РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА
МАГИСТРАТУРЫ
Тлисов Азамат Борисович
кандидат экономических наук, доцент, директор Северо-Кавказского института -филиала РАНХиГС.
Адрес: Северо-Кавказский институт - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 357528, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Дунаевского, д. 5. E-mail: [email protected]
Тяглов Сергей Гаврилович
доктор экономических наук, профессор, заведующий научно-исследовательской лабораторией «Региональное управление и экологический менеджмент» Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС.
Адрес: Северо-Кавказский институт - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 357528, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Дунаевского, д. 5. E-mail: [email protected]
Брюханова Наталья Владимировна
кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и инновационных рыночных исследований Южного университета (ИуБиП).
Адрес: ЧОУ ВО «Южный университет» (ИуБиП), 344068, г. Ростов-на-Дону, проспект Михаила Нагибина, д. 33а/47. E-mail: [email protected]
Статья посвящена вопросам кадрового обеспечения процессов социально-экономического развития региона, которые являются определяющими в достижении регионального экономического роста. При этом в качестве основного источника рассматривается система образования, которая в настоящее время все еще находится в стадии реформирования. Она должна своевременно обеспечивать подготовку кадров нужной квалификации для экономики региона, а также осуществлять конкретно-прикладную специализированную подготовку высококвалифицированных кадров. Решить эти задачи, по мнению авторов, возможно с помощью развития второго уровня образования - магистратуры.
Ключевые слова: рынок труда, рынок образовательных услуг, подготовка кадров, социально-экономическое развитие региона, магистерские программы, механизм формирования магистерских программ, междисциплинарность.
SUPPLY OF PERSONNEL FOR REGIONAL ECONOMY BY DEVELOPING MASTER-COURSE INSTITUTIONS
Tlisov, Azamat B.
PhD, Assistant Professor, Director of the North Caucasus Institute - Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration at the President of the Russian Federation (RANEPA).
Address: North Caucasus Institute - Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration at the President of the Russian Federation (RANEPA), 5 Dunayevsky Str., Pyatigorsk, 357528, Stavropol Territory. E-mail: [email protected]
Tyaglov, Sergey G.
Doctor of Economics, Professor, the Head of the Laboratory 'Regional Administration and Ecologic Management'of the North Caucasus Institute - Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration at the President of the Russian Federation (RANEPA).
Address: North Caucasus Institute - Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration at the President of the Russian Federation (RANEPA), 5 Dunayevsky Str., Pyatigorsk, 357528, Stavropol Territory. E-mail: [email protected]
Bryukhanova, Natalia V.
PhD, Assistant Professor, the Head of the Department for Economics and Innovative Market Research Southern University (IMBL).
Address: Southern University (IMBL), 33a/47 Mikhail Nagibin Avenue, Rostov-on-Don,
344068, Russian Federation.
E-mail: [email protected]
The article deals with problems of personnel supply for processes of region social and economic development, which are essential for attaining regional economic growth. The education system, which today is still at the stage of reforming, can be considered as a key source of growth. It must provide timely training of personnel of required qualification for region economy and at the same time carry out the concrete-applied specialty training of highly-qualified staff. According to the authors these goals could be reached by developing the second level of education, i. e. master course.
Keywords: labour market, education services market, training of personnel, social and economic region development, master course programs, mechanisms of designing master programs, interdisciplinary courses.
Среди источников кадрового обеспечения процессов социально-экономического развития региона можно выделить обучение специалистов; пере-
подготовку (переобучение) специалистов; привлечение квалифицированных специалистов, ушедших в другие отрасли экономики региона; лизинг (аренду) спе-
циалистов; миграцию и релокацию специалистов. При этом основными являются первые два, которые обеспечивает система образования. Анализ функций, выполняемых системой образования, позволил сде-
Передач. обеспечи обществе
и
и деяте основе
Социал
При этом особая роль отводится системе профессионального образования, которая формирует и совершенствует производительные силы, обеспечивая тем самым темпы экономического роста территории.
Являясь неотъемлемым элементом социально-экономической системы региона, система профессионального образования производит два типа образовательной продукции. Первый из них связан с передачей знаний, навыков, умений, за которыми приходит каждый отдельный гражданин; второй - в большей степени отражая потребности различных производств, связан с подготовкой конкретного специалиста, т. е. человека, обладающего знаниями, навыками, умениями и компетенция-
лать вывод, что она является одним из важнейших социально-экономических ресурсов развития общества и территории (рис. 1).
ми, которые необходимы работодателю. Именно этот продукт обеспечивает взаимодействие системы профессионального образования с региональным рынком труда [1].
Современный региональный рынок труда характеризуется сокращением кадрового потенциала, привлечением миграционной рабочей силы, несоответствием спроса на образовательные услуги в разрезе специальностей потребностям рынка труда, обусловленного как экономическими причинами (уровень оплаты труда, социальные гарантии и т. п.), так и социальными (престижность профессии, социальный статус и т. п.). В свою очередь система профессионального образования, реаги-
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦ
_Г
~1_
I культурных ценностей, вающих устойчивость нной жизни
вание интеллектуального зго потенциала нации
1е человека в социум >ность на конвенциальной
ание социальной кации и обеспечение ой мобильности
1ый контроль и профилактика ого конфликта
Формирование и развитие производительных сил общест
Обеспечение качества экономического роста социум;
Обеспечение непрерывности процесса экономического разв и перманентной возможности его ускорения
Адаптация человека к изменяющемуся экономическ и технологическому пространс
Рис. 1. Функции системы образования
руя на социальный запрос со стороны абитуриентов и не имея точных квалификационных требований, характеризующих новые рабочие места, формирует не в полной мере соответствующую региональной экономике структуру специальностей, по которым ведется подготовка кадров. После окончания профессиональных учебных заведений выпускники вынуждены либо работать не по специальности (более 50%), либо уезжать из региона, либо работать на должностях, не требующих высшего образования. При этом основная проблема заключается в том, что существующая сегодня система образования оказывается не столь гибкой по отношению к рынку труда, в результате чего возникает существенный временной лаг в перестройке структуры и состава предлагаемых образовательных программ [2].
В настоящее время российская система высшего образования находится на очередном этапе реформирования в рамках интеграции в Болонский процесс. Произошла принципиальная реструктуризация государственных образовательных стандартов, осуществлен переход к двухуровневой системе образования, включающей бакалавриат и магистратуру, существенно видоизменились требования к выпускникам и, соответственно, структуре и содержанию учебных планов и читаемых дисциплин, а также в целом к образовательному процессу.
Происходящая в стране реформа сферы образования, а также трансформация внешней социально-экономической среды ставят перед образовательными учреждениями высшего профессионального образования новые цели и задачи, направленные на усиление их роли не только в сфере подготовки высококвалифицированных кадров для потребностей различных отраслей, сегментов и сфер российской экономики, но и в процессе регулирования рынков труда, развития фундаментальной и прикладной науки, международного сотрудничества, участия в управлении развитием местных социумов. Все это предо-
пределяет новую интегративную функцию университета в системе социально-экономического развития региона и страны в целом и требует модернизации системы организации его научно-образовательной деятельности.
Помимо серьезной фундаментальной составляющей современный образовательный процесс должен обеспечивать максимальную привязку к прикладным и практическим задачам, которые будет выполнять выпускник на своем будущем рабочем месте. Образовательный процесс теперь должен строиться на компетентност-ном подходе, обеспечивающем формирование у выпускников набора компетенций, необходимых для качественного выполнения своих функций в процессе профессиональной деятельности. В силу этого формирование учебно-методического обеспечения образовательного процесса требует усиления взаимодействия вузов и их структурных подразделений, в частности, факультетов и кафедр, с местными предприятиями и организациями государственного и негосударственных секторов с целью согласования и возможной корректировки его содержания, привлечения специалистов-практиков к образовательному процессу.
Уровневая система подготовки кадров высшего образования, внедренная в высшей школе в России в 2011 г., предполагает, что бакалавриат должен обеспечивать базовую фундаментальную подготовку, а магистратура - углубленную специализированную. При этом подготовка бакалавров направлена на удовлетворение массовой потребности промышленности и других сфер деятельности в работниках среднего управленческого звена, а магистрами обеспечивается высший уровень управления предприятиями и организациями. Вместе с тем подготовка магистров в России осуществляется уже более 10 лет, тем не менее она до сих пор не получила широкого распространения и применения в практике подготовки кадров. Этот факт можно объяснить отсутствием понимания
как у образовательных учреждений, так и у работодателей существенной разницы между уровнями образования.
Анализ зарубежного опыта реализации магистерских программ позволяет отметить их междисциплинарность, широкое использование тренингов и мастер-классов. Особое внимание уделяется студенческим проектам, которые реализуются в ходе обучения. Преподавателями являются влиятельные ученые и опытные практики. При этом в ходе обучения в магистратуре студенты получают новые (непрофильные) компетенции и изучают второй язык, проходят курсы академического письма.
В магистратуре широко используется индивидуальное наставничество, четко видна гибкость программ (индивидуальный темп, вариативность учебного плана). Анализ практического опыта реализации магистерских программ за рубежом позволяет сделать вывод, что магистратура - это самостоятельная ступень в системе высшего образования, которая позволяет, во-первых, подготовить высококвалифицированные кадры в конкретных областях науки и практики; во-вторых, более эффективно удовлетворять потребности бизнеса в сочетании с индивидуальными потребностями личности, предоставляя возможность получать образование на стыке направлений и специальностей.
Так как в регионах России все еще отсутствует четкий механизм прогнозирования кадровых потребностей процессов социально-экономического развития, реализация магистерских программ позволяет сделать систему образования более гибкой по отношению к рынку труда, поскольку не требует большого горизонта прогнозирования кадровых потребностей реального сектора экономики.
Таким образом, переход на двухуровневую систему обучения позволяет решить две основные задачи кадрового обеспечения процессов социально-экономического развития региона:
- своевременно обеспечивать подготовку кадров нужной квалификации для экономики региона;
- осуществлять конкретно-прикладную специализированную подготовку высококвалифицированных кадров [3].
Магистерские программы должны быть, с одной стороны, основательными, фундаментальными по содержанию и качеству подготовки, а с другой - гибкими, живо реагирующими на потребности различных областей науки и практики. Вместе с тем статистика свидетельствует о том, что образовательные организации, реализуя магистерские программы, как и раньше, продолжают ориентироваться на спрос абитуриентов и их родителей.
Согласно информационному ресурсу магистратура.су среди самых популярных направлений магистерских программ можно выделить менеджмент, включающий 529 программ, экономику - 356 программ, педагогическое образование - 258, юриспруденцию - 250, психологию - 106, информатику и вычислительную технику
- 101, финансы и кредит - 90, лингвистику
- 84, прикладную информатику - 73, международные отношения - 56 и др. Десять наиболее популярных направлений магистерских программ представлены на рис. 2. При этом наиболее дорогими являются программы, относящиеся к таким направлениям, как управление в технических системах, информатика и вычислительная техника, прикладная математика, градостроительство, политология, приборостроение и др. Их стоимость варьируется от 127 до 250 тыс. рублей.
Среди вузов России, активно реализующих магистерские программы, можно выделить Санкт-Петербургский государственный университет (376 программ), Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (267 программ), Южно-Уральский государственный университет (241 программа), Московский физико-технический институт (234 программы), Российский государственный университет нефти и газа им.
И. М. Губкина (178 программ). Что же касается вузов Ростовской области, то Южный федеральный университет насчитывает 112 магистерских программ и занимает 15-е место в данном рейтинге (для сравнения, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова занимает в этом рейтинге 25-е место и насчитывает
Примечателен тот факт, что среди топ-30 направлений магистратуры только 10 охватывают технические специальности. Среди них прикладная математика и физика, нефтегазовое дело, строительство, информатика и вычислительная техника, электроэнергетика и электротехника, физика, химические технологии, технологические машины и оборудование, инфо-коммуникационные технологии и системы связи. Это связано с тем, что большинство вузов в процессе осуществляемых реформ, сопровождающихся постепенным сокращением бюджетного финансирования и выделения бюджетных мест, вынуждены были ориентироваться для обеспечения коммерческого набора на спрос со стороны непосредственного потребителя образовательных услуг - абитуриентов и их родителей, среди которых большей популярностью пользуются образовательные программы в области экономики и менеджмента. Этот спрос в большей степени соответствовал ожиданиям абитуриентов, чем реальной ситуации на региональном и локальных рынках труда. Вместе с тем стра-
59 магистерских программ), Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) - 53 магистерские программы, Донской государственный технический университет - 28, Ростовский государственный университет путей сообщения - 12.
тегия социально-экономического развития регионов России предусматривает активный сценарий развития регионов, предполагающий переход базовых отраслей экономики на инновационный путь, развитие высоких технологий и производство продукции с высокой добавленной стоимостью, что требует подготовки кадров в области инженерии и высоких технологий. Нужно отметить, что государственные органы власти не пытаются изменить ситуацию в структуре подготовки кадров. Так, больше всего бюджетных мест выделено по магистерским программам направлений подготовки «Экономика» - 2 032 места, «Менеджмент» - 1 057, «Педагогическое образование» - 684, «Электроэнергетика и электротехника» - 384, «Юриспруденция» - 306, «Психология» - 301 место (рис. 3).
В настоящий момент в высшем университетском образовании формируются методические подходы к разработке магистерских программ в рамках различных профилей. При этом не во всех вузах есть четкое понимание, каким образом сделать такие программы на современном науч-
Психология; 5% .
Государственное и муниципальное управление; 5%
Нефтегазовое дело; 5%
Прикладная математика и физика; 10%
Строительство; 5%
Юриспруденция; 12%
Информатика и вычислительная техника; 5%
.Менеджмент; 24%
Экономика; 17%
Педагогическое образование; 12%
Рис. 2. Наиболее популярные направления магистратуры (по количеству программ)
ном и педагогическом уровне и одновременно востребованными как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг. Рассмотрим механизмы формирования магистерских программ, применяемые вузами. Первый, стандартный механизм предполагает преемственность и корреляцию магистерской программы с первым уровнем образования - программами бакалавриата. В этом случае целевой аудиторией выступают студенты своего вуза или
конкурирующих вузов. Зона их интереса -второе образование или продолжение образовательной траектории в магистратуре. Такой механизм предполагает ряд последовательных этапов: определение целевого сегмента программы, указание конкурентных преимуществ программы, обоснование востребованности выпускников программы, формирование контента основной образовательной программы.
Рис. 3. Наиболее популярные направления магистратуры (по количеству бюджетных мест)
Второй механизм основан на формировании и реализации программы магистратуры на основе исследований в рамках научных направлений вуза. Такой механизм позволяет решить задачу выполнения магистрантом научно-исследовательской работы, но сужает целевой сегмент аудитории, так как его будут составлять студенты своего и конкурирующих вузов, область научных интересов которых связана с научными исследованиями, проводимыми вузом.
Вместе с тем такой механизм не позволяет решить главную проблему - оторванности программы магистратуры от реального сектора экономики, поэтому необходимы меры, направленные на формирование образовательного механизма, соответствующего запросам как инновационной экономики (рынка труда), так и абитури-
ентов (рынка образовательных услуг). Для решения этой задачи следует развивать новый механизм, в рамках которого разрабатываемые магистерские программы будут носить междисциплинарный и межсекторальный характер, состоящий в формировании у обучающихся навыков и компетенций, позволяющих им эффективно взаимодействовать в процессах разработки и реализации крупномасштабных проектов, требующих объединения и координации усилий и ресурсов специалистов различных специальностей и представителей разных секторов экономики.
Под мультидисциплинарными магистерскими программами понимаются программы, в которых формирование профессиональных компетенций осуществляется путем объединения усилий различных научных школ университета [6]. При
этом точками роста таких программ должны быть научно-образовательные центры, осуществляющие прикладные научные исследования в рамках совместных проектов с предприятиями реального сектора экономики либо государственными или муниципальными органами власти и управления. Создание таких центров, с одной стороны, поможет определить приоритетные для экономики региона направления подготовки магистров, а с другой - обеспечит необходимость выполнения магистрантом научно-исследовательской работы, результатом чего является магистерская диссертация, которая должна содержать элементы научной новизны [6].
Примерами реализации такого механизма могут служить:
- научно-образовательный центр «Управление транспортными системами», объединяющий ресурсы кафедры менеджмента классических университетов и профильного университета путей сообщения для совместных исследований и реализации магистерских программ «Управление городскими транспортными системами» и «Управление международными транспортными системами»;
- научно-образовательный центр «Управление налоговыми системами», предполагающий совместную деятельность Федеральной налоговой службы и кафедры экономики классических университетов для адресной подготовки специалистов в области налогообложения нового поколения по магистерской программе «Налоговая среда бизнеса» и «Управление налоговыми системами»;
- научно-образовательный центр «Региональное управление», создаваемый совместно с правительством региона и факультетом экономики и менеджмента классического университета для реализации магистерских программ «Региональное управление» и «Экологический менеджмент».
Важно отметить, что функции кафедр экономики и менеджмента классических университетов могут взять на себя негосу-
дарственные вузы, готовящие специалистов в области экономики, права и управления. Обладая гибкой организационной структурой, способной быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, они могут стать катализатором сетевого взаимодействия для реализации междисциплинарных магистерских программ на основе механизмов частно-государственного партнерства.
Для таких магистерских программ целевой аудиторией наряду со студентами вуза, обучающимися по программам бакалавриата, будут представители бизнеса и государственных учреждений города, региона или России в целом.
К зонам их интереса относятся:
- повышение квалификации сотрудников;
- получение новых, современных знаний в рамках магистерских программ или дополнительных модулей;
- обучение по разным направлениям в дистанционной форме;
- проведение межотраслевых совместных мероприятий или конференций;
- сотрудничество в рамках корпоративного университета или партнерских программ.
Механизм формирования магистерских программ на основе консолидации ресурсов разнопрофильных образовательных учреждений, предприятий реального сектора экономики и власти и создания научно-образовательных центров представлен на рис. 4.
Такой механизм позволит привлечь к процессу проектирования и реализации образовательных программ магистратуры представителей профессиональных сообществ, специалистов профильных предприятий и организаций, обеспечит вовлечение научных работников вуза в образовательный процесс, поможет сформировать из профессорско-преподавательского состава сообщество практикующих экспертов, задействованных не только в научно-исследовательском и образовательном секторе, но и в информационно-консуль-
тационном, а также расширить круг целе- дарты, новые проекты и территории, а
вой аудитории. При этом реальный сектор также будет иметь возможность переобу-
экономики получит готовых специалистов, чить имеющихся сотрудников под новые
в том числе под профессиональные стан- проекты или новые условия.
Научно-и сследовател ьск и й сектор
Образовательный сектор
Научно-исследовательский проект 1
Научно-исследовательский проект 10
Бакалаврская образовательная программа «Налоги и
налогообложение»
Магистерская образовательная
программа «Налоговая среда бизнеса»
Информационно-консультационный сектор
Информационный проект 1
Консультационный проект 10
—Магистерская-
образовательная программа «Управление налоговыми системами»
ПОТРЕБНОСТИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РЕГИОНА
Рис. 3. Организационный механизм формирования магистерских программ на примере НОЦ «Управление налоговыми системами»
Таким образом, именно создаваемые научно-образовательные центры должны быть точками роста новых междисциплинарных магистерских программ и обеспечивать свободный доступ к технологиям работодателей и научной инфраструктуре. Междисциплинарные образовательные программы должны стать современным средством подготовки специалистов «под заказчика». Поскольку междисциплинарные научно-исследовательские работы требуют создания современно оснащенных научно-образовательных центров,
объединяющих различные коллективы университета, других научных организаций и промышленных предприятий, то разработка междисциплинарных магистерских программ позволит расширить спектр выпускаемых университетом высококлассных специалистов, востребованных на современном рынке труда. Разработка таких программ требует для большинства российских университетов новых методических подходов и существенного изменения работы практически всех структур, связанных с учебным процессом.
Список литературы
1. Акперов И. Г., Брюханова Н. В. Профессиональное образование как ключевой фактор устойчивого развития региона // Новые технологии. - 2015. - № 2. - С. 51-57.
2. Акперов И. Г., Брюханова Н. В. Целевое управление формированием кадрового ландшафта территории и развитием ее кадрового потенциала // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - С. 380.
3. Бром А. Ф., Белова О. В. Разработка мультидисциплинарных магистерских программ в техническом вузе // Образовательные технологии. - 2015. - № 1. - С. 76-88.
4. Ким И. Н., Лисиенко С. В. О роли магистратуры в стратегическом развитии вуза // Высшее образование в России. - 2012. - № 11. - С. 23-28.
5. Тяглов С. Г., Краснокутский П. А. Проблемы реализации кластерной политики как стратегического направления долгосрочного социально-экономического развития регионов // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. -2011. - № 5 (41). - С. 114-120.
6. Федорович В. О. Стратегические направления магистерской подготовки в НГУЭУ: адаптационный опыт и принципы инновационного развития / / Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 4 (20). - С. 199-211.
7. Шубенкова Е. В., Бобков А. Л. Реализация новой образовательной модели бакалавриата: опыт Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2016. - № 3 (87). -С. 20-27.
References
1. Akperov I. G., Bryukhanova N. V. Professional'noe obrazovanie kak klyuchevoy faktor ustoychivogo razvitiya regiona [Professional Education as a Key Factor for Sustainable Development of the Region]. Novye tekhnologii [New Technologies], 2015, No. 2, pp. 51-57. (In Russ.).
2. Akperov I. G., Bryukhanova N. V. Tselevoe upravlenie formirovaniem kadrovogo landshafta territorii i razvitiem ee kadrovogo potentsiala [Targeted Control the Formation of Human Resources Landscape Areas and the Development of Its Human Resource Capacit]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2014, No. 4. (In Russ.).
3. Brom A. F., Belova O. V. Razrabotka mul'tidistsiplinarnykh magisterskikh programm v tekhnicheskom vuze [The Development of Multi-Disciplinary Master's Degree Programs in Technical Colleges]. ObrazovateVnye tekhnologii [Educational Technology], 2015, No. 1, pp. 7688. (In Russ.).
4. Kim I. N., Lisienko S. V. O roli magistratury v strategicheskom razvitii vuza [About Magistracy Role in the Strategic Development of the University]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2012, No. 11, pp. 23-28. (In Russ.).
5. Tyaglov S. G., Krasnokutskiy P. A. Problemy realizatsii klasternoy politiki kak strategicheskogo napravleniya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov [Problems of Realization of Cluster Policy as a Long-Term Strategic Direction of Socio-Economic Development of the Regions]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2011, No. 5 (41), pp. 114-120. (In Russ.).
6. Fedorovich V. O. Strategicheskie napravleniya magisterskoy podgotovki v NGUEU: adaptatsionnyy opyt i printsipy innovatsionnogo razvitiya [Strategic Directions of the Master Training NSUEM: Adaptation Experience and Principles of Innovative Development]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State University], 2012, No. 4 (20), pp. 199-211. (In Russ.).
7. Shubenkova E. V., Bobkov A. L. Realizatsiya novoy obrazovatel'noy modeli bakalavriata: opyt Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [The Implementation of the New Educational Model Bachelor: the Experience of Plekhanov Russian University of Economics]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2016, No. 3 (87), pp. 20-27. (In Russ.).