ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2011. № 4
Н.П. Иващенко1,
докт. экон. наук, профессор, заведующая кафедрой экономики инноваций
экономического ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ИННОВАЦИЙ:
НА ПУТИ К ЭКОНОМИКЕ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ
В статье рассматриваются основные этапы становлении и развития кафедры экономики инноваций, которая являлась на экономическом факультете МГУ сначала ведущим центром по изучению проблем экономики промышленности (1955—1992), а затем — экономики предприятия и основ предпринимательства (1992—2007). С 2007 года кафедра стала ведущим центром по изучению проблем экономики инноваций и инновационного предпринимательства. Представлена концепция комплексной системы научно-исследовательской и учебно-методической деятельности кафедры, включающей взаимосвязанные циклы подготовки кадров на различных ступенях обучения: довузовская подготовка — бакалавриат — магистратура — аспирантура — дополнительное образование. Особое внимание уделено формированию инновационной среды и построению важнейших элементов инновационной инфраструктуры для подготовки кадров с новыми компетенциями, адекватными экономике знаний.
Ключевые слова: экономика промышленности, экономика предприятий, экономика инноваций, подготовка кадров для инновационной экономики, инновационное предпринимательство, инновационная среда, инновационная инфраструктура.
In this article the main stages of formation and development of the economics of innovation cathedra are reviewed, the cathedra being the leading center for studying the problems of industrial economics (1955—1992), enterprise economics and basics of entrepreneurship (1992—2007), economics of innovation and innovation entrepreneurship (since 2007). The concept of integrated system of research and methodological work of the cathedra is presented, including interacted circles of personnel training on different levels: pre-university training — bachelor programs — master programs — PhD programs — postgraduate programs. Special attention is given to the formation of innovation environment and the basic elements of innovation infrastructure for training of personnel with new competences necessary in the knowledge economy.
Key words: industrial economics, enterprise economics, economics of innovation, personnel training for the innovation economy, innovation entrepreneur-ship, innovation environment, innovation infrastructure.
Становление и развитие кафедры экономики инноваций (далее — кафедра) неразрывно связано с историей экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, т.е. с более чем полувековым опытом формирования университетской экономической культуры.
1 Иващенко Наталья Павловна, тел.: + 7 (495) 939-14-31; e-mail: eed@econ.msu.ru
В 1954 г. она выделилась из существовавшей тогда кафедры экономики и планирования народного хозяйства в самостоятельное подразделение экономического факультета МГУ в качестве кафедры экономики промышленности. В условиях перехода к рыночным отношениям кафедра была переименована и с 1992 г. называлась кафедрой экономики предприятия и основ предпринимательства. Следуя логике смены парадигмы экономического развития, наметившейся в конце XX в., перехода к принципиально новой экономике — «экономике, основанной на знаниях», или инновационной экономике, в 2007 г. кафедра изменила свое название, став кафедрой экономики инноваций.
На экономическом факультете МГУ кафедра традиционно занимала ведущее положение, долгое время являясь центром изучения и научных исследований важнейшей отрасли народного хозяйства — экономики промышленности. Сегодня кафедра связывает свое будущее с созданием в стране целостной национальной инновационной системы. Важное место в этой системе будет принадлежать инновационным менеджерам и инноваторам-предпринимателям, подготовка которых в нашей стране находится на начальной стадии. Именно поэтому миссией кафедры является формирование специалиста нового типа с компетенциями, адекватными требованиям современной экономики инновационного типа.
Очевидно, что за столь многолетний период сменилось не одно поколение преподавателей и сотрудников кафедры, но она по-прежнему не теряет своей значимости, динамично отражая историю развития и совершенствования учебных дисциплин и научных изысканий в сферах экономики промышленности, экономики предприятия и предпринимательства, инновационного развития, экономики и менеджмента инноваций.
Все достижения, наработки и находки кафедры — результат совместного творческого труда всего коллектива, плод соборности, как сказали бы во времена М.В. Ломоносова. Разработки кафедры неразрывно связаны с именами талантливых ученых, которые возглавляли ее, создавая и укрепляя престиж на протяжении многих лет.
У истоков создания кафедры стояли профессора С.М. Гуревич и Г.Д. Бакулев, доцент Д.И. Славин. В дальнейшем кафедрой руководили крупнейшие специалисты в области экономики промышленности: доктора экономических наук, профессора Б.С. Геращенко (1961—1964), А.Г. Омаровский (1965—1972), заслуженный деятель науки РСФСР Г.А. Егиазарян (1972—1995).
С 1995 г. и по настоящее время кафедру возглавляет доктор экономических наук, профессор Н.П. Иващенко.
На кафедре работают профессора, доктора экономических наук: А.Д. Берлин, Н.П. Иващенко, В.П. Кочикян; доценты, кандидаты экономических наук П.Ф. Ахмадеев, В.Г. Попова, И.В. Сав-
ченко, Ф.Ш. Федорова, М.С. Шахова, Е.С. Тютюнникова, кандидат технических наук М.С. Антропов; старшие преподаватели кандидаты экономических наук Е.В. Груздева и Е.Б. Семенова; старшие научные сотрудники: кандидат экономических наук Е.А. Полухина, кандидат психологических наук М.В. Красностанова; младшие научные сотрудники: С.А. Денисова, Д.И. Комарькова, И.И. Ко-ростылева, Ю.Р. Митин, А.А. Шеремет, А.А. Энговатова; учебно-вспомогательный персонал: Э.А. Слободник, А.А. Кудачкин, Н.А. Велиханова, О.В. Буслакова, А.А. Поддубная.
В разные годы на кафедре подготовили и защитили докторские диссертации преподаватели Г.А. Егиазарян, В.П. Кочикян, В.И. Кошкин, А.Д. Берлин, Р.П. Колосова, Ю.П. Маркин, К.С. Ремизов, Н.П. Иващенко, В.Г. Белолипецкий; кандидатские — П.Ф. Ахма-деев, Т.П. Кузнецова, А.В. Макшанцев, И.В. Савченко, В.В. Сахаров, Ф.Ш. Федорова, А.В. Черников, В.Е. Шалимов, М.С. Шахова, Е.В. Груздева, Е.Б. Семенова.
Оглядываясь почти на полвека назад, можно с уверенностью сказать, что центральное место в жизни кафедры тогда занимали вопросы экономики промышленности — и как науки, и как учебной дисциплины. Особенность и определенная сложность развития экономики промышленности как научно-учебной дисциплины состояла в том, что ее предмет находился в прямой зависимости от промышленной политики государства того времени, определявшей в централизованном порядке задачи, тенденции и направления развития промышленного производства, в том числе и научных исследований в этой сфере.
Безусловно, это требовало от коллектива кафедры не только глубоких теоретико-методологических и прикладных знаний в данной области, но и умения гибко и адекватно реагировать на любые изменения государственной политики в сфере промышленности. Более того, кафедра оказывала определенное влияние на формирование промышленной политики государства, непосредственно участвуя в подготовке и реализации многих экономических реформ и иных крупных преобразованиях в промышленности.
На каждом конкретно-историческом этапе коллектив кафедры, учитывая специфику и особенности того или иного периода, стремился к умелому и оптимальному сочетанию общетеоретического обучения студенчества основам экономики промышленности с практикой хозяйствования. Обогащая учебные дисциплины наиболее актуальными для данного времени научно-практическими проблемами и насыщая их новым содержанием, кафедра вносила весомый вклад в развитие объекта и предмета исследования по экономике промышленности, совершенствование основных лекционных курсов и системы спецкурсов и формирование новых научных направлений.
В начале 1960-х гг. кафедра успешно осуществляла учебный процесс и активно участвовала в разработке концепции и рабочих материалов по предстоявшей реформе 1965 г. в промышленности. Под редакцией заведующего кафедрой профессора Б.С. Геращенко (в соавторстве) были подготовлены и вышли в свет два издания учебника «Экономика социалистической промышленности» (1957, 1961), ряд учебно-методических материалов для семинарских занятий, были подготовлены предложения и рекомендации по проведению экономической реформы.
С середины 1960-х до начала 1970-х гг. кафедра под руководством профессора А. Г. Омаровского также принимала непосредственное участие в подготовке и реализации экономической реформы 1965 г., которая оказала большое влияние на развитие учебной дисциплины «Экономика промышленности», внесла существенные изменения в учебно-педагогическую и научную сферы деятельности коллектива. Впервые в МГУ под редакцией А.Г. Ома-ровского было издано кафедральное учебное пособие «Экономика социалистической промышленности» (1971). Важной вехой в развитии кафедры этого периода явились разработка программы нового курса «Экономика социалистического предприятия» и подготовка к изданию первого учебного пособия по этой дисциплине. Под воздействием новых идей хозяйственной реформы претерпели качественные структурные изменения как основные лекционные курсы, так и система спецкурсов, предлагавшиеся студентам. К числу наиболее актуальных спецкурсов того периода следует отнести: «Экономические проблемы размещения промышленности» (профессор Н.В. Пробст); «Экономические проблемы научно-технического прогресса» (профессор К.И. Клименко); «Эффективность капитальных промышленно-производственных фондов» (доцент Л.Е. Бабашкин); «Научная организация труда» (доцент Ю.Н. Дубровский); «Себестоимость продукции» (доцент Б.А. Соболев).
Результаты научных исследований, проводившихся в то время на кафедре в области экономического стимулирования и внедрения новой техники в промышленности, нашли отражение в известных монографиях профессора Г.А. Егиазаряна «Материальное стимулирование за новую технику» (1964) и «Эффективность квалифицированного труда» (1968; в соавторстве с профессором В.А. Жа-миным).
Период 1970—1980-х гг. (заведующий кафедрой — профессор Г.А. Егиазарян) тесно связан с преобразованиями в промышленности и переходом к экономическим методам хозяйствования (с использованием таких экономических рычагов, как прибыль, цена, рентабельность, кредит, участие в распределении прибыли через фонды экономического стимулирования, повышение самостоятельности предприятий; с созданием системы экономической и мате-
риальной заинтересованности трудовых коллективов в конечных результатах работы предприятий).
Изучение кафедрой этих проблем нашло свое выражение прежде всего в пересмотре программ учебных курсов, приведении их в соответствие с теми кардинальными изменениями, которые происходили в сфере управления промышленностью, подготовке и издании учебной, учебно-методической и научной литературы, отражающей специфику исторического этапа.
Особое место в деятельности кафедры этого периода занимала работа над учебными пособиями и учебниками по основным учебным дисциплинам кафедры, которые после издания становились базовыми не только для студентов экономического факультета МГУ, но и для многих вузов страны.
Так, вышедшее в 1971 г. первое издание учебного пособия «Экономика социалистической промышленности» в дальнейшем неоднократно перерабатывалось, дополнялось и периодически издавалось под редакцией профессоров Г. А. Егиазаряна и А. Г. Омаровского уже с грифом «учебник» (2-е изд. — 1977, 3-е изд. — 1980, 4-е изд. — 1988). Эти издания всесторонне отражали специфику исторического этапа развития экономики промышленности в условиях хозяйственной реформы, особенности трансформации ее идей на прикладном уровне. Необходимо отметить и изданный в 1974 г. курс лекций доцента Л.Е. Бабашкина «Экономика социалистической промышленности», широко использовавшийся в учебном процессе.
В целях эффективного проведения семинарских и практических занятий по данной учебной дисциплине кафедрой дважды издавался сборник учебно-методических материалов «Экономика социалистического промышленного производства», содержавший программу курса, планы семинарских занятий, литературу, задачи, тематику актуальных курсовых и дипломных работ (1-е изд. — 1980, 2-е изд. — 1984).
По учебному курсу кафедры «Экономика социалистических предприятий» издавалось учебное пособие А.Г. Омаровского «Экономика производственных объединений» (1-е изд. — 1974, 2-е изд. — 1978, 3-е изд. — 1984), отдельные положения которого не потеряли актуальности и сегодня. По учебному курсу «Финансы и кредит» дважды издавалось учебно-методическое пособие под редакцией Ф.С. Массарыгина «Финансы и кредит СССР» (1-е изд. — 1979, 2-е изд. — 1986).
Учебная дисциплина «Экономика труда» базировалась на учебном пособии «Основы экономики труда» (1-е изд. — 1969, 2-е изд. — 1981), изданном коллективом авторов под редакцией К.С. Ремизова, а также одноименном авторском учебнике К.С. Ремизова, вышедшем в свет в 1990 г. и рекомендованном Госкомобразованием для
студентов экономических специальностей госуниверситетов. Кроме того, в 1974 г. доцентом кафедры Ю.Н. Дубровским было подготовлено и выпущено (в соавторстве) 2-е издание учебника «Научная организация труда» (1974). Впоследствии в учебном процессе использовался курс лекций Р.П. Колосовой «Экономика трудовых ресурсов» (1980).
По новым отраслевым курсам, читавшимся в тот период на кафедре, были соответственно подготовлены и изданы следующие учебно-методические пособия: доцента Н.П. Иващенко «Основы экономики транспорта и связи» (1987); доцента В.Е. Шалимов «Техника и технология важнейших отраслей материального производства» в 2-х частях (1-я часть — 1988, 11-я часть — 1989).
По инициативе коллектива кафедры в 1970-е гг. начали проводить ежемесячные научно-методические семинары для преподавателей, на которые приглашались ведущие ученые страны, такие как академики Т.С. Хачатуров, Н.Н. Некрасов, А.Г. Аганбегян, С.А. Ситарян и другие специалисты, занимавшиеся научными проблемами в области экономики промышленности. Такая форма повышения квалификации преподавателей продолжалась и в дальнейшем.
Впервые в эти годы на кафедре приступили к обсуждению лекций, читаемых преподавателями, начали проводить анкетирование и создавать научные студенческие кружки, что, несомненно, повышало как уровень педагогического мастерства преподавателей, так и авторитет кафедры среди студенчества в целом. Многие годы в целях повышения уровня преподавания на кафедре широко использовалось и практикуется до сегодняшнего дня привлечение к учебному процессу (чтение лекций и спецкурсов, ведение семинарских занятий и др.) ведущих ученых и специалистов.
Наряду с учебным процессом работа преподавателей и научных сотрудников кафедры всегда была неразрывно связана с научно-исследовательской деятельностью. Созданная в 1976 г. при кафедре лаборатория проблем хозрасчета и экономического стимулирования (далее — лаборатория) была целенаправленно ориентирована на практическую реализацию результатов научных исследований кафедры в хозяйственной жизни страны.
С 1976 г. кафедра совместно с лабораторией являлась головной организацией по проблемам хозяйственного механизма в промышленности. В ходе разработки бюджетной тематики в рамках государственных планов (по заданиям Госплана СССР и ГКНТ) и координационных планов Гособразования СССР систематически подготавливались и направлялись в директивные союзные органы (Госплан, Минвуз, Минфин, Госкомтруд и др.) научные доклады, записки и методики по прикладным аспектам совершенствования хозяйственного механизма.
Международные связи кафедры с зарубежными вузами были традиционно ориентированы на проведение совместных научных исследований и обмен опытом (стажировки) в области преподавания смежных экономических дисциплин.
В 1975—1979 гг. кафедра принимала активное участие в организации проводившихся по линии ГКНТ СССР совместных семинаров советских и американских специалистов по проблемам планирования. В результате оживленных научных дискуссий была подготовлена к печати и издана при посредничестве Международного института прикладного системного анализа (г. Вена) совместная советско-американская монография «Организация прогнозирования и планирования. Опыт Советского Союза и Соединенных Штатов».
В 1982 г. по итогам советско-финляндского семинара по управлению (май 1980 г.) была опубликована под редакцией Г.А. Егиазаряна, Б.З. Мильнера и Х. Яакко совместная монография «Принятие хозяйственных решений на уровне предприятия».
В соответствии с планами межвузовского сотрудничества между Московским и Гумбольдтским (г. Берлин) университетами в 1975— 1985 гг. проводились научные исследования по проблемам хозяйственного механизма. По итогам этих исследований были опубликованы две совместные монографии: «Проблемы хозяйственного расчета и экономического стимулирования в социалистической промышленности» под редакцией Г.А. Егиазаряна, Э. Кнауте (1979); «Усиление воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности социалистического промышленного производства» под редакцией Г.А. Егиазаряна, Э. Кнауте (1989).
Для обмена опытом и чтения лекций преподаватели кафедры выезжали во многие зарубежные страны, а в МГУ приглашались зарубежные экономисты. На кафедре выступали с лекциями зарубежные специалисты: профессор М. Фитцжеральд (США), профессор Дж. Шолл (США), Р. Митхамерт (ФРГ), А. Гибб (Великобритания), Л. Трояни (Италия), Т. Репонен и Р.Нурми (Финляндия), Э. Кнауте и В. Полошек (ГДР) и др.
В начале 1990-х гг. кафедра вступила в один из наиболее сложных этапов своего развития. В условиях становления рыночных отношений, когда центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики — предприятию, кафедра объективно встала перед необходимостью изменения объекта изучения и предмета исследования как на уровне преподавания учебных дисциплин, так и на уровне научных разработок.
В то же время крайне низкий уровень финансирования промышленного производства обусловил почти полную невостребованность практикой научных исследований, проводимых вузовской наукой. Кафедральная лаборатория проблем хозрасчета и эконо-
мического стимулирования, уже не отвечавшая новым требованиям и тенденциям ни по своей теоретико-методологической направленности, ни по возможностям реализации научных разработок, практически исчерпала свои возможности.
В этот период коллектив кафедры приступил к разработке теоретических основ механизма перехода к рынку через создание и развитие предпринимательского сектора экономики, становление и развитие малых и средних предприятий. Структурно это выразилось в создании под руководством профессора Г.А. Егиазаряна Международного центра развития малых предприятий (1990), основными направлениями деятельности которого стали: содействие укреплению всех форм делового и научно-технического сотрудничества между российскими и зарубежными организациями, разработка и практическая реализация различных образовательных, консалтинговых, просветительских и других программ и мероприятий, оказание действенной поддержки по повышению эффективности работы малых и средних предприятий. Одновременно произошли и другие структурные изменения: в 1992 г. по инициативе профессора Р.П. Колосовой воссоздана кафедра, ориентированная на проблемы труда, занятости и социально-трудовых отношений, на которую перешли работать профессора Р.П. Колосова и К.С. Ремизов.
Тогда же руководство кафедры приняло принципиальное решение об изменении объекта исследования — произошел переход от «отраслевого» принципа изучения экономики к «основному субъекту рынка» — предприятию (фирме), что и было закреплено в новом названии кафедры (1992).
Реализация на экономическом факультете МГУ новой двухуровневой модели подготовки специалистов потребовала от коллектива кафедры определения ее места в структуре нового учебного плана, в системе принципиально новых учебных дисциплин.
В 1992 г. была сделана первая попытка осмысления и разработки структуры и программы нового учебного курса «Экономика предприятия и предпринимательство», который вошел в учебный план и читался преподавателями кафедры на дневном отделении (профессора Г.А. Егиазарян, В.М. Лагуткин и В.П. Кочикян) и вечернем отделении (доцент Н.П. Иващенко) экономического факультета МГУ. Под редакцией профессора Г.А. Егиазаряна было выпущено ротапринтное издание учебно-методических указаний, которые ставили своей целью помочь студентам понять связь и взаимодействие экономических факторов, определяющих тенденции развития предприятий и предпринимательства в рыночных условиях.
С 1995 г. (заведующая кафедрой — доктор экономических наук, профессор Н.П. Иващенко) начался новый этап в истории развития кафедры, связанный с определением места кафедры в новой
структуре обучения экономического факультета МГУ, разработкой учебных программ по новым кафедральным учебным дисциплинам, формированием систем специализации в бакалавриате и магистратуре и, наконец, с определением новых научно-исследовательских направлений в деятельности коллектива кафедры.
Двухступенчатая модель подготовки специалистов обусловила переориентацию кафедры на разработку современных учебных курсов, соответствующих стратегическим целям обучения на экономическом факультете в целом.
В 1995 г. коллектив кафедры разработал принципиально новую учебную программу курса «Экономика фирмы» (на 2-х уровнях), который стал базовым как для бакалавров (III курс), так и для магистров (I год обучения). Основной целью данного учебного курса являлось получение системного, целостного представления о механизме, основополагающих принципах и закономерностях функционирования фирмы в условиях рынка. Однако опыт реализации учебных программ в условиях двухуровневой системы подготовки показал настоятельную необходимость перехода от разработки локальных программ обучения для бакалавриата и магистратуры к общей концепции формирования системы знаний и логики обучения по каждой учебной дисциплине. В 1996 г. по инициативе кафедры была разработана общая концепция обучения по курсу «Экономика фирмы», обеспечивающая единый методический подход и «сквозную» логику изложения предмета курса для бакалавров и магистров.
С начала 2000-х гг. кафедрой предпринята попытка существенной, качественной переработки тематики курсов, читаемых как для бакалавров, так и для магистров. Разрабатываемая тематика курсов должна была отразить специфику и особенности современного развития российской экономики на рубеже нового тысячелетия. Одна из ключевых проблем современной России состоит в том, что сегодня национальной экономике в целом не хватает соответствующих качеств и механизмов, чтобы быстрыми темпами решить задачу перехода к инновационной экономике. Модели перевода промышленных знаний на этап коммерциализации, с помощью которых компании предлагают новые идеи и выходят с ними на рынок, претерпевают фундаментальные изменения. По проекту «Подготовка инновационных кадров» в рамках федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования России на 2002—2006 годы» было осуществлено формирование образовательных программ различного уровня в области инновационного менеджмента и предпринимательства. В результате начиная с 2006 г. кафедрой были созданы следующие учебные курсы:
— «Инновационная деятельность предприятия» (направление «Экономика», дневное отделение);
— «Экономика инноваций» (направление «Экономика», дневное отделение);
— «Основы предпринимательства» (направление «Экономика», вечернее отделение, направление «Менеджмент», дневное отделение).
Предлагаемая тематика учебных курсов совпадает с основными направлениями научных разработок кафедры, что позволяет вести учебный процесс на современном уровне и осуществлять качественное руководство научно-исследовательской работой бакалавров, магистров и аспирантов.
Одной из целей работы кафедры является построение комплексной системы обучения, включающей взаимоувязанные циклы подготовки на различных ступенях обучения: довузовская подготовка — бакалавриат — магистратура — аспирантура — дополнительное образование (рис. 1).
В учебном процессе формируются следующие группы обучающихся:
— довузовская подготовка — школа молодого предпринимателя;
— I уровень — студенты бакалавриата, изучающие базовые курсы «Экономика инноваций» и «Основы предпринимательства»;
— II уровень (по желанию) — студенты, специализирующиеся по проблематике кафедры и выполняющие курсовые и выпускные квалификационные работы;
— III уровень (по конкурсу) — студенты, поступившие в магистратуру на программу «Экономика предпринимательства» (лекционный курс для магистров, спецкурсы, индивидуальная работа с преподавателями над научными проектами);
— послевузовская подготовка — аспирантура и дополнительное профессиональное образование.
Кафедра всегда уделяла большое внимание довузовской подготовке школьников. Созданная при кафедре школа молодого предпринимателя (ШМП отмечает в 2011 г. двадцатилетие своей работы. Основная цель ШМП — проведение профориентационного обучения школьников 9, 10, 11-х классов по теоретическим и прикладным экономическим дисциплинам.
В работе ШМП принимают участие преподаватели различных факультетов МГУ: экономического, механико-математического, глобальных процессов, филологического. Для преподавания экономических дисциплин привлекаются аспиранты кафедры экономики инноваций экономического факультета МГУ. Помимо основных курсов в ШМП проводятся встречи учащихся с представителями бизнеса, известными российскими учеными-экономистами.
Учебные курсы ШМП регулярно обновляются в соответствии с развитием экономической науки и изменениями экзаменационной программы экономического факультета МГУ. Одним из базо-
Довузовская подготовка
ж
Бакалавриат
Школа молодого предпринимателя
ЗЕ
Магистратура
ж:
л
У
Аспирантура
Ж
Студенческий бизнес-клуб
Студенческий бизнес-инкубатор МГУ
Кадровая площадка 81а|И)рРпепс)8
Учебная работа
(зам. зав. кафедрой А_К
по учебной работе \|-у
доцент Ф. Ш. Федорова)
Зав. кафедрой докт. экон. наук, профессор Н. П. Иващенко
Научная работа (зам. зав. кафедрой по научной работе доцент И. В. Савченко)
Дополнительное образование
ЗЕ
Программы дополнительного профессионального образования (ДПО)
Аспирантура (зам. зав. кафедрой по работе с аспирантами доцент В. Г. Попова)
Бакалавриат Магистратура
Диссертационный совет Д 501.002.02
Учебные проекты
Научные проекты
Международные проекты
Рис. 1. Кафедра экономики инноваций экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
вых курсов в ШМП является кафедральный учебный курс «Основы предпринимательства».
С 2004 г. ШМП совместно с Научным парком МГУ приступила к реализации дистанционной программы дополнительного довузовского образования (подготовительные курсы) для учеников 9, 10 и 11-х классов. Задача дистанционного образования состоит в том, чтобы преодолеть расстояние между абитуриентом и преподавателем, помочь получить дополнительные знания тем слушателям, которые по разным причинам не в состоянии посещать очные подготовительные курсы или живут не в Москве.
ШМП развивает и дистанционные программы дополнительного экономического образования для студентов и начинающих предпринимателей в целях получения ими общего представления об актуальных проблемах, с которыми сталкивается предприниматель в процессе открытия и дальнейшего развития своей малой компании, ознакомления их с основами знаний по различным аспектам предпринимательской деятельности в целом и особенностями высокорискового рынка научных разработок в частности.
С 2010 г. ШМП начала проводить для студентов, аспирантов и сотрудников естественных факультетов МГУ цикл очных лекций по актуальным вопросам коммерциализации научных разработок.
Учебный курс кафедры «Экономика инноваций», который был введен в учебный план бакалавриата в 2006 г., решает задачи формирования у учащихся целостных и систематизированных знаний о сущности и природе инноваций, закономерностях инновационного развития, а также приобретения ими практических предпринимательских навыков в сфере коммерциализации инновационных бизнес-идей. Задача курса — сформировать у студентов систему знаний в сфере экономики инноваций как на макроуровне (теории инновационного процесса, концепции инновационного развития, общая характеристика инноваций), так и на микроуровне (ключевые факторы осуществления инноваций, создание и развитие инновационной компании, выбор инновационной стратегии). В результате изучения данного курса студенты приобретают навыки системного анализа инновационной среды на макроуровне и моделей поведения инновационной компании в долгосрочном и краткосрочном периодах, получают представление о различных аспектах деятельности предпринимателя от момента возникновения инновационной идеи до ее реализации и выхода из бизнеса.
В рамках курса «Экономика инноваций» начиная с 2007 г. проводится ежегодный конкурс студенческих инновационных проектов (участвуют все студенты 4 курса бакалавриата, в 2010 г. — 297 человек). Все участники финала получают призы в различных номинациях; победители, занявшие места с первого по второе, получают ценные подарки. Спонсором конкурса в 2010 г. являлась известная
международная компания UNILEVER. Кроме того, данный конкурс (как имеющий высокий профессиональный уровень) в 2010 г. включен в состав мероприятий Aссоциации московских вузов «Организация и проведение выставок и конкурсов инновационных проектов, включая обновление электронных баз данных инновационных проектов МГУ» (в рамках договора между МГУ имени М.В. Ломоносова и Aссоциацией московских вузов, 2010).
Огромный интерес, проявляемый студентами к новым направлениям исследований, выразился в количестве желающих писать курсовые и дипломные работы на кафедре экономики инноваций. Так, ежегодно на кафедре защищается около 30 дипломных работ, более 70 человек работают над курсовыми работами.
В 2004 г. кафедрой совместно с кафедрами математических методов анализа экономики и кафедры управления рисками и страхования была запущена новая магистерская программа «Экономика предпринимательства» (руководитель — доцент М.С. Шахова), которая готовит специалистов по развитию компании; аналитиков в области развития предпринимательских структур; специалистов в сфере инновационного бизнеса.
Курсы читают преподаватели факультета, а также профессионалы-практики, работающие в различных компаниях и организациях. Во время занятий используются такие активные методы обучения, как «мозговой штурм», анализ конкретных ситуаций, игровое моделирование, дискуссии. Предусмотрено также проведение занятий в компьютерном классе, где на практике происходит ознакомление с различными видами информационных систем (Baan, Primavera Enterprise, Marketing Analytic, «Галактика», «БЭСТ» и др.).
Кафедра тесно сотрудничает с рядом российских и зарубежных компаний (P&G, Научный парк МГУ, «Галактика», Unilever, «Интеллект-Сервис» и др.) Это позволяет включать в учебный процесс знакомство с практикой бизнеса.
Кафедра также участвует в осуществлении магистерских программ по направлению «Менеджмент», где преподавателями кафедры читается ряд курсов по различным аспектам деятельности фирмы.
В 2010 г. было осуществлено включение разработанного на кафедре учебного курса «Инновационное предпринимательство» в сетку учебных часов для дополнительных программ обучения на естественных факультетах МГУ. В настоящее время сотрудники кафедры читают указанный курс в рамках МBA на факультете «Высшая школа инновационного бизнеса». В рамках сотрудничества с химическим факультетом МГУ в 2010 г. кафедра организовала курс лекций по учебному курсу «Основы инновационного предпринимательства» для студентов-специалистов, обучающихся на 5 курсе под эгидой НОЦ по нанотехнологиям МГУ. В 2011 г. пре-
подавателями кафедры экономики инноваций читается учебный курс на физическом факультете МГУ «Коммерциализация результатов научно-технологической деятельности».
Традиционно студенты в самом начале своей исследовательской деятельности выбирают те направления научных исследований кафедры, которые они развивают и в дальнейшем, продолжая сотрудничать с кафедрой в аспирантуре (зам. зав. кафедрой по аспирантуре — доцент В.Г. Попова). Лишь за последние десять лет (2001—2011) более 40 аспирантов и соискателей получили степень кандидата экономических наук. В 2000—2009 гг. подготовили и защитили кандидатские диссертации следующие преподаватели, работающие на кафедре: Е.С. Тютюнникова, Е.В. Груздева, Д.С. Каминский, В.В. Потатуев, Е.Б. Семенова.
Сегодня в аспирантуре кафедры обучаются 15 человек. Тематика диссертаций нынешних аспирантов призвана отвечать новым рыночным реалиям и тем вызовам, с которыми сталкиваются современная экономическая наука и практика. В исследованиях аспирантов кафедры рассматриваются актуальные проблемы развития инновационной инфраструктуры, формирования рынка венчурного капитала в России и венчурного инвестирования, предпринимательских рисков и оценки эффективности предпринимательской деятельности, повышения конкурентоспособности компаний и новых подходов к управлению фирмой. Многие аспиранты, обучавшиеся на кафедре и защитившие диссертации, работают в вузах, научно-исследовательских и хозяйственных организациях, заведуют кафедрами или занимают ответственные посты в научных учреждениях.
Результатом проведенных в последние годы исследований поведения бизнеса в рыночных условиях явилась подготовка и успешная защита рядом ведущих преподавателей докторских диссертаций. Докторами экономических наук стали Н.П. Иващенко, А.Д. Берлин, В.А. Макрак, В.Г. Белолипецкий.
В 2010 г. кафедрой были также утверждены пять программ дополнительного профессионального образования «Предпринимательство и инновационное развитие бизнеса» (564 часа, руководитель — доцент М.С. Антропов), «Финансирование инновационного бизнеса» (72 часа, руководитель — старший преподаватель Е.В. Груздева), «Финансовый менеджмент в инновационной компании» (72 часа, руководитель — старший преподаватель Е.Б. Семенова), «Инновационные стратегии в бизнесе» (72 часа, руководитель — доцент М.С. Антропов), «Лидерство и команда в инновационном бизнесе» (72 часа, руководитель — старший научный сотрудник М.В. Красностанова).
Важное место в учебной работе кафедры всегда занимали вопросы методики обучения (заместитель заведующего кафедрой по
учебной работе — доцент Ф.Ш. Федорова). Кафедрой выработаны требования к лекциям и семинарским занятиям, систематически обсуждаются и корректируются проблемы распределения учебного материала по различным ступеням обучения, проводятся методологические семинары для преподавателей по современным формам и технологиям обучения. Кафедра работает над организацией рациональной системы обеспечения студентов современной учебно-методической литературой, которая предусматривает ежегодное обновление издаваемых учебных материалов. В период с конца 1990-х гг. по настоящее время кафедрой были изданы следующие учебники и учебные пособия:
— Н.П. Иващенко «Экономика фирмы» (1996; 2-е изд. — 1998);
— сборник методических материалов к семинарским занятиям по курсу «Экономика фирмы» под редакцией Н.П. Иващенко (1996);
— практическое пособие к семинарским занятиям по курсу «Экономика фирмы» (разделы I—IV) под редакцией Н.П. Иващенко (1998);
— «Экономика инноваций: Учебно-методический комплекс» под редакцией Н.П. Иващенко (2008);
— «Экономика инноваций: Учебно-методический комплекс» под редакцией Н.П. Иващенко (2010);
— Н.П. Иващенко «Формирование национальных инновационных систем» в кн.: «Управление инновациями: учеб. пособие», руководитель авторского коллектива В.П. Васильев (2011).
Кроме того, ежегодно обновляются следующие пособия:
— практическое пособие к семинарским занятиям по курсу «Основы предпринимательства» для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент»;
— практическое пособие к семинарским занятиям по курсу «Экономика инноваций» для студентов, обучающихся по специальности «Экономика»;
— практическое пособие к занятиям по курсу «Основы предпринимательства» школы молодого предпринимателя при экономическом факультете МГУ для школьников, обучающихся в 10 классе.
Последние десять лет научные интересы кафедры лежат в сфере разработки проблем инновационного предпринимательства (заместитель заведующего кафедрой по научной работе — доцент И.В. Савченко). Научные исследования кафедры проходили по двум взаимосвязанным направлениям:
— «Инновационно ориентированная структурная перестройка промышленности и реструктуризация предприятий»;
— «Российская фирма в национальной инновационной системе».
В рамках первого направления было проведено исследование
общемировых тенденций инновационного бизнеса, состояния венчурной индустрии в экономически развитых странах и возможно-
стей развития инновационного предпринимательства в России на рыночных принципах.
В рамках второго направления комплекс исследований и работ был развернут по следующим проблемам:
— теоретическое осмысление феномена венчурного бизнеса;
— разработка методологических приемов анализа монополизации know-how, глобальных технологий «запирания»;
— создание новых моделей экономического поведения хозяйствующих субъектов;
— оценка внутреннего инновационного потенциала российского бизнеса и обоснование эффективных моделей инновационного развития российских фирм в рыночных условиях;
— роль государственного регулирования инновационного предпринимательства.
На протяжении последних 5 лет кафедра выигрывала гранты научных фондов и вела соответствующие научные разработки (выполнено 2 исследовательских гранта РГНФ, 1 грант факультета, проводилась работа по международному гранту). В рамках тематики грантов были исследованы инновационные фирмы в разных отраслях промышленности, характерные черты их поведения на рынке, потенциал их развития. Особое внимание обращалось на состояние инновационного менеджмента в современной России.
Научные разработки кафедры используются не только в учебном процессе, но и проходят проверку на практике. Связь научной деятельности кафедры с практикой осуществляется посредством систематической работы по договорам с крупными компаниями и государственными учреждениями. В рамках договора с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации в 2003 г. по теме «Разработка и практическое использование методического обеспечения подготовки специалистов в области венчурного предпринимательства на базе государственного университета» коллективом кафедры разработан учебно-методический комплекс «Венчурное предпринимательство». Особое внимание кафедра совместно с Российской ассоциацией прямого и венчурного инвестирования (РАВИ) уделяет исследованию зарубежных программ по венчурному предпринимательству и их адаптации к российской системе высшего образования. Результаты исследовательской деятельности кафедры всегда находят отражение в авторских и коллективных монографиях, получающих высокую оценку в научных кругах.
В 2004 г. коллективом кафедры выполнена научно-исследовательская работа для Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации на тему «Исследование практики подготовки специалистов в области венчурного предпринимательства и разработка нормативно-методических материалов для соз-
дания учебно-научного центра по венчурному предпринимательству на базе государственного университета».
По инициативе кафедры экономический факультет МГУ в 2005 г. принял участие и был признан победителем конкурса Федерального агентства по науке и инновациям по лоту «Разработка и создание модели международного учебно-научного и консультационного центра инновационного предпринимательства на базе государственного университета».
В 2006 г. по инициативе кафедры экономический факультет МГУ заключил договор с Минобрнауки о разработке и создании модели международного учебно-научного и консультационного центра инновационного предпринимательства на базе государственного университета.
В 2007—2008 гг. с концерном «Росэнергоатом» были заключены следующие договоры: «Разработка методологических основ и системных решений по совершенствованию механизма управления инвестиционной деятельностью», «Организация системы мониторинга и оценка экономической эффективности выполнения Инвестиционной программы ФГУП концерн "Росэнергоатом" (с учетом параметров развития атомной энергетики в соответствии с Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020 года)». Научная работа с концерном продолжается и в настоящее время.
В 2009 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между государственным учреждением «Центр исследований и статистики науки» (директор — доктор экономических наук Д.А. Рубвальтер) и экономическом факультетом МГУ (декан — профессор В.П. Ко-лесов). Целью данного соглашения является организация совместных исследований, разработок и инновационных проектов, проведение научных конференций и научных семинаров, а также организация практики студентов (бакалавров и магистров). В настоящее время экономический факультет МГУ в лице Н.П. Ива-щенко включен в процесс разработки темы 2.4. плана НИР ЦИСН на 2010 год «Анализ результативности научно-исследовательской деятельности федеральных и национальных исследовательских университетов и ее влияния на инновационное развитие секторов экономики и территорий России». В разработке данной темы принимают участие магистры 2-го года обучения магистерской программы «Экономика предпринимательства».
Кроме того, в 2009 г. кафедра получила предложение принять участие в программе «Финансирование для инноваций и модернизации» по экспертизе инновационных и модернизационных проектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в производственном секторе экономики и в области современных технологий, проводимой под эгидой ОАО «Российский банк развития».
Также от данного банка были получены предложения по возможным совместным образовательным проектам, которые в настоящее время рассматриваются.
В 2010 г. была проведена научно-исследовательская работа по теме «Российская фирма в национальной инновационной системе» (научный руководитель — доктор экономических наук, профессор Н.П. Иващенко). Научные исследования имели целевой характер: их материалы были использованы при редактировании лекционного курса «Экономика инноваций», подготовке спецкурсов и учебно-методических материалов для студентов естественных факультетов МГУ и специалистов инновационных компаний.
Кроме того, в 2010 г. коллектив кафедры принял активное участие в Третьем Международном форуме по нанотехнологиям, проводившемся по инициативе РОСНАНО.
В целях приобщения молодежи к решению инновационных проблем российской экономики к концу 2010 г. был сформирован постоянно обновляющийся инновационный кластер, в который сегодня входят кафедра экономики инноваций, школа молодого предпринимателя, студенческий бизнес-клуб кафедры экономики инноваций, лаборатория инновационного бизнеса и предпринимательства, Научный парк МГУ, Центр трансфера технологий МГУ, Биотехнологический инкубатор МГУ, инновационное бюро «Эксперт» (рис. 2).
Студенческий бизнес-клуб был создан в 2009 г. и уже получил широкую популярность среди студентов. Занятия проходят один— два раза в неделю (курс «Практика бизнеса» ведут молодые преподаватели кафедры Ю.Р. Митин, М.Д. Хомич), их посещают студенты не только экономического факультета, но и естественных факультетов МГУ, а также других вузов Москвы (не менее 80—120 человек). В рамках мероприятий студенческого бизнес-клуба выступают приглашенные практики из реального бизнеса, организуется консультационная помощь студентам в разработке инновационных проектов.
Цель студенческого бизнес-клуба — дать слушателям практические навыки, необходимые как для создания собственного бизнеса, так и для работы в глобальных корпорациях, повысить осведомленность об инновационной деятельности экономического факультета МГУ.
Одна из задач студенческого бизнес-клуба — создать и реализовать программу формирования междисциплинарных команд на основе объединения слушателей клуба (экономисты) и лучших команд естественных факультетов, представивших свои проекты в Научный парк МГУ (победители «Формулы успеха» и иных конкурсов).
Учебный процесс
Курс «Основы предпринимательства» (3 курс бакалавриата) Курс «Экономика инноваций» (4 курс бакалавриата) Конкурс инновационных проектов
Программа «Формула успеха»
Образовательная программа для начинающих инноваторов в Научном парке МГУ
Студенческий бизнес-клуб
Образовательные программы,
встречи с представителями бизнес-сообщества, кейс-клуб
StartUpFriends
Вовлечение студентов в малые инновационные компании
Бизнес-инкубатор МГУ
Развитие инновационных проектов, предоставление рабочего места
Innovation Studio
Бизнес-инкубатор
Рис. 2. Путь от студента до инновационного предпринимателя
Деятельность студенческого бизнес-клуба получила развитие в 2010 г., когда сотрудники кафедры приняли участие в разработке концепции студенческого бизнес-инкубатора МГУ для подготовки специалистов в области инновационного предпринимательства. Создание студенческого бизнес-инкубатора стало возможным благодаря получению гранта (конкурс Министерства образования и науки РФ) в рамках программы развития инновационной инфраструктуры МГУ имени М.В. Ломоносова (в соответствии с ФЗ-№ 219) «Развитие инновационной инфраструктуры МГУ как основы для формирования инновационной среды в МГУ, в том числе за счет создания профильных технологических платформ с предприятиями высокотехнологичного сектора экономики» (утверждена ректором МГУ 25.07.2010).
Кадровый проект StartUpFriends реализуется в целях информирования молодых людей из ведущих экономических и технических вузов о деятельности малых инновационных компаний и содействия их присоединению к перспективным предпринимательским командам и малым инновационным компаниям. Для этого осуществляется следующий комплекс мер:
— проведение образовательных семинаров-тренингов, дающих базовые знания о структуре венчурного рынка и возможных карьерных путях для молодых специалистов;
— организация конференций и круглых столов для личного знакомства талантливой молодежи и венчурных предпринимателей, выявления наиболее перспективных молодых специалистов;
— развитие веб-платформы www.StartUpFriends.ru, которая является электронным инструментарием для более эффективной реализации проекта;
— проведение PR-кампаний проекта в профильной студенческой среде в целях популяризации малого инновационного бизнеса в целом.
В рамках сотрудничества лаборатории инновационного бизнеса и предпринимательства экономического факультета и факультета ВМиК был создан проект Innovation Studio, который ориентирован на обучение студентов различных факультетов основам предпринимательства в сфере высоких технологий, методам формирования инновационных (междисциплинарных) команд, подготовку и презентацию инновационных проектов.
Кафедра на постоянной основе взаимодействует с Научным парком МГУ по образовательной программе «Формула успеха», направленной на популяризацию высокотехнологического инновационного предпринимательства среди молодежи, обучение и информационно-структурную поддержку для всех желающих начать собственный инновационный бизнес.
Также ежегодно кафедра совместно с Научным парком МГУ принимает участие в работе Открытого инновационного университета в рамках Всероссийского образовательного форума «СЕЛИГЕР». Коллективом кафедры совместно с Научным парком МГУ были разработаны и успешно реализованы две образовательные программы: «Создание малой инновационной компании» и «Бизнес-план инновационного проекта».
В 2011 г. заведующая кафедрой экономики инноваций Н.П. Ива-щенко вошла в состав экспертной группы «Переход от стимулирования инноваций к росту на их основе», созданной в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, координацию которой осуществляют Высшая школа экономики (НИУ—ВШЭ) и Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). Целью работы экспертной группы является подготовка предложений по актуальным проблемам стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.