Г. А. Бордовский,
ректор
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ В ГЕРЦЕНОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Проведение в стенах Герценовского университета масштабной международной конференции по проблемам инклюзивного образования можно считать определенным признанием заслуг нашего вуза в развитии этого направления образовательной политики в России. Следует отметить, что почти 200 лет назад именно в этих стенах впервые
в России началась подготовка специалистов для работы с детьми-инвалидами. И сегодня Герценовский университет является одним из самых ярких лидеров отечественного образования, важнейшим культурно-просветительным и научным центром, исповедующим принципы гуманизма и толерантности.
В РГПУ им. А. И. Герцена накоплен реальный опыт инклюзивного образования, в том числе и в рамках реализации программы ЮНЕСКО «Образование для всех». Наш университет занимает 4-е место среди вузов России по количеству обучающихся в нем студентов с ограниченными возможностями, широко реализуя интегрированное профессиональное образование инвалидов разных категорий. Речь идет о том, что наряду с функционированием специализированных учреждений профессионального образования инвалидов у нас сложился опыт комплектования групп, организации учебных подразделений и факультетов для инвалидов в образовательных учреждениях общего вида как промежуточного звена при переходе к их полной образовательной интеграции. Данная инклюзия выступает как оптимальная и наиболее распространенная модель организации обучения лиц с ограниченными возможностями.
Кроме того, особенность нашего университета заключается в том, что в нем традиционно ведется подготовка различных категорий молодежи, относящейся к сфере социальной инклюзии.
Герценовский университет уже на протяжении более 70 лет ведет образовательную подготовку кадров учителей из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, осуществляя программу, которую можно назвать программой этнообразовательной инклюзии. В основе этой программы — сочетание двух взаимосвязанных принципов: развитие
культурно-языкового многообразия образовательного пространства России и, одновременно, развитие адаптационных процессов включения коренных малочисленных народов в российский и мировой культурный контекст при сохранении их самобытности и этнической идентичности. В соответствии с этим программа развивается в двух основных направлениях — этнофило-логическом и этнокультурологическом.
К числу основных особенностей этой программы можно отнести реальную би-лингвальность, реализующуюся в освоении
русского и родного языков и методике их преподавания в школах северных регионов, а также культуро-антропологическую направленность образования, выражающуюся в углубленном изучении исторических и современных особенностей этнических культур северных народов. Этнообразова-тельная инклюзия в институте народов Севера оказывает благотворное воздействие и на разработку новых образовательных стратегий Герценовского университета, в частности, разработку этнонациональных аспектов образования всех уровней, соответствующих общей направленности программ ЮНЕСКО на поддержку культурно-языкового многообразия, развитие толерантности, преодоление этнонациональных и межконфессиональных конфликтов.
Здесь следует назвать, в частности, совместную программу кафедры ЮНЕСКО и института народов Севера «Реальность этноса», в рамках которой проходит ежегодная международная научно-практическая конференция, собирающая представителей научной и педагогической общественности всех регионов России, более 5G российских городов, а также Австрии, Италии, Казахстана, Латвии, США, Финляндии и других стран. В 2GG8 г. прошла уже юбилейная 1G конференция «Реальность этноса». Многотомное издание материалов конференции может служить серьезной методологической и методической базой развития этно-образовательной инклюзии.
Петербург — традиционно многонациональный город, в котором русские составляют доминирующее большинство населения, однако, здесь проживают и сотни тысяч представителей национальных меньшинств. Усилившиеся в последнее время процессы миграции привели к тому, что в Петербурге появились школы, в которых состав учащихся является многонациональным.
Для успешной профессиональной деятельности и социальной адаптации учащихся из семей мигрантов на факультетах РГПУ им. А. И. Герцена разработаны и реализуются образовательные программы, на-
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ
правленные на подготовку специалистов, готовых к работе с такими детьми. На филологическом факультете с 2003 г. реализуется бакалаврские и магистерские программы по теории и практике обучения меж-культурной коммуникации в полиэтнической и поликультурной среде. В институте детства преподаватели различных кафедр университета разработали авторские программы курсов по этнопсихологическим основам обучения русскому языку детей-мигрантов других национальностей.
Сейчас на кафедре межкультурной коммуникации Герценовского университета сформировался научно-методический центр подготовки преподавателей русского языка как неродного. В структуре этого центра — проблемная группа, школы с полиэтническим компонентом, волонтеры-студенты, научно-методическая лаборатория, курсы повышения квалификации преподавателей.
В 2003 г. на факультете безопасности жизнедеятельности начата подготовка специалистов по профилактике различных форм химической зависимости — превен-тологов и реабилитологов на основе концепции, объединяющей в единый комплекс образовательные, социальные и медицинские меры.
Кадровый и научный потенциал РГПУ им. А. И. Герцена позволяет нам проводить фундаментальные и комплексные исследования проблем образования в поликультур-ной среде по философским, этническим, лингвистическим, культурологическим,
психологическим и прикладным педагогическим аспектам.
Большое внимание уделяется и развитию материально-технической базы университета, направленной на создание насыщенной открытой информационной среды, где обеспечен доступ каждого студента к различным цифровым образовательным ресурсам.
В Герценовском университете создана сеть структур дополнительного образования, которые ориентированы на разные целевые группы и реализуют программы различного уровня и направленности. Одной из таких структур является институт пере-
подготовки и повышения квалификации работников образования. Идея непрерывного образования как фактора развития личности и условия не только профессионального, но и общекультурного, личностного совершенствования человека стала основой деятельности данного института.
Большое значение в этом процессе имело включение всего преподавательского состава университета в разработку новой образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» как вуза-победителя конкурса в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». В рамках данной программы было проведено широкомасштабное исследование новых возможностей гуманитарных технологий в широкой социальной сфере, в том числе и в сфере инклюзивного образования.
В качестве инновационного организационного механизма управления системой инклюзивного образования как в нашем университете, так и в целом в Российской Федерации, важную роль играет социальное партнерство. При этом необходимо отметить: в социальном партнерстве рыночные отношения должны развиваться параллельно с деятельностью государства, выступающего в качестве монополиста, что особенно важно для поддержки неформального инклюзивного образования, ориентированного на подготовку безработных, маргиналов, мигрантов и т. д.
В университете осуществляется международное сотрудничество по широкому спектру культурно-образовательных программ и проектов, в том числе и под эгидой ЮНЕСКО. Решение одной из проблем, а именно кадровое обеспечение инклюзивного образования, мы связываем с проектом Европейского союза «Темпус», который наш университет успешно реализует с 2006 г. Партнерами РГПУ им. А. И. Герцена в рамках данного проекта выступают Высший государственный институт образования и исследований в области обучения людей с ограниченными возможностями и адаптиро-
ванного образования (Сюрен, Франция), Университет им. Гумбольдта (в частности, он представлен на нашей конференции среди участников), Лиссабонский технический университет (Португалия) и др.
Вместе с тем дальнейшее развитие как в нашем университете, так и России в целом, практики социальной и образовательной инклюзии требует соответствующего кадрового обеспечения. Речь идет о педагогах совершенно нового типа. Эти педагоги должны обладать социально-личностными, общенаучными, инструментальны-
ми, профессиональными компетентностями, позволяющими использовать их для работы с самыми разными категориями населения. Международный опыт показывает, что развитие системы инклюзивного образования в широком социальном смысле — долгосрочная стратегия, требующая терпения и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапности и комплексного подхода для ее реализации. Именно эти принципы положены в основы подготовки и переподготовки кадров в РГПУ им. А. И. Герцена.