ДИСКУССИИ
И
ОТКЛИКИ ЧИТАТЕЛЕИ
=
УДК в 13.95:31 2/.3 13.1 + 3 12/. 133.1-053.2].001.4(049.3)
КАК ПОНИМАТЬ ТЕРМИН «СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
Проф. В. В. Каминский, доц. В. Е. Сычева
Кафедра общей гигиены и курс гигиены детей и подростков Кемеровского медицинского института
В журнале «Гигиена и санитария» № 1 за 1968 г. помещена статья канд. мед. наук Н. В. Догле «О наиболее часто применяемых терминах статистики здоровья населения». Статья очень важная и своевременная. В последние годы с восстановлением социальной гигиены и внедрением методов социально-гигиенических исследований во все разделы гигиены вопрос о единой терминологии приобретает особое значение. Н. В. Догле права, говоря о том, что многие гигиенисты, мало знакомые с санитарной статистикой и социальной гигиеной, очень часто неправильно употребляют такие понятия, как «общая заболеваемость», «патологическая пораженность», «болезненность» и др.
Особенно важна увязка социальной гигиены с таким разделом гигиенической науки, как гигиена детей и подростков. По существу гигиена детей и подростков в какой-то степени должна стать социальной гигиеной применительно к детским и подростковым контингентам, составляющим, как известно, более 73 населения СССР. В связи с этим мы хотим поднять вопрос о некоторых терминах, применяемых в статистике здоровья детей и подростков, на что не указано в статье Н. В. Догле.
Так, во всех руководствах и программах по курсу гигиены детей и подростков (как старых, так и новых) есть раздел «Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков». Такая формулировка, с нашей точки зрения, не совсем правильна. Она как бы противопоставляет физическое развитие состоянию здоровья подрастающего поколения. Между тем во всех пособиях по санитарной статистике и социальной гигиене подчеркивается, что состояние здоровья населения оценивается на основе 3 основных групп показателей: физического развития, заболеваемости и естественного движения населения. Таким образом, понятие «физическое развитие» входит в понятие «состояние здоровья», а не противопоставляется ему. Более того, физическое развитие, отражающее комплексное влияние различных факторов, в частности той же заболеваемости, точнее всех других показателей характеризует не только состояние здоровья подрастающего поколения, но и состояние здоровья населения в целом.
Далее, в последней программе по курсу гигиены детей и подростков -(1961) говорится: «Физическое развитие, рождаемость, патологическая по-ражаемость, заболеваемость, смертность — показатели санитарного состояния детского населения». Здесь физическое развитие входит в понятие «санитарное состояние детского населения». Возникает известный разнобой: в заглавии раздела понятие «физическое развитие» противопоставляется
понятию «состояния здоровья», а в тексте, наоборот, входит в него. Складывается представление, что авторы программы считают термины «состояние здоровья населения» и «санитарное состояние населения» различными. На самом деле это одно и то же.
Наконец , с нашей точки зрения, вызывает сомнение еще одна формулировка программы: рождаемость как показатель состояния здоровья детского населения. Показатель рождаемости не может характеризовать состояние здоровья детей. Показатель рождаемости может быть использован с этой целью лишь в соотношении с показателями смертности, а в статистике это называется показателем естественного движения населения.
Считаем, что в существующие программы по курсу гигиены детей и подростков необходимо внести коррективы. Это важно для создания лучшей преемственности при изучении студентами санитарно-гигиенических факультетов курсов социальной гигиены и гигиены детей и подростков.
Поступила 7/11 1968 г.
УДК 613.5:371.6:628.»
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОКЛИМАТА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОРИЕНТАЦИИ И ВОЗДУШНОГО РЕЖИМА
Канд. мед. наук И. М. Геллер, Е. А. Семенцова
Узбекский научно-исследовательский институт санитарии, гигиены и профзаболеваний, Ташкент
В последние годы в школьном строительстве получили широкое распространение классы с ленточным остеклением. Как показали исследования, увеличение площади светопроемов вызывает перегрев в помещении, особенно в переходное время года (В. В. Недева, Е. И. Кореневская, И. М. Геллер,. Е. М. Семенцова). В связи с этим все чаще поднимается вопрос о целесообразности изменения ориентации светопроемов в классах с южных на северные румбы. Этот вопрос до настоящего времени остается спорным. Дело в том, что та и другая ориентация имеет преимущества и недостатки: оптимальные уровни освещенности наряду с явлениями блесткости и перегревом помещений в солнечные дни при южной ориентации и равномерное освещение с пониженными абсолютными значениями его при северной.
В 1964 г. в Ташкенте был построен экспериментальный классный павильон. В отличие от классов, создаваемых по существующим типовым проектам, увеличена глубина (до 8,36 м) и укорочена длина (до 6,4 м) учебного помещения. Класс обеспечивается двусторонним естественным освещением (подсчет через рекреацию). Все ограждения класса и рекреации, как наружные, так и внутренние, застеклены и могут трансформироваться. Раскрытие их обусловливает широкую аэрацию, так как практически полностью раскрываются противоположные остекленные стены класса и рекреации: создается класс на открытом воздухе. Основные светопроемы ориентированы на север или юг.
Для выявления возможности и целесообразности применения описанной конструкции в климатических условиях Узбекистана проведены специальные исследования. Изучение ультрафиолетовой инсоляции по-разному ориентированных классных помещений проводилось фотохимическим щавелевокислым методом 3. Н. Куличковой (по раствору А) на глубине 1 м от светопроемов и на уровне 1,5 л« от пола. Одновременно проводились исследования на площадках, прилегающих к северной" и южной сторонам здания.