Научная статья на тему 'Как музею фотографии стать «видимым»: опыт работы РОСФОТО с аудиторией с нетипичным уровнем зрения'

Как музею фотографии стать «видимым»: опыт работы РОСФОТО с аудиторией с нетипичным уровнем зрения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тифлокомментарий / нетипичный уровень зрения / перепостановка / тактильный макет / audio description / visual impairments / photo scene reenactment / tactile model

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Юшкевич Екатерина Сергеевна, Ишкиняева Надежда Евгеньевна, Гаврикова Елизавета Сергеевна

Статья посвящена совместной работе Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО и Передвижной лаборатории любительского тифлокомментирования по вовлечению аудитории с нетипичным уровнем зрения в изучение работ современных художников. Описаны разные технологии: использование тактильных моделей, увеличенных копий и перепостановки, тифлокомментирование, проведение мастер-класса по вышивке по репродукциям старых снимков, применение горизонтальных форм взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Юшкевич Екатерина Сергеевна, Ишкиняева Надежда Евгеньевна, Гаврикова Елизавета Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How a Photo Museum Can Become “Visible”: ROSPHOTO’s Experience of Cooperation with People with Visual Impairments

The article covers the collaborative efforts of the State Museum and Exhibition Center ROSPHOTO and the Mobile Laboratory of Nonprofessional Audio Description aimed at motivating the people with visual impairments to study the artworks by modern artists. The paper describes a variety of accommodations which include the use of tactile models, enlarged copies of artworks, photo scene reenactment, audio description, workshops on embroidery after the reproductions of old photographs, employment of horizontal principles.

Текст научной работы на тему «Как музею фотографии стать «видимым»: опыт работы РОСФОТО с аудиторией с нетипичным уровнем зрения»

УДК 376

Е. С. Юшкевич, Н. Е. Ишкиняева, Е. С. Гаврикова

Как музею фотографии стать «видимым»: опыт работы РОСФОТО с аудиторией с нетипичным уровнем зрения

Уже несколько лет Государственный музейно-выставоч-ный центр РОСФОТО работает над созданием доступной среды для самой разной аудитории, а с весны 2023 г. специалисты поставили еще одну задачу — сделать выставки более открытыми для посетителей с нетипичным уровнем зрения. Для реализации идеи сотрудники РОСФОТО обратились к Передвижной лаборатории любительского тифлокомментирования — волонтерскому проекту, который ищет способы вовлечения людей с разным зрительским и зрительным опытом в изучение и описание работ современных художников. Лаборатория существует с 2022 г., и за это время вокруг нее сложился круг единомышленников и постоянных посетителей из числа специалистов и любителей.

Экспонаты выставок, которые проходят в РОСФОТО, сложны для адаптации: магия фотографии как медиума заключается в том, что автор буквально фиксирует происходящее вокруг, а художественные эффекты — контрастность, нерезкость — построены на искажении видимого. Передать аудитории с нетипичным уровнем зрения такого рода впечатление — очень трудная задача.

Например, многие работы Людмилы Таболиной «не в фокусе»: автор специально использует монокль, чтобы получить «мягкий» контур у изображаемых предметов, создавая особую атмосферу своих снимков. Человек редко видит предмет соответствующим фотографии, можно сравнить это со зрением в густом тумане, однако эффект только отчасти будет похожим. Но как объяснить это впечатление людям без опыта зрения или с врожденным астигматизмом высокой степени тяжести?

Кроме того, материалы экспозиции порой очень маленькие, поскольку в большинстве случаев представлены оригиналы фиксированного размера. Затемнение залов вызвано необходимостью обеспечить сохранность и защитить изображения от агрессивного света.

На выставках других музеев можно увидеть тактильные модели, дополняющие экспозицию, которые подходят для передачи структурированной визуальной информации — схем помещений, графиков, архитектурных форм, используются для картин и художественных произведений. Именно с тактильными макетами у многих ассоциируется доступная среда, однако из-за высокой стоимости размещение их в выставочном пространстве затруднительно и лишает незрячих и слабовидящих посетителей возможности ознакомиться с работами. Кроме того, использование моделей далеко не всегда реализуемо — для меняющейся каждые два месяца экспозиции было бы слишком дорого и сложно выполнить тактильные макеты. Для выставки с большим числом предметов удается сделать макеты только для некоторых работ. Но, главное, в случае с фотографией и визуальным произведением искусства

буквальное считывание контуров изображения без дополнительных комментариев не даст понять, почему именно этот экспонат оказался в коллекции музея или является знаковым для автора.

Совместно с Передвижной лабораторией любительского тифлокомментирования сотрудники РОСФОТО провели ряд встреч, на которых обсудили возможные подходы к работе. Участники лаборатории рекомендовали музею использовать увеличенные копии, например масштабированные детали: так посетители с остатком зрения смогут самостоятельно ориентироваться, найти на оригинальном изображении ключевой фрагмент и рассмотреть его.

Перед сотрудниками РОСФОТО встает исследовательская и даже философская задача — выбрать или назначить самую важную деталь, пунктум [1] по Ролану Барту, который, как следует из текста философа, всегда субъективен. Эта субъективность рассказа — необходимая и важная категория.

Еще одна распространенная технология работы со слабовидящей аудиторией — тифлокомментарий (вербальное, лаконичное описание изображения) — также не всегда достаточна для художественных произведений. Если представить такое описание для абстрактной картины, станет понятно, что знание состава предметов на изображении не приближает к осмыслению самой работы.

Множество деталей и нюансов фотографии, на которые не обращаешь внимания при беглом взгляде, создает общее впечатление — буквальный рассказ о том, что видишь, получается избыточным и очень сложным. Поэтому Передвижная лаборатория любительского тифлокомментирования рекомендует не формально перечислять предметы на изображении, а выражать субъективное частное мнение, дополненное комментариями о том, что конкретного человека (рассказчика) трогает в работе. Такое описание получается менее сложным для восприятия и позволяет если не объяснить другому, как устроено произведение, то хотя бы помочь ему почувствовать то, что определяет аффект от работы, который ускользает в строгом перечислении изображенных предметов.

Важно отметить, что обычно тифлокомментарий — это пример асимметричных отношений, в которых есть фигура комментирующего и фигура слушающего. Чтобы выйти из этой модели отношений, Передвижная лаборатория любительского тифлокомментария предлагает каждому в группе поделиться своей перспективой и точкой зрения. Участники, опираясь на собственный зрительный и зрительский опыт, могут в диалоге увидеть, на что они обращают внимание и что именно вызывает аффект. Через множество взглядов, которые от природы обладают собственной телесностью, культурной рамкой, а

Рецензии. Обзоры. Иконография

Мастер-класс совместно с Передвижной лабораторией любительского тифлокомментирования в Государственном музейно-выставочном центре РОСФОТО

значит, и субъективностью, участники могут приблизиться к объективному представлению о предмете искусства. Благодаря этому уходит идея единственно верного описания и понимания искусства, а всем вовлеченным в тифлокомментирование предлагается роль активных «эмансипированных» [2] зрителей, когда они становятся соавторами увиденного произведения.

Для каждой выставки Передвижная лаборатория любительского тифлокомментирования придумывает специальные форматы работы — например, для проекта «Театр фотогеничен. Три века театральной фотографии» в РОСФОТО активно использовалась перепостановка сюжетов снимков вместе со слабовидящими участниками. Для экскурсии было выбрано несколько изображений со знаковыми сценами из театральных постановок, которые вместе со зрителями реконструировались в залах музея. С одной стороны, это действие позволило посетителям с остатками зрения понять, что происходит на снимке, и далее рассмотреть детали самостоятельно. С другой — этот процесс театрален сам по себе и помогает участникам буквально ощутить себя на месте героев изображений.

Для выставки семейной фотографии «Архив Фелиции» лаборатория использовала другой метод — мастер-класс по вышивке по репродукциям старых снимков для смешанной группы зрячих и слабовидящих участников. Во-первых, через метафору нити можно вести разговор о семье и родовых связях. Во-вторых, вышивка принуждает зрителя вглядываться в детали, искать скрытые сюжеты и нюансы, позволяет создать новое интересное произведение по мотивам существующего образа. Кроме того, полученные изображения с объемным рисунком, созданным ниткой, доступны всем участникам мастер-класса для тактильного восприятия.

Применение разных горизонтальных форм взаимодействия важно, поскольку в конечном счете ценной является не переданная информация, а коммуникация между участниками и, как следствие, получение знания, чему мы можем научиться друг у друга и какие навыки у нас уже есть. Например, Паулу Фрейре, автор книги «Педагогика угнетенных» [3], критиковал банковский метод школьного обучения, когда ученик воспринимается как пустой лист, который предстоит заполнить учителю, и предлагал горизонтальные формы обмена знанием. Для Передвижной лаборатории любительского тифлокомментария это особенно значимо как раз потому, что люди с нетипичным уровнем зрения тоже могут заниматься тифлокомменти-рованием, придумывать форматы работы с посетителями выставки, активно включаться и обсуждать искусство.

Изобретение способов работы с аудиторией с нетипичным уровнем зрения, поиск ответов на вопрос «что значит не в фокусе» приводят к открытию новых обстоятельств и пониманию нюансов привычного материала, помогая сотрудникам музеев сменить оптику, через которую профессионал смотрит на фотографию. В ближайшем времени РОСФОТО планирует продолжить работу и подготовить постоянную экспозицию с учетом комментариев и предложений представителей аудитории с нетипичным уровнем зрения.

Литература

1. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / пер. с фр. М.: Ad Marginem Press, 2011. 272 с., ил.

2. Рансьер Ж. Эмансипированный зритель / пер. с фр. Нижний Новгород: Красная ласточка, 2018. 128 с., ил.

3. Фрейре П. Педагогика угнетенных / пер. с англ. М.: КоЛибри: Азбука-Аттикус, 2018. 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.