К ВОПРОСУ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ
Хачатрян А.А.
Резюме
Человек - самое динамическое, изменчивое и многоранное бытие. Сам человек мыслится как «человек-в-мире», а сам мир мыслится в нем. Поэтому однозначное определение природы человека невозможно. Она остается открытой для новых научно-философских исследований, каждый раз обнаруживающих нечто новое во всегда актуальной проблеме человека.
TO A QUESTION ABOUT MAN'S NATURE IN PHILOSOPHY
Khachatryan A.A.
Summary
Man - the most dynamic, changeable and multi-dimensional being. The man himself is conceived as a "man-in-the-world" and the world itself is conceived in it. Therefore, an unambiguous definition of the man's nature is impossible. It remains open to new scientific and philosophical studies, each time discover something new in the always urgent human problem.
УДК 619+636:658.3.007.1 (471.41)
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТРАСЛИ ЖИВОТНОВОДСТВА ГЛАВНЫМИ
СПЕЦИАЛИСТАМИ ЗООТЕХНИЧЕСКОЙ И ВЕТЕРИНАРНОЙ СЛУЖБ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Шагивалиев Л.Р. - ст.преподаватель Казанский государственный аграрный университет тел.: (843) 567-46-47
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, животноводство, кадровое обеспечение, зоотехники и ветеринарные врачи, закрепляемость кадров, главные специалисты, Республика Татарстан.
Key words: agricultural sector, livestock, staffing, livestock specialists and veterinarians, setreplacement staffs, top specialists, the Republic of Tatarstan.
Дефицит главных специалистов с высшим образованием зоотехнической и ветеринарной служб на
сельскохозяйственных предприятиях
Республики Татарстан в настоящее время является одной из актуальных проблем.
В Большом энциклопедическом словаре дается следующее определение зоотехника: «это специалист с высшим образованием в области животноводства. Организует и контролирует производство животноводческой продукции, добивается ее качества и снижения себестоимости; обеспечивает рациональное содержание, кормление; проводит мероприятия по обеспечению животных помещениями, кормами и др.». А ветеринарный врач определяется как «специалист высшей
квалификации, занимающийся лечением животных, профилактикой заболеваний и ветеринарно-санитарными мероприятиями» [2].
Материалы и методы. Одной из подпрограмм Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2020 годы» является развитие подотрасли животноводства, цель которой -создание условий для комплексного развития и повышения эффективности производства продукции животноводства, обеспечивая этим продовольственную безопасность страны в сфере животноводческой продукции [3].
Анализ сдвигов в системе кадрового обеспечения сельскохозяйственных
организаций ветеринарами и зоотехниками в настоящей статье проведен по данным ведомственного статистического
наблюдения, проводимого Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, а также на основе справочника специалиста
агропромышленного комплекса,
нормативно-правовых актов [3, 6, 7, 8, 10].
Анализ и обсуждение результатов исследования. Для кормления и поддержания здоровья животных в сельскохозяйственных предприятиях
имеются зоотехническая и ветеринарная службы. Основной целью их деятельности является повышение производства продукции, выполнение планов
приозводства и реализации продукции в отрасли животноводства.
Нормативы обслуживания
специалистов зоотехнической и
ветеринарной служб, представленные в Приказе Минсельхоза СССР от 5 июля 1973 года № 229, предусмотерны, в первую очередь, для совхозов и колхозов, несмотря на действие данного Приказа, он, по нашему мнению, требует обновления [7]. Нами в исследовании для определения штатных нормативов взяты данные из справочника специалиста
агропромышленного комплекса от 2011 года, авторами которого являются Мухаметгалиев Ф.Н., Якушкин Н.М. и другие. Данный справочник напечатан по решению научно-технического совета Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан и подготовлен с целью обеспечения руководителей и специалистов, работников экономических служб, организаций агропромышленного комплекса
современными нормативными и
справочными данными (таблица 1) [6].
Таблица 1 - Штатные нормативы специалистов зоотехнической и ветеринарной служб
сельскохозяйственных предприятий
Наименование должностей Нормативы и условия ведения
1. Зоотехническая служба Главный зоотехник Или Ведущий зоотехник (на правах главного) Зоотехник (ведущий зоотехник) Зоотехник по племенному делу Зоотехник-рыбовод Главный технолог по воспроизводству, имеющий высшее образование (по профилю) Один на хозяйство, имеющее свыше 800 условных голов скота Один на хозяйство, имеющее до 800 условных голов скота Один на каждые 1000 условных голов скота Один на хозяйство, имеющее свыше 500 голов племенного скота Один на хозяйство, имеющее свыше 100 га зарыбленных водоемов Один на 300 голов коров
2. Ветеринарная служба Главный ветврач Или Ведущий ветврач (на правах главного) Ветврач (ведущий врач), веттехник, ветфельдшер Один на хозяйство, имеющее более 800 условных голов скота Один на хозяйство, имеющее до 800 условных голов скота Один на каждые 850 условных голов скота
Всего в Республике Татарстан зарегистрировано 454
сельскохозяйственных предприятий,
которые расположены на территории 43 муниципальных районов.
Подробный анализ обеспеченности отрасли животноводства специалистами зооветеринарной службы Республики Татарстан представлен в таблице 2.
Таблица 2 - Обеспеченность отрасли животноводства сельскохозяйственных организаций Республики Татарстан в разрезе муниципальных районов зоотехниками и ветеринарными врачами по состоянию на 1 января 2015 года
№ Районы Условное поголовье, гол. Требуется зоотехников, чел. Фактическое количество зоотехников, Отклонение от факта (+,-) Требуется ветврачей, чел. Фактическое количество ветврачей, чел. Отклонение от факта (+,-)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Агрызский 19131,25 19 5 -14 23 13 -10
2 Азнакаевский 27773,90 28 10 -18 33 13 -20
3 Аксубаевский 23368,42 23 11 -12 27 43 16
4 Актанышский 64385,75 64 19 -45 76 33 -43
5 Алексеевский 25027,96 25 9 -16 29 27 -2
6 Алькеевский 36087,39 36 4 -32 42 22 -20
7 Альметьевский 19020,93 19 10 -9 22 12 -10
8 Апастовский 23597,21 24 22 -2 28 31 3
9 Арский 45866,38 46 21 -25 54 32 -22
10 Атнинский 24103,43 24 20 -4 28 28 0
11 Бавлинский 16176,16 16 3 -13 19 9 -10
12 Балтасинский 43032,36 43 36 -7 51 51 0
13 Бугульминский 9780,13 10 9 -1 12 10 -2
14 Буинский 37572,40 38 10 -28 44 30 -14
15 Верхнеуслонский 10607,23 11 8 -3 12 13 1
16 Высокогорский 19369,91 19 19 0 23 16 -7
17 Дрожжановский 24298,02 24 8 -16 29 22 -7
18 Елабужский 12029,14 12 8 -4 14 8 -6
19 Заинский 19568,79 20 13 -7 23 28 5
20 Зеленодольский 51490,90 51 15 -36 61 40 -21
21 Кайбицкий 18252,30 18 6 -12 21 32 11
22 Камско-Устьинский 14669,50 15 3 -12 17 20 3
23 Кукморский 36021,53 36 30 -6 42 38 -4
24 Лаишевский 86592,37 87 8 -79 102 14 -88
25 Лениногорский 22083,91 22 9 -13 26 16 -10
26 Мамадышский 27904,98 28 26 -2 33 29 -4
27 Менделеевский 5687,43 6 2 -4 7 2 -5
28 Мензелинский 18323,92 18 18 0 22 31 9
29 Муслюмовский 26320,76 26 9 -17 31 12 -19
30 Нижнекамский 19545,25 20 13 -7 23 32 9
31 Новошешминский 19148,74 19 11 -8 23 12 -11
32 Нурлатский 25682,61 26 9 -17 30 29 -1
33 Пестречинский 59930,76 60 9 -51 71 21 -50
34 Рыбно-Слободский 17511,51 18 12 -6 21 29 8
35 Сабинский 33343,96 33 25 -8 39 52 13
№ Районы Условное поголовье, гол. Требуется зоотехников, чел. Фактическое количество зоотехников, Отклонение от факта (+,-) Требуется ветврачей, чел. Фактическое количество ветврачей, чел. Отклонение от факта (+,-)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
36 Сармановский 19074,61 19 14 -5 22 18 -4
37 Спасский 16817,55 17 3 -14 20 2 -18
38 Тетюшский 14221,34 14 9 -5 17 12 -5
39 Тукаевский 180663,46 181 33 -148 213 60 -153
40 Тюлячинский 16667,70 17 8 -9 20 12 -8
41 Черемшанский 12597,41 13 2 -11 15 8 -7
42 Чистопольский 26450,33 26 12 -14 31 44 13
43 Ютазинский 14913,90 15 7 -8 18 7 -11
Итого по Республике Татарстан 1284713,46 1285 538 -747 1511 1013 -498
Требуемая численность специалистов рассчитана исходя из максимальной нагрузки по нормативу: на каждые 1000 условных голов скота - один зоотехник, на каждые 850 условных голов скота - один ветеринарный врач [6, 8].
Анализ таблицы 2 показывает, что по состоянию на 1 января 2015 года в сельхозформированиях фактически
работает зоотехников - 538 человек, ветеринарных врачей - 1013, из них 45,7% и 25,9% являются главными специалистами, соответственно.
Обеспеченность зоотехниками по республике составляет 41,87%,
ветеринарными врачами - 67,04% от числа требуемых специалистов, рассчитанных на основе рекомендуемых нормативов. В 12 районах обеспеченность зоотехниками
составляет менее 30%, и только в 5 районах этот показатель выше 90%. Относительно лучше состояние отрасли по обеспеченности ветврачами. В 12 районах показатель обеспеченности выше 100%, но в целом по республике наблюдается нехватка кадров.
Большая нагрузка на одного специалиста, работающего в
животноводстве, не позволяет на должном уровне обеспечивать качество и эффективность производства продукции животноводства, в том числе эффективное использование генетического потенциала животных, рациональную организацию ухода и содержания животных.
Динамика изменения численности зоотехников и ветеринарных врачей за 2010-2014 годы представлена на рисунке 1.
Рис.1 - Численность зоотехников и ветеринарных врачей сельскохозяйственных организаций
Республики Татарстан, чел. (построен автором)
Из рисунка 1 видно, что за исследуемый период численность зоотехников и ветеринарных врачей в целом снижается.
Так, в 2014 году по сравнению с 2010 годом, численность зоотехников
уменьшилась на 51 человек или на 8,7%. Наибольшее снижение численности специалистов зоотехнической службы наблюдается за 2011-2014 годы - на 76 человек или 12,4%. Вместе с тем за 20102011 год был рост численности специалистов на 25 человек или 4,2%, затем сохраняется тенденция снижения.
Численность ветеринарных врачей за изучаемый период снизилась на 313 специалистов или на 23,6%. В 2011 году по сравнению с 2010 годом наблюдается
резкий спад численности ветврачей - на 408 человек или на 30,8%. Затем за 2011-2013 годы наблюдается увеличение численности на 193 человек или 21,0%, однако за отчетный 2014 год численность снова уменьшилось на 98 специалистов или 9,1% по сравнению с 2013 годом.
Проблема кадрового обеспечения отрасли животноводства носит не только количественный, но и качественный характер. В структуре кадров также наблюдается снижение уровня
обеспеченности специалистов с высшим образованием.
Подробный анализ по уровню образования специалистов зоотехнической и ветеринарной служб представлен на рисунках 2 и 3.
319 (54,2) 310 (50,5) 317 (56,1) 316 (56,3) 292 (54,3)
280
244 (41,4) (45,6) 230 (40,7) 228 (40,6) 223 (41,4)
26 (4,4) 24 (3,9) 18 (3,2) 17 (3,0) 23 (43)
2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
—С высшим образованием —Со средним образованием А Практики
Рис.2 - Образовательная структура зоотехников сельскохозяйственных организаций Республики Татарстан, чел. (в %), расчеты автора
Рис.3 - Образовательная структура ветеринарных врачей сельскохозяйственных организаций Республики Татарстан, чел. (в %), расчеты автора
Образовательная структура
зоотехников выглядит следующим образом: численность специалистов с высшим образованием в целом за изучаемый период
снизилась на 27 человек или 8,5%, удельный вес же в общей численности увеличился на 0,1 п.п.; численность специалистов со средним образованием
также снизилась на 21 человек или 8,7%; хотя и численность специалистов-практиков в целом за изучаемый период уменьшилась на 11,5%, за последние два года она увеличилась на 35,3%, а удельный вес за тот же период повысился на 1,3 п.п.
Анализ рисунка 3 показывает, что за 2010-2014 годы, хотя и численность специалистов с высшим образованием снижается на 21,5%, удельный вес в отчетном году по сравнению с базисным увеличился на 1,4 п.п., а по сравнению с 2011 годом - на 7,2 п.п. Иная картина наблюдается у специалистов со средним образованием: численность за изучаемый период уменьшилась на 56 человек или 27,9%, удельный вес также снизился на 2,3 п.п., за 2011-2014 годы удельный вес специалистов со средним образованием снизился на 12,3 п.п., за тот же период доля специалитсов-практиков увеличилась на 5,1 п.п. и в отчетном 2014 году их удельный вес составил наибольший за изучаемый период - 8,5% от общей численности специалистов.
Таким образом, была рассчитана научно-обоснованная штатная численность специалистов зоотехнической и
ветеринарной служб сельскохозяйственных предприятий Республики Татарстан в разрезе муниципальных районов.
Заключение. Как показывает практика, на развитие животноводства оказывают влияние множество факторов, однако одним из значимых остается человеческий фактор - специалисты, которые работают в этой отрасли. И совершенствование работы по кадровой обеспеченности зоотехниками и
ветеринарами является стратегическим направлением развития животноводческой отрасли Республики Татарстан.
Дальнейшее развитие и модернизация отрасли животноводства приводит к увеличению потребности в
высококвалифицированных кадрах. Чтобы обеспечить необходимый рост поголовья животных, увеличить объем производства продукции надлежащего качества, требуется обеспеченность специалистами соответствующего уровня.
Одним из направлений работы по обеспеченности отрасли кадрами должны стать мероприятия по закреплению кадров на селе. Если учесть, что аграрные
образовательные учреждения ежегодно осуществляют подготовку молодых специалистов, дефицит кадров можно было бы значительно сократить, но этого не происходит, так как молодые специалисты не хотят работать в сельской местности из-за отсутствия необходимых условий (низкая заработная плата, слабо развитая инфраструктура, непрестижность
профессий в отрасли животноводства).
Таким образом, необходима целенаправленная и взаимоувязанная работа по кадрам органов государственной власти, работодателей, образовательных учреждений с целью формирования кадрового потенциала соответствующего уровня и осуществления качественных изменений в области развития кадрового обеспечения сельскохозяйственных
предприятий, которая, в конечном итоге, должна создать условия для комплексного развития и повышения производства продукции животноводства и обеспечить этим продовольственную безопасность страны в сфере животноводческой продукции.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Акмуллин, А.И. Ветеринарная служба в субъектах Российской Федерации и ее кадровое обеспечение: автореферат дис. ... доктора ветеринарных наук: 16.00.03 / Акмуллин Александр Иванович. - Казань, 2004. - 40 с.
2. Большой энциклопедический словарь / под ред. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1456 с.
3. Государственная программа ««Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 апреля 2013г. № 235 // Справочно-правовая система «Гарант-аналитик». - Последнее обновление 18.03.2016.
4. Ключникова, А.И. Определение потребности ветеринарных специалистов для обслуживания крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств / А.И. Ключникова // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э.
Баумана. - 2015. - Том 224 (4). - С.96-99.
5. Козина, А.М. Проблемы и приоритетные направления совершенствования кадрового обеспечения отрасли животноводства / А.М. Козина, Л.П. Семкив, Т.Н. Кондратьева // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. -2013. - №71 (2).- С.12-15.
6. Мухаметгалиев, Ф.Н. Справочник специалиста агропромышленного комплекса / Ф.Н. Мухаметгалиев, Н.М. Якушкин, Ф.Н. Авхадиев и др.; под ред. Ф.Н. Мухаметгалиева и Н.М. Якушкина. -Казань: Казан. ун-т, 2011. - 694с.
7. О типовых штатах и штатных нормативах совхозов, откормочных хозяйств, племенных и конных заводов системы Министерства сельского хозяйства СССР [Электронный ресурс]: Приказ
Минсельхоза СССР от 05.07.1973 № 229 // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». - Дата обращения: 10.02.2016.
8. Сельское хозяйство Республики Татарстан. 2014: Статистический сборник / Ред. колл.: В.П. Кандилов, А.Ф. Саматова и др. - Казань: Татарстанстат, 2014. - 371с.
9. Скульская, Л.В. О проблемах сельскохозяйственного производства и его кадрового обеспечения / Л.В. Скульская, Т.К. Широкова // Журнал: проблемы прогнозирования. - 2009. - №4. - С.87-101.
10. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 г. №40-ЗРТ // Справочно-правовая система «Гарант-аналитик». -Последнее обновление 18.03.2016.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТРАСЛИ ЖИВОТНОВОДСТВА ГЛАВНЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ ЗООТЕХНИЧЕСКОЙ И ВЕТЕРИНАРНОЙ СЛУЖБ (НА МАТЕРИАЛАХ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Шагивалиев Л.Р.
Резюме
В статье рассматриваются проблемы обеспечения отрасли животноводства сельскохозяйственных предприятий Республики Татарстан квалифицированными кадрами зоотехнической и ветеринарной служб.
STAFFING OF THE LIVESTOCK INDUSTRY AS LEADING SPECIALISTS OF ZOOTECHNICAL AND VETERINARY SERVICES (ON MATERIALS OF THE REPUBLIC OF
TATARSTAN)
Shagivaliev L.
Summary
The article considers the problem of providing the livestock industry and agricultural organizations of the Republic of Tatarstan qualified personnel zootechnical and veterinary services.
УДК: 616.98:578.832.1
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ ПТИЦ В РЕСПУБЛИКЕ
ТАДЖИКИСТАН
Шоназар Дж.М. - к.в.н., зав. лабораторией; Турдиев Ш.А. - д.б.н.; Курбонбекова З.Д. -к.в.н.,вед.специалист; Муминов А.А. - к.в.н., вед.спецециалист; Азизбеков М.- вед.специалист;
Мираков А.З. - м.н.с.
Государственное Учреждение «Институт проблем биологической безопасности», Таджикская Академия Сельскохозяйственных наук e-mail: [email protected]
Ключевые слова: вирус гриппа птиц типа А, субтипы, Гамборо, микоплазмоз птиц, мониторинг, инфекционные болезни птиц, ПЦР, Таджикистан.