Научная статья на тему 'Кадровое обеспечение муницуипальной службы в условиях современного реформирования (на примере ямало-ненеукого автономного округа)'

Кадровое обеспечение муницуипальной службы в условиях современного реформирования (на примере ямало-ненеукого автономного округа) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / MUNICIPAL SERVICE / STAFFING / SKILL REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попкова Алена Анатольевна

В данной статье анализируются вопросы современного кадрового обеспечения муниципальной службы, в частности в отдаленных от административных центров субъектов РФ. Представлены результаты социологического исследования проблем кадрового обеспечения муниципальной службы в сельских поселениях и муниципальных районах отдаленных, труднодоступных северных территорий ЯНАО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAFFING MUNICIPAL SERVICE IN MODERN REFORMATION CONDITIONS (BASED ON THE DATA RESEARCH IN YAMAL-NENETS AUTONOMOUS DISTRICT)

This article analyzes the issues of modern staffing of municipal services, particularly in areas remote from administrative centers of constituent entities of the Russian Federation. Presents results of a sociological study of the staffing of municipal services in rural settlements and municipal districts of the remote Northern territories of the Yamal-Nenets Autonomous district.

Текст научной работы на тему «Кадровое обеспечение муницуипальной службы в условиях современного реформирования (на примере ямало-ненеукого автономного округа)»

YAK 352.075 (571.121) ББК 67.401.02(2Рос-6Яма)

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИУИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЯМАЛО-НЕНЕУКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА)

STAFFING MUNICIPAL SERVICE IN MODERN REFORMATION CONDITIONS (BASED ON THE DATA RESEARCH IN YAMAL-NENETS AUTONOMOUS DISTRICT)

В данной статье анализируются вопросы современного кадрового обеспечения муниципальной службы, в частности в отдаленных от административных центров субъектов РФ. Представлены результаты социологического исследования проблем кадрового обеспечения муниципальной службы в сельских поселениях и муниципальных районах отдаленных, труднодоступных северных территорий ЯНАО.

This article analyzes the issues of modern staffing of municipal services, particularly in areas remote from administrative centers of constituent entities of the Russian Federation. Presents results of a sociological study of the staffing of municipal services in rural settlements and municipal districts of the remote Northern territories of the Yamal-Nenets Autonomous district.

Ключевые слова: муниципальная служба, кадровое обеспечение, квалификационные требования.

Key words: municipal service, staffing, skill requirements.

Современные подходы к реформированию квалификационных требований к должностям муниципальной службы в Российской Федерации направлены на повышение требований к уровню подготовки, профессиональным знаниям и умениям. В данных условиях актуализируются вопросы современного кадрового обеспечения муниципальной службы, особенно в отдаленных от административных центров субъектов РФ районах и сельских поселениях.

Согласно современному российскому законодательству, муниципальная служба трактуется как профессиональная деятельность, а одним из ее основных принципов обозначается принцип профессионализма и компетентности [2].

Однако, по социологическим данным, профессионализм современных муниципальных служащих (особенно кадров органов местной власти сельских поселений) имеет существенные дефициты, среди которых основными можно отметить следующие:

- недостаточно высокий уровень нормативно-правовой грамотности;

- наличие затруднений при решении задач управления социально-экономическим развитием муниципальных образований;

- слабое владение современными методами организации продуктивного взаимодействия власти и населения при решении вопросов местного значения;

- низкий уровень готовности к реализации различных форм межмуниципального взаимодействия.

Наличие обозначенных дефицитов профессионализма муниципальных служащих выступает одной из причин низкого качества различных муниципальных услуг в России. Это подтверждается выводами соответствующих

А.А. ПОПКОВА

A.A. POPKOVA

экспертных оценок в сфере изучения качества современных муниципальных услуг (опросы населения, представителей общественных организаций, бизнеса и т. п.).

Особенно остро вопросы кадрового обеспечения и компетентности муниципальных служащих стоит в сельской местности и труднодоступных территориях, одной из таковых является территория Ямало-Ненецкого автономного округа.

Социологические исследования, проводимые в администрациях районов и сельских поселений Ямало-Ненецкого автономного округа, показали, что на сегодняшний день в муниципалитетах сохраняется проблема кадрового обеспечения муниципальной службы, профессионализма, компетентности и организации дополнительного профессионального образования муниципальных служащих.

Результаты исследований подтверждают, что основными инструментами улучшения кадрового обеспечения муниципальной службы являются аттестация, квалификационный экзамен, курсы повышения квалификации, кадровый резерв.

В качестве потенциального резерва кадрового обеспечения в Администрации муниципальных районов и поселений рассматривают молодых специалистов, при условии их соответствия квалификационным требованиям.

В процессе исследований были выделены основные проблемы, с которыми сталкиваются при осуществлении кадрового обеспечения в Администрациях районов ЯНАО (рис. 1).

Рис. 1. Основные проблемы кадрового обеспечения муниципальной службы в муниципальных районах и поселениях ЯНАО

Анализ результатов опроса самих муниципальных служащих показал, что большинству работников (76,5 %) знаний, навыков и умений достаточно для выполнения своих профессиональных обязанностей и лишь периодически возникает потребность в их совершенствовании. 11,8% опрошенных ответили, что, напротив, знаний, навыков и умений для качественного выполнения своих должностных обязанностей не хватает систематически, приходится постоянно их совершенствовать. Столько же опрошенных не согласились с данной позицией и ответили, что данных навыков и знаний всегда достаточно для выполнения поставленных задач (рис. 2).

Знаний, навыков, умений всегда достаточно для выполнения должностных обязанностей

Знаний, навыков, умений достаточно, периодически возникает потребность в их уточнении и развитии для выполнения должностных обязанностей Знаний, навыков и умений систематически не хватает, приходится постоянно их совершенствовать, чтобы выполнять свои должностные обязанности

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0 90,0

Рис. 2. Уровень знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей

В связи с потребностью были выявлены основные способы совершенствования знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. Среди них 70,6 % работников самостоятельно отслеживают все изменения и 58,8 % получают необходимую информацию на курсах повышения квалификации. 35,5 % опрошенных отметили, что существует централизованная система ознакомления со всеми изменениями, которая достаточна для повышения информированности и обеспечения роста качества выполнения своих обязанностей. И 17,6 % работников ответили, что получают всю необходимую информацию на совещаниях и семинарах (рис. 3).

Получаю необходимую информацию в ходе прохождения курсов повышения квалификации

Получаю всю необходимую информацию на совещаниях, методических семинарах и др.

Существует централизованная система ознакомления со всеми изменениями

Самостоятельно отслеживаю все изменения

58,8

1

7,6 3

и

| 35

170,6

10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0

Рис. 3. Способы совершенствования знаний, навыков, умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей

В работе с кадрами основным мотивирующим механизмом совершенствования профессиональных знаний является аттестация муниципальных служащих. Это подтвердили 76,5 % работников. В наименьшей степени подобное влияние оказывает формирование кадрового резерва, лишь для 11,8 % опрошенных данный механизм результативен (рис. 4).

Рис. 4. Механизмы работы с кадрами, мотивирующие к совершенствованию профессиональных знаний и умений

При анализе кадровой обеспеченности Администраций было выявлено, что в Администрации периодически возникает необходимость в привлечении новых работников. Причем 29,4 % опрошенных отметили, что всегда возникает необходимость именно в узкопрофильных, специализированных кадрах. Но данная потребность не имеет постоянной основы, кадровой текучести в местных администрациях не наблюдается (рис. 5).

В Администрации

необходимость в кадрах В Администрации всегда

узкопрофильных, специализированных кадрах В Администрации набл «сдается процесс текучести кадров

Администрации сформирован

0,0 5,0 10,0 15,0 20,0 25,0 30,0 35,0 40,0 45,0 50,0

Рис. 5. Кадровая обеспеченность местных администраций

При ответе на вопрос «Возникала ли проблема дефицита кадров в Администрации в вашем отделе?» большинство респондентов (64,7%) ответили, что данной проблемы в их отделе не было никогда, все должности всегда обеспечены кадрами. 35,3 % подтвердили, что, действительно, такая проблема возникает время от времени, но относительно узкопрофильных специалистов (рис. 6).

Да, бывают такие проблемы относительно узкопрофильных специалистов Нет, все должности всегда обеспечены кадрами

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0

Рис. 6. Существование проблемы дефицита кадров в отделах Администрации

При анализе влияния технологии кадрового резерва на повышение качества кадров и обеспеченности ими местных администраций точки зрения опрошенных несколько разделились (рис. 7).

Нет, кадровый резерв не решил кадровых проблем

Да, кадровый резерв позволил отбирать кадры более высокой квалификации

Да, кадровый резерв, значительно улучшил ситуацию с подбором кадров на соответствующие должности

0,0 5,0 10,0 15,0 20,0 25,0 30,0 35,0 40,0 45,0

Рис. 7. Влияние технологии кадрового резерва в повышении качества кадров и кадровой обеспеченности местных администраций

По мнению большинства муниципальных служащих (41,2 %), технология формирования кадрового резерва бесперспективна и не способна решить кадровых проблем. В большинстве своем, как показывает практика, конкур-

сы в кадровые резервы на отдельные должности либо заполняются формально, либо признаются несостоявшимися в связи с несоответствием кандидатов квалификационным требованиям. Но в то же время почти 30 % респондентов отмечают значительное улучшение ситуации с подбором кадров на соответствующие должности после начала использования данной технологии. 23,5 % работников говорят о том, что кадровый резерв как технология позволяет выявлять и отбирать кадры более высокой квалификации.

Несмотря на отсутствие значительной текучести кадров в местных администрациях, нельзя сказать о том, что кадровые потребности удовлетворены полностью. Большинство муниципальных служащих (70,6 %) отмечают, что кадровые проблемы все же существуют.

Они связаны, прежде всего, с недостатком квалифицированных работников. Данные явления носят бессистемный характер и негативно не отражаются на деятельности местных администраций.

Около 30 % (рис. 8) муниципальных служащих отрицают факт существования данной проблемы. На их взгляд, кадровые потребности удовлетворены полностью. Администрация укомплектована высококачественными профессионалами, способными на должном уровне выполнять все необходимые должностные обязанности.

%

70,6

29,4

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0

Рис. 8. Кадровое обеспечение муниципальной службы в местных администрациях ЯНАО

В целом, на основе данных, полученных в ходе исследования, можно сделать вывод, что кадровое обеспечение муниципальной службы в местных администрациях находится на достаточном уровне для обеспечения их деятельности. Но проблема замещения специализированных, профильных должностей муниципальной службы существует.

Для совершенствования кадрового обеспечения муниципальной службы необходимо:

1. Совершенствовать и актуализировать нормативную правовую базу в сфере муниципальной службы на региональном и местных уровнях в соответствии с требованиями федерального законодательства.

2. В соответствии со статьей 28.1 Федерального закона №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» [1] формировать потребности в подготовке кадров и осуществлять подготовку кадров необходимой квалификации на договорной основе.

3. Активнее использовать возможности интерактивного ресурса «Федеральный портал управленческих кадров» (www. gossluzhba.gov.ru) для привлечения кандидатов в кадровый резерв и замещения вакантных должностей муниципальной службы из других муниципальных образований и субъектов РФ.

Данные меры позволят повысить качество кадрового обеспечения муниципальной службы в сельских поселениях и муниципальных районах отдаленных, труднодоступных северных территорий ЯНАО.

Существуют кадровые проблемы, связанные с недостатком квалифицированных работников, но это носит единичный характер и никак не отражается на работе Администрации

Кадровые потребности удовлетворены полностью. Администрация укомплектована качественными профессионалами, способными своевременно и на должном уровне выполнять необходимые функции

Литература

1. О муниципальной службе в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ // Справ.-правовая система «Кон-сультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_66530 (дата обращения: 15.02.2016).

2. Методические рекомендации по установлению квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и организации оценки на соответствие указанным требованиям [Электронный ресурс] // Сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. - Режим доступа: http:// www.rosmintrud.ru/ministry/programms/municipal_service (дата обращения: 19.07.2016).

3. Ковалева, К.Д. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления по осуществлению мер противодействия коррупции [Текст] / К.Д. Ковалева, А.А. Попкова // Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и прав : материалы Междунар. науч. семинара (13 декабря 2013 года). - Тюмень : Изд-во ТИУ, 2014. - С. 100-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.