Научная статья на тему 'Как будет меняться управление университетами'

Как будет меняться управление университетами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Интервью главного редактора А. К. Клюева с экспертом М. АлашкевичемI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nterview with expert M. Alashkevich conducted by editor in chief A. Kluyev

Текст научной работы на тему «Как будет меняться управление университетами»

ЭКСПЕРТНОЕ ИНТЕРВЬЮ

КАК БУДЕТ МЕНЯТЬСЯ УПРАВЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТАМИ

Интервью главного редактора А. К. Клюева с экспертом М. Алашкевичем

Алашкевич Михаил Юрьевич, директор Департамента финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки Министерства образования и науки РФ.

Окончил экономический факультет Красноярского государственного университета (1994), аспирантуру Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ (1998), магистратуру факультета политологии Московской высшей школы социальных и экономических наук (2006).

1992-1995 годы руководил отделением Международного бакалавриата базовой экспериментальной средней школы № 106 Красноярского государственного университета.

1998-2001 годы - старший преподаватель кафедры Международных экономических отношений экономического факультета Красноярского государственного университета.

2002-2004 годы - координатор проекта «Совершенствование социально-экономического образования» инновационного проекта развития образования (ИПРО) в НФПК-Национальный фонд подготовки кадров.

2003-2005 годы -руководитель проекта «Эксперт - Образование» журнала «Эксперт».

2005-2010 годы -руководитель проектов, директор по консалтингу, заместитель директора департамента в компании «ИБС Экспертиза». 2010-2014 годы - заместитель директора департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов Российской Федерации.

С января 2014 года - директор Департамента финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки Министерства образования и науки РФ.

Вопросы совершенствования системы управления вузом являются ключевыми в повестке реформирования высшей школы. Мы видим существенное изменение содержания управленческой деятельности, связанное с появлением новых блоков и направлений: активно формируется контур стратегического управления, управления инновационной деятельностью, связями с общественностью и рекламой, международной деятельностью и т. д. На Ваш взгляд, какое место в современной системе управления университетом занимает финансовый менеджмент?

Финансовый менеджмент является значимой функцией управления образовательным учреждением, так как реализация всех проектов и программ развития, стратегии вуза, как и обеспечение

текущей деятельности, требует балансировки финансовых потоков и экономических показателей. При этом важно не только соблюсти требования законодательства в части целевого расходования средств, но также и обеспечить экономическую эффективность принимаемых решений, достижение целевых показателей развития образовательной организации. Существенное внимание многими учреждениями сегодня уделяется детализированному финансовому планированию поступлений и выплат в целях недопущения формирования кассовых разрывов или неисполненных обязательств.

Как Вы оцениваете практику финансового управления в университетах? Удалось ли повысить эффективность управления вузом в этой

Экспертное интервью

сфере? Какие проекты и решения государства являются ключевыми для развития новых инструментов финансового менеджмента в высшей школе?

На сегодня, как это ни странно, ключевым драйвером развития эффективности финансового менеджмента является стабильность. Нужны внятные сигналы со стороны государства относительно политики в части финансового обеспечения деятельности вузов и относительно распоряжения доходами от приносящей доход деятельности. Так, в течение четырех лет мы приучали вузы к тому, что остатки средств, заработанных вузом, и не важно будь то средства от платных студентов или средства субсидии на госзадания, которые по сути также являются средствами за обучение студентов, только платит за них государство, а не сам студент, поступают в распоряжение вуза. Как их правильно и целевым образом расходовать, руководители вузов спрашивали нас, а мы отвечали лишь, что, в соответствии с законодательством Российской Федерации, целевым является расходование этих средств на цели деятельности учреждения, определенные уставом. Фактически мы говорили: прочтите законы и нормативно-правовые акты, начните сами разбираться в вопросах управления, не обращаясь по каждому пустяковому вопросу к учредителю, - словом, станьте самостоятельными и ответственными. Что делать с остатками, спрашивали финансисты вузов. А мы последовательно отсылали к законодательству и говорили, что остатки субсидии на госзадание и средств от приносящей доход деятельности - это средства учреждения, распоряжайтесь ими исходя из целей вашей деятельности, резервируйте на капитальные ремонты, закупку оборудования, отпуска сотрудников, используйте на реальное стимулирование сотрудников вузов - на обеспечение пресловутого «эффективного контракта». В результате большинство вузов перестало бояться откладывать, кто-то стал планировать исходя не из годичного цикла, а из экономически обоснованного. Правда, это потребовало качественного и грамотного оформления резервов, а это оказалось под силу не всем, но ничего, мы же учимся.

Сегодня нередко именно практики корпоративного управления являются бенчмаркингом в развитии университетского менеджмента. Какие технологии финансового менеджмента в бизнесе Вы считаете полезными и имеющими перспективу трансляции в вузы?

Прежде всего это практика оценки управленческих решений и стратегических проектов с позиции экономической эффективности их реализации.

Так, бизнес не примет управленческое решение, которое приведет к ухудшению финансовых показателей или убыткам предприятия, в то время как образовательные учреждения принимают решения об открытии новых программ или приобретении основных средств, в основном рассматривают без привязки к экономическим параметрам реализации данных решений. Кроме того, бизнес руководствуется очень четким закреплением ключевых показателей эффективности за конкретными должностными лицами и структурными подразделениями, что позволяет сформировать понятную для работников систему КР1 с инструментами оценки результативности работы. Эта практика будет полезна и для системы образования, несмотря на кажущуюся жесткость данных систем.

Университеты как публичные организации являются сосредоточием интереса и внимания не только государства, но и бизнеса, местных сообществ и широких слоев населения. В последние годы сделано ряд шагов по повышению прозрачности деятельности вузов, их большей открытости для стейхолдеров. Каково Ваше мнение о направлениях повышения прозрачности финансовой деятельности вузов и более широкое раскрытие информации о финансово-хозяйственной деятельности вузов?

Сегодня принято и реализуется достаточно большое количество решений, направленных на повышение прозрачности экономики бюджетной сферы, в том числе все учреждения в открытом доступе размещают планы финансово-хозяйственной деятельности, отчеты об их исполнении, об использовании закрепленного имущества и достаточно большое количество иной финансовой информации. Министерство образования, в свою очередь, стремится обеспечить качество и своевременность размещения данной информации в открытых источниках, постоянно взаимодействуя по данному вопросу с учреждениями, проводя обучение и методические семинары. Заработал портал поддержки подведомственных учреждений, уже более года вузы имеют доступ к аналитическому компоненту системы управления финансами Минобрнауки России, в рамках которого можно не только получить всю информацию о финансовом состоянии своего учреждения, но и сравнить себя с соседями, коллегами. Когда речь идет о доступности информации, важно, чтобы конечный пользователь открытых данных мог ей воспользоваться для оценки деятельности учреждения или принятия своих решений, например, при выборе образовательной организации для получения высшего образования. И ключевой

№ 104 (4) 2016 Университетское управление: практика и анализ

7

Как будет меняться управление университетами

задачей в данном направлении является адаптация открытых данных для конечного пользователя данной информации. Так, в рамках проводимого ежегодно мониторинга платных образовательных услуг Министерство с этого года сделало данную информацию доступной широкой общественности через портал stat-mon.ru. Абитуриенты или иные заинтересованные лица теперь могут посмотреть, сколько конкретная специальность стоит во всех вузах страны, оценить ценовую политику каждого учреждения, сравнить стоимости и принять на этой основе решение. Еще есть интересный проект для широкого круга пользователей, который называется «Бюджет для граждан», он также в открытом доступе на сайте Минобрнауки.

Какие тренды сегодня оказывают влияние на развитие финансового управления в университетах? Есть ли проекты, направленные на совершенствование деятельности вузов в управлении экономикой? Какие компетенции менеджмента университетов являются актуальными и востребованными в этой связи?

Безусловно, министерство реализует большое число проектов, направленных на повышение качества финансового менеджмента в образовательных учреждениях. Так, с прошлого года постоянной практикой стало проведение семинаров-совещаний для всех подведомственных учреждений в различных регионах страны по актуальным вопросам управления образовательными учреждениями. В этом году стартовало сразу несколько методических проектов для подведомственных учреждений. Во-первых, как я уже сказал, начала работу служба технической и методической поддержки образовательных учреждений,

охватывающая все блоки управления экономикой вуза, начиная от планирования финансово-хозяйственной деятельности, установления стоимости платных услуг, до предоставления отчетности и ее размещения на специализированных порталах. Во-вторых, с октября текущего года стартует большая программа повышения квалификации руководителей и работников финансовых служб вузов на основе единой программы и методических подходов. В-третьих, министерство с этого года приступило к формированию ежегодного рейтинга качества финансового менеджмента, что позволит нам как учредителю получить объективную оценку качества процессов, а для учреждения -создать дополнительную мотивацию на улучшение своих позиций в данном рейтинге. Важно, что мы при этом мы не просто декларируем лозунг с призывом повышать качество финансового менеджмента, мы создаем условия для работы вузов и предлагаем реальные инструменты, как ограничительные, когда учреждение с неудовлетворительными показателями не может претендовать на ряд программ по выделению дополнительного финансирования, так и мотивирующие в форме субсидий на проведение работ по повышению качества финансового менеджмента. А выбор траектории развития управленческих компетенций вуза в этих условиях является его ответственностью и полностью отдается на его решение. Такой подход учредителя, мне кажется, должен обеспечить уникальность подходов к управлению вузами и возникновение лучших практик управления, которые будут обязательно распространяться, что позволить говорить о новом уровне развития всей системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.