Научная статья на тему 'Кадровый состав в государственной службе'

Кадровый состав в государственной службе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1762
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / КАДРОВЫЙ СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ / КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ / ДИНАМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / STATE SERVICE / GOVERNMENT EMPLOYEE STAFF STRUCTURE / QUALITATIVE ANALYSIS / DYNAMICS / EFFICIENCY / PERSONNEL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каргина Ю. Н., Крюков А. Ф.

В статье сделан сравнительный анализ кадрового состава государственных служащих в Российской Федерации и в Республике Хакасия за девять лет. Предложены варианты его оптимизации для повышения качества и эффективности государственной службы в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAFF STRUCTURE IN STATE SERVICE

The comparative analysis of the government employee staff structure in Russian Federation in the Republic of Khakasia over the past 9 years is conducted in the article. The ways to optimize it in order to improve the state service quality and efficiency in Russia are suggested.

Текст научной работы на тему «Кадровый состав в государственной службе»

реформирования государственной службы РФ за 2010 г. выполнено сокращение численности федеральных служащих на 20 % . На рисунке 1 графически представлено изменение численности государственных служащих в Российской Федерации. Наблюдаются следующие тенденции: в 2001 г. количество служащих снизилось на 2 % по сравнению с 2000 г., в 2002 г. показатель увеличился на 9,8 %, в 2005 и 2006 гг. рост численности служащих составил 8 и 11 % соответственно. В 2003, 2004, 2007, 2008 годах численность государственных служащих увеличилась не более чем на 3 %, а в 2009 г. всего на 0,2 %. За последние 3 года наблюдается стабилизация снижения темпов роста численности государственных служащих. Согласно ключевой идее последнего этапа реформирования государственной службы РФ, чиновников должно быть меньше, а их заработная плата и эффективность работы выше. Пока этого не наблюдается.

1800000 1000000

14 0000 Федерации

12 0000 1С 0000 800000 000000 4 0000 200000 0

В государственных

В государственных ор на федерал

В государстве на региональн

2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

план

опт

Рис. 1. Динамика численности государственных органов и органов местного самоуправления

в Российской Федерации

Анализ численности работников государственных органов и органов местного самоуправления в Республике Хакасия показал, что в 2000 г. наблюдается рост численности служащих на 96,6 %. В 2001 г. численность служащих сократилась на 48,7 %. В 2003 и 2005 годах рост составил 50 % к предыдущему году, в 2004 г. - 8 %. В 2006 г. количество служащих н-е изменилось. В 2007 г. рост составил 2,5 %, в 2008 г. - 35,7, в 2009 г. - 5,8 % [1]. Динамика численности государственных служащих в Республике Хакасия носит волновой характер и имеет свои тенденции.

Проанализируем численность и распределение в 2009 г. государственных служащих по федеральным округам и по относительным показателям на 10 000 жителей. Самая большая численность работников государственных органов и органов местного самоуправления в 2009 г. наблюдается в Южном, Центральном и Приволжском федеральном округе (рис. 2).

Численность работников государственных органов и органов местного самоуправления на 10 000 жителей в 2009 г. составила 118 служащих. За 9 лет данный показатель увеличился на 48 %. Численность работников государственных органов на 1000 человек, занятых в экономике с 1994 г. по 2008 г., увеличилась на 60 % (с 14 до 24 работников) [3].

□ 11%

5%

6%

7%

□ Центральный ФО

□ Северо-Западный ФО

□ Южный ФО

□ Приволжский ФО

□ Уральский ФО

□ Сибирский ФО

□ Дальневосточный ФО

Рис. 2. Территориальное распределение работников государственных органов и органов местного

самоуправления в 2009 г.

Для достижения задач реформирования государственной службы необходимо контролировать численность государственных чиновников, не давать разрастаться государственному аппарату и повышать эффективность и качество работы государственных служащих на местах. Эта задача является на данном этапе развития государственной службы одной из приоритетных.

Различное сравнение изменения численности государственных служащих показало, что на протяжении 9 лет выявлены устойчивые тенденции роста.

На 1 октября 2009 г. в состав федеральной гражданской службы входят 634 814 работников, из них 28,8 % мужчин и 71,2 % женщин (рис. 3). Структура государственных служащих Республики Хакасия полностью идентична.

Укомплектованность государственных кадров составила 92,4 %. Из них 89 % имели классный чин или дипломатический ранг. Данная тенденция характерна для всех категорий государственных служащих.

Проанализируем состав работников гражданской службы РФ по возрасту и категориям должностей на 1 октября 2009 г. Анализ состава работников государственной службы показал, что 34,9 % из них имеют возраст 40-49 лет, 30,7 % - 30-39 лет, 25,7 % - имеют возраст 50-59 лет. Количество работников, возраст которых составляет 60 лет и более, составляет 6 %, а работников до 30 лет - всего 2,7 %. На государственных должностях практически равномерно распределены возрастные группы от 30 до 59 лет, но практически нет молодежи, а количество служащих в возрасте 60 лет и более превышает количество молодежи в 2 раза.

В соответствии с должностями служащие распределились следующим образом: большинство руководителей (63 %) от 40 до 59 лет, 43,2 % помощников - это служащие до 30 лет и 37,9 % - 30--39 лет, 58 % специалистов имеют возраст от 39 лет и старше, а 48,8 % обеспечивающих специалистов находятся в возрасте до 30 лет. Наблюдаются следующие тенденции - молодые специалисты работают на должностях помощников и обеспечивающих специалистов, руководящие же должности занимают граждане в более зрелом возрасте, на должностях специалистов работают разные возрастные группы в равных пропорциях [3].

В Республике Хакасия 31,7 % госслужащих имеют возраст от 30 до 39 лет, 25,8 % - до 30, 21,7 % -40-49, 18,8 % - от 50 до 59, 2 % имеют возраст старше 60 лет [1].

Рис. 3. Состав работников гражданской службы по возрасту и категориям должностей на 1 октября 2009 г.

В кадровый состав Республики Хакасия в сравнении с показателями России входит на 23 % больше служащих до 30 лет, но на 13 % меньше кадров в возрасте 40-49 лет, на 6 % меньше служащих в возрасте 50-59 лет, на 4 % в пенсионном возрасте и служащих в возрасте 30-39 лет. Данные свидетельствуют о

том, что проблема старения кадров в Республике Хакасия практически отсутствует, кадры планомерно замещаются. Большую ставку в регионе делают на молодых специалистов. Средний возраст работников, замещающих должности государственной гражданской службы РФ, на протяжении 10 лет составляет 39 лет. Количество служащих в РФ старше 65 лет за период 2005-2009 гг. сократилось в 2 раза и составило в 2009 г. 587 человек. В законодательной власти средний возраст служащего составляет на протяжении 10 лет 44 года, в исполнительной - 39,5 лет, а в судебной власти - 36,5 лет.

Исследование работников государственной службы РФ по стажу показало, что на 1 октября 2009 г. 23 % служащих имели стаж гражданской службы 15 лет и более, 23 % - от 1 до 5 лет, 17 % - от 5 до 10 лет [3].

В Республике Хакасия стаж работы от 15 лет и выше имеют 31,2 % государственных служащих, от 10 до 15 лет - 15,1, от 5 до 10 лет - 24,1, от 1 до 5 лет - 22,1, до 1 года - 7,5 % госслужащих.

В течение 10 лет (1999-2009 гг.) более чем в три раза увеличилось количество служащих в федеральных государственных органах, получивших дополнительное профессиональное образование. В 2009 г. 97,7 % служащих прошли курсы повышения квалификации, 1,5 % - профессиональную переподготовку. Стажировку прошли 0,8 % служащих, а за границей - 0,1 %. За последние 6 лет показатель численности служащих, прошедших курсы повышения квалификации, остается стабильным. Однако на 74 % за 10 лет уменьшилось число служащих, прошедших стажировку за границей. Наблюдается тенденция снижения данного показателя за анализируемый период.

В Республике Хакасия высшее образование имеют 89,5 % государственных служащих, 9,1 % -среднее профессиональное, 1,4 % не имеют профессионального образования, 0,7 % - из числа лиц с высшим образованием, имеющих ученую степень.

В Федеральных органах государственной власти республики 37 % служащих имеют подготовку в гуманитарных и социальных науках, 34,6 % - в экономике и управлении. В республиканских органах государственной власти структура образования работников имеет другое соотношение: 28,3 % - экономика и управление, 23,2 % - гуманитарные и социальные науки, 13,4 % - педагогика. В органах местного самоуправления республики структура образования работников следующая: 29,6 % - экономика и управление, 23,6 % - образование и педагогика, 20,1 % - технические науки.

В органах государственной власти Республики Хакасия значительная часть кадрового состава не имеет образования по специальности «государственное управление».

Исследование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации позволило выделить пути оптимизации кадрового состава:

- проведение аттестации 2 раза в год;

- проведение конференций государственных служащих;

- проведение стажировки в регионах без дотационной поддержки, что позволит чиновникам научиться решать многие вопросы без дотационной поддержки и более эффективно управлять дотациями.

В первом полугодии 2010 г. численность работников, замещавших должности гражданской службы в федеральных государственных органах РФ, составила 38,7 тыс. чел., или 81,6 % от общей численности работников этих органов. Штаты должностей гражданской службы были укомплектованы на 84,4 %.

Среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих в федеральных государственных органах составила 50,3 тыс. руб. (103,4 % к первому полугодию 2009 г.).

Данные о численности, укомплектованности должностей и среднемесячной начисленной заработной плате гражданских служащих по ветвям власти в I полугодии 2010 г. приведены в таблице.

Наиболее высокая заработная плата у служащих в области законодательной власти, большее количество служащих в органах исполнительной власти.

В первом полугодии 2010 г. около трех четвертей федеральных министерств, служб, агентств имели уровень среднемесячной заработной платы гражданских служащих ниже, чем сложившийся в среднем по экономике города Москвы (45,7 тыс. руб.). В 39 министерствах, службах, агентствах (53 % от общего числа) среднемесячная заработная плата снизилась по сравнению с первым полугодием 2009 г. (однако по экономике г. Москвы выросла на 13,7 %).

Данные о численности, укомплектованности должностей и среднемесячной начисленной заработной

плате гражданских служащих по ветвям власти1

Ветви власти государственных служащих Численность на конец периода Укомплекто- ванность должностей, % Среднемесячная заработная плата (без выплат социального характера)

тыс. чел. в % от общей численности работников тыс. руб. в % к соответствующему периоду предыдущего года

В федеральных государственных органах2) 38,7 81,6 84,4 50,3 103,4

Из них в органах: законодательной власти

3,3 78,1 95,6 52,7 104,5

исполнительной власти3) 29,9 83,8 83,2 47,4 100,4

судебной власти и прокуратуры 2,4 54,9 84,5 49,5 99,8

других государственных органах 1,6 97,2 93,5 73,1 101,5

1) В общую численность работников в соответствии со штатным расписанием, кроме государственных гражданских служащих, включаются работники, замещавшие государственные должности, должности иного вида федеральной государственной службы (сотрудники, имевшие специальные звания), должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы, а также персонал по охране и обслуживанию зданий.

2) Включая Администрацию Президента Российской Федерации.

3) Без МВД России, ФСТЭК России, СВР России, ФСБ России, ФСО России, ГУСП.

В 2009 г. среднемесячная заработная плата государственных служащих в Республики Хакасия составила 33 тыс. руб., что на 34,4 % ниже среднего уровня по России [2].

Выявлены следующие основные тенденции развития кадрового состава государственной службы Российской Федерации:

- аппарат государственной службы увеличивается (за 10 лет количество служащих возросло на 44 %);

- служащие стабильно проходят переподготовку и повышение квалификации;

- средний возраст государственного служащего составляет 39 лет;

- количество служащих старше 65 лет сократилось за последние 5 лет в 2 раза, количество молодежи в возрасте до 30 лет составляет всего 2,7 %;

- средняя заработная плата государственных служащих за первое полугодие 2010 г. составила 50 тыс. руб., что является достаточно высоким показателем оплаты труда по стране;

- количество женщин на государственной службе в целом существенно превышает служащих мужчин;

- наибольшее количество государственных служащих в Южном, Центральном и Приволжском федеральных округах;

- наибольшее количество государственных служащих в исполнительной ветви власти - 84,6 %, в судебной - 12,7 %.

Необходимо преодолеть негативные тенденции в самой госслужбе как роде профессиональной деятельности. Становление госслужбы России проходит в сложных и противоречивых условиях. В целом оно отставало от общего темпа реформ в экономике и социальной сфере. Издержки нерешенных управленческих проблем госслужбы проявляются в невозрастающей эффективности работы госорганов, недостаточном

УДК 331.108 Ю.Н. Каргина, А.Ф. Крюков

КАДРОВЫЙ СОСТАВ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

В статье сделан сравнительный анализ кадрового состава государственных служащих в Российской Федерации и в Республике Хакасия за девять лет. Предложены варианты его оптимизации для повышения качества и эффективности государственной службы в России.

Ключевые слова: государственная служба, кадровый состав государственных служащих, качественный анализ, динамика, эффективность, кадровая политика.

Yu.N. Kargina, A.F. Kryukov

STAFF STRUCTURE IN STATE SERVICE

The comparative analysis of the government employee staff structure in Russian Federation in the Republic of Khakasia over the past 9 years is conducted in the article. The ways to optimize it in order to improve the state service quality and efficiency in Russia are suggested.

Key words: state service, government employee staff structure, qualitative analysis, dynamics, efficiency, personnel policy.

Введение. Переходный период к рыночной экономике в России практически завершен. Фундамент нового пути в образе государства с открытой рыночной экономикой в настоящее время закладывается. Государственным служащим принадлежит важная роль в решении новых управленческих задач укрепления положения России. Для достижения управленческих целей необходимо эффективное функционирование государственного аппарата. Отсюда вытекает значимость «кадровой проблемы». Только высококвалифицированный, профессиональный состав государственных гражданских служащих может справиться с задачами государственного и муниципального управления.

Государственная служба России - важнейший инструмент преобразований во власти, экономике, социальной сфере, в области национальной безопасности. Однако нынешний государственный аппарат недостаточно приспособлен для решения многих стратегических задач, поэтому его необходимо оптимизировать. Результатом этой процедуры должно стать государственное управление, адекватное времени и целям, которые стоят перед страной.

Цель исследований. Разработка предложений по вариантам основных направлений оптимизации государственной гражданской службы.

Задачи исследований:

1. Формирование вариантов оптимизации кадрового состава государственных, федеральных, региональных и муниципальных служащих Российской Федерации на основе его анализа.

2. Анализ кадрового состав государственной гражданской службы для разработки основных направлений оптимизации государственной гражданской службы Российской Федерации.

Результаты исследований и их обсуждение. Разработка основных направлений оптимизации государственной гражданской службы Российской Федерации требует исследования основных кадровых тенденций, сложившихся за последние 10 лет.

Численность работников государственных органов и органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации составляет 1 674 770 человек, за 10 лет с 2000 по 2010 г. численность государственных служащих возросла на 44 %. В Республике Хакасия рост численности государственных служащих составил 38 %. В РСФСР численность государственных управленцев составляла 9,6 млн чел. На сегодняшний день численность государственных служащих в России сократилась почти в 6 раз. На данном этапе

уровне профессионализма госслужащих, высокой степени отчуждения от них граждан, снижении престижа госслужбы.

Заключение. Исследовав состав и динамику государственных служащих, можно предложить следующие варианты оптимизации кадрового состава:

1. Создание и подготовку кадрового резерва для обеспечения своевременной ротации кадров государственной службы.

2. Осуществление работы государственных чиновников по контракту для создания планомерной системы ротации кадрового состава.

3. Проведение аттестации два раза в год (один раз по графику и один раз после отпуска), которые создадут условия и стимулы к повышению квалификации.

4. Стажировка кадров в тех регионах, где районы не являются дотационными. Она позволит чиновникам научиться решать многие вопросы без дотационной поддержки и более эффективно управлять доходами.

5. Проведение конференций по проблемам государственной службы, где каждый руководитель определенной государственной структуры выступает с докладом о вариантах преодоления возникающих проблем в управлении, а кадровые службы оценивают и дополняют их.

6. Проведение контроля численности государственных служащих выработкой стандартов управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Проведение конкурса на руководящие должности государственной службы, чтобы использовать варианты открытой кадровой политики для стимулирования роста кадрового потенциала.

8. Использование интернет-правительства для вовлечения в управленческую деятельность активного населения с целью демократизации власти.

Главная цель реформирования государственной службы - это кардинальное повышение эффективности госслужбы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства. Актуальная задача реформы - восстановление доверия граждан к органам государственной власти за счет качественного удовлетворения их социальных и общественных потребностей на основе предоставления государственных услуг. Зная кадровые особенности структуры и динамику развития государственной службы Российской Федерации и Республики Хакасия, можно более эффективно достичь целей реформирования государственной службы.

Литература

1. Труд и занятость в Республике Хакасия: стат. сб. - Абакан, 2010.

2. Численность и среднемесячная заработная плата работников государственных органов и органов местного самоуправления Республики Хакасия за январь-декабрь 2009 г./ Федеральная служба государственной статистики по Республике Хакасия. - Абакан, 2010.

3. http://www.gks.гu/wps/poгtal/OSI_G#.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.