Кадровое обеспечение
УДК 340.0(09) М.А. Шахматова*
Кадровая работа в органах милиции - одно из основных направлений предупреждения правонарушений среди сотрудников (современное состояние и исторический опыт)
Статья посвящена анализу организационного и кадрового обеспечения деятельности милиции в 1917-1934 гг. и изучению возможности использования накопленного положительного опыта в условиях реформирования системы МВД Российской Федерации.
Ключевые слова: кадровая работа, предупреждение, милиция, реформа, исторический опыт, современное состояние.
M.A. Shakhmatova*. Personnel work in militia bodies — one of the basic directions of the prevention of offences among employees (the Current state and historical experience). Article is devoted the analysis of organizational and personnel maintenance of activity of militia in 1917—1934 and to studying of possibility of use of the saved up positive experience in conditions of reforming of system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.
Keywords: personnel work, the prevention, militia, reform, historical experience, a current state.
Одним из наиболее важных направлений профилактики правонарушений среди сотрудников милиции является кадровая работа. В системе органов внутренних дел работе с кадрами всегда придавалось огромное значение. От их профессионализма, честности, смелости и физической готовности зависела успешность решения сложнейших задач по укреплению правопорядка и законности в стране. Поэтому на всех этапах становления и развития ОВД в структуре Министерства внутренних дел создавались подразделения, обеспечивавшие работу с кадрами.
Кадровая работа — одно из наиболее ответственных и многогранных направлений деятельности милиции, требующее комплексного решения управленческих, социальных, нравственных, правовых, психологических и иных задач. Первоначально кадровый работник должен распознать в кандидате истинные мотивы его поступления на службу и при этом не оскорбить человека излишней подозрительностью, быть тактичным, деликатным, уметь расположить к себе незнакомого человека, с которым возможно предстоит работать многие годы, а в дальнейшем сопровождать его в течение прохождения службы до ухода на заслуженный отдых. Поэтому формирование кадрового ядра во многом зависит от профессионализма и опыта работы сотрудников этой службы.
Проблема кадрового состава милиции в 2009 г. оказалась в центре общественного внимания в связи с совершением сотрудниками органов внутренних дел значительного количества преступлений, получивших большое общественное осуждение, резко понизившее доверие к милиции. Президент России Дмитрий Медведев 24 декабря 2009 г. подписал указ № 1468 «О совершенствовании деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», который, в частности, предполагает ротацию руководящего состава МВД и сокращение численности сотрудников до 2012 года на 20%1.
Министр внутренних дел Рашид Нургалиев в программе «Разговор с Министром» в эфире радиостанции «Милицейская волна» 23 декабря 2009 г. отметил: «В последние годы Министерством внутренних дел разработана собственная кадровая стратегия. Она основана на анализе всех необходимых составляющих личности, которые определяют образ специалиста органов внутренних дел XXI в. Эта стратегия осуществляется по таким направлениям, как отбор и управление кадрами, профессиональная
* Шахматова, Мария Александровна, адъюнкт кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, старший лейтенант милиции. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-68. Email: Mari252008@mail.ru
* Shakhmatova, Maria Aleksandrovna, post-graduate student of the chair of history of the state and the right of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the senior lieutenant of militia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. Ph.: (812) 744-70-68. E-mail: Mari252008@mail.ru
Статья поступила в редакцию 22.03.2010 г.
Шахматова М.А. Кадровая работа в органах милиции — одно из основных направлений предупреждения правонарушений...
подготовка и переподготовка, воспитательная работа, включая систему предупредительных и дисциплинарных мер в области обеспечения соблюдения законности и служебной дисциплины»2.
«В низких моральных качествах нынешних милиционеров виноваты кадровые решения 90-х гг, когда в милицию набирали всех желающих без должной проверки и рекомендаций», — об этом на заседании политклуба в пресс-центре ИА «Росбалт» заявил и.о. начальника Управления по работе с личным составом ГУВД по СПб и ЛО Сергей Трипутин3.
«В 1990-е гг. эта структура вместе с общим разложением советских институтов превратилась в полу или даже полностью криминальную. Постепенно она сумела при поддержке государства вытеснить конкурирующие группировки и занять главенствующее положение на всем пространстве нелегальной активности, начиная от вымогательства и заканчивая отмыванием денег. Секретом это вообще ни для кого не является, но и особых протестов в предыдущие годы не вызывало. Российское общество жило по принципу «воруй и дай украсть другому». И такая милиция, с которой всегда можно договориться, очень многих устраивала. В этой обстановке складывались профессиональные навыки нового постсоветского поколения сотрудников МВД. Нынешние офицеры уже не учились в советских вузах, зато наблюдали за становлением товарно-денежных отношений. Отвратительные, практически полурабские условия труда милиционера, его полная социальная незащищенность, низкий уровень материального вознаграждения подталкивают его к очевидному выбору: вместо того, чтобы добросовестно выполнять свои обязанности, нужно делать бизнес. Устоять перед этим искушением нелегко, и офицеров, которые могут по праву носить это звание, в МВД становится все меньше», — пишет редактор отдела политики «Русского журнала», кандидат философских наук Кирилл Мартынов в своей статье «В ожидании демонтажа постсоветского рудимента. Реформа МВД»4. Безусловно, полностью с подобным утверждением согласиться нельзя, но часть сотрудников милиции под эти критерии все же попадала.
Под опекой кадровых служб органов внутренних дел сотрудники находятся с первого дня службы до ухода на пенсию. При этом работа с будущими сотрудниками начинается задолго до их зачисления в штат. Это связано со спецификой задач и функций, выполняемых органами внутренних дел.
Существует многоступенчатая система отбора кандидатов: собеседование, медицинское и психофизиологическое обследования, тестирование, специальные психофизиологические исследования. Предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, физической подготовленности, психологической устойчивости в экстремальных ситуациях, которыми изобилует милицейская служба.
Кроме того, поскольку в своей служебной деятельности сотрудники органов внутренних дел используют сведения, имеющие ограниченный доступ или отнесенные к государственной тайне, изучаются с особой тщательностью некоторые факты личной биографии кандидата. Проводится комплекс мер, препятствующих проникновению в систему МВД лиц, связанных с криминальной средой, страдающих наркотической или алкогольной зависимостью.
Еще с начала создания советской рабоче-крестьянской милиции существовали проблемы по отбору кадров на службу. Трудно было укомплектовать милицию. Это было обусловлено небольшим денежным содержанием, получаемым сотрудниками, очень слабым продовольственным обеспечением, практическим отсутствием обмундирования, и, конечно, определенной опасностью данной профессии. Все это порождало большую текучесть кадров, хронический недокомплект работников милиции.
Корни процесса становления советской милиции уходят в Февральскую революцию в России. После свержения самодержавия царская полиция была ликвидирована. Юридическим закреплением процесса ликвидации стали постановления Временного правительства от 6 марта 1917 г. «О ликвидации Отдельного корпуса жандармов», и от 10 марта 1917 г. «Об упразднении Департамента полиции и об учреждении Временного управления по делам общественной полиции и обеспечению имущественной безопасности граждан». Была провозглашена замена полиции «народной милицией».
Циркуляром № 25063 от 24 марта 1917 г. все чины полиции, которые до этого времени не были приняты в милицию или уволены, в т.ч. исправники и полицмейстеры, увольнялись, а пополнение кадрами милиции полностью передавалось губернским комиссарам. Губернские комиссары решение вопросов о приеме на службу бывших чинов полиции должны были согласовывать с органами местного самоуправления — земскими, городскими или заменяющими их гражданскими комитетами5. Именно в это время МВД всячески стремилось показать аполитичность создаваемых органов. Главное управление по делам милиции политическим сыском не ведало и не имело для этого аппарата и штата. Не касались политических дел Петроградский уголовный розыск и милиция. Ее начальники И.Д. Крыжановский и И.Б. Иванов постоянно подчеркивали аполитичность и нейтральность вновь создаваемой милиции, ее муниципальный характер, утверждали, что милиция, заменившая упраздненную полицию, должна в рамках закона охранять имущество и безопасность граждан, отнюдь не вмешиваясь в борьбу партий6.
На основании декрета 2-го Всероссийского съезда Советов при Всероссийском центральном исполнительном комитете (ВЦИК) был создан Совет Народных Комиссаров (СНК) РСФСР, объединивший 13 комиссариатов, в т.ч. и Комиссариат внутренних дел. В его ведении находилась милиция, организация и деятельность которой определялись в постановлении, утвержденном Временным правительством 17 апреля 1917 г. «Об учреждении милиции» и «Временном положении о милиции». Возникшие во время Февральской революции Советы рабочих и крестьянских депутатов одновременно с народной милицией организовывали отряды рабочей милиции и другие вооруженные формирования трудящихся, которые охраняли фабрики и заводы и наблюдали за охраной общественного порядка. Ко времени выхода «Временного положения о милиции» деятельность отрядов милиции и непосредственно подбор кадров регламентировались локальными нормативными актами.
Кадровое обеспечение
В постановлении «Об утверждении милиции» Временное правительство указало, что назначение народной милиции происходит государственной администрацией. Таким образом, народная милиция, созданная после Февральской революции, стала неотъемлемой частью государственного аппарата. Основными принципами отбора кадров в нее стали добровольность, участие местных органов
~ 7
самоуправления в решении кадровых вопросов и наличие российского гражданства'.
Взяв в октябре 1917 г. власть в свои руки, большевики приступили к формированию основ социалистической государственности, в т.ч. и к реализации идеи всеобщего вооружения народа и упразднения постоянной армии и милиции. Правовой основой для этого стало постановление Народного комиссариата внутренних дел от 28 октября (10 ноября) 1917 г. «О рабочей милиции»8.
При отборе кандидатов на службу, прежде всего, обращалось внимание на социальный состав сотрудников милиции и их преданность Советской власти. Поэтому предпочтение отдавалось членам, кандидатам и сочувствующим РКП(б) носителям новой идеологии, исповедовавшим новые ценности и готовым идти на самопожертвование ради претворения их в жизнь. В органы милиции принимались рабочие и крестьяне, олицетворявшие социальную сущность новой власти. Среди них значительную часть составляли бывшие солдаты и матросы, имевшие боевой опыт периода мировой войны и достаточно высокую военную подготовку, которая для сотрудников милиции имела немаловажное значение. Определенную часть сотрудников составляли служащие, имевшие опыт технической работы9. Очень небольшую часть составляли бывшие служащие царской полиции и жандармерии, которые принимались в органы милиции только по специальному разрешению ГУМ НКВД РСФСР по согласованию с местными партийными органами. И хотя их опыт и знания были необходимы молодой советской милиции, от сотрудников бывшей полиции и жандармерии вопреки здравому смыслу стремились избавиться повсеместно. Лишение права бывших полицейских поступать в советскую милицию означало ликвидацию единственного в тех условиях канала пополнения рядов милиции кадрами, имевшими хоть какую-то профессиональную подготовку, что отрицательно сказывалось на деятельности милиции, призванной охранять общественный порядок и вести борьбу с преступностью.
Важнейшую роль в закреплении правовых основ кадровой работы в штатных органах милиции, в первую очередь, принципов отбора и назначения кадров сыграла Инструкция НКВД и НКЮ РСФСР от 12 октября 1918 г. «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской милиции»10. Данный документ стал отправным нормативно-правовым актом в создании и налаживании деятельности кадровых аппаратов ОВД России. 5 октября 1998 г. был подписан приказ МВД РФ № 636, в котором установлено, что 12 октября 1918 г. является официальным днем образования кадровой службы в системе МВД России11.
Инструкция устанавливала, что на работу в милицию могли поступать граждане РСФСР не моложе 21 года, признающие Советскую власть, пользующиеся активным и пассивным избирательным правом. Не могли приниматься судимые, душевнобольные, служители религиозных культов, лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовой доход, частные торговцы и торговые посредники, члены бывшего императорского дома, служащие и агенты бывших жандармских отделений и чины бывшей полиции.
17 октября 1918 г. Коллегия НКВД РСФСР утвердила текст обязательства советского милиционера, который гласил: «Я, нижеподписавшийся, сын трудового народа ... даю настоящую подписку в том, что буду стоять на страже революционного порядка и защищать интересы рабочего класса и крестьянской бедноты ... обязуюсь: беспрекословно исполнять все приказы и распоряжения своих начальников; ... беспощадно подавлять все выступления против Советского правительства; быть честным, трезвым, исполнительным и вежливым со всеми ...
За нарушение с моей стороны хотя бы одного из перечисленных пунктов, законов, декретов рабоче-крестьянской власти я, как лицо, специально поставленное для наблюдения за революционным порядком и соблюдением всех этих законов и декретов, подлежу законной ответственности и высшей мере наказания»12.
На основании декрета СНК РСФСР от 3 апреля 1919 г. «О советской рабоче-крестьянской милиции» она была военизирована, а согласно первому Положению о советской милиции, утвержденному декретом ВЦИК от 10 июня 1920 г., ей было присвоено «значение вооруженных частей особого назначения», вводились «воинская дисциплина и строгое соподчинение, причем в этом отношении милиция руководствуется уставами и постановлениями, принятыми в Красной Армии» 13. В случае необходимости милиция могла привлекаться в действующую армию.
По окончанию Гражданской войны штатная численность милиции была сокращена более чем в 2 раза. Содержание милиции передавалось на местный бюджет, что в подавляющем большинстве регионов привело к резкому ухудшению снабжения личного состава различного вида довольствием. Это явилось одной из причин высокой текучести кадров, хронического недокомплекта и, как следствие, перегрузки действующих работников, снижение эффективности охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.
Состояние кадров милиции вызывало серьезную озабоченность правительства РСФСР. В целях их укрепления в 20-е гг. принимались различные меры: прием на работу в милицию через испытательные (квалификационные) комиссии, «партийные мобилизации» коммунистов и комсомольцев. Выдвиженчество «рабочих от станка, крестьян от сохи» и др. 23 ноября 1922 г. был принят декрет ВЦИК «О пересмотре и доукомплектовании личного состава милиции», в соответствие с которым были образованы комиссии, включающие представителей других государственных органов и общественных организаций. Перед ними ставилась задача выявить и уволить из рядов милиции лиц, не отвечающих предъявляемым требованиям, и пополнить ее достойными сотрудниками. В результате чистки из милиции РСФСР было уволено около 20% работников14.
Шахматова М.А. Кадровая работа в органах милиции — одно из основных направлений предупреждения правонарушений...
Основная масса людей, принимаемых на службу в милицию, не имела специальных знаний. Поэтому вопросы профессиональной подготовки сразу же стали на повестку дня. Уже в 1918 г. начали организовываться различные курсы и школы, в которых проводилась первоначальная подготовка по специальности, имевшая целью вооружить принимаемых в милицию необходимым минимумом теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для выполнения милицейских обязанностей. Во второй половине 1918 г. была организована Школа дружинников Петроградской губернии, в которую направлялись наиболее грамотные коммунисты и сочувствующие. Комендатуры были укомплектованы командным составом, в основном коммунистами15. Из 160 комендантов районных и подрайонных комендатур и их помощников 115 были членами РКП(б), 18 кандидатами и 16 сочувствующими. 82% личного состава комендатур были приняты по рекомендациям партийных и советских органов, воинских частей и производственных коллективов16 . В декабре этого же года во Владимире открылись краткосрочные курсы для начальников милиции, в 1919 г. в Петрограде был открыт Рабоче-крестьянский университет им. Зиновьева (Инструкторская школа НКВД), на факультете советской милиции которого одновременно обучалось до 200 человек. 10 сентября 1919 г. в Москве при Главном управлении советской милиции начали работать Всероссийская школа инструкторов милиции и Всероссийские курсы уголовного розыска. Задачей этих курсов было «усовершенствовать знания работников уголовного розыска и подготовить руководителей для уголовно-розыскных отделений и столов»17. Для усовершенствования старшего начальствующего состава органов милиции в 1920 г. в Москве были созданы 6-тимесячные курсы на 100 человек. Предполагалось через них пропустить весь старший начальствующий состав милиции и уголовного розыска. Различные школы и курсы были созданы в эти годы во многих регионах России18. Всего в 1920 г. в милиции РСФСР было открыто 15 различных школ и курсов для подготовки сотрудников милиции, в т.ч. 9 для милиционеров, 5 для комсостава и 1 для сотрудников уголовного розыска19 .
Достаточно эффективным источником пополнения милиции в 1920 г. стали демобилизованные воины Красной Армии. 13 февраля 1920 г. Совет Рабочей и Крестьянской обороны принял Постановление и Инструкцию «О праве поступать на службу в милицию красноармейцам, родившимся в 1891 г. и ранее и пострадавшим во время войны». На службу принимались красноармейцы старше 28 лет, пробывшие на фронте не менее 6 месяцев и выбывшие из действующей армии по ранению или болезни. Уже к концу 1920 г. в милицию страны было принято 30 тыс. красноармейцев. (К этому времени уже имелся подобный опыт. Так пыталось пополнить милицию в условиях войны Временное правительство, которое направило 22 марта 1917 г. циркуляр № 25062, которым предписывалось «пополнять милицию ранеными воинскими чинами, освобожденными от военной службы»20). Тем не менее довести численность милиции до штатной положенности не удавалось. В 1920 г. в Новгородской губернии штат милиции был заполнен лишь на 70%, в Курской — на 62%, в Астраханской — на 57%, в Вологодской — на 44%21.
Укреплению кадров милиции способствовала деятельность восстановленных в начале 30-х гг. в ее структуре политорганов. Политотделы и политаппараты занимались не только политико-воспитательной работой с личным составом, но и стали важным инструментом повышения их профессионального мастерства, организованности и ответственности. Забота о нуждах сотрудников и их текущих потребностях превратилась едва ли не в повседневную функцию работников политорганов. Политотделы многое сделали и в плане популяризации милицейской работы среди гражданского населения. Хотя еще в середине 1924 г. по распоряжению П.К. Сергиевского, в ЦАУ НКВД РСФСР назначалась комиссия по собиранию и обработке материалов по истории РКМ и
была даже подготовлена соответствующая Инструкция для территориальных подразделений, более
22
содержательно этим все же занялись вновь воссозданные политорганы .
После ликвидации НКВД союзных и автономных республик с передачей милиции в ведение ОГПУ СССР, подходы к работе с кадрами претерпевают довольно существенные изменения. Перевод в 19311932 гг. содержания милиции на общегосударственный бюджет создал предпосылки для повышения уровня денежного и материально-технического снабжения личного состава. Это позволило также ликвидировать и явные для всех, но неразрешенные в условиях содержания милиции на местном бюджете несуразности.
Кадровый состав милиции, его комплектование, обучение, расстановка и воспитание рассматривались большевистским руководством как самая важная задача в деле постановки всей правоприменительной практики в советской России. Уголовная политика и правосудие властей, умышленно обслуживающие классовую дискриминацию, выстраивали такую схему кадрового обеспечения органов милиции, при которой политически проверенные граждане имели, очевидное, карьерное преимущество перед старыми профессионалами из числа бывших сотрудников полиции и жандармерии. Большевистские компании с «нашими людьми», партийцами и другими «социально близкими» привели в начале к тому, что в 20-е гг. едва ли не тотально пришлось ликвидировать их общую неграмотность, а в 30-е гг. — текучесть и непрофессионализм выдвиженцев.
И все же нельзя не признать, что в результате всех мероприятий, и, прежде всего, существенного улучшения материально-бытового и культурно-воспитательного положения работников органов внутренних дел, появились признаки стабилизации кадров, сокращения текучести. Это позволило развернуть целенаправленную работу по развитию общеобразовательной и профессиональной подготовки различных категорий сотрудников органов внутренних дел в дальнейшем.
На сегодняшний день одной из основных задач обеспечения успешной деятельности органов милиции является подбор, обучение и расстановка кадров. Изучая и анализируя опыт кадровой политики советского периода, необходимо подчеркнуть, что в то время комплектованию, обучению,
Кадровое обеспечение
воспитанию, условиям быта милицейских кадров, а также повышению их авторитета среди населения предавалось первоочередное значение. Несмотря на то, что ситуация в органах милиции была далека от идеальной, опыт ее реформирования и улучшения организации деятельности сотрудников милиции заслуживает внимания и может быть использован в настоящее время.
Список литературы
1. Гимпелъсон, Е. Г. Советы в годы иностранной военной интервенции и Гражданской войны. - М.: Наука, 1968.
2. Гутман, М. Ю. Милиция Петрограда и Петроградской губернии в годы революций и гражданской войны в России (1917-1920 гг.) : монография. — СПб., 2001.
3. Еропкин, М. Ш, Попов, Л. Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. — Лениздат, 1972.
4. Кеяъсон, 3. С. Милиция Февральской революции // Былое. — 1925. — № 5.
5. Лаптева, Л. Е. Земские учреждения в России. — М., 1993.
6. МВД России : энциклопедия / под ред. Некрасова В.Ф. — М.: объед. ред. МВД России: ОЛМА-пресс, 2002.
7. Милиция России: Документы и материалы. 1917-1999. — Т. 1. — 1917-1934 / авт.-сост. А.Я. Малыгин, Р.С. Мулукаев, Б.В. Чернышев, А.В. Афанасьев, А.В. Лобанов. — Саратов: СЮИ МВД России, 2000.
8. Министерство внутренних дел России: 1802-2002. Исторический очерк в 2-х томах. — Т. II. — Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности / Под общ. ред. В.П. Сальникова. — СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2002.
9. Российская газета. Федеральный выпуск № 5075 от 28 декабря 2009 г.
Literature:
1. Gimpelson, E. G. Council in days of foreign military intervention and Civil war. — Moscow, 1968.
2. Gutman, M. J. Militia of Petrograd and Petrograd province in days of revolutions and civil war in Russia (1917-1920) : the monograph. — St.-Petersburg, 2001.
3. Eropkin, M. I., Popov, L. L. Priests of a public order. — Leningrad, 1972.
4. Kelson, Z. Л". Militia of February revolution // the past. — 1925. — № 5.
5. Laptev, L. E. Zemsky of establishment in Russia. — Moscow, 1993.
6. The Ministry of Internal Affairs of Russia: the encyclopedia / under the editorship of Nekrasov VF. — Moscow, 2002.
7. Militia of Russia: Documents and materials. 1917-1999. — V. 1. — 1917-1934 / the bus-sost. A.JA. Malygin, R.S. Mulukaev, B.V. Tchernyshev, A.V. Afanasev, A.V Lobanov. — Saratov, 2000.
8. The Ministry of Internal Affairs of Russia: 1802-2002. A historical sketch in 2 volumes. — Т. II. — St.-Petersburg, 2002.
10. The Russian newspaper. Federal release № 5075 from December, 28-th, 2009.
1 Российская газета. Федеральный выпуск № 5075 от 28 декабря 2009 г.
2 Сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации http://www.mvd.ru/news/36027/
3 Сайт Информационного агентства «Росбалт» http://www.rosbalt.ru/2009/11/30/693092.html
4 Сайт «Русского журнала» http://www.russ.ru/layout/set/print//Mlrovaya-povestka/V-ozhldaшl-demontazha-postsovetskogo-rudlmenta
5 РГИА. Ф. 1288. Оп. 26. Д. 22. Л. 7-15.
6 Кельсон З.С. Милиция Февральской революции / / Былое. 1925. № 5. С. 22.
7 Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. — М., 1993. С. 124-127.
8 СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 15.
9 См.: Гутман М.Ю. Милиция Петрограда и Петроградской губернии в годы революций и гражданской войны в России (19171920 гг.): Монография. СПб., 2001. С. 117.
10 См.: Милиция России: Документы и материалы. 1917-1999 Т. 1. 1917-1934 / Авт.-сост. А.Я. Малыгин, Р.С. Мулукаев, Б.В. Чернышев, А.В. Афанасьев. А.В. Лобанов. - Саратов: СЮИ МВД России. 2000. С. 38-41.
11 Сайт Законы Росии.http://lawrussia.ru/texts/legal_205/doc205a408x217.htm
12 Еропкин М.И., Попов Л.Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. Л., Лениздат, 1972. С. 50-51.
13 ЦГАИПД СПБ. Ф. 1829. Оп. 1 Д. 10. Л. 8.
14 МВД России: энциклопедия / под ред. Некрасова В.Ф. М.: Объед. ред. МВД России: ОЛМА-пресс, 2002. С. 281.
15 Так называлась структурная форма организации органов охраны общественного порядка в Петрограде до конца 1918 г. (Центральная комендатура революционной охраны, районные и подрайонные комендатуры, а милиционеров называли дружинниками).
16 Гутман М.Ю. Милиция Петрограда и Петроградской губернии в годы революций и гражданской войны в России (19171920 гг.): Монография. СПб.: 2001. С. 181.
17 См.: Министерство внутренних дел России: 1802-2002. Исторический очерк в 2-х томах. Т. II. Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет». 2002. С. 157.
18 См.: Гутман М.Ю. Милиция Петрограда и Петроградской губернии в годы революций и гражданской войны в России (1917-1920 гг.): Монография. СПб.: 2001. С. 182-183.
19 Министерство внутренних дел России: 1802-2002. Исторический очерк в 2-х томах. Т. II. Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет». 2002. С. 157.
20 РГИА. Ф. 1288. Оп. 26. Д. 22. Л. 15.
21 Гимпельсон Е.Г. Советы в годы иностранной военной интервенции и Гражданской войны. М.: Наука, 1968. С. 322.
22 Министерство внутренних дел России: 1802-2002. Исторический очерк в 2-х томах. Т. II Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет». 2002. С. 216-217.