УДК Б14.253.5Г470.5Б)
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Т.Н. Павленко1, А.В. Володин2,
1ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия»,
2ГБУЗ «Оренбургская областная клиническая инфекционная больница»
Павленко Тамара Николаевна - e-mail: [email protected]
Изучена динамика среднего медицинского персонала системы здравоохранения Оренбургской области. Определены ресурсообразующие факторы, участвующие в формировании кадрового потенциала. Показана связь демографических и социально-экономических показателей с количеством, возрастной структурой и состоянием кадровых ресурсов среднего медицинского персонала. Установлено влияние мероприятий по реализации национального проекта «Здоровье» на качественные и количественные показатели среднего медицинского персонала. Даны рекомендации по развитию кадрового потенциала среднего медицинского персонала системы здравоохранения.
Ключевые слова: средний медицинский персонал, кадровый потенциал,
национальный проект «Здоровье».
The dynamics of nurse personnel in public health system of Orenburg region was studied. Resource-forming factors, taking part in formation of the personnel potential were estimated. Relation of demographic and socio-economic indicators with quantity, age structure and state of nurse personnel resources was showed. Influence of health activities related with realization of the national project «Health» on qualitative and quantitative characteristics of nurse personnel was estimated. The recommendations on development of personnel potential of nurses in public health system were given.
Key words: nurse personnel, personnel potential, national project «Health».
Введение
Одной из важных составляющих укрепления систем здравоохранения являются стратегии развития кадровых ресурсов. Во всем мире эффективность систем здравоохранения и качество медицинских услуг зависят от показателей деятельности работников, которые определяются их знаниями, умениями и мотивацией.
Международный опыт, в частности опыт Всемирной организации здравоохранения, свидетельствует о том, что среди организационных изменений, касающихся повышения эффективности систем здравоохранения, наибольшего успеха достигают действия, предпринимаемые в области управления кадрами.
Кадровый кризис в здравоохранении признается мировым сообществом. Современные проблемы развития кадров здравоохранения в мире связаны с дефицитом персонала, оказывающего медицинскую помощь, дисбалансом численности врачей, сестринского и акушерского персонала [1].
Мероприятия по модернизации здравоохранения, направленные на достижение результативности деятельности отрасли, предусматривают целевое совершенствование ресурсного обеспечения организаций здравоохранения и, в первую очередь, его кадровой инфраструктуры, являющейся основным фактором в улучшении доступности, результативности и качества оказываемой медицинской помощи.
В настоящее время комплексная оценка кадрового потенциала становится важнейшим элементом управления персоналом, конечной целью которой является развитие трудовых ресурсов организации в соответствии с потребностями модернизации государственного сектора здравоохранения [2, 3, 4].
В современных условиях информация о состоянии рынка труда среднего медицинского персонала весьма ограничена. Информация о потребности в специалистах среднего звена, качественной оценке кадрового потенциала и подготовке кадровых ресурсов остается разрозненной [5].
При проведении системного анализа кадрового потенциала среднего медицинского персонала необходимо учитывать не только факторы, возникающие внутри системы здравоохранения, такие как количество лечебных организаций, количество коечного фонда, количество штатных должностей и т. д., но в обязательном порядке надо учитывать и внешние факторы - демографические, социальноэкономические, политические, так как кадровый потенциал системы здравоохранения является открытой системой и динамика его развития во многом определяется изменениями внешних факторов.
Цель исследования - изучение ресурсообразующих факторов, участвующих в формировании кадрового потенциала среднего медицинского персонала системы здравоохранения Оренбургской области, влияние на него мероприятий по реализации Приоритетного национального проекта «Здоровье» и разработка рекомендаций по его развитию.
Материалы и методы
Для исследования использовались данные, характеризующие состояние кадрового потенциала среднего медицинского персонала системы здравоохранения на примере Оренбургской области.
Основной объект исследования - медицинские работники со средним профессиональным и высшим сестринским образованием, работающие в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях
Министерства здравоохранения Оренбургской области.
Для решения поставленных задач использованы данные официальной статистической отчетности по формам федерального статистического наблюдения Российской Федерации за 2002-2011 гг., полученные в территориальном органе Федеральной службы государственной статистики из статистических сборников «Здравоохранение Оренбургской области», «Образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования в Оренбургской области» за 2002, 2005, 2008, 2009, 2010, 2011 годы, а также множественные интернет-ресурсы [6, 7, 8, 9, 10, 11].
Кроме того, были проанализированы данные официальной статистической отчетности МЗ Оренбургской области за 2002-2011 гг. - отчетные формы: № 17 «Сведения о медицинских и фармацевтических кадрах», № 30 «Отчет медицинских организаций» и другие информационнометодические материалы.
Оценка кадрового потенциала среднего медицинского персонала рассматривалась как функция от составляющих: численность и структура кадров, уровень профессиональной подготовки, социально-профессиональное состояние кадров. Проводилась оценка социально-гигиенических и
статистических показателей, характеризующих подготовку, расстановку, использование и динамику кадровых ресурсов специалистов среднего звена, их профессиональноквалификационную характеристику. Особое внимание в работе уделялось анализу фактической укомплектованности штатов и движения кадров.
Результаты и их обсуждение
На 1.01.2012 года численность постоянного населения Оренбургской области (по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области) составила 2031,5 тысячи человек. Область занимает двадцать четвертое место по России и седьмое место по Приволжскому федеральному округу по численности населения. Средняя плотность населения области составляет 17 человек на кв. км, что на 41% меньше, чем в среднем по Приволжскому федеральному округу.
При проведении анализа динамики численности населения Оренбургской области за период с 2002 года по 2011 год было установлено, что в исследуемый период произошло снижение количества населения, наблюдалось преобладание количества умерших над количеством родившихся (таблица 1). Но при этом в 2011 году на территории Оренбургской области наблюдался незначительный естественный прирост населения.
ТАБЛИЦА 1.
Динамический ряд показателей численности населения Оренбургской области
Годы Численность постоянного населения на конец года, тыс. чел. Число родившихся, человек Число умерших, человек на 1000 населения
родившихся умерших
2002 2176.0 23 500 33 031 10,8 15,1
2003 2162.5 23 442 32 991 10,8 15,2
2004 2150.4 23 583 32 321 10,9 15
2005 2137.8 22 460 33 145 10,5 15,5
2006 2125.5 23 335 31 583 10,9 14,8
2007 2119.0 25 776 31 000 12,1 14,6
2008 2111.5 26 947 30 904 12,7 14,6
2009 2112.9 28 194 29 305 13,3 13,9
2010 2031,3 28 601 29 572 14,1 14,5
2011 2031,5 28 055 28 965 13,9 14,3
Остается характерное для Оренбургской области, как и для всей России, превышение численности женщин над численностью мужчин. Постоянно проживающее мужское население составляет 944,5 тысячи человек, а женское - 1087,0
тысячи женщин, или 46,49% и 53,51% соответственно.
В возрастной структуре населения Оренбургской области преобладают лица трудоспособного возраста - 1243,0 тысяч человек (61,18%), лиц моложе трудоспособного возраста - 355,2 тысяч человек (17,48%). При этом количество лиц старше трудоспособного возраста составляет 433,3 тысяч человек, или 21,34%.
В связи с тем, что более 95% средних медицинских работников Оренбургской области составляют женщины, нами был проведен анализ динамики численности женского населения Оренбургской области, который показал стойкое снижение лиц женского населения трудоспособного и моложе трудоспособного возраста при стойком
увеличении количества лиц старше трудоспособного возраста. Причем соотношение женского населения моложе трудоспособного возраста по отношению к женскому населению старше трудоспособного возраста приближается к показателю 1:2.
Большое значение для анализа и прогнозирования кадрового потенциала отраслей народного хозяйства имеет наличие возможности получения общего и профессионального образования населением, проживающим на территории региона.
В образовательных учреждениях Оренбургской области, реализующих программы общего образования, по состоянию на 1 января 2012 года обучаются 206 097 человек, при этом количество выпускников, прошедших полный курс обучения, составляет 10 162 человека. При рассмотрении динамики количественных показателей, отражающих численность лиц, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, и количество выпускников общеобразовательных учебных заведений, прослеживается стойкая тенденция к снижению физических лиц, получивших общее образование.
Снижение численности выпускников общих образовательных учреждений обуславливает нарастающую конкуренцию между образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования за абитуриентов, поступающих в учебные заведения. Усугубляющим конкуренцию фактором является то, что в период с 1991 по 2011 год количество высших учебных заведений, ведущих образовательную деятельность на территории Оренбургской области, возросло с 6 в 1991 году до 31 в 2011 году. Соотношение физических лиц, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования по отношению к количеству лиц, обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования, возросло с 1:1,19 в 2001 году до 1:1.94 в 2011 г.
При изучении динамических показателей охвата населения образованием в период с 2002 по 2011 год прослеживается явная тенденция увеличения физических лиц, получающих профессиональное образование. Но данное увеличение идет за счет переориентации населения на получение высшего образования при выраженном снижении количества лиц, получающих среднеспециальное образование.
Данные по конкурсу на вступительных экзаменах в государственных и негосударственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования в учебных заведениях, ведущих свою образовательную деятельность на территории Оренбургской области, показывают, что основная масса школьников стремится получить высшее профессиональное образование, что негативно сказывается на качестве подготовки абитуриентов, поступающих на обучение в образовательные учреждения среднего профессионального образования.
При изучении ресурсов здравоохранения Оренбургской области было установлено, что для оказания медицинской помощи на территории Оренбургской области имеется сеть государственных и муниципальных учреждений, позволяющих оказывать первичную медико-санитарную, специализированную и высокотехнологичную помощь, представленную 51 государственным учреждением здравоохранения и 73 муниципальными учреждениями здравоохране-
ния. С 2007 года, несмотря на проводимую модернизацию системы здравоохранения, количество ЛПУ практически не изменилось.
Также установлено, что по состоянию на 01.01.2012 года в системе здравоохранения Оренбургской области работают 54 975 чел., в том числе 7979 врачей и 23 733 средних медицинских работника. Обеспеченность врачами в расчете на 10 тыс. населения составляет 46,6, средним медицинским персоналом - 116,8, что превышает среднероссийские показатели (в РФ - 44,1 и 94,1 соответственно).
Основную часть работающих средних медицинских работников системы здравоохранения Оренбургской области составляют женщины (98,2%).
Возрастная структура среднего медицинского персонала, занятого в системе здравоохранения Оренбургской области, выглядит следующим образом: доля работников моложе 30 лет составляет 20,4%, лиц от 31 года до 40 лет -27,5%, от 41 года до 50 лет - 25,6%, от 51 года до 60 лет -21,6%, старше 60 лет - 4,9%.
Полученные данные указывают на небольшое преобладание лиц предпенсионного и пенсионного возраста, их суммарная доля составляет 26,5%, причем доля лиц моложе 30 лет составляет всего 20,4%. Увеличение доли работников пожилого возраста в составе среднего медицинского персонала происходит как вследствие ухода молодых специалистов из системы здравоохранения, так и в результате недостаточного их притока в отрасль, т. е. нежелания выпускников образовательных медицинских учреждений работать в лечебных учреждениях, особенно в отдаленных районах и сельской местности.
При анализе структуры среднего медицинского персонала системы здравоохранения Оренбургской области установлено, что основную часть среднего медицинского персонала составляют медицинские сестры (63,7%), фельдшера (11,6%), медицинские лабораторные техники (5,7%), акушерки(4,5%).
Штатным расписанием лечебных учреждений области по состоянию на 01.01.2012 года предусмотрено 25 551 должность среднего медицинского персонала, из которых занято 23 8 84. На занятых должностях работают 23 733 человека. Таким образом, укомплектованность штатных должностей средним медицинским персоналом с учетом совместительства выглядит относительно благополучно и составляет 93,5% (таблица 2).
Иная ситуация наблюдается при анализе укомплектованности физическими лицами, этот показатель в среднем по области составляет 92,9%.
С учетом физических лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, в длительных командировках и при наличии внешних совместителей, количество реальных физических лиц среднего медицинского персонала, которые выполняют производственные функции в системе здравоохранения, составляет 20 594 человека. В связи с этим реальная укомплектованность основными работниками, выполняющими производственные функции, составляет 86,2% (таблица 3).
При этом величина показателей разницы между укомплектованностью физическими лицами и реально работающими физическими лицами в учреждениях здравоохранения Оренбургской области в динамике по годам
относительно стабильна и в среднем составляет 2987±67 человек.
При оценке динамики кадрового обеспечения системы здравоохранения Оренбургской области средним медицинским персоналом выявляется стойкая тенденция к снижению количества штатных должностей с 28 762 в 2002 году до 25 551,1 в 2011 году, что составляет 11,2%, а также наблюдается снижение количества физических лиц, реально работающих в системе здравоохранения с 22 860 в 2002 году до 20 594 в 2011 году, что составляет 9,9%.
В настоящее время ни одно лечебно-профилактическое учреждение Оренбургской области не укомплектовано полностью медицинским персоналом. Практически во всех лечебно-профилактических учреждениях отмечается снижение как числа должностей средних медицинских работников, так и числа физических лиц - работников, занятых на этих должностях.
В оценке качества оказания медицинской помощи населению большое значение придается соотношению врачей и среднего медицинского персонала. Показатель соотношения врачей и сестринского персонала в Оренбургской области традиционно выше показателей по РФ и по Приволжскому федеральному округу, но при этом сохраняется тенденция к снижению количества среднего медицинского персонала по отношению к врачебному персоналу с 1:2,6 в 2002 году до 1:2,4 в 2011 году.
Показатель обеспеченности населения Оренбургской области средним медицинским персоналом на 10 000 населения по состоянию на 1.01.2012 составил 116,8, что также выше данного показателя по Российской Федерации (94,1) и Приволжскому федеральному округу (98,7).
При рассмотрении динамики обеспеченности населения Оренбургской области средним медицинским персоналом с 2002 по 2011 год прослеживается стабильная тенденция к снижению данного показателя со 120,4 в 2002 году до 116,8 в 2011 году. Аналогичное снижение показателя обеспеченности населения средним медицинским персоналом происходит в Российской Федерации и Приволжском федеральном округе (таблица 4).
Данное снижение находится в прямой зависимости от снижения демографических показателей населения Оренбургской области: численности населения (г=0,89; р=0,05), численности женского населения (г=0,90; р=0,05), численности женского населения трудоспособно-
го возраста (г=0,60; р=0,05). Также, на наш взгляд, высокий коэффициент «выбывания» среднего медицинского персонала из профессии обусловлен тяжелыми условиями труда при низкой зарплате и растущей ответственности, отсутствием перспектив продвижения по службе, а также профессиональной неудовлетворенностью, падением социального статуса профессии.
ТАБЛИЦА 4.
Динамический ряд показателей обеспеченности населения средним медицинским персоналом (на 10 000 населения)
Годы Российская Федерация Приволжский федеральный округ Оренбургская область
2002 96,5 106 120,4
2003 96,7 105,7 119,3
2004 96,1 105,5 129,5
2005 95,4 103,7 117,6
2006 95,4 103,1 115
2007 95 101,9 115,1
2008 94,1 100,1 114,8
2009 94,1 100,1 115,8
2010 93,6 98,9 114,6
2011 94,1 98,7 116,8
РИС. 1.
Соотношение количества среднего медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, с количеством среднего медицинского персонала, имеющего квалификационную категорию.
При изучении показателей численности средних медицинских работников, имеющих сертификат специалиста за
ТАБЛИЦА 2.
Динамический ряд показателей укомплектованности штатных должностей среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения Оренбургской области
Год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Количество штатных должностей 28 762 28 594 28 537 27 697,05 26 657,55 26 177 26 205 25 746 25 643,4 25 551,1
Количество занятых должностей 27 717 27 551 27 520 26 508,85 25 384,95 24 779 24 694 24 324 24 068,2 23 883,85
Укомплектованность штатных должностей (%) 96,4 96,3 96,4 95,7 95,2 94,6 94,2 94,5 93,8 93,5
ТАБЛИЦА 3.
Динамический ряд показателей укомплектованности реально работающими физическими лицами в учреждениях здравоохранения Оренбургской области
Год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Средний медперсонал,всего
Количество штатных должностей 28 762 28 594 28 537 27 697,05 26 657,55 26 177 26 205 25 746 25 643,4 25 551,1
Количество реально работающих физических лиц 22 860 22 847 22 872 22 443 21 700 21 521 21 423 21 314 21 095 20 594
Укомплектованности штатных должностей физическими лицами (%) 79,5 79,9 80,1 81 81,4 86,9 86,7 87,6 87,6 86,2
период с 2002 по 2011 год, выявлен значительный рост процента сертифицированных специалистов с 73,2% в 2002 году до 95,4% в 2011 году. Причем резкое увеличение числа сертифицированных специалистов приходится на 20062007 год. Доля специалистов, имеющих квалификационную категорию в течение 10-летнего периода, остается неизменной (рис. 1).
Увеличение количества средних медицинских работников, имеющих сертификат специалиста, по-видимому, произошло в результате проведения мероприятий по реализации Приоритетного национального проекта «Здоровье» на территории Оренбургской области.
В рамках мероприятий по реализации Приоритетного национального проекта «Здоровье» было предусмотрено введение в обращение на территории РФ Федерального регистра (Федеральная программа) медицинских работников как обязательного инструмента мониторинга. Это в свою очередь повысило персональную ответственность руководителей ЛПУ за своевременность прохождения медицинским персоналом обучения в рамках последипломной подготовки, что положительно сказалось на увеличении количества средних медицинских работников, имеющих сертификат специалиста. Так, в период с 2006 по 2011 год произошло существенное увеличение количества сертифицированных средних медицинских работников с 79,9% в 2005 году до 95,4% в 2011 году, а по специальностям, непосредственно участвующим в реализации проекта «Здоровье», данное увеличение носит более выраженный характер. Так, процент сертифицированных специалистов, работающих в должности фельдшера в 2005 году, составлял 76,1%, а в 2011 году он составил 97,2%. Сертифицированных акушерок в 2005 году было всего 76,1%, в 2011 году их стало 96,4%. Медицинских сестер, имеющих сертификат, в 2005 году было 78,2%, в 2011 году стало 95,4%.
Также в качестве мероприятий, способствующих притоку кадров в структуры системы здравоохранения, участвующих в реализации Приоритетного национального проекта «Здоровье», было проведено увеличение заработной платы, в том числе через организацию дополнительных выплат из бюджетов различных уровней.
С целью повышения зарплаты различным группам средних медицинских работников были установлены различные выплаты стимулирующего характера (от 2500 рублей медицинским сестрам ФАП до 5000 рублей - медицинским сестрам, работающим с участковыми врачами-терапевтами, участковыми врачами-педиатрами, врачами общей практики) [12, 13, 14].
Введение мероприятий, направленных на реализацию Приоритетного национального проекта «Здоровье», поло-
жительно сказалось на увеличении количества физических лиц среднего медицинского персонала, работающих в системе здравоохранения Оренбургской области. Так, в период с 2005 по 2007 год было отмечено повышение процента укомплектованности штатных должностей физическими лицами с 81,0% в 2005 году до 86,9% в 2007 году. При этом укомплектованность медицинскими сестерами в 2005 году составляла 82,0%, а в 2007 году - 87,1%. Более заметное повышение процента укомплектованности штатных должностей физическими лицами наблюдалось в группе фельдшеров (с 86,3% в 2005 году до 92,5% в 2007 году) и акушерок (с 87,8% в 2005 году до 93,6% в 2007 году).
Рост количества физических лиц среднего медицинского персонала, работающих в системе здравоохранения Оренбургской области, наблюдался до 2010 года, но в 2011 году произошло снижение процента укомплектованности практически по всем специальностям. Это снижение, на наш взгляд, произошло за счет многих факторов, но основным из них является экономический.
В качестве экономических показателей, отражающих материальное благосостояние населения и влияющих на формирование кадрового потенциала любой сферы народного хозяйства, используется показатель соотношения размера средней заработной платы работников определенной профессиональной группы к размеру доходов на душу населения региона и к размеру среднемесячной заработной платы по региону. При рассмотрении изменения динамических показателей данного ряда установлено, что на территории Оренбургской области в период с 2002 по 2011 год произошло существенное увеличение показателей дохода на душу населения - с 2481,3 руб. в 2001 году до 16 388,5 руб. в 2011 году. Существенно вырос уровень среднемесячной заработной платы - с 3141,8 руб. в 2001 году до 16 558,4 в руб. в 2011 году. Показатели средней заработной платы в системе здравоохранения возросли от 2448,6 руб. в 2001 году до 10 701,1 руб. в 2011 году. Однако в исследуемый период произошло снижение показателя отношения заработной платы в системе здравоохранения к среднемесячной заработной плате в Оренбургской области с 77,9% в 2001 году до 64,6% в 2011 году (таблица 5).
В связи с этим, выплаты стимулирующего характера, предусмотренные для средних медицинских работников, в начале реализации национального проекта «Здоровье» составляли 118% от средней заработной платы в системе здравоохранения, 81% от средней заработной платы по Оренбургской области и 99,3% от среднедушевого дохода по региону. С учетом того, что данные суммы были фиксированными и не индексировались с учетом инфляции, то в 2011 году размер данных выплат стал равен 46,7% от средней заработной платы в системе здравоохранения, 30,2% от
ТАБЛИЦА 5.
Динамический ряд показателей дохода на душу населения и размера среднемесячной заработной платы населения Оренбургской области (руб.)
Год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Средний доход на душу населения (в рублях) 2481,8 3135,1 3872,9 5036 6174,9 7914,3 10 183,8 11 481,3 12 588,8 16 388,5
Среднемесячная заработная плата (в рублях) 3141,8 3898,1 4734,8 6163,5 7685,1 9619,6 12 571,4 13 668,4 14 755,2 16 558,4
Средняя заработная плата в системе здравоохранения (в рублях) 2448,6 2697,1 3358,4 4223,8 5712,4 6721,1 8312,7 9365,4 9683,6 10 701,1
Соотношение заработной платы работников здравоохранения от среднемесячной заработной платы на территории Оренбургской области (в %) 77,9 69,2 70,9 68,5 74,3 69,9 66,1 68,5 ,6 6 64,6
средней заработной платы по Оренбургской области и 30,5% от среднедушевого дохода по региону. В условиях расширения производственных функций среднего медицинского персонала, возросшей ответственности за результат своего труда, наличия множественных индикаторов качества и наличия штрафных санкций, данные выплаты стимулирующего характера, заложенные при реализации Приоритетного национального проекта «Здоровье», по-видимому, перестали компенсировать физические и моральные затраты медицинских работников. И если рост заработной платы, в том числе через организацию адекватных дополнительных выплат, способствовал притоку кадров в начале реализации национального проекта «Здоровье», то сегодня эти выплаты не являются привлекательными для среднего медицинского персонала, что приводит к снижению количества физических лиц, работающих в системе здравоохранения Оренбургской области.
На основании проведенного анализа состояния кадрового потенциала среднего медицинского персонала, выявления динамических изменений качественных и количественных характеристик данной группы специалистов было проведено математическое прогнозирование численности среднего медицинского персонала на период до 2022 года (рис. 2).
Из данного рисунка видно, что в случае сохранения ныне существующих условий будет продолжаться снижение количества средних медицинских работников, работающих в системе здравоохранения Оренбургской области. В то же время, результаты прогноза численности населения Оренбургской области, представленные территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, демонстрируют тенденцию увеличения количества жителей региона в период до 2022 года [8].
Данные процессы неизбежно приведут к снижению показателя обеспеченности средним медицинским персоналом населения, проживающего на территории Оренбургской области и, как следствие, возрастанию нагрузки на средний медицинский персонал, ухудшению качества медицинской помощи населению Оренбургской области.
В связи с этим чрезвычайную значимость имеют разработка и внедрение системы мер по мотивированию средних медицинских работников к тому, чтобы остаться в профессии, качественно оказывать медицинскую помощь, постоянно повышать свою квалификацию, овладевать новыми знаниями и умениями. Конечно же, важны
морально-нравственные аспекты, формирование и укрепление положительной мотивации к овладению профессией причастности к ней. Но, кроме того, необходимо удовлетворение материальных потребностей специалистов среднего звена, повышение их социального статуса.
Для того чтобы в здравоохранение пришли работать специалисты, обладающие современными знаниями, и способные обеспечить экономическую и клиническую эффективность высоких медицинских технологий и новых методов профилактики, диагностики и лечения, кадровая политика должна быть согласована с образовательной, а также направлена на стимулирование средних медицинских работников к повышению профессиональной квалификации. Необходимо сформировать дополнительные механизмы по закреплению кадров на рабочих местах, совершенствовать договорные отношения между работодателем и выпускниками образовательных учреждений, а также специалистами, имеющими стаж работы.
[23
ЛИТЕРАТУРА
1. Перфильева Г.М. Сотрудничество России с ВОЗ в области сестринского дела: новая европейская политика: «Здоровье-21». Медицинская сестра. 2000. № 3. С. 43-50.
2. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Проект. Утверждена Межведомственной комиссией по научноинновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1). Основы государственной политики в сфере науки и инноваций. Ш1_: http://www.miiris.ru/ ^с5/ро1Шс5.рИр?тр1еуе1=11000&рр1еуе1=2 (Дата обращения 30 мая 2012 г.).
3. Щепин В.О., Купеева И.А. Анализ состояния и динамики кадровых ресурсов здравоохранения субъектов Российской Федерации в 1990-2004 гг. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2007. № 1. С. 3-6.
4. Российская Федерация. Распоряжения. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. Электронный ресурс. М. 2008. Режим доступа: http://www.na.ru/Reforш/zdrconception2020.shtml
5. Смирнов В.П., Монова О.А. Совместная деятельность образовательных и лечебных учреждений. Ремедиум. 2007. № 5. С. 20-34.
6. Статистический сборник «Здравоохранение Оренбургской области». Стат. сб. Оренбургстат.. : Оренбург, 2005, 2008, 2009, 2010, 2011.
7. Статистический сборник «Образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования в Оренбургской области». Стат. сб. Оренбургстат.. : Оренбург, 2005, 2008, 2009, 2010, 2011 гг.
8. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области (ОРЕНБУРГСТАТ). w.w.w.orenstat.gks.ru
9. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). w.w.w.fedstat.ru.
10. Сборник информационно-справочных материалов по итогам работы в 2010 году системы социальной защиты населения. Министерство социального развития Оренбургской области. 2011. № 5. 65 с.
11. Приоритетные национальные проекты /Оренбуржье, портал органов государственной власти [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. orenburggov.ru/magnoliaPublic/ regportal/Info/Projects.html
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 г. № 356 «О порядке предоставления в 2006 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи».
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 852 «О порядке финансирования в 2006 году расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов».
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 851 «О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи».
РИС. 2.
Динамика численности среднего медицинского персонала в Оренбургской области с 2002 по 2011 г. с прогнозом до 2022 г.