КАК РАСПОЗНАТЬ БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
И. Т. АБДУКАРИМОВ, Н. В. ТЕН
Российская экономика находится в трудных условиях финансового кризиса, когда руководители предприятий (менеджеры) должны эффективно управлять экономикой предприятия, одним из важных вопросов является умение владеть информацией, имеющейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это необходимо при привлечении дополнительных ресурсов в виде реальных и финансовых инвестиций, займов и кредитов.
Необходимо уметь читать эту информацию, производить мониторинг и анализ финансово-хозяйственной деятельности и на основе этого принимать правильные и эффективные управленческие решения.
Данная статья посвящена методике распознавания бухгалтерского баланса, т. е. умения читать информацию, имеющуюся в этом документе, и производить мониторинг и диагностику финансового состояния предприятия. Эта методика будет изложена в последующей статье.
Ключевые слова информация, экономическая информация, владение информацией, чтение информации, обработка информации, мониторинг, диагностика, анализ финансово-хозяйственной деятельности.
«Тот, кто владеет информацией, тот владеет реальной властью»
Владение информацией подразумевает наличие необходимых данных об интересующем объекте, его распознание и использование в своих целях, т. е. знание о том, что характеризует каждый из показателей, содержащийся в информации, их обработка, изучение в виде мониторинга или анализа и использование обработанной и изученной информации для принятия соответствующих управленческих или инвестиционных решений.
Информация, имеющаяся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, дает возможность произвести мониторинг и анализ финансового состояния предприятия. Это, в свою очередь, требует умения владеть этой информацией, распознать данные, указанные в статьях и строках форм финансовой отчетности, и использовать их для принятия управленческих решений, улучшения финансово-хозяйственной деятельности компании. Все это очень важно в условиях рыночной экономики, особенно в период кризисов.
Одной из основных форм финансовой отчетности является бухгалтерский баланс.
В бухгалтерском балансе представлена большая информация о финансово-хозяйственной деятельности предприятия: имущественном положении компании, наличии финансовых ресурсов, их распределении и использование, о ка-
питализации финансовых результатов (прибыли), наличии и движении собственного и заемного капитала, денежных средствах, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, состоянии и изменении основных средств, нематериальных активов и т. п.
Неполная и неверная информация, как правило, приводит к принятию ошибочных управленческих решений, что найдет отражение в конкурентоспособности и финансово-экономическом состоянии предприятия.
Неумение пользоваться информацией, т. е. на ее основе осуществлять мониторинг и анализ, приводит к бесполезности собранного материала, ухудшению качества менеджмента.
Руководители предприятий должны владеть информацией, имеющейся в бухгалтерском балансе и других формах финансовой отчетности, уметь читать бухгалтерский баланс, пользуясь его данными, видеть за каждой статьей реальную картину состояния предприятия, откуда поступили средства и где они размещены, достаточно ли их для нормальной работы. Читать и пользоваться данными, кроме руководителей предприятий, должны предприниматели, инвесторы, поставщики товаров, представители финансовых, налоговых органов.
Бухгалтерский баланс включает следующие элементы:
1. Активы, отражающие то, чем владеет предприятие.
2. Собственный капитал (финансовые ресурсы), находящиеся в распоряжении предприятия.
3. Обязательства (задолженность), возникшие в результате приобретения, образования активов, которые следует в дальнейшем возвратить по назначению.
В международной практике в активе и пассиве баланса все статьи сгруппированы в двух разделах.
В активе:
Раздел 1. «Оборотные активы».
Бухгалтерский баланс ОАО
Раздел 2. «Долгосрочные активы». В пассиве:
Раздел 1. «Источники собственных средств, или Собственный капитал». Раздел 2. «Обязательства». Статьи бухгалтерского баланса располагаются во многих фирмах стран развитого капитализма по степени понижения ликвидности.
Статьи в бухгалтерском балансе предприятий Российской Федерации расположены определенным образом, отраженным в таблице 1.
Таблица 1
ымпел» на 1 января 2008 г.
(сумма в тыс. руб.)
АКТИВ
Наименование разделов и статей баланса № строки На начало года На конец года
1. Внеоборотные активы
Нематериальные активы 110 - -
Основные средства 120 9065 9739
Незавершенное строительство 130 3923 3175
Долгосрочные финансовые вложения 140 39 57
Итого по разделу 1 190 13027 12971
2. Оборотные активы
Запасы и затраты 210 11520 12631
В том числе:
сырье, материалы и другие аналогичные ценности 211 8925 7588
затраты в незавершенное производство 213 909 966
готовая продукция и товары для реализации 214 1686 4097
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через
12 месяцев после отчетной даты) 230 230 350
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение
12 месяцев после отчетной даты) 240 2019 3131
Краткосрочные финансовые вложения 250 500 865
Денежные средства 260 351 304
Прочие оборотные активы 270 -
Итого по разделу 2 290 14620 17281
Баланс 300 27647 30252
ПАССИВ
Наименование разделов и статей баланса № строки На начало года На конец года
3. Капитал и резервы
Уставный капитал 410 13211 13211
Добавочный капитал 420 - 129
Резервный капитал 430 4568 3756
Фонд социальной сферы 440 120 50
Целевые финансирование и поступления 450 174 24
Нераспределенная прибыль 460, 470 1362 3459
Итого по разделу 3 490 19435 20629
4. Долгосрочные обязательства
Займы и кредиты 510 95 105
Итого по разделу 4 590 95 105
5. Краткосрочные обязательства
Займы и кредиты 610 947 1307
Кредиторская задолженность 620 7170 7737
В том числе:
поставщики и подрядчики 621 3485 4234
задолженность перед персоналом организации 624 124 160
задолженность перед государственными внебюджетными фондами 625 78 60
задолженность перед бюджетом 626 3342 2685
прочие кредиторы 628 141 598
Доходы будущих периодов 640 - 474
Итого по разделу 5 690 8117 9518
Баланс 700 27647 30252
В активе - по степени возрастания предполагаемой ликвидности, т. е. легкости, с которой активы могут быть обращены в наличные деньги. Сначала приведены показатели наиболее тяжелых по ликвидности активов, а затем оборотные активы и наличные денежные средства, являющиеся наиболее ликвидными активами.
В пассиве, если его показатели рассматривать как обязательства организации, сначала приведены показатели о долгосрочной, а затем о краткосрочной кредиторской задолженности организации перед поставщиками и подрядчиками по оплате труда перед собственным персоналом и другие. Обязательства организации в балансе располагаются по срочности их возврата.
Сведения о собственном капитале в балансе приводятся по соответствующей классификации. Известно, что собственный капитал, прежде всего в зависимости от источников образования, подразделяется на средства, полученные от инвесторов, которые составляют уставный (складочный) капитал, и на средства, образованные в результате переоценки внеоборотных активов (добавочный капитал), внешних вложений (целевое финансирование) и капитализации прибыли (резервный капитал и нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного года).
В отличие от кредиторов инвесторы обладают лишь правом остаточного иска, так как при ликвидации организации инвесторам достается только то, что остается после платежей по обязательствам организации.
В активе баланса средства распределены по двум разделам:
Раздел 1. «Внеобортные активы».
Раздел 2. «Оборотные активы».
В пассиве баланса источники средств распределены по трем разделам:
Раздел 3. «Капитал и резервы».
Раздел 4. «Долгосрочные обязательства».
Раздел 5. «Краткосрочные обязательства.
Для распознания информации содержащейся в бухгалтерском балансе необходимо знать внутреннюю взаимосвязь между статьями бухгалтерского баланса, а также между статьями бухгалтерского баланса и другими формами финансовой отчетности.
Рассмотрим общую внутреннюю взаимосвязь статей бухгалтерского баланса:
1. Сумма итогов всех разделов актива баланса равна сумме всех разделов его пассива: Р1А + Р2А = Р3П + Р4П + Р5П.
Одна и та же сумма средств предприятия представляется в двух разделах по составу и
размещению, а также по их источникам образования.
По составу - это совокупность частей, из которых состоят средства предприятия, т. е. основные средства, товарные запасы, денежные средства и т. п.
Размещение средств указывает, где находятся средства: в основных средствах, в оборотных средствах, в кассе, на расчетном счете и т. п.
Каждая сумма средств (основные средства, товарные запасы, наличные деньги) имеет свои источники образования (собственные средства учредителей данного предприятия, средства, взятые в долг у физических и юридических лиц, банков).
2. Сумма собственных средств, как правило, должна превышать сумму долгосрочных активов:
Р3П > Р1А.
Собственные средства предприятия используются на приобретение основных средств, нематериальных активов и долгосрочных финансовых вложений, а оставшаяся часть - на покрытие оборотных средств (производственные запасы, затраты, денежные средства и т. п.). Если собственные средства меньше долгосрочных активов, это указывает на то, что предприятие использовало для покрытия внеоборотных активов сумму заемных средств. В рыночной экономике это является ненормальным явлением и предприятие, как правило, считается неликвидным и неплатежеспособным. В условиях кризиса наиболее страдают именно такие предприятия, так как кредиты и займы следует возвратить в установленное договором время, заплатить за них высокие проценты, взять следующие кредиты и займы не позволит их финансовое состояние.
3. Общая сумма оборотных активов, т. е. вложений в товарные запасы, затраты, денежные средства, расчеты, должна превышать сумму краткосрочных обязательств:
Р2А > Р5П.
Большая часть оборотных средств, как правило, должна возмещаться за счет собственных, а не заемных средств. Если сумма краткосрочных обязательств (Р5П) превышает сумму оборотных активов, это указывает на то, что вся сумма оборотных средств формируется за счет заемных средств. Такое предприятие считается неликвидным и неплатежеспособным, в экономическом отношении несостоятельным.
Превышение краткосрочных (текущих) обязательств над оборотными (текущими) активами, как правило, приводит к финансовым затруднениям в обязательствах по возврату кредитов и зай-
мов, оплате поставщикам за приобретенные товары, выплате заработной платы работникам, уплате налогов и задолженности по внебюджетным платежам. В конечном итоге, все это приводит к экономической несостоятельности (банкротству) предприятия.
4. Собственные средства (собственный капитал), как правило, должны быть больше привлеченных (заемных) средств:
Р3П > Р4П + Р5П.
При превышении привлеченных средств над собственными средствами предприятие считается финансово неустойчивым, зависимым от инвесторов, кредиторов и поставщиков товаров, капитал предприятия образован в большей степени за счет заемных средств. Такие предприятия окажутся в тяжелом финансовом состоянии при экономических кризисах, снижении уровня конкурентоспособности или нарушении производственного цикла.
5. Долгосрочные обязательства не должны превышать долгосрочные активы:
Р4П < Р1А.
Это объясняется тем, что долгосрочные (внеоборотные) активы в первую очередь формируются за счет собственных средств. Долгосрочные кредиты и займы используются для инвестирования (на определенный срок) основных средств,
Р1А Внеоборотные активы
капитальных и долгосрочных вложений. Они также могут быть использованы в оборотных активах (на приобретение товарных запасов, образования денежных средств и т. п.). Превышение долгосрочных обязательств указывает на то, что нематериальные активы, основные средства и долгосрочные финансовые вложения укомплектованы полностью за счет долгосрочных займов и кредитов, что приведет к финансовым затруднениям при исполнении обязательств и платежам высоких процентов за пользование ими.
6. Собственные оборотные средства должны быть меньше собственных источников средств, так как собственные оборотные средства являются частью собственных средств предприятия.
Оборотные активы должны быть равны собственным средствам в обороте плюс краткосрочные кредиты и займы, а также плюс долгосрочные кредиты и займы, направленные на пополнение оборотных средств. Это объясняется тем, что оборотные активы (оборотные средства) состоят из собственных средств предприятия, краткосрочной задолженности и части долгосрочной задолженности, направленной в оборотные средства.
Взаимосвязь разделов актива и пассива можно наглядно показать на схеме бухгалтерского баланса ОАО «Вымпел» (рис. 1).
РШП. Капитал и резервы
За счет собственных средств 12866 Направлены на образование долгосрочных активов 12866
За счет долгосрочных обязательств 105 Направлены на пополнение оборотных средств 7763
РГУП. Долгосрочные обязательства
Рис. 1. Взаимосвязь между разделами актива и пассива бухгалтерского баланса ОАО «Вымпел»
на 1 января 2008 г.
По данным рисунка 1 видно, что на 1 января 2008 г. (на конец анализируемого периода) хозяйственные средства составили в сумме 30252 тыс. руб. и они образованы:
• за счет собственных источников средств -20629 тыс. руб.;
• за счет привлеченных средств:
- долгосрочной задолженности -105 тыс. руб.;
- краткосрочной задолженности -9518 тыс. руб.
Собственные источники средств направлены на образование долгосрочных активов, в сумме 12866 тыс. руб., а остальная часть (7763 тыс. руб.) образуют собственные оборотные средства.
Краткосрочная задолженность (9518 тыс. руб.) полностью использована на пополнение оборотных активов.
Таким образом, долгосрочные активы целиком образованы за счет собственных источников средств, в сумме 12866 тыс. руб., и долгосрочной задолженности - 105 тыс. руб., а оборотные активы - за счет оставшейся части источников собственных средств, в сумме 7763 тыс. руб., и краткосрочной задолженности, в сумме 9518 тыс. руб.
Кроме того, статьи бухгалтерского баланса непосредственно связаны с данными отдельных форм бухгалтерской отчетности. Эта взаимосвязь наглядно показана в таблице 2.
Таблица 2
Взаимосвязь статей бухгалтерского баланса с другими формами финансовой отчетности
№ п/п Статьи бухгалтерского баланса Формы финансовой отчетности, наименование их разделов и статей, имеющих взаимосвязь со статьями бухгалтерского баланса
1. Нематериальные активы (остаточная стоимость на начало и конец отчетного периода) Форма № 5. «Приложение к бухгалтерскому балансу», раздел «Нематериальные активы» (сумма нематериальных активов по первоначальной стоимости, по их видам на начало и конец года, их поступление и выбытие за отчетный период, а также сумма начисленной амортизации нематериальных активов в целом и по их видам на начало и конец отчетного периода)
2. Основные средства (остаточная стоимость на начало и конец отчетного периода) Форма № 5. Раздел «Основные средства» - сумма основных средств по первоначальной стоимости на начало и конец отчетного периода, их поступление, выбытие, а также начисленная сумма амортизации по их видам. Здесь же показывается сумма основных средств в целом и по их видам, переданных и полученных в аренду, переведенных на консервацию. Справочно указываются: а) результаты от переоценки объемов основных средств, начисленная по ним амортизация; б) изменение стоимости основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации
3. Доходные вложения в материальные ценности (на начало и конец отчетного периода) Форма № 5. Раздел «Доходные вложения в материальные ценности» - сумма имущества для передачи в лизинг и по договору проката, на начало и конец отчетного периода, их поступление и выбытие
4. Долгосрочные финансовые вложения (на начало и конец отчетного периода) Форма № 5. Раздел «Финансовые вложения» - сумма вкладов в капиталы и ценные бумаги других организаций, предоставленные займы, депозитные вклады на начало и конец отчетного периода, с выделением на долгосрочные и краткосрочные
5. Дебиторская задолженность Форма № 5. Раздел «Дебиторская и кредиторская задолженность», где показывается дебиторская задолженность по видам, на начало и конец отчетного периода, с расшифровкой долгосрочной и краткосрочной задолженности
6. Краткосрочные финансовые вложения Форма № 5. Раздел «Финансовые вложения» - сумма вкладов в капиталы и ценные бумаги других организаций, предоставленные займы, депозитные вклады на начало и конец отчетного периода, с выделением на долгосрочные и краткосрочные
7. Денежные средства Форма № 4. «Отчет о движении денежных средств» - остаток денежных средств на начало и конец отчетного периода, движение денежных средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности за отчетный и предыдущий периоды
8. Раздел 3. баланса «Капитал и резервы» Форма № 3. В разделе 1. «Отчет об изменении капитала» имеются данные об остатках собственного капитала на начало и конец отчетного периода, а также по каждому его виду, происшедшие изменения по различным причинам. В разделе 2. «Резервы» - данные об остатках и изменениях за отчетный период резервов, образованных в соответствии с законодательством и с учредительными документами, а также оценочные резервы. В справке к этой форме имеются данные о чистых активах и суммах, полученных из бюджета и внебюджетных фондов на расходы по обычным видам деятельности и капитальных вложениях
В разделе 1 актива баланса имеются данные о нематериальных активах и основных средствах по их остаточной стоимости. В форме № 5 «При-
ложение к бухгалтерскому балансу», в разделе 3 «Амортизируемое имущество» приведены данные об их видах, их движении и остатках на начало и
конец периода по первоначальной и остаточной стоимости, а также их износе. Эти показатели очень важны для анализа состояния и эффективности использования основных средств и нематериальных активов.
В разделе 2 актива дается сумма по видам дебиторской задолженности.
На конец года дебиторская задолженность ОАО «Вымпел» составила 3631,0 тыс. руб., она возросла за год на 1232 тыс. руб.
В форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» дается расшифровка дебиторской задолженности по их видам.
Одной из важнейших форм финансовой отчетности, в которой заинтересованы многие имеющие дело с коммерческой деятельностью, является форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В этой форме дается расчет прибыли, полученной предприятием за год. Приводится расчет всех четырех видов прибыли, а в справке к этой форме показываются все платежи в бюджет. В бухгалтерском балансе в разделе 3 пассива баланса «Капитал и резервы» указывается сумма нераспределенной прибыли.
В разделе 5 «Краткосрочные обязательства» пассива баланса показана кредиторская задолженность, которая за год также возросла на 1401,0 тыс. руб. и составила 9518,0 тыс. руб.
В форме № 3 «Отчет об изменении капитала» указываются данные о движении уставного капитала, добавленного капитала, резервного капитала, нераспределенной прибыли. В разделе 3 пассива баланса «Капитал и резервы» они показаны на начало и конец года. На основании этой формы производится анализ образования и движения, а также структуры собственного капитала. Таким образом, при анализе финансового состояния предприятия необходимо использовать все формы финансовой отчетности.
В форме № 4 «Отчет о движении денежных средств» показываются данные о потоках денежных средств по их видам (хозяйственной деятельности, дивидендов, налогообложений, инвестиций и др.).
Форма № 4 взаимосвязана с бухгалтерским балансом. В бухгалтерском балансе по строкам 260-264 показываются данные об остатках денежных средств, которые равны остаткам денежных средств, указанным в форме № 4 по строкам 010 и 260.
В форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» приведены данные о движении заемных средств, о дебиторской и кредиторской задолженности, образовании и движении собственных и
привлеченных средств, а также сумма расходов за отчетный и прошлый период, отчисления в социальные фонды, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения и данные об изменениях собственных и заемных средств за отчетный период.
Знание этой взаимосвязи между статьями бухгалтерского баланса и данными, приведенными в других формах финансовой отчетности, необходимо для распознания информации, имеющейся в бухгалтерском балансе, который начинается с чтения бухгалтерского баланса.
Методика чтения бухгалтерского баланса.
Читать бухгалтерский баланс - это видеть в его цифрах образование, распределение, изменение финансовых ресурсов и хозяйственных средств, а также финансовое состояние предприятия за отчетный период. В результате такого чтения происходит распознавание той информации, которая содержится в бухгалтерском балансе и других формах финансовой отчетности.
Читать бухгалтерский баланс должны уметь: руководители предприятий, финансовые менеджеры, бухгалтеры, поставщики товаров и услуг, инвесторы, аудиторы, работники, которые осуществляют анализ экономики предприятия, и работники вышестоящих организаций, составляющие сводный (консолидированный) баланс.
Руководитель предприятия, перед тем как подписывать представленную ему финансовую отчетность, должен предварительно убедиться в реальности составления финансовой отчетности, определить уровень финансового состояния предприятия путем оценки статей бухгалтерского баланса и других форм и их изменения за год.
Инвесторы должны быть уверены в возврате вложенных средств и в получении определенной прибыли. Поставщикам товаров необходимо знать, является ли покупатель ликвидным, платежеспособным и насколько он надежен в расчетах. Все это можно определить путем чтения информации, находящейся в финансовой отчетности предприятия.
Оценка финансового состояния предприятия может быть предварительной, на основе визуального ознакомления с финансовой отчетностью, т. е. путем ее чтения. А для того, чтобы раскрыть причины изменения показателей хозяйственной деятельности, выявить резервы дальнейшего повышения эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимо произвести углубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности.
В данной статье идет речь о методике чтения бухгалтерского баланса предприятия, мониторин-
га и на основе всего этого проведения диагностики финансового состояния.
Читая бухгалтерский баланс можно определить:
- общую сумму хозяйственных средств и ее изменение за год;
- сумму собственных и заемных источников средств, их изменение за год и соотношение между ними;
- соотношение суммы собственных источников средств с суммой внеоборотных (долгосрочных) активов;
- соотношение суммы обязательств (задолженности) предприятия с суммой оборотных активов;
- изменение и состояние долгосрочных активов по их видам (нематериальные активы, основные средства, капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения);
- изменение и состояние оборотных средств предприятия;
- изменение за год запасов и затрат;
- наличие дебиторской и кредиторской задолженности и их изменение за год;
- изменение и состояние собственного капитала предприятия;
- изменение и состояние заемного (привлеченного) капитала.
Рассмотрим методику чтения бухгалтерского баланса на примере ОАО «Вымпел».
Для удобства чтения бухгалтерского баланса рекомендуем придерживаться следующей последовательности:
1. Ознакомление с общей суммой хозяйственных средств (итог баланса), ее изменением за отчетный период и степенью оправданности этого увеличения или уменьшения. Как правило, увеличение хозяйственных средств за отчетный период должно сопровождаться ростом объема производства и реализации продукции, что отражается на всех количественных и качественных показателях работы предприятия. Темп роста объема производства должен превышать темп роста хозяйственных средств (общего капитала), что приведет к повышению эффективности использования капитала - суммы произведенной и реализованной продукции на 1 руб. капитала.
В нашем примере по ОАО «Вымпел» (табл. 1) сумма хозяйственных средств на конец отчетного периода составляет 30252 тыс. руб. и за год она возросла на 2605 тыс. руб. (30252 - 27647). Темп роста составил 9,4 % (2605 : 27647 х 100).
Пользуясь данными формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», определим темп роста выручки
от продажи товаров (продукции и оказанных услуг), который составил в отчетном году 65,1 % ((16428 - 9951) : 9951 х 100 = 65,1).
Сравнивая темп роста общей суммы капитала с темпом роста объема реализованной продукции можно сделать вывод о том, что вложенные (инвестированные) средства в экономику предприятия оправдали себя. Объем произведенной и реализованной продукции был осуществлен, в основном, за счет интенсивных факторов, роста эффективности использования капитала, т. е. на 1 руб. хозяйственных средств произведено и реализовано товаров (продукции, оказано услуг) больше, чем в прошлом году.
2. Изменения в структуре источников образования финансовых ресурсов предприятия за отчетный период (пассив бухгалтерского баланса). Источниками хозяйственных средств являются собственные средства (итог раздела 3 пассива баланса) и заемные средства (итог разделов 4 и 5 пассива баланса).
Собственные средства предприятия на конец 2007 г. составили 20629 тыс. руб. и увеличились за год на 1194 тыс. руб. (20629 - 19435).
Как видно из бухгалтерского баланса, основную часть источников средств составляют собственные средства, что указывает на финансовую устойчивость предприятия.
В собственных средствах преобладает сумма уставного капитала 13211 тыс. руб. При этом необходимо обратить внимание на то, что если в бухгалтерском балансе уставный капитал по сравнению с прошлым годом возрос или уменьшился, то должны быть внесены изменения в устав предприятия на эту же сумму.
Сумма собственных средств, как правило, должна превышать сумму долгосрочных активов (итог раздела 1 актива баланса) и обязательств (итог разделов 4 и 5 пассива баланса). Собственные средства, покрывая долгосрочные активы, должны покрывать и часть оборотных средств. В ОАО «Вымпел» на конец года источники собственных средств превышают долгосрочные активы на 7658 тыс. руб. (20629 - 12971), а заемные средства - на 1006 тыс. руб. (20629 - (9518 + 105)).
Если источники собственных средств меньше долгосрочных активов, это свидетельствует о том, что оборотные средства полностью укомплектованы за счет обязательств, а такие указывает на неплатежеспособность предприятия, на плохое финансовое состояние.
Более глубокое изучение собственных средств производится на основе формы № 3 «Отчет об изменении капитала».
В отчете об изменениях капитала представлена информация об изменениях, происшедших с собственным капиталом в целом и по их видам за предыдущий и отчетный периоды. Он является дополнением к данным, приведенным в бухгалтерском балансе в разделе 3 «Капитал и резервы».
На основании его можно определить образование, движение и наличие собственного капитала в целом и по их видам, а также объем образованных резервов на случай перебоев в финансовой деятельности предприятия, т. е. его финансовую устойчивость на перспективу. Данные этой отчетности могут заинтересовать менеджеров, инвесторов, кредиторов, поставщиков и покупателей продукции предприятия.
В заемных средствах особое внимание необходимо обратить на кредиторскую задолженность. В нашем примере кредиторская задолженность на 1 января 2008 г. составила 7737 тыс. руб. и возросла на 567 тыс. руб. (7737 - 7170).
Заемные средства (обязательства) ОАО «Вымпел» на конец 2007 г. составили 9623 тыс. руб. (итог разделов 4 и 5 пассива баланса), и за год они увеличились на 1411 тыс. руб. (9623 - 8212). Их сумма меньше суммы собственных средств на 11006 тыс. руб. (20629 - 9623), что является нормальным явлением, указывающим на преобладание в финансовых ресурсах собственных средств предприятия.
Если краткосрочные заемные средства превышают собственные средства, это указывает на то, что краткосрочная задолженность использована на приобретение долгосрочных активов и полностью покрывает оборотные активы. В целом все это указывает на плохое финансовое состояние. Предприятие является неплатежеспособным и в финансовом отношении неустойчивым.
На основании «Пояснительной записки» определяется наличие просроченной кредиторской задолженности, которое указывают на то, что предприятие не рассчитывается в установленные сроки с поставщиками, бюджетом, с работниками предприятия по заработной плате, а также с займами и кредитами, по которым наступил срок оплаты, все это указывает на неплатежеспособность предприятия, что, в свою очередь, найдет отражение в отношениях с инвесторами и банками, по займам и кредитам, с поставщиками - по поставке товаров, с наемными работниками - в снижении производительности труда и ухудшении их социального положения.
3. Определение финансового состояния предприятия на основе информационных данных бухгалтерского баланса. Финансовое со-
стояние предприятия считается хорошим, когда данные бухгалтерского баланса показывают о том, что предприятие ликвидное, платежеспособное и финансово устойчивое.
Сравнивая данные итога раздела 2 актива баланса «Оборотные активы» с итогом раздела 5 пассива баланса «Краткосрочные обязательства», можно определить уровень ликвидности и платежеспособности. Бухгалтерский баланс считается:
1) ликвидным, когда:
а) сумма итога раздела 2 «Оборотные активы» значительно (в 2 и более раз) превышает итога раздела 5 «Краткосрочные обязательства»;
б) оборотные средства не иммобилизованы в товарных запасах и затратах, в долгосрочной и просроченной дебиторской задолженности;
в) отсутствует просроченная кредиторская задолженность.
2) платежеспособным, когда сумма денежных средств на расчетном счете, кассе и валютном счете, а также в краткосрочных финансовых вложениях (раздел 2 актива баланса) достаточны для оплаты заработной платы работникам предприятия, уплаты налогов, задолженности перед государственными внебюджетными фондами, поставщикам и подрядчикам (раздел 5 пассива баланса).
Финансово устойчивым считается такое предприятие, которое независимое в финансовых ресурсах от инвесторов, кредиторов и других физических и юридических лиц, т. е. когда собственный капитал превышает привлеченный (заемный) капитал. Для этого необходимо сравнить итог раздела 3 пассива баланса «Капитал и резервы» с итогами раздела 4 «Долгосрочные обязательства» и раздела 5 «Краткосрочные обязательства».
В условиях финансового кризиса трудно приходится тем компаниям, которые финансово неустойчивы, так как их экономика рассчитана на использование заемного капитала. В кризисные периоды банки ограничивают предоставление кредитов и значительно повышают процентные ставки за кредит, что вынуждает предпринимателей сокращать объем производства, увольнять работников или снижать им заработную плату.
4. Изучение состояния, обеспеченности и эффективности использования внеоборотных активов: нематериальных активов, основных средств, долгосрочных финансовых вложений. В разделе 1 актива баланса «Внеоборотные активы» показываются активы, которые носят характер длительного пользования. В бухгалтерском балансе они сгруппированы по следующим статьям: нематериальные активы, основные средства,
незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения.
В подразделе «Нематериальные активы» показывается наличие нематериальных активов, отражающее имущественные права на пользование землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, интеллектуальной собственностью, товарными запасами, ноу-хау и др.
В балансе они показываются по остаточной стоимости (за исключением нематериальных активов, по которым в соответствии с установленным порядком погашение стоимости не проводится). На основе этих данных можно определить рост или снижение этих средств за отчетный период.
Чтобы определить первоначальную стоимость нематериальных активов в целом и по их видам, сумму начисленной по ним амортизации необходимо обратиться к форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», где дается расшифровка состава нематериальных активов.
На основании этих данных можно определить, на какие виды нематериальных активов были направлены средства: на инновационную деятельность (приобретение патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения и т. п.), улучшение организации производства, повышение репутации организации, приобретение товарных знаков и т. п. Все это при умелом использовании играет большую роль для совершенствования организации производства, улучшения качества продукции и повышения конкурентоспособности предприятия.
Наибольшую сумму в разделе «Внеоборотные активы» составляют основные средства. В балансе показывается их остаточная стоимость. Расшифровка движения основных средств в течение отчетного года, а также их состав на конец отчетного года, сумма начисленной амортизации в целом и по видам основных средств приводятся в форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».
Для того, чтобы предприятие было конкурентоспособным по виду и качеству продукции, следует систематически обновлять производственное оборудование, внедрять новую технологию.
На основании формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» можно определить изменение основных средств в результате приобретения новых видов основных средств, завершения строительства и переоценки объектов основных средств.
Рост основных средств следует считать положительным, когда темп роста объема производства выше темпа роста основных средств.
В нашем примере основные средства за отчетный период возросли, по остаточной стоимости (по бухгалтерскому балансу) на 7,4 %, а по первоначальной стоимости (по форме № 5) на 8,1 %. При этом объем произведенной и реализованной продукции (по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках) увеличился на 65,1 %.
В данном случае средства, вложенные на увеличение основных средств, оправдали себя, так как произошло повышение эффективности использования основных средств (рост производительности производственных фондов и фондоотдачи).
На основании формы № 5 можно определить причины уменьшения основных средств: выбытие основных средств по различным причинам, увеличение начисленной амортизации (износа), перевод объектов основных средств на консервацию.
Увеличение уровня износа указывает на то, что основные средства физически, а значит, и морально устарели.
Изучая состояние основных средств, необходимо обратить внимание на изменение их структуры, в особенности на изменение доли активной и пассивной части. Рост основных средств за счет роста активной части приводит к росту производительности труда производственных работников, высвобождению ручного труда, улучшению качества продукции.
Для того, чтобы предприятие было конкурентоспособным по виду и качеству продукции, следует систематически обновлять производственное оборудование, внедрять новую технику.
На основании формы № 5 можно также определить, сколько и каких основных средств арендовано и передано в аренду.
Незавершенное строительство - стоимость незавершенного строительства, осуществляемого хозяйственным или подрядным способом, а также затраты на формирование основного стада, на геологоразведочные работы и суммы авансов и средств, предоставленных во временное пользование в виде авансов, выданных предприятием на эти цели.
К этой группе относятся капитальные вложения, т. е. расходы:
- на покупку основных средств, которые не введены в эксплуатацию;
- на покупку нематериальных активов, не принятых на учет;
- на покупку оборудования, требующего монтажа или переданного для монтажа, но не смонтированного;
- по незаконченному капитальному строительству;
- на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Как видно из вышеизложенного, эти средства направлены на инновацию и расширение производства, но еще не внедрены в производственный цикл. Чем выше эти средства, тем больше средств отвлечено из производства. Чем быстрее средства будут проходить этот цикл капитальных вложений, тем быстрее будет отдача от их использования.
По этой статье также учитывается покупная стоимость ценных бумаг, на которые права собственности еще не перешли.
Доходные вложения в материальные ценности - имущество, которое фирма собирается использовать для сдачи в аренду, лизинг или прокат. В бухгалтерском балансе показывается остаточная сумма доходных вложений в материальные ценности на начало и конец отчетного периода, а в форме № 5 дается их расшифровка в виде имущества для передачи в лизинг и предоставленного по договору проката, а также сколько их поступило и выбыло за этот период.
В подразделе «Долгосрочные финансовые вложения» показываются долгосрочные (на срок более 1 года) инвестиции организации в доходные активы (ценные бумаги) других организаций, уставные капиталы других организаций, созданных на территории Российской Федерации или за ее пределами, государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), а также предоставленные организацией другим организациям займы.
В бухгалтерском балансе долгосрочные финансовые вложения показываются общей суммой на начало и конец отчетного периода, что дает возможность определить их динамику. Для того, чтобы иметь подробные данные о финансовых вложениях необходимо воспользоваться формой 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», где дается расшифровка по их видам:
- вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций;
- ценные бумаги;
- предоставленные займы;
- депозитные вклады и др.
Все эти виды вложений показываются отдельно как долгосрочные и краткосрочные.
В связи с тем, что все эти виды вложений должны приносить доход предприятию, необходимо, пользуясь данными формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и формы № 4 «Отчет о движении денежных средств», определить доходы в виде: полученных дивидендов, процентов и доходов от участия в других организациях.
Сравнивая полученные доходы с суммой финансовых вложений, определим уровень доходности от этой деятельности.
В нашем примере ОАО «Вымпел», по данным бухгалтерского баланса, имело:
- долгосрочных финансовых вложений на начало года 57,0 тыс. руб., а на конец года 39,0 тыс. руб.;
- краткосрочных (соответственно) 500,0 тыс. руб. и 865,0 тыс. руб.
Среднегодовая сумма финансовых вложений составляет 730,0 тыс. руб.:
(57,0 + 39,0) / 2 + (500,0 + 865,0) / 2 = 730,5
Доходы от финансовых вложений в виде процентов к получению и доходы от участия в других организациях составляют 39,0 тыс. руб.
В ОАО «Вымпел» за отчетный период уровень доходности от финансовой деятельности составляет всего 5,3 % (39 х 100 / 730,5).
Финансовые вложения данной компанией осуществляются неэффективно, так как уровень доходности очень низкий и значительно ниже банковских процентов за кредит.
5. Изучение состояния, обеспеченности и эффективности использования оборотных средств. В условиях рыночной экономики от состояния и эффективности использования оборотных средств во многом зависит финансово-экономическое состояние компании.
Дефицит оборотных средств возникает в период кризисов в тех предприятиях, которые их комплектуют, в основном за счет заемного капитала (кредитов и займов). В связи с этим, изучая бухгалтерский баланс, необходимо особое внимание обратить, за счет каких источников комплектуются оборотные средства, за счет собственных или заемных средств, куда направляются эти средства, нет ли иммобилизации оборотных средств, на сколько эффективно они используются.
В бухгалтерском балансе оборотные средства объденены в четыре группы:
1. Запасы и затраты.
2. Дебиторы.
3. Денежные средства.
4. Краткосрочные финансовые вложения.
В подразделе «Запасы» по соответствующим строкам показываются остатки запасов сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, запасных частей, тары и других материальных ценностей, включая малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (по остаточной стоимости).
Изучая запасы и затраты, следует обратить внимание на наличие производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции. Эту группу средств принято называть «Материально-производственные запасы - МПЗ» или «Товарно-материальные затраты - ТМЗ». Их увеличение в какой-то степени приводит к иммобилизации оборотных средств, т. е. отвлечению средств на труднореализуемые активы. Значительное увеличение производственных запасов может быть результатом приобретения сырья и материалов сверх необходимых потребностей или уменьшения объема производства в результате различных причин. В связи с этим сумму производственных запасов следует сравнить с установленным нормативом (если такой имеется в изучаемом предприятии). Далее необходимо темп роста материально-производственных запасов сравнить с темпом роста объема произведенной и реализованной продукции. Рост материально-производственных запасов считается оправданным, когда он не превышает рост объема производства и реализации продукции.
Увеличение незавершенного производства может быть результатом недокомплекта изготовляемой продукции из-за недостатков в снабжении комплектующих изделий. Причинами роста остатков готовой продукции могут быть снижение спроса на выпускаемую продукцию, недостатки в работе маркетинговых служб, ухудшение качества продукции и другие причины, затрудняющие реализацию продукции.
В бухгалтерском балансе ОАО «Вымпел» запасы и затраты на конец 2008 г., увеличились на 1111 тыс. руб. (12631 - 11520), темп роста составляет 9,6 %. Это намного ниже темпа роста объема производства и реализации продукции, равного 65,1 %.
Однако темп роста остатка готовой продукции значительно выше и составляет 143 %. Такое положение может отразиться на снижении оборачиваемости оборотных средств и ухудшении ликвидности и платежеспособности предприятия.
Одним из важных вопросов при рассмотрении бухгалтерского баланса является изменение дебиторской задолженности.
Дебиторская задолженность в бухгалтерском балансе подразделена на две группы:
- «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)»;
- «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)».
Расшифровка состояния дебиторской задолженности приводится в форме № 5.
Дебиторская задолженность в бухгалтерском балансе может быть показана с расшифровкой по следующим видам:
- покупатели и заказчики;
- векселя к получению;
- задолженность дочерних и зависимых обществ;
- задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал;
- авансы выданные;
- прочие дебиторы.
Дебиторская задолженность в разумных пределах (установленных нормативом) является нормальным явлением. Однако образование большой суммы дебиторской задолженности приводит к иммобилизации средств предприятия, отвлечению их из оборота. Особо следует обратить внимание на образование просроченной дебиторской задолженности и дебиторской задолженности, платежи по которым ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты.
Наличие таких видов дебиторской задолженности приводит к иммобилизации оборотных средств, снижению уровня ликвидности и платежеспособности, а также к ухудшению финансового состояния предприятия.
В ОАО «Вымпел» дебиторская задолженность на конец отчетного года составила 3131 тыс. руб. и возросла за год на 1112 тыс. руб. (3131 - 2019), а просроченная задолженность -832 тыс. руб., рост за год составил 212 тыс. руб. (832 - 620). Долгосрочная дебиторская задолженность на конец отчетного года составила 350,0 тыс. руб. и за год выросла на 120,0 тыс. руб. Таким образом, ОАО «Вымпел» только в результате образования долгосрочной и просроченной дебиторской задолженности имеет иммобилизацию оборотных средств в сумме 1182,0 тыс. руб., которая отвлечена из оборота и не может быть использована в хозяйственной деятельности предприятия для приобретения товаров, выполнении своих обязательств.
Руководству предприятия следует выяснить причины такого положения и принять все меры по улучшению расчетно-платежной дисциплины, изучению спроса на продукцию, т. е. маркетинговой службы и повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции.
В бухгалтерском балансе денежные средства, находящиеся на расчетном счете, кассе и валютном счете показываются общей суммой на начало и конец отчетного периода. На основе дан-
ных бухгалтерского баланса можно определить общую сумму денежных средств и их изменение за отчетный период.
Сравнивая сумму денежных средств на конец года с текущими обязательствами, можно определить уровень платежеспособности, т. е. возможности предприятия рассчитаться с обязательствами, по которым наступает срок оплаты. Более подробные данные о денежных потоках за отчетный период можно определить на основе формы № 4 «Отчет о движении денежных средств».
Отчетность о движении денежных средств является одной из важнейших форм финансовой отчетности, в которой имеется информация о притоке и оттоке денежных средств на предприятии за отчетный и предыдущий периоды. В этой информации, как правило, заинтересован большой круг пользователей финансовой отчетности, имеющих финансовые и коммерческие отношения с данной фирмой (поставщики, покупатели, инвесторы, налоговые инспектора, акционеры и т. п.)
На основе этой отчетности можно определить:
- откуда были получены денежные средства в течение отчетного периода;
- как были потрачены денежные средства за отчетный период;
- насколько изменился остаток денежных средств за отчетный период;
- приток и отток денежных средств по видам деятельности (текущей, инвестиционной и финансовой), а также влияние их на общее изменение остатка денежных средств;
- как повлияли приток и отток денежных средств на дебиторскую и кредиторскую задолженность.
Кредиторы, как правило, должны тщательно изучать данные, приведенные в отчете о движении денежных средств. Они могут найти ответы на следующие вопросы:
1. Насколько успешно компания генерирует чистые денежные средства от операционной деятельности?
2. Каковы тенденции потоков денежных средств от операционной деятельности в течение определенного времени?
3. Каковы основные причины положительного или отрицательного потока денежных средств от операционной деятельности?
Поступление (приток) и выплаты (отток) денежных средств в течение отчетного периода классифицируются в отчете о движении денежных средств по трем различным видам деятельности: текущая (операционная), инвестиционная и финансовая.
Текущей (операционной) деятельностью является деятельность, которая прописана в уставе организации.
Инвестиционная деятельность включает в себя выдачу займов и сбор по займам, приобретение и выбытие инвестиций (долговые и долевые ценные бумаги) и основных средств.
Финансовая деятельность включает статьи обязательств и собственного капитала, связанные с получением ресурсов от владельцев и выплатой им вознаграждения по их инвестициям (и возврат инвестиций), а также заем денег у кредиторов и погашение сумм задолженности.
В «Отчете о движении денежных средств» приводятся также данные об остатках денежных средств на начало и конец отчетного периода. Кроме того, по каждой группе подводится итог чистых денежных средств, который определяется как разница между суммой притоков и оттоков денежных средств.
Ценность этого отчета заключается в том, что он дает возможность пользователям оценить ликвидность, платежеспособность, финансовую устойчивость и гибкость предприятия, с которым они имеют или предполагают иметь дело.
Ликвидность - это способность предприятия рассчитаться с краткосрочной задолженностью имеющимися средствами. Платежеспособность -это способность предприятия погашать задолженность, по которой наступил срок оплаты. Финансовая устойчивость - это независимость предприятия от инвесторов и кредиторов, преобладание собственных средств в общей сумме хозяйственных средств. Финансовая гибкость - это способность предприятия своевременно реагировать и адаптироваться к неблагоприятной финансовой обстановке и неожиданным потребностям и возможностям.
Все это требует от пользователей финансовой отчетности умения читать и анализировать данные, приведенные в отчете о движении денежных средств, в совокупности с другими формами.
Большая сумма чистых денежных средств, полученных от операционной деятельности, указывает на то, что компания способна иметь достаточно денежных средств для оплаты своих счетов, не прибегая к дополнительным займам. И наоборот, небольшой или отрицательный поток денежных средств от операционной деятельности показывает, что компания не способна заработать необходимое количество денежных средств от операционной деятельности, в результате этого должна прибегнуть к привлечению займов или выпуску дополнительных акций. Без денежных
средств никакая компания не сможет быть конкурентоспособной и выжить в жестокой конкурентной борьбе, в особенности в период кризисов.
Компании могут обанкротиться, даже если они работают прибыльно. Это может быть в результате нахождения финансовых ресурсов предприятия в трудно-, медленнореализуемых и неликвидных активах, которые в ближайшее время не могут быть реализованы и превращены в денежные средства, а также быть и использованы для покрытия обязательств, по которым наступили сроки оплаты, дальнейшего развития производства и выполнения производственной программы. Предприятие может иметь значительный объем доходов от реализации продукции и другой деятельности, но быть неплатежеспособным из-за того, что денежные средства не поступили на счета предприятия и числятся как дебиторская задолженность.
Все это, в свою очередь, приводит к увеличению задолженности поставщикам и подрядчикам, образованию сверхнормативных средств, вложенных в товарно-материальные запасы, и увеличению дебиторской и кредиторской задолженности, замедлению оборачиваемости оборотных средств и, в конечном итоге, к сокращению финансовых ресурсов, объема производства и ухудшению экономической состоятельности предприятия.
Сравнивая информацию, имеющуюся в формах № 1 «Бухгалтерский баланс», № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и № 4 «Отчет о движении денежных средств», можно выявить причины роста (снижения) дебиторской и кредиторской задолженности, платежеспособности предприятия, покупателей и заказчиков, а также насколько высока расчетно-платежная дисциплина на предприятии.
В «Отчете о прибылях и убытках» показываются начисленные доходы и произведенные расходы за отчетный период, в отчете «О движении денежных средств» - фактическое поступление доходов и оплаченные расходы, также за отчетный период. Сравнивая эти данные можно определить причины увеличения или снижения дебиторской и кредиторской задолженности, которые отражаются в бухгалтерском балансе.
Например, в отчетном году реализовано продукции на сумму 20,0 млн руб., которая отражается в форме № 2 по строке «Выручка от продажи товаров, работ и услуг». Предположим, покупатели оплатили за приобретенные товары в сумме 15,0 млн руб., которые отражаются как приток денежных средств в форме № 4, по строке «Вы-
ручка от продажи товаров, работ и услуг». Разница в сумме 5,0 млн руб. увеличивает дебиторскую задолженность, которая показывается в бухгалтерском балансе по строке «Покупатели и заказчики». Если от покупателей в отчетном периоде поступило 23,0 тыс. руб., это указывает на то, что покупатели рассчитались за товары (услуги), приобретенные в отчетном периоде и задолженности за прошлый период, что снизило дебиторскую задолженность в сумме 3,0 млн руб.
Такую же взаимосвязь доходов (расходов), денежных поступлений, дебиторской и кредиторской задолженности можно проследить и по другим строкам форм бухгалтерской отчетности.
Для более глубокого изучения финансовой отчетности, выявления причин и факторов, повлиявших на изменение имущественного положения, показатели финансового состояния предприятия, и, на основе этого, разработать рекомендации для принятия управленческих решений по устранению выявленных недостатков и повышения эффективности использования финансовых ресурсов, необходимо произвести анализ финансово-хозяйственной деятельности. Методика такого анализа изложена в учебном пособии «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».
* * *
HOW TO DISTINGUISH THE ACCOUNTING BALANCE
I. T. Abdukarimov, N. V. Ten
The Russian economy is in difficult conditions financial crisis when heads of the enterprises (managers) should operate effectively the enterprise economy, one of the important questions is ability to own the information having in the accounting (financial) reporting. It is necessary at attraction of additional resources in the form of real and financial investments, loans and credits.
This information it is necessary to be able to read, make monitoring and the analysis of financial and economic activity on which basis to make correct and effective administrative decisions.
Given article is devoted a technique of recognition accounting balance, abilities to read the information available in this document and to make monitoring and diagnostics of a financial condition of the enterprise. It is necessary to make the analysis of this information which technique will be stated in the subsequent article for full recognition.
Key words: information, economic information, possession of information, information reading, information processing, monitoring, diagnostics, the analysis of financial and economic activity.