы с детьми обсуждали сезонный цикл жизни дерева и выясняли, что происходит с листьями. Дети дружно сказали, что весной листья рождаются, и мы стали решать, что же будет с ними наоборот, когда будет осень. Дети бойко ответили: опадут. Но ведь «опадут» - не противоположность «рождаются», а нужно же найти именно то, что будет «наоборот». Для понятия «опадут» противоположно «поднимутся». И тут дети стали искать противоположность. Были варианты: засохнут, отвалятся, потом возникло слово «отрождают-ся». И вот именно в этом детском придуманном слове видно, как ребенок пытается передать противоположный смысл слова «рождается», видно, что он понял задачу, но пока еще не совсем решил ее. Вскоре кто-то сказал, что осенью листья умирают. Примечательно, что в течение нескольких последующих занятий, посвященных временам года, эти найденные самими детьми слова, обозначающие противоположные состояния листьев, припоминались ими с какой-то особенной трогательностью.

Задача 3. Установить, к какой из двух противоположных частей цикла относится явление.

Пример. Я буду называть слово, а вы показывайте значок, когда это бывает: днем или ночью (можно использовать пары слов из предыдущего задания).

Для решения этой задачи предварительно надо сделать модель «дня» и «ночи» (карточки с рисунком или аппликацией). В ходе осуждения дети решают, что должно быть изображено на каждой карточке, но модели делают для себя самостоятельно.

С

Ловушка. Использование модели - отдельное действие, детям иногда легче просто назвать к дню или ночи относится событие. В этом случае надо отдельно поиграть со знач-

ками («Я скажу «день», а вы поднимете значок», или «Я загадала день или ночь? Угадайте по картинке, что это» и т.д.).

Случай из практики

Даже сам процесс создания значков можно превратить в задачу: например, перемешать все элементы будущей аппликации, чтобы ребенку нужно было правильно подобрать детали и фон. Еще один вариант: ввести в занятие игрушечного персонажа (например, Незнайку), который тоже хочет сделать значки для игры, но делает ошибки, которые дети должны ему помочь обнаружить и исправить. Когда значки будут готовы, Незнайка тоже может стать участником игры в свойственной ему манере.

Задача 4. Задается описание ситуации в один из моментов цикла, ребенку надо совершить превращение объектов, явлений и живых существ в соответствии с временным циклом.

Пример. Если так было днем (утром, летом), то как будет ночью (вечером, зимой)?

Детям предлагалось рассмотреть картинку на доске (формат А3). На картинке отражена дневная жизнь разных персонажей. Есть представители живой природы и следы присутствия человека: животные (собака, летучая мышь), бодрствующие днем и бодрствующие ночью, растения (цветок), птицы (голуби и сова), дом, дорога, машина, фонарь и солнце. Картинка содержит десять элементов, которые ночью могут превратиться в противоположность.

Детям раздаются идентичные картинки на листах А4 и предлагается превратить их в ночные: нарисовать, какой эта картинка станет ночью. При этом можно сказать детям, что рисовать они будут не обычными карандашами, а волшебными, которые рисуют только все наоборот, поэтому будут им подходящими помощниками.

В этой картинке заданы такие возможности преобразований:

• Солнце - месяц, луна, звезды.

• Светло - темный фон листа.

• Сова спит - сова летает.

• Летучая мышь спит - летает.

• Окна в домике: ставни открыты -закрыты.

• Собака не спит - спит (снаружи будки, внутри будки).

• Фонарь не горит - горит.

• Фары у машины не горят - горят (или машина уехала в гараж).

• Цветок открыт - закрыт.

• Птицы летят - спят в гнезде.

Результаты выполнения задания можно качественно и количественно оценивать. Можно посчитать, сколько превращений смог осуществить ребенок. Можно проанализировать основания, по которым ребенок совершает превращение, выявить, насколько они разнообразны и насколько полноценны, насколько соотносится рисунок ребенка с его собственным рассказом о том, какие изменения произошли с наступлением на картинке ночи.

Щл

ТА

Ловушка. Дети фиксируют не все превращения, которые происходят с объектами внутри цикла.

Случаи из практики

Может случиться, что ребенок будет неспособен принять задание. Как, например, на этом рисунке Ангелины.

Видно, что девочка старательно раскрашивает картинку, а вместо предложенного задания рисует домики, дождик, человечков.

Возможен вариант выполнения, когда ребенок задание принял, но при этом ночная картинка является копией дневной: ребенок просто перерисовывает предложенную картинку, как это представлено на рисунке Андрюши.

)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на не совсем удачное цветовое решение, можно увидеть, что на второй половине картинки светит солнце, птицы летают в небе, сова в дупле, летучая мышь на ветке - все объекты сохранились на первоначальном месте. При этом крыша домика в верхней части листа раскрашена в синий цвет, а в нижней части она красная, также фонарный столб разного цвета на двух картинках. Это говорит о том, что ребенок не может удержать постоянные неменяющиеся признаки.

На картинке Даши совершено максимальное количество преобразований. Причем

удержано постоянство неменяющихся признаков: домик одинакового цвета и на верхней, и на нижней картинке.

Для детей более младшего возраста можно эту картинку разбить на четыре отдельных картинки по сюжетам: отдельно сюжет с домиком, отдельно с лесными жителями, отдельно растения, отдельно дорога и машина. Также можно воспользоваться модификацией картинки, которую предложила воспитатель сада №1602 (ныне входящего в состав учебного комплекса №405) Анастасия Николаева.

Вместо пустой половинки картинки детям можно предложить эту картинку, которая содержит неизменяемые элементы. К тому же

можно, например, раздать детям только такую картинку, и предложить одной части детей дорисовать ее, чтобы получился день, а другой -чтобы получилась ночь, а потом устроить обсуждение получившихся рисунков.

Задача 5. Изобразить ситуацию в противоположные моменты цикла.

Пример. Нарисуй наш детсадовский двор, какой он зимой и какой он летом (весной и осенью, ночью и днем). Эта задача отличается тем, что ребенок должен сам изобразить и исходную картинку, и ей противоположную.

Ловушка. Дети могут изобразить похожие, а не противоположные состояния, уловить изменения только по одному-двум параметрам.

Случаи из практики

Мы предлагали детям нарисовать свой двор зимой и летом. В детских рисунках можно было обнаружить, какие параметры выделяет ребенок как существенные и удается ли ему совершить превращение каждого из них в противоположное. На рисунке Сережи отличие картинок зимней и летней выражено мало. Картинки отличаются наличием или отсутствием каких-либо объектов, а не их изменениями, преобразованиями: есть снег - нет снега, есть снеговик - нет снеговика. При этом дерево на обеих картинках изображено с зеленой кроной. Снеговик на этой картинке воспринимается скорее как символ зимы. Но один снеговик погоды не делает.

Рисунки Кристины очень детальны, и поэтому легче заметить их идентичность: одинаковые дети, одинаковые игрушки на площадке и т.д.

При этом, помимо появления снега, присутствует преобразование деревьев: с листьями и без. Однако в этом рисунке можно увидеть еще одно превращение, выделенное самим ребенком и не обсуждавшееся ранее на

занятиях: песочница летом открыта, а зимой закрыта. Труднее для Кристины оказывается совершить превращение детской одежды и придумать, чем же будет заменен велосипед - идея появления вместо него санок не возникает.

В рисунке Даши можно обнаружить присутствие нескольких параметров, которые ребенок смог, во-первых, выделить, а во-вторых, преобразовать. Дети зимой одеты в зимнюю одежду: у них есть шапки, шарфы и варежки. В то время как летом мальчик изображен в кепке. Летом в песочнице построен замок из песка, а зимой снеговик. И именно в этом случае снеговик перестает быть только символом зимы, потому что снег зимой выполняет игровую функцию песка - из него лепят.

Задача 6. Обнаружить превращения в окружающем мире, связанные с временными циклами и важные для решения задачи.

Особенность этих задач в том, что прямо задание на циклические преобразования не ставится, но понимание цикличности событий, превращения обстоятельств в противоположные помогает решить поставленную задачу.

Пример. «Сказки с остановками».

Детям предлагаются сказки, в которых решение задачи, стоящей перед героем, становится возможным, если учесть цикличность времени и связанных с ней изменений в мире. Противоположность - это ключевое понятие для создания таких сказок: только учитывая противоположность утра и вечера или зимы и лета, можно решить задачу.

Чтобы дети оказались в активной позиции, можно предложить им стать соавторами. Для этого в кульминационном моменте взрослый делает паузы и спрашивает детей, как они считают, что будет дальше. После этого взрослый дочитывает историю до конца, обсуждает конец с детьми, а потом предлагает нарисовать историю с тем завершением, которое ребенку понравилось больше всего.

Вот пример такой истории.

История про кузнечика

«Жил-был в лесу кузнечик. Он был маленький, и у него была маленькая скрипка. Он очень любил на ней играть, и у него получалась красивая музыка. Днем кузнечик залезал на пенек и начинал на скрипке играть. Но он был сам маленький, и скрипка его была тоже очень маленькая. А вокруг лесные звери были заняты своими важными дневными делами. «Тук-тук-тук» - гремел на дереве дятел своим топором, «вжих-вжих-вжих» - пели в лапах бобров пилы, «бабах» - валились перепиленные деревья, «плеск-плеск» и «буль-буль» и бревно падало в реку - так строилась плотина. А еще белки прыгали по веткам, трещали и переговаривались, перебрасывая друг дружке шишки, пыхтели ежи, скакали по кочкам зайцы... Лес гудел в работе. И, конечно же, никому не была слышна тихая скрипка маленького кузнечика. А он думал: что же мне делать? Я так хочу, чтобы мою красивую музыку услышали лесные звери. Я хочу сыграть им свои сочинения.

Остановка: А как вы думаете, что будет в сказке дальше? Что же кузнечик придумает?»

После того, как дети предложат свои версии, взрослый заканчивает историю.

«И тогда кузнечик решил: «Я должен порепетировать как следует». И вот наступила ночь. Лесные звери легли в свои кроватки в норках, дуплах и берлогах, и наступила тишина. И наш кузнечик взял опять свою скрипку и начал репетировать. И в тишине по лесу стала разноситься прекрасная музыка. Тут-

то звери и услышали ее, и подумали: «Кто же это играет такую чудесную, красивую музыку? Мы никогда не слышали ее раньше!» И они стали выглядывать в окна. И увидели кузнечика, который ночью играет на скрипке. И наш кузнечик решил, что теперь всегда будет играть свою музыку ночью. И стал он называться.?»

Ловушки. Дети могут не заметить, что проблема связана с теми особенностями ситуации, которые «привязаны» к суточному циклу, в данном случае - не догадаться, что шум бывает только днем, а ночью тихо.

Случаи из практики

Дети предложили такие варианты окончания истории:

1. Он вырастет, и ему новую скрипку подарят. И громче станет играть.

2. Подарят новую скрипку, когда вырастет. Станет играть на весь мир.

3. Кузнечик будет петь музыку своей скрипкой.

4. Он расстроился, что его не слышат.

5. Если бы он был большим, то его бы услышали.

6. Если бы у всех кузнечиков были скрипки, то было бы громко.

Заметим, что детские предложения или не являются решениями задачи, а только описанием проблемной ситуации, или учитывают превращения, связанные с жизненным циклом (станет большой), а не с суточным. Это само по себе интересно: то, что для ребенка является повседневной реальностью - смена дня и ночи - как бы прозрачно для него.

Задача 7. Обнаружить, что превращения в окружающем мире, связанные с временными циклами, могут не совпадать у разных существ и объектов.

Пример. Детям предлагается послушать сказку, в которой дневные и ночные животные спят и бодрствуют в разное время, а также придумать ее окончание (аналогичную сказку можно придумать про сезонные изменения животных и растений).

Сказка «Как звери в гости ходили»

В одном лесу стали звери друг к другу в гости ходить и к себе гостей звать. Позвал однажды медведь барсука, чаю ему налил, ягодами угостил. Барсук позвал в гости бобра, желудями его угостил. К бобру белка пришла, орехов принесла и у бобра грибами полакомилась. А заяц решил ежа с летучей мышью

и совой позвать. Сел он и написал письмо ежику: «Дорогие Еж Ежович, Мышь Летовна и Сова Сововна, приходите-прилетайте ко мне в гости. Как проснетесь-выспитесь, так и приходите».

Отправил он письмо по лесной почте, а дятел-почтальон его доставил.

Вот проснулись Летучая мышь, Еж и Сова, собрались на полянке, посовещались, решили Зайцу в подарок корзину ягод принести и двинулись в путь. Сова высоко-высоко над деревьями летит, Летучая мышь пониже между ветками шныряет, ежу подсказывает, Еж по траве бежит-шуршит. Приходят-прилетают они к норке зайца.

Тут стоит остановиться и спросить детей, как они думают, удастся ли зверям попасть в гости. Пусть дети выдвигают версии, что обнаружилось у норки зайца. После этого - продолжение сказки.

.а она закрыта, темно и тихо вокруг. Стучали-стучали, никто не открывает.

Обращаем внимание детей на то, что некоторые догадались.

Удивились они - как же так, они все сделали, как Заяц сказал, только встали после сна, в гости отправились, а дверь закрыта.

На следующий раз то же сделали, только встали-проснулись, собрались на полянке и отправились к Зайцу. И опять - дверь закрыта, в лесу тишина, темно, дверь закрыта.

Здесь можно спросить ребят, как они думают, почему дверь оказалась закрыта? Версии о характере Зайца надо принять, но попросить и других. Смотрим, появляется ли версия про день и ночь.

И на третий раз, наступила ночь, за день Сова, Летучая мышь и Еж, как всегда выспались, проснулись и собрались на полянке думать, как им быть. Ночь им не помеха - они же ночные звери, в темноте все видят.

Тут можно предложить детям подсказать нашим героям, почему они никак в гости попасть не могут. Важно не давать детям го-

товогорешения, обсуждение важнее «правильного» ответа. Когда задача будет решена, дети могут сами предложить зверям выход и нарисовать окончание сказки.

Задача 8. Установить взаимную противоположность циклов дневных и ночных животных.

Пример 1. «День» и «Ночь» в лесу.

На доске лист с солнышком и лист со звездами и изображения зайца, совы, ежа, летучей мыши, белки, лисы в спящем и не спящем виде. Детям предлагается разместить картинки со зверями на листах «дня» и «ночи». Незнайка тоже пробует, но делает ошибки. (Детям помладше можно предложить аппликацию, где надо приклеить сову с открытыми глазами и сову с закрытыми глазами на соответствующем фоне. То же самое - с зайкой.)

Ловушка. Дети могут не увидеть противоположности суточных циклов у дневных и ночных животных, а распределить их в соответствии с принципом - днем - бодрствующие, ночью - спящие.

Пример 2. Игра «День» и «Ночь» в лесу.

Детям раздаются значки зверей, правила не уточняются.

Ловушка. Дети могут не сразу обнаружить, что поведение персонажей в течение одного и того же времени суток может быть противоположным: например, заяц днем прыгает, а сова - спит. Смотрим, ведут ли себя дети в соответствии с правилами роли или нет, замечает ли кто-то, что правила не совпадают. Если кто-то из детей обнаруживает, обращаем на это внимание других детей, уточняем правила, играем, смотрим, что происходит: соблюдают ли дети новые правила, помогают ли друг другу их удержать и пр.

Случай из практики

Дети выбрали эмблемы животных. Заиграла дневная музыка, все дети изображали дневную суету зверей. Потом музыка стихла, указывая на то, что наступила ночь. Дети дружно повалились, изображая сон. Саша в игре понял, что ежик должен ночью ползать. И начал подсказывать другим детям. Важно, что решение исходит от самих детей, возникает в процессе их совместной деятельности. ■

Статья поступила в редакцию 17.10.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.