УДК 629.78
DOI: 10.30981/2587-7992-2019-100-3-26-35
■ •' V,- ■ .. V
■ * •
if.
I л
*' • У
I
. У Я
шЯ I
'Vb
с Ш
V ¿C-
f; VA
i .7 -tffi&V
Alexander V. BAGROV,
Dr. Sci. (Physics and Mathematics), Leading Research Scientist, the Institute of Astronomy of the RAS,
Moscow, Russia, [email protected] '•
? ' ■ М« ЩШВ *
Александр Викторович БАГРОВ,
доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН, Москва, Россия,' *ч- . -■. '
:_,
\ V
ABSTRACT I Space exploration still has no legal basis, and is not regulated by any rules. Without them, space is open to any form of capture. This violates the principle of using space for the benefit and in the interests of all countries as the heritage of all mankind. It is necessary to develop a set of laws for space.
It is proposed to create an international structure under the UN flag to regulate all issues in outer space. Keywords: space law, international law, licensing, patents
АННОТАЦИЯ I Освоение космоса до сих пор не имеет правовой основы и не регламентировано никакими правилами. Без них космос открыт для любых форм захвата. Это нарушает принцип использования космоса на благо и в интересах всех стран как достояния всего человечества. Необходимо выработать свод законов для космоса. Предлагается создать международную структуру под флагом ООН для регулирования всех вопросов в космическом пространстве.
Ключевые слова: космическое законодательство, международное право, лицензирование, патенты
Ж
Луна — источник неосвоенных ресурсов
Человечество вплотную подошло к рубежу исследования космического пространства, за которым начинается его освоение. В первую очередь это относится к Луне — едва ли не единственному космическому объекту Солнечной системы, который может стать внеземной территорией, представляющей интерес для колонизации уже в этом веке.
О подвигах человеческого ума, изобретательности и технике, вот уже полвека прокладывающих путь к тайнам Луны, написано много. Упомянем главные результаты этих исследований.
Луна является ближайшим к Земле крупным космическим телом. Она находится на почти круговой орбите Земли на расстоянии около 400 тыс. км от нее. По размерам Луна в четыре раза меньше Земли и почти в 100 раз меньше ее по массе. Сила тяжести на Луне в шесть раз меньше земной. Температура на неосвещенной части лунной поверхности может опускаться до -150 °С, а на освещенной — подниматься до +120 °С. При таких условиях на Луне не может существовать атмосферы в привычном для нас смысле. Миллиарды лет Луну бомбардируют большие и малые метеориты, из-за чего вся поверхность Луны покрыта кратерами и реголитом — перемолотым в пыль метеоритными ударами веществом лунных пород.
НЕОГРАНИЧЕННОЕ ПРАВО ГОСУДАРСТВ РАЗМЕЩАТЬ СВОИ СТАНЦИИ ТАМ, ГДЕ ОНИ СОЧТУТ НУЖНЫМ, ДЕКЛАРИРУЕМОЕ СОГЛАШЕНИЕМ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВ НА ЛУНЕ И ДРУГИХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛАХ, ЗАКЛАДЫВАЕТ ПРЕФЕРЕНЦИИ ДЛЯ ПЕРЕДОВЫХ КОСМИЧЕСКИХ ДЕРЖАВ
за 28 суток и с таким же периодом обращается вокруг Земли, в результате чего Луна всегда обращена к Земле одной стороной. Вид обратной стороны Луны стал известен только благодаря космическим миссиям.
На первый взгляд Луна выглядит как абсолютно безжизненное тело, непригодное для колонизации. На самом деле это не так. Под двухметровым слоем базальта не страшны ни космическая радиация, ни перепады температуры. Базальты состоят наполовину из окислов кремния, наполовину из окислов металлов. Поэтому прямо на Луне из них можно добывать кислород, кальций, железо, титан и другие металлы с помощью самого постоянного источника энергии — солнечного света. Из базальта можно строить дома и лаборатории, а в них создавать самые благоприятные для жизни условия. Все это хорошо понимают ученые и даже политики. Луна сегодня — это самый привлекательный для мировых держав объект в космосе, богатый территориями и ресурсами. Колонизация Луны начнется в ближайшее время, а гонка за место под солнцем на Луне уже в самом разгаре.
Международные законы об использовании космоса
И АВТОМАТИЧЕСКИ УЩЕМЛЯЕТ ПРАВА ТЕХ, КТО ПРИЛЕТИТ НА ЛУНУ ПОЗЖЕ
Доставленные на Землю образцы лунного вещества показали, что оно состоит в основном из базальтов — таких же, как на Земле. Базальты плохо проводят тепло, поэтому на глубине всего два метра под поверхностью Луны температура неизменна и равна -35 °С. У Луны нет магнитного поля, поэтому ее поверхность подвергается ничем не ослабленным потокам космической радиации. Луна совершает оборот вокруг своей оси, перпендикулярной плоскости ее орбиты,
История Великих географических открытий являет нам не только приобретение европейской цивилизацией огромных неосвоенных территорий, но и кровавый след жестоких завоеваний, оставленный первыми колонистами на новых землях. В те времена право сильного было единственным законом, которым руководствовались завоеватели. Сейчас положение изменилось: в мире действуют международные договоры и соглашения, регламентирующие действия держав и частных структур между собой. Каждое суверенное государство, конечно, имеет собственное законодательство, но оно должно быть увязано с международными законами, координатором которых выступает Организация Объединенных Наций.
Под эгидой ООН идет и формирование космического законодательства. Через 10 лет после полета в космос первого спутника был оформлен и ратифицирован всеми космическими державами Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела [1], к которому позже присоединилось большинство стран мира (рис. 1). Его срочная разработка и принятие были вызваны ошеломительными успехами мировой (в первую очередь советской) космо-
Рис. 1. Государства, подписавшие и ратифицировавшие Договор 1967 года о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела
- страны, только подписа. Договор 1967 года
- страны, подписавшие и ратифицировавшие Договор 1967 года
навтики и опасениями правительств, что очень скоро космос будет поделен между космическими державами. Хуже того — в космосе могло бы оказаться оружие, против которого ни одно государство не имело бы средств защиты.
Договор 1967 года по космосу декларировал свободу любых исследований в космосе и категорически запрещал милитаризацию космоса. Собственно, в договоре были закреплены эти основные принципы космической деятельности, но не установлены ни методы контроля за их исполнением, ни системы санкций за их нарушение. Хотя договор зафиксировал положение о том, что «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами» (статья II), эта декларация вступает в противоречие со статьей VIII того же договора. В ней говорится: «Государство — участник договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом
пространстве или на небесном теле». Это значит, что применительно к построенной на Луне станции со всеми ее сооружениями, которая просуществует там миллионы лет, признается действие законодательства государства-собственника, то есть его суверенитет распространяется на всю территорию застройки.
В ожидании более активных действий за пределами околоземного пространства по инициативе ООН в 1979 году было подготовлено Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах [2], в котором более детально оговариваются принципы научной и хозяйственной деятельности на Луне. В частности, статья 8.1 соглашения декларирует: «Государства-участники могут осуществлять свою деятельность по исследованию и использованию Луны в любом месте ее поверхности или недр».
Уже одно это положение становится миной замедленного действия при разработке конкретных планов деятельности на Луне. На поверхности Луны есть территории, представляющие особенный интерес для размещения в них долговременных станций. К ним относятся некоторые горные вершины в околополюсных районах Луны, которые почти никогда не затеняются и где очень выгодно размещать энергетические установки из солнечных батарей. Крайне интересными представляются места расположения лавовых трубок — природных пустот под поверхностью Луны, в которых можно размещать обитаемые станции без малейшего риска их
облучения космической радиацией. Неограниченное право государств размещать свои станции там, где они сочтут нужным, закладывает преференции для передовых космических держав и автоматически ущемляет права тех, кто прилетит на Луну позже.
В статье 9.1 соглашения оговаривается: «Государства-участники могут создавать на Луне обитаемые и необитаемые станции. Государство-участник, создающее станцию, использует только такую площадь, которая необходима для обеспечения потребностей этой станции, и немедленно информирует Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о месторасположении и целях этой станции». При освоении компактных территорий размер осваиваемой площади будет определять осваивающая организация, и соглашение подводит под такой произвол неоспоримость претензий. При этом заявительный характер на территории тоже может привести к конфликтным ситуациям. В самом деле, можно заявить о намерении проведения работ на каком-то участке и потом откладывать их выполнение годами под разными предлогами. Или, не дожидаясь исполнения заявителем его намерений, другое государство начнет работы на этом участке и уведомит ООН о начале работ. С точки зрения положений соглашения налицо неоднозначность прав этих государств на спорный участок.
Добывать ресурсы — значит владеть ими
Но одно дело — исследование Луны, а другое — ее освоение. Государство, космическое агентство или коммерческая организация при освоении космических ресурсов будет заинтересовано в праве собственности на результаты своего труда, на прибыль от вложенных в освоение средств. Вместо этого статья 11.3 декларирует: «Поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица». Совершенно очевидно, что составленное 40 лет назад соглашение, призванное содействовать исследованию Луны космическими средствами, сегодня является препятствием для освоения Луны и ее ресурсов.
Трудно сказать, почему квалифицированные юристы, разрабатывавшие Соглашение о дея-
ЧЕРЕЗ ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ ПОСЛЕ НАЧАЛА ИССЛЕДОВАНИЙ КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКОЙ ЛУНА ФАКТИЧЕСКИ ОКАЗАЛАСЬ В ПРАВОВОМ ВАКУУМЕ
тельности государств на Луне и других небесных телах, допустили так много неоднозначностей в тексте международного документа. Но несовершенство соглашения привело к тому, что ни одно государство - член Совета Безопасности ООН и ни одна космическая держава его не подписали и не ратифицировали. На рис. 2 показаны страны, которые приняли соглашение и признали его законность. Хотя юридически соглашение и вступило в силу, его действие ни в малейшей степени не является обязательным для государств, его не ратифицировавших.
Таким образом, через 50 лет после начала исследований Луны космической техникой Луна оказалась в правовом вакууме — фактически в положении беззащитной жертвы колониальных замыслов жаждущих наживы захватчиков.
Известное положение римского права «разрешено все, что не запрещено» при полном отсутствии однозначных запретов развязывает руки всем, кто торопится принять участие в гонке за лунные ресурсы. Позже, когда (и если) космическое право будет разработано, вступит в силу другое известное положение римского права: «Тот, кто владеет, пусть владеет». То есть все ранее приобретенное — неважно, на каком основании и каким путем, — будет признано собственностью владеющего им. Тем самым лозунг «исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества» на деле окажется пустой декларацией.
Отсутствие ясного законодательства о Луне и ее ресурсах объективно является фактором, провоцирующим большие державы на захват всех космических ресурсов, до которых они могут добраться. Пользуясь отсутствием международных законов, некоторые страны пытаются распространить свои законы на космос. В 2015 году президент США подписал законопроект ЫИ.2262, согласно которому гражданам США дозволяется владеть любыми ресурсами, добытыми ими в космосе. Этот закон гарантирует, что добытые ресурсы не могут быть конфискованы у их владельцев [3]. СМИ сообщали также о том, что пра-
Рис. 2. Государства, ратифицировавшие Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах
ф - страны, ратифицировавшие Соглашение
вительство Люксембурга утвердило законодательные нормы о добыче полезных ископаемых на астероидах, дающие право любому землянину безо всяких ограничений добывать космические ресурсы и владеть ими [4].
По всей видимости, несовершенство Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах было вызвано поверхностными представлениями готовивших его юристов о космических поселениях и специфике освоения ресурсов космоса. Об этом свидетельствует статья 11.5 соглашения, в соответствии с которой «государства-участники обязуются установить международный режим для урегулирования эксплуатации природных ресурсов Луны, когда станет очевидно, что такая эксплуатация возможна». Сегодня это «когда» наступило, и мы попробуем сформулировать те концептуальные положения, которые должны быть отражены в космическом законодательстве.
Лицензирование космической деятельности — под международный контроль
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 68/74 от 11 декабря 2013 года «Рекомендации по национальному законодательству, имеющему отношение к исследованию и использованию кос-
мического пространства в мирных целях» призывает государства в своих законах о национальной космической деятельности исходить из того, что «космическая деятельность должна проводиться с разрешения компетентного национального органа» и «условия выдачи разрешений должны соответствовать международным обязательствам государств, в частности обязательствам по договорам Организации Объединенных Наций по космосу, и другим соответствующим документам». Эти рекомендации фактически передают контроль над космической деятельностью под юрисдикцию самих государств. Законодательства разных государств в отношении космоса могут отличаться друг от друга, и это послабление может приводить к неоднозначным формулировкам правил осуществления космической деятельности. Но, что тревожит больше всего, резолюция предоставляет право государствам самим устанавливать границы внеземных территорий, на которые они претендуют.
На наш взгляд, следует воспользоваться территориальными границами применимости национальных законов, согласно которым национальный суверенитет распространяется только до высоты 100 км над государственной территорией, выше которой начинается космическое пространство. Будет разумно, если все космическое пространство будет полностью под юрисдикцией Международного космического законодательства. В этом случае компетентным
органом, дающим разрешение на космическую деятельность, будет выступать наднациональный комитет, действующий от имени ООН по ее мандату. Комитет может выдавать лицензии на космическую деятельность государственным, межгосударственным и частным лицам или организациям по представлению государства, выступающего гарантом будущего лицензиата.
Одним из видов лицензирования должна быть выдача разрешений на осваиваемые территории на космических телах. Такие лицензии должны предоставляться на ограниченный срок, причем лицензия может быть досрочно отозвана, если лицензиат проводит свои работы с нарушением условий лицензии. В число условий лицензии должен входить период ее действия, оговаривающий разумный срок до начала работ и максимальный срок действия лицензии после прекращения (остановки) работ. Подобный принцип лицензирования позволит избежать пустых деклараций о намерениях, которые не подкреплены реальными планами проведения работ на космической территории, и избежать проведения разовых акций в космосе с целью застолбить свое присутствие на лицензированной территории.
Обязательным условием лицензии должна быть ограниченная территория, на которой разрешается осуществление космической деятельности. Размер этой территории должен соответствовать заявленной задаче космической деятельности. Например, для строительства постоянной базы или поселения может быть выделен участок размером 20 миль (35 км) в диаметре. Специфика лунного строительства такова, что поселение будет представлять собой единую многоэтажную постройку, высота которой будет ненамного отличаться от ее горизонтальных размеров. В поселении размером 10x10 км с высотой в 1000 этажей площадь обитаемых помещений составит 100 млрд м2, что достаточно для проживания 100 млн жителей, на каждого из которых приходится 1000 м2 помещений разного назначения [5]. Поэтому лицензированной под строительство территории предложенного размера будет достаточно на сотни лет активного использования. Участков такого размера на Луне можно выделить 45 тысяч, и на них могло бы комфортно проживать 4500 миллиардов человек.
Вопрос о территориальной собственности «какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица» на Луне снимается, если территория предоставляется лицензиату не в собственность, а для временного использования.
ВОПРОС О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ «КАКОГО-ЛИБО ГОСУДАРСТВА, МЕЖДУНАРОДНОЙ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ИЛИ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, НАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ИЛИ ЛЮБОГО ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА» НА ЛУНЕ СНИМАЕТСЯ, ЕСЛИ ТЕРРИТОРИЯ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ЛИЦЕНЗИАТУ НЕ В СОБСТВЕННОСТЬ, А ДЛЯ ВРЕМЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Связанный с этим вопрос о «национальном присвоении путем провозглашения суверенитета» при лицензировании внеземных территорий от имени ООН приобретает иной смысл. Осуществление научной и хозяйственной деятельности на лицензированной территории не может проходить вне правового поля. Вполне естественно, что юрисдикция на этой территории должна быть предоставлена гаранту лицензиата, то есть тому государству, под флагом которого на лицензированной территории будет осуществляться космическая деятельность. В этом случае национальное законодательство будет учитывать интересы и традиционный уклад тех людей, которые будут осуществлять лицензированную деятельность. Суверенитет государства-гаранта лицензиата в отношении применения его внутреннего законодательства на предоставленной территории является естественным основанием для ответственности государства за выполнение условий лицензии.
НЕОБЫЧАЙНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ ЛУННЫХ ПОСТРОЕК ИЗ МЕСТНОГО ПРОЧНОГО БАЗАЛЬТА ПОЗВОЛЯЕТ СОЗДАВАТЬ НА ЛУНЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНО НАДЕЖНЫЕ ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
НА ЛУНЕ ОТСУТСТВУЮТ ПРИРОДНЫЕ РЕКРЕАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ, И ПОТОМУ ПРОБЛЕМУ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ НЕОБХОДИМО БУДЕТ РЕШАТЬ С САМОГО НАЧАЛА ЕЕ ОСВОЕНИЯ. НЕЗЫБЛЕМЫМ ДОЛЖНО СТАТЬ ПРАВИЛО: ДОБЫВАТЬ МОЖНО СТОЛЬКО РЕСУРСОВ, СКОЛЬКО МОЖНО УТИЛИЗИРОВАТЬ ОТХОДОВ ОТ ДОБЫЧИ
Вопрос о природных ресурсах лицензированной территории, включая ее недра, должен получить более ясное толкование, чем изложенное в статье 11.3 Соглашения о Луне. На Луне нет мест, в которых добыча минеральных ресурсов или условия строительства обитаемых помещений могли бы иметь преимущества по сравнению с другими территориями. Поэтому тезис о том, что освоение территории «не создает права собственности на поверхность или недра Луны или их участки» (ст. 11.3 Соглашения [2]) является противоречащим ст. 1 Договора 1967 года [1], согласно которому «исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества». Как, в самом деле, можно пользоваться достоянием человечества, если люди не имеют права его присваивать, то есть использовать? Здесь уместно провести аналогию с ресурсами
Мирового океана, которые добываются собственниками судов или государствами, имеющими права на прилегающий к их береговой границе шельф. Добытые морепродукты и минеральные ресурсы признаются безусловной собственностью добытчиков и могут быть использованы как для внутреннего потребления, так и для продажи. Необходимо признать право собственности лицензиата на все добытые им ресурсы на лицензированной территории.
Обязательные условия предоставления лицензий на внеземные территории
В принципе, могут быть введены некоторые (оправданные) ограничения на добычу и использование ресурсов космоса. Например, безусловным ограничением на добычу минеральных ресурсов должно стать условие полной утилизации попутных отходов.
На Луне не существует природных механизмов деградации отходов человеческой жизнедеятельности. Выброшенный неисправный механизм пролежит на Луне миллиарды лет в неизменном состоянии. За время активной деятельности на лицензируемой территории может накопиться очень много отходов, и совершенно недопустимо, чтобы они формировали мусорные свалки и терриконы отходов от добычи минеральных ресурсов. Лицензия на космическую деятельность должна четко оговаривать абсолютную недопустимость накопления непе-реработанных отходов.
На Земле мы уже столкнулись с экологическими последствиями накопления мусора, с которым не справляются природные рекреативные механизмы. А на Луне, где таких механизмов нет вообще, проблему утилизации отходов будет необходимо решать с самых первых шагов ее освоения. Частично проблема переработки отходов жизнедеятельности людей решена на обитаемых космических станциях; этот опыт нужно будет использовать и на Луне. Различного вида минеральные отходы могут быть использованы для лунного строительства. Отсюда вытекает простое и ясное правило: добывать можно столько ресурсов, сколько можно утилизировать отходов от добычи.
Хотелось бы отметить еще один элемент космической деятельности, не затронутый пока космическим законодательством. Необычайная стабильность лунных построек из местного прочного базальта позволяет создавать на Луне чрезвычайно надежные хранилища культурных ценностей человечества [6]. Практически неограниченные возможности капитального строительства на Луне могут обеспечить возведение на Луне музейных комплексов, способных вместить в себя оригиналы или копии всех сокровищ мировой культуры — рукописей, книг,
картин, скульптур, архитектурных шедевров, реконструкций археологических находок, образцов техники и т. д. Неограниченный рост площади и объема музейных помещений в будущем создаст возможности полностью отказаться от концепции музейных запасников, а к музейным экспозициям обеспечить круглосуточный доступ для посетителей. Человечество реально заинтересовано в том, чтобы накопленные им сокровища не утрачивались из-за стихийных бедствий, войн и варварского уничтожения. Поэтому космическое законодательство должно сформировать систему преференций лицензиатам, которые будут выделять часть своих построек для музейных нужд.
Защита интеллектуальной собственности в космосе
Наконец, существует еще одно открытое для пиратства пространство. Это — сфера интеллектуальной собственности. Космос является областью применения самых высоких технологий, насыщенных результатами интеллектуальной деятельности. Как ни удивительно, в космическом пространстве ни одно изобретение не защищается патентным правом. Патентное законодательство до сих пор существует только в пределах национальной юрисдикции государств, которая не распространяется на космос. Самые перспективные разработки, самые прибыльные изобретения можно эксплуатировать в космосе абсолютно легально, без всякого обязательства перед изобретателями и обладателями патентов [7]. Необходимо сформировать такое международное законодательство, в котором интеллектуальные права разработчиков космических технологий будут охраняться во всем космическом пространстве и в течение всего времени, когда они будут востребованы.
Выводы
В заключение еще раз подчеркну, что отсутствие законов, регламентирующих сложный и деликатный труд по освоению Луны и ее ресурсов, является тормозом для осуществления экспансии человечества в космос. Оно способно лишь подстегнуть алчные замыслы тех, кто смотрит на Луну как на ничейный пирог, от которого можно отделить лакомый кусок, пока его не проглотил кто-то другой.
Необходимо самым срочным порядком сформировать пакет международных законов, регламентирующих практическую космическую деятельность на внеземных территориях. Полный контроль над исполнением этих законов должен быть предоставлен специальному комитету ООН, который будет уполномочен предоставлять лицензии на освоение территорий с правом отзывать их при нарушении лицензиатом условий лицензии. Необходимо также разработать законодательство об интеллектуальной собственности в космическом пространстве, которое учитывало бы характер ее применения в космосе.
Литература
1. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела // United Nations Treaty Series. 1967. Vol. 610. No. 8843. Pp. 206-300.
2. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах // United Nations Treaty Series. 1984. Vol. 1363. No. 23002. Pp. 22-86.
3. Обама подписал закон, дающий гражданам США право владения на внеземные ресурсы [Электронный ресурс] // Tehnot (Украина). URL: http://tehnot.com/obama-podpisal-zakon-dayushhij-grazhdanam-ssha-pravo-vladeniya-na-vnezemnye-resursy/ (Дата обращения: 16.07.2019).
4. Люксембург утвердил закон о добыче полезных ископаемых в космосе [Электронный ресурс] // Tehnot (Украина). URL: https://tehnot.com/lyuksemburg-utverdil-zakon-o-dobyche-poleznyh-iskopaemyh-v-kosmose/ (Дата обращения: 16.07.2019).
5. Багров А. В., Леонов В. А. Размер осваиваемой территории на Луне // Идеи К. Э. Циолковского в контексте современного развития науки и техники. Материалы 53-х Научных чтений памяти К. Э. Циолковского. Калуга: АКФ «Политоп», 2018. С. 337-338.
6. Павлов А. В., Багров А. В. Задача сохранения исторического и культурного наследия человечества // Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция, 2018. М.: Янус-К, 2018. С. 680-683.
7. Багров А. В. Защита интеллектуальной собственности в космическом пространстве // Инноватика и экспертиза. 2019. Выпуск 1. С. 21-26.
References
1. Treaty on Principles Governing the Activities of States in the Exploration and Use of Outer Space, Including the Moon and other Celestial Bodies. United Nations Treaty Series, 1967, vol. 610, no. 8843, pp. 206-300.
2. Agreement Governing the Activities of States on the Moon and Other Celestial Bodies. United Nations Treaty Series, 1984, vol. 1363, no. 23002, pp. 22-86.
3. Obama podpisal zakon, dayushchiy grazhdanam SShA pravo vladeniya na vnezemnye resursy. Available at: http:// tehnot.com/obama-podpisal-zakon-dayushhij-grazhdanam-ssha-pravo-vladeniya-na-vnezemnye-resursy/ (Retrieval date: 16.07.2019).
4. Lyuksemburg utverdil zakon o dobyche poleznykh iskopaemykh v kosmose Available at: https://tehnot. com/lyuksemburg-utverdil-zakon-o-dobyche-poleznyh-iskopaemyh-v-kosmose/ (Retrieval date: 16.07.2019).
5. Bagrov A.V., Leonov V.A. Razmer osvaivaemoy territorii na Lune. Idei K. E. Tsiolkovskogo v kontekste sovremennogo razvitiya nauki i tekhniki. Materialy 53-kh Nauchnykh chteniy pamyati K.E.Tsiolkovskogo. Kaluga: Politop, 2018, pp. 337-338.
6. Pavlov A.V., Bagrov A.V. Zadacha sokhraneniya istoricheskogo i kulturnogo naslediya chelovechestva. IIET im. S.I.Vavilova RAN. Godichnaya nauchnaya konferentsiya (2018). Moscow: Yanus-K, 2018, pp. 680-683.
7. Bagrov A.V. Zashchita intellektualnoy sobstvennosti v kosmicheskom prostranstve. Innovatika i ekspertiza, 2019, iss. 1, pp. 21-26.
© Багров А. В., 2019 История статьи:
Поступила в редакцию: 19.07.2019 Принята к публикации: 13.08.2019
Модератор: Дмитрюк С. В. Конфликт интересов: отсутствует
Для цитирования:
Багров А. В. Как поделить Луну?// Воздушно-космическая сфера. 2019. №3. С. 26-35.