творческую индивидуальность и стиль педагогической деятельности преподавателя -специалиста высшей школы. Таким образом, педагогическая деятельность преподавателя высшей школы, подчиняясь общедидактическим принципам и закономерностям, исходит из целей и характера учебно-воспитательного процесса профессиональной подготовки и личностного развития будущего специалиста, из самих особенностей высшего образования и его организации в условиях вуза.
Список литературы
1. Буртовая Н.Б. Изучение коммуникативной компетентности педагогов-психологов // 8-я Всеросс. конф. студ., аспирантов и молод. ученых «Наука и образование». Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. Т. 2. Ч. 2. С. 19-21.
2. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М., 1998. С. 76-77.
3. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. С. 384.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1993. С. 115.
5. БондарчукЕ.И., БондарчукЛ.И. Основы психологии и педагогики. Киев, 2002. С. 92.
6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. М., 2000. С. 117.
7. ЗимняяИ.А. Педагогическая психология. М.: «Логос», 1999.
8. Буртовая Н.Б. Личностные и профессиональные предпосылки формирования эмоционального выгорания у преподавателей высшей школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin), 2010. Вып. 12. С. 141-148.
КАК ПОВЫСИТЬ МОТИВАЦИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Каринова Ж.М.
Каринова Жанна Мурадымовна - учитель английского языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 10 Муниципального образования «Ахтубинский район», пос. Верхний Баскунчак, Астраханская область
Аннотация: и знание предмета, и методика его преподавания, и учет психологических особенностей учащихся младших классов, применение современных методических приемов и технологий, удачный УМК - все это в совокупности работает на формирование положительной мотивации младших школьников к изучению иностранного языка. Дети вовлечены в творческий процесс, позволяющий им самим делать открытия. Создание ситуации успеха, чувство внутренней свободы, интеллектуальная нагрузка, задания в форме игр позволяют учащимся чувствовать себя комфортно. Учитель и ученик должны проживать время, отведенное на урок, счастливо, должны получить максимум положительных эмоций. Ключевые слова: ученик, учет психологических особенностей младшего школьника, учитель, урочная и внеурочная деятельность, работа с родителями.
УДК 373.31
При формировании положительной мотивации младших школьников к изучению иностранного языка следует работать в нескольких направлениях:
1. Ученик. Учет психологических особенностей младшего школьника.
2. Учитель. Урочная и внеурочная деятельность.
3. Работа с родителями.
1. Ученик. Учет психологических особенностей младшего школьника.
Базальная потребность - уважение. Любой младший школьник высказывает
претензию на уважение, на отношение к нему как к взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания («Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают»). Дети в это время стремятся найти такие формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в социально «приемлемые рамки». Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Излишняя строгость может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности [1, с. 50].
Ведущая деятельность - учение. Обучение в школе и учение при этом могут не совпадать. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организованно особым образом - сродни игре.
2. Учитель. Урочная и внеурочная деятельность.
В своей работе с учащимися начальной школы я опираюсь на игровую, проектную технологии и взаимообучение.
Игра. Большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к процессу получения знаний. А игра является одним из наиболее сильных мотивирующих факторов, т.к. удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала, разнообразии выполняемых упражнений [2, с. 12].
Проекты. Не имея возможности использовать полученные по иностранному языку знания вне класса, учащиеся теряют интерес к иностранному языку. Оптимизировать процесс обучения в школе помогает применение проектной технологии.
Внеклассная работа.
Назначение внеклассной работы - в расширении сферы применения иностранного языка.
Внеклассная работа своими увлекательными формами вызывает определенный эмоциональный настрой, что значительно облегчает достижение всех целей обучения, поэтому она является мощным рычагом мотивации учения.
3. Работа с родителями.
Дружески-настойчивая заинтересованность родителей учебной деятельностью детей стимулирует учащихся и способствует формированию положительной мотивации учащихся. Грамотная работа с родителями, регулярные встречи на родительских собраниях, объяснение требований и задач курса обучения иностранному языку в начальной школе, важности и достоинств проектной технологии позволяют сформировать отношения партнерства и взаимопомощи между учителем и родителями [3, с. 120].
Посильная помощь родителей необходима в столь важном деле, как организация прослушивания аудиозаписей дома; оформлении творческих работ.
Список литературы
1. Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного
языка. М.: Педагогика, 1988. С. 131.
2. Зайцева М.В. Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД Первое
сентября, 2003. С. 23
3. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.:
Просвещение, 1990. С. 192.