Научная статья на тему 'Кадровый потенциал и его роль в развитии экономики Приволжского федерального округа'

Кадровый потенциал и его роль в развитии экономики Приволжского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багаутдинова Н. Г.

По отношению к системе образования социально-экономическая инфраструктура играет роль среды, и в ней могут существовать факторы развития указанной системы. Кроме того, для принятия управленческих решений в условиях, когда существует ряд объектов управления, всегда требуется классификация по ряду важных признаков. Выделение общих признаков и критериев уровня развития регионов позволит определить и основные факторы развития самой системы образования, а также сделать прогнозы о ее дальнейшем развитии и о ее роли в социальноэкономическом развитии региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academic Staff Potential And Its Role In Development Of Economy In Privoljsky Federal District

The state of the system of education in Privoljsky Federal District is analyzed in the article. Using rich statistical and actual material as a basis, the author formulates key regularities of development of this branch of social sphere and gives the recommendations for overcoming the revealed contradictions.

Текст научной работы на тему «Кадровый потенциал и его роль в развитии экономики Приволжского федерального округа»

равные перспективы

в разных руках

кадровый потенциал и его роль в развитии

экономики приволжского федерального округа

По отношению к системе образования социально-экономическая инфраструктура играет роль среды, и в ней могут существовать факторы развития указанной системы. Кроме того, для принятия управленческих решений в условиях, когда существует ряд объектов управления, всегда требуется классификация по ряду важных признаков. Выделение общих признаков и критериев уровня развития регионов позволит определить и основные факторы развития самой системы образования, а также сделать прогнозы о ее дальнейшем развитии и о ее роли в социально-экономическом развитии региона.

Приволжский федеральный округ (ПФО) состоит из 15 субъектов: 6 республик, 8 областей, 1 автономного округа. Численность населения ПФО по данным за 2000 г. составляет 32019 тыс. человек и колеблется от 759 тыс. чел. (Республика Марий Эл) до 4117 тыс. чел. (Республика Башкортостан). Регионы ПФО имеют 102 высших учебных заведения. Количество вузов на территории регионов в среднем равнозначно соотносится с общей численностью их населения и колеблется в диапазоне от 19 (Республика Татарстан) до 2 (Республика Мордовия). Это определяет среднюю плотность выпускающихся студентов на один вуз, что в целом по округу составляет 656,4 человека. Анализируя процент выпускников, которые получили направление на работу (в том числе в рамках целевой контрактной подготовки и в

Багаутдинова Н.Г.

канд. экон. наук, зав. кафедрой промышленной коммерции и маркетинга КГТУ им. АНТуполева

_____Аналог

тов мо

----Ульяне

___ная об:

\спе

соответствии с заключенными договорами), и сопоставляя эти данные со средней плотностью выпускников, приходящихся на один вуз, можно выявить, например, крайне неблагоприятную ситуацию в Чувашской республике (самый низкий процент трудоустройства - 18,4% при очень высокой плотности - 918,3 чел.). Это говорит о невостребованности в регионе специалистов, выпускаемых тремя вузами. Аналогичную невостребованность специалис-ожно констатировать для Саратовской и .яновской областей. Напротив, благоприят-обстановка при трудоустройстве отмечается в республике Башкортостан, республике Марий Эл, республике Мордовия и Пензенской области. Учитывая соотношение плотности выпускников, приходящейся на один вуз, и процента получивших направление на работу, имеет смысл рассмотреть возможность увеличения

_ количество мест в вузах Республики Мордовия,

Республики Удмуртия, Пензенской области и уменьшения в вузах Нижегородской обл. и Ульяновской области. Неопределенную ситуацию в _ вузах Чувашской Республика и Саратовской об_ ласти можно разрешить при помощи перераспределения существующих мест между специальностями в пользу более востребованных. Следует отметить высокий процент трудоустройства за счет заключения договоров и кон_ трактов в Чувашской республике (80,3%), Ки-

_ ровской области (58,4%), Республике Башкор-

_ тостан (52,9%). В таких регионах как Республика Марий-Эл, Республика Мордовия, Республика Башкортостан аналитически выявляется повышенный спрос на следует отметить высокий «женские» специальности. Это подтверждается тем, что из 60-ти тысяч выпущенных специалистов в год в среднем около 54% женщин. Территориально показатель соотношения мужчин и женщин, выпускающихся из вузов, колеблется в диапазоне:

за счет заключения договоров

и контрактов в Чувашской

Республике, Кировской области,

Республике Башкортостан

не более 59,7 % (Перм- можно отметить крайне

ская область) и не менее

47,9% (Пензенская и низкие показатели (даже с

Ульяновская области)

женщин. Это позволяет учетом малых и персональных

сделать косвенные вы-

воды о спросе на «тра- ЭВМ) у Республики Мордовии

диционно» женские

специальности и о ха- и Республики Марий Эл

рактере производства в

соответствующем регионе округа и, таким образом, выделить преимущественно «женские» и «мужские» регионы.

Важным показателем, влияющим на специфику _

образовательной системы, являются уровни прожиточного минимума и денежных доходов населения регионов. Проведенный анализ показывает, что средний уровень дохода на душу

населения в ПФО достаточно сильно колеблет- _

ся в зависимости от региона: от 1962,1 р. (Са- _

марская обл.) до 696,1 р. (Республика Марий _

Эл). Сравнивая среднедушевые денежные доходы населения с величиной прожиточного минимума, можно определить численность насе- _

ления с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в процентах от общей численности населения региона). Особую важность и интерес представляют характеристики социально-экономического раз- _

вития регионов. Прежде всего, к ним относятся валовой региональный продукт и естественный прирост населения. Они выступают как показатели, определяющие перспективы развития системы образования. Во всех регионах наблюдается отрицательный

естественный прирост населения, который ко- _

леблется от -9,5 на 1000 человек (Нижегород- _

ская обл.) до -2,8 на 1000 человек (республика _

Башкортостан). Самый общий анализ обеспеченности студентов вузов вычислительной техникой показывает бесспорное лидерство регионов Республики Башкортостан, Кировской и Нижегородской областей.

Углубляя дифференциацию анализа уровня материально-технической оснащенности вузов, необходимо принять во внимание производи-

тельность имеющихся ЭВМ. Исходя из этого, можно оценить масштаб решаемых научно-технических задач. По данному показателю выделяются регионы Удмуртской Республики (несмотря на скромные показатели по общему числу единиц ЭВМ), Нижегородской области и Республики Татарстан.

Весьма интересным показателем является отношение числа выпускников к количеству «больших» ЭВМ в вузе, используемых в учебном процессе, который говорит как об уровне вовлеченности студентов в решение высокопроизводительных наукоемких задач, так и об уровне обеспеченности учебного процесса вычислительной мощностью. Можно отметить крайне низкие показатели (даже с учетом малых и персональных ЭВМ) у Республики Мордовии и Республики Марий Эл. Одна из причин этого - низкий уровень затрат на информационные технологии. Однако для ряда регионов уровень затрат не соответствует реальному положению дел. В Республике Мордовия, в Пермской области, Республике Башкортостан затраты на информационные технологии непропорционально велики. И наоборот, самыми «экономичными» регионами являются Удмуртская Республика и Чувашская Республика. В крайне неблагоприятных условиях по затратам и по вычислительной обеспеченности находятся Республика Марий Эл и Пензенская область.

Одним из наиболее важных показателей, характеризующих уровень научного потенциала региона, являются сведения об аспирантах, докторантах и проценте защищенных диссертаций. С одной стороны, высокие цифры этих показателей говорят о надежном научно-методическом потенциале, а с другой стороны, свидетельствуют об уровне финансирования и ма-

одним из наиболее важных

показателей,

характеризующих уровень

научного потенциала региона, являются сведения

об аспирантах, докторантах

и проценте защищенных диссертаций

республики Чувашия и Марий-

научно-технического

потенциала при подготовке

териально-технической базы.

Для регионов пфо дан- Эл еще раз подтверждают

ные по подготовке и защите кандидатских дис- низкую эффективность своего

сертаций выглядят сле- _

дующим образом. Низки проценты защиты кандидатских диссертаций в срок подготовки в

Самарской и Нижего- кадров с учеными степенями

родской области, а также в Удмуртской Республике, если сопоставить их с данными по затратам на информационные технологии и уровнем компьютерной обеспеченности. Высокие показатели у Кировской и Саратовской областей, причем у послед- _

ней отмечен самый высокий процент выпуска

аспирантов от общего числа выпускников. Та- _

кое положение дел отчасти может быть объяснено мощным кадровым и методическим потенциалом данных регионов. Вполне законо- _

мерными можно назвать показатели Оренбургской, Пермской областей и Республики Баш- _

кортостан. Еще более ярко подчеркивают уровень научно-технического потенциала нов данные, связанные с докторан щитой докторских диссертаций Здесь позиции наиболее «эффективны онов также занимают Кировская и Саратовская области, а республики Чувашия и Марий Эл наоборот еще раз подтверждают низкую эффек-

тивность своего научно-технического поте циала при подготовке кадров с учеными сте: нями. В республике Мордовия и Оренбургской области работа докторантур вообще не ведется. Сопоставление регионов по социально-экономическим условиям, показателям деятельности системы высшего образования, а также характеру и результатам ее совершенствования позволило выделить три типа регионов (применительно к регионам ПФО): Регионы с достаточно перспективными условиями социально-экономического развития, определенными культурными традициями и ресурсами для успешной реализации регио-

нальных программ развития системы образования. Для данных территорий характерны:

- направленность региональной политики перехода от отраслевого к преимущественно региональному развитию системы профессионального образования;

- подчеркнутая важность высшего образования среди приоритетов социально-экономического развития региона (Республика Башкортостан, Татарстан, Самарская, Нижегородская области.).

Регионы с неблагоприятными условиями социально-экономического развития, где проводимые преобразования либо дали пока несущественные результаты, либо привели к значительному снижению уровня жизни населения, поляризации его социальной структуры, росту социальной напряженности. Главная трудность в функционировании и развитии системы высшего образования в этих регионах - недостаточное финансирование и невозможность использовать другие средства (Республика Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Удмуртия, Кировская, Пензенская, Ульяновская обл.). Однако имеются и потенциально благополучные регионы, обладающие определенными ресурсами и, при условии грамотного, эффективного использования своих наукоёмких технологий, имеющие хорошие перспективы для дальнейшего совершенствования системы высшего образования (Пермская, Оренбургская, Саратовская обл.)

Bagautdinova N.G.

Ph.D. (economics), head of the department of industrial commerce and marketing, Kazan State Technical University n.b. A.N. Tupolev

Academic Staff Potential And Its Role In Development Of Economy In Privoljsky Federal District

The state of the system ofeducation in Privoljsky Federal District is analyzed in the article. Using rich statistical and actual material as a basis, the author formulates key regularities of development of this branch of social sphere and gives the recommendations for overcoming the revealed contradictions.

Отпечатано в ООО «Связь-Принт» (103064, Москва, ул. Казакова, 8а, стр. 3). Тираж 4000. Заказ 14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.