12. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж: Воронежский университет, 1977.
13. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. Москва: Педагогика, 1981.
14. Яковлев Е.В. Квалиметрический подход в педагогическом исследовании: новое видение. Педагогика. 1999; 3: 49 - 54.
References
1. Bolotov V.A., Val'dman I.A., Kovaleva G.S. i dr. Rossijskaya sistema ocenki kachestva obrazovaniya: glavnye uroki. Kachestvo obrazovaniya v Evrazii. 2013; 1: 85 - 122.
2. Artemenko B.A., Edakova I.B., Kolosova I.V. [et all.] Tool development updating for the internal system of preschool education quality assessment within current legislation of the Russian Federation. Espacios. 2018; Vol. 39, № 21: 3.
3. Beloluckaya A.K., Levan T.N., Krasheninnikov-Hajt E.E. i dr. Zarubezhnye modeli nezavisimoj ocenki kachestva doshkol'nogo obrazovaniya: opyt SShA i Singapura. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya ipraktika. 2016; 9: 60 - 67.
4. Boguslavskaya T.N. Formirovanie podhodov k ocenke kachestva doshkol'nogo obrazovaniya. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2012; 4. Available at: http://www.pmedu.ru
5. Edakova I.B. K voprosu ob ocenke kachestva doshkol'nogo obrazovaniya v usloviyah vvedeniya FGOS. Nachal'naya shkola plyus DO i POSLE. 2013; 12: 17 - 22.
6. Vershinana L.V. Aksiologicheskoe prostranstvo obrazovaniya: cennostnoe soznanie uchitelya. Samara: Samarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2003.
7. Ravkin Z.I. Razvitie obrazovaniya v Rossii: novye cennostnye orientacii (Koncepciya issledovaniya: aksiologicheskij aspekt). Pedagogika. 1995; 5: 87 - 90.
8. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie vpedagogicheskuyu aksiologiyu. Moskva: Akademiya, 2003.
9. Gal'perin P.Ya. Vvedenie vpsihologiyu. Moskva: Universitet, 1999.
10. Davydov V.V. Novyj podhod k ponimaniyu struktury i soderzhaniya deyatel'nosti. Poslednie vystupleniya. Riga: Pedagogicheskij centr «'Eksperiment», 1998.
11. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva: Politizdat, 1975.
12. Bespal'ko V.P. Osnovy teorii pedagogicheskih sistem: problemy i metody psihologo-pedagogicheskogo obespecheniya tehnicheskih obuchayuschih sistem. Voronezh: Voronezhskij universitet, 1977.
13. Lerner I.Ya. Didakticheskie osnovy metodov obucheniya. Moskva: Pedagogika, 1981.
14. Yakovlev E.V. Kvalimetricheskij podhod v pedagogicheskom issledovanii: novoe videnie. Pedagogika. 1999; 3: 49 - 54.
Статья поступила в редакцию 03.07.18
УДК 37.046.12:37.035.6:371.1.08(571.15+571.1/.5) "1920-е"
Borzenko I.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of the Humanities, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail:irinab77@yandex.ru
Komaristaya L.A., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Head of Department of the Humanities, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: luda.altgaki@yandex.ru
MANAGING THE STAFF OF A NATIONAL SCHOOL IN ITS FORMATION PERIOD. The article focuses on an analysis of informational resources dedicated to studying the question of the development of problems in national schools. The authors of the article give a review of how to manage the staff in a national school in Altai Krai during its formation. Usually, the sudden school system reforms are determined by some social cataclysms; so, the Russian (which also known as October in Soviet historiographical tradition) revolution caused a radical change in Russian school educational system, and in particular in mother tongue schooling system. The authors note that professional staff was sine qua non condition for productive activity of a national school. The researchers focus on steps on personnel support of a national school undertook by early Soviet government. Archival documents let the authors to trace the activity of institutions that were responsible for professional training of teaching staff at ethnic language schools. The article sums up some results of works that studied the process of forming and development of national schools in Altai Krai in 1920s.
Key words: mother tongue school (ethnic language school), ethnic teaching stuff, Germans, Estonians, Turkic people, Altai Government (Guberniya) in 1920s.
И.Л. Борзенко, канд. пед. наук, доц. каф. гуманитарных дисциплин, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Е-mail: irinab77@yandex.ru
Л.А. Комаристая, канд. ист. наук, доц., зав. каф. гуманитарных дисциплин, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Е-mail: luda.altgaki@yandex.ru
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД ЕЁ СТАНОВЛЕНИЯ
Основное содержание исследования составляет анализ источников по проблемам национальной школы. Авторы дают обобщенное представление о кадровом обеспечении национальной школы в период ее становления на Алтае. Изменения общественного устройства предполагают реформирование системы образования. Так, Октябрьский переворот 1917 года повлёк кардинальные перемены в системе образования в целом и национальном образовании в частности. В статье указывается, что для эффективного функционирования национальных образовательных учреждений нужны были подготовленные кадры. В статье речь идет о том, какие шаги предпринимались для обеспечения национальных школ учителями в первые годы становления Советской власти. Введенные в оборот архивные документы позволяют проследить, где готовились национальные педагогические кадры. Статья подводит некоторые итоги изучения процесса становления и развития национальных образовательных учреждений на Алтае.
Ключевые слова: национальная школа, национальные педагогические кадры, немцы, эстонцы, тюркские народы, Алтайская губерния в 1920-е годы.
Кардинальные перемены в общественном устройстве страны неизбежно влекут за собой реформирование или модернизацию системы образования. Любая новая власть заинтересована в воспитании такого подрастающего поколения, которое разделяла бы её идеи и осуществляла их воплощение на практике. Сегодняшняя модернизация образования невольно заставляет искать аналогии в прошлом. Российская система образования
претерпела серьезное изменение после Октябрьского переворота. Система была кардинально реформирована - изменились названия образовательных учреждений, принципы формирования школьной сети, методы воспитания и обучения, подготовка кадров, управление образовательными системами. Сложность реформирования образовательной системы заключалась еще и том, что на территории страны проживало большое количество
народов, имеющих свою картину мира, свою особую культуру, язык и желающих передать это своим детям.
После Октябрьского переворота прогрессивно мыслящие политики поставили перед государством задачу обеспечить начальным образованием все народы, проживающие на территории страны. Новая школа создавала условия для формирования «нового» человека на основе его национальной культуры. В стране создавались условия для обеспечения реального всеобщего народного образования, равного для всех классов, социальных групп, сословий независимо от расы, национальности и вероисповедания.
Создание национальной школы началось с документа о единой трудовой школе. Основная цель школы, национальной в том числе, - «дать новое поколение борцов за идеалы трудящихся масс, строителей новой жизни... Из советской школы должны выходить не просто образованные личности, а в первую очередь строители коммунизма, борцы за интересы рабочего класса» [1, с. 54].
В нашей стране национальная школа подразумевала школу, в которой обучение велось на родном языке, с преобладанием коренного (нерусского) контингента обучающихся или с однородным национальным составом. Отличительной особенностью такой школы являлась специальная программа обучения на родном языке, и, как правило, заниженный уровень требований по сравнению с типовой общеобразовательной российской школой.
Сибирь представляла собой многонациональный регион. К 1927 г. Сибирский край занимал территорию в 4229829 кв. км, с населением 7534765 человек, из которых численность национальных меньшинств равнялась 1300000 человек. Амплитуда колебания расселения национальностей была достаточно большая: от 11% в Томском округе, до 60% в Славгородском [2].
Современный Алтайский край с середины XVIII в. и до 1917 г. занимал пространство, входившие в Колывано-Воскре-сенский горный округ - ведомственное и относительно автономное от губернских властей территориальное образование. Временное правительство 17 июня 1917 г. своим постановлением узаконило деление Томской губернии на Томскую и Алтайскую. В состав губернии (с центром в Барнауле) вошли уезды: Слав-городский, Барнаульский, Бийский, Змеиногорский. Президиум ВЦИК 25 мая 1925 г. утвердил образование Сибирского края с центром в Новониколаевске. В состав вошли пять губерний: Алтайская, Енисейская, Новониколаевская, Омская, Томская.
Национальный состав Алтайской губернии был достаточно пестрым. Здесь проживали как представители коренного населения, так и переселенцы из европейской части страны. В 1921 г. в Алтайской губернии, согласно документам, проживали украинцы (58964), алтайцы (43650), мордва (11474), киргизы (7200), чуваши (4280), немцы (4238) и другие, всего около 40 национальностей [3].
Постановление Народного комиссариата просвещения «О школах национальных меньшинств» от 31 октября 1918 г. сформулировало основополагающий принцип народного образования - право всех народов на организацию обучения на родном
языке. Национальная школа стала государственной, вводилось обязательное изучение языка большинства населения данной местности.
1920-е годы отмечены ростом количества национальных школ. Политика государства в части национального образования встретила поддержку со стороны национальностей, населяющих Алтайскую губернию и Сибирь.
Бурный рост национальных школ поставил на повестку дня вопрос обеспечения их педагогическими кадрами. Новая школа требовала политически грамотных педагогов, поддерживающих нововведения советской власти. На повестке дня VIII съезда ВКП (б) стоял вопрос о обеспечении школ, в том числе и национальных, кадрами. Например, в немецкие национальные школы привлекали военнопленных, учителей «старой формации», лояльно настроенных к новой власти. В целом, власти понимали, что для успешного решения проблем национального образования, срочно нужно готовить кадры.
Финансово учителя национальных школ были плохо обеспечены, например, заработная плата составляла 22 рубля, да и её выплачивали нерегулярно. Поэтому в школах наблюдалась сильная «текучка» педагогических кадров [5, с. 187].
Чтобы подготовить учителей для «новой» школы, необходимо было организовать систему профессионального образования. В стране, пережившей революцию и гражданскую войну, ее попросту не было.
15 - 21 января 1918 году в Славгороде проходил съезд учителей, на котором присутствовало 250 человек. Учителей познакомили с основными принципами нового политического режима, с задачами единой трудовой школы. На съезде приняли решение о командировке инспекторов в населенные пункты для помощи в организации национального образования. [6].
В декабре 1921 году в Москве состоялась Первая Всероссийская конференция заведующих тюркскими секциями губернских и уездных отделов народного образования. В 1922 году, в феврале, прошло заседание коллегии Совета национальных меньшинств (Совнацмен). На каждом подобном мероприятии поднимался вопрос о развитии национального образовании и подготовке национальных учительских кадров.
В первой половине 1920-х годов большую роль в формировании учительского корпуса играли всевозможные курсы. Из числа местного населения, разделяющих идеи большевиков, готовили учителей для национальной школы.
В 1920 г. местные власти приняли решение о создании Алтайских курсов по подготовке красных учителей. Их задача состояла в подготовке «сознательных и активных красных учителей для новой трудовой школы, которые будут в то же время активными работниками социалистического строительства и сознательными борцами за мировой коммунизм» [7]. На курсы принимались лица из рабочей и крестьянской среды, не моложе 16 лет, делегированные волостными революционными комитетами или волостными исполнительными комитетами. От поступающих требовали знания в объеме бывших двухклассных училищ. Программа курсов рассчитывалась на 6 месяцев и состояла из тео-
Таблица 1
Количество национальных школ Сибири [4]
№ Наименование национальностей Количество населения Количество школ
1 Русские 6100000 6800
2 Татары 100000 142
3 Латыши 30000 26
4 Эстонцы 31451 55
5 Немцы 86944 87
6 Чуваши 27410 31
7 Казахи 40000 54
8 Мордва 48901 14
9 Литовцы 9366 1
10 Шорцы 15000 13
11 Кумандинцы 12000 1
12 Поляки 57023 8
13 Украинцы 612442 56
14 Белорусы 107018 10
15 Евреи 32349 3
ретической и практической частей. Программа обучения включала следующие дисциплины: политическая экономия, программа коммунистической партии, Советская Конституция, родной язык, арифметика, естествознание, история, география, физика и химия, прикладной курс геометрии, основы алгебры, педагогика, гигиена, прикладные знания по огородничеству, пчеловодству, сельскому хозяйству, лесоводству, внешкольное образование (библиотечное дело, музейное дело, школы для взрослых и т. д.).
По окончании курсов Алтайский губернский отдел народного образования экзаменовал обучающихся, но их подготовка оставляла желать лучшего. Несмотря на низкое качество подготовки, курсанты были направлены для работы в школы.
В июне 1923 г. в Омске открылись курсы по переквалификации для немцев и татар. Немецкие курсы посетили 44 учителя. С 1923 - 1924 учебного года в Москве работали центральные курсы для эстонских учителей [8, с. 170]. Эстонские педагогические кадры готовили на эстонском рабочем факультете в Петрограде, в 1922 году эстонцам Сибири предоставили 20 мест, два из которых предназначалось Алтайской губернии. [9]. Педагогические кадры для латышских школ готовили центральные курсы в Москве, открывшиеся в 1923 -1924 учебном году. Для подготовки кадров для татарских национальных школ в Омске летом 1923 году открыли курсы, на которых обучалось 20 татар.
В октябре 1921 г. вышло постановление о демобилизации работников просвещения. Согласно ему, мобилизация была возможна лишь в исключительных случаях, по соглашению с Народным комиссариатом просвещения и уездными органами управления образованием [10]. Эта мера частично, но помогла решить проблему с кадрами.
Небольшая часть педагогов имела возможность обучаться на курсах в Москве и Ленинграде (соврем. Санкт-Петербург). Количество мест для сибирских учителей было небольшим. Кроме того, финансовые возможности местных органов образования не позволяли отправлять учителей в центр. Курсы по переподготовке учителей в центре (Москва и Ленинград) в 1923 -1924 учебном году посетило 1047 человек, представители 13 национальностей, в 1924 - 1925 учебном году - 1245учителей (21 национальность), в 1925 - 1926 учебном году 910 человек [11, с. 85]. Но, так или иначе, учителя, посетившие центральные курсы, также имелись в национальных школах Алтайского региона.
Во второй половине 1920-х годов ситуация с педагогическими кадрами стала улучшаться. Стали создаваться педагогические училища и техникумы, причем не только в европейской части страны, но и на периферии.
В 1923 - 1924 годах функционировало 32 техникума и 7 отделений с общим количеством - 5130, в 1924 - 1925 годах было уже 35 техникумов и 11 отделений с числом учащихся - 6590, в 1925 - 1926 годах - 42 учреждения и 4 отделения, в которых обучалось 7340 человек.
В 1929 году в Славгороде был открыт украинский педагогический техникум с немецким отделением на 80 учащихся и годичными курсами для учителей немецких национальных школ на 40 человек [12, с. 60]. Немецкое отделение было открыто при Славгородском педагогическом техникуме после принятия постановления Президиума Сибирского краевого исполкома. Обучение немцев было налажено лишь в 1931 - 32 учебном году. К январю 1932 г. в техникуме имелись уже две немецкие группы, в которых обучалось 80 человек. В последующие годы именно здесь обучалось большинство учителей для немецких национальных школ Алтая.
Для многочисленных представителей тюркских народов в 1922 году Сибирский отдел народного образования организовал Первый Сибирский татаро-киргизский педагогический техникум в Томске [13]. Обучающиеся получали стипендии, которые выделялись из местного бюджета каждой губернии. В 1928 году открылся педагогический техникум в Горном Алтае.
В высших учебных заведениях создавали так называемые общие рабочие факультеты, задачей которых было подготовка будущих абитуриентов. Но, кроме этой задачи, они еще давали самую общую подготовку по ряду профессий. На общих рабочих факультетах стали создавать национальные отделения, которые как раз и готовили педагогов для национальных школ. Например, выпускники алтайских школ поступали на рабфак Томского университета. Осенью 1925 года на рабочем факультете Саратовского государственного университета открыли отделение для подготовки учителей немецкого языка и литературы. С октября 1926 года немцы Сибири стали обучаться здесь.
В стране открывались профессиональные учебные заведения, ориентированные непосредственно на подготовку специалистов для национальных школ из числа представителей этносов. Одним из таких был Ленинградский немецкий техникум. Центральный немецкий педагогический техникум первоначально был открыт в Москве на базе Немецкого педагогического института, но в 1925 году он был переведен в Ленинград и просуществовал до середины 1930-х годов. В техникуме получали образование этнические немцы из различных регионов страны [14, с. 268]. Осенью 1923 года Немецкая Секция Славгородского комитета ВКП(б) направила в техникум 5 человек, в 1924 году по разверстке от Алтайской губернии поехало 2 человека. В 19261927 учебном году в техникум было набрано 62 студента, для Сибири предоставлялось 10 мест, но из-за отсутствия средств поехало лишь 6 человек, из них 2 - из Славгородского округа [15].
Помимо Ленинградского техникума кадры для национальных школ готовил Первый в стране Немецкий педагогический институт в Покровске (ныне г. Энгельс, Саратовской области), открывшийся 1 октября 1929 года.
В ноябре 1922 года в Екатеринбурге открылся Практический институт народного образования тюркских народов, прежде всего, для татар, башкир, казахов и других представителей тюркских народов.
Открытие специальных профессиональных учебных заведений решало проблему обеспечения кадрами национальные школы, но лишь частично.
Престиж учительского труда падал из-за его низкого материального обеспечения. Вторая сессия ВЦИК XI созыва 25 октября 1924 года вынесла решение о повышении средней заработной платы учителям до 25 рублей и потребовала обеспечить на льготных условиях педагогической и политической литературой. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 25 января 1925 года вводилась пенсия за выслугу лет учителям, проработавшим в школе 25 лет, причем не менее 5-и лет в советской школе. Более того, право на получение пенсии в половинном размере сохранялось за теми учителями, которые, имея 25-илетний стаж, продолжали работать в школе. Постановление СНК РСФСР от 21 апреля 1926 года «О мерах по улучшению положения сельского учительства» обеспечивало сельских учителей квартирами с отоплением и освещением за счет местных бюджетов и упорядочивало предоставление им оплачиваемых командировок на курсы повышения квалификации при сохранении заработной платы. Тем учителям, которых не обеспечили квартирой, полагалась надбавка к заработной плате в размере 10% основного оклада. Сельские учителя получали отсрочку от армии. Циркуляр Народного комиссариата просвещения 1927 года «О защите прав и интересов учителей» предусматривал привлечение к ответственности тех, кто нарушал права учителя. Противозаконным считалось перемещение учительских кадров, некомпетентное вмешательство в учебный процесс, увольнение, не предоставление положенных льгот. В 1927 - 1928 учебном году заработная плата учителей достигла 42 рубля, что составляло 60% от заработной платы в довоенное время. Значительно повысилась плата за труд в 1930 -1931 гг. - учителя национальных школ получили надбавку - 25%. Принятые меры значительно улучшили положение с кадрами в национальной школе.
1920-е гг. - период активного становления национального образования. С каждым годом росло количество школ, число детей, обучающихся в них. Большая работа велась по подготовке квалифицированных педагогов для национальных школ. Национальная образовательная политика в 20-е годы была направлена на учет разнообразия и неповторимости национальных культур и различие типов национальных школ, их специфических особенностей. Первоначально образовательные учебные заведения признавали самобытность культуры народов и проявляли подлинное уважение к духовным ценностям других. На это ориентировали и педагогов, работавших в национальных образовательных заведениях. Но постепенно ситуация в национальном образовании стала меняться. Это связано с отходом от ленинских принципов построения национальной политики и установлению тоталитарного государства. В 1930-х годы многие национальные учебные заведения были закрыты. Национальные школы функционировали лишь в национальных республиках, автономных национальных областях. Компактные поселения этносов в пределах областей и краев не имели возможности развивать свою национальную систему образования. В итоге это привело к снижению уровня образования среди национальных меньшинств.
Библиографический список
1. Беликова А.П. Основные тенденции развития содержания школьного образования в Сибири в период двадцатых годов (1921 - 31 гг.). Москва: Издательство МГПУ им. В.И. Ленина, 1992.
2. Голышев А. Социалистическое строительство и советское просвещение Просвещение Сибири. 1927; 9: 5 - 20.
3. ГААК. Ф. Р 922. Оп.1. Д. 2. Л. 48.
4. ГААК. Ф. Р 922. Оп.1. Д. 2.
5. Черказьянова И.В. Немецкая дореволюционная школа Сибири: возникновение и проблемы развития. Немцы. Сибирь. Россия. Омск,1997: 100 - 124.
6. ГААК. Ф. 141. Оп. 1. Д. 2. Л. 23 об.
7. ГААК. Ф. 141. Оп. 1. Д. 4. Л. 32.
8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917 - 1941 гг.). Отв. ред. Н.А. Кузьмин, М.Н. Колмакова, З.И. Равкин. Москва: Педагогика, 1980.
9. ГААК. Ф.141. Оп. 1. Д. 276. Л. 2.
10. ГААК. Ф. 141. Оп. 1. Д. 275. Л. 198.
11. Мельников А. Советское культурное строительство в Сибирском крае Просвещение Сибири. 1927; 3: 85 - 96.
12. Матис В.И., Кряклина Т.Ф. Немецкая школа в регионах России. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999.
13. ГААК. Ф.141. Оп. 1. Д. 276. Л. 6.
14. Смирницкая С.В. Центральный немецкий педагогический техникум в Ленинграде. Немцы и развитие образования в России. Санкт-Петербург, 1998: 208 - 209.
15. ГААК. Ф. 38. Оп. 1. Д. 74. Л. 232.
References
1. Belikova A.P. Osnovnye tendenciirazvitiya soderzhaniya shkol'nogo obrazovaniya vSibiri vperiod dvadcatyh godov(1921 - 31 gg.). Moskva: Izdatel'stvo MGPU im. V.I. Lenina, 1992.
2. Golyshev A. Socialisticheskoe stroitel'stvo i sovetskoe prosveschenie Prosveschenie Sibiri. 1927; 9: 5 - 20.
3. GAAK. F. R 922. Op.1. D. 2. L. 48.
4. GAAK. F. R 922. Op.1. D. 2.
5. Cherkaz'yanova I.V. Nemeckaya dorevolyucionnaya shkola Sibiri: vozniknovenie i problemy razvitiya. Nemcy. Sibir'. Rossiya. Omsk,1997: 100 - 124.
6. GAAK. F. 141. Op. 1. D. 2. L. 23 ob.
7. GAAK. F. 141. Op. 1. D. 4. L. 32.
8. Ocherki istorii shkoly i pedagogicheskoj mysli narodov SSSR (1917 - 1941 gg.). Otv. red. N.A. Kuz'min, M.N. Kolmakova, Z.I. Ravkin. Moskva: Pedagogika, 1980.
9. GAAK. F.141. Op. 1. D. 276. L. 2.
10. GAAK. F. 141. Op. 1. D. 275. L. 198.
11. Mel'nikov A. Sovetskoe kul'turnoe stroitel'stvo v Sibirskom krae Prosveschenie Sibiri. 1927; 3: 85 - 96.
12. Matis V.l., Kryaklina T.F. Nemeckaya shkola vregionah Rossii. Barnaul: Izd-vo BGPU, 1999.
13. GAAK. F.141. Op. 1. D. 276. L. 6.
14. Smirnickaya S.V. Central'nyj nemeckij pedagogicheskij tehnikum v Leningrade. Nemcy i razvitie obrazovaniya v Rossii. Sankt-Peterburg, 1998: 208 - 209.
15. GAAK. F. 38. Op. 1. D. 74. L. 232.
Статья поступила в редакцию 27.06.18
УДК 378 (470.63)
Burlyaeva V.A., Doctor of Sciences (Sociology), Professor, Prorector on educational and scientific work, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: burlyaeva-va@rambler.ru
Burkina I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Deputy Head of the Office of Organization of Career Guidance and Competitions; senior lecturer of Department of Pedagogy and Educational Technologies, Institute of Education and Social Sciences, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: irinaburkina@yandex.ru
Bulakh K.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Head of Research Unit; senior lecturer of Department of Pedagogy and Psychology, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: kseniyabulah@yandex.ru
Chebanov K.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Electrical Power Engineering, Faculty of Engineering and Modern Technology, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: chebanov-ka@rambler.ru
THE CLUSTER APPROACH INTEGRATED SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF STAVROPOL KRAI). The article is dedicated to an analysis of theoretical and practical issues of the use of the cluster approach in the modernization of vocational education. Actualization of this issue is caused by the modern trend to modernize the system of vocational and higher education. The articles set out the provisions of the modernization of vocational education in the Stavropol region, aimed at improving the quality of vocational education and improvement of the competitiveness of a specialist in demand in the labour market. Set objectives for the further search of the level of usefulness of the cluster units to flexible, multi-use integrated system. The article is devoted to analysis of theoretical and practical issues of implementation of the cluster approach in the modernization of vocational education. Actualization of this issue is caused by the modern trend to modernize the system of vocational and higher education. The paper reveals the experience of modernization of the vocational education in Stavropol Krai, the work aimed at improving the quality of vocational education and improvement of the competitiveness of a specialist in demand in the labor market. The research sets objectives for the further work on the level of usefulness of the cluster units to flexible, multi-use integrated system.
Key words: professional education, educational clusters, regional labor market, modernization, competitiveness.
В.А. Бурляева, д-р социол. наук, проф., проректор по учебной и научной работе, ГАОУ «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: burlyaeva-va@rambler.ru И.В. Буркина, канд. пед. наук, доц., заместитель начальника Управления организации профориентационной работы и олимпиад; доц. каф. педагогики и образовательных технологий института образования и социальных наук, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: irinaburkina@yandex.ru К.В. Булах, канд. психол. наук, доц., руководитель научно-исследовательской части; доц. каф. педагогики и психологии ГАОУ «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: kseniyabulah@yandex.ru
К.А. Чебанов, канд. пед. наук, доц., зав. каф. электроэнергетики факультета техники и современных технологий, ГАОУ «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: chebanov-ka@rambler.ru