И. В. Вачков
Как читать детям сказки?
Вачков Игорь Викторович - доктор психологических наук, профессор кафедры дифференциальной психологии МГППУ, член Союза писателей России (Москва, Россия)
В статье, написанной в научно-популярном стиле, адресованной родителям дошкольников и представленной в вопросно-ответной форме, говорится о том, что чтение детям сказок является необходимым элементом подлинного воспитания и построения конструктивных отношений детей и родителей на долгое время. Начинать читать сказки можно с первых недель жизни ребенка, поскольку важнее в этот период является не понимание сути текстов, а скорее содержательное наполнение эмоционально-личностного общения с родителями. Первыми сказками в культуре русского народа, с которыми знакомится ребенок, оказываются «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок». Именно они несут в себе важнейшие смыслы и ценности, характеризующие менталитет русского народа и отражающие его архетипы. Читать сказки детям необходимо с учетом реакций ребенка на текст и не настаивать на чтении в случае негативного восприятия сказки. «Страшные» сказки следует включать в набор текстов для чтения в соответствии с возрастно-индивидуальными особенностями ребенка. При этом такие сказки необходимы детям для овладения умениями справляться с эмоциями страха в ситуации переживания их в достаточно безопасных условиях. Сам процесс чтения сказок должен быть сдержанным, спокойным, не провоцирующим у детей негативные эмоциональные проявления. До пяти-шести лет у многих детей сохраняется магическое мышление, они искренне верят в существование волшебства, колдунов, в возможность превращений людей в других существ, поэтому нужно с осторожностью применять сказки, где все это присутствует. После пяти лет детям будут интересны волшебные сказки: «Двенадцать месяцев», «Золушка», «Дюймовочка», «Русалочка», «Снежная королева». Многократные повторения сказки необходимы детям для сохранения уверенности в устойчивости мира и удовлетворения важнейших актуальных потребностей. Сказки нужны детям, они являются той питательной средой, в которой развивается детская психика, закладываются основы мировоззрения, системы убеждений, ценностей, национального самосознания.
Ключевые слова: сказка, ребенок, чтение сказки родителями, «страшные» сказки, эмоциональные реакции.
How to read a fairy tale with children?
Vachkov Igor,
Doctor of Psychology, Moscow State University of Psychology and Education (Moscow, Russia)
The article is addressed to parents of preschool children and is presented in question-answer form, stating that reading fairy tales to children is an essential element of genuine education and a base for constructive relations between children and parents. Reading fairy tales can be started from the first weeks of a child's life: for this period the most important aspect of reading is not understanding of the content, but rather emotional communication with parents . The first fairy tales with which children are acquainted in the Russian culture are "The Gingerbread Man", "The Turnip", "The Wooden House" . These fairy tales carry important meanings and values that characterize the mentality of the Russian people and reflect its archetypes. Reading fairy tales should be based on the child's reactions to the text - that is why in the case of a negative perception of a fairy tale, adult should not insist on the reading. "Scary" tales should be read in accordance with age and individual differences of the child. These fairy tales help children to master coping skills in a situation of safe environment. Until five or six years many children posses magical thinking: they sincerely believe in magical properties of the objects, in the possibility of transformation of people into other beings, that is why magic should be presented with the caution. Children who are elder than five will be interested in magic fairy tales: "Twelve Months", "Cinderella", "Thumbelina", "The Little Mermaid", "The Snow Queen" . Multiple iterations of a fairy tale are needed to maintain child's confidence in the stability of the world and to address the critical current needs of the child. Children need fairy tales - they are the nutritional environment in which children's psyche, foundations of the worldview, belief systems, values and national identity develop.
Keywords: fairy tale, child, emotional development, magic.
Стоит ли родителям читать своим детям сказки?
Ведь можно включить детский канал в телевизоре, запустить на компьютере диск с мультфильмами или просто дать послушать аудиокнигу со сказками, а себе освободить время для более важных дел. Да, все так. Можно. Но все же - стоит взять в руки книгу и вместе с малышом начать чтение.
Более того: это нужно делать обязательно. Никакие самые современные технические средства не заменят живого голоса мамы или папы, читающего ребенку сказку, которая становится для малыша главным средством познания мира. Родители, не желающие читать сказки детям, упускают возможность стать для них проводниками в этот удивительный мир, настоящими надежными друзьями, с которыми ребенок может поделиться самым сокровенным. Чтение сказки - это универсальный способ построения понимающих и доверительных отношений между поколениями, тех отношений, которые закладываются на всю жизнь и позволяют растущему человеку в трудную минуту обратиться за помощью к родителям, а не прятать свои переживания в себе. Ведь недаром веками существовала традиция читать сказки на ночь.
Однако возникают вопросы: какие сказки читать и как читать? Можно дать несколько простых рекомендаций.
Когда следует начинать читать детям сказки?
Начинать можно прямо с младенчества. Ничего страшного, что малыш не понимает смысла сказок. Звучание родительского голоса, особые интонации, многочисленные повторы, характерные для детских сказок, успокаивают малыша, способствуют возникновению контакта между ним и родителями, начинают закладывать пассивный пока словарь ребенка.
Какие сказки должны быть первыми?
В нашей культуре давным-давно сложилось, что первые сказки, с которыми знакомится ребенок, «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок». Ну и еще плюс к ним - некоторые короткие стихотворные сказки. Понимать смысл данных сказок ребенок уже может начиная с полутора лет.
Почему именно эти четыре оказались востребованными? Причин тут, видимо, много. Можно предположить, что именно они несут в себе самую важную, базовую информацию о тех ценностях, которые характерны для нашего социума, о моделях поведения и взаимоотношений между людьми, о способах преодоления жизненных трудностей и разрешения конфликтов. Кроме того, эти сказки короткие, содержат повторы, сюжеты в них простые и внятные. При этом эти сказки содержательно очень богаты. Возьмем, к примеру, сказку «Колобок». Вот далеко не исчерпывающий список тех уроков, которые (с помощью взрослого) может извлечь из нее ребенок:
1. Если возникла опасность, стремись действовать.
2. Одни и те же действия не годятся для всех случаев жизни. Будь гибким.
3. Если хочешь чего-то добиться - не медли. Действуй решительно.
4. Хитрость - самое опасное оружие. Надо быть осторожным с хитрыми людьми.
5. Не удаляйся от родителей, это может привести к беде.
6. Надо учиться противостоять тем, кто хочет тебя обмануть.
7. Умей думать и оценивать происходящее с тобой.
8. Даже когда кажется, что ничего нет, надо находить новые возможности.
9. Нельзя быть беспечным - к словам старших стоит прислушиваться.
10. Родители не должны оставлять детей без присмотра.
11. Не воспринимай все буквально, учись видеть скрытое.
12. Если уж ты решил отдалиться от родителей, осознай, для чего.
13. У каждого свое предназначение.
14. Без специальных усилий не раскроешь всех своих возможностей.
15. Используй свои недостатки (в своей песенке Колобок сообщает о своем происхождении - «по амбару метен, по сусекам скребен», то есть из пыли и грязи).
16. Учись предвидеть последствия своих поступков.
17. Не надо хвастаться.
18. Не надо быть грубым с незнакомыми -это попросту опасно.
Не меньшее число уроков могут дать и другие три сказки. Конечно, не всякому полуто-ра-двухлетнему малышу по силам полностью понять содержание этих сказок. Но если ему удалось извлечь из сказочного текста нечто важное для себя - это уже очень хорошо.
Какие сказки в каком возрасте читать?
О самых первых сказках мы поговорили. После них можно переходить к таким русским народным сказкам, как «Лиса и заяц», «Зайкина избушка», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Лиса и Журавль», «Бычок - смоляной бочок» и т.д. Предпочтительным является обращение именно к народным сказкам, поскольку они отшлифованы столетиями использования, несут самую значимую для
нашего менталитета информацию, задают ребенку первичные этнокультурные ориентиры. Конечно, можно использовать и сказки других народов, но лучше это делать уже после знакомства с фольклором своего этноса. Кроме того, нужно помнить, что в возрастной период от полутора до трех лет желательно отбирать для чтения детям сказки с хорошим концом (заблуждаются те, кто считает, что все сказки хорошо заканчиваются), с сюжетами, не содержащими избыточного насилия, с героями, которые не будут пугать ребенка.
Из авторских сказок можно порекомендовать проверенные временем сказки Сутеева, стихи Барто, Маршака, Чуковского. Но и у этих авторов следует отложить на потом такие сказки, например, как «О глупом мышонке» Маршака или «Тараканище» Чуковского, поскольку, несмотря на их высокую и несомненную художественную ценность, они могут вызвать у чувствительных детей сильные негативные эмоции.
После трех лет детям можно предложить более сложные по сюжету сказки: «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Кот в сапогах». В этих сказках действуют персонажи, которые могут вызвать у ребенка испуг, поэтому следует внимательно следить за его реакцией на предъявление сказочных текстов.
До пяти-шести лет у многих детей сохраняется магическое мышление, они искренне верят в существование волшебства, колдунов, в возможность превращений людей в других существ, поэтому нужно с осторожностью применять сказки, где все это присутствует. После пяти лет детям будут интересны
волшебные сказки: «Двенадцать месяцев», «Золушка», «Дюймовочка», «Русалочка», «Снежная королева». Это время сказок братьев Гримм, Ш. Перро, А. С. Пушкина и некоторых сказок Г. Х. Андерсена. Относительно последнего автора следует заметить, что сложился некий парадокс: он является одним из самых популярных и издаваемых у нас в стране сказочников, и при этом многие психологи не рекомендуют читать отдельные его сказки детям дошкольного возраста. В качестве примера можно привести сказку Андерсена «Огниво». В этой сказке есть момент, который часто вызывает и у детей, и у взрослых чувства удивления, отторжения и даже брезгливости. Солдат - главный герой сказки - по договоренности с ведьмой добывает для нее огниво и получает за это огромное количество золота. Но вместо того, чтобы соблюсти условия договора, как это обычно делают порядочные люди, солдат забирает себе и золото, и огниво, а ведьме (не сделавшей ему абсолютно ничего плохого, наоборот, поступившей с ним честно) просто отрубает голову (видимо, чтобы скрыть все последствия своего откровенного преступления - обмана). Понятно, что положительного героя, которым представляет солдата Андерсен, такое поведение, мягко говоря, не красит. Да и дальнейший сюжет сказки демонстрирует нам этого героя далеко не с лучшей стороны.
Вообще для очень многих сказок Андерсена характерны трагические концовки. Достаточно вспомнить «Оловянного солдатика», «Девочку со спичками» или напоминающую современные триллеры сказку «Красные башмачки». Такое завершение сказок для некоторых детей может оказаться травмирующим, вызвать бурные чувства, страх, слезы. Лучше отложить чтение этих сказок на более поздний срок, когда ребенок окажется готов к восприятию трагических текстов и, возможно, прочтет их самостоятельно.
Полезными для дошкольников, по мнению многих психологов, будут «Приключения Незнайки», «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Конек-горбунок», «Доктор Айболит».
Вообще-то, чтобы правильно выбрать сказку для ребенка, родителям нужно посмотреть в купленной книжке, для какого возраста она рекомендована. Если таких пометок в книжке нет, следует самим прочитать текст и поразмышлять над тем, как его может воспринять ребенок, представить его возможную реак-
цию. Конечно, восприятие малыша-дошкольника и восприятие взрослого человека могут оказаться кардинально разными, и то, что нам кажется абсолютно неприемлемым, может быть легко принято ребенком. Однако если ваша родительская интуиция настойчиво требует отказаться от чтения этой сказки ребенку, пожалуй, есть смысл к ней прислушаться.
В качестве общей рекомендации по выбору книги со сказками для малышей можно посоветовать обращать внимание не только на простоту сюжета и используемых слов, но и на иллюстрации: если на рисунках изображены свирепые, злобные страшилища или моменты насилия, такие книги покупать не стоит. Для старших дошкольников следует подбирать сказки, содержащие те уроки и смыслы, которые вам самим очевидны и которые вы можете обсудить с ребенком.
Как читать детям сказки?
Детям до трех лет нужно читать спокойным голосом, нараспев, неторопливо, четко проговаривая слова, чтобы ребенок успевал ухватить основной смысл. Ребенка при этом можно посадить к себе на колени, чтобы он ощущал состояние комфорта и безопасности. Некоторые психологи советуют не читать, а рассказывать сказки, так как голос при этом звучит иначе: теплее и естественней. Не нужно фиксировать интонацией пугающие моменты, излишне интонировать или размахивать руками, читать замогильным голосом, особенно на ночь - это может породить у ребенка страх, с которым он окажется не в состоянии справиться и который может вызвать бессонницу.
При чтении сказок старшим дошкольникам можно добавить в голосе выразительности, можно «обыгрывать» высказывания персонажей, но пугать детей все равно не стоит.
Зачем нужны страшные сказки?
Многие родители искренне удивляются: почему в народных сказках так много насилия, агрессии и смертей? Братья Ивана-царевича рубят его на мелкие части, ведьма пытается посадить Жихарку в печь, Баба Яга грозится съесть всех, кто на свою беду заявляется к ней в избушку. Можно встретить в сказках и ходячих мертвецов, и многоголового Змея Горыныча, и ужасного Кощея Бессмертного...
Почитав такие сказки, некоторые мамы решают, что их детям все эти ужасы совершенно ни к чему, и при знакомстве ребенка с сюжетом сказки тщательно «приглаживают» текст, избегая или модифицируя все «страшные» места. Правильно ли так поступать? Нет. И вот почему. Не пройдя через проживание пугающих ситуаций в достаточно безопасной ситуации совместного с родителем чтения сказки, ребенок может оказаться не готовым к переживанию страха, возникающего в других обстоятельствах, - а это рано или поздно неизбежно случится. И такой страх может закрепиться. Ведь по сути сказка - это своеобразный полигон для тренировки самых разных эмоций, в том числе страхов. Если ребенок научится справляться со своим страхом, погружаясь в сюжет сказки, то он получит неоценимый опыт, который, безусловно, пригодится ему в будущем. Если же мама станет превра-
щать все «страшные» сказки в «белые и пушистые», то ребенок такого опыта не приобретет и окажется уязвимым перед пугающими жизненными ситуациями. Известны случаи, когда подобная тактика обращения со сказками, выбранная родителями, приводила к устойчивым фобическим реакциям у детей.
Своим появлением страх обычно обязан возникновению ситуаций, несущих реальную или воображаемую угрозу - либо физическую, либо психологическую. Страх может парали-зовывать, а может порождать необузданную активность, реализующуюся в бессмысленном импульсивном поведении или паническом бегстве.
Страх обладает прогностической функцией, то есть он является переживанием ожидаемого: предвидение страдания порождает в нас страх. Преодолевать страх сложно потому, что обычно мы редко правильно осознаем источник своего страха. Нельзя не сказать о том, о чем уже давно твердят психологи: до тех пор, пока родители будут использовать страх перед наказанием как едва ли не основной рычаг управления ребенком, ни о каком осмысленном усвоении ценностей, моральных норм, ни о каком гармоничном личностном развитии детей говорить не придется.
Рассматривая «страшные» сказки, мы должны помнить о том, что взрослое и детское восприятие сюжета и героев сказки очень сильно отличается. То, что представляется нам страшным, может вовсе не казаться ребенку таковым. И наоборот: то, на что мы можем вообще не обратить внимания, вызовет у ребенка
панический ужас. Причины детских страхов очень индивидуальны: один боится Бабы Яги, но совершенно равнодушен к Бармалею, а другой бледнеет и дрожит только при упоминании людоеда и к Бабе Яге относится даже с симпатией.
Конечно, нельзя к детским страхам относиться легкомысленно и «нагружать» психику детей безмерным количеством «страшных» сказок. Следует давать возможность детям переживать столько эмоций, сколько будет для них безвредным. Для этого надо быть очень внимательным: следить за тем, как ребенок реагирует на те или иные сюжеты, тех или иных героев. Возможно, его поведение подскажет вам, что пережить страх в данной ситуации ему не по силам, а значит, книжку со сказкой нужно пока отложить. А если ребенок сам просит прекратить читать сказку, то родитель не должен настаивать. Впрочем, и в этом случае полезным будет через какое-то время вернуться к прерванной сказке (вполне возможно, что ребенок сам попросит об этом) и завершить чтение. Это важно для того, чтобы ребенок убедился в том, что в сказке все закончилось хорошо: герой победил всех злодеев, добро восторжествовало, и все страшное осталось позади.
Ни в коем случае не следует насмехаться или иронизировать по поводу страхов, появившихся у ребенка при восприятии сказки. Для ребенка эти его эмоции очень серьезны. Насмешка может привести к тому, что ребенок замкнется в себе, спрячет свои чувства и в дальнейшем не захочет делиться с родителями своими трудностями. Надо с вниманием
и уважением отнестись к его переживаниям, обсудить пугающих персонажей, помочь ребенку увидеть незамеченные им качества этих героев или понять причины, приведшие их к злым поступкам. Если страхи ребенка начали вас беспокоить, стали устойчивыми и сильно выраженными, есть смысл обратиться к детскому психологу. Сейчас в арсенале психологов есть немало средств оказания помощи детям и снятия эмоционального напряжения: через рисование, лепку из пластилина, работу с песком, через драматизацию и многое другое.
Просить много раз читать одну и ту же сказку - это нормально?
Очень распространенное явление, когда ребенок просит маму прочитать сказку еще и еще раз - и это при том, что он уже сам знает ее наизусть. Не стоит беспокоиться. Это абсолютно нормально (ведь взрослые сами перечитывают любимые книги или многократно смотрят любимые кинофильмы). Причин такого поведения много. Видимо, содержание этой сказки отзывается чему-то в душе ребенка, каким-то актуальным для него потребностям. Ребенку, кроме того, очень важно убедиться в устойчивости мира, в том, что в мире и в сказке все осталось по-прежнему, ничего не изменилось: добро победило зло, «плохие» персонажи наказаны, а «хорошие» получили заслуженную награду. Неспроста если родитель вдруг решит хотя бы чуть-чуть изменить текст сказки, ребенок непременно выскажет возмущение: нет, было не так!
И в завершение: сказки очень нужны детям, они это та питательная среда, в которой развивается детская психика, закладываются основы мировоззрения, системы убеждений, ценностей, национального самосознания. Читайте детям сказки! ■
В статье использованы иллюстрации к сказкам: «Снежная Королева» (художник А. Власова), «Дюймовочка» (художник Н. Субочева), «Маша и медведь» (художник В. Белоусов), «Гуси-лебеди» (художник А. Лебедев), «Кот в сапогах» (художник И.Красовская), «Золушка» (художник Ю. Поставская).
Статья поступила в редакцию 22.10.2013 г.