О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2005 УДК 613.95:378.661
А. Г. Сухарев, Л. Я. Каневская, О. А. Шелонина
КАФЕДРА ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ И НАУЧНЫЙ ЦЕНТР В СИСТЕМЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Российская медицинская академия последипломного образования МЗ и СР РФ, Москва
Одной из первых кафедр в составе Российской медицинской академии последипломного образования — кафедре гигиены детей и подростков — в 2004 г. исполнилось 70 лет. За эти годы название кафедры трижды менялось: "Охрана здоровья детей и подростков и школьная санитария", "Школьная гигиена", а с 1957 г. — "Гигиена детей и подростков".
Условно историю развития кафедры, с 1934 г занимающейся последипломной подготовкой специалистов, можно разделить на 4 этапа (по принципу социальной востребованности специалистов в области охраны здоровья детей).
Первый этап (1934—1941) — это годы становления кафедры, организатором и первым руководителем которой был Альфред Владиславович Мольков — крупный ученый-гигиенист, заслуженный деятель науки, имевший большой опыт преподавания в высшей медицинской школе. В прошлом санитарный врач Московской губернии, он прекрасно знал практическую сторону школьной гигиены и потому мог успешно решать задачи, связанные с содержанием и методикой обучения специалистов в области охраны здоровья детей.
Вместе с А. В. Мольковым на кафедру пришли его ученики и ближайшие сотрудники доценты П. М. Ивановский и А. Г. Цейтлин, а также ассистенты С. М. Тромбах и И. Л. Фрейдгейм. Таким образом, у истоков становления кафедры оказались высококвалифицированные специалисты, бескорыстно преданные делу охраны здоровья детей. Под их влиянием начали формироваться традиции кафедры, которые в дальнейшем бережно сохранялись и развивались.
А. В. Молькову принадлежит заслуга в определении характера преподавания на циклах усовершенствования, которое, по его мнению, должно было значительно отличаться от преподавания в высшей медицинской школе. Он считал, что при составлении программ усовершенствования нужно исходить из конкретного содержания работы врача, из его профессионально-должностных обязанностей с тем, чтобы врач смог овладеть теми знаниями и умениями, которые будут ему необходимы в дальнейшей практической работе. Поэтому в процессе преподавания акцент надо делать на самостоятельной, активной работе слушателей [1]. "Громадное количество лекций по программам, очень сходным с банальными студенческими программами, вообще для ЦИУ на настоящем этапе его развития не годится", — писал А. В. Мольков в объяснительной записке к программе цикла для врачей охраны здоровья детей и подростков в 1934 г.
Основной контингент обучающихся был представлен школьными государственными санитарными инспекторами (ГСИ) и врачами школ (педиатрами).
Под руководством А. В. Молькова за 4 года его пребывания на кафедре были разработаны первые учебные программы и апробированы многие формы усовершенствования знаний специалистов разного профиля. Это трехмесячные циклы для врачей ОЗДиП, одномесячные циклы для школьных ГСИ, организаторов детского здравоохранения; это тематические декадники по строительству и благоустройству школьного здания, оценке физического развития, летней оздоровительной работе, декадники для преподавателей медицинских вузов (Орехо-во-Зуево, Ногинск), заочное усовершенствование.
А. В. Молькову принадлежит заслуга создания первого учебника по школьной гигиене (1934 г.), который выдержал 4 издания.
В 1938 г. на смену А. В. Молькову пришла его ученица М. И. Корсунская. Она совмещала заведование с работой в Главной государственной санитарной инспекции сначала Наркомздрава РСФСР, а затем Наркомздрава СССР в качестве старшего госинспектора по школьной санитарии.
Работа в Наркомздраве позволила ей сделать курсы более представительными. На них стали приезжать главные школьные ГСИ из всех союзных республик. Одни из таких циклов был запланировал на август—сентябрь 1941 г., но не состоялся из-за начала войны. Для кафедры это означало 2-летний перерыв в работе. Уехала с Наркомзд-равом в эвакуацию М. И. Корсунская, разъехались преподаватели, ушел на фронт С. М. Громбах.
В начале войны резко сократилось число школьных врачей и ГСИ. Соответственно снизилось качество санитарного надзора за детскими учреждениями, что незамедлительно отразилось на их санитарном благополучии. Медицинский контроль за физическим развитием и заболеваемостью детского населения практически отсутствовал. На этот период приходится пик инфекционной заболеваемости среди детей (корь, дизентерия, дифтерия, сыпной тиф) и особую остроту приобрела проблема организации детского питания.
С 943 по 1960 г. — второй этап в деятельности кафедры, поскольку именно в 1943 г. состоялся первый во время войны декадник для школьно-санитарных инспекторов с участием всего 10 слушателей, организованный М. И. Корсунской, которая вновь возглавила кафедру после своего возвращения. Учебная программа была подчинена актуальным задачам профилактики, ликвидации вспышек инфекционных заболеваний и укреплению здоровья детей. Условия работы кафедры в этот период были весьма трудными из-за отсутствия постоянного помещения и штатных преподавателей. Однако в конце 40-х годов положение стало улучшаться.
В 1949 г. на постоянную работу ассистента пришла В. И. Теленчи, с 1950 г. начали работать штатными преподавателями Л. Н. Заглухинская и С. М. Громбах, в 1959 г. открылась доцентура, были приняты первые аспиранты — Н. С. Фокина и Ф. К. Ткачев; прошли защиты первых диссертаций — докторской (М. И. Корсунской, 1947 г.) и двух кандидатских (В. И. Теленчи, 1953 г. и Н. С. Фокиной, 1956 г.).
Детское здравоохранение в послевоенный период особенно остро нуждалось в квалифицированных врачебных кадрах, и данный этап в работе кафедрь: отмечен расширением контингента слушателей, который состоял не только из санитарных врачей и педиатров, обслуживающих школы и детские учреждения, но и организаторов детского здравоохранения, врачей детских домов и пионерских лагерей.
Однако пропускная способность кафедры в то время была весьма ограниченной и давала возможности усовершенствовать знания врачей в нужном для практического здравоохранения количестве. Причиной была большая продолжительность каждого цикла (3—4 мес), что не позволяло провести в год больше 3 циклов. В связи с этим было решено увеличить число циклов в год за счет сокращения их продолжительности до 2 мес и введения обучения с предцикловой подготовкой. В 1958 г. на заочные циклы были зачислены 137 врачей. В стенограмме доклада М. И. Корсунской на ученом совете санитарно-гигиенического факультета 5 мая 1959 г. отмечено, что врачи проявили большую заинтересованность
к данной форме обучения, добросовестно выполняли контрольные работы.
Вновь введенные формы обучения потребовали от кафедры разработки новых учебных планов и программ по улучшению медико-санитарного обслуживания детского населения и повышению квалификации специалистов в области охраны здоровья детей.
В связи с реформированием народного образования, созданием новых типов образовательных учреждений (школа продленного дня, школа-интернат, детский сад-ясли) и введением политехнического обучения сотрудниками кафедры подготовлены новые учебные занятия.
Серьезное внимание уделялось методическому оснащению занятий. Впервые редакционное издательство ЦИУ публикует небольшим тиражом лекции, тематические сборники, методические письма, пособия к практическим занятиям, подготовленные преподавателями кафедры. В учебном процессе широко используются иллюстративный материал, наглядные пособия, диаграммы, чертежи. Слушатели заочных циклов обеспечивались пакетом учебных пособий, в которые входили 9 лекций, 4 пособия (4 посылки). Это позволяло заочнику ознакомиться с литературой, собрать и проанализировать собственный материал по предложенным схемам и представить в письменном виде на кафедру с выводами и предложениями.
В 1958 г. М. И. Корсунская принимает участие в подготовке Руководства для школьных врачей, а в 1962 г. издано "Руководство по гигиене детей и подростков", написанное коллективом преподавателей кафедры под редакцией М. И. Корсунской. Все эти годы на кафедре велась подготовка научных кадров.
В 1960 г. кафедра получила новое помещение в гигиеническом корпусе по Графскому переулку, что позволило увеличить учебные площади, приобрести новое оборудование и технические средства обучения, число сотрудников и наладить более тесный контакт с санитарной службой г. Москвы.
Соседство с другими гигиеническими кафедрами ЦИУ давало возможность привлекать высококвалифицированных специалистов к чтению лекций по смежным дисциплинам.
Третий этап деятельности кафедры продолжался с
1960 по 1980 г.
В 1960 г. кафедру возглавила проф. Е. М. Белостоц-кая.
Продолжилось совершенствование учебного процесса: ежегодно на кафедре проводились 7—8 циклов (основной — продолжительностью 2 мес появились одномесячные тематические циклы, прерывистые, выездные и телевизионные).
В результате число врачей, прошедших усовершенствование, стало увеличиваться с каждым годом, и если с
1961 по 1965 г. число слушателей составляло 306, то с 1970 по 1975 г. их численность возросла до 855 [2].
Начиная с 1962 г., особое развитие получили выездные циклы: 2—3 раза в течение учебного года коллектив кафедры выезжал в различные регионы страны. Первые из них состоялись в целинном крае (Павлодар и Рудный). За 42 года (1962—2004 гг.) кафедра провела 56 циклов и побывала во всех союзных республиках (кроме Туркмении), крупных промышленных центрах, Заполярье, в городах центральной России и Подмосковья. Выездные циклы рассчитаны на обучение врачей по ГДиП и их помощников, а также врачей-педиатров и медицинских сестер образовательных учреждений.
В период руководства кафедрой Е. М. Белостоцкой контингент слушателей пополнился подростковыми врачами, обучение которых проводилось не только силами преподавателей кафедры, но и сотрудниками подростковой клиники института гигиены детей и подростков (проф. Л. Т. Антонова).
Регулярно стали проводиться циклы для преподавателей медицинских вузов.
Сокращение сроков обучения и новые его формы потребовали оптимизации учебного процесса. Известно, что эффективность обучения во многом зависит от активного восприятия материала во время самостоятельной работы. С учетом этого в учебных планах была увеличена доля практических и семинарских занятий и введены новые их формы (деловые игры, решение комплексных ситуационных задач и др.). Особое внимание уделялось методике проведения каждого занятия, в частности созданию "индивидуальных рабочих мест" с набором иллюстративного материала (схем, таблиц), ситуационных задач, справочного материала, вопросов для программированного контроля. "Рабочие места" тиражировались в виде брошюр (учебных пособий), что позволяло курсантам работать с ними внеаудиторно. Аналогичные рабочие места стали создаваться и для лекционного курса. В 1966 г. опубликовано "Руководство для школьных врачей" под редакцией проф. Е. М. Белостоцкой, проф. С. М. Громбаха и доктора мед. наук. А. Я. Голд-фельда.
Таким образом, к концу 70-х годов был накоплен большой опыт учебно-педагогической работы, который нуждался в анализе, обобщении и развитии.
Научные исследования велись по трем направлениям. Первое — "Научные основы усовершенствования последипломного образования специалистов по гигиене детей и подростков". Второе направление научных исследований было посвящено изучению состояния здоровья детей и подростков и формирующих его факторов. Первые работы в этом направлении выполнены проф. М. И. Корсунской и доц. В. И. Теленчи, которые изучали физическое развитие детей дошкольного возраста в 1950—1960 гг. К этому же направлению относится и работа Е. М. Белостоцкой "Гигиенические проблемы близорукости в школьном возрасте", в которой изучалось влияние состояния здоровья и других факторов на возникновение аномалий рефракции (докторская диссертация, 1963 г.). В дальнейшем были разработаны оптимальные нормы освещения школьных мастерских (В. П. Хоробрых, 1963 г.) и детских садов (Э. М. Демина, 1966 г.).
Более 10 лет под руководством проф. Е. М. Белостоцкой проводилось изучение состояния здоровья детей с затихающими формами туберкулеза и аномальным развитием (слабослышащие) в целях обоснования учебно-воспитательного режима в специальных школах-интер-натах и детском саду данного профиля. Это были первые в стране исследования, выполненные с гигиенических позиций, которые позволили разработать и внедрить в практику дифференцированные режимы обучения и воспитания, в частности физического, с учетом особенностей состояния здоровья этих детей (кандидатские диссертации Р. И. Глуховой, Т. Ф. Великосветской, Л. Я. Каневской, Л. В. Рябовой).
Изучение состояния здоровья получило отражение и в педагогическом процессе на практических и семинарских занятиях, поскольку врачей необходимо было обучить методике статистического анализа показателей здоровья для обоснования оздоровительных мероприятий и оценки их эффективности.
Третье научное направление связано с гигиеной трудового обучения и профессионального образования учащихся. Оно появилось в связи с введением в школы трудового политехнического обучения, и кафедра одной из первых начала исследования по данной проблеме (кандидатская диссертация Н. С. Фокиной, 1956 г.). Продолжением этого направления явилось участие во Всесоюзной комплексной теме по изучению влияния условий обучения на состояние здоровья и успеваемость учащихся профессионально-технических училищ (1973—1976 гг.), а затем и технических училищ.
В 1976 г. кафедру возглавил проф. А. Г. Сухарев, научные интересы которого в области гигиены физического воспитания позволили расширить диапазоны исследований. Так, работая в рамках общесоюзной программы, кафедра нашла свое особое место, начал одновре-
менно изучать влияние рационального двигательного режима на формирование профессиональных навыков учащихся. Первые исследования в этом направлении показали, что рациональный двигательный режим влияет не только на формирование навыков, но и на неспецифическую резистентность организма, достоверно снижая заболеваемость (кандидатская диссертация О. А. Шело-ниной, 1985 г.).
В дальнейшем была проведена серия исследований по обоснованию гигиенических принципов организации физического воспитания и нормирования двигательной активности в целях укрепления здоровья, улучшения профессиональной подготовки молодежи и готовности юношей к службе в армии. По материалам этих исследований были защищены 7 кандидатских диссертаций (Шелонина О. А., Канаскалис В. А., Мейбалиев М. Т., Суконик Р. Б., Мамчур Н. Н., Мацкявичус Д. А., Чехоева Н. Б.) и подготовлены методические указания "Использование средств физического воспитания дл совершенствования трудового и профессионального обучения школьников", утвержденные Минздравом СССР в 1988 г. Так появилось четвертое научное направление в работе кафедры — "Гигиена физического воспитания" и сформировалась целая научная школа по данной проблеме во главе с членом-корреспондентом РАМН проф. А. Г. Сухаревым [3].
IV этап в развитии кафедры пришелся на 1980—2000 гг.
В первое десятилетие этого периода на кафедре активизировалась учебно-методическая работа. По заказу Минздрава СССР были развернуты исследования по общеинститутской проблеме "Научные основы для усовершенствования врачей" (ответственные исполнители В. И. Теленчи и Л. В. Рябова). С помощью разнообразных и подчас нестандартных методик исследования удалось определить не только наиболее значимые для врачей методы обучения и разделы программы, но и оценить эффективность преподавания по отдаленным результатам в плане внедрения в здравоохранение передовых организационных форм работы, профилактики, оздоровительных мероприятий, о которых шла речь на циклах.
Следующим этапом в разработке данной проблемы было составление "Профессионально-должностных требований к санитарным врачам по гигиене детей и подростков". Решалась эта задача путем широкого обсуждения на специальных конференциях и семинарах практических врачей, проходивших усовершенствование на кафедре, а также с учетом мнения экспертов-специалистов по гигиене детей и подростков с большим опытом и стажем работы. В итоге была создана "Квалификационная характеристика специалиста санитарного врача по гигиене детей и подростков", опубликованная в "Аттестационной энциклопедии врача" (раздел "Санитария и гигиена", ч. 2, 1992 г.).
Параллельно велась кропотливая работа по составлению "Унифицированной программы для санитарных врачей по гигиене детей и подростков". Для ее составления необходимо было вначале изложить всю гигиену детей и подростков в виде последовательной и взаимосвязанной системы, а затем закодировать каждый раздел и тему. Это давало возможность в дальнейшем в зависимости от формы усовершенствования (специализация, общее усовершенствование, тематическое) выбрать нужное для соответствующих учебных планов и программ и тем самым унифицировать преподавание во всех институтах усовершенствования врачей в нашей стране [4].
"Унифицированная программа" 1981 г. была подвергнута глубокой экспертизе с участием ведущих специалистов в области гигиены детей и подростков (Стан В. В., Кардашенко В. Н., Сычев А. А., Дронов И. В. Шапошников Е. А. и др.). Подготовленная программа в дальнейшем пересматривалась дважды: в 1988 г. и в 1999 г.
Большое место в работе кафедры занимала подготовка тестовых программ для проверки знаний и умений. В настоящее время созданы разнообразные программы,
ориентированные не только на врачей по гигиене детей и подростков и педиатров образовательных учреждений, но и на средних медицинских работников (помощников санитарных врачей, диетсестер, медсестер дошкольных учреждений, фельдшеров школ, лицеев и колледжей). Усовершенствование знаний этих контингентов кафедра начала с 1992 г. в связи с организацией в академии сестринского факультета.
Тестовые программы обновляются каждые 5 лет с учетом изменений направлений работы специалистов, обусловленных выходом новых нормативных документов и социально-экономической ситуацией в стране.
В 1986 г. вышло второе "Руководство по гигиене детей и подростков для санитарных врачей" под редакцией проф. Г. Н. Сердюковской и проф. А. Г. Сухарева, в создании которого принял участие весь коллектив преподавателей кафедры.
Наличие унифицированной программы, квалификационной характеристики специалиста, тестовых программ и учебного руководства позволило в 1991 г. подготовить и регулярно проводить совершенно новый аттестационный цикл для подготовки специалистов по гигиене детей и подростков на высшую и первую квалификационную категории.
С 1997 г. кафедра приступила к обучению специалистов на сертификационных циклах, на которых после окончания занятий и сдачи квалификационного экзамена слушатели получают не только "Свидетельство о повышении квалификации", но и "Сертификат специалиста", дающий право на профессиональную деятельность.
В конце 80-х годов появились качественно новые возможности и походы к изучению здоровья в тесной его взаимосвязи с факторами риска. Речь идет о социально-гигиеническом мониторинге детей и подростков. Кафедрой обоснованы общие принципы такого мониторинга, его специфика для детского населения, составлен алгоритм действия врача, разработаны методические подходы, доказана целесообразность использования полице-вого учета ребенка (подростка) для углубленного изучения состояния здоровья и выявления спектра биологических ответных реакций растущего организма на воздействие отдельных факторов риска [5]. Результаты научных исследований широко используются в учебном процессе на новом цикле "Социально-гигиенический мониторинг детского населения", который проводится кафедрой с 1991 г.
Успешность занятий на цикле и его востребованность практическими врачами по ГДиП во многом была определена предшествующей плодотворной совместной работой кафедры и санэпидслужбы Москвы в рамках НУПО "Гигиена Москвы".
С 1996 г. среди привычного контингента слушателей, состоящих из медицинских работников, появились педагоги (директора и их заместители, учителя и социальные работники). Это вызвано стремлением педагогов к получению знаний по охране и укреплению здоровья учащихся в связи с катастрофическим его ухудшением у подрастающего поколения.
Таким образом, в настоящее время контингент слушателей циклов повышения квалификации представлен врачами по гигиене детей и подростков, педиатрами образовательных учреждений, средним звеном медицинских работников (диетсестра, медицинская сестра, фельдшер, помощник санитарного врача), а также педагогами детских садов, школ, школ-интернатов, гимназий, лицеев.
В XXI век кафедра вошла с богатым опытом работы, накопленным несколькими поколениями преподавателей.
Особенностью работы кафедры, ее традицией является тесная связь с запросами практики. Немногочисленный коллектив преподавателей, не имея в своем составе научной группы, стремится сконцентрировать свои усилия на решении наиболее актуальных вопросов профилактической медицины.
На кафедре разработаны Концепция сохранения и укрепления здоровья детского населения, закономерности взаимодействия биологических и средовых факторов, концептуальная модель здоровьесберегающей технологии обучения в современной школе, рациональные двигательные режимы для детей и подростков как одно из основных средств профилактики неинфекционных заболеваний, а также подготовлена методика комплексной оценки условий воспитания и обучения детей и подростков в образовательном учреждении.
На протяжении 70 лет преподаватели кафедры принимают участие в создании нормативных документов Минздрава страны и Федерального центра Госсанэпиднадзора, начиная со справочника санитарного инспектора, подготовленного М. И. Корсунской.
В последние годы коллектив кафедры активно включился в разработку профилактических программ Федерального значения.
Кафедрой получен Гранд Москвы на научную разработку здоровьесберегающей технологии обучения детей в школе. А. Г. Сухарев является лауреатом конкурса "Гранд Москвы" в области гуманитарных наук, учрежденным мэром столицы.
По федеральной программе "Дети-инвалиды" была разработана концепция профилактики детской инвалидности, которая была одобрена Советом по делам президента (2000 г.).
Представленная научная, методическая и общественная работа кафедры позволяет обогащать учебный процесс научно обоснованными рекомендациями по медицинским аспектам охраны и укрепления здоровья детей, а также по осуществлению Госсанэпиднадзора за образовательными учреждениями разного типа.
Литератур а
1. Корсунская М. И., Фокина Н. С. А. В. Мольков — теоретик и пропагандист школьной гигиены. — М., 1967.
2. Сухарев А. Г., Фокина Н. С., Теленчи В. И. // Гиг. и сан. - 1984. - № 8. - С. 38-40.
3. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М., 1991.
4. Сухарев А. Г. // Гиг. и сан. — 2002. — № 4.
5. Фокина Н. С., Сухарев А. Г. // Гиг. и сан. — 1996. — № 2. - С. 44-46.
Поступила 02.07.04
© Н. П. ВОСКРЕСЕНСКАЯ, Е. H. БЫЛИНСКИЙ, 2005
Н. П. Воскресенская, Е. Н. Былинский
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ ИСТОРИИ ГИГИЕНЫ И САНИТАРИИ 2005 ГОДА
Отдел истории медицины и здравоохранения Национального НИИ общественного здоровья РАМН
125 лет — "Врач" — еженедельная медицинская газета (основана В. А. Манассеином, 1880—1901).
125 лет — журнал "Science" (США, 1880).
100 лет — Институт истории медицины — позднее Институт им. Карла Зудгофа (Германия, Лейпциг, 1905).
75 лет — Международная гигиеническая выставка в Дрездене с участием СССР (Германия, 1930).
75 лет — постановление СНК РСФСР "О санитарном минимуме (1930, 20 мая).
75 лет — Центральный институт усовершенствования врачей (ныне Российская медицинская академия последипломного образования, Москва, 1930).
75 лет — I Московский медицинский институт (ныне Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова, 1930).
75 лет — первый в стране санитарно-гигиенический факультет в I Московском медицинском институте (ныне Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова, 1930).
19 января — 125 лет со дня рождения Валериана Владимировича Милославского (1880—1961, род. в г. Зубцо-ве Тверской губернии), российского гигиениста, доктора медицинских наук, профессора, заслуженного деятеля науки. С 1910 г. работал на кафедре гигиены Казанского университета (с 1930 г. — Казанский медицинский институт), с 1933 г. до конца жизни возглавлял эту кафедру. Основные научные работы посвящены вопросам водоснабжения и оздоровления условий труда на промышленных предприятиях. Участвовал в комплексных экспедициях по изучению эндемического зоба в различных районах страны, показал, значение особенностей питания (соотношение различных микроэлементов и витаминов в пищевых продуктах) в этиологии заболевания. С 1925 г. был бессменным председателем научного общества гигиенистов и санитарных врачей Татарии.
Соч. и лит.: см. БМЭ. 3-е изд.; Камчатнов В. П. Профессор В. В. Милославский. Казань, 1969. 50 с.
4 апреля — 25 лет со дня смерти Самуила Наумовича Черкинского (1897—1980, род. в г. Конотопе Сумской области), российского гигиениста, члена-корреспонден-та РАМН, заслуженного деятеля науки. С 1938 г. — за-
ведующий кафедрой коммунальной гигиены I Московского медицинского института (ныне Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова). Основным направлением исследований была разработка проблем санитарной охраны водоемов, гигиены воды и водоснабжения. Один из основоположников гигиенического нормирования химических веществ в водной среде. Один из составителей первых отечественных документов по стандартизации качества питьевой воды и воды источников водоснабжения. Создал научную школу.
Соч. и лит.: см. БМЭ. 3-е изд.; Памяти С. Н. Черкинского // Гиг. и сан. 1980. № 7. С 90-91; Акулов К. И. и др. У истоков советской гигиенической науки // Гиг. и сан. 1987. № 5. С. 53.
18 июня — 100 лет со дня рождения Льва Ивановича Медведя (1905—1982, род. в селе Черная Гребля Бержад-ского района Винницкой области Украины), украинского гигиениста, организатора здравоохранения, академика АМН СССР, заслуженного деятеля науки Украины. С 1947 по 1952 г. министр здравоохранения Украины, с 1952 по 1964 г. — директор Киевского НИИ гигиены труда и профзаболеваний. В 1964—1982 гг. возглавлял НИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимеров и пластических масс (Киев). В 1968—1982 гг. руководил кафедрой гигиены, токсикологии и клиники пестицидов Киевского института усовершенствования врачей. Научные работы посвящены гигиене села и сельскохозяйственного труда, организации здравоохранения, истории медицинской науки, токсикологии пестицидов. Удостоен премии им. Ф. Ф. Эрисмана.
Соч. и лит.: см. БМЭ. 3-е изд.; Л. И. Медведь (1905— 1982) / А. В. Павлов и др. М.: Медицина, 1991. 151 с.
19 октября — 75 лет со дня рождения Турегельды Шармановича Шарманова (1930, род. в селе Улу-Тау, Джезказганской области Казахстана), казахского гигиениста, организатора здравоохранения, академика РАМН. С 1971 по 1982 г. — министр здравоохранения Казахстана. Одновременно в 1973—1984 гг. — директор организованного по его инициативе Казахского филиала Института питания АМН, который в 1988 г. был преобразован в Институт региональных проблем питания, с 1988 г.