ют» из общей статистики по причине отсутствия необходимости у спортсменов этой в/к ограничивать собственный вес. Тем более коэффициент Вилкса для этой в/к изменяется незначительно.
5. Важным отличием предлагаемой регрессии от формулы Вилкса является меньшее количество коэффициентов (два против пяти). Многие ученые считали, что, если формула простая, то она хорошо описывает явление природы и модель ближе к истине. Полином же 5-го порядка едва ли может претендовать на закон природы.
6. Как видно на рисунке 3, модель Вилкса до значения массы атлета 70 кг примерно повторяет модель Шварца. После чего, начинает все более отклоняется в пользу тяжеловесов. При массе тела менее 13,5 кг функция Вилкса становится отрицательной и теряет смысл.
Вывод. Для расчета абсолютного результата в пауэрлифтинге и тяжелой атлетике автор предлагает следующий метод: поднятый атлетом вес разделить на квадратный корень его массы тела.
ЛИТЕРАТУРА
1. Спорт-вики (спортивная энциклопедия) [Электронный ресурс] // URL : http://sportwik:i.to/Формула_Вилкса. - Дата обращения 10.05.2017.
2. Федерация пауэрлифтинга России (официальный сайт) [Электронный ресурс] // URL : http://fpr-info.ru/records. - Дата обращения 10.05.2017.
3. Международная федерация пауэрлифтинга (официальный сайт) [Электронный ресурс] // URL : http://www.powerlifting-ipf.com/championships/records.html. - Дата обращения 10.05.2017.
4. Федерация тяжелой атлетики России (официальный сайт) [Электронный ресурс] // URL : http://www.iwf.net/results/world-records/?ranking_curprog=current&ranking_agegroup=Senior&ranking_gender=m&x=6&y=10. - Дата обращения 10.05.2017.
5. Федерация силового троеборья Смоленской области (официальный сайт) [Электронный ресурс] // URL : http://smolpower.ru/?page=powerlifting&sd=wdfpf&ssd=formula. - Дата обращения 10.05.2017.
REFERENCES
1. Sport-wiki (sports encyclopedia), available at: http://sportwiki.to/Формула_Вилкса.
2. Russian Powerlifting Federation (official website), available at: http://fpr-info.ru/records.
3. International Powerlifting Federation (official website), available at: http://www.powerlifting-ipf.com/championships/records.html.
4. Russian Weightlifting Federation (official website), available at: http://www.iwf.net/results/world-
records/?ranking_curprog=current&ranking_agegroup=Senior&ranking_gender=m&x=6&y=10.
5. Smolensk Region Powerlifting Federation (official website), available at: http://smolpower.ru/?page=powerlifting&sd=wdfpf&ssd=formula.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.05.2017
УДК 796.077.4
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ВНЕДРЕНИЯ ВФСК «ГТО» В СТРУКТУРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Николай Александрович Усачев, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Игоревич Сурнин, кандидат педагогических наук, доцент, Поволжский государственный университет сервиса» (ФГБОУ ВО «ПВГУС»), Тольятти
Аннотация
В статье рассматривается проблема специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников по вопросам эффективной реализации Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в системе дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: ВФСК «ГТО», кадровое обеспечение, повышение квалификации, образовательный процесс, физическая культура.
PERSONNEL SUPPORT OF THE ALL-RUSSIA PHYSICAL TRAINING AND SPORTS COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" IN THE STRUCTURE OF ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION
Nikolai Alexandrovich Usachev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Dmitri Igorevich Surnin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer Volga State University of service, Togliatti
Annotation
The article deals with the problem of special training, retraining and advanced training of pedagogical workers following the effective implementation of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Work and Defense" in the system of additional professional education.
Keywords: All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense", personnel support, advanced training, educational process, physical culture.
ВВЕДЕНИЕ
С целью реализации государственной политики в области физической культуры и спорта (ФК и С) и совершенствования системы физического воспитания подрастающего поколения, 01 сентября 2014г. Указом Президента РФ от 24 марта 2014г. № 172 (Указ) введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ВФСК «ГТО») [4].
Во исполнение Указа в период с марта по декабрь 2014 года Министерством спорта Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации разработаны и реализуются нормативно-правовые акты, направленные на регулирование процесса внедрения ВФСК «ГТО» в практику массового физкультурно-спортивного движения [4].
Основными компонентами успешного внедрения ВФСК «ГТО» являются: нормативно-правовой компонент, ресурсный компонент, управленческий компонент, программно-методический и организационный компонент, информационно-пропагандистский компонент [5].
На сегодняшний день актуальной проблемой становится кадровое обеспечение процесса внедрения ВФСК «ГТО» в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего звена.
В соответствии с законодательством РФ и нормативно-правовыми актами в области ФКиС, с перечнем мероприятий: по поэтапному внедрению ВФСК «ГТО», по организации работы центров тестирования по выполнению нормативов испытании (тестов) ВФСК «ГТО»; по формированию судейских бригад, обеспечивающих физкультурные и спортивные мероприятия ВФСК «ГТО» - физкультурно-спортивные и педагогические работники должны пройти специальную подготовку, которая обеспечит грамотную и качественную работу с гражданами по внедрению ВФСК «ГТО» [2, 3, 4].
В связи с этим, целью исследования явилась разработка и внедрение программы дополнительного профессионального образования для специалистов ФКиС по овладению различными технологиями и моделями организации, проведения спортивно-массовых мероприятий, направленных на формирование у учащихся образовательных учреждений устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и эффективную подготовку к выполнению испытаний (тестов), входящих в ВФСК «ГТО».
Подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров по программам дополнительного профессионального образования ВФСК «ГТО» рекомендуется прово-
дить для следующих категорий:
• руководители органов управления по физической культуре и спорту разного уровня и организаторы физкультурно-спортивной работы;
• специалисты по физической культуре и спорту организаций и учреждений образования;
• спортивные судьи;
• общественные кадры (волонтеры), участвующие в работе центров тестирования [2].
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследования проводилось в несколько этапов:
1. На первом этапе (сентябрь 2015 - декабрь 2015) проведен анализ нормативно-правовых актов, методических рекомендаций, программ дополнительного профессионального образования по внедрению ВФСК «ГТО».
2. На втором этапе:
В соответствии с распоряжением Губернатора Самарской области от 01.08.2014 № 414-р «О внедрении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» на территории Самарской области» коллективом специалистов кафедры «Физическое воспитание» ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса» разработана программа повышения квалификации «Реализация ВФСК «ГТО» в общеобразовательных учреждениях» для организаторов физкультурно-спортивной работы, преподавателей физической культуры, учителей общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования детей и подростков на основе Именного образовательного чека (инвариантная часть) [1].
Основные направления реализации данной программы были апробированы на Х международной научно-практической конференции «Запад-Россия-Восток» политическое, экономическое и культурное взаимодействие (07 апреля 2016г.).
3. На третьем этапе проводилась окончательная корректировка программы и ее внедрение в центре дополнительно образования ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса» (ЦДО «ПВГУС»).
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Востребованность программы обусловлена, с одной стороны, необходимостью повышения физической подготовленности и эффективности использования средств и методов физической культуры и спорта в укреплении здоровья учащихся образовательных учреждений, а с другой, несоответствие уровня готовности специалистов к реализации новой системы физического воспитания.
В связи с вышеизложенным назначением программы является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации физкультурно-спортивной деятельности с учетом современных требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, формирование ценностных установок на воспитание патриотизма и гражданственности при решении любых профессиональных задач; овладение практическими приемами эффективного использования полученных знаний.
В результате освоения программы слушатели должны:
• Знать основные положения нормативно-тестирующей части, а также методику выполнения контрольных испытаний ВФСК «ГТО»;
• Использовать в своей деятельности разнообразные ресурсы, формы и методы подготовки учащихся к сдаче контрольных испытаний ВФСК «ГТО»;
• Проектировать и организовывать физкультурно-спортивные мероприятия, согласно плану внедрения ВФСК «ГТО» в образовательных учреждениях.
Центр дополнительного образования Поволжского государственного университета сервиса совместно с кафедрой «Физическое воспитание», реализующие процесс подготовки слушателей по программе профессионального модуля «Реализация ВФСК «ГТО» в общеобразовательных учреждениях», обеспечивают:
• Текущий контроль, на основе оценивания сформированности профессиональных компетенций в области физической культуры и спорта; уровня владения технологиями и моделями организации и проведения спортивно-массовых мероприятий направленных на формирование у учащихся образовательных учреждений устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и эффективную подготовку к выполнению испытаний (тестов), входящих в ВФСК «ГТО».
• Итоговый контроль проводится после завершения модуля на основе оценки итоговой работы в форме презентации опыта конкретной образовательной организации по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Программа направлена на получение следующих результатов:
Результат 1. Проектирует мероприятия физкультурно-спортивной направленности для учащихся общеобразовательных учреждений в соответствии с утвержденными государственными требованиями к уровню физической подготовленности школьников на этапе внедрения ВФСК ГТО.
Слушатель:
1. Продемонстрировал знания содержательных характеристик нормативно-правовой базы, организационных, процедурных и материально-технических аспектов внедрения ВФСК ГТО в образовательных организациях.
2. Разработал и составил сводную таблицу - перечня видов спорта и систем физических упражнений, применяемых для физического совершенствования учащихся общеобразовательных учреждений на этапе внедрения ВФСК ГТО.
3. Разработал и составил план мероприятий мотивационно-информационной, спортивной и физкультурно-оздоровительной направленности для конкретного общеобразовательного учреждения.
Результат 2. Владеет различными технологиями и моделями организации и проведения мероприятий по формированию у учащихся школ устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и эффективной подготовки к выполнению испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».
Слушатель:
1. Имеет представление о проблемах и перспективах внедрения здоровьесберега-ющих технологий и ВФСК ГТО в образовательных организациях.
2. Умеет формировать пакет документов и разрабатывать алгоритм подготовки физкультурно-спортивного мероприятия для школьников в контексте комплекса ГТО
3. Разработал таблицу комплексов физических упражнений, используемых при подготовке к выполнению испытаний (тестов), входящих во ВФСК ГТО.
4. Разработал «Проект физкультурно-спортивного мероприятия по выполнению испытаний (тестов) ВФСК ГТО.
5. Дал анализ опыта работы конкретной образовательной организации по внедрению Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».
Обучение слушателей осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно, в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин, прохождения практики. Освоение образовательной программы завершается обязательной итоговой аттестацией слушателей, которые, после успешного ее прохождения, получают документы установленного образца: удостоверение о повышении квалификации.
Разработанная программа позволит специалистам вести эффективную работу по увеличению числа учащихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом; повышению уровня их физической подготовленности; по развитию массового физкультурно-спортивного движения в образовательных учреждениях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кувшинов, О.Н. Мониторинг вовлеченности студентов Поволжского государственного университета сервиса в дисциплину «Физическая культура и спорт» / О.Н. Кувшинов, Н.А. Усачев, Д.И. Сурнин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 110115.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № 1165-р об утверждении плана мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [Электронный ресурс] // URL : http://government.ru/media/files/41d4ec4b9118c4004d8e.pdf. - Дата обращения 03.04.2017.
3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. N 1101 -р // URL : http://base.garant.ru/196059/. - Дата обращения 03.04.2017.
4. Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2014 г №172 «О Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/70619520/. - Дата обращения 03.04.2017.
5. Яворская, Е.Е. Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в высшем учебном заведении / Е.Е. Яворская, Ю.А. Дьяченко, Ю.А. Кретов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 292297.
REFERENCE
1. Kuvshinov, O.N., Usachev, N.A. and Surnin D.I. (2017), "Monitoring of students involvement Volga State University of Service in discipline "Physical culture and sport", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 2 (144), pp. 110-115.
2. The order of the Government of the Russian Federation of June 30, 2014 No. 1165-r about the approval of the plan of measures on stage-by-stage introduction of the All-Russian sports and improving complex "Ready for Labor and Defense" (RLD), available at: http://government.ru/media/files/41d4ec4b9118c4004d8e.pdf.
3. The strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation for the period till 2020, the Order of the Government of the Russian Federation of August 7, 2009 N 1101-p, available at: http://base.garant.ru/196059
4. The decree of the President of the Russian Federation from 3/24/2014 No. 172 "About the All-Russian sports and improving complex "Ready for Labor and Defense" (RLD), available at: http://base.garant.ru/70619520/.
5. Yavorskaya, E. E., Dyachenko, J. A. and Kretov, Y. A. (2017), "Introduction of all- Russian sports complex "Ready for labor and defense" at higher educational institution", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No 2, Vol. 144, pp. 292-297.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.05.2017