Научная статья на тему 'Как фильмы про искусственный интеллект влияют на отношение жителей мегаполисов к технологиям умного города'

Как фильмы про искусственный интеллект влияют на отношение жителей мегаполисов к технологиям умного города Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусственный интеллект / кинематограф / доверие / кино / культура / недоверие ИИ / СМИ / artificial intelligence / cinema / trust / cinema / culture / AI distrust / media

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гараганов Артур Владимирович

Статья исследует историческое развитие искусственного интеллекта (ИИ) от первых технических разработок до современных нейронных сетей, анализируя его отражение в культуре и кинематографе. Рассматривается эволюция общественного восприятия ИИ через призму художественных произведений, начиная с мифологических сюжетов и заканчивая современными кинолентами. На основе анализа 58 популярных фильмов выявлены четыре базовых представления об ИИ в сознании жителей мегаполисов: антропоморфные роботы (36,2%), разумные системы (29,3%), технологически улучшенные люди (24,1%) и анимационные образы (10,3%). Особое внимание уделяется роли кинематографа в формировании общественного мнения об интеллектуальных технологиях и их влиянию на развитие цифрового общества. Исследование демонстрирует взаимосвязь между культурным восприятием ИИ и реальным технологическим прогрессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How Films about Artificial Intelligence Influence the Attitude of Metropolitan Residents Towards Smart City Technologies

The article explores the historical development of artificial intelligence (AI) from the first technical developments to modern neural networks, analyzing its reflection in culture and cinema. The evolution of public perception is also considered through the prism of works of art, starting with mythological plots and ending with modern films. Based on the analysis of 58 popular films, four basic ideas about AI in the minds of residents of megacities have been identified: anthropomorphic robots (36.2%), intelligent systems (29.3%), technologically advanced humans (24.1%) and animated images (10.3%). Special attention is paid to the role of cinema in shaping public opinion about intelligent technologies and their impact on the development of a digital society. The study demonstrates the relationship between cultural perception of AI and real technological progress.

Текст научной работы на тему «Как фильмы про искусственный интеллект влияют на отношение жителей мегаполисов к технологиям умного города»

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ SOCIOLOGY OF MANAGEMENT

5.4.7 Социология управления

(социологические науки)

Sociology of Management

DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-6-203-209 УДК: 31 ГРНТИ: 04.61 EDN: EZKPLC

Как фильмы про искусственный интеллект влияют на отношение жителей мегаполисов к технологиям умного города

А.В. Гараганов ©

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья исследует историческое развитие искусственного интеллекта (ИИ) от первых технических разработок до современных нейронных сетей, анализируя его отражение в культуре и кинематографе. Рассматривается эволюция общественного восприятия ИИ через призму художественных произведений, начиная с мифологических сюжетов и заканчивая современными кинолентами. На основе анализа 58 популярных фильмов выявлены четыре базовых представления об ИИ в сознании жителей мегаполисов: антропоморфные роботы (36,2%), разумные системы (29,3%), технологически улучшенные люди (24,1%) и анимационные образы (10,3%). Особое внимание уделяется роли кинематографа в формировании общественного мнения об интеллектуальных технологиях и их влиянию на развитие цифрового общества. Исследование демонстрирует взаимосвязь между культурным восприятием ИИ и реальным технологическим прогрессом.

Ключевые слова: искусственный интеллект, кинематограф, доверие, кино, культура, недоверие ИИ, СМИ

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ SOCIOLOGY OF MANAGEMENT

DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-6-203-209

How Films about Artificial Intelligence Influence the Attitude

of Metropolitan Residents Towards Smart City Technologies

A.V. Garaganov ©

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Abstract. The article explores the historical development of artificial intelligence (AI) from the first technical developments to modern neural networks, analyzing its reflection in culture and cinema. The evolution of public perception is also considered through the prism of works of art, starting with mythological plots and ending with modern films. Based on the analysis of 58 popular films, four basic ideas about AI in the minds of residents of megacities have been identified: anthropomorphic robots (36.2%), intelligent systems (29.3%), technologically advanced humans (24.1%) and animated images (10.3%). Special attention is paid to the role of cinema in shaping public opinion about intelligent technologies and their impact on the development of a digital society. The study demonstrates the relationship between cultural perception of AI and real technological progress.

Key words: artificial intelligence, cinema, trust, cinema, culture, AI distrust, media

FOR CITATION: Garaganov A.V. How Films about Artificial Intelligence Influence the Attitude of Metropolitan Residents Towards Smart City Technologies. Sociopolitical Sciences. 2024. Vol. 14. No. 6. Pp. 203-209. (In Rus.). DOI: 10.33693/22230092-2024-14-6-203-209. EDN: EZKPLC

ВВЕДЕНИЕ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Выступая на прошедшей в конце 2024 г. конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта», президент РФ В. Путин выделил несколько приоритетов в области суверенных технологических решений. Озвученный фундаментальный технологический переход действующей системы управления на инновационный уровень, обеспечивающий обороноспособность государства. Очевидной работой искусственного интеллекта для большинства жителей России становится внедрение интеллектуальных технологий в ежедневную жизнь: от сервиса государственных онлайн-платформ и механизмов повышения эффективности бизнеса до развития кинопроизводства и онлайн - кинотеатров. «Наличие собственных разработок нового поколения искусственного интеллекта -одно из ключевых условий научного, технологического и, что важно, мировоззренческого суверенитета нашей страны» - подчеркнул президент. И действительно, все основные алгоритмы, на которых работают российские интеллектуальные технологии в своей основе имеют ценностные, мировоззренческие, языковые, образные и традиционно культурные особенности. Именно культура, представленная работами писателей, сценаристов и режиссеров нередко находит уникальные новаторские решения в интеллектуальных технологиях посредством творческого и изобретательского мыш-

ления еще задолго до создания подобных технических разработок. И кинематограф, с его повсеместным распространением на онлайн-платформах, в мобильных приложениях и даже транслируемый на нескольких экранах современных автомобилей, формирует общие представления и совокупное понимание искусственного интеллекта и связанного с ним устройств. Прямо и косвенно определяя доверие пользователей новым технологиям и вовлеченность в научно-технический прогресс.

Традиционные и социальные СМИ также каждый раз акцентирована преподносят любую новостную информацию об искусственном интеллекте, интернете вещей и экономике онлайн-платформ. Но не всегда подача материала соответствует истинным исследованиям, оставляя возможности манипулирования обществом посредством кликбейтных заголовков и откровенных фейков.

РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ

Вся истории развития человека состоит из попыток создать себе в помощь нечто разумное. Помощь Голе-ма или универсальных роботов Россума, копье Ареад-бар бога Луху, молот Тора и меч Короля Артура, а также во многих сказках и единых для всего человечества мифах - везде упоминаются предметы, обладающие информационными ресурсами и интеллектуальными

204

Sociopolitical Sciences

Vol. 14. No. 6. 2024

КАК ФИЛЬМЫ ПРО ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ВЛИЯЮТ НА ОТНОШЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ МЕГАПОЛИСОВ

К ТЕХНОЛОГИЯМ УМНОГО ГОРОДА

Гараганов А.В.

свойствами. Развитие технологий, культуры, а следовательно сознания индивидов и общества («и коллективного бессознательного», Юнг) воплощало мифические предметы в реальность. Первая счетная машина Паскаля (1642) и демонстратор логики Стэнхоупа (1777), машина различий Беббиджа (1822), оказали влияние на появление первых компьютеров 21 Цузе (1936) и полнофункционального цифрового устройства Ешас (1946). Совершенствование вычислительной техники позволило развить начало технологий систем искусственного интеллекта. Теперь способ обработки информации в любых системах становится сетевым, получая название искусственная нейронная сеть. Объединение баз данных в большие кластеры позволило искусственной системе выполнять вычислительные и логические операции. Привнесенные человеком знания из таких областей, как математика, логика, физиология, кибернетика в сетевую нейронную модель доказали, что искусственный интеллект, это формируемое качество, проявляемое автоматически в следствии выполнения простейших операций в одной сети. Так зарождался искусственный интеллект, впервые описанный в работах Маккалоха и Питтса (1943), доказавших возможность сети обучаться и увеличивать собственную производительность без изменения компонентов структуры. Идея перенести киберфизическую систему в реальный мир была реализована Уолтером (1946) в виде механической черепахи, способной передвигаться к источнику света, а натыкаясь на препятствия - обходить их.

В 1956 г. во время шестидесятидневного семинара, группа мировых ученых оформили междисциплинарную область знаний, использовав термин «искусственный интеллект». Компьютеры и вычислительные устройства эволюционировали постепенно, дойдя до кризиса, названного «зимой ИИ» (с 1974 до начала 1980 г.). Далее произошел подъем индустрии ИИ, что позволило расширить и закрепить методы исследования, а также привлечь гуманитарно - ориентированных исследователей к проблемам социального внедрения, этических принципов и правовых аспектов новых технологий. В настоящее время общественность воспринимает цифровизацию как само собой разумеющееся, с долей недоверия как к достоинствам, так и к недостаткам искусственного интеллекта. Следует уточнить, что доверительное отношение развивается одновременно с изменением психологии поведения индивидов в цифровых средах и «оцифровки» их привычек. Развитие цифровых навыков и интеллекта пользователей описывается понятием нейросоциаль-ного интеллекта [9]. История становления популярности умных машин и разумных устройств давно вышла за рамки сообществ специалистов - инженеров и программистов. И произошло это в начале XX в., благодаря физиологам, социологам, фантастам и кинематографистам.

ОТРАЖЕНИЕ ИДЕЙ В КУЛЬТУРЕ

В 1926 г. С. Брюхоненко с коллегами создает «ауто-жектор», позволяющий собаке с остановленным сердцем прожить еще более двух часов благодаря искусственному кровообращению. В то же самое время, прикованный к постели писатель-фантаст А. Беляев

создает практически автобиографический научно-фантастический роман «голова профессора Доуэля». Идея посетила писателя в период трехлетнего обездвиживания ног, когда по словам автора он «ощущал себя головой без тела». Тем не менее, в начале XX в. идея мозга, живущего без тела, поддерживаемая научными разработками французского невролога Шарля Броун-Секара (1878), не являлась уникальной для литературы. Вышедший в 1877 г. фельетон Э.П. Митчелла «Человек без тела» и рассказ 1903 г. Г. Майринка «Экспонат» документально подтверждают интерес общества к инновациям как в области медицины (М. Булгаков «Собачье сердце»), так и к техническим устройствам (Westinghouse, Ford, Edison), а также их компиляциям.

В лаборатории Томаса Эдисона, в 1889-1891 гг. У. Диксон создает кинетограф, позволяющий записывать движущиеся изображения на кинопленку. В 1895 г. братья Люмьер патентуют синематограф, портативный съемочный аппарат. Уже через год первые показы в мюзик-холлах проходят в крупных городах Европы, вызывая массовый ажиотаж. Иллюзия и магия кинематографа становясь жанром искусства привлекает миллионы зрителей, начиная оказывать влияние на уровне влияния утренних газет, телеграфных и новостных радиосообщений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Французские социальные психологи (De Bon, Tard) описывают «теорию подражания» и «эффект толпы» как изменение поведенческих реакций, позиций и эмоционального интеллекта в общем пространстве, при скоплении значительного количества людей. Многие не задумываются о смысле собственных действий, «исповедуя культ потребления», формально отказываясь размышлять и поступать рационально. Один выкрик или камень - подхватывают остальные. Совершенно другой характер носят действия людей, находящихся в кинотеатре. Это аудитория. Зрители, переживающие каждый в себе определенные чувства, делающие выводы и, при этом, осознающие, что они находятся в обществе себе подобных, пришедших на киносеанс исходя из собственной мотивации. Оказавшись в одном зале - их объединило сакральное событие. Реально -нереальная история. Фильм, в котором показаны причины и последствия принятых решений. Казалось бы, минутные общие аплодисменты или смех незнакомых людей, охватывает всех некой волной, на мгновение пробуждая эмоциональные реакции. Находясь дома за просмотром телевизионных новостей, кинофильмов и передач, индивиды сфокусированы на одних и тех же образах и звуках. Многие испытывают сходные чувства и переживания. Каждое действие, даже просмотр онлайн-СМИ, находится под определенным влиянием того, что делают другие люди. Появляется информационная общность, формируются группы «тех, кто доверяет» и группы их антиподов. Так, например, группа людей, считающая себя поколением миллениалов, пережившая первое появление интернета и социальных сетей, отличается от айдженеров (Твенге) и Альф, «родившихся в соцсетях», мыслящих «как искусственный интеллект» и одновременно являющихся донорами современных нейронных сетей и технологий.

Таблица 1

Образ ИИ, транслируемый в сознание индивидов 58 самыми популярными фильмами периода постмодерна и метамодерна

(Что такое ИИ и можно ли ему доверять?) [The image of AI, transmitted into the consciousness of individuals by 58 most popular films of the postmodern and metamodern period

(What is AI and can it be trusted?)]

Андроид, человеко-робот, дрон, робот, дроид (связь с машинами, интеграция, биомеханика); пришельцы против человека [Android, human-robot, drone, robot, droid (communication with machines, integration, biomechanics); aliens vs human] Разумные системы, облачные программы, устройства, воздействующие на человека и его жизнь. Иногда удаленное управление [Intelligent systems, cloud programs, devices that affect a person and his life. Sometimes remote control] Человек с имплантами ИИ, чипами, подключенные к виртуальному миру, умной сети, сверхинтеллект, путешествия во времени, сверхспособности [Man with AI implants, chips, connected to the virtual world, smart network, superintelligence, time travel, superpowers] Анимационные фильмы, манга (микс предыдущих трех столбиков) [Cartoons, manga (mix of previous three columns)]

Бегущий по лезвию (P. Скотт, 1982) [Blade Runner (R. Scott, 1982)] Профессия (А.Азимов, 1957) [Profession (A. Azimov, 1957)] Алиса в стране Чудес (Л. Кэрролл, 1865) [Alice in Wonderland (L. Carroll, 1865)] Тайна третьей планеты (1981) [The Mystery of the Third Planet (1981)]

Бегущий по лезвию 2049 (Д. Вильнев, 2017) [Blade Runner 2049 (D.Villeneuve, 2017)] Автостопом по галактикам (Д. Амамс, 2005) [The Hitchhiker's Guide to Galaxies (D. Amams, 2005)] Город и звезда (А. Кларк, 1956) [City and Star (A. Clark, 1956)] Алита: Боевой ангел (2019) [Alita: Battle Angel (2019)]

Город будущего (M. Бен-Чхон, 2003) [City of the Future (M. Ben-Chon, 2003)[ Большой Баг (Ж.-П. Жене, 2022) [Big Bug (J.-P. Genet, 2022)] Апгрейд (Л. Уонелл, 2018) [Upgrade (L. Whanell, 2018)] Базз Лайтер (2000) [Buzz Lightyear (2000)]

Двухсотлетний человек (К. Коламбус, 1999) [Bicentennial Man (К. Columbus, 1999)] Военные Игры (Д. Бэдэм, 1983) War Games (D. Badham, 1983) Бэтмен и Робин (Дж. Шумахер, 1997) Batman and Robin (J. Schumacher, 1997) Летние войны (2009) Summer Wars (2009)

День независимости (Р. Эммер их, 2016) [Independence Day (R. Emmerich, 2016)] Джонни-мнемоник (P. Лонго, 1995) [Johnny Mnemonic (R. Longo, 1995)] Черное зеркало (У. Брукер, 2014-2023) [Black Mirror (W. Brooker, 2014-2023)] Метрополис (2001) [Metropolis (2001)]

ЕВА: искусственный разум (К. Маильо, 2011) [EVE: artificial intelligence (K.Maillo, 2011)] Дитя робота (С. Спьютер, 2019) [Robot Child (S. Spyuter, 2019)] Академия Амбрелла (Стив Блэкман, 2019) [The Umbrella Academy (Steve Blackman, 2019)] Митчеллы против машин (2021) [Mitchells vs. Machines (2021)]

Закат цивилизации (Б. Янг, 2018) [Decline of Civilization (В. Young, 2018)] Звездный инспектор (M. Ковалев, В. Полин, 1980) [Star Inspector (М. Kovalev, V. Polin, 1980)] Сфера (Дж. Понсоульт, 2017) [Sphere (J. Ponsoult, 2017)]

Искусственный разум (С. Спилберг, 2011) [Artificial Intelligence (S. Spielberg, 2011)] Из машины (А. Гарленд, 2014) [ExMachina (A. Garland, 2014)] Искусственный интеллект (Б. Фальконе, 2020) [Artificial Intelligence (В. Falcone, 2020)]

Короткое замыкание (Д. Бэдэм, 1986) [Short Circuit (D. Badham, 1986)] Матрица (все части) (Вачовски, 1999-2021) [The Matrix (all parts) (Wachowski, 1999-2021)] Машина (К Джеймс, 2013) [The Machine (К. James, 2013)]

Луна 2112 (Д. Джонс, 2009) [Moon 2112 (D. Jones, 2009)] На крючке (Д. Карузо, 2008) [On the Hook (D. Caruso, 2008)] Мстители: Эра Альтрона (Д. Уидон, 2015) [Avengers: Age of Ultron (D. Whedon, 2015)]

Меган (Д. Джонстоун, 2022) [Megan (D. Johnstone, 2022)] О'кей, Лекси (Д. Лукас, С. Мур, 2019) [O'kay, Lexi (D. Lucas, S. Moore, 2019)] Призрак в доспехах (P. Сандерс, 2017) [Ghost in the Shell (R. Sanders, 2017)]

Мой создатель (Г. Ротери, 2020) [My Creator (G. Rothery, 2020)] Она (С.Джонз, 2013) [She (S.Jonze, 2013)] Робот (Ш. Шанкар, 2010) [Robot (S. Shankar, 2010)]

Обливион (Д. Косински, 2013) [Oblivion (D. Kosinski, 2013)] Подарок (Г. Маркс, 2009) [Gift (G. Marx, 2009)] Сатурн-3 (С. Донен, 1985) [Saturn-3 (S. Donen, 1985)]

Робокоп (все версии 1987-2024) [Robocop (all versions 1987-2024)] Потомство демона (Д. Кэммен, 1977) [Offspring of the Demon (D. Cammen, 1977)] Tay (Ф.Д. Аллессандро, 2018) [Tau (F.D. Allessandro, 2018)]

Робот по имени Чаппи (H. Бломкамп, 2015) [A Robot Named Chappie (N. Blomkamp, 2015)] Симона (Э. Никкол, 2002) [Simone (E. Niccol, 2002)]

Страховщик (Г. Ибаньес, 2014) [Insurer (G. Ibanez, 2014)] Стеле (P. Коэн, 2005) [Stealth (R. Cohen, 2005)]

Терминатор (и его сиквелы, 1984-2019) [Terminator (and its sequels, 1984-2019)] Трон (С. Лисбергер, 1982) [Tron (S. Lisberger, 1982)]

Я - робот (А. Пройас, 2004) [I, Robot (A. Proyas, 2004)]

Я создан для тебя (М. Шрадер, 2021) [I was created for you (M. Schrader, 2021)]

Чужой (P. Скотт, 1979 и т.д.) [Alien (R. Scott, 1979, etc.)]

Страж-Птица (P. Шекли, 2007) [Guardian Bird (R. Sheckley, 2007)]

Q' "О Q f\j Q I О a>

CD

£ ©

ia

CP

~a

0 S

Q

S

5

3:

Cr §<

3:

1

rn

4

CD

ia

5 50

5

г

о |§

s tn

Is

О :ri

s§ °

i. CD

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ SOCIOLOGY OF MANAGEMENT

Зачастую социальный интеллект предыдущих поколений (X, У) не имеет цифровых навыков, описанных сегодня понятием нейросоциальный интеллект [7]. В настоящее время быть «одним из толпы на улице» и «одним из своего онлайн-сообщества» это совершенно разные реальности. В каждой присутствуют свои надежды, опоры, ощущения принадлежности, мента-литеты, образ мира, потребности и иерархия ценностей, формирующиеся, в том числе, и кинематографом.

ОБРАЗ И ОТНОШЕНИЕ (НА ОСНОВЕ ДОВЕРИЯ) К ИИ В КИНО

Современность ознаменована выходом большего количества работ, посвященных теме внедрения и развития искусственного интеллекта. Здесь и знаменитая четырехчастная «Матрица» (Вачовски, 1999, 2003, 2005, 2021), «Искусственный разум» (2001), сериал «Черное зеркало» (2011-2019), «Искусственный интеллект» (2021).

В нашей работе исследовался исторический процесс формирования доверия (положительные эмоции, польза и защита) и недоверия (тревога, страх, угроза жизни) искусственному интеллекту, машинам, андроидам и роботам в общественном сознании индивидов, хотя бы один раз в жизни смотревших следующие фильмы, приведенные в таблице. Фильмы ранжированы по четырем блокам, разделенными по принципу представления образа ИИ в сознании зрителей умных городов и мегаполисов (табл. 1).

ВЫВОДЫ

Основной вывод, который представляется значимым для данной работы, заключается в том, что население мегаполисов оценивает киноработы, в который использован режиссерами образ искусственного интеллекта и интеллектуальных технологий четырьмя базовыми представлениями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. ИИ и ИТ это: андроид, человеко-робот, дрон, робот, дроид (связь с машинами, интеграция, биомеханика); пришельцы против человека. Так выглядит, по мнению 36,2% респондентов ИИ.

2. ИИ и ИТ это: разумные системы, облачные программы, устройства, воздействующие на человека и его жизнь. Иногда удаленное управление. Данной позиции придерживаются 29,3% телезрителей.

3. ИИ и ИТ это: человек с имплантами ИИ, чипами, подключенные к виртуальному миру, умной сети, сверхинтеллект, путешествия во времени, сверхспособности. Такого мнения придерживается 24,1% просмотревших самые популярные кинофильмы.

4. ИИ и ИТ это: анимационные герои, несуществующие или фантастические, в том числе, манга. Данная аудитория составляет не более 10,3% активной аудитории.

Киноработы поднимают этические и социальные вопросы о границах технического развития и его вмешательства в частную жизнь. Многие сценаристы и режиссеры визуализируют потенциальные сценарии развития интеллектуальных технологий, порой опираясь на конфликт между машиной (роботом) и человеком. Некоторые авторы с помощью художественного творческого поиска, посредством кино, выражают критическое отношение к современному обществу потребления. В то же время, темы взаимодействия искусственного, личного, социального и нового - ней-росоциального интеллекта, помогают в исследовании вопросов сущности сознания человека и интеллекта машины. Во многих художественных кинематографических работах нашли свое отражение прогнозы и реальные достижения ученых. До сих пор кинематограф продолжает служить платформой общественного обсуждения рисков применения и развития генераций ИИ. Отечественные и зарубежные кинематографисты стараются отразить при всей сложности описываемого материала (ИИ и ИТ), самые актуальные для своей страны общественные опасения и ожидания, связанные с развитием ИИ.

Понятно, что тема ИИ притягивает широкие массы населения, продолжая формирование коммерческой привлекательности для киноиндустрии. А развитие технологий, в свою очередь, позволяет режиссерам использовать современные возможности для творческого выражения замыслов и экспериментов с визуальным рядом.

ЛИТЕРАТУРА

1. ШтомпкаП. Социология. Анализ современного общества / пер. с польск. С.М. Червонной. М.: Логос, 2005. 664 с.

2. Хоскинг Дж. Доверие: история / пер. с англ. П.С. Бавина и др. М.: Политическая энциклопедия, 2016. 294 с.

3. Твенге Д. Поколение I. Почему поколение интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым и абсолютно не готовым ко взрослой жизни / пер. с англ. А. Толмачева. М.: Группа Компаний РИПОЛ классик, 2019.406 с.

4. Онипко A.A. Образовательные потребности и траектории современной молодежи // Дискуссия. 2013. № 2 (32). С. 64-67. EDN: OHWJUM.

5. Литовчин Ю.М. Ведущие парадигмы исследования режиссуры телевизионной рекламы //Наука телевидения. 2016. Т. 12. № 3. С. 64-80. EDN: XINBDL.

6. Павлов A.B. Образы современности в XXI веке: пост-постмодернизм // Личность. Культура. Общество. 2019. Т. 21. № 1-2 (101-102). С. 53-62. DOI: 10.30936/1606-951Х-2019-21-1/2-53-62. EDN: TVTYJN.

REFERENCES

1. Shtompka P. Sociology. Analysis of modern society. S.M. Chervonnaya (transl. from Polish). Moscow: Logos, 2005. 664 p.

2. Hoskingf. Trust: A story. P.S.Bavinaetal. (transl. from English). Moscow: Political Encyclopedia, 2016. 294 p.

3. Twenge D. Generation I. Why the Internet generation has lost its rebellious spirit, has become more tolerant, less happy and absolutely not ready for adulthood. A. Tolmacheva (transl. from English). Moscow: RIPOLL Classic Group of Companies, 2019.406p.

4. Onipko A.A. Educational needs and trajectories of modern youth. Discussion. 2013. No. 2 (32). Pp. 64-67. (In Rus.). EDN: OHWJUM.

5. Litovchin Yu.M. Leading paradigms of research on directing television advertising. Science of Television. 2016. Vol. 12. No. 3. Pp. 64-80. (In Rus.). EDN: XINBDL.

6. Pavlov A.V. Images of modernity in the XXI century: Post-postmodernism. Personality. Culture. Society. 2019. Vol. 21. No. 1-2 (101-102). Pp. 53-62. (In Rus.). DOI: 10.30936/1606-951X-2019-21-1/2-53-62. EDN: TVTYJN.

208

Sociopolitical Sciences

Vol. 14. No. 6. 2024

КАК ФИЛЬМЫ ПРО ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ВЛИЯЮТ НА ОТНОШЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ МЕГАПОЛИСОВ

К ТЕХНОЛОГИЯМ УМНОГО ГОРОДА

Гараганов А.В.

7. Гараганов A.B. Практика управления социальной ролью в умном городе на примере маркетплейсов // Социально-политические науки. 2024. Т. 14. № 4. С. 177-185. DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-4-177-185. EDN: PFLPTK.

8. Гараганов A.B. Кинематограф как зеркало урбанизации: социально-психологический анализ репрезентации умных городов в современном кино // Проблемы экономики и юридической практики. 2024. Т. 20. № 5. С. 284-290. DOI: 10.33693/2541-8025-2024-20-5-284-290. EDN: WARVDK.

9. Гараганов A.B. Методика «инсталляция роли» в качестве психолого-педагогического инструмента развития профессионального мастерства актеров кино // Вестник ГГУ. 2024. № 4. С. 140-155. EDN: GOKJBJ.

10. Павлов A.B. Расскажите вашим детям: Сто двадцать три опыта о культовом кинематографе. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 584 с.

11. Бахтеев Д.В. Искусственный интеллект: этико-правовые основы: монография. М.: Проспект, 2023.176 с.

12. СрничекН. Капитализм платформ / пер. с англ. и науч. ред. М. Добряковой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020.128.

13. Пол К. Цифровое искусство. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 272 с.

14. Фэн Ш. Заменит ли нас искусственный интеллект? М.: Ад Маргинем Пресс, ABC design, 2019.144 с.

15. ЛовинкГ. Критическая теория интернета. М.: Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2019. 304 с.

16. Брюхоненко С.С., Чечулин С.И. Опыты по изолированию головы собаки (с демонстрацией прибора) // Труды II Всесоюзного съезда физиологов. Л., 1926. С. 289-290.

17. Вершинина И.А. Культурное наследие в городском пространстве // Российское общество сегодня: ценности, институты, процессы: матер. Всерос. науч. конф. (Санкт-Петербург, 16-18 ноября 2023 г.). Санкт-Петербург: Сциен-тиа, 2023. С. 1070-1073. EDN: DDBFUO.

18. Осава X., Хасе С., Миямото Д. и др. Влияние научной фантастики на представления о будущем искусственного интеллекта Н Технологос. 2020. № 2. С. 42-52. DOI: 10.15593/ perm.kipf/2020.2.04. EDN: IHBMCR.

19. Верещагина H.B. Роботы, искусственный интеллект, восстание машин: мифология НТР и научная фантастика // Технологос. 2016. №3.

20. Дегтяренко К.А., Пчелкина Д.С., Шпак A.A., Пименова H.H. Образ искусственного интеллекта в кинематографе: трансформации в период 1980-2010-х годов // Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2023. № 8.

21. Мартыненко Т.С. Кино как предмет социологического анализа: особенности современного кинематографа // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2023. № 2.

22. Гараганов A.B. Инновационный подход в социальном управлении кинопроизводством: метод «инсталляции роли» Н Социально-политические науки. 2024. Т. 14. № 5. С. 173-178. DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-5-173-178. EDN: SJJOIO.

7. Garaganov A.V. The practice of managing a social role in a smart city on the example of marketplaces. Sociopolitical Sciences. 2024. Vol. 14. No. 4. Pp. 177-185. (In Rus.). DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-4-177-185. EDN: PFLPTK.

8. Garaganov A.V. Cinematography as a mirror of urbanization: A socio-psychological analysis of the representation of smart cities in modern cinema. Problems of Economics and Legal Practice. 2024. Vol. 20. No. 5. Pp. 284-290. (In Rus.). DOI: 10.33693/2541-8025-2024-20-5-284-290. EDN: WARVDK.

9. Garaganov A.V. The technique of "role installation" as a psychological and pedagogical tool for the development of professional skills of film actors. Bulletin of the State University. 2024. No. 4. Pp. 140-155. (In Rus.). EDN: GOKJBJ.

10. Pavlov A.V. Tell your children: One hundred and twenty-three experiences about cult cinema. 3rd ed., reprint, and add. Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics, 2020 584 p.

11. Bakhteev D.V. Artificial intelligence: Ethical and legal foundations. Monograph. Moscow: Prospekt, 2023.176 p.

12. Srnichek N. Capitalism of Platforms. M. Dobryakova (transí, from English and scien.). Moscow: Publishing House ofthe Higher School ofEconomics, 2020.128.

13. PaulK. Digital Art. Moscow: Ad Marginem Press, 2017. 272 p.

14. Fan Sh. Will artificial intelligence replace us? Moscow: Ad Marginem Press, ABC Design, 2019.144 p.

15. LovinkG. Critical theory ofthe Internet. Moscow: Ad Marginem Press, Garage Museum of Modern Art, 2019. 304 p.

16. Bryukhonenko S.S., Chechulin S.I. Experiments on isolating the dog's head (with a demonstration of the device). In: Proceedings of the II All-Union Congress of Physiologists. Leningrad, 1926. Pp. 289-290.

17. Vershinina I.A. Cultural heritage in urban space. In: Russian society today: Values, institutions, processes. Materials of the All-Russian Scientific Conference (St. Petersburg, November 16-18, 2023). St. Petersburg: Scentia Publishing House, LLC, 2023. Pp. 1070-1073. EDN: DDBFUO.

18. Osawa H., Hase S., Miyamoto D. et al. The influence of science fiction on ideas about the future of artificial intelligence. Technologos. 2020. No. 2. Pp. 42-52. (In Rus.). DOI: 10.15593/ perm.kipf/2020.2.04. EDN: IHBMCR.

19. Vereshchagina N.V. Robots, artificial intelligence, the rise of machines: The mythology of NTR and science fiction. Technologos. 2016. No. 3. (In Rus.)

20. Degtyarenko K.A., Pchelkina D.S., Shpak A.A., Pimenova N.N. The image of artificial intelligence in cinema: transformations in the period of 1980-2010. SFU Journal. Humanities. 2023. No. 8. (In Rus.)

21. Martynenko T.S. Cinema as a subject of sociological analysis: Features of modern cinema. Bulletin of the Moscow University. Series 18: Sociology and Political Science. 2023. No. 2. (In Rus.)

22. Garaganov A.V. An innovative approach in the social management of film production: The method of "role installation". Sociopolitical Sciences. 2024. Vol. 14. No. 5. Pp. 173-178. (In Rus.). DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-5173-178. EDN: SJJOIO.

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 97,17%

Рецензен т: Данова О.В., кандидат социологических наук; руководитель и генеральный директор; кинокомпания «Общественное мнение»

Статья поступила в редакцию 20.11.2024, принята к публикации 17.12.2024 The article was received on 20.11.2024, accepted for publication 17.12.2024

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Гараганов Артур Владимирович, старший научный сотрудник, Центр «Локомотивы Роста», департамент социологии; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

ABOUTTHE AUTHOR

Artur V. Garaganov, researcher, Center "Locomotives of Growth", Department of Sociology; Financial University under the Government ofthe Russian Federation; Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.