Научная статья на тему 'Кафедре пропедевтики детских болезней с курсом гастроэнтерологии и интраскопии ФУВ - 80 лет'

Кафедре пропедевтики детских болезней с курсом гастроэнтерологии и интраскопии ФУВ - 80 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
136
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
2-Й МОСКОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙИНСТИТУТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Моисеев А. Б., Филин В. А., Сафонов А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кафедре пропедевтики детских болезней с курсом гастроэнтерологии и интраскопии ФУВ - 80 лет»

ИСТОРИЯ ПЕДИАТРИИ

© Коллектив авторов, 2010

А.Б. Моисеев, В.А. Филин, А.Б. Сафонов

КАФЕДРЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ С КУРСОМ ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИИ И ИНТРАСКОПИИ ФУВ - 80 ЛЕТ!

ГОУ ВПО РГМУ им. Н.И. Пирогова Росздравсоцразвития, Москва

После принятого Постановления Совета народных комиссаров РСФСР от 19.04.1930 во 2-м Московском медицинском институте в 1931 г. была образована кафедра пропедевтики детских болезней, когда впервые в мире создавались педиатрические факультеты в медицинских институтах. Новую кафедру возглавил профессор Роман Осипович Лунц - прямой последователь основоположника отечественной педиатрии Нила Федоровича Филатова, который до этого работал вместе с академиком АМН СССР профессором Георгием Нестеровичем Сперанским в институте Педиатрии АМН СССР. Совместно с профессором А.А. Колтыпиным была разработана первая учебная программа по пропедевтике детских болезней, которая включала в себя особенности морфологии и физиологии ребенка, питание здорового ребенка и методику его исследования. Все практические занятия проводились в детских яслях и на молочной кухне. В 1935 г. Р.О. Лунц написал учебник «Физиология и диагностика ребенка», многие разделы которого сохранили актуальность и до наших дней. В период Великой Отечественной войны (с 1943 г.) кафедра базировалась в детской больнице им. Н.Ф. Филатова. Стала расширяться тематика лекций и практических занятий. Студенты изучали также методику исследования больного ребенка, а с 1949 г. - семиотику поражений различных органов и систем. Были созданы коллекции таблиц, рисунков и муляжей. В этот период научная работа кафедры была сосредоточена на изучении рационального питания детей раннего возраста: были установлены потребности детей в различных пищевых продуктах, разработаны технология приготовления молочных смесей для детей 1-го года жизни и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Сотрудники кафедры также интенсивно разрабатывали вопросы легочной патологии, дававшей в 30-40-е годы ХХ века высокую летальность у детей.

После смерти Р.О. Лунца в 1947 г. кафедрой короткое время руководил профессор Григорий Михайлович Лопатин - ученик академика АМН СССР А.А. Богомольца. В это время на кафедре начали изучаться вопросы вирусного гепатита.

С 1950 г. кафедру возглавил профессор Виктор Алексеевич Власов - ученик профессоров В.И. Молчанова, А.А. Киселя, С.И. Федынского и А.А. Колтыпина.

Он принес на кафедру опыт преподавания педиатрии, принятый в 1-м и 2-м Московских институтах. Вновь была пересмотрена программа преподавания, проведено перераспределение объема тематики практических занятий. Наряду с занятиями по изучению анатомо-физиологических особенностей детей и вопросов питания, которые проводились в детских яслях и доме ребенка, на лекциях стали демонстрироваться дети различного возраста - здоровые и больные с патологией различных органов и систем. В эти годы стали проводиться межкафедральные методические совещания, на которых согласовывались с кафедрами нормальной анатомии и физиологии, патологической анатомии и патофизиологии, гигиены (школьной гигиены), пропедевтики внутренних болезней, детской неврологии и другими кафедрами соответствующие разделы дисциплины и объем преподавания для избежания излишнего дублирования информации. На методических совещаниях кафедры проводилась унификация преподавания методик исследования ребенка, а также механизма возникновения симптомов заболевания. Эта унификация была необходима, так как пропедевтика детских болезней преподавалась на III и IV курсах. Кроме того, в этот период Министерство здравоохранения изменило учебный план подготовки студентов на педиатрических факультетах - уменьшилось число лекций и практических занятий: к 1960-1965 гг. на практические занятия по пропедевтике детских болезней отводилось всего 66 ч. В 50-е годы ХХ века была введена летняя производственная практика студентов в качестве медицинской сестры, которой руководили преподаватели кафедры. Кроме того, начала проводиться субординатура -на кафедре занимались 3-4 группы субординаторов. Поэтому на заседаниях кафедры решались вопросы подготовки субординаторов, в основу которой был положен принцип максимальной приближенности работы субординаторов к работе врача.

Сотрудниками кафедры под руководством проф. В.А. Власова разрабатывались проблемы вирусных гепатитов и дизентерии (в связи с появлением новых фармакологических препаратов); реабилитации детей, перенесших на 1-м году жизни менингит, сепсис, перинатальные повреждения нервной системы. Значительное место приобрело изучение гемостаза при различных

150

Педиатрия/2011/Том 90/№ 2

заболеваниях, особенно при геморрагических диатезах. В эксперименте изучалось воздействие радиации на растущий организм.

С 1963 по 1967 гг. кафедрой руководила доцент Елена Николаевна Тишина, которая была ученицей Р.О. Лунца и В.А. Власова. С 1964 по 1967 гг. клинической базой кафедры был Институт педиатрии АМН СССР. Однако необходимость обучения студентов заболеваниям, требующим неотложной медицинской помощи, и наглядной агитации и курации студентами больных обусловила необходимость работы кафедры на новой клинической базе - вновь построенная Городская детская клиническая больница № 3 (ныне Измайловская детская клиническая больница). Отделения в этой больнице были сразу специализированы: кардиопуль-монологическое, нефрологическое, гастроэнтерологическое, гематологическое, грудное, отделение патологии новорожденных и недоношенных детей, боксиро-ванное. Это значительно повысило уровень диагностики и лечения больных, а для студентов появилась возможность повысить наглядность обучения за счет разнообразия клинических проявлений различных заболеваний. В этот период сотрудниками кафедры изучались исходы вирусных гепатитов, шире развернулось изучение вопросов геморрагических диатезов, началась разработка проблем нейтропении, изучение особенностей новорожденных, родившихся у матерей с различной соматической патологией.

С 1968 г. кафедру возглавил член-корреспондент АМН СССР профессор Андрей Владимирович Мазурин. Был пересмотрен учебный план в сторону увеличения количества часов для практических занятий и лекций, а в связи с этим и тематика практических занятий и лекций. На лекциях разбираются вопросы особенностей обмена веществ у детей и семиотика их нарушений, особенности иммунитета у детей и понятия иммунодефицита. В качестве клинических баз были взяты 3 дома ребенка для занятий со студентами по особенностям раннего возраста.

Сотрудниками кафедры была разработана новая программа по пропедевтике детских болезней, принятая для педиатрических факультетов страны. В 7080-е гг. ХХ века написаны учебные пособия по методике исследования детей, вскармливанию и питанию детей раннего возраста. В связи с введением в учебную программу курса «Здоровый ребенок», а также практики по уходу за больным ребенком (на I и II курсах) было написано учебное пособие «Общий уход за детьми». В 1985 г. совместно с проф. И.М. Воронцовым вышел в свет новый учебник по пропедевтике детских болезней.

В расписание практических занятий введены итоговые занятия по методам исследования отдельных систем организма, физического развития, оценки тяжести состояния больного. Увеличение часов на преподавание позволило ввести новый курс «Здоровый ребенок».

Научная тематика, выполняемая на кафедре, стала более разнообразной. В 1970 г. были опубликованы результаты исследования вирусных миокардитов у детей 1-го года жизни, изменений сердечно-сосудистой

системы при пневмониях, продолжали изучаться проблемы геморрагических диатезов.

В связи со специализацией отделений в больнице и появлением новых диагностических возможностей кафедра стала пионером в стране по применению эндоскопических методов исследования у детей, за что сотрудники кафедры получили Государственную премию (1986). Применение эндоскопии с прицельной биопсией слизистой оболочки различных отделов желудочно-кишечного тракта позволило верифицировать диагноз, а ультразвуковая диагностика уточнила наряду с биохимическими методами изменения поджелудочной железы и гепатобилиарной системы при различных гастроэнтерологических заболеваниях у детей. Применение динамической гепатосцинтиграфии позволило верифицировать степень нарушения гепатобили-арной системы, вскрыть функциональные нарушения как паренхимы печени, так и процессов желчеобразования и желчевыведения. Промежуточным итогом исследований по детской гастроэнтерологии было написание руководства для врачей «Болезни органов пищеварения у детей» (1984).

С 1989 г. руководить кафедрой стал профессор Вячеслав Александрович Филин. Под его руководством продолжается интенсивное изучение гастроэнтерологической патологии у детей. Особое внимание было уделено разработке проблемы эзофагитов у детей, изменений поджелудочной железы при гастродуоденальной патологии и поражениях билиарной системы. Благодаря сравнительному изучению эффективности лечения язвенной болезни двенадцатиперстной кишки удалось в 4 раза сократить сроки рубцевания язвенных дефектов, а также разработать более эффективную профилактику ее обострений. Продолжает изучаться патология толстой кишки у детей. Доказано, что у детей, как правило, развивается распространенная патология пищеварительного тракта, что требует соответствующей коррекции терапии. В.А. Филин стал пионером в изучении значения пилорического хеликобактериоза при гастроэнтерологической патологии у детей. Доказана его значимость как причинного фактора в возникновении язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, гастритов и гастродуоденитов у детей, обнаружены семейные очаги хеликобактерной инфекции.

Большим достижением лично В.А. Филина является создание при кафедре курса детской гастроэнтерологии и интраскопии (2000 г.), на котором уже прошли квалификацию почти 700 врачей из разных городов Российской Федерации.

В последние годы в педагогический процесс на кафедре стали внедряться новые формы контроля умений и знаний студентов, ординаторов, интернов и курсантов ФУВ.

Соответственно разработана программа, учебный план, созданы методические материалы.

Кафедра сотрудничает с Измайловской детской городской клинической больницей (главный врач А.П. Жарков), которая является хорошей клинической базой, позволяющей обучать не только студентов II, III

А.Б. Моисеев, В.А. Филин, А.Б. Сафонов

151

и IV курсов, а также интернов и ординаторов, врачей курсантов ФУВ.

Творческое сотрудничество привнесло в работу ИДГКБ современные виды обследования детей. Многие врачи, заведующие отделениями являются кандидатами медицинских наук, заслуженными врачами подготовленными стараниями кафедры. На базе больницы осуществляется лечебно-консультативная работа кафедры. За годы совместной работы ИДГКБ превратилась в центральный научно-исследовательский и лечебный центр республиканского значения.

В течение последних 20 лет на кафедре работали 5 профессоров (В.А. Филин, А.Б. Сафонов, Л.Н. Цвет-кова, И.Г. Михеева, П.Л. Щербаков), 8 доцентов (А.Б. Моисеев, Т.Г. Плахута, Т.Г. Верещагина, В.С. Сал-мова, Л.Е. Ларина, О.Б. Кольбе, С.Г. Семин, П.М. Цветков), 13 ассистентов (В.Н. Спиридонова, С.С. Галаева, Е.Е. Вартапетова, М.А. Белова, О.В. Курасова, Э.И. Алиева, К.П. Синчихин, С.А. Петросова, Т.А. Ма-лицина, Е.Н. Рюкерт, А.С. Образцов, А.Н. Гуреев, Г.В. Ермилов). В последние годы на кафедре появились молодые ассистенты, ученики В.А. Филина, - Н.И. Кузнецова, О.А. Горячева, Е.В. Корнеева, А.А. Миронов и аспиранты - Я.А. Гуськова, Е.В. Кайтукова, П.А. Ло-панчук.

Профессор В.А. Филин заведовал кафедрой в течение 20 лет (1989-2009 гг.). В 2009 г. В.А. Филину присвоено звание почетный заведующий кафедрой. Осенью 2009 г. по конкурсу утвержден в должности заведующего кафедрой доцент А.Б. Моисеев.

Научный и педагогический потенциал кафедры постоянно продолжает свое прогрессивное развитие, обладая всеми возможностями совершенствования педагогического, методического и научно-исследовательского процессов для подготовки высокопрофессиональных специалистов-педиатров.

Научная тематика отвечает прежде всего потребностям практического здравоохранения и посвящена внедрению новых диагностических методов, разработке вопросов этиологии, патогенеза и лечения поражений

органов пищеварения, заболеваний крови, мочевыводя-щей системы и др.

За последние 20 лет на кафедре выполнены и успешно защищены 12 докторских и 55 кандидатских диссертаций.

Итак, коллектив кафедры с начала ее образования основывает свою работу на понимании того, что предмет «Пропедевтика детских болезней» является базовой дисциплиной клинического мышления и связующим звеном между кафедрами теоретического и клинического профиля, что требует постоянной координации тематики лекций и практических занятий с кафедрами нормальной анатомии и физиологии, а также биохимии, патофизиологии, гигиены, пропедевтики внутренних болезней и др. Эти вопросы решаются на межкафедральных методических совещаниях и при использовании интегрированной программы по педиатрии.

На кафедре пропедевтики детских болезней студент впервые общается со здоровым и больным ребенком, поэтому вопросы деонтологии занимают значительное место в учебном процессе. Введение курса по уходу за больными детьми облегчило решение проблемы «студент -больной ребенок». Кроме анатомо-физиологических особенностей детского организма с позиции клиники на кафедре пропедевтики детских болезней особое внимание уделяется изучению исследования здорового и больного ребенка. Занятия проводятся «у постели ребенка», причем 35% времени отводится на самостоятельную курацию ребенка студентом под контролем преподавателя; 35-40% времени отведено на обход со студентами курируемых ими больных, в процессе которого проверяется усвоение практических навыков. Во время обхода студенты обучаются начальным основам клинического мышления - от симптома к синдрому. После усвоения блоков тем студент пишет историю болезни, при этом анализируются результаты различных лабораторно-ин-струментальных методов исследования.

Проходят годы, кафедра живет активной творческой жизнью, появляются молодые специалисты, которые совместно с ветеранами кафедры укрепляют позиции пропедевтики детских болезней в педиатрии.

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.