Научная статья на тему 'Как добиться гармонизации межэтнических отношений? (итоги работы международной школы молодых этносоциологов)'

Как добиться гармонизации межэтнических отношений? (итоги работы международной школы молодых этносоциологов) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
114
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как добиться гармонизации межэтнических отношений? (итоги работы международной школы молодых этносоциологов)»

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 4 2012

как добиться гармонизации межэтнических отношении?

(итоги работы международной школы молодых этносоциологов)

МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКОЛА МОЛОДЫХ ЭТНОСОЦИОЛОГОВ

Как оптимизировать межэтнические отношения в условиях экономической неустойчивости? На каких основаниях должна проходить интеграция представителей разных этносов в единое гражданское сообщество россиян? Как минимизировать негативные проявления глобализационных процессов, стремительно меняющих социальный интерьер современного российского общества? Эти и другие вопросы оказались в центре внимания IV Международной школы молодых этносоциологов «Межэтнические отношения: опыт исследования и гармонизации (этносоциальный аспект)», которая состоялась в Новосибирске (15-20 сентября 2012).

Школа, ставшая регулярной и перешагнувшая границы Сибири, вновь вернулась на свою родину. На этот раз на повестке дня научно-образовательного форума оказалась чрезвычайно актуальная для современной России проблема роли общества и власти в процессах формирования межэтнического согласия граждан России.

«Если что-то происходит один раз — это случайность, два раза — тенденция, три раза — традиция». Автор этого высказывания Светлана Александровна Мадюкова, кандидат философских наук, научный сотрудник сектора этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН, преподаватель Четвертой Школы, участвовала в работе первой Школы еще в качестве слушателя. Ее высказывание оказалось пророческим.

Каждая следующая школа расширяла круг не только слушателей, но и преподавателей. Первая Международная школа, которая прошла на Алтае в 2006 г., объединила слушателей не только из России, но также

177

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 4 2012

из Казахстана, Германии и даже такой географически близкой и такой малоизвестной для большинства россиян Монголии. Эта школа была организована Институтом философии и права Сибирского отделения РАН при содействии Международного координационного Совета «Наш общий дом Алтай». Она объединила специалистов, занимающихся проблемами теории и методики этносоциальных исследований, вокруг идеи развития Большого Алтая, трансграничного региона, места встречи России, Казахстана, Монголии и Китая.

Вторая Международная школа состоялась благодаря совместным усилиям Института философии и права СО РАН и Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова в Республике Хакасия в 2008 г. Она также объединила исследователей из разных стран (Россия, Казахстан, Монголия), ее тема на этот раз касалась роли традиций в процессах социокультурных трансформаций посвящена 100-летию со дня рождения академика А. П. Окладникова.

Традиция проведения этношкол предполагает регулярную смену мест проведения мероприятия. Поэтому неудивительно, что загадочная Монголия «притянула» к себе наиболее активных «школьников». Третья Международная школа «Методология и методика сравнительных этносоциальных исследований», посвященная компаративным исследованиям, прошла в Улан-Баторе и его живописных окрестностях в 2010 г., при активном участии Института философии, социологии и права Академии наук Монголии.

Четвертая школа прошла, что называется, в «родных стенах». Активное участие в работе Школы приняла вузовская общественность Новосибирска в лице преподавателей, аспирантов и студентов НГУ, НГТУ, СибГУТИ. Школа привлекла внимание российских, французских и монгольских участников, прибывших в столицу Сибири для обсуждения весьма актуальной проблемы гармонизации межэтнических отношений.

На этот раз в центре обсуждения оказался опыт исследования и гармонизации межэтнических отношений. Сибирский регион является своеобразной натуральной моделью России с точки зрения этнического многообразия его населения. В Сибири, несмотря на всплеск этнона-ционализма после распада СССР, относительно спокойными остаются межнациональные отношения. При разумной политике государственной власти, учитывающей интересы народов России и специфику российской цивилизации в проведении внутренних реформ, эти ресурсы могут стать

178

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 4 2012

факторами устойчивого развития России и всего мира. Осознание необходимости совместного обсуждения и решения проблем оптимизации межэтнических отношений обусловило приглашение представителей органов управления к участию в диалоге с учеными.

Одним из значимых мероприятий школы стал круглый стол «Государственная политика Российской Федерации в области межэтнических отношений: концептуальные основы и современный опыт», в котором приняли участие слушатели школы и сотрудники Отдела общественных связей мэрии г. Новосибирска. Разговор шел об основах разрабатываемой для столицы Сибири концепции этнокультурного развития и межнациональных отношений. Ведущие круглого стола, руководитель Международной школы молодых этносоциологов, заместитель директора Института философии и права СО РАН (ИФПР СО РАН), профессор Юрий Владимирович Попков и консультант отдела по взаимодействию с религиозными и национальными организациями управления общественных связей мэрии города Новосибирска Марина Николаевна Терентьева выразили озабоченность распространением экстремистских настроений в молодежной среде и подняли проблему необходимости развития системы интернационального воспитания. Старший научный сотрудник сектора этносоциальных исследований ИФПР СО РАН, кандидат философских наук Дмитрий Викторович Ушаков представил результаты своих конкретно-социологических исследований среди учащейся молодежи Новосибирска, которые зафиксировали положительные сдвиги в системе их межэтнических установок в последние годы.

Наибольшие дискуссии вызвал мастер-класс доцента Новосибирского госуниверситета, кандидата философских наук Евгения Александровича Тюгашева «Идея гармонизации в межэтнических отношениях». Необычная, провокационная манера проведения занятия не оставила равнодушным ни одного «школьника», да и сама проблема возможностей социологии как науки, способной предложить обществу и власти адекватный анализ современной ситуации в этой сфере и рекомендации по ее оптимизации, вызвала бурную дискуссию. Должна ли социология быть наукой, ангажированной властью и для нужд власти, или ее назначение заключается в том, чтобы помогать различным социальным группам находить общую траекторию движения? Имеет ли в современных условиях смысл понятие «социальное благо» или вполне достаточно «эффективного менеджмента» со стороны органов управления для того, чтобы решать проблемы в такой непростой сфере, как межэтнические отношения?

179

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 4 2012

На каких ценностных основаниях возможна сегодня интеграция народов России в согражданство россиян?

Безусловным украшением Школы стал круглый стол с участием коллег из Франции: профессора Мишель Дебрен и капитана дальнего плавания в отставке, директора по укомплектованию судов личным составом Оливье Кура. Профессор Дебренн в своем выступлении остановилась на этническом и миграционном аспектах истории Франции, показала сложность и многосоставность структуры ее населения на современном этапе. Коснувшись специфики интеграционных процессов, Мишель Дебренн и Оливье Кур изложили французский взгляд на их природу, который заключается в том, что интеграция есть присоединение к ценностям французской нации. Для французов это — республика, светскость, признание равенства всех людей, французский язык. Российские участники круглого стола нашли, что во французском и в российском взгляде на интеграцию есть много общего, в частности, в том, что касается признания ценности равенства, значимости национального языка и межкультурной толерантности.

Традиционно на хорошем академическом уровне прошли занятия, проводимые организаторами школы, сотрудниками Института философии и права СО РАН. В их числе — лекции д. филос. н., профессора Ю. В. Попкова, д. пед. н, профессора М. А. Абрамовой, д. соц. н., ведущего научного сотрудника Г. С. Солодовой, одного из старейших научных сотрудников сектора этносоциальных исследований Г. С. Гончаровой, кандидатов философских наук, старших научных сотрудников Е. А. Ерохиной, В. Г. Костюка, С. А. Мадюковой, И. В. Удаловой.

Слов благодарности заслуживают преподаватели сибирских вузов, принявшие личное участие в Четвертой международной школе в качестве ведущих мастер-классов.

Мастер-класс старшего преподавателя новосибирского государственного университета (НГУ) Жанны Владимировны Зарицкой «Формирование позитивной этнокультурной идентичности российских студентов» познакомил слушателей с теоретико-методологическими и методическими аспектами исследования и формирования положительной культурной идентичности российских студентов. Мастер-класс кандидата социологических наук, доцента Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова (ХГУ) Татьяны Ивановны Зеленецкой «Этнические аспекты в образовании» показал, как этнический ресурс функционирует в настоящее время в образовании, какие институциональные и неформальные

180

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 4 2012

практики формируют его возможности и ограничения. Тренинг-игра кандидата философских наук, доцента Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) Елены Сергеевны Дериги «Основы межкультурной коммуникации» позволила всем «школьникам» погрузиться в процесс осознания культурной обусловленности межэтнических установок. Интерактивные формы работы вузовских коллег были высоко оценены слушателями.

Впервые в рамках Школы были выделены конкурсные номинации для студенческих работ. В номинации «Новые подходы к исследованию» лучшей была признана работа студентки ХГУ Ушановой Марии «Этноним как стигмат: механизм зарождения и функционирования». Самую высокую оценку в номинации «Дебют» заслужила работа студента Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (Новосибирск) Ивана Шушурина «Этностереотип как составляющая межкультурной коммуникации». Дипломом за работу, выполненную в лучших академических традициях, была удостоена студентка ХГУ Евгения Каменева со статьей «Этнический экстремизм среди молодёжи сквозь призму теории пассионарности». Наконец, за вклад в развитие междисциплинарности в научных исследованиях дипломом был отмечен студент Новосибирского государственного университета Данила Сергеевич Рыговский.

Четвертая Школа, также как и три предыдущих, собрала слушателей из Монголии, Казахстана, России. В их числе — кандидат философских наук, доцент Ховдского государственного университета Бурен Ульзий и преподаватель этого университета Тувжаргал Мунхзул (Ховд, Монголия), преподаватели Восточно-Казахстанского государственного университета Канша Калиева и Жаннет Калимолдина (Усть-Каменогорск, Казахстан), научный сотрудник Тувинского института гуманитарных исследований Оюмаа Омзаар (Кызыл, Россия), научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Дамдин Бадараев (Улан-Удэ, Россия) и многие другие, в том числе аспиранты и студенты — Сайлык Ак-Лама, Егор Винчковский, Таисия Галкова, Лика Кахиани, Марина Лобанова, Ольга Персидская, Анна Сысоева, Юлия Рыкшина, Светлана Смирнова, Инна Тарбастаева, Аида Тлеуханова.

Особая благодарность всех участников школы была высказана в адрес Российского гуманитарного научного фонда, который регулярно финансирует образовательные мероприятия для молодых этносоциологов Сибири. Школа закончилась, но интерес к этносоциальной проблематике у моло-

181

ф

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2012

дых исследователей не пропал. Это значит, что продолжение следует...

Е. А. Ерохина

how to achieve harmony in interethnic relations?

(results of activities of the international school of young

ethnosociologists)

E. A. Erokhina

Ерохина Елена Анатольевна - кандидат философских наук, старший научный сотрудник сектора этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН, г. Новосибирск.

Ученый секретарь Международной школы молодого этносоциолога.

182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.