Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
УДК 34 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10194
КАДРОВАЯ РОТАЦИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
W W _ _
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хиллар Харриевич ЛОЙТ, заведующий кафедрой государственного права Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, доктор юридических наук, профессор E-mail: kaf94@guap.ru
Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,
правозащитная и правоохранительная деятельность
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов о месте и роли кадровой ротации в процессе реализации кадровой политики в Российской Федерации. Ротация рассматривается как необходимое условие для создания эффективной, современной системы органов внутренних дел, формирования качественно нового кадрового состава, совершенствования механизма отбора и расстановки кадров. Акцентируется внимание на необходимости доработки нормативной базы для ее практического применения.
Ключевые слова: кадровая ротация, сотрудники органов внутренних дел, нормативно-правовое регулирование, кадровая политика.
Annotation. The article is devoted to the consideration of the place and role of personnel rotation in the implementation of personnel policy in the Russian Federation. Rotation is considered as a necessary condition for the creation of an effective, modern system of internal affairs bodies, the formation of a qualitatively new personnel, the improvement of the mechanism of their selection and placement. Attention is paid to the need to improve the regulatory framework for its practical application.
Keywords: personnel rotation, employees of law-enforcement bodies, normative legal regulation, personnel policy.
Мощные трансформационные процессы, происходящие не только в правовой организации общественной жизни, но и в научном мире, не могли не сказаться на современном мировоззрении граждан, государственных служащих, политических деятелей, на выявлении потребности относительно переосмысления социальной роли государства в сторону его гуманизации. Пересмотр задач и
функций государственной власти с такой позиции требует особого внимания к социально-гуманитарной составляющей государственной службы как неотъемлемого фактора стабильного существования каждой страны.
В этих условиях возникает вопрос о «социализации» государственной власти, восстановлении доверия к ней граждан, установлении престижа и авторитета государственной службы.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018
Ориентация власти иа нужды общества означает приближение государства к гражданам и обусловливает необходимость определения носителей социальных функций власти. В этом контексте мобилизующей и слаженной движущей силой должна стать государственная служба.
Актуализация вопроса о роли и месте кадровой ротации как составляющей кадровой политики в Российской Федерации в условиях формирования структур и процедур «дружественного» публичного управления связана с развитием традиционного для мирового сообщества института публичной службы на отечественных просторах.
Новый толчок для повышения внимания к кадровой ротации обусловлен требованиями современного этапа развития Российской Федерации относительно профессионализации государственной службы и службы в органах внутренних дел, воплощения принципов управления, ориентированного на граждан, а также предоставления служащими качественных публичных услуг, что, собственно, и является признаком публичной службы. Однако качество и своевременность их предоставления еще не стали основным критерием оценки деятельности сотрудников органов внутренних дел и измерения их карьерного развития. Причины заключаются в несовершенстве модели управления, а именно, ее блоков — работа с персоналом, учет знаний и способностей сотрудников, стиль и культура деловых и межличностных взаимоотношений сотрудников, долгосрочные цели развития.
Это в полной мере относится и к работникам органов внутренних дел (далее — ОВД). Динамизм прохождения службы зависит от многих факторов, в частности, профессионального уровня, заинтересованности и возможности продвижения по службе и т.д.
Поэтому в современных условиях построения правового государства особое значение приобретают вопросы создания эффективной, современной системы органов внутренних дел, формирование качественно нового кадрового состава, совершенствования механизма их отбора и расстановки. Приведение в соответствие с требованиями общих стандартов защиты прав человека, в том числе и в отношении таких процедурных форм перераспределения кадров, как ротация, является залогом своевременного и качественного выполнения возложенных на ОВД задач.
Анализ современного состояния научных трудов и нормативно-правового регулирования
ротации сотрудников ОВД дает основания утверждать, что эти вопросы требуют комплексного научного исследования и усовершенствования. Дискутируются вопросы относительно правовой природы ротации кадров органов внутренних дел.
Однако современное состояние нормативно-правового регулирования этого вопроса не в полной мере отвечает требованиям сегодняшнего дня, а потому необходимо его исследование и совершенствование. В значительной степени это касается вопросов ротации кадров по службе как отдельного вида изменений условий прохождения службы сотрудников ОВД.
Для решения этой проблемы необходимо проведение единой государственной кадровой политики по вопросам научно обоснованных нормативов потребности ОВД в специалистах, разработка эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, изучение механизма ОВД как составляющей современного процесса управления государством, закономерностей формирования персонала в условиях укрепления органов исполнительной власти, обобщение отечественного и зарубежного опыта функционирования кадрового обеспечения.
Для работников ОВД данная проблема может регулироваться путем совершенствования нормативно-правовой базы, которая регламентирует деятельность и порядок прохождения службы.
На сегодняшний день в российской практике происходит признание значимости ротации. Внедрение в практику механизма ротации государственных служащих является одной из первоочередных мер по реализации Национального плана противодействия коррупции. При разработке механизма ротации государственных служащих с учетом положений законодательства Российской Федерации необходимо выделить две основные цели ротации государственных служащих: противодействие коррупции, стимулирование антикоррупционного поведения государственных служащих; развитие их профессионального уровня [2].
Н.И. Разуваева, рассмотрев ротацию как внутренний источник подбора кадров в органах внутренних дел, отмечает, что этот механизм является эффективным как для качественного комплектования подразделений полиции, так и в борьбе с коррупционной составляющей. В связи с этим данный автор предлагает применять на практике ротацию личного состава в системе
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018
МВД России при условии доработки нормативной базы в области практического применения данного механизма [1, с. 118].
Премьер-министр России Д.А. Медведев также выступает за ротацию кадров на всех уровнях государственной власти. В своем выступлении Д. Медведев подчеркнул, что принцип ротации «в полной мере распространяется и на руководителей министерств, управлений внутренних дел. Тот, кто хочет продолжить службу, должен перемещаться: некоторые — по горизонтали, а некоторые — по вертикали. Но не вниз, а вверх.
В органах внутренних дел доктринальные взгляды понимания ротации различны, а в нормативных актах отсутствует определение ротации.
В Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации на 2009 — 2013 годы», которая уже утратила силу, ротация была определена как «последовательная смена профессиональных обязанностей, поочередное пребывание в той или иной должности с целью освоения работником смежных профессий, различных функций, специфики и технологии принятия решений, в том числе управленческих».
Анализ нормативно-правовой базы показывает незаслуженно суженный ведомственный подход к институту ротации кадров органов внутренних дел, в основном как к эффективному механизму борьбы с коррупцией.
В свою очередь, ротация кадров — это эффективный инструмент не только в борьбе с кор-
рупцией, но и как один из механизмов для служебного и профессионального роста сотрудников органов внутренних дел. Поэтому необходимо эффективно применять ротацию кадров в органах внутренних дел, но при условии выработки нормативной базы для практического применения.
Поскольку на сегодняшний день незначительные разрозненные правовые нормы, содержащиеся в различных нормативно-правовых актах, нельзя признать достаточной нормативно-правовой базой, регулирующей ротацию кадров органов внутренних дел Российской Федерации, требуются серьезные комплексные научно-теоретические и методологические исследования в исследуемой области.
Библиографический список
1. Разуваева Н.И. Ротация как один из механизмов подбора кадров в органах внутренних дел // Вестник Воронежского гос. ун-та. 2012. № 3. С. 117-119.
2. Солодов В.В., Михайлова Е.В. Ротация как механизм повышения эффективности правоохранительной службы Российской Федерации // Гос. управление. Электронный вестник. 2010. Март. Вып. № 22 // https://www.hse.ru/pubs/ share/direct/document/71413659 (Дата обращения: 25.07.2018)
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018