Научная статья на тему 'Кафедры общественных наук Томского государственного университета в 1981-1985 гг'

Кафедры общественных наук Томского государственного университета в 1981-1985 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
199
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецов Михаил Сергеевич

В статье отражено положение кафедр общественных наук в структуре университета, охарактеризована практика формирования их профессорско-преподавательского состава, проанализированы и оценены формы, содержание и результаты научной, учебно-воспитательной и общественно-политической деятельности кафедр в предперестроечные годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reflects chairs of social science status in the structure of the university, characterizes the practice of formation their professor teachers staff, analyses and estimates forms, maintenance and results of the scientific educational and social-political activity of chairs in the years before «reconstruction».

Текст научной работы на тему «Кафедры общественных наук Томского государственного университета в 1981-1985 гг»

№ 276

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

март

2003

ИСТОРИЯ ТГУ И ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРИ

УДК 378. 4 (571. 16). 096:3

М.С. Кузнецов

КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

В 1981-1985 гг.

В статье отражено положение кафедр общественных наук в структуре университета, охарактеризована практика формирования их профессорско-преподавательского состава, проанализированы и оценены формы, содержание и результаты научной, учебно-воспитательной и общественно-политической деятельности кафедр в предперестроечные годы.

В начале рассматриваемого периода в структуру университета входили пять кафедр общественных наук (КОН)1: истории КПСС, марксистско-ленинской философии, политической экономии, теории научного коммунизма, этики и эстетики2. В числе их преподавателей находились четыре доктора наук: А.И. Бычков, М.П. Евсеев, М.С. Кузнецов, А.К. Сухотин. В 1984 г. кафедра философии была разделена на две самостоятельные кафедры: гуманитарных факультетов и естественных факультетов3. В разное время, но в общем тогда же, в ТГУ перевелись два доктора философских наук из других томских вузов: В.В. Чешев из инженерно-строительного и Ю.В. Петров (ставший с марта 1985 г. проректором ТГУ по учебной работе) из медицинского институтов.

В соответствии со своим статусом кафедры общественных наук имели своей задачей формирование материалистического мировоззрения, активной жизненной позиции и, как в то время представлялось, коммунистической нравственности людей, прежде всего, студенческой молодежи. В практической работе кафедры руководствовались соответствующими нормативными документами Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР, установками различных форумов и руководящих органов КПСС. Они имели свой Совет, первичные партийную, профсоюзную и комсомольскую организации. Их планы работы исходили из перспектив развития кафедр, но учитывали конкретную ситуацию и каждого текущего учебного года. На заседаниях Совета и упомянутых организаций кафедр систематически обсуждались назревшие научно-теоретические, учебно-методические и другие вопросы. Возглавляли кафедры известные ученые: А.П. Бычков, Э.В. Бурмакин, М.С. Кузнецов, Д.Н. Приходько, А.К. Сухотин, В.В. Чешев4.

Отдел науки и учебных заведений Томского обкома, горком, Кировский райком КПСС, партийный комитет, ректорат университета особое значение придавали качественному составу обществоведов. Среди преподавателей КОН должны были преобладать коммунисты и комсомольцы с базовым образованием. Кафедра истории КПСС, в силу своей специфики, это требование соблюдала неукоснительно. На кафедрах же политэкономии и философии, в связи с привлечением к преподавательской работе молодежи - выпускников ТГУ, значительную часть сотрудников составляли беспартийные. Это партийными органами ква-

лифицировалось как существенный недостаток. В то же время пополнение кафедр молодыми специалистами было обязательным. А поскольку университет свободных квартир на своем балансе не имел, приходилось принимать на работу из числа подходящих по общей подготовке тех, кто в жилье остро не нуждался и кого пока серьезно не озабочивала низкая ассистентская зарплата.

Каждые пять лет преподаватели проходили переаттестацию, завершавшуюся их участием в конкурсе по избранию на должность. Для совершенствования профессиональных знаний и навыков они в плановом порядке направлялись на учебу в институты повышения квалификации при ведущих университетах страны или на стажировку, в аспирантуру, творческие отпуска, переводились на должность старшего научного сотрудника для завершения докторских диссертаций. При этом нередко случались сбои из-за недостатка денежных средств на командировки. Научному росту кадров, в частности, подготовке докторов наук мешала также чрезмерная загруженность ведущих кандидатов наук общественной работой и худшее материальное обеспечение докторантов по сравнению с доцентами.

Тем не менее, в течение 1981-1985 гг. три преподавателя - Э.В. Бурмакин (этика и эстетика), К.И. Мо-гильницкая (политэкономия), В.В. Пан (теория научного коммунизма) - защитили докторские диссертации. Завершил работу над докторской диссертацией доцент кафедры истории КПСС Ю.В. Куперт. Кандидатами наук стали А.А. Бондаренко, Н.А. Грик, С.Л. Красин-ский (история КПСС), Н.И. Зейле, В.М. Пономарчук (философия), П.Н. Погодаев (теория научного коммунизма), шесть преподавателей политэкономии и некоторые другие. В 1985 г. кафедры общественных наук ТГУ имели сто штатных преподавателей (табл. I)5.

Приведенные данные позволяют судить о том, что коллективы КОН ТГУ составляли высококвалифицированные специалисты своего дела. Доля преподавателей, имевших ученую степень (70 %), была одной из самых высоких в университете. Вполне удачно сочеталось соотношение различных возрастных групп, молодости и опыта: педагогический стаж до 5 лет имели 18 человек, 6-10 лет - 12, 11-15 лет - 20 и свыше 15 лет - 50 человек. Кафедры по своему кадровому составу имели благоприятные перспективы развития и были способны эффективно решать все возложенные на них задачи.

Кафедры

Преподаватели Истории КПСС Полит- экономии Фолософии и гуманитарных наук Философии естест. факультетов Теории научного коммунизма Этики и эстетики

Всего 22 22 16 11 14 15

В т.ч. докт. наук 1 3 2 1 1 1

канд. наук 15 13 7 7 9 9

без степени 6 6 7 3 4 5

В центре их внимания находились проблемы учебно-воспитательной работы. Организация и проведение занятий, самостоятельной работы студентов осуществлялись ими в соответствии с типовыми планами и программами на основе одобренных Росминвузом учебных пособий. Но широко применялись и собственные теоретические и методологические разработки, выполнявшиеся под руководством методических комиссий. Комиссии создавались, исходя из реальных потребностей кафедр. На кафедре истории КПСС действовали четыре методических комиссии: для первого, второго курсов, заочного отделения и групп специальности «История КПСС»6. Кафедра политической экономии имела две комиссии: одна работала по программе, рассчитанной на 300-400 часов учебных занятий, другая - на 140 часов. В конечном счете создавалась гибкая и подвижная организация, позволявшая целенаправленно, при высокой активности и заинтересованности членов кафедр решать задачи повышения научно-теоретического и воспитательного уровня учебного процесса. Кафедры являлись своеобразной школой повышения квалификации сотрудников. Существенную помощь в этом плане оказывал им учебно-методический кабинет общественных наук, располагавший значительным самостоятельным фондом необходимой литературы и методических пособий. Размещался он в просторном читальном зале по общественным наукам Научной библиотеки университета. Его штат включал заведующего и по одному методисту на каждую кафедру.

Обществоведам формально предусматривался меньший, чем преподавателям других кафедр обязательный годовой объем учебных поручений - в среднем 550 часов. При этом учитывалась гораздо большая затрата ими сил и времени на подготовку, непрерывные уточнения, обновление, своевременную переработку учебных курсов для повышения их воздействия на аудиторию. Непременным являлось участие этих преподавателей во всех важнейших общественно-политических мероприятиях. Но в действительности учебных часов всегда набиралось значительно больше.

Кафедры неослабное внимание обращали на разработку и издание собственных планов семинаров, методических советов, рекомендаций и других методических пособий, усиливавших отдачу аудиторных занятий. Кафедра политэкономии, например, в 1984 г. выпустила методическое пособие по политической экономии социализма, закончила работу над аналогичным пособием по политэкономии капитализма, сдала в печать сборник научно-методических статей по вопросам интенсификации учебно-воспитательной работы со студентами. Кафедра истории КПСС накопила положительный опыт применения проблемного метода обучения студентов на лекциях и семинарах,

обобщила его в отдельной брошюре, разослав ее по родственным кафедрам вузов Западной Сибири. В 1984 г. она опубликовала методические советы по самостоятельному изучению истории КПСС студента-ми-заочниками и первокурсниками. В деятельности общей кафедры философии важное место занимали разработки доцента А.Н. Книгина по методике преподавания диалектического материализма, профессора А.К. Сухотина по проблемному чтению лекций. Преподаватели теории научного коммунизма умело использовали на занятиях структурно-логические схемы, решение различных задач и упражнения, проведение групповых и потоковых конференций, обсуждение докладов и рефератов. В 1985 г. они издали методическое пособие «Место и роль контрпропаганды в современной идеологической борьбе». Ряд частных методик был составлен по этике и эстетике в плане самостоятельно разработанной преподавателями учебной программы по профилю кафедры.

На кафедрах, в духе времени, практиковались коллективные и взаимные посещения занятий для обобщения и анализа педагогического опыта. Это способствовало накоплению на них фонда лучших лекций, машинописными текстами которых могли пользоваться все преподаватели.

Наряду с базовыми учебными курсами, преподаватели читали студентам не только гуманитарных, но и некоторых естественных факультетов более 20 специальных курсов: «Революционная деятельность В.И. Ленина», «Введение в теорию аргументации», «История античной философии», «Основы теории эффективности общественного производства», «История культуры» и многие другие. Кафедра философии гуманитарных факультетов вела два спецсеминара - «Социальное познание и практика», «Философские категории». Содержание специальных курсов и семинаров, как правило, не выходило за рамки государственных стандартов по соответствующим учебным предметам.

Сейчас стало очевидным, что преподавание общественных дисциплин было тогда предельно идеологизированным. Оно протекало исключительно в русле марксистско-ленинской методологии, в духе неприемлемости иных подходов. Это сковывало потенциальные возможности преподавателей и вело к односторонности знаний будущих специалистов. Имевшиеся учебники отставали от менявшейся действительности. Большинство лекций и семинаров приходилось проводить без использования технических средств и квалифицированно выполненных наглядных пособий. Их не было.

И все же, объективности ради, следует подчеркнуть, что преподаватели и студенты существовавшее положение воспринимали, хотя и неоднозначно, но в целом как должное, уверенно надеясь на лучшее будущее. Этот настрой рождал положительный резонанс. При кафедрах

довольно слаженно действовали студенческие предметные кружки, обогащавшие профессиональную подготовку кружковцев. Преподаватели регулярно проводили дополнительные индивидуальные и групповые консультации, не считаясь со своим временем, организовывали студенческие потоковые теоретические конференции, лекторские группы. В студенческих общежитиях с пользой проходили «Дни кафедр». С 1982 г. в университете стали традиционными олимпиады по общественным наукам. В 1984 г. здесь состоялась первая западносибирская зональная олимпиада по истории КПСС, на которую съехалось свыше 320 студентов региона7. Важным звеном в совершенствовании системы нравственного и художественно-эстетического воспитания молодежи стал межвузовский университет искусств, возникший благодаря настойчивости кафедры этики и эстетики. В 1984 г. на его пяти факультетах занималось около десяти тысяч студентов Томска.

По общественным наукам студенты ТГУ всегда добивались высоких результатов. В 1985 г., например, их абсолютная успеваемость колебалась (по кафедрам) от 91 до 97 %, а качественная - от 63 до 67 %. Заметно лучше успевали студенты групп по специальностям. Это выделяло их и на своих факультетах.

Университетские кафедры общественных наук являлись в Томске опорными. Их заведующие бессменно руководили теоретическими и методическими семинарами обществоведов города, проводившимися ежемесячно для обмена опытом работы и обсуждения актуальных проблем обществоведения.

Томский государственный университет безоговорочно признавался как ведущий центр научных исследований в вузах Западной Сибири. При нем под руководством А.П. Бычкова действовал западноси-

Результативность работы аспирантуры кафедр была различной. Однако одно роднило кафедры - сравнительно низкий уровень выпуска специалистов с защитой диссертаций. Причины этого крылись в слабости общей научной подготовки части аспирантов, крайне недостаточном выделении средств на командировки, частом отвлечении аспирантов на хозяйственные работы, ограниченности доступа исследователям ко многим важным архивным документам, да и не всегда своевременной помощи подопечным со стороны научных руководителей.

Но поскольку, чаще всего, через год-два окончившие аспирантуру с представлением диссертации выходили на защиту, научная подготовка обществоведов Томским госуниверситетом правомерно считалась вполне удовлетворительной. На кафедрах ТГУ постоянно проходили научную стажировку или прикреплялись к ним в качестве соискателей сотрудники других вузов, различных ведомств и учреждений.

В Томском госуниверситете в предперестроечные годы функционировало три обществоведческих кандидатских специализированных совета: по политэко-

бирский региональный научно-методический совет. Его экспертными комиссиями по истории КПСС, политэкономии и философии руководили соответственно М.С. Кузнецов, А.П. Бычков, А.К. Сухотин. Интенсивно работала комиссия по истории КПСС. Она помогала авторам в выборе направлений научных поисков, утверждала темы диссертаций, монографий, предотвращая, тем самым, возможные дублирования, учитывала защищенные диссертации и крупные публикации историко-партийного характера, ежегодно подводила итоги своей координационной деятельности, обобщала их в виде ротапринтно изданной брошюры, которую рассылала по заинтересованным вузовским кафедрам региона.

Научно-методический совет периодически проводил выездные заседания в различных вузовских центрах Западной Сибири. На них обсуждались и доклады председателей экспертных комиссий, заслушивалась информация о состоянии научной работы на местах, намечались перспективы дальнейшей совместной деятельности.

По инициативе университетских кафедр в Томске был проведен целый ряд городских, областных и региональных научных конференций обществоведов с публикацией выступлений их участников.

На кафедрах истории КПСС, философии, политэкономии, теории научного коммунизма существовала аспирантура. Она являлась главным каналом подготовки собственных научно-идеологических кадров. Но абсолютное большинство обучавшихся в ней составляли целевики-преподаватели иногородних вузов Сибири и Дальнего Востока, особенно Барнаула, Владивостока, Кемерова и Омска. В 1981-1985 гг. аспирантуру КОН ТГУ окончили 79 человек, в том числе 16 своих воспитанников (табл. 2)8.

Таблиц а 2

номии (председатель А.П. Бычков), истории КПСС (председатель М.С. Кузнецов) и по философии (председатель А.К. Сухотин). В 1981-1985 гг. в них было защищено 107 кандидатских диссертаций: 38 историками партии, 37 философами и 32 политэкономами. Наиболее квалифицированные кадры обществоведов западносибирских вузов составляли воспитанники Томского госуниверситета.

Общественные кафедры ТГУ отличала многоплановость научных интересов. Каждая из них, понятно, в соответствии с программными положениями КПСС развивала наиболее актуальные в тот период направления по своему профилю. Кафедра философии гуманитарных факультетов - «Теорию познания, логику и методологию естественных и социальных наук», кафедра теории научного коммунизма - «Формирование научного мировоззрения личности в условиях развитого социализма», кафедра этики и эстетики - «Нравственно-эстетическое формирование личности в условиях развитого социализма». Политэкономы сосредоточивались вокруг темы «Политэкономические во-

Специальности Выпущено С защитой диссертации, % С предствлением диссертации, % Всего успешно законч. асп., %

История КПСС 33 48 33 81

Философия 23 40 56 96

Политэкономия 21 29 58 67

Теория научного коммунизма 2 100 100

просы экономики развитого социализма», историки КПСС разрабатывали проблемы революционного движения, деятельности партийных организаций Сибири и Дальнего Востока в сфере политической, экономической и духовной жизни.

В 80-е гг. у обществоведов усилилось стремление к большей объективности в освещении изучаемых событий и явлений. Закрепляя эту тенденцию, Совет КОН в 1983 г. утвердил межкафедральную тему -«Противоречия развитого социализма». Она выводила научные подходы преподавателей и аспирантов на новый уровень, расширяла практику коллективных исследований. Так, философы ТГУ совместно с коллегами из Новосибирского госуниверситета приняли участие в подготовке монографии «Формы взаимосвязи науки и производства». Политэкономы и историки партии вместе с сотрудниками Института истории СО АН СССР завершили работу над пятым томом капитального труда «История крестьянства Сибири». Кафедра истории КПСС возглавила межвузовский творческий коллектив по написанию «Очерков по истории Томской областной организации КПСС». Объединительные шаги не ущемляли индивидуальных интересов исследователей. Учитывая состав КОН ТГУ и их роль в регионе, этого и не следовало делать.

Научная продуктивность университетских обществоведов была бесспорно высокой. В 1981-1985 гг. историки партии опубликовали пять монографий: «Руководство Коммунистической партией общественнополитической жизнью западносибирской деревни в условиях социалистической реконструкции (19261937 гг.)» (Ю.В. Куперт), «Крестьянская взаимопомощь Сибири (1921- 1932 гг.)» (Л. Д. Ефанов), «Социал-демократические организации Дальнего Востока накануне и в годы первой русской революции (1903-1907 гг.)» (Т.Ф. Колыхалова), «Партийное руководство городскими Советами Сибири (1920-1929 гг.)» (В.П. Андреев, М.М. Петрухина), «Становление и развитие партийно-государственного контроля в Западной Сибири (1920-1929 гг.)» (А.П. Анашкин, М.С. Кузнецов). Философы издали четыре индивидуальных монографии (Ю.В. Петров, А.К. Сухотин, В.В. Чешев, И.В. Черникова) и две - коллективные; политэкономы - три (К.И. Мо-гильницкая, Э.Т. Ушакова, B.C. Цитленок). Кафедрой теории научного коммунизма было выпущено четыре монографии. По проблемам этики и эстетики вышли из печати книга Э.В. Бурмакина «Взаимодействие науки и искусства в формировании мировоззрения» и коллективная работа «Нравственно-эстетическое формирование личности в условиях развитого социализма».

Всего преподаватели КОН в 1981-1985 гг. издали 20 монографических трудов. Книги А.К. Сухотина «Парадоксы науки», «Ритмы и алгоритмы» были переведены на ряд иностранных языков. Кроме того, обществоведами госуниверситета было опубликовано в 19 сборниках несколько сот статей. Такого размаха и многообразия в научной работе кафедры прежде не достигали. Налицо было проявление энтузиазма. Но ему сопутствовало огромное напряжение сил ученых. Дело в том, что вузовская наука, прежде всего на кафедрах общественных наук, не имела статуса, планировалась она лишь внутри вуза. На нее не выделялось специального времени. Заниматься ею приходилось

при слабом материальном обеспечении сверх учебных поручений. Поэтому успехи вузовских работников в науке вообще заслуживают доброго отношения.

Можно не соглашаться с некоторыми определениями, выводами и оценками в трудах томских обществоведов тех лет, но было бы неправомерно умалять их вклад в обогащение проблематики и методики исследований, введение в научный оборот, обобщение и анализ громадного фактического материала, выдвижение новых имен в науке, повышение дееспособности научных школ, обоснование реальных путей дальнейшего расширения сотрудничества с коллегами из других вузов. Правда, поиск выхода и внедрение в практику научных результатов ими явно недооценивались.

Преподаватели КОН активно участвовали в повседневной общественно-политической жизни. Некоторые из них часто выступали по телевидению, в периодической печати, отдельные - неизменно входили в состав актива областных, городских, районных, общеуниверситетских руководящих органов, многие являлись консультантами теоретических семинаров в городе и ТГУ, внештатными лекторами партийных комитетов и общества «Знание». Сотрудники кафедр в 1981-1085 гг. прочитали для населения области несколько тысяч лекций. Они вели занятия в системе политического просвещения, на факультетах общественных профессий в университете, организовывали курсовые студенческие конференции по идеологическим вопросам, а также посвященные историческим датам. Кафедра истории КПСС выступала одним из инициаторов регулярного проведения в университете научно-патриотических конференций. Ей принадлежит немалая заслуга в том, что на этих конференциях побывали и поделились своими воспоминаниями выдающиеся советские военачальники И.И. Люд-ников, И.П. Казаков, А.А. Дучинский, Н.М. Харламов, К.Ф. Телегин, И.П. Лавейкин, И.И. Гусаковский, П.Н. Кулешов, В.М. Гришанов, Ю.Я. Киршин, В. Д. Рябчук, трижды герой Советского Союза И.Н. Кожедуб и др. Активнейшую роль в организации их поездок играла доцент кафедры Г.В. Епонешникова.

Коллектив обществоведов был на хорошем счету в университете. В 1981-1985 гг. по итогам практиковавшегося тогда социалистического соревнования он трижды отмечался как один из лучших среди общеуниверситетских подразделений. На различных уровнях, в том числе правительством страны, поощрялась деятельность и преподавателей кафедр. Так, А.П. Бычков, М.С. Кузнецов, А.К. Сухотин были удостоены звания «Заслуженный деятель науки РСФСР». А.П. Бычков был награжден Орденом Ленина, профессор М.П. Евсеев - Орденом Трудового Красного Знамени, М.С. Кузнецов - Орденом Дружбы народов, доценты Л.Д. Ефа-нов, Ю.В. Куперт и М.М. Петрухина - медалью «За трудовое отличие», старший преподаватель В.Г. Иванов - медалью «За трудовую доблесть».

Жизнь и деятельность кафедр общественных наук ТГУ в 1981-19185 гг. следует рассматривать, конечно, с учетом конкретно-исторической обстановки, в которой они развивались. Далеко не все в них было созвучно с нынешними реалиями. Но в любом случае, думается, есть все основания считать названные годы весьма памятной вехой в непростой истории КОН.

1. Некоторые сведения о кафедрах общественных наук ТГУ до 1981 г. приведены в книгах: Томский госуниверситет. Томск, 1980; Развитие общественных и гуманитарных наук в Томском университете. Томск, 1980.

2. Кафедра этики и эстетики выполняла в Томске функции межвузовской, но являлась подразделением госуниверситета.

3. Основной фактический материал о деятельности кафедр взят автором из разрозненных, но подлинных документов текущего архива Томского государственного университета.

4. Бычков Александр Петрович (каф. политэкономии), до 1983 г. - ректор ТГУ, заслуженный деятель науки РСФСР, доктор экономических наук, профессор; Бурмакин Эдуард Владимирович (каф. этики и эстетики), доктор философских наук, доцент; Кузнецов Михаил Сергеевич (каф. истории КПСС), заслуженный деятель науки РСФСР, доктор исторических наук, профессор; Приходько Дмитрий Николаевич (каф. теории научного коммунизма), кандидат философских наук, доцент; Сухотин Анатолий Константинович (каф. философии, затем - каф. философии гуманитарных факультетов), заслуженный деятель науки РСФСР, доктор философских наук, профессор; Чешев Владислав Васильевич (каф. философии естественных факультетов), доктор философских наук, профессор.

5. Текущий архив ТГУ. Справка «Итоги работы КОН за XI пятилетку».

6. Специальность «История КПСС» была открыта в 1983 г. на историческом факультете в результате преобразования одноименной специализации. Студенты ее закреплялись за кафедрой истории партии. На этом же факультете с 1915 г. функционировало философское отделение. На экономическом факультете имелась специальность «Политическая экономия».

7. За советскую науку (ТГУ). 1984. 29 марта.

8. Текущий архив ТГУ. Итоги научной деятельности университета в XI пятилетке (статистические данные); Итоги научно-исследовательской деятельности Томского государственного университета (на 1986 г.).

9. Красное знамя (Томск) 1984. 15 апреля.

Статья поступила в научную редакцию «История» 6 октября 2002 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.